«Воронежский государственный педагогический университет» утверждаю




Скачать 303.12 Kb.
Название«Воронежский государственный педагогический университет» утверждаю
страница1/2
Дата08.02.2013
Размер303.12 Kb.
ТипДокументы
  1   2


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования


«Воронежский государственный педагогический университет»





УТВЕРЖДАЮ



Проректор по учебной работе ___________Г.П. Иванова




«____»_________________20___г.



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


История информатики


Уровень основной образовательной программы бакалавриат


Направление подготовки Педагогическое образование

Профиль Информатика и ИКТ

Форма обучения очная

Срок освоения ООП 4 года

Факультет физико-математический

Кафедра Информатики и методики преподавания математики


Разработчик:


Доцент кафедры информатики и МПМ В.В. Малев


Начальник учебно-методического управления __________________ (Т.В. Майзель)


Декан факультета __________________ (М.Г. Карпов)



Заведующий кафедрой __________________ (А.С. Потапов)


г. Воронеж – 2011 г.

Рабочая программа учебной дисциплины одобрена на заседании кафедры



от «_____» ____________20___г. Протокол № _____


Заведующий кафедрой ( )


Лист переутверждения рабочей программы учебной дисциплины


Рабочая программа:

одобрена на 20__/20__ учебный год. Протокол № ___ заседания кафедры

от “___”_________ 20___ г.

Ведущий преподаватель_________________________________________

Зав. кафедрой__________________________________________________


одобрена на 20__/20__ учебный год. Протокол № ___ заседания кафедры

от “___”_________ 20___ г.

Ведущий преподаватель_________________________________________

Зав. кафедрой__________________________________________________


одобрена на 20__/20__ учебный год. Протокол № ___ заседания кафедры

от “___”_________ 20___ г.

Ведущий преподаватель_________________________________________

Зав. кафедрой__________________________________________________


одобрена на 20__/20__ учебный год. Протокол №___ заседания кафедры

от “___”_________ 20___ г.

Ведущий преподаватель_________________________________________

Зав. кафедрой__________________________________________________


одобрена на 20__/20__ учебный год. Протокол № ___заседания кафедры

от “___”_________ 20___ г.

Ведущий преподаватель_________________________________________

Зав. кафедрой__________________________________________________


  1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ


Цели освоения дисциплины «История информатики»:

  • формирование представлений об основных этапах и наиболее значимых событиях развития информатики и вычислительной техники; о сущности современных информационно-коммуникационных технологий и направлениях их развития; о влиянии информационно-коммуникационных технологий на жизнь общества, в том числе на образование;

  • выявление роли и места информатики в истории развития цивилизации;

  • повышение познавательного интереса к изучению информатики, используя активные методы и современные технические средства обучения;

  • развитие самостоятельности, элементов поисковой деятельности;

  • формирование умений и навыков обобщения информации, выделения главного в изученном материале, построения сообщения, умения высказывать предположения, объяснять и обосновывать их, выдвигать проблемы и переформулировать задачи.




  1. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП ВПО


2.1. Учебная дисциплина «История информатики» относится к циклу Б1 (Гуманитарный, социальный и экономический цикл), дисциплины по выбору.


2.2. Для изучения данной учебной дисциплины необходимы знания, умения и навыки, формируемые предшествующими дисциплинами: история, культура речи, организация самостоятельной работы (практикум), программное обеспечение ЭВМ.

2.3. Перечень последующих учебных дисциплин, для которых необходимы знания, умения и навыки, формируемые данной учебной дисциплиной: ИКТ в образовании, методика обучения и воспитания, социальная информатика.


  1. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


3.1. В результате изучения учебной дисциплины «История информатики» студенты овладевают следующими знаниями, умениями и навыками: Знания:

- сущность и значение информации и информатизации в развитии современного информационного общества, опасности и угрозы, возникающие в этом процессе;

- историко-культурное наследие России и зарубежных стран (информационно-технологический аспект);

- историю и закономерности развития информатики и информатизации общества.

Умения:

- прогнозировать основные опасности и угрозы, возникающие в процессе информационного взаимодействия;

- характеризовать уровень развития средств и технологий информатики на различных этапах развития общества;

- анализировать тенденции и закономерности развития информатики.

Навыки:

- соблюдения основных требований информационной безопасности;

- использования культурно-исторического наследия и традиций в профессиональной деятельности;

- использования фактической информации о развитии информатики.

3.2. Изучение данной учебной дисциплины направлено на формирование у обучающихся следующих компетенций:


ОК-12: способен понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны


Структура

компетенции

Основные признаки уровня

Базовый уровень

Повышенный уровень

Знает сущность и значение информации и информатизации в развитии современного информационного общества, сознает опасности и угрозы, возникающие в этом процессе

дает определение основных терминов и понятий (информация, информационное общество, информационные ресурсы)




воспроизводит конкретные факты из истории развития информатики

объясняет роль и значение конкретных фактов из истории развития информатики

понимает сущность информационных опасностей и угроз

знает методы противодействия основным опасностям и угрозам, связанным с информационным обменом

понимает сущность информационных процессов, происходящих в обществе (информационные революции, информационный кризис)




знает основные виды информационных ресурсов в обществе

осознаёт существование конфиденциальной и личной информации, в т.ч. информации, составляющей государственную тайну

Умеет прогнозировать основные опасности и угрозы, возникающие в процессе информационного взаимодействия

применяет антивирусные программные средства

умеет оценивать степень опасности информации и информационных угроз

Владеет навыками соблюдения основных требований информационной безопасности

применяет организационные и программные методы обеспечения информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны






ОК-14: готов к толерантному восприятию социальных и культурных различий, уважительному и бережному отношению к историческому наследию и культурным традициям


Структура

компетенции

Основные признаки уровня

Базовый уровень

Повышенный уровень

Знает историко-культурное наследие России и зарубежных стран (информационно-технологический аспект)

воспроизводит конкретные факты из истории развития информатики

объясняет историческое и культурное значение конкретных фактов развития информатики

осознаёт социально-экономические и исторические условия формирования информатики и информационной картины мира, их особенности на различных этапах исторического развития

Умеет характеризовать уровень развития средств и технологий информатики на различных этапах развития общества

выделяет научные, социокультурные, гуманистические, аксиологические аспекты развития информатики и информатизации общества

учитывает различные контексты (социальные, культурные, национальные), в которых протекают процессы информатизации

Владеет навыками использования культурно-исторического наследия и традиций в профессиональной деятельности




совершенствует профессиональные знания и умения путем использования возможностей культурно-исторического наследия и традиций


ОК-15: способен понимать движущие силы и закономерности исторического процесса, место человека в историческом процессе, политической организации общества


Структура

компетенции

Основные признаки уровня

Базовый уровень

Повышенный уровень

Знает историю и закономерности развития информатики и информатизации общества

знает и понимает основные движущие силы и общие закономерности взаимодействия информации и общества




понимает информатизацию общества как закономерный процесс




Умеет анализировать тенденции и закономерности развития информатики

анализирует движущие силы и закономерности развития информатики и информационной картины мира, место человека в этом процессе

моделирует тенденции развития информатики в современных условиях

Владеет навыками использования фактической информации о развитии информатики

владеет навыками анализа исторических источников, анализирует и систематизирует фактическую информацию на основе общих закономерностей развития информатики и процесса информатизации общества

использует методологические концепции информационного общества, их научную и мировоззренческую основу




  1. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ


4.1. ОБЪЕМ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ


Вид учебной работы

Всего часов

Аудиторные занятия (всего)

36

В том числе:

-

Лекции (Л)

18

Практические занятия (ПЗ), Семинары (С)

-

Лабораторные работы (ЛР)

18

Самостоятельная работа студента (СРС) (всего)

36

СРС в период промежуточной аттестации

-

Вид промежуточной аттестации

зачет (З)

+

экзамен (Э)

-

ИТОГО: Общая трудоемкость

часов

72

зач. ед.

2


4.2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


4.2.1. Разделы дисциплины, виды учебной деятельности и формы контроля


п/п

Наименование раздела
учебной дисциплины


Виды учебной деятельности, включая самостоятельную работу студентов (в часах)

Форма
текущего контроля


Л

ЛР

ПЗ

СРС

всего



Доэлектронная история вычислительной техники

3

3

-

6

12

тест, эссе,
отчет по ЛР



Электронные вычислительные машины

3

3

-

6

12

тест, эссе,
отчет по ЛР



История развития математических основ информатики

2

2

-

6

10

тест, эссе,
отчет по ЛР



Эволюция программного обеспечения

3

3

-

6

12

тест, эссе,
отчет по ЛР



История и эволюция компьютерных сетей

3

3

-

6

12

тест, эссе,
отчет по ЛР



Информационное общество

4

4

-

6

14

тест, эссе,
отчет по ЛР



4.2.2. Содержание разделов учебной дисциплины


п/п

Наименование раздела учебной дисциплины

Содержание раздела

в дидактических единицах



Доэлектронная история вычислительной техники

1. Простейшие цифровые вычислительные устройства.

2. Аналоговые вычислительные машины.

3. Суммирующая машина Паскаля.

4. Арифмометр – от машины Лейбница до электронного калькулятора.

5. Принцип программного управления. Вычислительные машины Бэббиджа.

6. Ада Лавлейс и возникновение программирования.

7. Табуляторы: от Холлерита до машиносчетных станций.

8. Сложные электромеханические и релейные машины.



Электронные вычислительные машины

1. Работы Атанасова.

2. Проект фон Неймана и его вклад в архитектуру ЭВМ.

3. Формирование индустрии и рынка ЭВМ.

4. Развитие элементной базы и поколения ЭВМ.

5. Вычислительная техника в СССР.

6. Направления развития вычислительной техники.

7. Современный рынок ЭВМ и его секторы.



История развития математических основ информатики

1. История развития счета и системы счисления.

2. Логические основы ЭВМ.

3. Моделирование как универсальный инструмент информационных технологий.

4. Современные математические основы вычислительной техники и информационных технологий.



Эволюция программного обеспечения

1. Классификация и эволюция программного обеспечения

2. Языки и системы программирования

3. Операционные системы

4. Прикладные программы для персональных компьютеров

5. Проблемы человеко-машинного интерфейса и его влияние на архитектуру персональных компьютеров.

6. История развития информационных технологий.



История и эволюция компьютерных сетей

1. История развития электросвязи и теории передачи сообщений

2. Предыстория современных компьютерных сетей

3. Сети пакетной коммутации. Интернет

4. Локальные вычислительные сети

5. Сетевые информационные технологии и услуги

6. Web-революция



Информационное общество

1. Информационные революции.

2. Информационный кризис.

3. Информационные ресурсы.



4.2.3. Образовательные технологии


п/п

Наименование раздела
учебной дисциплины


Образовательные технологии



Доэлектронная история вычислительной техники

Лек.: лекция с проблемным изложением

Л.Р.: , иссл. ЛР с обсуждением



Электронные вычислительные машины

Лек.: лекция-визуализация

Л.Р.: , иссл. ЛР с обсуждением



История развития математических основ информатики

Лек.: лекция-визуализация

Л.Р.: , иссл. ЛР с обсуждением



Эволюция программного обеспечения

Лек.: лекция с проблемным изложением, лекция-визуализация

Л.Р.: , иссл. ЛР с обсуждением



История и эволюция компьютерных сетей

Лек.: лекция с проблемным изложением, лекция-визуализация

Л.Р.: телеконференция



Информационное общество

Лек.: лекция с проблемным изложением, лекция-визуализация

Л.Р.: сетевой проект, диспут


16 ч. (44%) - интерактивных занятий от объема аудиторных занятий.


4.2.4. Лабораторный практикум


п/п

Наименование раздела
учебной дисциплины


Наименование
лабораторных работ


Всего часов



Доэлектронная история вычислительной техники

1. Альбом «Доэлектронная история вычислительной техники»

3



Электронные вычислительные машины

2. Презентация «История ЭВМ»

3



История развития математических основ информатики

3. Альбом «Создатели математических основ информатики»

2



Эволюция программного обеспечения

4. Презентация «История развития программного обеспечения»

3



История и эволюция компьютерных сетей

5. Телеконференция «История и эволюция компьютерных сетей»

3



Информационное общество

6. Сетевой проект «История информатики в социальных сервисах»

7. Диспут «Информатизация: плюсы и минусы»

4




ИТОГО:




18



4.3. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТА


4.3.1. Планирование СРС


п/п

Наименование раздела
учебной дисциплины


Виды СРС

Всего часов



Доэлектронная история вычислительной техники

Обязательные задания с выбором раздела дисциплины

1. Составление тематического аннотированного каталога Интернет-ресурсов

2. Составление ментальных карт, логико-структурных схем по разделу дисциплины

3. Составление терминологического словаря

4. Создание концептуальных, сравнительных таблиц по разделу дисциплины

5. Подготовка доклада по разделу дисциплины

6. Разработка фрагмента учебного занятия с использованием ИТ

7. Разработка тестовых заданий по разделу дисциплины

6



Электронные вычислительные машины

6



История развития математических основ информатики

6



Эволюция программного обеспечения

6



История и эволюция компьютерных сетей

6



Информационное общество

6
  1   2

Похожие:

«Воронежский государственный педагогический университет» утверждаю iconГоу впо «воронежский государственный педагогический университет» Утверждаю
Федерального государственного образовательного стандарта по соответствующему направлению подготовки высшего профессионального образования...
«Воронежский государственный педагогический университет» утверждаю icon«Воронежский государственный педагогический университет»

«Воронежский государственный педагогический университет» утверждаю iconГоу впо «Воронежский государственный педагогический университет» Утверждаю
Основная образовательная программа (ооп) бакалавриата, реализуемая вузом по направлению подготовки 072500 дизайн и профилю подготовки...
«Воронежский государственный педагогический университет» утверждаю icon«Воронежский государственный педагогический университет»
Качественные и количественные методы психологических и педагогических исследований
«Воронежский государственный педагогический университет» утверждаю icon«Воронежский государственный педагогический университет»
В процессе освоения данной дисциплины студент формирует и демонстрирует следующие
«Воронежский государственный педагогический университет» утверждаю icon«Воронежский государственный педагогический университет»
Целями освоения дисциплины «Возрастная анатомия, физиология и гигиена» являются
«Воронежский государственный педагогический университет» утверждаю icon«Воронежский государственный педагогический университет»
Целями освоения дисциплины Опасности техногенного характера и защита от них являются
«Воронежский государственный педагогический университет» утверждаю icon«Воронежский государственный педагогический университет»
В процессе освоения данной дисциплины студент формирует и демонстрирует следующие компетенции
«Воронежский государственный педагогический университет» утверждаю icon«Воронежский государственный педагогический университет»
В процессе освоения данной дисциплины студент формирует и демонстрирует следующие компетенции
«Воронежский государственный педагогический университет» утверждаю icon«Воронежский государственный педагогический университет»
В процессе освоения данной дисциплины студент формирует и демонстрирует следующие компетенции
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница