Технология развития критического мышления понятие «критическое мышление» и его характеристики




НазваниеТехнология развития критического мышления понятие «критическое мышление» и его характеристики
страница1/14
Дата08.02.2013
Размер2.56 Mb.
ТипДокументы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14
ГЛАВА 1. ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ

Понятие «критическое мышление» и его характеристики.

Надо сказать, что по поводу определения понятия «критичес­кое мышление» существует большое разнообразие мнений и оценок: с одной стороны, оно ассоциируется с негативным, отвергающим, так как предполагает спор, дискуссию, конф­ликт; с другой стороны, объединяет понятия «критическое мышление», «аналитическое мышление», «логическое мыш­ление», «творческое мышление» и т. д. Хотя термин «кри­тическое мышление» известен очень давно из работ таких из­вестных психологов, как Ж. Пиаже, Дж. Брунер, Л. С. Вы­готский, в профессиональном языке педагогов-практиков в России его стали употреблять сравнительно недавно.

Сегодня в различных научных источниках можно найти разные определения термина «критическое мышление^. Дж. А. Браус и Д. Вуд определяют его как разумное рефлек­сивное мышление, сфокусированное на решении того, во что верить и что делать. Критики пытаются понять и осознать свое собственное «Я», быть объективными, логичными, пыта­ются понять другие точки зрения. Критическое мышление, по их мнению, — это поиск здравого смысла (как рассудить объективно и поступить логично с учетом как своей точки зрения, так и других мнений) и умение отказаться от соб­ственных предубеждении, .критические мыслители способны выдвинуть новые идеи и увидеть новые возможности, что весьма существенно при решении проблем1.

Д. Халперн определяет критическое мышление в своей
работе «Психология критического мышления» следующим
образом: это — направленное мышление, оно отличается взве­
шенностью, логичностью и целенаправленностью, его отлича­
ет использование таких когнитивных навыков и стратегий,
которые увеличивают вероятность получения желательного
результата2. ; /

При всем разнообразии определений критического мыш-

'См.: Браус Дж., Вуд Д. Инвайронментальное образование в школах: Пер. с англ. — NAAEE, 1994.

2См.: Халперн Д. Психология критического мышления. — СПб., 2000. — (Сер. «Мастера психологии»).

7

ления можно увидеть в них близкий смысл, который отража­ет оценочные и рефлексивные свойства мышления. Это откры­тое мышление, не принимающее догм, развивающееся путем наложения новой информации на жизненный личный опыт. "В этом и есть его отличие от мышления творческого, которое не предусматривает оценочности, а предполагает продуциро­вание новых идей, часто выходящих за рамки жизненного опыта, внешних норм и правил. Однако провести четкую гра­ницу между критическим и творческим мышлением сложно. Можно сказать, что критическое мышление — это отправная точка для развития творческого мышления, более того, и кри­тическое, и творческое мышление развиваются в синтезе, вза-имообусловленно.

Любой ли человек может мыслить критически? Ж. Пиаже писал, что к 14—16 годам у человека наступает этап, когда создаются наилучшие условия для развития критического мышления. Вместе с тем это вовсе не означает, что данные навыки развиты у каждого из нас в одинаковой степени.

Для того чтобы учащийся мог воспользоваться своим кри­тическим мышлением, ему важно развить в себе ряд качеств, среди которых Д. Халперн"выделяет1:

  1. Готовность к планированию. Мысли часто возникают
    хаотично. Важно упорядочить их, выстроить последователь­
    ность изложения. Упорядоченность мысли — признак уверен­
    ности.

  2. Гибкость. Если учащийся не готов воспринимать идеи
    других, он никогда не сможет стать генератором собственных
    идей и мыслей. Гибкость позволяет подождать с вынесением
    суждения, пока ученик не обладает разнообразной информа­
    цией.

  3. Настойчивость. Часто, сталкиваясь с трудной задачей,
    мы откладываем ее решение на потом. Вырабатывая настой­
    чивость в напряжении ума, ученик обязательно добьется го­
    раздо лучших результатов в обучении.

  4. Готовность исправлять свои ошибки. Критически мыс­
    лящий человек не будет оправдывать свои неправильные ре­
    шения, а сделает верные выводы, воспользуется ошибкой для
    продолжения обучения.

  5. Осознание. Это очень важное качество, предполагающее
    умение наблюдать за собой в процессе мыслительной деятель­
    ности, отслеживать ход рассуждений.

  6. Поиск компромиссных решений. Важно, чтобы приня­
    тые решения воспринимались другими людьми, иначе они так
    и останутся на уровне высказываний.

'См.: ХалпернД. Психология критического мышления. — СПб., 2000. — (Сер. «Мастера психологии»).— С. 56.

8

Есть мнение. Дж. Барелл выделяет следующие характеристики, прису­щие критически мыслящему человеку. Критические мыслители:

  • решают проблемы;

  • проявляют известную настойчивость в решении проблем;

  • контролируют себя, свою импульсивность;

  • открыты для других идей;

  • решают проблемы, сотрудничая с другими людьми;

  • слушают собеседника;

  • эмпатичны;

  • терпимы к неопределенности;

  • рассматривают проблемы с разных точек зрения;

  • устанавливают множественные связи между явлениями;

  • терпимо относятся к точкам зрения, отличным от их собственных;

  • рассматривают несколько возможностей решения какой-то проблемы;

  • часто задают вопрос: «Что, если...?»;

  • умеют строить логические выводы;

  • размышляют о своих чувствах, мыслях — оценивают их;

  • строят прогнозы, обосновывают их и ставят перед собой обдуманные
    цели;

  • применяют свои навыки и знания в различных ситуациях;

  • любознательны и часто задают «хорошие вопросы»;

  • активно воспринимают информацию.

Гуманистическая психология и критическое мышление.

Гуманистический подход в противоположность авторитариз­му предполагает личностную вовлеченность ученика в процесс учения: ученик в нем инициативен и самостоятелен, он учит­ся осмысленно, его любознательность поощряется. Если в тра-диционном обществе еще можно было строить обучение пу­тем трансляции учителем информации, то в век динамичных изменений главным становится формирование умения учить­ся самостоятельно. Основным приоритетом развития образо-вания сегодня становится его личностно ориентированная на­правленность. «Реализация личностно ориентированного обу­чения предполагает осуществление такого педагогического руководства деятельностью учащихся, котороеТпозволило бы им проявить личностные функции (искать во всем смысл, строить образ и модель своей жизни, проявлять творчество, давать критическую оценку фактам и т. д.)»1. П. Е. Решетни­ков в качестве важнейших личностных функций выделяет:

  • функцию изобретательности (способность^ выбору);

  • функцию рефлексии (способность оценивать свои дей/
    ствия); ;

  • функцию бытийности (поиск смысла жизни и творче­
    ства);

1 Решетников П. Е. Нетрадиционная технологическая система подготовки учителей: Рождение мастера. — М., 2000. — С. 46.

9

' — формирующую функцию (формирование образа «Я»);

— функцию ответственности (в соответствии с формули­
ровкой «Я отвечаю за все»);

— функцию автономности личности.
Задачаучителя заключается не только в необходимости

формирования^ у школьников знаний и умений, но и в__оОеспе-чении возможностей для становления и развития вышепере­численных функции личности. В этом контексте учебный про-цесс приобретает смысл, отличный от традиционно признан­ного. Можно привести высказывание известного американ­ского психолога К. Роджерса, который на одной из своих лек­ций для учителей школ сказал о том, что никакие их усилия не имеют смысла, поскольку зданием становится только та_ часть информации, которая принята ребенком. Учитель не является транслятором информации, а значит, он должен по­мочь учащимся овладеть способами самостоятельной работы. ^Технология развития критического мышления — один из спо­собов^ превратить учение в личностно ориентированное. Но и этого недостаточно.

Как реализовать на практике гуманистические идеи и принципы?

Для этого учителю необходимо выработать систему новых установок. В частности, К. Роджерс особо выделяет: откры­тость своим мыслям и переживаниям, способность их адек­ватно выражать в общении с другими; принятие ученика как личности, уверенность в его творческом потенциале, педаго­гический оптимизм; эмпатическое понимание, т. е. видение педагогом внутреннего мира ученика (глазами ученика).

В гуманистически ориентированном обучении педагог ста­вит учащегося не в позицию объекта, которым он управляет^ а в позицию полноправного субъекта учения, создавая "тем, самым условия для его творческой самореализации. Это зна­чит, что педагог организует учебную деятельность не тради­ционно, а как процесс решения проблем разного уровня. Важ­ным становится самостоятельный поиск ученика, а это зави-сит от того, насколько ученик овладевает методологией реше­ния изучаемых проблем.

Традиционно школы знакомили учеников с «продуктами» мышления (то, что в формализованном знании выражено в книгах и лекциях), но редко демонстрировали «процессы», с помощью которых эти «продукты» были получены. Как это сделать? Ведь мышление — процесс, сокрытый от глаз. «Обу­чение мышлению следует понимать как хождение в подмас­терьях у мастера познания»1. Технология РКМЧП предпола­гает равные партнерские отношения как в плане общения, так_

1 Темпл Ч., Мередит К., Стил Дж. Как учатся дети: Свод основ // Посо­бие. — М., 1998. — С. 16—17.

10

ив плане конструирования знания, рождающегося в процес-'се^обучения. Работая в режиме Уёхнологии критического "мышления, учитель перестает быть главным источником ин­формации, и, используя приемы технологии, превращает обу-"чение — продвижение от незнания к знанию — в совместный и интересный поиск.

Критическое мышление — это точка опоры, естественный способ взаимодействия с идеями и информацией. Мы стоим перед проблемой выбора информации. Необходимы умения не только овладеть ею, но и критически оценить, осмыслить, применить. Получая новую информацию, ученики должны научиться рассматривать ее с различных точек зрения, делать выводы относительно ее точности и ценности.

Современная жизнь устанавливает свои приоритеты :_не_ простое знание фактов, не умения, как таковые, а способность ^пользоваться приобретенным; не объем информации, а уме-~ние получать ее и моделировать; не потребительство, а сози-' "дание и сотрудничество. Органичное включение работы по "технологии развития критического мышления в систему школьного образования дает возможность личностного роста, ведь такая работа обращена прежде всего к ребенку, к его ин­дивидуальности.

Образовательная технология развития критического мышления. Как мы уже отмечали, для развития критическо­го мышления необходимо создание и применение специаль­ных методических инструментов, одним из которых, на наш взгляд, стала разработанная американскими педагогами Дж. Стил, К. Мередитом и Ч. Темплом педагогическая техно­логия развития критического мышления посредством чтения и письма. Структура данной технологии стройна и логична, так как ее этапы соответствуют закономерным этапам когни­тивной деятельности личности. Представляем эту структуру в виде таблицы с соответствующими пояснениями.



Технологические этапы

I стадия

II стадия

III стадия

Вызов:

— актуализация имеющихся знаний; — пробуждение ин­тереса к получению • новой информации; — постановка учени­ком собственных це­лей обучения

Осмысление содержания: — получение но­вой информации; — корректировка учеником постав­ленных целей обу­чения

Рефлексия:

— размышление, рождение нового зна­ния; — постановка уче­ником новых целей обучения

Таблица 1

Технология развития критического мышления — стадии и методические

приемы



Стадия (фаза)

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Возможные приемы и методы

I. Вызов (evocation)

Направлена на вызов у уча­щихся уже име­ющихся знаний по изучаемому вопросу, акти­визацию их дея­тельности, мо­тивацию к даль­нейшей работе

Ученик «вспо­минает», что ему известно по изучаемому воп­росу (делает предположения), систематизирует информацию до изучения нового материала, зада­ет вопросы, на которые хочет получить ответы

Составление списка «извест­ной информа­ции»: рассказ-пред­положение по ключевым сло­вам; систематиза­ция материала (графическая): кластеры, таб­лицы; верные и не­верные утверж­дения; перепутанные логические це­почки и т. д.

Информация, полученная на стадии вызова, выслушивается, записыва­ется, обсуждается. Работа ведется индивидуально, в парах или группах

П. Осмыс­ление со­держания (realization of mean­ing)

Направлена на сохранение интереса к теме при непосред­ственной работе с новой инфор­мацией, посте­пенное продви­жение от зна­ния «старого» к «новому»

Ученик чита­ет (слушает) текст, исполь­зуя предложен­ные учителем активные мето­ды чтения, де­лает пометки на полях или ведет записи по мере осмысления но­вой информа­ции

Методы ак­тивного чтения: маркировка с использованием значков «V», «+», «— », «?» (по мере чтения их ставят на по­лях справа); ведение раз­личных записей типа двойных дневников, бор­товых журналов; поиск ответов на поставленные в первой части урока вопросы




Стадия (фаза)

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Возможные приемы и методы

На стадии осмысления содержания осуществляется непосредствен­ный контакт с новой информацией (текст, фильм, лекция, материал параграфа). Работа ведется индивидуально или в парах

III. Реф­лексия (reflection)

Учителю сле­дует: вернуть' учащихся к цер-воначальным записям-пред­положениям; внести измене­ния, дополне­ния; дать твор­ческие, исследо­вательские или практические за­дания на основе изученной ин­формации

Учащиеся со­относят «но­вую» информа­цию со «ста­рой», исполь­зуя знания, по­лученные на стадии осмыс­ления содержа­ния

Заполнение кластеров, таб­лиц. Установление причинно-след­ственных связей между блоками информации. Возврат к клю­чевым словам, верным и невер­ным утверждени­ям. Ответы на по­ставленные воп­росы. Организация устных и пись­менных круглых столов. Организация различных видов дискуссий. Написание творческих работ. Исследования по отдельным вопросам темы и т. д.

На стадии рефлексии осуществляется анализ, творческая перера­ботка, интерпретация изученной информации. Работа ведется инди­видуально, в парах или группах

, \ i

Перед нами технологический алгоритм урока (серии уро­ков), а на поверхности — набор приемов, стратегий ведения урока, рекомендации по их использованию на определенных стадиях (табл. 1).

13

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14

Похожие:

Технология развития критического мышления понятие «критическое мышление» и его характеристики icon«Технология развития критического мышления»
«Я», свою деятельность и ее результаты. Первыми в России работать по этой технологии стали педагоги Санкт-Петербурга. Учиться – интересно!...
Технология развития критического мышления понятие «критическое мышление» и его характеристики iconСправка по итогам работы творческой группы «Технология развития критического мышления через чтение и письмо»
Технология развития критического мышления через чтение и письмо". Предварительно члены творческой группы были активными участниками...
Технология развития критического мышления понятие «критическое мышление» и его характеристики iconФормирование критического мышления учащихся при обучении математике в основной школе
Охватывает основные содержательные линии школьного курса математики и позволяет целенаправленно и систематически формировать критическое...
Технология развития критического мышления понятие «критическое мышление» и его характеристики iconУрока
Технология: использована «Технология развития критического мышление через чтение и письмо»
Технология развития критического мышления понятие «критическое мышление» и его характеристики iconМетодические подходы использования принципа межпредметности в обучении химии как средства развития критического мышления учащихся
В приложении приведены примеры уроков с использованием межпредметного материала; диагностика для исследования общеучебных умений,...
Технология развития критического мышления понятие «критическое мышление» и его характеристики iconКатегориальное мышление в праве: его значение Акашкин А. Ю
Отсюда вытекает их методологическая ценность и необходимость применения к исследованию явлений и природы, и общества, и мышления....
Технология развития критического мышления понятие «критическое мышление» и его характеристики iconКритическое мышление как средство обеспечения информационно-психологической
Астахова Л. В., Харлампьева Т. В. Критическое мышление как средство обеспечения информационно-психологической безопасности личности:...
Технология развития критического мышления понятие «критическое мышление» и его характеристики iconЛингвостилистический анализ
Технология: технологии критического мышления; технология проблемного обучения, мастерская ценностных ориентаций
Технология развития критического мышления понятие «критическое мышление» и его характеристики iconКонспект урока биологии в 7-м классе по теме: "Класс млекопитающие"
Тип урока: изучение нового материала. Технология развития критического мышления
Технология развития критического мышления понятие «критическое мышление» и его характеристики iconМейоз
Критическое мышление – это открытое мышление, не принимающее догм, развивающееся путем наложения новой информации на личный жизненный...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница