Концепция образовательной деятельности вуза в условиях модернизации высшего профессионального образования




НазваниеКонцепция образовательной деятельности вуза в условиях модернизации высшего профессионального образования
страница1/4
Дата06.02.2013
Размер0.68 Mb.
ТипАвтореферат
  1   2   3   4

На правах рукописи




Алтунина Варвара Викторовна


КОНЦЕПЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВУЗА

В УСЛОВИЯХ МОДЕРНИЗАЦИИ ВЫСШЕГО

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

13.00.08 – теория и методика профессионального образования




Автореферат

диссертации на соискание ученой степени

доктора педагогических наук




Калининград – 2012



Работа выполнена в ФГБОУ ВПО «Балтийская государственная академия рыбопромыслового флота». Институт профессиональной педагогики


Научный консультант:

доктор педагогических наук, профессор

Бокарева Галина Александровна


Официальные оппоненты:

Бондаревская Евгения Васильевна,

доктор педагогических наук, профессор,

ФГАОУ ВПО «Южный федеральный

университет». Педагогический институт,

кафедра педагогики, профессор


Ибрагимов Гасангусейн Ибрагимович,

доктор педагогических наук, профессор,

ФГНУ «Институт педагогики и психологии профессионального образования» Российской академии образования, заместитель директора


Гребенюк Татьяна Борисовна,

доктор педагогических наук, профессор,

ФГАОУ ВПО «Балтийский федеральный

университет им. И. Канта», кафедра

педагогики и психологии, заведующая


Ведущая организация:

ФГАУ «Федеральный институт развития

образования» (г. Москва)



Защита состоится 23 марта 2012 г. в 10 часов на заседании диссертационного совета ДМ 307.002.01 при Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота по адресу: г. Калининград, ул. Озерная, д. 30 (зал заседаний диссертационного совета, ауд. 526).


С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота (г. Калининград, ул. Молодежная, д.6, комн. 248).


Автореферат разослан 22 февраля 2012 г.


Электронная версия автореферата размещена на официальном сайте Министерства образования и науки Российской Федерации htpp://vak2.ed.gov.ru 22.12.2011, а также на сайте объединенного диссертационного совета ДМ307.002.01 при ФГБОУ ВПО «Балтийская государственная академия рыбопромыслового флота» http://www.dm307.002.01.ru 22 февраля 2012г.


Ученый секретарь

диссертационного совета Бычкова О.С.


ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ


Актуальность исследования. Системная модернизация высшего образования в постиндустриальном обществе требует как эффективного практического воплощения, так и теоретического обоснования. Образовательная система России перестала быть замкнутой, процессы глобализации и интернационализации, прежде всего Болонский процесс, предполагают существенную корректировку в образовательной политике отечественной системы образования. Чтобы не утратить свои преимущества эта система должна в кратчайшие сроки стать более конкурентной, более технологизированной, более гибкой. Централизованная система управления вузами в современных условиях не может успешно конкурировать с более гибкими и адаптивными системами, используемыми бизнес сообществом, предполагающими широкую автономию своих структурных подразделений, в которых административные методы гармонично сочетаются с методами экономическими, психологическими, а властные отношения базируются на высокоразвитой корпоративной культуре.

Сегодня только 20% занятого населения работает по полученной в вузе базовой специальности, а 42% молодежи в первые же два года по окончании профессиональных учебных заведений меняют свои профессии. Сложившаяся тенденция нарастает в связи с высокой технологичностью процессов в сфере индустрии, без работы в первую очередь оказываются лица как с низкой квалификацией, так и узкой специализацией, низким общеобразовательным уровнем. Многие молодые люди стремятся получить два и более дипломов о высшем образовании.

Возникло множество новых, альтернативных учебных заведений, с иным подходом к образовательной деятельности и способам управления ею. Результатом становится усиление конкуренции традиционных и инновационных учебных заведений, таких как открытые университеты, сетевые учебные заведения, специализированные неуниверситетские научно-исследовательские институты и корпоративные университеты транснациональных компаний.

Усиливается интерес к проблемам эффективности образования и новым моделям управления учебными заведениями разного типа. Создаются научно-исследовательские центры, занимающиеся вопросами планирования и финансирования, разработкой более рациональных с точки зрения новых моделей управления образованием организационных форм учебного процесса, модернизацией его содержания. Это реально существующая и действующая практика, требующая концептуального научного обоснования.

Степень разработанности проблемы. Общая методологическая позиция автора определялась в соответствии с концепцией теоретического знания (теории), которая включает понятия, суждения, гипотезы, принципы, законы и др., связанные логическими соотношениями (Г.И. Рузавин). Выделим научные знания, парадигмы, теории, которые оказали особое влияние на разработку наших концептуальных положений моделирования образовательной деятельности вуза с целевой функцией подготовки конкурентоспособных специалистов по международным совместным образовательным программам.

Методологически обоснованной и направляющей поиск системных теоретических положений содержания современного образования является концепция профильной дифференциации содержания «постиндустриального образования», разработанная А.М. Новиковым. Концепция интеграции и интернационализации национальных образовательных систем разрабатывалась А.Л.Андреевым, Дж. Найт, Е.А. Князевым, Дж. Ритцером, П. Скоттом. Так Дж. Найт предложена классификация путей, по которым проходит интернационализация высшего образования, П. Скотт приводит доводы в пользу четкого разделения понятий «интернационализация» и «глобализация». Концептуальные вопросы глобализации образования отражены в работах В. Clark, N. Devis, G.Ritzer, Р. Rubinson, P. Walters. Концепция диверсификации как одного из инновационных направлений модернизации образования предложена Ф.Д. Альтбахом, В.И. Байденко, Л. Влацен, М.Б. Гитман, Т.Ю. Ломакиной, Т.Ю. Поляковой, А.Г. Смирновым. Так у В.Байденко под диверсификацией образования понимается глобализированный процесс, в рамках которого должен произойти отход от традиционных конструкций образовательных систем, от принципа унитарного и унифицированного их построения. Л. Влацен различает вертикальную и горизонтальную диверсификацию. А. Смирнов считает, что цель процесса диверсификации заключается в создании более гибкой системы образования, способной реагировать на любые акты в сфере конъюнктуры рынка труда и рассматривает ее как фактор сглаживания доступа к престижному университетскому образованию и способ совершенствования самой системы образования. Своеобразна концепция Т. Ломакиной, рассматривающей диверсификацию профессионального образования как общедидактический принцип развития системы непрерывного профессионального образования, который формирует новую педагогическую систему профессионального образования и современную типологию профессиональных образовательных учреждений. Она же формулирует следующую совокупность принципов диверсификации профессионального образования: принцип соответствия, принцип качественности профессионального образования, принцип личностной направленности, принцип свободы выбора. Однако, диверсификация индивидуальных образовательных траекторий как главное средство повышения конкурентоспособности обучаемых в науке на концептуальном уровне еще не изучена.

Концептуальные идеи, связанные с переходом на новое качество образования в условиях становления личностно-ориентированной, «студентоцентрической» парадигмы образования, находят отражение в научных трудах В.П.Беспалько, Е.В.Бондаревской, И.А.Зимней, С.И.Плаксия, В.А. Хуторского и многих других. В концепции личностно-ориентированного образования Е.В.Бондаревской утверждаются гуманистические ценности воспитания, закладываются основы педагогики личности, как нового направления в педагогической науке. Нетрадиционность этой концепции состоит в ее ориентации не на формирование качеств личности, осуществляемое с помощью внешних по отношению к личности средств воздействия, а на процессы, субъектом которых личность становится в социокультурной среде: социализацию, культурную идентификацию, индивидуализацию, жизнетворчество.

Различные педагогические системы развития личностных свойств в единстве с профессиональными навыками и уме­ниями разработаны Г.М. Андреевой, С.И. Архангельским, Г.А. Бокаревой, С.Я. Батышевым, В.С. Ильиным, А.К. Марковой, В.В. Се­риковым. Эти работы явились теоретическим фундаментом при создании новых концепций профессиональной подготовки специалистов, нацеленных на развитие интеллектуального потенциала личности (А.П. Беляева, В.П. Беспалько, М.Ю. Бокарев, Н.К. Сергеев). Концептуальный характер имеют работы В.В. Кондратьева о методологии профессиональной инженерной деятельности.

Значимыми для нашего исследования являются также концепции зарубежных ученых V. Cheepanach, J. Lefsted, G. Moskowitz, R.L. Oxford, R.C. Scarcella, E.W. Stevick, E. Tarone, G. Yule, G. Weiter, посвященные компетентностному подходу к вопросам подготовки современных специалистов. Так И.Стевиком разработана концепция «компетентного работника», в которой предпринята попытка выделить палитру индивидуально-психологических качеств специалиста, куда входят дисциплинированность, самостоятельность, коммуникативность, стремление к саморазвитию. В данной концепции важнейшим компонентом квалификации специалиста становится способность быстро и бесконфликтно приспосабливаться к конкретным условиям труда.

Однако, в отечественной вузовской практике и классической педагогике при характеристике качественного своеобразия личности понятие «конкурентоспособность» почти не встречается. Вместе с тем, в последнее время появились исследования, посвященные различным аспектам подготовки конкурентоспособных специалистов. Концепция конкурентоспособности как показателя качества подготовки специалистов представлена в работах О.В. Душкиной, М.Д. Князевой, Н.Н. Машникова, В.А. Оганесова, Н.Э. Пфейфер, Ю.Б.Рубина, В.П. Савиных, М.В. Семеновой, Р.А. Фатхутдинова, В.А. Фукина, Д.В. Чернилевского, С.Н. Широбокова. Базовые и обобщенные концепции личности конкурентоспособного специалиста в различных областях профессиональной деятельности разрабатывались в работах Р.Я. Ахметшина, Н.В., Борисовой, С.А. Борисенко, О.И. Полькиной, Н.В. Фомина.

Концептуальные идеи по влиянию рыночных процессов на образовательную сферу содержатся в работах Б. Белаш, А. Бравермана, В.М. Кожухар, А.П. Панкрухина, О.В. Сагиновой. Эти исследователи отмечают, что высшая школа превращается в полноправный субъект рыночных отношений, вследствие чего вузы вынуждены трансформировать свою структуру и изменять свои функции.

Однако, следует отметить, что большинство существующих концепций моделирования конкурентоспособности специалиста наиболее полно удовлетворяют профессиональным требованиям, но не личностным. Подготовка специалистов по совместным образовательным программам, как средство повышения конкурентоспособности, в данных моделях также не рассматривается. В то время как Болонская декларация выделяет совместные образовательные программы как важное средство достижения гармонизации общеевропейского образовательного пространства. Вопросы проектирования и моделирования совместных образовательных программ в российских вузах поднимаются в работах М.Б. Гитман, Е.К. Гитман, Н.Н.Матушкина, В.Ю. Столбова. Концептуальное мнение этих исследователей состоит в том, что совместные образовательные программы есть одно из перспективных направлений современной модернизации профессионального образования, которое расширяет возможности успешного функционирования и развития учебных заведений в условиях рынка. Однако, вопросам реализации таких совместных международных программ как в практике, так и в науке, внимания уделяется недостаточно. Не существует целостной практико-ориентированной концепции разработки и практического внедрения подобных программ, а также сотрудничества различного типа учебных заведений в этом направлении.

В рассмотренных педагогических концепциях отсутствует также студентоцентрическая парадигма образовательной деятельности, поскольку в них не рассматривается диверсификация образования с точки зрения личностных достижений обучаемых и как основное средство значительного повышения их конкурентоспособности «как способности доказать свою компетентность» (В.И. Загвязинский, А.Ф. Закирова). Кроме того, недостаточно изучены формы международной кооперации вузов с разными образовательными стандартами с целью разработки и апробации совместных, в том числе международных, образовательных программ, позволяющих готовить специалистов мирового уровня для глобального рынка труда.

Таким образом, из широкого круга концепций, посвященных профессиональному образованию, достаточно большое внимание обращается на современные глобальные образовательные тенденции, но гораздо меньше на вопросы коммуникативной образовательной деятельности российских и зарубежных вузов разных типов и их ассоциаций. Современные образовательные реформы происходят зачастую без серьезного теоретического концептуального основания, поэтому возникает потребность в практико-ориентированной концепции образовательной деятельности как мультипликативной системы индивидуальных образовательных траекторий совместных международных образовательных программ подготовки конкурентоспособных специалистов.

Несмотря на описанные достижения в рассмотрении вопросов модернизации образовательной деятельности в российских вузах, целостная практико-ориентированная концепция образовательной деятельности вуза по подготовке конкурентоспособных специалистов по международным совместным образовательным программам в условиях модернизации высшего образования в «постиндустриальном обществе» (А.М. Новиков) еще не становилась предметом специального научного исследования.

Таким образом, анализ процесса модернизации высшего профессионального образования позволил выявить и актуализировать противоречие между реформой вхождения в единое европейское образовательное пространство, локальной практикой отдельных вузов в этом отношении и недостаточно развитым научным знанием сравнительно-сопоставительного анализа по изучению системных связей между российским и зарубежным образованием. Данное системное противоречие раскрывается в частных противоречиях:

- между стремительно протекающими процессами глобализации и интернационализации образования, с одной стороны, а с другой, – разнообразием образовательных траекторий подготовки специалистов в различных странах, порождающих разнообразие подходов и научного тезауруса, затрудняющих взаимопонимание и взаимодействие ученых и практиков разных стран мира;

- между локальной практикой внедрения инновационных образовательных структур, программ, стандартов и подходов, с одной стороны, а с другой, – недостаточно системными отечественными образовательными реформами, чаще всего копирующими западный опыт без научного концептуального осмысления общих понятий;

- между социальной потребностью в специалистах нового типа и новых квалификаций, адекватно соответствующих научно-техническому прогрессу «постиндустриального общества», с одной стороны, а с другой, – отставанием нормативной практики их подготовки в российских вузах;

- между сложившейся практикой подготовки узких специалистов с одной стороны, а с другой, – потребностями отечественного рынка труда в конкурентоспособных, широкообразованных специалистах мирового уровня для работы на многочисленных совместных предприятиях, что ведет к трудностям при трудоустройстве и стимулирует отток трудовых ресурсов за рубеж;

- между локальностью практики модернизации и подготовки кадров с опережающим инновационным мышлением, с одной стороны, а с другой, – недостаточной теоретической разработкой концептуальных и парадигмальных основ инновационной образовательной деятельности в системе «постиндустриального образования» (А.М. Новиков).

Выделенная система противоречий обусловила выбор
  1   2   3   4

Похожие:

Концепция образовательной деятельности вуза в условиях модернизации высшего профессионального образования iconМетодическое сопровождение деятельности преподавателей вуза в условиях перехода на уровневую систему высшего профессионального образования
С. В. Бажанова, Н. В. Бойцова, А. А. Корнеева, Л. Г. Матяш, О. К. Минеева и
Концепция образовательной деятельности вуза в условиях модернизации высшего профессионального образования iconДоклад к августовскому совещанию
«О ходе реализации национальной образовательной инициативы «наша новая школа» и задачах модернизации образования. Законодательное...
Концепция образовательной деятельности вуза в условиях модернизации высшего профессионального образования iconКонцепция развития аграрного института кчгта на 2010 2014 годы
Карачаево-Черкесской республике по наиболее востребованным специальностям. В соответствии с лицензией на право ведения образовательной...
Концепция образовательной деятельности вуза в условиях модернизации высшего профессионального образования iconИнновационной образовательной программы
Наименование вуза Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Новосибирский государственный...
Концепция образовательной деятельности вуза в условиях модернизации высшего профессионального образования iconУчебно-тематический план Дистанционного курса дополнительной профессиональной образовательной программы для преподавателей и мастеров высшей категории производственного обучения среднего и начального профессионального образования (2 сессия)
Цель: представление теоретических основ и технологий реализации основных направлений модернизации регионального образования для подготовки...
Концепция образовательной деятельности вуза в условиях модернизации высшего профессионального образования iconКонкурсе по отбору образовательных учреждений высшего профессионального образования, внедряющих инновационные образовательные программы
Наименование вуза Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Нижегородский государственный...
Концепция образовательной деятельности вуза в условиях модернизации высшего профессионального образования iconУчебно-методический комплекс дисциплины является частью основной образовательной программы вуза по ка
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования санкт-петербургский государственный...
Концепция образовательной деятельности вуза в условиях модернизации высшего профессионального образования iconСоставы комиссий по отдельным образовательным программам высшего и среднего профессионального образования филиалов вуза
Филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Удмуртский государственный...
Концепция образовательной деятельности вуза в условиях модернизации высшего профессионального образования iconНачало двадцать первого века ознаменовано существенными изменениями в образовательной политике России. Принятая Правительством Концепция модернизации
«Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, а также опыт самостоятельной...
Концепция образовательной деятельности вуза в условиях модернизации высшего профессионального образования iconКонкурсе по отбору образовательных учреждений высшего профессионального образования, внедряющих инновационные образовательные программы
Наименование вуза: Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Самарский государственный аэрокосмический...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница