Программа дисциплины «Культурные практики (пост)современности в контексте теории модерна»




НазваниеПрограмма дисциплины «Культурные практики (пост)современности в контексте теории модерна»
страница1/6
Дата11.02.2013
Размер274 Kb.
ТипПрограмма дисциплины
  1   2   3   4   5   6



Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Программа дисциплины «Культурные практики (пост)современности в контексте теории модерна»

для направления 040100.68 «Социология» подготовки магистра




Правительство Российской Федерации


Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
"Национальный исследовательский университет
"Высшая школа экономики"



Факультет социологии


Программа дисциплины

Культурные практики (пост)современности в контексте теории модерна




для направления 040100.68 «Социология» подготовки магистра

магистерской программы «Комплексный социальный анализ»


Автор программы:

Самутина Наталья Владимировна,

Канд.культурологии, ведущий научн. сотр. ИГИТИ,

Доцент кафедры анализа социальных институтов

nsamutina@mail.ru


Одобрена на заседании кафедры анализа социальных институтов «___»____________ 20 г

Зав. кафедрой И.Ф. Девятко


Рекомендована секцией УМС "Социология" «___»____________ 20 г

Председатель В.Г. Ледяев


Утверждена УС факультета социологии «___»_____________20 г.

Ученый секретарь Е.В. Надеждина


Москва, 2011

Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы.

Область применения и нормативные ссылки

Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности.

Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки/специальности 040100.68, обучающихся по магистерской программе «Комплексный социальный анализ» изучающих дисциплину «Культурные практики (пост)современности в контексте теории модерна»

Программа разработана в соответствии с:

  • оригинальным образовательным стандартом НИУ ВШЭ по социологии;

  • Образовательной программой 040100.68 «Социология».

  • Рабочим учебным планом университета по направлению подготовки/ специальности Социология, утвержденным в 2011 г.

1Цели освоения дисциплины


Теоретическая задача спецкурса – дать представление об основных проблемах и подходах социологии культуры, рассматривая проблемы общества, культуры, цивилизации через призму концепции модернизации – европейского проекта и опыта «модерна», «модерного» общества, дифференцированной системы его автономных институтов.

Особое внимание уделено формам культурной идентификации, способам символической записи, фикциональной репрезентации, условной драматизации социальных проблем средствами различных медиа - литературы, фотографии, кино, Интернета (с акцентом на их специфике), а также возможностям анализа культурных значений повседневности.

Практическая задача спецкурса – постановка аналитической оптики в отношении современных культурных практик (от кино- и литературных текстов, Интернет-коммуникации, до практик существования в городском пространстве). В этой части акцент делается на культурных практиках современной России.

2Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины


В результате освоения дисциплины студент должен:

        • Иметь четкое представление о социологическом значении понятий «модерн» и «модернизация», современность и «пост-современность», культура, массовое общество и массовая культура, средства массовой коммуникации, национальное государство, субъект, идентичность, повседневность, публичное пространство. Уметь оперировать социологическим инструментарием при характеристике устройства культурных институтов современного общества, осознавать и описывать основные различия между традиционным и ценностно-нормативным способами регуляции социальных отношений, понимать условия производства символических значений в рамках разных культурных институтов, уверенно реконструировать антропологические параметры модерна (представления о пространстве и времени, норме социальной коммуникации, и т.д.). Быть в состоянии охарактеризовать параметры трансформации основных культурных институтов в разные исторические моменты, описать меняющиеся структуры социальных взаимодействий. Иметь представление о российской специфике этих глобальных процессов.

  • Иметь твердые знания о методологических основаниях современного междисциплинарного знания, на социологической версии которого базируется курс: о социологии культуры и «культурсоциологии», традиции cultural studies и российской версии культурологии, о визуальных исследованиях, исследованиях медиа, исследованиях города, о релевантном для работы с культурными текстами инструментарии филологического анализа, и т.д. Уметь обосновывать методологический выбор при выстраивании собственного междисциплинарного исследования.

  • Уметь применять междисциплинарную социологически фундированную теорию модерна (современности и пост-современности) для интерпретации культурных текстов и практик и построения программы собственного исследования, ориентированного на изучение и теоретическую рефлексию российской повседневности.



В результате освоения дисциплины студент осваивает следующие компетенции:


Компетенция

Код по ФГОС/ НИУ

Дескрипторы – основные признаки освоения (показатели достижения результата)

Формы и методы обучения, способствующие формированию и развитию компетенции

Способен рефлексировать (оценивать и перерабатывать) освоенные научные методы

(формируется частично)

СК-М1

− распознает теоретические логики, применяемые для построения междисциплинарного объяснения

− обосновывает систему критериев, применяемых для критической оценки научной теории

− дает независимую, самостоятельную оценку предлагаемому научному тексту

лекции, написание реферата, написание самостоятельной работы, выступления на семинаре, выступление на финальной мини-конференции, критический разбор текстов на семинаре

Способен предлагать концепции, модели (формируется частично)

СК-М2

− использует концепции и методологический аппарат социологии культуры, культурных исследований, визуальных исследований для построения моделей объяснения

− представляет связи между теоретическими моделями и базовыми предпосылками при построении новых или анализе существующих методологических программ


лекции, выступление на финальной мини-конференции,

Способен анализировать, верифицировать, оценивать полноту информации в ходе профессиональной деятельности, при необходимости восполнять и синтезировать недостающую информацию и работать в условиях неопределенности

(формируется частично)

СК-М6

− самостоятельно выбирает материал для анализа, преимущественно из неисследованных областей и неописанных социокультурных феноменов, выстраивает программу исследования на основе профессиональных гипотез об этом материале

− владеет знанием об объекте, предмете и фокусе теоретизирования для каждой из моделей объяснения, представленной в курсе,

− представляет связи, возникающие между выбором объекта научного исследования и релевантной программы исследования

− интерпретирует исследовательские тексты с точки зрения их полноты, доказуемости, адекватности использованных средств поставленным целям, научного языка описания

лекции, написание реферата, написание самостоятельной работы, выступления на семинаре, выступление на финальной мини-конференции, критический разбор текстов на семинаре

Cпособен описывать проблемы и ситуации профессиональной деятельности, используя язык и аппарат разных дисциплинарных областей для решения проблем на стыке наук, в смежных профессиональных областях


ИК-13

− способен охарактеризовать основные научные принципы социологии культуры, культурсоциологии, cultural studies, визуальных исследований, теории кино, теории медиа

− распознает признаки конкретной модели объяснения, представленной в курсе

− демонстрирует умение выстроить генеалогическую связь между отдельными теориями в их исторической перспективе с точки зрения единства модели объяснения

− способен выстроить аргументированную систему верификации методов междисциплинарного исследования культурных феноменов

− на финальной мини-конференции оценивает объяснительные модели или суммы теорий, использованных в выступлениях других учеников в группе, с точки зрения их верифицируемости, научной продуктивности, непротиворечивости выстраивания междисциплинарного исследования

лекции, написание реферата, подготовка доклада и оппонирование на семинаре, критический разбор текстов на семинаре

Cпособен использовать концептуальные основы социологии культуры, культурсоциологии, cultural studies, визуальных исследований, теории кино, теории медиа применительно к задачам исследования социальных общностей, институтов и процессов.


ИК-15

− применяет и комбинирует известные ему модели научного объяснения для анализа конкретных примеров, кейсов или фрагментов теорий,

− представляет связи между отдельными концептами и теориями в рамках единой объяснительной модели применительно к анализу конкретных кейсов

− интерпретирует и оценивает эмпирические данные и построенные на них объяснительные модели в терминах философии и методологии социальных наук

лекции, написание реферата, подготовка доклада и оппонирование на семинаре, критический разбор текстов на семинаре

Cпособен порождать принципиально новые идеи и продукты, обладает креативностью, инициативностью


СЛК-8

− определяет для себя круг чтения литературы разных дисциплин, необходимый для гармоничного универсального образования в области существующего множества теорий и подходов в области социологии культуры

− составляет программу своего исследования, ориентируясь на максимально новый, не описанный материал, рефлексируя опыт своей повседневности,

лекции, написание самостоятельной работы, подготовка доклада и оппонирование на финальной мини-конференции, критический разбор текстов на семинаре



  1   2   3   4   5   6

Похожие:

Программа дисциплины «Культурные практики (пост)современности в контексте теории модерна» iconПрограмма дисциплины Культурные практики (пост)современности в контексте теории модерна
Автор: Самутина Наталья Владимировна, ст преп кафедры анализа социальных институтов
Программа дисциплины «Культурные практики (пост)современности в контексте теории модерна» iconБезопасность человека в контексте международной политики: вопросы теории и практики
Безопасность человека в контексте международной политики: вопросы теории и практики. Материалы научного семинара/ Под. Ред. П. А....
Программа дисциплины «Культурные практики (пост)современности в контексте теории модерна» iconПрактическое задание 35 Список используемой литературы 40
«модерна». Префикс «пост» нечто сменяющее, преодолевающее модерн. В XX веке, считает В. Бычков, наступает состояние «пост-культуры»,...
Программа дисциплины «Культурные практики (пост)современности в контексте теории модерна» iconПояснительная записка в учебном курсе рассматриваются предмет политологии, становление и развитие политологии как науки и как учебной дисциплины, современные политические теории.
Особо в программе выделяется проблема демократии с точки зрения теории и практики в контексте всей исторической действительности
Программа дисциплины «Культурные практики (пост)современности в контексте теории модерна» iconКонцепции социального характера э. Фромма и д. Рисмена в контексте современности
Диссертация выполнена на кафедре истории и теории социологии социологического факультета Московского государственного университета...
Программа дисциплины «Культурные практики (пост)современности в контексте теории модерна» icon1. Общая характеристика глобальных проблем современности
Целью моей работы является рассмотрение глобальных проблем современности и их решений в контексте международных отношений
Программа дисциплины «Культурные практики (пост)современности в контексте теории модерна» iconПрограмма учебной дисциплины «Метрология, стандартизация и сертификация»
Поэтому главной задачей дисциплины является изучение новейших основ теории и практики измерений. Также задачи дисциплины состоят...
Программа дисциплины «Культурные практики (пост)современности в контексте теории модерна» iconРабочая программа дисциплины «схемотехника»
Задачи изучения дисциплины – усвоение основных положений современной теории и практики создания и анализа электронных устройств,...
Программа дисциплины «Культурные практики (пост)современности в контексте теории модерна» iconРабочая программа дисциплины Социальная теория в ситуации позднего модерна
Б. 3, дисциплина по выбору. Предметное содержание модуля тесно взаимосвязано с учебными курсами «История социологии», «Социология...
Программа дисциплины «Культурные практики (пост)современности в контексте теории модерна» iconПрограмма дисциплины «(Пост)современный город: теории и исследовательские тактики»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки/специальности...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница