Методическое обеспечение деятельности учителя истории и обществознания в условиях перехода на федеральный государственный образовательный стандарт общего образования Модульная программа курсов повышения квалификации учителей истории и обществознания




НазваниеМетодическое обеспечение деятельности учителя истории и обществознания в условиях перехода на федеральный государственный образовательный стандарт общего образования Модульная программа курсов повышения квалификации учителей истории и обществознания
страница1/5
Дата09.02.2013
Размер0.71 Mb.
ТипГосударственный образовательный стандарт
  1   2   3   4   5
Министерство образования и науки Калужской области

Калужский государственный институт модернизации образования


Методическое обеспечение деятельности учителя истории и обществознания в условиях перехода на федеральный государственный образовательный стандарт общего образования


Модульная программа курсов повышения квалификации учителей истории и обществознания


«Технологии реализации требований ФГОС на уроках истории и обществознания»


Составитель: Королева М.В.,


Калуга

2011


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Глобальные перемены в системе и содержании российского образования, продиктованные настойчивыми вызовами современности, предъявляют новые требования к квалификации учителя.

В условиях демократизации и гуманизации образовательной среды учителю необходимо стремится к личностному творческому росту, иметь развитые навыки критического мышления для участия в принятии решений, касающихся стратегических направлений функционирования и развития школы, при этом он должен быть способен адекватно обеспечивать достижение целей, стоящих перед школой как социальным институтом.

Содержание данной программы курсов повышения квалификации учителей истории и обществознания строится по междисциплинарному принципу на основе интеграции философского, социально – гуманитарного, социально – психологического, теоретико – педагогического и предметно – методического модулей.

В ее основе лежит стремление сочетать достоинства следующих теоретических подходов:

  • поведенческого - изменение профессионального поведения учителя на основе освоения им доказавших свою эффективность обучающих технологий (Д. Дэвидсон, Б. Скиннер, А. Бандура и др.);

  • персонологического – личностное развитие учителя, раскрытие его индивидуальности в педагогической профессии (А. Чикеринг, Л. Колберг, Р. Болам и др.);

  • когнитивного – развитие профессионально – педагогического интеллекта учителя, обогащение системы его предметно – методических знаний современными подходами к целостному учебно – воспитательному процессу (Дж. Сноумэн, Р. Билер, Дж. Грино и др.);

  • социально – психологического – совершенствование профессионально – коммуникативной культуры учителя, повышение эффективности его личностно – делового взаимодействия в системе «учитель – ученик»;

  • андрогогического – учет специфики «взрослого обучающегося» при организации профессионально – образовательного процесса повышения квалификации учителей (М. Кервин, М. Ноулз, Д. Стюарт и др.)

  • проблемно ориентированного - организация таких видов деятельности, которые увлекли бы учителей не в качестве самоцели, а приводили к усвоению общественно полезного опыта, побуждая пытливость ума и творческую рефлексивную активность, создающую предпосылки для дальнейшего развития. Акцент не на интернализации (усвоении) внешних по отношению к обучаемому целей или ценностей и не на раскрытии спонтанных импульсов и эмоций, а на активное взаимодействие обучаемого с реальной социальной ситуацией, требующей своего решения.

Программа разработана для повышения квалификации методистов методических служб муниципальных органов управления образованием, руководителей образовательных учреждений, учителей истории и обществознания общеобразовательных учреждений.

Основная цель программы – содействие повышению квалификации, адаптация к нуждам и требованиям, предъявляемым к работникам образования школой и государством, формирование мотивации к профессиональному росту и развитию.

Теоретические подходы и цель программы определили задачи курсов повышения квалификации учителей истории и обществознания:

  • обогащение инструментария личностного творческого роста, включающего в себя профессиональные компетенции;

  • повышение мотивации к самоактуализации;

  • обогащение личного и профессионального опыта учителя как динамично развивающегося мыслящего индивида, становление которого «прогрессирует» от одной интеллектуальной стадии к другой;

  • повышение уровня интеллектуального развития учителя;

  • активизация критического мышления учителей;

  • гармонизация индивидуальных и общественных интересов посредством организации групповой формы деятельности для принятия решений, когда все участники ощущают себя полноправными агентами совершенствования образовательной среды в школе;

  • формирование «функционального» учителя, адаптированного к нуждам и требованиям, предъявляемым к нему школой и государством.

В основу построения программы положен модульный принцип структурирования содержания. Учебный материал сформирован в виде блоков – модулей, каждый из которых содержит комплекс относительно независимых учебных элементов. Это позволяет слушателям осуществлять свой выбор в зависимости от категории и индивидуальных потребностей.

Представленные учебные элементы можно осваивать в различной последовательности. Допустимо рассматривать их независимо друг от друга и использовать как самостоятельно в комплексных курсах повышения квалификации учителей истории и обществознания, так и в качестве спецкурсов.

Изучение каждого модуля предполагается в том временном объеме, который представлен в учебно-тематическом плане. При этом по заявкам слушателей возможны варианты: выбор из каждого модуля учебных элементов и формирование учебно – тематического плана на 36 или 72 часа.

Тематика занятий на курсах повышения квалификации может быть частично изменена при следующих условиях: заявка слушателей, состав группы обучающихся, учет региональных особенностей.

Программа состоит из двух разделов:

  1. Общепедагогические вопросы обучения и воспитания личности ученика;

  2. Специально – профессиональная подготовка

Планируемый результат обучения:

  • раскрытие внутренних личностных ресурсов учителя;

  • адаптация учителя к требованиям социума;

  • совершенствование профессионально – педагогической компетентности учителя.


УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№ п/п

Наименование тем и разделов

Всего часов

Лекции

Практические занятия

1

2

3

4

5

I

Общепедагогические вопросы обучения и воспитания личности ученика

36

18

18

1

Концепция государственных образовательных стандартов и государственная политика в области школьного исторического и обществоведческого образования в контексте ведущих тенденций и актуальных задач современного образования в России и мире

12

6

6

2

Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в федеральных государственных образовательных стандартах второго поколения: цель, задачи, условия реализации

12

6

6

3

Содержание контролирующей и оценивающей деятельности педагога в федеральных государственных образовательных стандартах второго поколения

12

6

6

II.

Специально – профессиональная подготовка

72

36

36

4

Концепция исторического образования и просвещения граждан России, система исторического и обществоведческого образования в федеральных государственных образовательных стандартах второго поколения и ее учебно – методическое обеспечение

12

6

6

5

Обучение истории в основной и средней (полной) школе: содержательные аспекты ключевых тем и технологии решения проблемы достижения предполагаемых федеральными государственными образовательными стандартами первого и второго поколений результатов.

12

6

6

6

Изменения в содержании и необходимые технологии в курсе «Обществознание» основной и средней (полной) школы в стандартах первого и второго поколений

12

6

6

7

Обучение основам экономической теории в общеобразовательной школе: теоретико – методическое решение проблемы

12

6

6

8

Технологическое решение проблемы обучения основам правовых знаний в общеобразовательной школе

12

6

6

9

Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе на основе изучения проблем национальных отношений и этноконфессиональных конфликтов в современном мире на уроках истории, обществознания и во внеурочной деятельности

12

6

6


Требования к выпускной квалификационной работе

  1. К защите выпускной квалификационной работы по курсу обучения допускаются слушатели, завершившие в полном объеме освоение программы курсов повышения квалификации.

  2. Выпускная работа должна быть теоретическим и практико-ориентированным проектом исследования научно-методического характера, выполненным слушателем курсов самостоятельно, на основе содержания программы, рекомендованных источников и собственного педагогического опыта.

  3. Она должна быть направлена на решение проблемы, имеющей значение для научно-методического обеспечения учебного курса истории или обществознания.

  4. Работа должна свидетельствовать:

  • об осознанном владении автором теоретико-методологическими положениями, определяющими концепцию учебного курса, образовательной программы и школьного учебника по курсу истории (обществознания), методику его изучения;

  • об умениях автора применять исторические знания и способы работы с источниками в анализе учебного исторического материала, в поиске, обработке и представлении школьникам дополнительной информации по проблематике курса;

  • о способности автора осознанно применять знания и умения в области предметной методики для подготовки тематических планов, документально-методических комплексов, оригинальных сценариев учебных занятий, диагностических заданий;

  • об умении автора творчески обобщать педагогический опыт (свой и других коллег), обновлять его в связи с современными подходами к целям и содержанию общего исторического образования, к стандартам общего образования второго поколения;

  • о готовности автора представить и обосновать результаты своей научно – исследовательской и практической работы в профессиональной аудитории (методический семинар, мастер – класс, открытый урок и т.п.).

  1. В этой связи работа слушателя должна содержать:

  • теоретические положения, совокупность которых можно квалифицировать как методологическое основание для решения выбранной автором научно-методической проблемы или прикладной задачи в преподавании курса;

  • методические разработки тематических планов, форм обучения, способов познавательной деятельности старшеклассников, диагностических и познавательных заданий с критериями оценки результатов образовательной деятельности учащихся и т. д. - с научным обоснованием своих рекомендаций и анализом полученных результатов.

  1. Тему работы учителя выбирают самостоятельно.

  2. Работа должна содержать следующие разделы:

  • оглавление: автор (ФИО, должность и место работы), тема, год и место подготовки работы.

  • введение: обоснование выбора темы, актуальность, цель и задачи, его научно-педагогическая и практическая значимость, аналитический обзор литературы по теме.

Основное содержание:

  • анализ нормативно-правовой базы и учебно-методического комплекта по соответствующей теме;

  • методическая разработка темы, описание ее внедрения в школьную практику и анализ полученных результатов с опорой на разработанные с этой целью критерии, актуализация новых проблем и направлений в разработке данной темы;

  • основные выводы, характеризующие результаты разработки темы на практике, рефлексия и оценка собственных достижений в работе над темой;

  • список литературы;

  • приложения: авторские методические разработки занятий, тематических блоков, иллюстрации, схемы, таблицы, диаграммы, познавательные задания с ответами, образцы ученических работ, отзывы учащихся, ксерокопии публикаций по теме.

  1. Рекомендуемый объем основного текста: 1-1,5 печатных листа. Шрифт – Times New Roman 14, интервал одинарный, печатается на одной стороне листа, параметры страницы: правое поле – 3 см, левое поле – 1,5 см, верхнее и нижнее поля – 2 см.

  2. Желательно вместе с печатным текстом в электронном формате представить мультимедийную презентацию с изложением тезисов.


Раздел I Общепедагогические вопросы обучения и воспитания личности ученика

Модуль 1. Концепция государственных образовательных стандартов и государственная политика в области школьного исторического и обществоведческого образования в контексте ведущих тенденций и актуальных задач современного образования в России и мире

Пояснительная записка

Развитие образования в каждой отдельной стране может происходить только через взаимообмен и использование мирового педагогического опыта. В данном модуле предпринята попытка рассмотреть процессы, происходящие в современном российском образовании в контексте ведущих тенденций глобального образования о которых учитель должен быть не просто информирован, но компетентен и готов принятию требований, предъявляемым к нему школой и государством. Осознание актуальных задач российского и мирового образования, участие в интерактивных формах обсуждений, предусмотренных в данном модуле, призваны содействовать формированию мотивации к профессиональному росту и развитию. Замкнутость, отсутствие понимания сути происходящих изменений и отказ от активного участия в принятии решений опасны профессиональной деградацией учителя.

Цель: понимание сути реформ российского образования, профессиональное развитие посредством организации участия в обсуждениях, стимулирование мотивации к профессиональному росту,

  1   2   3   4   5

Похожие:

Методическое обеспечение деятельности учителя истории и обществознания в условиях перехода на федеральный государственный образовательный стандарт общего образования Модульная программа курсов повышения квалификации учителей истории и обществознания iconПлан работы методического объединения учителей истории и обществознания Адмиралтейского района Санкт-Петербурга
...
Методическое обеспечение деятельности учителя истории и обществознания в условиях перехода на федеральный государственный образовательный стандарт общего образования Модульная программа курсов повышения квалификации учителей истории и обществознания iconПлан работы методического объединения учителей истории и обществознания Адмиралтейского района Санкт-Петербурга
...
Методическое обеспечение деятельности учителя истории и обществознания в условиях перехода на федеральный государственный образовательный стандарт общего образования Модульная программа курсов повышения квалификации учителей истории и обществознания iconТема работы методического объединения
...
Методическое обеспечение деятельности учителя истории и обществознания в условиях перехода на федеральный государственный образовательный стандарт общего образования Модульная программа курсов повышения квалификации учителей истории и обществознания iconУроки доброты, посвященные международному Дню инвалидов
Пед мастерская для учителей будущих первых классов "Обеспечение перехода на Федеральный государственный образовательный стандарт...
Методическое обеспечение деятельности учителя истории и обществознания в условиях перехода на федеральный государственный образовательный стандарт общего образования Модульная программа курсов повышения квалификации учителей истории и обществознания iconПлан работы
Педагогическая мастерская для учителей 1-х классов 2012-2013 учебного года "Обеспечение перехода на Федеральный государственный образовательный...
Методическое обеспечение деятельности учителя истории и обществознания в условиях перехода на федеральный государственный образовательный стандарт общего образования Модульная программа курсов повышения квалификации учителей истории и обществознания iconПлан работы мо учителей истории, географии и обществознания Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения
Гришина Наталья Александровна – учитель истории и обществознания
Методическое обеспечение деятельности учителя истории и обществознания в условиях перехода на федеральный государственный образовательный стандарт общего образования Модульная программа курсов повышения квалификации учителей истории и обществознания iconМетодические рекомендации для аттестации учителей истории и обществознания
Вопросы, рассматриваемые в аттестационной работе для учителей истории и обществознания, претендующих на II,I и высшую квалификационные...
Методическое обеспечение деятельности учителя истории и обществознания в условиях перехода на федеральный государственный образовательный стандарт общего образования Модульная программа курсов повышения квалификации учителей истории и обществознания iconРабочая программа курсов повышения квалификации по теме: «Обновление содержания и методики преподавания родного языка и дисциплин, отражающих региональную специфику в условиях перехода к новым стандартам»
Дист по издательской деятельности центра оценки качества образования, аттестации и повышения квалификации государственного образовательного...
Методическое обеспечение деятельности учителя истории и обществознания в условиях перехода на федеральный государственный образовательный стандарт общего образования Модульная программа курсов повышения квалификации учителей истории и обществознания iconПлан работы школьного методического объединения учителей истории, обществознания, права и экономики
Банк данных учителей истории, обществознания, права и экономики мбоу сош с. Куяново мр краснокамский район рб
Методическое обеспечение деятельности учителя истории и обществознания в условиях перехода на федеральный государственный образовательный стандарт общего образования Модульная программа курсов повышения квалификации учителей истории и обществознания iconСовременные подходы к методике преподавания истории, обществознания и права. В программе
Современные подходы к преподаванию истории и обществознания; условия реализации гос стандарта по истории и обществознанию; анализ...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница