Психолого-педагогические аспекты формирования социальной компетентности у дошкольников с онр




НазваниеПсихолого-педагогические аспекты формирования социальной компетентности у дошкольников с онр
Дата09.02.2013
Размер36.5 Kb.
ТипДокументы
Полозова О.В., аспирант 1 года кафедры дошкольной дефектологии дефектологического факультета МПГУ

Психолого-педагогические аспекты формирования социальной компетентности у дошкольников с ОНР


Формирование социальной компетентности у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи способствует преодолению не только речевых нарушений, но и успешному процессу социализации личности в основных сферах жизнедеятельности: межличностной, познавательной, поведенческой, эмоциональной, этико-нравственной. Основываясь на понимании социальной компетентности как интегративного качества личности, формируемого в процессе овладения представлениями и знаниями о социальной действительности, активного освоения социальных отношений, являющихся основой построения и регулирования межличностных и внутриличностных социальных позиций, мы выделяем четыре компонента структуры социальной компетентности дошкольника: мотивационный, когнитивный, эмоционально-оценочный, поведенческий. Основными показателями сформированности социальной компетентности на данном возрастном этапе являются: интерес и желание к взаимодействию с окружающими (мотивационный компонент); наличие представлений об окружающей действительности и умение оперировать ими (когнитивный компонент); эмоциональная устойчивость и чувствительность, наличие элементарных навыков самооценки и оценивания окружающей социальной действительности (эмоционально-оценочный компонент); сформированные навыки сотрудничества и взаимодействия с окружающими, наличие социально одобряемых форм поведения (поведенческий компонент).

У дошкольников с нарушениями речи трудности становления межличностных отношений, неадекватность эмоциональных реакций, оценки и самооценки, нарушение коммуникативной деятельности, низкая познавательная мотивация приводят к резкому снижению уровня психосоциального и личностного развития ребёнка и ограничивают его возможности в познании социальной действительности [2,3,9,10]. Наблюдается негативная динамика культурных и общественных ценностных ориентаций детей. Обеднение и ограничение общения детей с окружающими людьми выявили наличие проблем эмоционального развития. Речевые отклонения накладывают отпечаток на познавательную сферу, коммуникативную функцию, эмоционально – волевые процессы.

Несмотря на то, что проблеме социального становления и развития дошкольников уделяют внимание в своих работах многие исследователи [1,4,5,7,8], аспект, связанный с определением сущности социальной компетентности, подходов, принципов, условий ее формирования у дошкольников с ОНР разработан слабо.

Организация работы по формированию социальной компетентности у дошкольников с ОНР требует совершенствования форм, методов, приемов работы не только с самим ребенком, но и с его окружением - социальным, предметным, природным, выстраивания единого образовательного пространства развития ребенка. Комплексное поэтапное обучение детей с общим недоразвитием речи должно быть направлено на развитие речи, формирование социальных понятий, коммуникативных умений, социальных эмоций оптимизацию детско-родительских отношений и навыка переноса усвоенных социальных представлений в сферу межличностного общения. Основным из методов такого обучения является проектная деятельность по формированию социальной компетентности. Работа по формированию социальной компетентности у дошкольников с ОНР направлена на достижение целей овладения конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми; на достижение целей освоения первоначальных представлений социального характера и включения детей в систему социальных отношений[6].


  1. Белкина, В.Н. Психология и педагогика социальных контактов детей: Учебное пособие [Текст] / В.Н. Белкина. - Ярославль: Изд-во ЯГПУ им К.Д. Ушинского. - 2004. - 201 с.

  2. Давидович Л. Р. Динамика речевых нарушений и вопросы социальной адаптации детей с моторной алалией// Речевые расстройства у детей и методы их устранения: Сб. науч. трудов МПГИ им В. И. Ленина/ Под ред. С. С. Ляпидевского, Ф. А. Самсоновой, С. Н. Шаховской. - М., 1978.-С. 23-39

  3. Егорова М. А. Коррекционно-педагогическая работа по социальному воспитанию дошкольников в детском доме: Автореф. дис. канд. пед. наук. - М., 1998.- 17 с.

  4. Козлова, С.А. Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью [Текст] / A.B. Козлова. - М: Академия, 1998. - 160 с.

  5. Князева, О. Социальная компетентность дошкольников [Текст] / О. Л. Князева// Дошкольное воспитание. - 1998. -№9. - С. 2- 14.

  6. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 23 ноября 2009 г. N 655 «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования» [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.rg.ru/2010/03/05/obr-dok.html

  7. Репина, Т.А. Проблема полоролевой социализации детей [Текст] / Т.А. Репина. - М.-Воронеж: МПСИ, НПО «МОДЭК», 2004. - 288 с.

  8. Смирнова, Е.О. Межличностные отношения дошкольников: диагностика, проблемы, коррекция [Текст] / Е.О. Смирнова, В.М. Холмогорова В.М - М.: Гуманитар. Изд. центр ВЛАДОС, 2005. - 158 с.

  9. Шамко Л.Ю. Формирование представлений о социальных явлениях у умственно отсталых дошкольников // Дефектология. - 1994. - №4.

  10. Шипицина Л.М. Азбука общения / Л.М. Шипицина, О.В.Защиринская, А.П.Воронова, Т.А. Нилова. - Санкт-Петербург: Детство-Пресс, 2004.

Похожие:

Психолого-педагогические аспекты формирования социальной компетентности у дошкольников с онр iconПлан издания монографий, учебных пособий на 2012 г. №
Философский и психолого педагогические аспекты формирования компетентностей учащихся в профильном обучении: монография
Психолого-педагогические аспекты формирования социальной компетентности у дошкольников с онр icon«коррекция фонематических нарушений у дошкольников с онр»
I. теоретические вопросы коррекции фонематических нарушений у дошкольников с онр
Психолого-педагогические аспекты формирования социальной компетентности у дошкольников с онр iconСоциальные и психолого-педагогические аспекты здоровьесберегающей деятельности субъектов образовательного процесса в доу. Рубинская Е. В., педагог-психолог мдоу детский сад №1 комбинированного вида
Социальные и психолого-педагогические аспекты здоровьесберегающей деятельности субъектов образовательного процесса в доу
Психолого-педагогические аспекты формирования социальной компетентности у дошкольников с онр iconПсихолого-педагогические аспекты проблемы формирования жизненной компетенции учащихся с ограниченными возможностями здоровья 7
Личность умственно- отсталого ребенка формируется только при условии целенаправленного обучения и воспитания
Психолого-педагогические аспекты формирования социальной компетентности у дошкольников с онр iconПедагогические и профессиональные основы проектирования и реализации поэтапного формирования социальной компетентности студентов
Педагогические и профессиональные основы проектирования и реализации поэтапного формирования
Психолого-педагогические аспекты формирования социальной компетентности у дошкольников с онр iconПсихолого педагогические условия формирования конструктивного родительского отношения к наркозависимым юношам
Психолого педагогические условия формирования конструктивного родительского отношения
Психолого-педагогические аспекты формирования социальной компетентности у дошкольников с онр iconПсихолого-педагогические аспекты раннего обучения флористике (на примере студии «чудо природы» дтдм «Хорошево»)
Тема: Психолого-педагогические аспекты раннего обучения флористике (на примере студии «чудо природы» дтдм «Хорошево»)
Психолого-педагогические аспекты формирования социальной компетентности у дошкольников с онр icon«Менеджмент в образовании»
«Психолого-педагогические аспекты образовательного процесса в условиях средней школы»
Психолого-педагогические аспекты формирования социальной компетентности у дошкольников с онр iconПедагогические условия формирования коммуникативной компетентности преподавателей иностранного языка в вузе

Психолого-педагогические аспекты формирования социальной компетентности у дошкольников с онр iconПсихолого-педагогические аспекты тестирования
Материал из иот вики проекта сетевого социально-педагогического сообщества "СоцОбраз"
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница