Научно-методический журнал издается с 1994 года




НазваниеНаучно-методический журнал издается с 1994 года
страница1/12
Дата10.02.2013
Размер1.59 Mb.
ТипНаучно-методический журнал
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12





Научно-методический журнал
издается с 1994 года


Издание осуществляется с участием

Академии информатизации образования


Учредители:
Московский государственный

гуманитарный университет им. М.А. Шолохова,
Институт информатизации образования (ИНИНФО),

Уральский государственный педагогический университет


Главный редактор Я.А.Ваграменко

Редакционный совет:

Авдеев Ф.С. (Орел), Данильчук В.И. (Волгоград), Дробышев Ю.А. (Калуга),

Жданов С.А. (Москва), Игнатьев М.Б. (С-Петербург), Киселев В.Д. (Тула),

Корниенко А.В. (Москва), Король А.М. (Хабаровск), Куракин Д.В. (Москва), Кузовлев В.П. (Елец), Лазарев В.Н. (Москва), Лапчик М.П. (Омск),

Могилев А.В. (Воронеж), Пак Н.И. (Красноярск), Плеханов С.П. (Москва), Соломин В.П. (С-Петербург), Хеннер Е.К. (Пермь), Чубариков В.Н. (Москва)


Редакционная коллегия:

Зобов Б.И. (зам. главного редактора, Москва),
Игошев Б.М. (Екатеринбург), Круглов Ю.Г. (Москва),

Нижников А.И. (Москва), Подчиненов И.Е. (Екатеринбург), Стариченко Б.Е. (Екатеринбург)


СОДЕРЖАНИЕ


КОМПЬЮТЕР В ШКОЛЕ

Казиахмедов Т.Б. Модель многоуровневого адаптивного обучения информатике в общеобразовательной средней школе……………………………….

3

Цветкова М.С., Богомолова О.Б. Информационно-технологическая подготовка школьников в системе профильного и дополнительно обучения….

11

Муртузалиев Ш. М-С. О концепции методической системы обучения информатике и ИКТ учащихся национальных средних школ……………………

15


ИНФОРМАТИКА И ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ВУЗЕ

Ин А.Х. Лингвообразный подход к изучению основных понятий алгоритмизации и программирования……………………………………………………….

20

Яковлева О.В. Изучение пакета Microsoft Office с помощью макрокоманд……

25

Пак Н.И., Одноколова Е.Г. Организация проектно-исследовательской деятельности студентов в курсе «Теоретические основы информатики»……….

31

Киселева М.П. Информатика и новые инфрмационные технологии в системе подготовки будущего учителя……………………………………………….…

36


РЕСУРСЫ ИНФОРМАТИЗАЦИИ

Нестерова Л.В. Особенности и организационные принципы дистанционного повышения квалификации и переподготовки работников образования……….

41

Чальцева А.С., Коваленко М.И. О программной реализации дидактического тестирования………………………………………………………………

48

Грамаков Д.А. Об использовании Web 2.0 и других интернет сервисов в молодежных информационных Интернет-порталах………………………………..

53

Этко И.Г. Алгоритм идентификации объектов, основанный на одновременном анализе их положения в графе………………………………..………

60

Русаков А.А., Финагина А.В., Яхович В.Н. Использование статистических пакетов программ при обучении студентов медицинских вузов………………….

64


В АКАДЕМИИ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ

Международная научно-методическая конференция «Информатизация образования – 2008»………………………………………………………………………….

69

Отчетный доклад Я.А. Ваграменко «О деятельности Академии информатизации образования в 2007-2008 гг.»……………………………………..

70

Резолюция Международной научно-методической конференции «Информатизация образования – 2008»………………………………………………..

79

Решение отчетно-выборной конференции Академии информатизации образования…………………………………………………………………………………….

83

Список членов Академии информатизации образования, избранных 29 мая 2008 г. …………………………………………………………………………………………..

85

Всероссийская научно-практическая конференция «Информационные технологии в высшей и средней школе»……………………………………………….

86

Резолюция Всероссийской научно-практической конференции «Информационные технологии в высшей и средней школе»……...……………..

87


ИНФОРМАЦИЯ

Сведения для авторов публикаций в журнале «Педагогическая информатика»

89

Требования к оформления статей журнала «Педагогическая информатика»….

92




КОМПЬЮТЕР В ШКОЛЕ


Т.Б.Казиахмедов,

Нижневартовский государственный гуманитарный университет,

зав. кафедрой информатики и методики преподавания информатики, к.п.н., доцент,

(3466) 45-4403, ktofik@yandex.ru


МОДЕЛЬ МНОГОУРОВНЕВОГО АДАПТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ ИНФОРМАТИКЕ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ


MODEL OF MULTILEVEL ADAPTIVE TEACHING

OF INFORMATION SCIENCE IN SECONDARY SCHOOLS


Аннотация. В статье рассматриваются проблемы формирования содержания школьной информатики с точки зрения разных подходов (алгоритмический, знаниевый, технологический, фундаментальный, комплексный) и предлагается многоуровневая адаптивная система обучения информатике. Многие положения данной статьи реализованы в школах Ханты-Мансийского автономного округа.

Ключевые слова: знаниевый подход, фундаментализация предмета «Информатика», адаптация содержания к этапам обучения, многоуровневая адаптивная система обучения информатике.


Abstract. The article deals with the problems of content formation of school Information Science from the positions of different approaches (algorithmic, knowledge, technological, fundamental, complex) and proposes a multilevel adaptive system of Information Science teaching. Some ideas of the article have been used in the schools of the Khanty - Mansiysk Autonomous Okrug.

Key word: knowledge approach, fundamentalization of the school subject «Information Science», complex approach, adaptation of the content to grade levels, multilevel adaptive system of Information Science teaching.


В условиях модернизации содержания общего образования в Российской Федерации требуется фундаментализация предмета «Информатика и ИКТ». В практике структурирования этого предмета сложились следующие подходы:

  • алгоритмический;

  • знаниевый;

  • технологический;

  • фундаментальный;

  • комплексный.

Алгоритмический подход был основан в начале становления и внедрения предмета «Информатика», это было связано с уровнем кадрового потенциала и техническим обеспечением образовательных учреждений. В 90-е годы реализуется построение этого предмета на основе знаниевого подхода. Фундаментальными понятиями при этом выступают знание и модели знаний: алгоритмическая, логическая (продукционная), фактуальная, фреймовая, сетевая, алгоритм представляется как модель представления знаний, таблицы, базы данных – как фактуальная модель знаний, продукции, предикаты – как логическая модель и т д. Но в этом подходе не учитываются нечеткие множества и нечеткая логика.

После 2005 года предмет «Информатика» преобразуется в предмет «Информатика и ИКТ», в основу которого был положен технологический подход. Фундаментом предмета становятся технологии: технологии обработки текстовой информации, табличной информации, системы управления базами данных и др. В результате был сделан большой шаг в сторону от фундаментальности предмета, предмет начал терять свою значимость. В настоящее время все большее количество ИТ-специалистов, педагогов и преподавателей информатики считают, что содержание предмета «Информатика и ИКТ» должно формироваться на основе комплексного подхода, в котором упор делает на фундаментальный характер базового предмета, а остальные подходы должны более широко применяться при профильном обучении. Для изучения информатики и ИКТ нужно использовать адаптивную многоуровневую систему обучения.

Что такое адаптивная многоуровневая система обучения? Рассмотрим ее концептуальную модель, представленную на рис. 1.

Прежде всего, рассмотрим понятие адаптивности. Под адаптацией будем понимать следующее:

  1. учет индивидуальных особенностей различных категорий учащихся;

  2. учет различных уровней обученности учащихся;

  3. учет разноуровневой подготовки учителей информатики;

  4. возможность проявления творчества учащимися и преподавателями;

  5. учет региональных особенностей условий обучения;

  6. учет профессиональных намерений учащихся;

  7. учет особенностей рынка труда, особенно, в профильном обучении информатике;

  8. гибкость системы, которая обеспечивает получение специального конечного результата.

  1. Учет индивидуальных особенностей различных категорий учащихся.

Под этим понимается следующее: «быстрота» мышления(операциальность мышления) , рефлексия мышления, визуальное мышление, развитость отдельных типов памяти (зрительной, слуховой, визуальной), скорость реакции на процесс обучения, качество сформированных учебных навыков, степень самостоятельности в работе и т.д.





Рис. 1. Концептуальная модель обучения информатике

Очень часто классно-урочная система приводит к несоответствию темпа обучения с возможностями отдельных учащихся. Скорость обучения в классно-урочной системе, рассчитанная на среднего ученика, является низкой для одних и высокой для других учащихся.

Проблема состоит в том, как, во-первых, модифицировать систему или другими словами с помощью каких форм и методов работы уменьшить эту разницу, во-вторых, как приблизить содержание образования или класс решаемых задач к психологическим возможностям учащихся, чтобы способствовать и его развитию и «выравниванию» темпа работы учащихся в сторону увеличения.

  1. Учет различных уровней обученности учащихся

Проблема стоит в необходимости изменения технологий обучения информатике таким образом, чтобы классно-урочная система способствовала развитию учащихся, чтобы идеи профильной школы не упрощали или не усложняли базовый курс без учета личностных особенностей учащихся, и чтобы это не поставило в неравное стартовое положение учащихся после прохождения базового курса школы, что несомненно необходимо учитывать при профильном обучении. С другой стороны, в этой категории обучаемых могут оказаться и одаренные учащиеся, следовательно необходимы другие подходы к выявлению одаренных детей и их обучению, о чем будет сказано далее

  1. Учет разноуровневой подготовки учителей информатики.

Самое основное, что понимается под разноуровневой подготовкой, – это знания самого учителя в области преподаваемого им предметного материала по курсу «Информатика и ИКТ». Второе, насколько учитель владеет различными методиками преподавания, знает различные формы и системы организации учебного процесса, владеет теорией и практическими навыками изучения особенностей обучаемых, имеет помимо информатики интересы в других предметных областях знаний, например, в математике, экономике, экологии и т.д.

Следовательно, должна быть разработана система тестов для изучения особенностей обучаемых, чтобы ограниченные знания учителя на первых уроках не сказалось на обучаемых. Также необходимо использовать индивидуальные интересы учителя в какой-либо предметной деятельности для обучения и развития учащихся, интересующихся этой же предметной областью. Это важно для организации предпрофильной подготовки и профильного обучения учащихся. Концептуальные основы профильной школы дают учителю возможность как никогда ранее проявить собственные научно-методические интересы в построении элективных и профильных курсов, использовать нелинейные технологии обучения и другие активные формы работы в профильных классах.

К сожалению, программы обучения будущих учителей настолько ограничены по содержанию (по мнению автора), что непременно нужно их изменить при организации двухуровневой подготовки: бакалавр-магистр. Предложенные на сегодня программы бакалавра информатики сильно оторваны от действительности и носят поверхностный характер. Поэтому, нужно менять не только содержание изучаемой области «Информатика», но технологю личностно-ориентированного обучения. Ведь в адаптивной системе обучения информатике главным действующим лицом выступает учитель, которому нужно позволить разрабатывать элективные и профильные курсы, использовать нелинейные и дистанционные формы и методы обучения. По содержанию предметной области «Информатика» в системе подготовки учителя информатики ниже будут представлены дополнительные предложения.

  1. Возможность проявления творчества.

Как известно, качество обучения зависит от активности как учителя, так и обучаемых. Но как сделать процесс обучения активным?

Необходимо применять так называемые активные методы обучения: проблемное обучение, конструирование, моделирование, развивающее обучение, модульное, проектно-модульное обучение, через нелинейные траектории обучения. Последнее является основой использования личностно-ориентированных технологий обучения, формирования личностной образовательной траектории обучения информатике.

В преподавании информатики можно применить метод «совместного поиска решения», суть которого заключается в том, что ставится проблема, решение которой неизвестно как обучаемым, так и преподавателю. При этом идет совместный поиск решения задачи, ее реализации на ЭВМ. Эти задачи носят длительный характер и не рассматриваются на уроках. После решения задачи выбирается наиболее оптимальный вариант алгоритма решения, при этом учитываются перечисленные выше особенности учащихся. Что касается творчества учителя, то здесь должны соблюдаться определенные правила:

  • Объем знаний учащихся не может быть ниже установленного стандарта.

  • Из всего разнообразия форм и методов обучения, наиболее эффективные выбирает сам учитель.

  • Придерживаясь содержания учебной программы по информатике, класс решаемых задач выбирает сам учитель по своему усмотрению из близкой ему предметной области, с учетом личностных особенностей учащихся.

  • Одаренные учащиеся получают сложные задачи, выходящие за пределы программы и имеющие долгосрочный характер.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12

Похожие:

Научно-методический журнал издается с 1994 года iconНаучно-методический журнал издается с 1994 года
В. Н. Романенко, Г. В. Никитина Зарубежные стандарты информационной грамотности учащихся
Научно-методический журнал издается с 1994 года iconНаучно-методический журнал издается с 1994 года
А. П. Декина к вопросу о преемственности содержания школьного и вузовского курсов информатики
Научно-методический журнал издается с 1994 года iconНаучно-методический журнал издается с 1994 года
Г. В. Никитина, В. Н. Романенко Влияние информатизации на требования к базовым умениям инженера
Научно-методический журнал издается с 1994 года iconНаучно-методический журнал издается с 1994 года
Я. А. Ваграменко, Б. И. Зобов Телекоммуникационные сети информационного обеспечения сельских школ
Научно-методический журнал издается с 1994 года iconНаучно-методический журнал издается с 1994 года
И. Я. Злотникова Система дистанционной подготовки педагогических кадров для сельских школ
Научно-методический журнал издается с 1994 года iconНаучно-методический журнал издается с 1994 года
А. А. Зубрилин, О. И. Пауткина Некоторые пути формирования пространственных представлений и пространственного воображения на уроках...
Научно-методический журнал издается с 1994 года iconНаучно-методический журнал издается с 1994 года
Король А. М. (Хабаровск), Куракин Д. В. (Москва), Кузовлев В. П. (Елец), Лазарев В. Н. (Москва), Лапчик М. П. (Омск), Могилев А....
Научно-методический журнал издается с 1994 года iconНаучно-методический журнал издается с 1994 года
Король А. М. (Хабаровск), Куракин Д. В. (Москва), Кузовлев В. П. (Елец), Лазарев В. Н. (Москва), Лапчик М. П. (Омск), Могилев А....
Научно-методический журнал издается с 1994 года iconНаучно-методический журнал издается с 1994 года
Король А. М. (Хабаровск), Куракин Д. В. (Москва), Кузовлев В. П. (Елец), Лазарев В. Н. (Москва), Лапчик М. П. (Омск), Могилев А....
Научно-методический журнал издается с 1994 года iconНаучно-методический журнал издается при участии
Я. А. Ваграменко Информационные технологии и модернизация образования
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница