Программа государственного экзамена специальности переподготовки 1-23 02 74 «Коммуникация в сфере общественных связей»




Скачать 361.65 Kb.
НазваниеПрограмма государственного экзамена специальности переподготовки 1-23 02 74 «Коммуникация в сфере общественных связей»
страница1/3
Дата09.02.2013
Размер361.65 Kb.
ТипПрограмма
  1   2   3
Белорусский государственный университет

Институт журналистики


УТВЕРЖДАЮ

Ректор Белорусского

государственного университета

_______________ С. В. Абламейко


__ ______________ 201__г.


Регистрационный № УД-________/баз. 


Программа государственного экзамена

специальности переподготовки

1-23 02 74 «Коммуникация в сфере общественных связей»


Минск, 2012


Программа государственного экзамена составлена на основе учебных программ переподготовки по кафедрам технологий коммуникации, теории и методологии журналистики, истории журналистики Института журналистики Белорусского государственного университета.


Рассмотрено и рекомендовано к утверждению учебно-методической комиссией Института журналистики БГУ.


30.03.2012, протокол № 7


Председатель

_________________ О. М. Самусевич

(подпись)


Утверждено на заседании Научно-методического совета Белорусского государственного университета

10.04.2012, протокол № 5

(дата, номер протокола)


Пояснительная записка


Программа государственного экзамена разработана для слушателей факультета повышения квалификации и переподготовки Института журналистики БГУ в соответствии с учебным планом специальности переподготовки 1-23 02 74 Коммуникация в сфере общественных связей (квалификация «специалист по коммуникации в сфере общественных связей»).

Государственный экзамен проводится по двум дисциплинам «Теория и история коммуникации» и «Теория и практика паблик рилейшнз» в виде комплексного экзамена.

Цель проведения государственного экзамена – проверка глубины и осознанности усвоенных знаний, уровня профессионального мастерства специалиста по связям с общественностью, пресс-секретаря.

Государственный экзамен имеет теоретико-прикладной характер. В своих ответах слушатели должны:

  • продемонстрировать знание основных понятий теории, истории, психологии и социологии коммуникации, иметь представление о предмете, законах, методах и базовых категориях коммуникативистики, уметь анализировать происходящие в обществе информационно-коммуникационные процессы с точки зрения их социокультурного значения;

  • раскрыть суть основных понятий и принципов коммуникации в сфере общественных связей, иметь системное представление о теоретико-методологических основах и тенденциях PR-коммуникации, ее результативности и эффективности;

  • продемонстрировать знания и навыки, необходимые для разработки комплексного PR-обеспечения субъекта общественных связей.

Программа государственного экзамена состоит из двух блоков:

Первый блок – вопросы по дисциплине «Теория и история коммуникации».

Второй блок – вопросы по дисциплине «Теория и практика паблик рилейшнз».

Третий блок – практическое задание.


Вопросы к государственному экзамену для слушателей специальности переподготовки 1-23 02 74 «Коммуникация в сфере общественных связей»

(квалификация «Специалист по коммуникации

в сфере общественных связей»)


I блок («Теория и история коммуникации»)


  1. Коммуникация как феномен действительности и предмет изучения.

  2. Информация как основа процесса коммуникации.

  3. Метод моделирования в исследовании коммуникации.

  4. Структура процесса коммуникации.

  5. Массовая коммуникация: понятие, специфика, система функций.

  6. Виды процессов коммуникации на первых стадиях развития общества.

  7. История прессы: от рекламных листовок до социального института.

  8. Социокультурное влияние телеграфа, телефона, радио и телевидения на процесс коммуникации.

  9. Кинематограф как вид искусства и как форма коммуникации.

  10. Влияние массовой компьютеризации на социальную динамику.

  11. Современные проблемы психологии коммуникации.

  12. Общение и социальные отношения.

  13. Массовая коммуникация и основные психологические проблемы общения больших социальных групп.

  14. Психологические проблемы современной журналистики.

  15. Психология PR и рекламной деятельности.

  16. Социология коммуникации как научная дисциплина.

  17. Развитие массмедиа в контексте развития общества.

  18. «Информационное общество»: сущность, концептуальные подходы, основные характеристики.

  19. Средства массовой коммуникации как социальная подсистема.

  20. Социологический анализ массовой коммуникации: исследование сообщений и аудитории массмедиа.


ІІ блок («Теория и практика паблик рилейшнз»)


  1. Полисемантичность понятия PR и основные подходы к его определению

  2. Паблик рилейшнз как разновидность информационно-коммуникационной деятельности.

  3. Основные профессиональные задачи и социальная ответственность PR-специалиста.

  4. Создание и функции PR-службы на предприятии (в организации).

  5. PR-кампания и ее составляющие.

  6. PR-деятельность по формированию эффективной коммуникации со средствами массовой информации.

  7. Понятие национального бренда. Аудитории и каналы коммуникации в страновом паблик рилейшнз.

  8. Government Relations как направление в системе корпоративных коммуникаций.

  9. Лоббирование как коммуникационная практика.

  10. Понятие корпоративной социальной ответственности и его роль в построении GR организации.

  11. GR в деятельности международных организаций и отраслевых объединений.

  12. Экономическая сущность, место и роль паблик рилейшнз в структуре современной организации.

  13. Механизмы формирования и эффекты виртуального информационного образа.

  14. Основной и сопутствующий результаты PR-деятельности, практика применения термина «деловая репутация» белорусскими и зарубежными организациями.

  15. Информационное поле PR-деятельности и современные информационные технологии в обеспечении эффективности PR-деятельности.

  16. Современные подходы к оценке эффективности PR-деятельности.

  17. Содержание и функции PR внутри организации.

  18. Понятие корпоративной культуры во внутриорганизационном паблик рилейшнз.

  19. Методы и инструменты PR внутри организации.

  20. Корпоративные медиа в системе внутриорганизационной PR-коммуникации.


СОДЕРЖАНИЕ МАТЕРИАЛА


Вопросы по дисциплине «Теория и история коммуникации»


  1. Коммуникация как феномен действительности и предмет изучения


Многозначность понятия «коммуникация». Четыре значения понятия «коммуникация». Социальная коммуникация. Механистический, деятельностный и трансактный подходы к коммуникации.

Коммуникация как процесс социального взаимодействия людей, взятый в своей знаковой форме. Понятие знака. Обмен в коммуникации как обмен сообщениями. Расшифровка сообщений как сущность процесса коммуникации. Обязательное наличие обратной связи в коммуникативном взаимодействии.

Соотношение терминов «коммуникация» и «общение». Трактовка коммуникации как межсубъектных отношений.

Постулаты и условия эффективной коммуникации. Коммуникативные процессы у человека и животных: сравнительный анализ. Основные разновидности коммуникативных взаимодействий.


  1. Информация как основа процесса коммуникации


Полисемантичность понятия «информация». Соотношение понятий «информация» и «сообщение».

Знаковый характер информационного взаимодействия. Информация, знак, образ. Основные характеристики знака. Кодирование и декодирование информации.

Ресурсный и коммуникативный подходы к информации. Информация как информационный ресурс, характеристика информационных ресурсов, сущность ресурсного подхода. Информация как средство коммуникации, сущность коммуникативного подхода. Концепция рефлексивного образования информационных потребностей.

Соотношение понятий «информация» и «знание». Информация как превращенная форма знания. Проблемы взаимоперехода информации и знания. Когнитология как наука о создании информации на основе профессиональных знаний. Работа когнитолога с конкретным специалистом-экспертом.


  1. Метод моделирования в исследовании коммуникации


Метод моделирования в науке, его особенности. Типология моделей. Специфика моделирования в теории коммуникации. Основные функции моделирования.

Типология коммуникативных моделей: линейные модели (математическая теория связи Шеннона-Уивера); циркулирующие (круговые) модели; балансовые (взаимно ориентационные) модели; модель Берло; «генеральная» модель Гербнера; семиотические модели. Модели массовой коммуникации. Стэндфордская коммуникативная модель (ИСКП) и теория многоступенчатого потока информации. Модели Г. Лассуэлла как маркетинговые модели.

Эволюция коммуникативных моделей: от простых к сложным, от общих моделей к конкретным.


  1. Структура процесса коммуникации


Базовые элементы коммуникативного процесса: источник (коммуникатор), канал, сообщение, аудитория (получатель).

Обратная связь как набор откликов получателя, которые возникают в результате контакта с сообщением. Специфика обратной связи в разных видах и уровнях коммуникации.

Коммуникативные барьеры как разнообразные факторы, наличие которых в акте коммуникации видоизменяет передаваемое коммуникатором сообщение либо ограничивает способность коммуниканта расшифровать его. Типологии барьеров. Способы преодоления барьеров.


  1. Массовая коммуникация: понятие, специфика, система функций


Понятие «массовая коммуникация». Подход к определению массовой коммуникации в советской теории массмедиа. Основная функция массовой коммуникации в соответствии с функциональным подходом. Понятие «средства массовой коммуникации».

Особенности массовой коммуникации. Основные направления в исследовании массовой коммуникации. Выявление объективных аспектов функционирования массовой коммуникации в социологических исследованиях. Анализ субъективных аспектов массовой коммуникации в психологических исследованиях. Общепсихологический и социально-психологический уровни анализа.

Социальные, социально-психологические и общепсихологические функции массовой коммуникации.


  1. Виды процессов коммуникации на первых стадиях развития общества


Происхождение понятий «информация» и «коммуникация», эволюция их смыслового наполнения. Специфика коммуникационных систем, принятых у животных. Дописьменные формы коммуникации. Устная коммуникативная традиция в Древней Греции. Письменная коммуникация в доосевых культурах. Основные этапы развития письменности. Предпосылки и условия возникновения письменности. Развитие предметного письма. Идеографическое письмо. Иероглифическое письмо. Клинопись. Фонетическое письмо. Изобретение и эволюция алфавита: межкультурные параллели. Происхождение алфавита. История развития белорусской письменности. Влияние изобретения алфавитной письменности на социокультурные процессы.


  1. История прессы: от рекламных листовок до социального института


Изобретение И. Гутенбергом печатного станка. Основные формы существования книги: свиток и кодекс. Библиотеки и публичная практика потребления книги как носителя информации. Роль книгопечатной революции в трансформации социальной системы европейских государств. Значение печатного станка для развития коммуникации в Новое время. Появление первых газет. Развитие функциональной нагрузки европейской прессы. Эволюция наполнения газетных полос. Деятельность Дж. Пулитцера, конкуренция на газетном рынке США в конце XIX-начале ХХ века. Основание Reader’s Digest, Life, Time и других «транснациональных» изданий. Осознание прессы как «четвертой власти» в демократическом обществе.


  1. Социокультурное влияние телеграфа, телефона, радио и телевидения на процесс коммуникации


Технические предпосылки изобретения телеграфа, телефона, радио, телевидения. История перечисленных изобретений, их социальная обусловленность. Конкуренция между телефоном и телеграфом. Телефон как система деловой связи. Применение телефона в сельской местности: американская и европейская модели. Телефон как система персональной связи и мутация городов в конце XIX в.

Становление радио- и телевещания. Научные и технические предпосылки изобретения радио. Поиски европейских и американских ученых (Максвелл, Герц, Бранли, Лодж, Тесла и др.). А. С. Попов – изобретатель радио. Роль Г. Маркони в создании радиопромышленности, в строительстве радиостанций. Тенденции развития радиовещания как одного из средств массовой информации.

Потребность в информации как стимул возникновения и развития средств информирования. Изобретение телевидения. Формирование телевидения как средства массовой информации. Телевидение в общественно-политическом и социокультурном контексте. Характеристика современного состояния телевидения. Глобализация и специализация; формирование смешанных моделей (сосуществование государственного, общественного и коммерческого ТВ в одном программном пространстве). Кабельное ТВ. Вещание через искусственные спутники Земли.


  1. Кинематограф как вид искусства и как форма коммуникации


Изобретение кинематографа братьями Люмьер. Специфика художественного переосмысления информации в кино. Кинематограф как средство коммуникации и как средство пропаганды. Действенность и многозначность сообщения в кинематографе. Периодизация развития кино. Принципы документального и игрового (актерского) фильма. Жанрово-тематическое деление. Кино как вид искусства и общественной информации. Понятие «экранность». Кино, телевидение, видео как формы современной экранной культуры. Понятия «интерактивность» и «виртуальная реальность». Дигитальный экран как новый эстетический феномен.


  1. Влияние массовой компьютеризации на социальную динамику


Новейшие коммуникационные технологии и медиатизация общества. Интернет: философско-исторический, организационно-управленческий, этико-правовой, социальный и психологический аспекты. Отличительные признаки Интернет. Области применения Интернет. Развитие Интернет как фактора социального и регионального неравенства в обществе. Проблема интернет-коммуникации в теориях информационного общества. Интернет как коммуникативная система. Информационно-коммуникативные функции Интернет. Интернет-коммуникация как способ социализации и самореализации личности. Глобализация и диверсификация информационного пространства.


  1. Современные проблемы психологии коммуникации


Психология коммуникации как учебная дисциплина. Объект, предмет, задачи психологии коммуникации. Взаимодействие со смежными областями психологии. Современные тенденции развития СМИ и их роль в процессах психосоциальной адаптации. Творчество журналиста как социальный диалог. Основные категории психологии коммуникации: творчество-в-процессе-коммуницирования, коммуникатор-реципиент, информационная безопасность и коммуникативная открытость.

Виртуальность как глобальная тенденция. Режим «он-лайн» периодических изданий и электронных СМИ: преимущества и недостатки. Стиль Net- мышления в современной журналистике (приближенность к естественному времени, спонтанность, активность, индивидуальность, децентрация, ускользание от соционорм). Интернет-зависимость как феномен психической зависимости.


  1. Общение и социальные отношения


Функции общения. Структура общения. Коммуникативная, перцептивная и и нтерактивная стороны общения. Виды и стили общения. Фазы общения в работе интервьюера. Навыки продуктивного общения в профессиональной деятельности. Общение как нравственная ценность: культура общения. Трансформация традиционных форм общения в интернет-общении. Этика сетевого общения.


  1. Массовая коммуникация и основные психологические проблемы общения больших социальных групп


Особенности общения в массовой коммуникации. Психологическая характеристика аудитории СМИ. Потребности аудитории СМИ. Психологические исследования аудитории СМИ. Социально-психологические функции массовой коммуникации: социальной ориентировки, социальной идентификации, контакта с другим человеком, самоутверждения. Общепсихологические функции: утилитарная функция и функция эмоциональной разрядки.

Изучение массовой коммуникации в социально-психологических теориях. Парадигмы ограниченных и неограниченных эффектов в социально-психологических теориях массовой коммуникации.

  1   2   3

Похожие:

Программа государственного экзамена специальности переподготовки 1-23 02 74 «Коммуникация в сфере общественных связей» iconПрограмма государственного экзамена для специальности переподготовки 1-21 06 74«Современный иностранный язык (в сфере внешнеэкономической деятельности)»
Шардыко Н. И. председатель предметно-методической комиссии кафедры «Инновационных технологий образования взрослых»
Программа государственного экзамена специальности переподготовки 1-23 02 74 «Коммуникация в сфере общественных связей» iconПрограмма государственного экзамена по специальности переподготовки 1-26 01 76 Управление персоналом Институт государственной службы Факультет переподготовки Кафедра психологии управления Форма получения образования заочная
Рассмотрена учебно-методической комиссией факультета переподготовки Института государственной службы (протокол №2 от 17 ноября 2010...
Программа государственного экзамена специальности переподготовки 1-23 02 74 «Коммуникация в сфере общественных связей» iconПрограмма итогового государственного междисциплинарного экзамена по специальности 080801 «Прикладная информатика (в социальной сфере)»
Программа составлена в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта впо к содержанию и уровню подготовки...
Программа государственного экзамена специальности переподготовки 1-23 02 74 «Коммуникация в сфере общественных связей» iconПрограмма государственного экзамена по специальности переподготовки 1-25 01 75 «Экономика и управление на предприятии промышленности»
М. В. Петрович, заведующий кафедрой государственного управления экономическими системами, д-р экон наук, профессор
Программа государственного экзамена специальности переподготовки 1-23 02 74 «Коммуникация в сфере общественных связей» iconПрограмма государственного экзамена по специальности переподготовки 1-26 01 76 Управление персоналом Институт государственной службы Факультет переподготовки Кафедра психологии управления Форма получения образования заочная
Рассмотрена и рекомендована к утверждению кафедрой психологии управления Протокол №4 от 08 декабря 2010 г
Программа государственного экзамена специальности переподготовки 1-23 02 74 «Коммуникация в сфере общественных связей» iconВ сфере связей с общественностью учебно
И иванчихина, Е. В. Эффективное управление в сфере связей с общественностью: учебно-методическое пособие для студентов специальности...
Программа государственного экзамена специальности переподготовки 1-23 02 74 «Коммуникация в сфере общественных связей» iconПрограмма государственного экзамена по специальности переподготовки 1-26 01 71 «Государственное управление и идеология»
В. А. Мельник, профессор кафедры философских наук и идеологической работы, д – р полит наук, профессор
Программа государственного экзамена специальности переподготовки 1-23 02 74 «Коммуникация в сфере общественных связей» iconПрограмма государственного междисциплинарного экзамена по специальности 080104. 65 «экономикатруда»
Программа предназначена для подготовки и приема государственного экзамена студентами очной и очно-заочной форм обучения, оканчивающих...
Программа государственного экзамена специальности переподготовки 1-23 02 74 «Коммуникация в сфере общественных связей» iconОрганизация системы общественных связей Типовая учебная программа для высших учебных заведений по специальности
Учебно-методическое объединение вузов Республики Беларусь по гуманитарному образованию
Программа государственного экзамена специальности переподготовки 1-23 02 74 «Коммуникация в сфере общественных связей» iconПрограмма государственного экзамена по специальности 12. 01. 00 "Технология машиностроения" Рассмотрена на заседании кафедры тм и махп «21»
Программа государственного экзамена предназначена для студентов специальности “Технология машиностроения”
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница