Правительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования




Скачать 291.84 Kb.
НазваниеПравительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования
страница1/3
Дата05.02.2013
Размер291.84 Kb.
ТипДокументы
  1   2   3
Правительство Российской Федерации


Государственное образовательное бюджетное учреждение

высшего профессионального образования


«Государственный университет –

высшая школа экономики»


Факультет Бизнес-информатики

Отделение Программной инженерии


Программа дисциплины


«Методы и технологии искусственного интеллекта»


для направления 080700.62 «Бизнес-информатика»

подготовки бакалавров


Автор программы

д.ф.-м.н., профессор Воронова Л.И.

lvoronova@hse.ru



Рекомендована секцией УМС по Бизнес-информатике


Председатель

_________________ Ю.В.Таратухина

"____" _________________ 2010 г.

Одобрена на заседании

кафедры Управления разработкой

программного обеспечения

Зав. кафедрой

________________ С.М.Авдошин

"____" _________________ 2010 г.



Утверждена Ученым Советом

факультета Бизнес-информатики

Ученый секретарь

_________________ В.А. Фомичев

"____" _________________ 2010 г.



Москва

I. Пояснительная записка


Автор программы

профессор д.ф.-м.н. Л.И. Воронова


Общие сведения об учебном курсе

Дисциплина читается студентам бакалавриата отделения программной инженерии факультета бизнес-информатики ГУ-ВШЭ. Она относится к блоку общих математических и естественно-научных дисциплин и является дисциплиной по выбору национально-регионального(вузовского) компонента (ЕН.В.003) и читается во втором и третьем модулях третьего курса. Количество кредитов – 3. Продолжительность курса составляет 54 аудиторных учебных часа, в том числе: 28 часов лекционных занятий и 26 часов практических занятий; на самостоятельную работу отводится 54 часа. Формы текущего контроля – домашнее задание и контрольная работа. Итоговый контроль – зачет по окончании третьего модуля.


Требования к студентам

Изучение дисциплины требует предварительных знаний в объеме первых курсов стандартной бакалавриат-программы, основам дифференциального и интегрального исчисления, а также таких учебных дисциплин как “Дискретная математика”, “Информатика и программирование”, “Объектно-ориентированный анализ и программирование”.


Цель курса

Целью преподавания дисциплины "Методы и технологии искусственного интеллекта" является формирование у студентов профессиональных компетенций, на основе теоретических знаний и практических навыков в области в области искусственного интеллекта, позволяющих обеспечить проектирование и реализацию интеллектуальных агентов — автономных искусственных систем, способных к анализу ситуации, принятию решения и его выполнению.


Аннотация


Дисциплина «Методы и технологии искусственного интеллекта» ориентирована на изучение основных парадигм в области искусственного интеллекта (Artificial Intelligence, AI), методов и технологий проектирования, реализации и анализа интеллектуальных агентов. Автономные интеллектуальные агенты являются программными системами и/или физическими устройствами, оснащенными сенсорами и манипуляторами. Интеллектуальная система должна воспринимать изменения в окружающей ее среде, действовать рационально с целью выполнения поставленных перед ней задач, взаимодействовать с другими агентами и с человеком. Эти способности последовательно рассматриваются во всех разделах курса. Способности интеллектуальных систем основываются на большом наборе общих и специализированных методов представления знаний, механизмах рассуждения и решения задач, алгоритмах поиска и методах машинного обучения, которые составляют основное содержание дисциплины и кумулятивно изучаются на протяжении всего курса.

Кроме того, в курсе предусмотрен обзор возможностей, которые предоставляет искусственный интеллект для решения задач, которые сложно или нерационально решать с помощью других методов. Эти задачи включают в себя эвристический поиск и алгоритмы планирования, формализмы для представления знаний и рассуждения, методы обучения машины, методы очувствления, проблемы распознавания речи и понимания естественного языка, компьютерное зрение, робототехника и другие.

Учащийся должен быть в состоянии определить, в каких случаях методы искусственного интеллекта применимы для данной задачи, выбрать походящий метод и реализовать его.

Содержание курса соответствует своду знаний по искусственному интеллекту и интеллектуальным системам (IS), описанному в документе Software Engineering 2004 (SE 2004), определяющему руководящие принципы создания учебных планов для преподавания программной инженерии в высших учебных заведениях.


Учебные задачи курса

В результате изучения дисциплины «Методы и технологии искусственного интеллекта студенты должны:

получить базовые знания о фундаментальных моделях и методах искусственного интеллекта, анализе их сложности и целесообразности использования;

знать основные методы применяемые интеллектуальнными агентами, для принятия решений по выбору оптимальных действий, в том числе в условиях неопределенности;

понимать способы представления знаний, способы формирования логических рассуждений на их основе и использовать их для принятия решений, составлению планов автономными агентами;

уметь спроектировать и реализовать стандартного интеллектуального агента с применением языков объекто-ориентированного и логического программирования или инструментальных средств современных интегрированных сред.


II. Тематический план курса «Методы и технологии искусственного интеллекта»




Название темы

Всего часов по

дисциплине

Аудиторные часы

Самосто­ятельная работа

Лекции

Сем. и практика




Второй модуль (22 часа)

1

Обзор тематики искусственного интеллекта

6

2

0

4

2

Методы принятия решений

12

4

2

6

3

Способы представления знаний о мире.

12

4

2

6

4

Принятие решений, составление планов

14

6

2

6

Третий модуль (32 часов)

5

Неопределенные знания и рассуждения в условиях неопределенности

18

4

6

8

6

Обучение. Методы выработки знаний.

17

3

6

8

7

Общение, восприятие и осуществление действий интеллектуальными агентами

19

3

8

8

8

Философские и этические последствия развития искусственного интеллекта

10

2

0

8




Итого

108

28

26

54


III. Источники информации


Список литературы

Основная литература

  1. С.Рассел, П.Норвиг Искусственный интеллект: современный подход: Пер.с англ. – М.: Издательский дом «Вильямс», 2006. – 1408с.

  2. Андрейчиков А.В., Андрейчикова О.Н. Интеллектуальные информационные системы: Учебник.-М.:Финансы и статистика, 2006. – 424 с.

  3. Рыбина Г.В. Основы построения интеллектуальных систем /учеб. пособие М.: Финансы и статистика, 2009.- 432 c

  4. Рутковская Д. и др. Нейронные сети, генетические алгоритмы и нечеткие системы. – М.:Горячая линия – Телеком, 2006. -452 с.

  5. Махортов С.Д. Математические основы искусственного интеллекта: теория LP-структур для построения и исследования моделей знаний продукционного типа.- М.: Издательство МЦНМО, 2009. - 304 с.

  6. Бочарников В.П. – Fuzzy-технология: математические основы. Практика моделирования в экономике.- С.-Петербург: «Наука» РАН, 2004. – 328 с.

  7. Дополнительная литература

  8. Осипов Г.С. Лекции по искусственному интеллекту М.: УРСС, 2009. - 272 с

  9. Евгенев Г.Б. Интеллектуальные системы проектирования: Учебное пособие .- М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2009.- 334 с

  10. Рыбина Г.В. "Теория и практика построения интегрированных экспертных систем".- М.: ООО Издательство "Научтехлитиздат", 2008. -485 с.

  11. Комарцова Л.Г., Максимов А.В. Нейрокомпьютеры: Учеб.пособие для вузов. – М.: Изд-во МГТУ им.Баумана, 2004. -400с

  12. А. Н. Швецов, Агентно-ориентированные системы: от формальных моделей к промышленным приложениям , 2008

  13. Гаврилова Т. А., Хорошевский В. Ф. Базы знаний интеллектуальных систем. - СПб.: Питер, 2000.

  14. Тарасов В.Б. Агенты, многоагентные системы, виртуальные сообщества: стратегическое направление в информатике и искусственном интеллекте. // Новости искусственного интеллекта: Сб.. — 1998. — № 2. — С. 5-63

  15. http://www.aiportal.ru/ - Портал искусственного интеллекта. Статьи и файлы по основным направлениям исследований в области искусственного интеллекта.

  16. http://aima.cs.berkeley.edu - Artificial Intelligence: A Modern Approach. (Third edition) by Stuart Russell and Peter Norvig.

  17. http://webagents.report.ru/_5FolderID_22_.html – русскоязычный сайт с информацией об интеллектуальных агентах

  18. http://raai.org/library - . Российская ассоциация искусственного интеллекта

  19. http://ru.wikipedia.org/ Портал:Искусственный интеллект – информация по основным направлениям исследований в области искусственного интеллекта.


IV. Формы контроля и структура итоговой оценки

Текущий контроль - работа на семинарах, презентация домашней работы

Промежуточный контроль - письменная контрольная работа (в конце второго модуля);

Итоговый контроль - зачет (120 мин.), состоящий из теоретической и практической части;

- итоговая оценка К по 10-балльной шкале формируется как взвешенная сумма:

K = 0,2 ПЗ + 0,2 ДЗ + 0,1 Пр + 0,2 Зт + 0,3 Зп

где ПЗ, ДЗ, Пр, Зт и Зп – 10-балльные оценки за практические занятия, домашние задания, презентации, теоретический и практический зачет соответственно с округлением до целого числа баллов. Перевод в пятибалльную оценку осуществляется в соответствии со следующей таблицей.


Таблица соответствия оценок по десятибалльной и пятибалльной системе


По десятибалльной шкале

По пятибалльной системе

1 - неудовлетворительно




2 - очень плохо

неудовлетворительно - 2

3 - плохо




4 - удовлетворительно

5 - весьма удовлетворительно

удовлетворительно - 3

6 - хорошо

хорошо - 4

7 - очень хорошо




8 - почти отлично




9 - отлично

отлично - 5

10 - блестяще






V. Программа курса

«Методы и технологии искусственного интеллекта»


Тема 1. Обзор тематики искусственного интеллекта.

  • Содержание темы:

  • Общее определение искусственного интеллекта. Тест Тьюринга.

  • Подходы, основанные на:

  • когнитивном моделировании,

  • на использовании "законов мышления",

  • на использовании рационального агента.

  • Предыстория искусственного интеллекта (428 года до н.э. – 40 г.20 века).

  • История искусственного интеллекта (1940- по настоящее время).

  • Современное состояние разработок.

  • Агенты и варианты среды. Качественное поведение: концепция рациональности. Показатели производительности. Рациональность. Определение характера проблемной среды.

  • Структура и программы агентов. Рефлексные агенты, основанные на модели. Агенты, основанные на цели; на полезности. Обучающиеся агенты.

  • Основная литература

  1. С.Рассел, П.Норвиг Искусственный интеллект: современный подход: Пер.с англ. – М.: Издательский дом «Вильямс», 2006. – 1408с.

  2. Андрейчиков А.В., Андрейчикова О.Н. Интеллектуальные информационные системы: Учебник.-М.:Финансы и статистика, 2006. – 424 с.

  • Дополнительная литература

  1. Осипов Г.С. Лекции по искусственному интеллекту М.: УРСС, 2009. - 272 с

  2. Тарасов В.Б. Агенты, многоагентные системы, виртуальные сообщества: стратегическое направление в информатике и искусственном интеллекте. // Новости искусственного интеллекта: Сб.. — 1998. — № 2. — С. 5-63

  3. http://www.aiportal.ru/ - Портал искусственного интеллекта. Статьи и файлы по основным направлениям исследований в области искусственного интеллекта.

  4. http://raai.org/library - . Российская ассоциация искусственного интеллекта

  5. http://ru.wikipedia.org/ Портал:Искусственный интеллект – информация по основным направлениям исследований в области искусственного интеллекта.


  1   2   3

Похожие:

Правительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования
Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования
Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования
Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования
Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования
Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования
Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования
Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования
Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования
Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования
Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница