Эмманюэль Левинас Избранное: Тотальность и бесконечное




НазваниеЭмманюэль Левинас Избранное: Тотальность и бесконечное
страница1/40
Дата11.02.2013
Размер7.55 Mb.
ТипДокументы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   40
Эмманюэль Левинас

Избранное: Тотальность и бесконечное


Emmanuel Levinas

De 1'existence a 1'existant Totalite et Infini


Университетская библиотека Культурология

ЦГНИИ ИНИОН РАН

Культурная инициатива Университетская книга, Москва · Санкт-Петербург, 2000


Р., Fontaine, 1947

LaHave.Niihoff.l961


Редакционная коллегия серии: Л.В. Скворцов (председатель), В.В. Бычков, П.П. Гайденко,

В.Д. Губин, Ю.Н. Давыдов,Г.И. Зверева,

Л.Г. Ионин, Ю.А. Кимелев. И.В. Кондаков,

C.B. Лёзов, Н.Б. Маньковская, В.Л. Махлин,

Л.Т. Мильская, Л.А. Мостова, А.П. Огурцов,

Г.С. Померанц, A.M. Руткевич,И.М. Савельева,

М.М. Скибицкий, П.В. Соснов, Г.М. Тавризян,

А.Г. Трифонов, А.Л. Ястребицкая

Главный редактор и автор проекта С.Я. Левит
Редакционная коллегия тома:

Составитель: С.Я. Левит

Ответственный редактор: Г.М. Тавризян

Переводчики: И.С. Вдовина, Б.В. Дубин,

Н.Б. Маньковская, A.B. Ямпольская

Художник: П.П. Ефремов


ISBN 5-7914-0023-3 (Книга света)
ISBN 5-7914-0083-5


Л 37 Эмманюэль Левинас.

Избранное. Тотальность и Бесконечное. М.; СПб.: Университетская книга, 2000. 416 с. — (Книга света)


Эмманюэль Лев-инас (1905-1995) — французский философ, моралист, сформулировал в новом виде всеобщую нравственную максиму, или им­ператив, обогатив ее глубоким смысловым содержанием, выражающим на­зревшие духовные потребности эпохи. Э. Левинас разрабатывал этическую концепцию подлинных отношений, которые затронули, преобразовали бы человеческое общение, культуру в целом: в основе нравственно-метафи­зических принципов учения Э. Левинаса — критический анализ духовной ситуации современного западного общества. Развивая традиции, восходя­щие к М. Буберу, Г. Марселю. М. Бахтину, другим выдающимся мысли­телям эпохи, Э. Левинас приходит к убеждению, что философия — это прежде всего мудрость сострадания, мудрость любви.

В настоящий том вошли следующие произведения Э. Левинаса: «От су­ществования к существующему». «Тотальность и Бесконечное», «Ракур­сы» и ряд других, а также посвященное творчеству Э. Левинаса эссе Жака Деррида «Насилие и метафизика».


От существования к существующему



Тотальность и Бесконечное



Ракурсы



От бытия к иному



Философия, справедливость и любовь


Содержание


От существования к существующему (Перевод Н.Б. Маньковская)… 7


Предисловие… 7

Введение… 7


Связь с существованием и мгновением… 10

1. Связь с существованием … 10

2. Усталость и мгновение … 16


Мир… 21

1.Намерения … 21

2. Свет … 27


Существование без мира… 31

1. Экзотика … 31

2. Существование без существующего… 34


Ипостась… 39

1.Бессонница… 39

2. Позиция … 41

3. Квремени … 53


Заключение … 61

Комментарии … 64


Тотальность и Бесконечное (перевод И.С. Вдовиной)… 66


Предисловие… 66


Раздел I. Тождественное и Иное … 73

А. Метафизика и трансценденция … 73

Б. Отделение и речь… 90

В. Истина и справедливость … 113

Г. Отделение и абсолют… 130


Раздел II. Интериорность и экономика … 132

А. Отделение как жизнь … 132

Б. Наслаждение и представление … 143

В. «Я» и зависимость … 160

Г. Жилище … 167

Д. Мир феноменов и выражение … 186


Раздел III.Лицо и экстериорность … 194

А. Лицо и чувствительность … 194

Б. Лицо и этика… 199

В. Этическое отношение и время … 222


Раздел IV. За пределами лица … 246

А. Двойственность любви … 248

Б. Феноменология эроса … 249

В. Плодовитость … 258

Г. Субъективность и эрос … 260

Д. Трансценденция и плодовитость … 263

Е. Родственные узы и братство … 266

Ж. Бесконечность времени … 268


Заключение … 272

1. От подобного к Самотождественному … 272

2. Бытие это экстериорность… 272

3. Конечное и бесконечное … 274

4. Творение … 275

5. Экстериорность и язык … 276

6. Выражение и образ … 278

7. Против философии Нейтрального … 280

8. Субъективность … 280

9. Поддержание субъективности. Реальность внутренней жизни и реальность Государства. Смысл субъективности… 281

10. За пределы бытия … 282

11. Права свободы … 283

12. Бытие как доброта —Я — плюрализм — Мир … 285


Примечания … 287

Комментарии .. 289


Ракурсы (перевод Н.Б. Маньковская) 292


Философия и идея бесконечного…292

1. Автономия и гетерономия… 292

2. Примат Самотождественного, или нарциссизм… 293

3. Идея Бесконечного… 297

4. Идея бесконечного и лик Другого... 298

5. Идея бесконечного как желание… 299

6.Идея бесконечного и нравственное сознание… 300


Apriori и субъективность … 303


След другого … 309

1. Бытие и Самотождественное. … 309

2. Необратимое движение… 311

3. Потребность и Желание. … 313

4. Диакония. … 315

5.След… 317

6. След и "Оность"…319


Загадка и феномен… 321

Разумный дискурс и сдвиг. … 321

Призыв к порядку. … 323

Близость, выражение и загадка… 324

Новая модальность… 326

Субъективность и "оность". … 328

Этика. … 330

По ту сторону Бытия. … 331


Речь и близость… 332

1. Идеальность и значение … 332

2. "Пассивный синтез". … 336

3. Особенное без общего. … 337

4. Язык и чувственное. … 338

5. Сознание и наваждение… 341

6.Знак… 342

7. От наваждения к заложничеству… 344

8. Это лишь слово. … 345


Примечания … 347

Комментарии … 349


От Бытия к Иному (Перевод Б.В. Дубина) … 350

К иному … 350

Запредельное… 351

В ясном свете утопии … 353


Примечания ....................................................................... 355


Философия, Справедливость и Любовь. (Беседа с Левинасом.) (Перевод И.С. Вдовиной) … 356


Жак Деррида. Насилие и метафизика. Перевод л.в.Ямпольскои... 367

I. Насилие света… 373

II. Феноменология, онтология, метафизика… 381


Примечания…399


А. В. Ямпольская. Безмерность в мире мер…404

Основные труды Э. Левинаса… 409


Указатель Имен. (Составители М. Я. Кратче. И.А. Осиновская)

От существования к существующему


Предисловие


Предлагаемое нами исследование носит подготовительный ха­рактер. В нем обозреваются и затрагиваются некоторые более обширные исследовательские темы, связанные с проблемами Блага, Времени и Связи с Другим как движением к Благу. Платоновская формула, ставящая Благо вне бытия, — самое общее и пустое указание из тех. которые здесь принимаются во внима­ние. Она означает, что сама направленность существующего к Благу является не трансценденцией, благодаря которой существующее вос­ходит к высшему существованию, а исходом из бытия и описывающих его категорий, — экс-ценденцией. Но экс-ценденция и Счастье обяза­тельно укоренены в бытии, вот почему быть — лучше, чем не быть.

К. этому положению в бытии и сводится тема настоящего труда. Од­нако изложение не скрывает дальнейших перспектив, постоянно пред­варяя их будущее развитие в другом труде.

Если говорить об этих исследованиях в целом, то они были начаты до войны, но продолжены и в основном написаны в плену. Упоминание о сталаге не даёт ни гарантии глубины, ни права на поблажку: оно лишь объясняет отсутствие какой-либо оценки блестящих философских про­изведений, увидевших свет между 1940 и 1945 годами.


Введение


Философское размышление с одинаковой легкостью схватывает и упус­кает различие между тем, что существует, и самим существованием, меж-ДУ индивидом, видом, сообществом. Богом — существами, обозначаемы­ми именами существительными, — и событием или актом их существо­вания. Возникает своего рода головокружение мысли, заглядывающей в пустоту глагола существовать, о котором как будто нечего сказать: его Можно понять лишь благодаря образованному от него причастию «суше-





ствующее», через то, что существует. Мысль незаметно соскальзывает с понятия бытия как бытия, того, в силу чего существует существующее, к идее причины существования, «сущего вообще», Бога, чья сущность, заключая в себе, в конечном счете, лишь существование, тем не менее будет «сущим», а не фактом или действием, чистым событием бытия. Последнее будет истолковано, исходя из его смешения с «сущим».

Трудность отделения бытия от «сущего»' и тенденция полагать одно в другом, разумеется, вовсе не случайны. Они связаны с обыкновени­ем помешать мгновение, атом времени, вне любого события. Связь между «сущим» и «бытием» сопрягает не два независимых термина. «Сущее» уже заключило контракт с бытием; его невозможно изолиро­вать. Оно есть. Оно так же доминирует над бытием, как подлежащее над определением. Его власть осуществляется в мгновении, которое неразложимо путем феноменологического анализа.

Но можно задаться вопросом, просто ли сопряженность «сущего» с бытием дана в мгновении: не осуществляется ли она посредством са­мого станса мгновения; не является ли мгновение тем событием, бла­годаря которому в чистом акте, чистом глаголе «быть», — в бытии как таковом, возникает «сущее», существительное, овладевающее бытием;

не является ли мгновение «поляризацией» бытия вообще. Действитель­но, начало, исток, рождение выявляют диалектику, делающую это со­бытие в недрах мгновения ощутимым. Для начинающегося «сущего» нужно не только найти причину, творящую его, но и объяснить, что именно в нем самом приемлет существование. Рождение не есть при­нятие вклада или дара предсуществующим субъектом; даже сотворение ex nihilo2, предполагающее полную пассивность творимого, наделяет его, в самый момент его появления на свет, входящий в момент сотво­рения, способностью воздействовать на свое бытие, дает субъекту власть над своими свойствами. Начало уже является подобным обладанием, бытийной деятельностью. Мгновение не монолитно, оно сочленено. Именно сочлененностью оно и отличается от вечного, которое просто и отчуждено от события.

Что представляет собой событие бытия, бытие вообще, если брать его в отрыве от «сущего», которое господствует над ним? Что означает его всеобщность? Разумеется, не то же, что всеобщность рода. Даже «не­что» вообще, чистая форма объекта, выражающая идею «сущего» во­обще, выше рода, так как нисхождение к видам не происходит путем прибавления специфических различий. Понятие «сущего» вообще уже заслуживает названия «трансцендентного» — так средневековые пос­ледователи Аристотеля именовали единое, бытие и благо. Но всеобщ­ность бытия — того, что определяет существование существующего — не равнозначна подобной трансценденции. Бытие избегает любой спе­цификации и ничего не специфицирует. Оно не является ни каче­ством, несомым объектом, ни опорой качеств, ни актом субъекта, и тем не менее в выражении «это есть» бытие становится атрибутом, по­скольку мы сразу же вынуждены заявить, что этот атрибут ничего не добавляет к субъекту. Не следует ли в самой трудности понимания ка­тегории, согласно которой бытие принадлежит «бытующему», «сущему», видеть знак безличного характера бытия вообще? Не становится ли бы-





вообще бытием «сущего» в силу инверсии, события настоящего, яв-гие щегося главной темой этой книги? И если само бытие отвергает лич-^ форму, как подступиться к нему?*

Итак. этот труд построен следующим образом: он стремится прибли-ться к идее бытия вообще в его безличности, чтобы затем проанализи-^вать понятие настоящего и положения, при котором из безличного Ρ ,д возникает, словно в результате гипостазирования3, существо. убъект. существующее. Но эти вопросы возникли не сами по себе. По нашему мнению, они вытекают из некоторых положений современной онтологии, позволившей обновить философскую проблематику.

Обновление онтологии в современной философии не имеет более ничего общего с реализмом. Исследование не предполагает утверждения существования внешнего мира и его примата по отношению к познанию. В нем утверждается, что сущность человеческой духовности заключает­ся не в нашей связи с вещами, составляющими мир: она определяется той связью, которую мы, исходя из нашего существования, изначально под­держиваем с самим фактом наличия бытия, с наготой этого простого фак­та Эта связь — при всем том, что тавтология здесь очевидна — представ­ляет собой событие, чья реальность и характер, в каком-то смысле уди­вительный, в некоторой степени проявляются в сопровождающем ее бес­покойстве. Зло бытия, болезнь самого предмета идеалистической фило­софии, превращается в муку быть.

Озабоченность этой связью между Я и его существованием, представ­ление о существовании как бремени, которое нужно нести, крайне обо­стряется в некоторых ситуациях, которые философский анализ обычно уступал психологии и на которых мы остановимся: усталости и лени.

Если в начале исследования наши размышления в значительной мере вдохновляются — применительно к понятию онтологии и связи, кото­рую человек поддерживает с бытием, — философией Мартина Хайдегге­ра, то далее ими руководит глубинная потребность выйти из атмосферы этой философии и убеждение, что выходом не является философия, ко­торую можно было бы назвать пред-хайдеггеровской.

Главной идеей хайдеггеровской интерпретации человеческого суще­ствования представляется концепция существования как экстаза, воз­можного лишь как экстаз, устремленный к концу; следовательно, трагизм существования заключен в его конечности и том небытии, в которое по­гружается человек в ходе существования. Тревога, осознание небытия являются осознанием бытия в той мере, в какой само бытие определяет­ся небытием. Бытие без тревоги было бы бесконечным бытием, если бы такое понятие не было противоречивым. Диалектика бытия и ничто ос­тается доминирующей в хайдеггеровской онтологии, где зло всегда явля­ется недостатком, то есть ущербностью, нехваткой бытия, или ничто.

Мы попытаемся подвергнуть сомнению идею, что зло есть недостаток. Не обременено ли бытие другими пороками, кроме своей ограниченно­сти и ничто? Не таится ли в самой его позитивности некое изначальное зло? Не является ли страх бытия — ужас бытия — столь же изначальным.

" Начало настоящего «Введения» было опубликовано вместе с параграфом 2 гла-нь' 3 данного труда и «Deucalion I» под заголовком «II у а».





как и страх смерти? Страх быть — столь же изначальным, как боязнь за бытие? Даже более изначальным, так как второе может осознаваться по­средством первого. Не являются ли равноправные либо взаимосвязанные в философии Хайдеггера бытие и ничто фазами более общего факта су­ществования, вовсе не конституируемого небытием? Мы назовем его фактом
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   40

Похожие:

Эмманюэль Левинас Избранное: Тотальность и бесконечное iconАльманах «Рыболов-спортсмен» Избранное, Москва, 1959г.,296стр
Андреяшкин Ю. Г. Лосев Б. Е. Добринская Л. А. «Рыбы и рыбалка»,Свердловск,1988г.,192стр
Эмманюэль Левинас Избранное: Тотальность и бесконечное iconСправочник основных терминов
Если функция имеет первообразную, то она имеет бесконечное множество первообразных, где произвольная постоянная
Эмманюэль Левинас Избранное: Тотальность и бесконечное iconКонспект лекции для автора курсового проекта как для преподавателя
Дискретная случайная величина (дсв) может принимать конечное или бесконечное счетное число значений
Эмманюэль Левинас Избранное: Тотальность и бесконечное icon4. тесты (личностные)
Объект конфликтологии сама социальная жизнь, все бесконечное разнообразие реальных, "живых" конфликтов от детских ссор и до мировых...
Эмманюэль Левинас Избранное: Тотальность и бесконечное iconБюллетень новых поступлений
Избранное: Кризис европейской культуры / Альфред Вебер; [пер с нем. М. И. Левина, Т. Е. Егорова; сост. С. Я. Левит]. – Спб. Университетская...
Эмманюэль Левинас Избранное: Тотальность и бесконечное iconЗадача Сформировать на территории России глобальное пространство современной архитектуры. Обязательно 100% использование участка всей территории России
России представляет собой разряженное и малообжитое гигантское пространство. В свою очередь, тотальность архитектурной рефлексии...
Эмманюэль Левинас Избранное: Тотальность и бесконечное icon«Аппарат опоры и движения, его функции. Скелет человека, его строение и значение»
Эпиграф: «Все бесконечное разнообразие внешних проявлений мозговой деятельности сводится окончательно к одному лишь явлению – мышечному...
Эмманюэль Левинас Избранное: Тотальность и бесконечное iconВыводы по экспериментам со схемами управления бесконечной энергией точки
Бесконечное время существования точки пространства, при ее неизбежном, непрерывном взаимодействии с точками других пространств, позволяет...
Эмманюэль Левинас Избранное: Тотальность и бесконечное iconУчебно-методический комплекс по дисциплине Концепции современного естествознания Направления подготовки: «Экономика», «Менеджмент»
Охватывает; а строение микромира, б строение макромира, в строение мегамира, г бесконечное многообразие целостных систем, тесно связанных...
Эмманюэль Левинас Избранное: Тотальность и бесконечное iconВебер М. Избранное. Образ общества. М., 1994 Дополнительное чтение: Макс Вебер за 90 минут/сост. Д. Митюрин
Во-первых, ввести участников в проблематику методологии исторических аспектов социальных исследований религии, в частности – на примере...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница