Внеаудиторная составляющая в подготовке специалистов




Скачать 179.47 Kb.
НазваниеВнеаудиторная составляющая в подготовке специалистов
Дата06.02.2013
Размер179.47 Kb.
ТипДокументы

Внеаудиторная составляющая в подготовке специалистов

А.А. Бабаев


Аннотация

В докладе рассматривается опыт реализации внеаудиторных форм образовательного процесса со студентами специальности «Прикладная информатика в экономике» на кафедре информационных систем в экономике экономического факультета Санкт-Петербургского государственного университета.

Введение

Стремительное развитие информационных технологий требует всё большего числа квалифицированных специалистов в сфере телекоммуникаций. Вслед за специалистами в области микроэлектроники, программного обеспечения, становятся востребованными специалисты смежных профессий, поскольку использование компьютерных технологий происходит сейчас даже в сферах деятельности, изначально не имеющие никакого отношения к телекоммуникационной индустрии. Особенно ярко это проявляется в экономике, бизнесе, промышленности, образовании. Роль информационных технологий и ИТ-образования в общественном прогрессе трудно переоценить, так же как и их роль в качестве носителей инноваций в самом образовании [1].

Созданная в начале 2003/2004 учебного года на экономическом факультете кафедра информационных систем в экономике (ИСЭ) является выпускающей по специальности «Прикладная информатика в экономике» (ПИЭ) и обеспечивающей по всем другим специальностям факультета. Кафедра ИСЭ призвана усилить фундаментальную подготовку студентов по современным информационным технологиям и расширить спектр использования компьютерной сети факультета для целей обучения и управления учебным процессом [2].

Специальность 351400 «Прикладная информатика (по областям)» утверждена приказом Министерства образования Российской Федерации № 686 от 2 марта 2000 года. Обучение студентов специальности ПИЭ ведётся на экономическом факультете СПбГУ с 2000 года. Квалификация выпускника – «Информатик-экономист». Приказом Министерства образования и науки РФ № 4 от 12 января 2005 года утверждены направления (специальности) высшего профессионального образования, в котором специальности ПИЭ присвоен номер 080801. Учебным планов специальности ПИЭ предусмотрено изучение следующих специализаций: «Информационные системы в административном управлении», «Информационные системы в антикризисном управлении», «Информационные системы в бухгалтерском учёте и аудите», «Информационные системы в маркетинге и рекламе», «Корпоративные информационные экономические системы». Распределение студентов по специализациям проводится по окончании IV семестра (2-го курса). Программы учебных дисциплин для студентов специальности 080801 (351400) ПИЭ разработаны на выпускающей кафедре – кафедре ИСЭ экономического факультета СПбГУ. Кафедра была создана по представлению ученого совета экономического факультета приказом ректора СПбГУ № 676/1 от 5 июня 2003 года.

Первый выпуск студентов по специальности ПИЭ состоялся в 2006 году. Выпускники специальности пользуются повышенным спросом на рынке труда для работы в информационно-аналитических подразделениях предприятий различной организационно-правовой формы, в организациях различного назначения, коммерческих фирмах и других бизнес-структурах.

Информатизация обучения

Современные тенденции развития образовательного процесса и образовательных технологий [3] настоятельно требуют совершенствования системы информатизации обучения, текущего и промежуточного контроля результатов учёбы и внедрения компьютерных систем тестирования знаний студентов. Это положение является основополагающим при создании организационно-методических материалов и программно-аппаратных оценочных средств [4]. На наш взгляд, оценочные средства, как по отдельным дисциплинам, так и междисциплинарные оценочные средства должны строиться по модульному принципу. Модульный принцип позволяет с большей точностью оценить совокупные знания студентов, выявить сильные и слабые места в подготовке студентов, определить пути совершенствования структуры и способов приобретения знаний, умений и навыков. Одним из примеров такого подхода является технология компьютерного сопровождения учебных дисциплин на кафедре ИСЭ экономического факультета СПбГУ [5].

Программное обеспечение компьютерных классов включает достаточное количество прикладных программ: биржевые и бухгалтерские системы, аналитические, графические, математические, статистические и финансовые пакеты, правовые базы, системы управления базами данных, статистические сборники, электронные карты и атласы, языки программирования и среды разработки. По заявкам преподавателей могут устанавливаться и другие программные продукты. Всем преподавателям и студентам установлены соответствующие имена пользователей и пароли для входа в компьютерную сеть факультета. Все компьютеры имеют высокоскоростной выход в Интернет. Каждому пользователю выделяется личная сетевая папка на сервере, доступная только ему с любого компьютера факультетской сети. Таким образом, студенты могут сохранять необходимую им информацию, возникающую непосредственно в процессе обучения, на своем рабочем месте, при этом угрозы потери или нарушения целостности минимальны. Для каждой учебной группы студентов на сервере выделяются общие сетевые папки двух типов: COMMON и INFO. Первая служит для создания, работы и обмена файлами между преподавателем и студентами, вторая – для создания файлов преподавателем и чтения их студентами. Все компьютеры оборудованы приводом для чтения флэш-карт. Преподавательские компьютеры, кроме того, оснащены приводом для чтения DVD-дисков или приводом для чтения, записи и перезаписи дисков CD-RW.

Методические аспекты организации занятий и проведения контроля знаний

Авторская методика преподавания включает следующие основные аспекты. Изучение учебных дисциплин проводится лекционным методом с использованием мультимедийного проектора в аудиториях и в форме практических занятий в компьютерных классах. Лекционный материал в виде презентаций размещается в компьютерной сети факультета и доступен студентам учебной группы. Изучение студентами дисциплин сопровождается проработкой лекционного материала и выполнением индивидуальных практических заданий преподавателя в соответствии с отведенным на самостоятельную работу временем. Занятия в компьютерном классе предполагают индивидуально-групповое изучение новых инструментальных средств информационных технологий и их использование для алгоритмизации и решения прикладных экономических задач. Каждому студенту во время практического занятия предоставляется возможность быть индивидуальным пользователем компьютера, самостоятельно отрабатывать учебные вопросы и задания преподавателя.

В течение семестра проводится текущий контроль успеваемости с использованием «Технологии изучения и компьютерного собеседования по учебному материалу». По окончании семестра в период зачётной недели и экзаменационной сессии организуется и проводится итоговое занятие (зачёт, дифференцированный зачёт, экзамен) с использованием «Технологии проведения контрольного занятия». Технологией итогового занятия предусмотрена возможность досрочного освобождения преподавателем от экзамена или зачёта студентов с выставлением отличной оценки за проявленное усердие при освоении дисциплины, отличную оценку по защите своевременно выполненного реферата и отличные знания по результатам компьютерного собеседования по учебному материалу изучаемой дисциплины [6].

Итоговое занятие проводится по компьютеризированной билетной системе и включает раскладку электронных билетов на экране монитора, выбор студентами представленных на экране электронных билетов, хронометраж момента получения билета и момента завершения ответов на вопросы билета, выставление частных оценок по вопросам билета и общей оценки уровня подготовленности каждого студента по изученной дисциплине. Электронный билет (экзаменационный лист, зачётный лист) предоставляется студенту на экран монитора и (при необходимости) выдается ему в виде листа принтерной распечатки. Каждый из электронных билетов содержит, как правило, три вопроса, два из них – на знание теоретического материала, один вопрос представляет собой практическое задание [7].

Первый вопрос билета определяет название темы, по которой необходимо пройти программное тестирование. Оценка за него выставляется автоматически в электронную ведомость. Ответ на второй, теоретический вопрос, по усмотрению преподавателя, может оформляться студентом в электронном виде (сохраняется в общую папку, заранее созданную преподавателем, в компьютерной сети факультета) или рукописном виде (на оборотной стороне билетного листа). По окончании ответа на второй вопрос студенты представляют свои ответы на просмотр преподавателю. Преподаватель может задавать дополнительные или уточняющие вопросы по любой теме учебной программы, вынесенной на экзамен или зачёт. Оценка за второй вопрос вводится в электронную ведомость и объявляется студенту сразу после ответа преподавателю. При этом даётся краткое объяснение оценки с указанием положительных сторон, а также допущенных ошибок и недостатков. Ответы на третий вопрос билета, оформленные как решение некоторой математической модели, сохраняются студентом в общую папку. Оценка за третий вопрос выставляется студенту в электронную ведомость автоматически программой электронного экзамена после ввода в компьютер ответов по решённой задаче или выполненному заданию проблемной ситуации [8].

При определении общей оценки в программу заложен алгоритм, учитывающий не только правильность ответов студента по вопросам билета, но и соответствие нормативам времени, затраченного студентом на подготовку материалов и их представление преподавателю.

Логически завершающим этапом в образовательном процессе является выпускной квалификационный экзамен. Традиционная схема такого экзамена всем известна. При переходе к электронной форме экзамена важно сохранить преемственность методики [9]. Это достигается тем, что в электронных билетах сочетаются компьютерные формы проверки знаний и практических навыков с заслушиванием ответов по теоретическим вопросам.

Для возможности проведения экзамена по рассматриваемой методике не только в стенах экономического факультета СПбГУ, но и в других высших учебных заведениях, разработан сайт сопровождения программы проведения электронного экзамена. На этом ресурсе представлена полная документация, руководства для преподавателей и студентов, а также дистрибутивы всех программ, необходимых для проведения итогового занятия по любой дисциплине.

Апробация электронного экзамена осуществлена на заседании учебно-методического объединения вузов при СПбГУ в области инновационных образовательных программ [10], на кафедре ИСЭ по восьми учебным дисциплинам, на кафедре истории экономики и экономической мысли по курсу «Экономическая история России», на кафедре статистики бухгалтерского учёта и аудита по курсу «Теория бухгалтерского учёта» [11].

Семинар-презентации на ИТ-предприятиях

Кафедра ИСЭ делает всё для полноценного профессионального развития своих студентов, и, в том числе, дает им возможность не просто изучать новейшие программные продукты на своих учебных местах, но и окунуться в атмосферу реально функционирующих компаний. Для каждого информатика такая возможность близко познакомиться с разработчиками и вендорами программного обеспечения, ведущими активную деятельность на современном рынке, является немаловажной, поскольку студенты не могут не думать о своем трудоустройстве, а посещаемые компании могут оказаться будущим работодателем выпускника. В число компаний, с которыми познакомились студенты, были информационно-правовой консорциум «Кодекс», Северо-Западное представительство компании «Майкрософт», отдел автоматизации и связи администрации Красногвардейского района Санкт-Петербурга и др.

В частности, менеджер «Кодекса» по работе с учебными заведениями познакомила экскурсантов с непосредственным процессом работы над созданием информационно-справочных систем, а затем пригласила в учебно-демонстрационный зал, где продолжилось знакомство с деятельностью консорциума и особенностями представляемых им продуктов. Консорциум «Кодекс» занимается реализацией компьютерных проектов для органов законодательной, исполнительной, судебной власти, а также для органов местного самоуправления. Поскольку проводилась не просто экскурсия, а экскурсия-семинар, студенты смогли задать вопросы, возникшие по ходу знакомства с организацией, ответы на которые они получили от сотрудников, представлявших в ходе презентации различные программные разработки.

Успешная профессиональная деятельность информатика-экономиста невозможна без знания прикладных программ и умения работать с ними. Экономический факультет СПбГУ предоставляет студентам возможность обучения работе с программными продуктами крупнейшей компании – разработчика «Майкрософт». Обучение происходит как за счёт детального изучения специфики имеющихся на факультете программ, так и за счёт знакомства с новейшими разработками «Майкрософт» посредством организации семинаров и встреч с представителями компании. Что же касается Северо-Западного представительства компании «Майкрософт», то там любопытство экскурсантов по поводу жизни офиса также не осталось без внимания: им позволили заглянуть во все кабинеты и увидеть работу представительства своими глазами. Но важнее всего то, что благодаря экскурсии студенты получили не только яркие впечатления, полезную информацию, но и приобрели уверенность в том, что сотрудничество с компанией возможно. Причем студенты руководствовались не только любопытством, но и практической значимостью знакомства с деятельностью реальных компаний. В частности, на последней встрече были представлены презентации, посвященные обзору возможностей операционной системы Windows Vista и пакета приложений Microsoft Office 2007, а также применению инструментальных средств Microsoft для решения прикладных экономических задач. Студенты познакомились с последними программными разработками компании в таких предметных областях, как создание компьютерных игр и робототехника. Участники встречи получили ценную информацию об условиях прохождения стажировок в компании «Майкрософт».

Посещение офисов «Майкрософт» [12], «Кодекса» [13], администрации Красногвардейского района [14] является лишь одним из множества примеров активной деятельности студентов. Нельзя не отметить, что студенты ПИЭ активнее всего воспринимают окружающую их действительность, используя информационные технологии. Они не только видят перед собой открывающиеся горизонты новых возможностей, но и используют те современные информационные и телекоммуникационные технологии, которые открывают доступ к нетрадиционным источникам информации, повышают эффективность учебной работы и дают совершенно новые возможности для творчества.

Привлечение студентов к научной работе

Научная работа – это, прежде всего, получение новых знаний и навыков, что само по себе является интересным и полезным для каждого студента. Занятие наукой помогает искать, собирать и эффективно обрабатывать информацию, развивает аналитические способности исследователя. Именно эти навыки в дальнейшем позволяют быть более востребованным на рынке труда по сравнению с конкурентами.

Студенты ПИЭ приняли участие в Международных научных конференциях в МГУ им. М.В. Ломоносова [15], Волгоградском педагогическом университете [16], Сочинском университете туризма и курортного дела [17], Санкт-Петербургских университетах: Политехническом [18], Авиационного и космического приборостроения [19], Электротехническом [20], Международном банковском институте [21] и др. Всего под руководством автора доклада студентами ПИЭ опубликовано более 20 тезисов в сборниках и трудах Международных научных конференций.

Опыт участия в Российской инновационной неделе

Студенты ПИЭ приняли участие в проведении выставочных и конгрессных мероприятий II Петербургского международного инновационного форума, проходившего в ЛЕНЭКСПО, в рамках Российской инновационной недели в Санкт-Петербурге [22]. При этом наше участие сопровождалось подачей двух заявок на межотраслевой общегородской ежегодный конкурс на соискание премии Правительства Санкт-Петербурга 2009 года. Это заявка «Технология выпускного электронного экзамена в вузе» в номинации 8: Лучший инновационный проект Санкт-Петербурга в сфере образования и заявка «Технологии управления внеаудиторной занятостью студентов» в номинации 10: Лучший инновационный проект Санкт-Петербурга для обеспечения интересов молодежи. В итоге студенты ПИЭ получили благодарность от Комитета экономического развития, промышленной политики и торговли Правительства Санкт-Петербурга.

Участие в региональной студенческой олимпиаде

В настоящее время на рынке труда все более жёстко начинают оцениваться образовательные результаты не только по формальному наличию соответствующего документа (сертификата, диплома, удостоверения о повышении квалификации), но и по реальным навыкам, умениям, сформированным компетенциям, которые требуется продемонстрировать в первый же день после приёма на работу. Сегодня это диктуется экономической целесообразностью, необходимостью становиться конкурентоспособным. Одним из признаков конкурентоспособности студентов является успех на различных конкурсах и олимпиадах. Эти цели ставит перед нами Постановление правительства Санкт-Петербурга о проведении Региональной студенческой олимпиады среди вузов [23].

Миссия региональной олимпиады для студентов высших учебных заведений Санкт-Петербурга заключается в выявлении талантливой молодежи и стимулировании научной деятельности студентов. Учитывая тот факт, что олимпиадный уровень предполагает нечто большее, чем обычные университетские знания, от её участников требуется соответствующая схема подготовки. Основу здесь составляет комплектование команды, уяснение целей и способов выполнения олимпиадных заданий, умение капитана чётко поставить задачи членам команды. Следование предложенной методике предопределило успех команды экономического факультета, укомплектованной студентами специальности ПИЭ [24].

Проведение Олимпиады способствует организации устойчивой традиции проведения ежегодных мероприятий с активным участием представителей вузов, научных организаций и других участников, заинтересованных в стимулировании научной деятельности студентов и развитии в Санкт-Петербурге инновационной составляющей в области науки и высшего образования. Апробированные технологии проведения студенческих олимпиад при некоторой модификации могут быть использованы для организации и проведения городских предметных школьных олимпиад. Это направление заслуживает более пристального внимания и дальнейшего развития на экономическом факультете [25].

Участие в студенческих конкурсах научных работ

Наши студенты явились призерами VII и VIII Санкт-Петербургского конкурса имени профессора В.Н. Вениаминова на лучшую студенческую научную работу по экономике, управлению и информатике в экономической сфере. За научные работы, выполненные под руководством автора доклада, студентам специальности ПИЭ в 2009 и 2010 годах присуждены: грамота за работу [28], два диплома II степени за работы [26, 29] и два диплома III степени за работы [27, 30].

Организация и проведение тематических конкурсов

Следует остановиться и на таком виде внеаудиторной работы как организация и проведение различных тематических конкурсов на факультете. Использование информационных технологий здесь существенно повышают эффективность взаимодействия, как организаторов, так и участников конкурсов. Объявления о предстоящих конкурсах размещались непосредственно на сайте факультета.

В конкурсную программу заложены элементы интерактивного общения и состязательности. В ней предусмотрена выдача на экран монитора соответствующих разъяснений, комментариев и рекомендаций для ведения диалога с компьютером и использование метода случайной выборки для постановки контрольных вопросов по соответствующим модулям базовых понятий конкурсной тематики. Программа осуществляет хронометраж ответов на контрольные вопросы, проверку правильности ответов, оказание помощи и выдачу подсказок при неправильных ответах, оперативную обработку статистики ответов и выставление оценок. Критерием для определения победителей в личном и командном зачёте являются: сумма полученных оценок по всем модулям; при равенстве суммы оценок – сумма баллов по всем блокам всех модулей; при равенстве суммы баллов – затраченное время на ответы по всем модулям. Например, на «Дне Майкрософт в СПбГУ» [31] такими модулями являлись: операционная система Windows Vista, MS Word-2007, MS Excel-2007, MS PowerPoint-2007, MS Access-2007.

Рассмотренные технологии использовались для проведения конкурсов по информатике среди студентов первого курса экономического факультета [32], тематического конкурса «Базовые понятия экономических знаний» среди преподавателей кафедр, конкурса «65 лет экономическому факультету» среди сотрудников структурных подразделений факультета [33], тематического конкурса «300 лет Санкт-Петербургу» среди факультетов СПбГУ [34] и др.

Заключение

К сожалению, набор студентов на специалитет с этого года на экономическом факультете прекращен. Однако затронутые аспекты информатизации учебной, научной, методической и внеаудиторной работы со студентами остаются актуальными как для бакалавриата, так и для магистратуры [35]. Вопросы рационального использования и развития информационных технологий постоянно находятся в поле зрения кафедры ИСЭ и служат целям дальнейшего совершенствования образовательного процесса и интересам качественного обучения студентов по направлениям подготовки на экономическом факультете СПбГУ.

Литература

1. Сухомлин А.В. Принципы построения национальной системы непрерывного образования для всех на протяжении жизни //Современные информационные технологии и ИТ-образование. Сб. избранных трудов под ред. проф. В.А. Сухомлина. – М.: ИНТУИТ.РУ, 2009. С. 26-30. URL: http://2009.it-edu.ru/pages/Conference-works (дата обращения 20.09.10).

2. Халин В.Г., Юрков А.В., Бабаев А.А. и др. Прикладная информатика в экономике //Сборник программ учебных дисциплин по специальности 080801 (351400). – СПб.: ОЦЭиМ, 2008. 260 с.

3. Бабаев А.А., Васенёв Ю.Б. Компьютерные технологии в учебный процесс //Санкт-Петербургский университет, № 17, 2003. С. 16-19. URL: http://journal.spbu.ru/2003/17/8.shtml (дата обращения 25.09.10).

4. Бабаев А.А. От ЕГЭ в школе к компьютеризированному выпускному экзамену в вузе //Современные информационные технологии и ИТ-образование. Сб. трудов под ред. проф. В.А. Сухомлина. – М.: «МАКС ПРЕСС», 2008. С. 142-149. URL: http://2008.it-edu.ru/pages/Conference-works (дата обращения 20.09.10).

5. Бабаев А.А. Информационная система промежуточной аттестации и текущего контроля успеваемости студентов //Материалы учёного совета «О состоянии и перспективах развития информационной системы экономического факультета». – СПб.: ОЦЭиМ, 2004. С. 35-40.

6. Бабаев А.А. Компьютерное собеседование как форма тестирования знаний //Материалы XI Международной конференции «Современные технологии обучения: международный опыт и российские традиции». Т. 1. – СПб.: СПбГЭУ, 2005. С. 41-43.

7. Бабаев А.А. Учебный курс «Информационные технологии и методы принятия решений». Методические материалы: учебная программа, презентации лекций, технология итогового занятия, зачётные и экзаменационные листы. Библиотека учебных курсов Microsoft Developer Network Academic Alliance /Управление информацией. URL: http://www.microsoft.com/Rus/Msdnaa/Curricula/Default.mspx (опубликовано 19.07.07).

8. Бабаев А.А. Электронное сопровождение обучения и контроля знаний студентов //Интернет университет информационных технологий. Видеозапись. URL: http://www.intuit.ru/video/97/ (опубликовано 17.09.10).

9. Бабаев А.А. Технология проведения электронного государственного экзамена //Материалы XIV Международной конференции «Современное образование: содержание, технологии, качество». Т. 1. – СПб.: СПбГЭУ, 2008. С. 132-134.

10. Бабаев А.А. Технология построения компьютерных тестов //Информационный бюллетень № 4. Оценочные средства и тесты по направлениям подготовки и специальности УМО на базе СПбГУ. – СПб.: СПбГУ, 2005. С. 139-141.

11. Павлов П. Автоматизированный экзамен на экономическом факультете //Санкт-Петербургский университет, № 19, 2004. С. 20-22. URL: http://journal.spbu.ru/2004/19/8.shtml (дата обращения 25.09.10).

12. Кутикова К. Лучше один раз увидеть… //Санкт-Петербургский университет, № 5, 2008. С. 15-16. URL: http://journal.spbu.ru/2008/05/5.shtml (дата обращения 25.09.10).

13. Степанова О., Димушор А. Технологии XXI века //Санкт-Петербургский университет, № 21, 2006. С. 29-31. URL: http://journal.spbu.ru/2006/21/10.shtml (дата обращения 25.09.10).

14. Карабанова Г., Карабанова Л. Овладеваем специализацией //Санкт-Петербургский университет, № 2, 2006. С. 13-14. URL: http://journal.spbu.ru/2006/02/5.shtml (дата обращения 25.09.10).

15. Бабаев А.А., Ледков Е.А. Электронное сопровождение обучения и контроля знаний студентов //Современные информационные технологии и ИТ-образование. Сб. докладов научно-практической конференции: учебно-методическое пособие. Под ред. проф. В.А. Сухомлина. – М.: ИНТУИТ.РУ, 2009. С.252-258. URL: http://2009.it-edu.ru/pages/Conference-works (дата обращения 20.09.10).

16. Бабаев А.А., Гора А.А., Кравцова Ю.М., Ледков Е.А. Информационные технологии – средство активизации учебной, научной и внеаудиторной работы студентов //Информатизация образования – 2009: материалы Международной научно-методической конференции. – Волгоград: ВГПУ «Перемена», 2009. С. 199-205.

17. Бабаев А.А., Виноградова А.Ю. Применение игровых моделей в прикладных экономических ситуациях //Материалы IV Всероссийской научно-практической конференции «Актуальные задачи математического моделирования и информационных технологий». – Сочи: СГУТиКД, 2008. С. 13-15.

18. Бабаев А.А., Васенёва Н.Ю. Системный анализ и оптимизация инновационного проекта //XXXVIII Неделя науки СПбГПУ: материалы Международной научно-практической конференции. Ч. VII. – СПб: СПбГПУ, 2009. С. 424-426.

19. Бабаев А.А., Кравцова Ю.М. Технология проведения региональной олимпиады по экономике среди студентов вузов Санкт-Петербурга //Математика, информатика, естествознание и проблемы устойчивого развития: сборник научных трудов 28-й Международной конференции. – СПб.: ЦНИОТ «Система», 2009. С. 40-44.

20. Бабаев А.А., Кочетов А.А. Применение технологии изучения и компьютерного собеседования по учебному материалу //Современное образование: содержание, технологии, качество. – СПб.: СПбГЭУ, 2006. С. 128-134.

21. Бабаев А.А., Хитёв А.Ю. Программа порождения объектов для поиска решений в задачах комбинаторной оптимизации //Актуальные проблемы экономики и новые технологии преподавания. Материалы IX Международной научно-практической конференции. Т. 3. – СПб.: МБИ, 2010. С. 120-123.

22. Васенёва Н. Репортаж с Российской инновационной недели //Санкт-Петербургский университет, № 18, 2009. URL: http://journal.spbu.ru/2009/18/22.shtml (дата обращения 25.09.10).

23. Сборник материалов региональных предметных олимпиад студентов высших учебных заведений Санкт-Петербурга 2008 года //СПб.: «Инсанта», 2008. 238 с.

24. Кутикова К. Они вернулись с победой! //Санкт-Петербургский университет, № 16, 2008. С. 50-51. URL: http://journal.spbu.ru/2008/16/23.shtml (дата обращения 25.09.10).

25. Бабаев А.А. Региональная студенческая олимпиада – направления развития //Материалы XV Международной конференции «Современное образование: содержание, технологии, качество». Т. 1. – СПб.: СПбГЭУ, 2009. С. 59-61.

26. Кравцова Ю.М. Информационная система Региональной олимпиады по экономике среди вузов Санкт-Петербурга. //VII Санкт-Петербургский открытый конкурс им. проф. В.Н. Вениаминова на лучшую студенческую научную работу по экономике, управлению и информатике в экономической сфере. – СПб. 2008. 16 с.

27. Гора А.А. Лидерское управление командой для успешной реализации проекта. //Там же. – СПб. 2008. 16 с.

28. Ледков Е.А. Программное обеспечение электронного экзамена на экономическом факультете СПбГУ. //Там же. – СПб. 2008. 16 с.

29. Васенёва Н.Ю. Планирование инновационных проектов в условиях ограниченных ресурсов и времени //VIII Санкт-Петербургский открытый конкурс имени профессора В.Н. Вениаминова на лучшую студенческую научную работу по экономике, управлению и информатике в экономической сфере. – СПб. 2009. 16 с.

30. Хитёв А.Ю. Программная реализация комбинаторного метода «ЗИГЗАГ». //Там же. – СПб. 2009. 16 с.

31. День Майкрософт в СПбГУ. URL: http://www.econ.pu.ru/wps/wcm/connect/Econ/ (опубликовано 13.02.08).

32. Бабаев А.А. Интерактивное общение и состязательность //Санкт-Петербургский университет, № 30, 2004. С. 34-35. URL: http://journal.spbu.ru/2004/30/14.shtml (дата обращения 25.09.10).

33. Бабаев А.А. Пока студенты на сессии – преподаватели сдают экзамен компьютеру на «отлично» //Санкт-Петербургский университет, № 2, 2006. С. 15-16. URL: http://journal.spbu.ru/2006/02/6.shtml (дата обращения 25.09.10).

34. Колотова А. Конкурс, посвящённый 300-летию Санкт-Петербурга //Санкт-Петербургский университет, № 17, 2003. С. 20-21. URL: http://journal.spbu.ru/2003/17/10.shtml (дата обращения 25.09.10).

35. Бабаев А.А. Информатизация обучения и развитие творческой активности студентов //Материалы Международного форума «Современное образование: содержание, технологии, качество». Т. 2. – СПб.: СПбГЭУ, 2010. С. 50-52.

Похожие:

Внеаудиторная составляющая в подготовке специалистов iconРабочая программа по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности» предназначена для подготовки специалистов факультета автоматики и вычислительной техники по
Всего аудиторных занятий 48 часов Самостоятельная (внеаудиторная) работа 48 часов
Внеаудиторная составляющая в подготовке специалистов iconИз истории подготовки специалистов-географов в гомельском
Гомельский государственный университет им. Ф. Скорины, созданный в 1930 г как педагогический институт, сегодня является ведущим вузом...
Внеаудиторная составляющая в подготовке специалистов iconИнформация о предаттестационной подготовке руководителей и специалистов поднадзорных организаций по вопросам промышленной безопасности и охране труда
Информация о предаттестационной подготовке руководителей и специалистов поднадзорных организаций по вопросам промышленной
Внеаудиторная составляющая в подготовке специалистов iconИнтегрированный подход к профессионально-педагогической подготовке в вузе специалистов для образовательных учреждений
К профессионально-педагогической подготовке в вузе специалистов для образовательных учреждений
Внеаудиторная составляющая в подготовке специалистов iconКвалификационные требования по специальной подготовке специалистов в области пожарной безопасности негосударственной противопожарной службы
Основными задачами подготовки специалистов негосударственной противопожарной службы являются
Внеаудиторная составляющая в подготовке специалистов iconСтатья Общие положения по подготовке и аттестации специалистов. Раздел I положения по организации работы по подготовке и аттестации работников организаций, членов Саморегулируемой организации некоммерческое партнерство «Строители Свердловской области»
Положение об организации работы по подготовке и аттестации работников организаций – членов
Внеаудиторная составляющая в подготовке специалистов iconПрограмма развития ООН методическое руководство по подготовке инновационных проектов в формате юнидо для специалистов, работающих в области трансфера технологий Минск 2001
...
Внеаудиторная составляющая в подготовке специалистов iconУчебно-методические материалы (умм) Учебная дисциплина «демография»
Самостоятельная работа студентов (внеаудиторная): задания и теоретические вопросы
Внеаудиторная составляющая в подготовке специалистов iconПрограмма лекций
Контрольная работа — 2 шт. (внеаудиторная работа, 10 – 15 тыс знаков); 2–3 модули
Внеаудиторная составляющая в подготовке специалистов iconПсихологическая составляющая менеджмента в реализации качества управления человеческими ресурсами кулик Денис Юрьевич
Психологическая составляющая менеджмента в реализации качества управления человеческими ресурсами
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница