Компетентность выпускника вуза как продукт социального взаимодействия производителя и потребителя образовательных услуг: управленческий аспект




Скачать 258.74 Kb.
НазваниеКомпетентность выпускника вуза как продукт социального взаимодействия производителя и потребителя образовательных услуг: управленческий аспект
Дата05.02.2013
Размер258.74 Kb.
ТипАвтореферат


На правах рукописи


КАРИЦКАЯ Ирина Михайловна


КОМПЕТЕНТНОСТЬ ВЫПУСКНИКА ВУЗА КАК ПРОДУКТ СОЦИАЛЬНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПРОИЗВОДИТЕЛЯ

И ПОТРЕБИТЕЛЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ:

УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ АСПЕКТ


Специальность - 22.00.08

Социология управления


АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

кандидата социологических наук


Новосибирск – 2010

Работа выполнена на кафедре социальных коммуникаций и социологии управления ГОУ ВПО «Новосибирский государственный университет экономики и управления - «НИНХ»


Научный руководитель: Доктор экономических наук,

профессор,

заслуженный деятель науки РФ,

Удальцова Марина Васильевна


Официальные оппоненты: доктор философских наук, профессор

Фигуровская Валентина Михайловна


кандидат социологических наук, доцент

Климова Татьяна Васильевна


Ведущая организация: ГОУ ВПО «Кузбасский государственный

технический университет»


Защита состоится 13 мая 2010 г. в 10.00 часов на заседании Диссертационного совета Д 212.169.02 при Новосибирском государственном университете экономики и управления - «НИНХ» по адресу: 630099, г.Новосибирск, пр.Каменская, д. 56, ауд. 29.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Новосибирского государственного университета экономики и управления-«НИНХ»

Автореферат разослан 13 апреля 2010 г.


Ученый секретарь

диссертационного совета И. А. Соболева

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность исследования. В последние годы сформировалась образовательная парадигма, в рамках которой качество современного образования как результат оказания образовательной услуги будет определяться тем, насколько у выпускников вуза развиты компетенции – способности выявлять связи между знаниями и ситуациями и применять знания адекватно решаемым проблемам профессиональной деятельности. Управление процессом продвижения и предоставления образовательных услуг имеет ряд особенностей, среди которых вовлеченность самого потребителя в процесс оказания услуги, несохраняемость полученной информации и ее качества, и т.д. С трудностями сталкиваются как потребители услуги, так и ее производители.

Специфичность образовательных услуг обусловлена тем, что их значение и качество проявляются и оцениваются различным образом при выборе вуза, в процессе обучения, на рынке труда. Поэтому производители образовательной услуги (вузы) и потребители образовательных услуг (студенты и работодатели), по-разному определяют их содержание и результат. Но требования потребителей становятся рациональными и адекватными конкретным ситуациям лишь в том случае, если они становятся не сторонними наблюдателями, а заинтересованными участниками образовательного процесса, направляющими свои усилия на получение качественного результата образовательной услуги - сформированную социально-профессиональную компетентность выпускника вуза. Однако в настоящее время процесс взаимодействия вуза и работодателя находится в стадии становления, а его организация и структура нуждаются в специальном социологическом исследовании. Поэтому тема данной работы представляется актуальной.

Степень изученности темы. Различные аспекты социального взаимодействия рассматривались в исследованиях отечественных и зарубежных авторов, в частности: проблематика социального действия (М. Вебер, Т. Парсонс и др.); выявление структуры и основных идей социального взаимодействия (П.А. Сорокин, Дж. Хоманс, Дж. Мид, Г. Блумер и др.); исследование процесса социального взаимодействия в образовательной среде (В.С. Данюшенков, С.В. Кондратьев, Е.В. Тараканова, В.А. Ясвин); идеи стратегического партнерства в образовательном пространстве (С.К. Бондырева, Л. Гребнев, В.И. Слободчиков, Г. Карреман, В.В. Краевский и др.). Авторами рассматривались также проблемы становления компетентности выпускника вуза: определение пути формирования профессионально-значимых качеств специалистов (С.Я. Батышев, Е.Н.Гаранина, С.Д.Смирнов и др.); формирование профессионально-значимой позиции будущего специалиста-менеджера (Дж. Аткинсон, Д. Мак Клелланд и др.). Многими исследователями используется компетентностно-ориентированный подход, но в применении данного подхода не используются идеи синергетики, что не позволяет включать в образовательный процесс взаимодействие производителей и потребителей образовательных услуг.

В целом, анализ современных научных работ по исследованию социального взаимодействия и формирования компетентного специалиста показывает, что наряду с имеющимися значимыми результатами не нашли достаточного отражения проблемы исследования формирования социально-профессиональной компетентности выпускника в процессе взаимодействия производителей и потребителей образовательных услуг. Данная специфика связана, прежде всего, с противоречиями в подходах к подготовке выпускников со стороны производителей образовательных услуг, уровнем развития самой профессиональной среды и уровнем требований потребителей образовательных услуг. Это противоречия:

- между востребованностью квалифицированных специалистов и недостаточной разработанностью теоретико-методической базы процесса управления формированием их компетентности с учетом специфики профессиональной деятельности;

- между быстро меняющимися условиями социальной среды и рынка труда и существующей практикой государственных стандартов образования, предполагающих фиксированное содержание учебных программ и достаточно консервативные формы учебного процесса;

- между отсутствием достаточного внимания к процессу формирования у выпускника вуза социально-профессиональной компетентности и необходимостью приблизить этот процесс к реальным условиям профессиональной деятельности.

Все это определило выбор темы исследования.

Цель исследования: разработать и обосновать интегрированную модель процесса управления формированием социально-профессиональной компетентности выпускника вуза на основе взаимных интересов потребителей и производителей образовательных услуг.

Задачи исследования:

1. Проанализировать социально-профессиональную компетентность специалиста как ресурс социализации.

2. Изучить особенности образовательной услуги как продукта взаимодействия вуза и работодателя.

3. Разработать интегрированную модель процесса управления формированием социально-профессиональной компетентности выпускника вуза.

4. Определить условия, обеспечивающие эффективность процесса взаимодействия производителей и потребителей образовательных услуг.

Объект исследования: процесс формирования социально-профессиональной компетентности выпускника вуза.

Предмет исследования: управление процессом формирования социально-профессиональной компетентности выпускника вуза на основе взаимодействия производителя и потребителя образовательных услуг.

Теоретико-методологические основы исследования - диалектические и общенаучные методы познания действительности; квалиметрический подход, основанный на применении многообразных приемов и способов получения количественных оценок сформированности социально-профессиональной компетентности, что позволяет провести анализ совокупности проблем социального взаимодействия, сопоставить их значимость, выявить основные способы их решения, разработать их ориентировочный прогноз.

Теоретическую основу исследования составили работы по системному подходу к изучению социокультурных явлений (А.А. Бодалев, Н.В. Кузьмина и др.); социологии (Бачинин В.А., Фролов С.С. и др); социологии управления (Андреев С.С., Удальцова М.В. и др.); методам социологического исследования (Девятко И.Ф., Добреньков В.И., Кравченко А.И. и др.); теории проектирования и конструирования содержания учебного процесса (В.П. Беспалько, Б. Блум, Н.Ф. и др.); деятельностный, компетентностный подходы к профессиональной подготовке специалистов (Е.В. Бондаревская, А.А. Вербицкий, В.И. Загвязинский, В.А. Сластенин, Ю.Г. Татур, Е.А. Климов, Е.Н.Прошицкая, Е.Н.Ильина, Н.И.Кабушкин и др.).

Методы исследования. В процессе исследования применялись общенаучные методы – анализа и синтеза, индукции и дедукции, сравнения, системного подхода, моделирование; социологические методы сбора и обработки информации: методы анкетирования, типологизации и анализа документов и социологических данных.

Гипотеза исследования: формирование социально-профессиональной компетентности выпускника вуза требует совершенствования взаимодействия производителей и потребителей образовательных услуг и управления этим процессом.

Информационной базой исследования являлись данные по управлению учебным процессом и мнения студентов и преподавателей Новосибирского государственного университета экономики и управления, Сибирского государственного университета путей сообщения, Сибирского университета потребительской кооперации, Новосибирского государственного технического университета, а также туристские фирмы г. Новосибирска. Всего исследованием было охвачено 340 студентов, 172 руководителя и менеджера туристских фирм.

Научная новизна диссертационного исследования заключается в определении и дополнении комплекса условий социального взаимодействия вуза и работодателя, обеспечивающих оптимизацию процесса формирования социально-профессиональной компетентности выпускника вуза.

Основные элементы научной новизны:

1. Конкретизировано и дополнено содержание понятия «социально-профессиональная компетентность» применительно к выпускникам вуза, в отличие от существовавших ранее, как системы их интеллектуальных и поведенческих ресурсов, используемых в процессе социального взаимодействия и дальнейшей профессиональной деятельности.

2. Аргументирована авторская позиция, что компоненты социально-профессиональной компетентности выпускника вуза проявляются через исследовательско-познавательный, организационно-административный, мотивационно-коммуникативный блоки, что в отличие от традиционных подходов позволяет поэлементно соотнести структуру базовой компетентности с функциями процесса управления.

3. Уточнено и содержательно раскрыто понятие «взаимодействие производителя и потребителя образовательных услуг», через применение синергетического подхода, эффектом которого является более качественная реализация процесса профессиональной подготовки выпускников вуза.

4. Разработана интегрированная модель процесса управления формированием социально-профессиональной компетентности выпускника вуза, в которой, в отличие от ранее известных, объективный итоговый результат - социально-профессиональная компетентность выпускника вуза - рассматривается как необходимый, достаточный и актуальный для участников процесса взаимодействия - производителя и потребителя образовательных услуг вне зависимости от инвариантности первоначальных целей.

Основные положения работы, выносимые на защиту:

I. Социально-профессиональная компетентность - это готовность и способность специалиста строить конструктивную профессиональную деятельность, включающая в себя: систему социально-психологической и социально-нравственной зрелости, теоретических знаний, профессиональных умений и навыков; практический опыт и стремление к профессиональному росту.

Социально-профессиональная компетентность - ситуативная социологическая категория, выражающаяся в готовности выпускника вуза к осуществлению какой-либо деятельности в конкретных профессиональных ситуациях. Она проявляется в личностно-ориентированной деятельности, характеризует способность специалиста реализовывать человеческий потенциал для профессиональной деятельности. Основными составляющими социально-профессиональной компетентности являются следующие компоненты: теоретический (знания, умения и навыки, обеспечивающие самостоятельное выполнение профессиональных действий); практический (способность продуктивного владения современными профессиональными технологиями); конструктивно-профессиональный (принятие эффективных решений, поисково-исследовательская деятельность); личностно-профессиональный (предрасположенность к профессии и стремление к профессиональному росту). Наряду с социальным интеллектом, духовной и социально-нравственной зрелостью, важным компонентом социально-профессиональной компетентности является социально-психологическая зрелость, включающая мотивацию, эмпатию, умение сотрудничать. Каждый из перечисленных компонентов проявляется через базовые блоки социально-профессиональной компетентности.

II. Образовательная услуга есть совокупность полезных свойств, или набор атрибутов, способных решить проблемы участников процесса взаимодействия - производителей и потребителей, оптимизировать производственные издержки каждой стороны и получить комплексный результат, определяемый координацией массива знаний субъектов взаимодействия и ресурсов их использования.

Образовательная услуга структурируется по пяти составляющим:

- основная потребность субъекта взаимодействия, которая должна быть удовлетворена;

- ключевая ценность образовательной услуги для каждого из субъектов взаимодействия;

- набор свойств и условий, ожидаемых от образовательной услуги – минимальный набор ожиданий;

- дополнительное предложение вуза сверх ожидаемого (привычного);

- все, что потенциально может быть осуществлено на базе высшего образования для получения выгод субъектами взаимодействия.

Комплексный результат оказания и получения образовательной услуги включает три уровня:

- базовый (запланированный результат): для вуза - единство специальных знаний и навыков, предусмотренных государственным стандартом по специальности, и общей образованности в процессе обучения; для студента - получение высшего профессионального образования по специальности; для работодателя - специалист, способный решать профессиональные задачи в рамках целевой организации;

- практический (реальный результат): специалист, обладающий достаточным уровнем социально-профессиональной компетентности, сформированной в процессе обучения в вузе;

- перспективный (идеальный результат): специалист, обладающий достаточным уровнем социально-профессиональной компетентности, сформированным в процессе обучения в вузе, постоянно и целенаправленно обретающий новые внутренние ресурсы (за счет самообразования, повышения квалификации, освоения новых средств и способов профессиональной деятельности), позволяющие поддерживать уровень социально-профессиональной компетентности, необходимый для самоактуализации и обеспечения прибыли организации-работодателю.

III. Интегрированная модель процесса управления формированием социально-профессиональной компетентности выпускника вуза (рис. 6) представляет актуальный объективный итоговый результат целенаправленного взаимодействия участников процесса - производителя и потребителя образовательных услуг, вне зависимости от инвариантности их первоначальных целей. Сближение содержания основных элементов модели по мере достижения субъектами общего результата обеспечивается согласованностью совместных действий, осуществление которых позволит актуализировать ресурсы и реализовать возможности субъектов взаимодействия (алгоритм совместных действий представлен на рис. 4).

IV. Комплекс условий, обеспечивающих эффективность процесса формирования социально-профессиональной компетентности выпускника вуза, включает:

- организационно-управленческие условия (учет требований современного рынка труда к уровню профессионально-практической готовности специалиста, требований ГОС ВПО по специальности);

- профессионально-личностные условия (мотивированность и активность студентов в реализации практической профессиональной деятельности; самообразование выпускников вуза в сфере профессиональной деятельности; готовность преподавателей к профессиональной интеграции в процессе подготовки выпускников вуза);

- образовательно-технологические условия как отражение в содержании профессионального образования современного уровня подготовки выпускника вуза;

- научно-исследовательское и учебно-производственное партнерство вуза с предприятиями.

Созданию условий развития социально-профессиональной компетентности выпускника вуза способствует реализация разработанного комплекса совместных мероприятий и инструментов производителя и потребителя образовательных услуг, включающего тренинг-коучинги, совместные семинары, консультации, бизнес-игры, конференции, практикумы, защиты проектов, различные виды практик, а также измерения базовых компонент компетентности.

Теоретическая значимость исследования заключается в уточнении понятия «социально-профессиональная компетентность», дополнении понятия «взаимодействие производителя и потребителя образовательных услуг», через использование синергетического подхода; в обосновании необходимости системного подхода к процессу взаимодействия вуза и работодателя, способствующего повышению качества и эффективности подготовки выпускника вуза.

Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанные автором модели, алгоритм процесса взаимодействия и системная диагностика уровня сформированности социально-профессиональной компетентности применимы для экономических и гуманитарных специальностей высших учебных заведений. Предложенные в работе авторские методики могут быть использованы при подготовке студентов различных специальностей и вузов. Разработанные модели и формы активного взаимодействия вуза и работодателя могут быть также использованы специалистами по профессиональной ориентации.

Апробация работы. Основные положения диссертационного исследования докладывались на региональных, всероссийских и международных научно-теоретических и научно-практических конференциях, семинарах: «Наука. Технологии. Инновации» (Новосибирск, 2007 г.), «Социальная работа в XXI веке: современные методы и технологии» (Новосибирск, 2008 г.), «Социальные взаимодействия в транзитивном обществе» (Новосибирск, 2006-2009 гг.), на научных сессиях преподавателей и аспирантов НГУЭУ в 2006, 2007,2008 гг..

Отдельные положения исследования используются в учебном процессе ГОУ ВПО «Новосибирский государственный университет экономики и управления» (справка о внедрении от 12.02.2010 г.), ГОУ ВПО «Сибирский государственный университет путей сообщения» (справка о внедрении от 28.01.2010 г.) и ГОУ ВПО «Кузбасский государственный технический университет» при организации процесса взаимодействия с работодателями и изучении дисциплин «Поведение потребителей», «Искусство продажи» и др..

Объем и структура работы. Работа изложена на 130 страницах основного текста, состоит из введения, трех глав, заключения и библиографического списка, включающего 128 наименований, содержит 11 таблиц, 37 рисунков и 12 приложений.

Оглавление

Введение

Глава 1. Социальная и профессиональная компетентность специалиста как ресурс социализации

1.1. Компетентность как категория социологии управления

1.2. Социальная и профессиональная компетентность выпускника вуза

1.3. Формирование компетентности выпускника вуза как процесс взаимодействия потребителей и производителей образовательных услуг

Глава 2. Исследование особенностей социальной и профессиональной компетентности выпускников специальности «Социально-культурный сервис и туризм» (на базе НГУЭУ, СГУПС, СибУПК, НГТУ)

2.1. Методические подходы к исследованию особенностей содержания социально-профессиональной компетентности выпускников

2.2. Анализ содержания социально-профессиональной компетентности выпускников по специальности «Социально- культурный сервис и туризм»

2.3. Оценка результатов социального взаимодействия производителя и потребителя образовательных услуг по специальности «Социально-культурный сервис и туризм»

Глава 3. Интегрированная модель процесса управления формированием социально-профессиональной компетентности выпускника вуза

Заключение

Список литературы

Приложения

Основное содержание работы.

Первая глава «Социальная и профессиональная компетентность специалиста как ресурс социализации» посвящена рассмотрению теоретико-методологических основ исследования компетентности как категории социологии управления. Рассмотрены и проанализированы точки зрения в области понятий «компетенция» и «компетентность», отражающие различные предметные области исследований, проведен анализ общетеоретических положений исследователей, позволивший обобщить существующие авторские подходы. Показано, что компетентность, являясь категорией социологии управления, представляет собой качества личности, характеризующиеся навыками обобщенных способов действий, обеспечивающих продуктивное выполнение профессиональной деятельности с определенной степенью надежности. Выявлена компонентная структура понятия социально-профессиональной компетентности.

Проанализированы различные концепции и механизм социального взаимодействия, представлена уровневая модель социальной реальности профессионального сообщества в формировании компетентности специалиста в вузе как основа процесса взаимодействия потребителей и производителей образовательных услуг. Диссертантом сделан вывод, что применение синергетического подхода позволяет выявить особенности и перспективы взаимодействия вузов и работодателей, а идея стратегического партнерства способствует раскрытию особенностей реализации делового сотрудничества с целью оптимизации производственных издержек каждой стороной и получения конкурентного преимущества, определяемого координацией массива знаний и ресурсов их использования.

Во второй главе «Исследование особенностей социальной и профессиональной компетентности выпускников специальности «Социально-культурный сервис и туризм» (на базе НГУЭУ, СГУПС, СИБУПК, НГТУ)» проанализированы результаты социологического исследования особенностей содержания социально-профессиональной компетентности выпускников специальности «Социально-культурный сервис и туризм» в вузах г. Новосибирска (НГУЭУ, СибУПК, СГУПС и НГТУ). Социологический анализ документов - учебных планов подготовки специалистов, а также должностных инструкций специалистов туристских фирм, проведенный диссертантом, позволил:

- сформировать комплекс инвариантных блоков содержания дисциплин и построить модель межпредметных связей дисциплин;

- определить соответствие базовых компонентов компетентности, формируемых в вузе, видам профессиональной деятельности, выполняемым специалистами на рабочих местах;

- выявить особенности формирования компонентов социально-профессиональной компетентности в учебной и внеучебной деятельности исследованных вузов.

В результате проведенной работы были сделаны выводы, что дисциплины и курсы по выбору студента, устанавливаемые вузами, не всегда соответствуют заявленной специализации и требованиям конкретной профессиональной деятельности. Студенты имеют разный уровень и баланс подготовки не только на момент окончания вуза и получения ими диплома, но и в любой момент обучения. Это важно для работодателя, оценивающего уровень профессиональной подготовки выпускников при их устройстве на работу в период учебы или при прохождении различных видов практики.

Анализ результатов анкетирования студентов выпускных курсов, обучающихся по специальности «Социально-культурный сервис и туризм» и работодателей (руководителей и ведущих менеджеров туристских фирм г. Новосибирска) подтвердил предположение о том, что отсутствие единых подходов к содержанию, процессу и оценке результатов формирования социально-профессиональной компетентности, затрудняют трудоустройство выпускников и их эффективную адаптацию к профессиональной деятельности. Исследование мнений респондентов позволило дать оценку результатов социального взаимодействия производителя и потребителя образовательных услуг, выявить группы наиболее актуальных компетенций, востребованных работодателями и определить приемлемые методы и формы взаимодействия производителей и потребителей образовательных услуг. Работодатели готовы объединить с вузами усилия по подготовке специалистов и принять участие в процессе формирования их социально-профессиональной компетентности, но конкретные формы взаимодействия они предлагают разработать самим высшим учебным заведениям.

В третьей главе «Интегрированная модель процесса управления формированием социально-профессиональной компетентности выпускника вуза» обоснованы факторы, обусловливающие комплексность образовательной услуги как процесса взаимодействия, характеристики ее уровней и результат, ожидаемый субъектами взаимодействия. Обоснована структура процесса взаимодействия производителей и потребителей образовательных услуг.

Основой построения процесса взаимодействия является модель социальной реальности профессионального сообщества (построена на базе интегральной модели, представляющей взаимодействие четырех уровней социальной реальности, предложенной Д. Ритцером1) (рис. 1).



Рис.1. Модель социальной реальности профессионального сообщества

- макросубъективный уровень профессиональной реальности (профессиональная культура; профессиональные нормы и оценки, принятые в ней; профессиональные ценности, требования, предъявляемые к специалистам определенной сферы профессиональной деятельности, уровню их образования, социально-профессиональной компетентности);

- микросубъективный уровень (множество работодателей, многообразие их взглядов на качество профессиональной деятельности сотрудников их фирм, взглядов на уровень социально-профессиональной компетентности сотрудников);

- микрообъективный уровень (потребители образовательной и профессиональной сфер; их представления о приемлемых вариантах профессионального поведения, о необходимости и значимости профессионального образования; социальные действия профессиональных сообществ и индивидов);

- макрообъективный уровень (образовательная система, способствующая получению знаний для предъявления их в профессиональной сфере и формирующая социально-профессиональную компетентность).

Построены структурно-логическая схема формирования социально-профессиональной компетентности выпускника вуза (рис. 2) и ее концептуальная модель, включающая несколько взаимосвязанных модулей: целевой, содержательно-функциональный и организационно-технологический, содержание каждого из которых должно быть реализовано в процессе взаимодействия вуза и работодателей (рис. 3).



Рис. 2. Структурно-логическая схема формирования социально-профессиональной компетентности выпускника вуза





Рис. 3. Концептуальная модель формирования социально-профессиональной компетентности в вузе


Процесс взаимодействия, включающий пять основных стадий, представлен в виде алгоритма совместных действий, осуществление которых позволит актуализировать ресурсы и реализовать возможности субъектов взаимодействия на пути достижения общей цели (рис. 4).




Определение

Межстадийный контроль

Реализация

Межстадийный контроль

Измерение

Межстадийный контроль

Анализ

Межстадийный контроль

Совершенст-вование




Рис. 4. Алгоритм процесса взаимодействия вуза и работодателя


Процесс включает пять основных стадий.

1. Определение (возможностей, ресурсов, границ и целей взаимодействия).

2. Реализация (совместной деятельности).

3. Измерение (сбор информации для изучения текущего состояния объекта взаимодействия и изменений, происходящих с ним).

4. Анализ (интерпретация получаемых информационных данных для установления причинно-следственных связей).

5. Совершенствование (разработка решений, направленных на оптимизацию взаимодействия - внедрение процедур, позволяющих обеспечить устойчивость достигнутого результата).

Для увязки осуществляемого процесса взаимодействия с корпоративными целями субъектов необходимы фильтры - межстадийный контроль, наличие которых позволит: определять актуальность первоначально поставленных целей взаимодействия; корректировать содержание взаимодействия (инструменты, источники информации, методы и т.д.); выявлять организационные барьеры на пути к поставленной цели и разрабатывать меры по их преодолению.

Логика построения интегрированной модели процесса управления формированием социально-профессиональной компетентности выпускника вуза представлена на рис. 5.



Рис. 5. Схема формирования интегрированной модели процесса управления формированием социально-профессиональной компетентности

выпускника вуза



Рис. 6. Интегрированная модель процесса управления формированием

социально-профессиональной компетентности выпускника вуза

Разработанная интегрированная модель процесса управления формированием социально-профессиональной компетентности выпускника позволяет вузам и работодателям систематизировать процесс взаимодействия, определив его содержание, формы и методы и реализовывать совместную цель (рис. 6.).

Для развития компонентов социально-профессиональной компетентности был разработан и апробирован на практике комплекс мероприятий: совместные лекции и практические занятия преподавателя и руководителя организации; круглые столы профессорско-преподавательского состава университета и представителей организаций по обобщению опыта, конференции преподавателей, студентов и работодателей, а также метод тренинг-коучинга, используемый в целях развития профессиональных умений выпускников в рамках образовательного процесса, обеспечивающий межпредметные связи и ориентацию на практическую деятельность.

Научные публикации. Основные положения диссертации отражены в следующих публикациях: опубликовано 18 работ общим объемом 4,25, в том числе, две общим объемом 0,72 п.л.. - в журналах, рекомендованных ВАК.

Статьи в изданиях, рекомендованных ВАК

  1. Карицкая И.М. Социально-профессиональная компетентность как основа успешной профессиональной деятельности // Омский научный вестник, № 1 (75). г.Омск, ОмГТУ, 2009. – 0,4 п.л.

  2. Карицкая И.М. Синергетический подход к формированию компетентного специалиста // Вестник Бурятского государственного университета, выпуск 14,г.Улан-Удэ, изд-во Бурятского госуниверситета, 2009. – 0,32 п.л.

Статьи и тезисы

  1. Карицкая И.М. Образовательный процесс в вузе как форма взаимодействия и фактор повышения конкурентоспособности организаций и специалистов турбизнеса // Материалы международной научно-практической конференции «Актуальные вопросы развития экономики России: теория и практика», Нижний Новгород, 2005. – 0,2 п.л.

  2. Карицкая И.М. Система взаимодействия субъектов туристской индустрии: функциональный аспект // Сборник статей «Актуальные проблемы бизнес-пространства» НГУЭУ, 2005. – 0,3 п.л.

  3. Карицкая И.М. Взаимодействие субъектов туристской индустрии как фактор повышения конкурентоспособности: компетентностный аспект // Труды IV Международной научно-практической конференции преподавателей, ученых, аспирантов, студентов «Актуальные вопросы развития экономики России: теория и практика», Нижний Новгород, 2006. – 0,3 п.л.

  4. Карицкая И.М. Образовательный процесс по программам высшего профильного образования как фактор повышения конкурентоспособности организации туристской индустрии // Материалы ХLI Международной научно-практической конференции, Горно-Алтайск, 2006. – 0,2 п.л.

  5. Карицкая И.М. Образование в сфере туризма как система взаимодействия субъектов рынка образовательных и туристских услуг: компетентностный аспект // Промышленное развитие России: проблемы, перспективы: материалы V международной практической конференции преподавателей, ученых, аспирантов, студентов, г.Нижний Новгород, 2007. – 0,2 п.л.

  6. Карицкая И.М. Взаимодействие вуза и работодателей в процессе формирования профессиональных компетенций выпускников // Социальные взаимодействия в транзитивном обществе: вып.10, г.Новосибирск, НГУЭУ, 2008. – 0,2 п.л.

  7. Карицкая И.М., Карулева Е.А. Изучение компетентностного потенциала выпускника вуза работодателем // Актуальные проблемы развития экологического туризма в Карачаево-Черкесской республике: материалы межрегиональной научно-практической конференции, г.Карачаевск, п.Нижний Архыз, 2008. - 0,2 п.л. (авт. - 0,1 п.л.)

  8. Карицкая И.М. Подходы к оценке профессиональной компетентности в зарубежной теории и практике // Малый бизнес как инновационная составляющая устойчивого социально-экономического развития территории: материалы Всероссийской научно-практической конференции, г.Петрозаводск, 2008. – 0,15 п.л.

  9. Карицкая И.М. Некоторые аспекты компетентности высшего учебного заведения в области процессов взаимодействия с социальной средой // Промышленное развитие России: проблемы, перспективы: материалы VI международной практической конференции преподавателей, ученых, аспирантов, студентов, т.2, г.Нижний Новгород, 2008. – 0,2 п.л.

  10. Карицкая И.М. Высшая школа как инструмент социализации будущего специалиста // Актуальные проблемы международного сотрудничества в области науки и образования: Материалы межрегиональной научно-практической конференции. - Тамбов: Издательский дом ТГУ им.Державина, 2009. – 0,25 п.л.

  11. Карицкая И.М. К проблеме подготовки кадров для индустрии сервиса и туризма // Экономика. Сервис. Туризм. Культура (ЭСТК-2009). ХI Международная научно-практическая конференция. Сборник статей. г.Барнаул, АлтГТУ, 2009. – 0,25 п.л.

  12. Карицкая И.М. Этапы становления компетентностного подхода в образовании // Социальные взаимодействия в транзитивном обществе: вып.11, г.Новосибирск, НГУЭУ, 2009. – 0,25 п.л.

  13. Карицкая И.М. Синергетический подход в дидактике как основа формирования компетентного специалиста // Пятые юбилейные Курдюмовские чтения: Синергетика в естественных науках, Материалы Международной междисциплинарной научной конференции. - Тверь: Твер.гос.ун-т, 2009. – 0,25 п.л.

  14. Карицкая И.М. Стратегическое партнерство в образовании и его влияние на качество подготовки специалистов // Социально-экономические и правовые проблемы развития информационного общества: Материалы международной научно-практической конференции. в 5 т. Том 3.-- Омск: Изд-во АНО ВПО «Омский экономический институт», 2009. – 0,2 п.л.

  15. Карицкая И.М. Организационно-методическое обеспечение процесса формирования профессиональной компетентности будущих специалистов в вузе // Инновационные приоритеты развития региональной экономики / Сборник научных трудов II международной научно-практической конференции 29-31 октября 2009 года. - Орел: Изд-во ОрелГТУ, 2009. – 0,3 п.л.

  16. Карицкая И.М. Проблемы интеграции отраслевой науки и практики в сфере подготовки специалистов для сферы сервиса и туризма // Актуальные проблемы современного образования: опыт и инновации: Материалы международной научно-практической конференции: 25-26 ноября 2009 г. Часть 2. - ГОУ УлГПУ им. И.Н. Ульянова. - Ульяновск: УлГУ, 2009. – 0,2 п.л.


С авторефератом можно ознакомиться на сайте Новосибирского государственного университета экономики и управления - «НИНХ» по адресу: http:// http://www.nsaem.ru/Science/Dissertation council/212.169.02

Карицкая Ирина Михайловна

Компетентность выпускника вуза как продукт социального взаимодействия производителя и потребителя образовательных услуг: управленческий аспект

Автореферат

Подписано в печать «___» апреля 2010 г. Формат бумаги 60x84 1/16 Объем 1,0 п.л. Тираж 100 экз. Заказ № ______

Новосибирский государственный университет экономики и управления 630099, Новосибирск, ул. Каменская 52 Отпечатано в ИПК НГУЭУ

1 Ритцер Д. Современные социологические теории. – М., 2003.; Немировский В. Универсумная парадигма в российской социологии//Социология на пороге XXI века: Основные направления исследований/Под ред. С.И. Григорьева (Россия), Ж. Коэнен-Хуттера (Швейцария). 3-е изд., доп. и перераб. М., 1999. С. 84-87.


Похожие:

Компетентность выпускника вуза как продукт социального взаимодействия производителя и потребителя образовательных услуг: управленческий аспект icon1 Равновесие производителя в условиях несовершенной конкуренции Рыночная власть. Характерные черты и виды монополии. Монополия в условиях равновесия
Закон убывающей предельной полезности. Кривые безразличия и их свойства. Бюджетная линия и изменение цен. Предельная норма замещения...
Компетентность выпускника вуза как продукт социального взаимодействия производителя и потребителя образовательных услуг: управленческий аспект iconПлан Введение 3 Сущность социального взаимодействия и социального поведения 5 > Формы и типы социального взаимодействия 11 Типы социального поведения 16 > Девиация и социальный порядок 22
Каждый раз, встречаясь, мы здороваемся за руку и говорим приветствие; входя в автобус, пропускаем вперед женщин, детей и пожилых...
Компетентность выпускника вуза как продукт социального взаимодействия производителя и потребителя образовательных услуг: управленческий аспект iconАннотация программы итоговой государственной аттестации выпускника вуза
Цели и задачи итоговой государственной аттестации выпускника вуза установление степени профессиональной подготовки выпускника по...
Компетентность выпускника вуза как продукт социального взаимодействия производителя и потребителя образовательных услуг: управленческий аспект iconАннотация программы итоговой государственной аттестации выпускника вуза
Цели и задачи итоговой государственной аттестации выпускника вуза установление степени профессиональной подготовки выпускника по...
Компетентность выпускника вуза как продукт социального взаимодействия производителя и потребителя образовательных услуг: управленческий аспект iconАннотация программы итоговой государственной аттестации выпускника вуза
Цели и задачи итоговой государственной аттестации выпускника вуза установление степени профессиональной подготовки выпускника по...
Компетентность выпускника вуза как продукт социального взаимодействия производителя и потребителя образовательных услуг: управленческий аспект iconРазвитие Маркетинговой Деятельности вуза в условиях конкурентной среды: функционально-управленческий подход
Специальность: 08. 00. 05 Экономика и управление народным хозяйством (экoнoмикa, opгaнизaция и упpaвлeниe пpeдпpиятиями, oтpacлями,...
Компетентность выпускника вуза как продукт социального взаимодействия производителя и потребителя образовательных услуг: управленческий аспект iconСтрахование как механизм защиты населения: управленческий аспект
Охватывает все необходимые для работы агентом сферы страхования
Компетентность выпускника вуза как продукт социального взаимодействия производителя и потребителя образовательных услуг: управленческий аспект iconУчебно-методический комплекс дисциплины «психология социального взаимодействия»
Дисциплина «Психология социального взаимодействия» относится к базовой части гуманитарного, социального и экономического цикла учебного...
Компетентность выпускника вуза как продукт социального взаимодействия производителя и потребителя образовательных услуг: управленческий аспект iconКонспект лекций по дисциплине
Одной из наиболее важных идей управления производством является концепция процесса как совокупности всех действий людей и орудий...
Компетентность выпускника вуза как продукт социального взаимодействия производителя и потребителя образовательных услуг: управленческий аспект iconР оссийским территориальным антимонопольным органам – 20 лет
И только после поднятия «железного занавеса» стало очевидным, что Гражданский кодекс рсфср 1964 года защищал производителя, а не...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница