Греческие мифы: роковая роль женщин в судьбе ясона постановка проблемы




Скачать 214.69 Kb.
НазваниеГреческие мифы: роковая роль женщин в судьбе ясона постановка проблемы
Дата09.02.2013
Размер214.69 Kb.
ТипАнализ
УДК 398. 22

Котелевцева Н. П.,

ст. преподаватель,

Учебно-научный профессионально-педагогический институт УИПА,

г. Артемовск, Донецкой области


ГРЕЧЕСКИЕ МИФЫ: РОКОВАЯ РОЛЬ ЖЕНЩИН В СУДЬБЕ ЯСОНА


Постановка проблемы. Актуальность темы исследования любви в художественной литературе обусловлена необходимостью осмыслить ту ее многогранность, которая проявлялась на протяжении развития истории человечества.

Любовь как возвышенное, красивое, идеалистическое чувство или глубокая духовная близость. Чувство – слепое, романтическое, очень эмоциональное, которое покоряет и даже превращает человека в раба или любовь – деликатная, тактичная, склонная к компромиссу ради поддержки гармонии в отношениях. Любовь – требовательное, холодное чувство или просто физическое влечение и сексуальное удовлетворение. Все эти чувства, называемые любовью, всегда были и остаются темой обсуждения в литературе и искусстве. Миф – самый ранний вид устного народного творчества, где любовь показана во всех ее проявлениях.

Интерес к личности героя в мифах резко возрос за последние годы. Эта тема стала увлекательной и интересной особенно для молодежи. Самыми распространенными оказались поиски и решения в фэнтези – жанрах кинематографа, живописи, компьютерных и настольных игр. И представители этих жанров знают, что сокровищницей, кладезем этого бесценного материала служат самые ранние жанры творчества человечества, где особенно ярко, волнующе и загадочно представлена тема любви.

Познать истинный смысл мифа, уловить в содержании скрытый его подтекст, понять, чем жили, как любили мифические герои, к чему стремились мужчины и женщины древности, создавая любовные и семейные союзы – вот те современные задачи, которые должны решать преподаватели со школьниками и студентами. Эти знания помогут юношеству познать настоящие чувства, пережить возвышенные эмоции, духовно обогатиться, выработать моральные критерии своего поведения.

Анализ основных исследований и публикаций. Сотни исследователей в области истории, этнографии, психологии, культурологии, философии, литературоведения пытались определить понятие термина “миф” и место героя в нем. В этом направлении работали такие исследователи: Э. Дюркгейм, Б. Малиновский, Л. Леви-Брюль, Э. Тайлор, З. Фрейд, К. Г. Юнг, А. А. Потебня, К. Леви-Стросс, Р. Барт, Э. Кассирер, К. Хюбнер, М. Элиаде, Дж. Фрезер,
Д. Харрис, Ф. Шеллинг, Ж. Ф. Лафито, М. Мюллер, Дж. Кембелл,
А. А. Тахо-Годи, Стивен П. Кершоу, О. Гуцуляк, И. Г. Садовская,
А. И. Сосланд и др.

Очень многие авторы изучали мифы с разных, порой самых неожиданных сторон, раскрывая читателю новые и новые пласты и глубины мифа как шедевра человеческой культуры. Сегодня работа ученых в области мифологии становится плодотворней, а результаты – интересней.
Е. М. Мелетинский указывает на героя как на универсальную категорию персонажей, которая обнаруживается в любой мифологии. Я. Э. Голосовкер в своей деятельности раскрывает логику чудесного в эллинском мифе,
Ю. В. Андреев дает возможность увлеченному читателю вместе с автором заняться розыском первоисточников популярных мифологических сюжетов, проследить вплоть до самых истоков родословную центральных персонажей древних сказаний. В. М. Найдыш излагает историю изучения мифотворчества от античности до наших дней, а также определяет современные проблемы науки о мифе. Г. Б. Бедненко утверждает, что мифы – это наше вечное настоящее, раскрывая образ в многочисленных историях, они рассказывают нам о вечных сюжетах человеческой жизни, а умение узнать в себе бога – значит лучше узнать самого себя.

Мифы всегда завораживают простого человека, творческих людей, а особенный интерес к нему проявляют ученые, которые ищут ответ на вопрос – что особенного в мифе, если он тысячелетиями будоражит разум человека? И чем больше новых исследований появляется в этой области, тем больше возникает вопросов.

Нерешенными остаются проблемы реальности мифических историй, география прошедших событий, маршрут жизни и путешествий героев. Почему один герой имеет несколько имен, а несколько богов выполняют одну функцию, если это вариативность, то, с одной стороны, она, конечно, обогащает миф, а, с другой, часто запутывает исследователя, порождая новые вопросы. В мифах особенно ярко и волнующе поднимается тема любви. Любовные истории героев привлекают своей сказочностью, но поступки этих персонажей, на первый взгляд, часто непоследовательны и нелогичны, а значит – требуют изучения и объяснения. Задача нашей статьи – исследование одной из самых известных древних историй – мифа “Ясон и золотое руно”. Предметом нашего размышления мы избрали развитие отношений мужчины и женщин в одном из самых известных греческих мифов.

История о Ясоне и аргонавтах – это величайшее путешествие древности, отраженное в мифах. Это повествование об экспедиции на край света в поисках волшебного золотого руна. Это драма страсти, ревности и предательства, волшебства и злых чар, которая разыгралась на заре человеческой цивилизации.

Миф о Ясоне и золотом руне всегда находится в поле зрения исследователей. Стивен П. Кершоу заявляет: “Историческую основу мифа об аргонавтах составляют, по всей вероятности, плавания греков, живших в бронзовом веке, к черноморскому побережью” [5,92], Ю. В. Андреев, в свою очередь, предполагает: “Первооснова сказания о походе аргонавтов за золотым руном принадлежит, по всей видимости, к древнейшему фонду мифологических сюжетов, восходящих если не к микенской эпохе, то, во всяком случае, к сменяющим ее темным векам” [1,144]. Р. Менар полагает, что миф об аргонавтах “… сложился, вероятно, под впечатлением ужасов, которые переживали мореплаватели в те отдаленные времена, когда искусство управлять кораблем было только в зачаточном состоянии” [10,82].
А. А. Тахо-Годи раскрывает разные типы героизма в мифах и называет подвиг Ясона героизмом в союзе с древней магией. Ясон добыл золотое руно: “Но произошло это с помощью влюбленной в него Медеи, дочери Ээта, сведущей в древней магии и колдовстве” [16,215]. Пророчество, волшебство, магия – вот главные составляющие в руках женщины, которые приведут Ясона к роковой неизбежности.

Определение проблемы данного исследования состоит в попытке проанализировать роль и место женщин в жизни Ясона, встреча с которыми повлияла на ход событий, обозначивший жизненный путь главного героя данного мифа. Как герой с миссией, он полагается на судьбу, преодолевая препятствия в основном с помощью женщин. Умеет ли Ясон самостоятельно принимать решения или проницательный, наблюдательный и вдумчивый исследователь все же заметит невидимые нити в руках женщины, манипулирующие героем как обыкновенной марионеткой? Личность Ясона особенно привлекательна, потому что это первая история о герое, который пустился в путешествие за пределы известного грекам мира. Ясон был и есть популярен, потому что, предприняв путешествие, он заявил о себе как о герое, вызвав интерес и восхищение древнего и современного мира. Он стал на путь инициации, в которой женщина заняла главенствующее место, и заслужил неоднозначную оценку, как современников, так и представителей последующих поколений. И пусть однозначно роковой женщиной можно назвать только одну, но все женщины этой истории связаны звеньями одной цепочки, имя которой рок.

Героическая эпоха в греческой мифологии представлена яркими образами настоящих героев. Но Ясон на них не похожий: свой подвиг, в отличие от героев более раннего периода, он осуществляет с помощью совсем других средств. Лишь маленький штрих в его портрете, созданном Аполлонием Родосским, где говорится, что Гера создала Ясона “…и на взгляд и речами прекрасным” [13,81], а также сравнение его с божественной красотой самого Аполлона – раскрывает его суть. Свой подвиг он вершит силою своего обаяния, но и сам он восприимчив к женским чарам. Именно отношение Ясона к женщинам станет его роком. Ясон достигнет своей цели благодаря красивой женщине, но цена, по выражению Майкла Вуда, достойна греческого мифа, потому что “… в греческих мифах сказка часто становится страшной и жестокой” [ДФ, 2].

Цель и задача нашего исследования – раскрыть суть каждого женского образа в мифе и определить роль, которую они выполнили в далеком и тяжелом предприятии, называемом походом за золотым руном. Занимая в жизни Ясона, как главное, так и второстепенное место, каждая из них внесла свой, индивидуальный штрих и оттенок трагизма. Для достижения поставленной цели необходимо изучить и проанализировать следующие вопросы: в чем героизм Ясона, кого из женщин он любил, какие его ошибки стали роковыми, почему семейная жизнь Ясона и Медеи имела такой трагический финал, будучи героем нового типа в греческом мире, влияет ли Ясон на современную молодежь?

Изложение основного материала. Миф о Ясоне и золотом руне известен из многих источников, мы используем поэму Аполлония Родосского “Аргонавтика” и трагедию Еврипида “Медея”, но не забудем и другие варианты мифа об аргонавтах. Считается, что у Аполлония этот миф изложен лучше всего, но в нем история Ясона и Медеи показана не до конца. Ясон Аполлония выступает как герой, а события заканчиваются победоносным возвращением аргонавтов в Иолк. Человеку всегда нравились истории с таким финалом, но греки узнали продолжение истории Ясона и Медеи из трагедии Еврипида “Медея”, в которой автор, показывая жизнь семейной пары в Коринфе, отображает последний, завершающий трагический аккорд в отношениях героев. Раскрыть причины, которые привели к неизбежной печальной развязке Ясона и Медею, – наша задача. Для этого необходимо вернуться к началу истории Ясона.

Главный герой мифа – царственный отпрыск, чье рождение предопределило судьбу многих людей, но прежде всего, стало роковым для него самого. Его появление на свет ознаменовало рождение героя, которого с колыбели охраняли боги, потому что ему предстояло морское плавание в неизведанный мир, чтобы вернуть золотое руно. В греческих мифах герои, наделенные божественной миссией, проходят необычное взросление, связанное с потерями, разлуками, опасностями и лишениями. А. А. Тахо-Годи говорит: “В мифологических ситуациях приходится сталкиваться с фактом долгого отсутствия отца, когда мать в одиночестве рождает сына, воспитывает его в своей собственной семье, а затем отправляет на поиски отца” [16, 49].

Ясон-ребенок не имеет ни крова, ни отца с матерью. Согласно одной версии мифа, гонимый Пелием Эсон, отец Ясона, вынужден был бежать в горы, где их приютил кентавр Хирон. Мудрый врачеватель сам занялся воспитанием мальчика. Ясон вырос вне социума, без женского общения, что для исследования нашей проблемы очень важно. Для него модель отношений мужчины и женщины осталась непознанной. Кентавр научил его многому, но женщина для него осталась загадкой. Как покажут дальнейшие события, в общении с ними, он часто не способен к инициативе: то слепо доверяет им, то избегает их, то следует их советам и предложениям. В произведении Аполлония Родосского представлена единственная сцена общения Ясона с матерью – сцена проводов аргонавтов в Колхиду. В хоре общих воплей и стенаний, а также прощальных слез, образы матери и Ясона, хотя и не теряются в общей массе, но все равно как-то меркнут. Апллоний показывает мать-страдалицу:

“Мать, руками сына обняв, на грудь его пала

И рыдала сильнее, чем малая девочка плачет…” [13, 11].

А сын, увлеченный предстоящим походом, или не привыкший к подобным интимным сценам, выглядит равнодушным и отчужденным.

“Ты спокойство, храня, останься с служанками дома.

Да не будешь ты здесь вещающей бедствие птицей! ” [13, 11].

Вот и все, на что способен Ясон, воспринимающийся многими, как любящий сын. Его поведение объясняется тем, что он, после длительной разлуки, только недавно встретился с матерью, и чувства сына в нем молчат.

В трудном путешествии Ясон будет встречаться со многими представительницами женского пола – и в этих отношениях мы увидим новые черты характера.

Богини и волшебницы, чудовища и пророчицы, царицы и убийцы – они вереницей пройдут через его судьбу, определив ему роль заложника в выполнении миссии, возложенной на него богами.

Галерея женских образов. Особенность греческих мифов заключается в том, что часто когда-то прекрасные женщины в силу каких-то обстоятельств были превращены в чудовища. В память об этом в образах чудовищ они сохранили некоторые женские черты. В мифе об аргонавтах такими чудовищами выступают гарпии, отталкивающим видом они пугают окружающих, и сирены, чарующим пением они привлекают мореплавателей.

Следуя последовательности событий в мифе, всех женщин можно поделить на группы. Первая группа – те, которые встретились ему до Колхиды, – Аталанта, Гипсипила, гарпии, амазонки; вторая – в Колхиде: Медея; третья – в обратном путешествии в Иолк: Арета, Кирка, сирены; четвертая – в Коринфе: Главка. Мы попытаемся сгруппировать и охарактеризовать их по признаку происхождения, положения или рода деятельности: богини, царицы, воины, чудовища (гарпии и сирены), волшебницы. Это произвольное деление, потому что провести четкую грань между группами сложно, но такая форма облегчит исследование женских образов.

Если речь идет о герое с миссией, а Ясон таковым является, то все начинается с богов. Ясону способствуют самые могучие богини.

Гера, очевидно, первая женщина, встретившаяся двадцатилетнему Ясону, когда он, простившись с Хироном, возвращался в Иолк. Самая могущественная богиня, она помогает аргонавтам, охраняет и защищает их. Однако эту помощь Ясон часто должен обретать сам. Например, в морском плавании Ясон научился ориентироваться по звездам благодаря Гере. Однажды, обившись с курса, в ночном небе Ясон находит созвездие Овна, интуитивно понимая, что следует ориентироваться на него, он указывает верный курс.

Афина – вторая могущественная богиня, которая опекала Ясона во время похода. Она помогала ему в строительстве корабля: вделала в корму кусок священного дуба из рощи оракула Зевса в Додоне. Это была говорящая балка (благодаря этому корабль мог сам давать прорицания), к ней в трудные минуты обращался Ясон. Афина выткала для Ясона роскошный пурпурный плащ. Для него богатый плащ – такая же необходимая вещь, как щит для Ахилла, но если Ахилл использовал щит в бою, то плащ помогал Ясону одерживать победы на ложе любви. Во время прохождения корабля между Симплегад гребцы налегли на весла, но скалы стали быстро сближаться, и тут на помощь аргонавтам снова пришла богиня Афина. Одной рукой она удержала одну из скал, а другой толкнула “Арго”, и корабль стрелой вынесся из пролива, а сблизившиеся Симплегады лишь слегка повредили его корму.

Роль Афродиты только на первый взгляд кажется такой незначительной в сравнении с Герой и Афиной. Но без ее помощи задача добычи золотого руна могла оказаться на грани краха. Ведь Афродита, выполняя просьбу великих богинь, влюбляя Медею в Ясона, выводит героев на завершающий этап их длительного путешествия. Начиная с этого момента, история аргонавтов тесно связана с помощью женщины. Без нее теперь у героев ничего бы не получилось.

Нереиды. Когда аргонавты проплывали между Сциллой и Харибдой, а затем – между скалами Планктами, извергавшими пламя, нереиды – морские божества, дочери Нерея и океаниды Дориды, а также Фетида – руководительница хора нереид, помогли, играючи, протолкнуть “Арго” между скал.

Царицы. Гипсипила. Все аргонавты, за исключением Геракла, были неискушенными юношами, еще не знавшими женщин. Первая остановка аргонавтов на острове Лемнос, где царствовала Гипсипила, наделяет аргонавтов первым сексуальным опытом. Едва аргонавты пристали к Лемносу и узнали положение дел, Ясон отправился на встречу с царицей острова Гипсипилой, надев плащ, вытканный для него самой богиней Афиной. Два года греки прожили на острове, предаваясь роскоши и сексу. Но, скорее всего, здесь речь не идет о любви. Отношения аргонавтов с островитянками можно назвать скорее деловыми: аргонавты познают женщину, а лемниянки рожают детей, которые им так необходимы для роста населения.

Еще раз Аполлоний вспомнит о царице Лемноса, когда Медея придет к Ясону, предложит ему волшебные дары и научит, что делать, выполняя задания Ээта. Расставшись с ней:

“В струях священной реки омыл он нежное тело

Тщательною рукой и в темный плащ обернулся.

Этот плащ когда-то дала ему Гипсипила.

С Лемноса памятный дар об их любовном союзе” [13, 91].

Стивен П. Кершоу пишет, что Ясон “…надевает одежды, напоминающие ему о былом увлечении” [5, 106]. Значит, Гипсипила – это женщина, которая оставила лишь приятные воспоминания. А о царице он вспоминает лишь в связи с первым сексуальным опытом, который не забывается и при малейших деталях, напоминающих о нем, всплывает в памяти.

Арета. Когда Ясон и Медея, возвращаясь в Иолк, приплыли к острову феаков, где царствовал Алкиной, их настигли преследователи. По совету жены Алкиноя Ареты Ясон и Медея поспешно сочетались браком, чтобы не было оснований возвратить Медею отцу. Вступив в брак, Медея тем самым перешла из-под власти отца, то есть власти отцовского рода, в род мужа и тем самым уже не была подвластна воле царя Ээта.

“Мифологическая ситуация, использованная Аполлонием, дает возможность выделить мудрость царственной Ареты, спасшей остров от врагов, и вместе с тем указать на возможности, открываемые перед женщиной, когда она переходит под покровительство мужа в его семью, в другой род, чуждый отцовскому” [16, 50].

История Ясона и Медеи на этом закончилась бы, если бы Арета не пришла на помощь Медее.

Главка дочь коринфского царя Креонта. Ее отец приблизил к себе Ясона, изгнанного с женой и сыновьями из Иолка. Креонт захотел даже выдать Главку за Ясона, аргументируя это тем, что Медея не законная жена, а лишь пленница, часть его колхидской добычи. Когда об этом узнала Медея, она выразила покорность и пожелала подарить невесте Ясона свадебные подарки: драгоценную диадему и пеплос. Когда Главка надела подаренные вещи, хитон вспыхнул, а диадема сжала ей голову. Вмешательство Креонта и прыжок в фонтан не помогли: вместе с отцом, попытавшимся сорвать с нее пылающую одежду, Главка заживо сгорела. Так поплатилась жизнью коринфская принцесса, когда решила стать на пути Медеи.

Женщины-воины. Согласно одной из версий, на корабле была девушка – Аталанта. Наверное, она была лишена женского обаяния и была, скорее другом, но не подругой. У нее можно было поучиться храбрости, ловкости, мужеству – тому набору качеств, какой бы пригодился герою на поле войны, но не в любви.

Амазонки. “Несомненным пережитком былого величия женщины, главы и защитницы рода, являются также мифы об амазонках. Это женщины-воительницы, ведущие свое происхождение от самого бога войны Ареса”
[16, 51].

Преодолевая морские просторы, аргонавты часто подвергались опасности. Черное море для древнего грека было местом, где он мог легко погибнуть. Это был мир, представлявший собой нечто среднее между жизнью и смертью, здесь повсюду были неизведанные воды, здесь дули опасные ветры, а на берегах обитали недружественные народы. Поэтому, как только “Арго” приближается к берегу, в памяти аргонавтов начинают вновь возникать страшные рассказы об этих местах. Они снова оказываются в плену зловещих легенд. Ведь именно эти места по мифологическим преданиям древних греков населяли зловещие племена амазонок, женщин-воительниц с весьма пугающей репутацией. Ясон знает о смелости, отваге, мужестве амазонок: ведь царица амазонок бесстрашно сражалась с Ахиллом – самым выдающимся героем. Понимая, что он не может противостоять такой силе, Ясон проявляет осторожность, и корабль аргонавтов проплывает мимо острова амазонок.

Полуженщины, полуптицы. Сирены. Счастливо избежав столкновения с амазонками, Ясон и его друзья попадают в места гораздо более спокойные, но не менее опасные. Они оказываются вблизи острова сирен. Сирены являются, пожалуй, наиболее известными мифическими существами Древней Греции. Часто их изображают в виде русалок, однако древние греки представляли себе их иначе. Их рисовали как привлекательных женщин с красивым чарующим голосом. Но не следовало обольщаться. В действительности сирены были чудовищами. В греческой мифологии они представали порочными хищными птицами. Их гипнотические голоса привлекали к ним проплывавших мимо моряков. Суда разбивались о подводные скалы, а сами люди погибали в когтях сирен. Существует много примеров чудовищ, у которых одна половина туловища имеет женскую форму. Иногда это наполовину женщина, наполовину птица, а иногда и змея. Верхняя часть тела служит как соблазнительная привлекательность женщины, в то время как уродливая нижняя часть олицетворяет скрытую часть ее существа. Ясон снова решает избежать встречи с сиренами, как и с амазонками. Волшебная игра Орфея помогла аргонавтам благополучно проплыть мимо острова сирен. Ясон проявляет смекалку и сообразительность, чтобы снова избежать опасности. Он использовал Орфея, чтобы заглушить пение сирен более красивой и сладкой для ушей музыкой.

Гарпии – по одной из версий – дочери морского божества Тавманта и океаниды Электры. Они не могут умереть от голода, потому что они бессмертные существа. В некоторых мифах говорится, что когда-то гарпии были прекрасными женщинами, в память о прошлом у них сохранились женские лица и груди. Их причисляли к самым опасным чудовищам подземного царства. Считалось, что гарпии появляются в грозу и ураган, распространяя нестерпимую вонь, подобно хищным птицам-стервятникам. Гарпии боялись лишь одного: звуков медных духовых инструментов. Они обитали во Фракии и были изгнаны оттуда Зетом и Калаидом, крылатыми сыновьями Борея. Позже гарпии нашли постоянное убежище на двух островах в Ионическом море, к западу от Греции.

Волшебницы. Геката – она и волшебница, и богиня лунного света – заслуживает особенного внимания. В греческой мифологии – это сильная богиня, которая покровительствует магии и волшебству. Она обладает дьявольской силой, бродит по Земле ночью со сворой адских красноглазых собак из ада и со свитой душ умерших. Существует много версий относительно ее рождения, имени ее матери. По версии Диодора, отец Гекаты отождествляется с братом Ээта, сыном Гелиоса. По его изложению, она отравила своего отца Перса (намек на ее восточное происхождение) и стала царицей Тавриды. Вышла замуж за Ээта и родила Кирку, Медею и Эгиалея. Судя по всему, Медея и Геката находятся в очень тесной, скорее всего, кровной связи. Именно ей, по совету Медеи, Ясон приносит в полночь, когда едва забрезжил рассвет, жертву и готовится вспахать поле.

Кирка – родственная с Гекатой богиня луны и, как Геката и Медея, представительница чародейства. По одной из версий, Кирка была теткой Медеи, по другой – сестрой. Ее брат (или отец), Ээт правил на востоке, она же правила там, где солнце садится.

Когда Медея и Ясон приплыли на ее остров, то она, пораженная блеском очей Медеи, сразу почувствовала в ней что-то родственное: только один Гелиос дарует такое сиянье смертным очам от него рожденным людям – и ничто не способно этот огонь в глазах погасить. Колдунья очищает Медею и Ясона от совершенного ними убийства брата Медеи Апсирта, но изгоняет их из своих владений и помогать отказывается: не хочет, ни брата гневить, ни племянника забыть. Она говорит Медее и Ясону, что даже она не способна совсем избавить Ясона от наказанья. С тех пор, как руки его омылись жертвенной кровью, люди не смогут ему отомстить за царевича. Но теперь Ясон и Медея должны остерегаться тех, кто им покровительствовал – богов. Совесть Ясона до смерти не будет спокойна. Тяжкою будет совместная жизнь Медеи и Ясона.

Медея – главная женщина в судьбе Ясона. “В образе волшебницы Медеи, внучки Гелиоса, тоже находим отголоски женской магии, включающей и человеческие жертвы, и ритуальные убийства. Заметим, что все упомянутые выше женщины (Геката, Кирка и Медея авт.) происходят из рода Солнца, сына титанов” [16, 53]. Чародейство Медеи позволяет Ясону успешно пройти все испытания. Находясь под защитой ее волшебства, Ясон сеет зубы дракона и ждет, когда появятся всходы. Когда из земли начинают расти воины, Ясон вначале кажется уверенным в себе. Однако вскоре он понимает, что без Медеи ему не обойтись. Она советует ему бросить большой камень в центр войска, чтобы воины начали сражаться друг с другом. Выкрасть золотое руно при таком опасном стороже, как дракон, Ясон тоже может только с Медеей. Когда отец узнает о краже золотого руна, то снова выясняется, что Ясон ничего не сможет сделать без помощи своей Медеи, и когда аргонавтов настигает погоня, Медея идет до конца: решается на убийство своего брата. По прибытии в Иолк Ясон снова полагается на нее: Медея совершает цареубийство, чтобы освободить трон для своего Ясона. Однако получить Иолкское царство надолго Ясону не удалось: народ возмутился против чужеземной колдуньи, и Ясон с Медеей и маленькими сыновьями бежали в Коринф. Именно там, в Коринфе, обнажается темная и жестокая сторона человеческой натуры. Заклеймённая самыми тяжкими грехами: предательством по отношению к семье, отцу, убийством брата, Медея переступает последнюю грань, поставив на одну чашу весов предательство мужа, а на другую – детей, она убивает сыновей.

Выводы и перспективы дальнейшего развития проблемы. Древнегреческий Ясон напоминает Джеймса Бонда древности, к такому выводу пришли некоторые ученые (Венди Донигер, профессор истории религий, Университет Чикаго) [ДФ, 17]. Героизм Ясона – удивительный. Многие герои Греции пользуются помощью женщин, совершая свои подвиги, но никто, кроме нашего героя, не зависит так от нее. Ни один подвиг Ясон не совершает без ее помощи. Сначала женщины-богини стоят над Ясоном. Он хорошо защищен – и Гера его верная покровительница. Все остальные богини, возможно, за исключением Афины-Паллады, являются помощницами Геры. Но он был неуязвим, пока не выполнил свою миссию. Проникновение в глубокий смысл мифа дает нам понять, что для Геры, самой царицы богов, Ясон, человеческое создание, сначала был почти как сын. Но смертные герои в греческих мифах редко бывают счастливы. Если они выходят за грань, пренебрегают данью уважения к богам и людям, нарушают священную клятву – судьба их наказывает, злой рок настигает. Так случилось и с Ясоном. Он мог пойти другим путем – всегда есть выбор, множество вариантов решения проблем, но если бы так случилось, то это был бы уже не Ясон – тот герой греческой молодежи нового типа, каким мы его представляем. Присущие ему черты: стремление к лидерству, организаторские способности, решительность, осторожность, хитрость, смекалка, сообразительность, умение договариваться с мужчинами и обольщать женщин – важные для понимания его образа. Но его отношение к женщинам стало преобладающим и сыграло трагическую роль. Завязкой в мифе служат события на острове Лемнос. Здесь впервые Ясон узнал силу своей привлекательности в глазах женщины, но была ли это любовь? Нет, и дальнейшие события служат тому подтверждением. Во-первых, ни одной женщины Ясон никогда не выбирал сам – всегда представлялся случай, и они или сами себя предлагали, или, как это случилось с Главкой, предложение шло от третьей стороны. Во-вторых, ни один источник мифа не изображает любовных страданий Ясона, которые обычно так часто переживают юные герои других сюжетов. Может, он любил Медею? Но “…еще до прибытия аргонавтов в Колхиду Ясон точно знал, с кем он должен был установить контакт, чтобы выполнить задуманное. Это Медея! Нет, здесь ни о какой любви, которой якобы воспылал к ней Ясон, и речи не шло” [8, 38]. Это мнение Игоря Машникова. И с его точкой зрения нельзя не согласиться. В проявлениях любви Ясон – нерешительный, пассивный, осторожный, безответственный. Гипсипилу он бросает, амазонок и сирен избегает, Арету и Кирку использует, гарпий изгоняет, Геру злит нарушением клятвы, Медею предает. В отношениях с женщинами Ясон постоянно находится в дисгармонии и противостоянии. Если вспомнить любую женщину, кроме Медеи, то ни одну из них, на первый взгляд, нельзя назвать роковой в судьбе Ясона. Но каждая из них – звено единой цепочки, которую замыкает главная роковая красавица – Медея, ибо все героини неуклонно ведут Ясона в Колхиду, где его ожидает встреча, ставшая фатальной.

Медея оставила самый яркий и трагический след в судьбе Ясона. С ней он стал на гибельный путь: она колдунья, которая для достижения своей цели использует черную магию. Ведь именно это стало позже причиной изгнания Ясона и Медеи из Иолка. Он не мог не знать отношение людей к колдовству, но это не остановило его. Ясон молится Гекате, приносит ей жертву, просит помощи, а значит – навсегда связывает себя с темной богиней. В руках Медеи он становится послушным оружием и навлекает на себя гнев людей и богов. Кирка – жрица Гекаты, благоволит к Ясону, только потому, что он с Медеей. Но даже ее устрашило преступление Медеи и Ясона – убийство родного брата колхидской волшебницы. Несмотря на то, что Ясон имел с Медеей самые близкие отношения, они тоже не переросли в любовь. В изгнании Медея превращается в обузу Ясону, и он становится на путь предательства. В полном одиночестве, отвергнутая Ясоном ради юной принцессы и обещания нового трона, Медея страшно отомстила Ясону: она убила собственных детей и отравила невесту. Колдунья, являющая собой восточный тип культуры, чуждый Ясону, она совершила еще более тяжкий и непростительный грех перед мужчинами всей Греции – затмила своим героизмом мужчину! Поэтому в трагедии Еврипида ей предопределена такая горькая участь. Но по другим источникам, боги даруют ей бессмертие, ведь она внучка самого бога Солнца, и дают в жены Ахиллесу – настоящему герою. Дальнейшая жизнь Ясона долгая, бесславная и наполнена забвением.

В начале статьи мы говорили о разных проявлениях любви. Подытоживая сказанное выше, можно сказать, что Ясон переживает, на мой взгляд, – слепое, порой романтическое, очень эмоциональное чувство, которое покоряет и часто превращает его в раба, физическое влечение и сексуальное удовлетворение. Судьба Ясона – это не только пример героизма, но и горький урок для современной молодежи: за ошибки молодости человек может расплачиваться своей жизнью. Изучая мифы, углубляясь в смысл содержания человек смолоду должен понять, чем опасна потеря моральных устоев семьи, чем чревато предательство, приносят ли счастье отношения, построенные только на сексе и стремлении к богатству.

Ценность мифа об аргонавтах в уроке, который должны извлечь для себя те, кто стоит на пути становления и взросления. Но существует множество других сказаний народов мира, а значит – задача школьников и студентов состоит в глубоком изучении древних мифов, в понимании не только их содержания, но и подтекста, несущего главный смысл повествования. Мифы – это мудрый источник творческой и философской мысли человечества, и его познание сделает жизнь интересней, романтичней, богаче, а также поможет избежать ошибок во многих житейских ситуациях.


Литература

  1. Андреев Ю. В. Поэзия мифа и проза истории. – Л.: Лениздат, 1990. – 223 с., ил. – (Культура и религия).

  2. Бедненко Г.Б. Боги, герои, мужчины: Архетипы мужественности. – М.: Независимая фирма “Класс”, 2005. – 320 с. – (Библиотека психологии и психотерапии).

  3. Голосовкер Я. Э. Избранное. Логика мифа. М.; СПб.: Центр гуманитарных инициатив, 2010. — 496 с.

  4. Еврипид Трагедии. В 2-х т. Т. 1. Перев. с древнегреч. Иннокентия Анненского / Изд. подгот. М. Л. Гаспаров, В. Н. Ярхо. – М.: Ладомир, Наука, 1998. – 644 с. – (“Литературные памятники”).

  5. Кершоу С. П. Путеводитель по греческой мифологии / С. П. Кершоу. – М.: ACT: ACT М.: 2010. – 444 с.

  6. Лифшиц М. Мифология древняя и современная. – М.: Искусство 1979. – 582 с.

  7. Лосев А. Ф., Чистякова Н. А., Бородай Т. Ю. и др. Античность как тип культуры / /М.: Наука, 1988.—336 с.

  8. Машников И. Секрет жрицы Медеи, или еще одна версия похода аргонавтов. Вокруг света. М.: – 1987. – 63 с.

  9. Мелетинский Е. М. Поэтика мифа. Изд.: Наука. / Серия: Исследования по фольклору и мифологии Востока. М.: 1976. – 407 с.

  10. Менар Р. Мифы в искусстве старом и новом / Р. Менар– Изд.: Гелеос, 2007. – 368 с.

  11. Найдыш В. М. Мифология учебное пособие / В. М. Найдыш. – М. КНОРУС, 2010. – 432 с.

  12. Никифорова О. Б., Мацевило А. Е. Античная литература: соотношение традиций и новаторства: Пособие / О. Б.Никифорова, А. Е. Мацевило. – Гродно: ГрГУ, 2002. – 132 с.

  13. Родосский Аполлоний. Аргонавтика / Изд. подгот. Н. А. Чистякова. – М.: Ладомир; Наука, 2001. – 237 с. (“Литературные памятники”).

  14. Садовская И. Г. Некоторые особенности мифологемы героя. Известия Южного Федерального Университета. Филологические науки. 2008 №2. 187 с.

  15. Сидорович Ю. М. Мифологические основания культуры. Наука. Релігія. Суспільство № 1’2008. – с. 72-80.

  16. Тахо-Годи А. А. Греческая мифология. – Μ.: Искусство, 1989. – 304 с., ил.


Документальные фильмы

  1. BBC: Древняя Греция. Герои мифов и легенд Часть 1. Ясон и аргонавты или путь превращения юноши в мужчину. Жанр: Документальный. Выпущено: BBC Worldwide. Год выпуска: 2004. Режиссер: Жан-Клод Брагард.

  2. Истинные Ясон и Аргонавты. Оригинальное название: Discovery: The Real Jason and the Argonauts. Год выпуска: 2003. Жанр: Документальный. Выпущено: Discovery Channel. Режиссер: Шон Тревисик.

  3. Мифы и герои. Ясон и Золотое Руно. Оригинальное название:Jason and the Golden Fleece. Производство: BBC. Год: 2005. Режиссер: Джереми Джеффс / Jeremy Jeffs. В ролях: Майкл Вуд / Michael Wood.


Анотація

У статті розглядаються питання фатальної ролі жінки у долі Ясона, головного героя міфу “Ясон та золоте руно”. Розкриті сутність і значимість кожної жінки, яка мала місце в житті Ясона. Визначені особливості героїзму головного героя та його ставлення до кохання. Досліджені причини фатальних стосунків Ясона з головною героїнею трагедії Еврипіда Медеєю. Зосереджено увагу на осмисленні різноманітних виявів кохання. У статті простежується зв'язок грецьких міфів із сучасністю.

Ключові слова: міфи, фатальне кохання, магія, роль жінки, доля, богині, аргонавти


Аннотация

В статье рассматриваются вопросы роковой роли женщины в судьбе Ясона, главного героя мифа «Ясон и золотое руно». Раскрыты суть и значимость каждой женщины, имевшей место в жизни Ясона. Определены особенности героизма главного героя и его отношение к любви. Исследованы причины роковых отношений Ясона с главной героиней трагедии Еврипида Медеей. Сосредоточено внимание на осмыслении различных проявлений любви. В статье прослеживается связь греческих мифов с современностью.

Ключевые слова: мифы, роковая любовь, магия, роль женщины, судьба, богини, аргонавты.


Summary

The article examines the fatal role of a woman in the destiny of Jason, the main character of the myth "Jason and the Golden Fleece." The work reveals essence and importance of every woman who took place in the life of Jason. The features of the heroism of the main character and his attitude to love, the causes of the fatal relationships of Jason and Medea, the main female character of the Euripides’ tragedy are identified in the article. The materials of the work are concentrated on the understanding of the various manifestations of love. The article traces the links of Greek myths with contemporaneity.

Keywords: myths, fatal love, magic, role of woman, the destiny, the goddess, the Argonauts.

Похожие:

Греческие мифы: роковая роль женщин в судьбе ясона постановка проблемы icon"терзания" и охоты зверей (71): лев (71); композиции ориентализирующего стиля на тему "терзания" (72); ойнохоя из кургана Темир-Гора (77); греческая мифология "терзания" (81) "Смешанные" существа (86): "смешанная" фигура как апотропей (89); сфинкс и сирена как погребальные символы (91)
Архаические греческие мифы о смерти и возрождении о письменных источниках (32); мифы о смерти и возрождении (33)
Греческие мифы: роковая роль женщин в судьбе ясона постановка проблемы iconПроблемы построения структуры содержания сельскохозяйственного образования в условиях организационно-технической модернизации сельского хозяйства постановка проблемы
Постановка проблемы. Сельское хозяйство – является важнейшей отраслью экономики, и проблема подготовки сельскохозяйственных кадров...
Греческие мифы: роковая роль женщин в судьбе ясона постановка проблемы iconРоль гендерного фактора в коммуникативном поведении мужчин и женщин
Теоретические проблемы описания категорий речевого общения
Греческие мифы: роковая роль женщин в судьбе ясона постановка проблемы iconВ. Ф. Свиньин сибирь и геология в судьбе и трудах м. В. Ломоносов
Сибири. Тем не менее, упоминания о ней в его трудах, хотя и не частые, оказали свое влияние на историю ее изучения и освоения природных...
Греческие мифы: роковая роль женщин в судьбе ясона постановка проблемы iconРешение Судебной Палаты по информационным спорам РФ о равноправии женщин. 209
Консорциум женских неправительственных объединений. Проблемы правовой защиты женщин от дискриминации в сфере труда и занятости
Греческие мифы: роковая роль женщин в судьбе ясона постановка проблемы iconНаучно-исследовательская работа по физике на тему: Альтернативные источники энергии
Постановка проблемы, методы решения поставленной проблемы, предмет исследования, цели и задачи, гипотеза
Греческие мифы: роковая роль женщин в судьбе ясона постановка проблемы icon2009 г. Содержание Общие вопросы
Мифология древнего мира. ●Славянская мифология. ●Мифология народов Башкортостана. ●Литература и миф. ●Педагогические мифы. ●Исторические...
Греческие мифы: роковая роль женщин в судьбе ясона постановка проблемы iconIi межвузовская научно-практическая конференция студентов
Конфигурирование маскулинного контекста в героическом фэнтези: постановка проблемы
Греческие мифы: роковая роль женщин в судьбе ясона постановка проблемы iconПрофессиональный состав женщин-офицеров
Место молодых уклонистов сейчас занимают женщины. Что же заставляет женщин идти в армию? Каковы мотивы их военно-профессиональной...
Греческие мифы: роковая роль женщин в судьбе ясона постановка проблемы iconЗаконодательство; роль нпо в законотворческой деятельности
Выполнение Российской Федерацией Конвенции ООН о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница