Учебное пособие для студентов заочного отделения "Теория социальнойработы"




НазваниеУчебное пособие для студентов заочного отделения "Теория социальнойработы"
страница1/6
Дата05.02.2013
Размер0.73 Mb.
ТипУчебное пособие
  1   2   3   4   5   6
Теория социальной работы.

Учебное пособие для студентов заочного отделения "Теория социальнойработы" подготовлено заведующей кафедрой социальной работы НГМА, кандидатом социологических наук Кайгородовой Л.А. и проессором кафедры социологии РГУ ИППК Фадеевым Ю.В. и ассистентом кафедры философии НГМА Дубровой О.А.

Предлагаемое вниманию студентов учебное пособие содержит основные понятия курса, базовые структурно-логические схемы, материалы, позволюящие развить профессиональные навыки и задания для самопроверки.

Пособие представляет интерес и для студентов очного отделения и факультета переподготовки.

Рецензенты:
Чеботарева В.И. - кандидат философских наук зав. кафедрой философии НГМА
Алешина Т.А. - канд. философских наук, доцент кафедры социальной работы НГМА


ВВЕДЕНИЕ



Учебное пособие содержит материал по курсу "Теория социальной работы" и предназначено для преподавателей, аспирантов, студентов, ВУЗов социального профиля.

Структура пособия предполагает расширение диапазона возможностей обучаемых для восприятия, усвоения учебного материала за счет включения у студентов основных видов памяти. Рассмотренные в пособии некоторые ключевые для курса "теория социальной работы" понятия и категории являются выражением междисциплинарного характера социальной работы как научной и учебной дисциплины.

Структурно-логические схемы, предлагаемые в пособии, раскрывают содержание курса "теория социальной работы".

Предложенный в них алгоритм изложения может помочь студенту раскрыть основы курса на теоретическом, практическом и аксиологическом уровнях, в их единстве, что обеспечивает "видение" структуры изучаемой проблемы социальной работы, её логические связи, теоретические подходы к анализу. Такое изложение материала обеспечивает более глубокое изучение теории и методов практики социальной работы, формирует социономическую культуру у обучаемых.

Изложение профессиональных требований к социальному работнику и предлагаемые в пособии методики изучения его коммуникативных и ор-ганизационных особенностей позволят сделать изучение курса более глубоким и убедительным.


Раздел I

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ КУРСА


страницы 1 2 3

Междисциплинарный характер социальной работы как научной и учебной дисциплины находит свое выражение в том понятийно-категориальном аппарате, которым пользуются в курсе теория социальной ра-боты. Особенно богат этот аппарат социологическими и психологическими понятиями.

Принято говорить о трёх группах категорий социальной работы как науки. 1. Категории не специфические в теории социальной работы, а обозначаемые ими явления и процессы изучаются также другими науками (исходя из предмета каждой). Например социализация, социаль-ная справедливость, социальная стабильность, социальный статус и др.
2. Категории, относящиеся прежде всего к категориям социальной работы, но используются и другими науками (например, психосоциаль-ная работа, социальная реабилитация и т.д.).
3. Категории специфические (например, благотворительность, со-циальное обеспечение и т.д.).
Рассмотрим некоторые ключевые для курса "теория социальной ра-боты" понятия и категории. Прежде всего это понятие "социальная работа" и примыкающие к нему, близкие, пересекающиеся с ним, но не тождественные ему понятия "социальная защита", "социальная под-держка", "социальная помощь" и др.

Теория социальной работы - это наука о закономерностях и прин-ципах функционирования и развития конкретных социальных процессов, их динамики под влиянием психолого-педагогических управленческих факторов при защите гражданских прав и свобод личности в обществе.

Под социальной зашитой можно понимать систему мероприятий, осу-ществляемых обществом и его различными структурами, по обеспечению гарантированных минимально достаточных условий жизни, поддер-жанию жизнеобеспечения и деятельного существования человека.

Социальную поддержку можно трактовать как специальные меры, направленные на поддержание условий, достаточных для существова-ния "слабых" социальных групп, отдельных семей, личностей, испы-тывающих нужду в процессе своей жизнедеятельности и деятельного существования.

Социальная помощь - это система социальных мер в виде содействия, поддержки и услуг, оказываемых отдельным лицам или группам населения социальной службой для преодоления или смягчения жизненных трудностей, поддержания их социального статуса и полно-ценной жизнедеятельности, адаптации в обществе.

Социальная работа может быть рассмотрена как разновидность человеческой деятельности, цель которой оптимизировать осуществле-ние субъективной роли людей во всех сферах жизни общества в процессе жизнеобеспечения и деятельного существования личности, семьи, социальных и других групп и слоев в обществе.

В литературе имеются и другие формулировки этих понятий. Но главное в том, что социальная работа как одна из разновидностей деятельности направлена на оказание помощи, поддержки, защиты всех людей, особенно так называемых слабых слоев и групп. Ясно, что такая деятельность имела место с самого начала возникновения человеческого общества, принимая разные формы на различных этапах его развития.

Важно отметить, что социальная работа как разновидность деятельности направлена не только на реализацию мер социальной под-держки "слабых" социальных групп, но и на реализацию мер по соци-альной защите всего населения. В этом широком смысле социальная работа касается каждого человека, всего населения.

Социальная поддержка, социальная защита людей, в целом социальная работа определяются социальной политикой государства как определенной ориентацией и системой мер по оптимизации социально-го развития общества, отношений между социальными и другими группами, созданию тех или иных условий для удовлетворения жизненных потребностей их представителей.

Важной категорией курса является социальная реабилитация, которая понимается как процесс восстановления основных социальных функций личности, общественного института, социальной группы, их социальной роли как субъекта основных сфер жизни общества.

Важное место в курсе занимает понятие "социальные гарантии", поскольку главным объектом социальной работы являются слабо защи-щенные слои населения. Под социальными гарантиями понимается система мер, нормативных установок и условий, направленных на удов-летворение определенного набора благ и услуг, потребностей поддержания жизнеобеспечения и деятельного существования людей.

Социальное управление представляет собой один из видов управ-ления в обществе, функции которого заключаются в регулировании социального положения всех участников общественной жизни, в обес-печении их развития как субъектов общественных отношений. Для ор-ганизации социальной работы с учетом ее специфики применительно к группам социального риска, людям с девиантным поведением, детям и старикам, слабо защищенным слоям населения исключительно важно выяснить сущность, механизм и основные компоненты социаль-ного управления.

Наконец, еще одно важнейшее понятие курса - социальный работник (т.е. соционом). Это одно из ключевых, фундаментальных поня-тий курса. Социальный работник - это специалист в области соци-альной работы; это профессия, специальность, совокупность специ-альностей в области социальной работы.

Адресная социальная помощь - система мер по оказанию помощи отдельным действительно нуждающимся лицам или группам населения для преодоления или смягчения жизненных трудностей, поддержания их социального статуса и полноценной жизнедеятельности.

Основные виды и формы А.с.п. устанавливаются на региональном уровне с учетом имущественного и социального положения и фактора нуждаемости граждан. Они включают:
- денежную помощь: единовременные пособия; пособия для оплаты транспортных услуг; оказание помощи при экстремальных ситуациях, повлекших крупные единовременные расходы (пожар, наводнение, по-купка жилья и др.); помощь в оплате жилья и коммунальных услуг;
- дотация на оплату питания и лечения; льготные ссуды и кредиты;
- натуральное обеспечение: предоставление предметов первой необходимости (продуктов питания, обуви, одежды и пр.); осущест-вление ремонта квартир, автотранспорта; выделение лекарственных препаратов; обеспечение бесплатного питания; предоставление топ-лива;
- гуманитарную помощь;
- услуги и льготы: направление в реабилитационные центры, центры социально-психологической помощи, дома-интернаты; устройство в пансионаты для престарелых; организация надомного социально-бытового обслуживания на платной и бесплатной основе; прикрепле-ние к магазинам по продаже продуктов питания и предметов первой необходимости по социально низким ценам; предоставление льгот по оплате коммунально-бытовых услуг; организация бесплатного ночно-го проживания бездомных граждан; обеспечение кратковременного ухода за больными и одинокими людьми; организация помощи семьям с "лежачими" больными; создание специальных аптек или отделов в аптеках для малоимущих граждан.

Также возможно предоставление других видов помощи (правовой, психологической, информационной, профориентационной и т.д.), в которых остро нуждаются клиенты системы социального обслуживания.

А.с.п. предоставляется в соответствии с установленными крите-риями малообеспеченности, на основе социального мониторинга. Кри-терии А.с.п. базируются на социальных нормативах, включающих показатели уровня потребления важнейших благ и услуг, размера денежных доходов и других условий жизнедеятельности человека.

Критериями предоставления социальной помощи могут быть:
- совокупный семейный или среднедушевой доход ниже суммы уста-новленных на региональном уровне прожиточных минимумов всех членов семьи по социально-демографическим группам или соответствующей величины регионального прожиточного минимума (ниже уровня ми-нимальной заработной платы, минимальной пенсии и др.);
- отсутствие средств к существованию;
- одиночество и неспособность к самообслуживанию;
- материальный ущерб или физические повреждения вследствие стихийных бедствий, катастроф, межнациональных конфликтов, а так-же в результате исполнения служебных обязанностей и т.д.

Территориальные органы самостоятельно определяют формы и уров-ни социальной помощи, а также категории граждан, имеющих право на ее предоставление. В территориях создаются информационные бан-ки данных (картотеки) о лицах, нуждающихся в А.с.п.

Академия проблем социальной работы - добровольное объединение ученых, занятых разработкой научных, методологических и методических проблем социальной работы. В ее состав входит более 40 докторов наук из различных научно-исследовательских центров и выс-ших учебных заведений России. Аккредитация - процедура, проводимая по определенным правилам, целью которой является установление и подтверждение соответствия деятельности определенной организации или лица установленным стан-дартам.

Так, например, А. негосударственных высших учебных заведений должна подтвердить полное соответствие уровня деятельности вуза требованиям государственного образовательного стандарта. Образовательные учреждения, прошедшие А., наделяются правом выдавать своим выпускникам, успешно прошедшим полный курс обучения по обра-зовательным программам соответствующего уровня, диплом государственного образца об окончании высшего учебного заведения.

Акмеология (от греч. акме - вершина, логос - учение) - наука, изучающая закономерности и механизмы развития человека на ступени его зрелости и особенно при достижении им наиболее высокого уров-ня в своем развитии. Ступень зрелости человека и так называемая вершина этой зрелости или, как ее еще называют "акме", - это мно-гомерное состояние человека, которое охватывает значительный по временной протяженности этап его жизни и показывает, насколько он состоялся как гражданин, как специалист в какой-либо определенной области деятельности, как личность - бедная или богатая своими связями с окружающей действительностью, как супруг, как родитель. Это состояние не является статичным, а, наоборот, отличается боль-шей или меньшей вариативностью и изменчивостью.

Социальная А. является одной из прикладных областей акмеологического знания. Она изучает развитие профессионализма, зрелости, компетентности в социальной сфере.

Альтруизм (от лат. алтер - другой) - принцип жизненной ориента-ции личности, в соответствии с которым благо другого человека более важно и значимо, чем собственное благо и личные интересы. Противоположно эгоизму.

Аномальные дети - дети, имеющие значительные отклонения от нор-мального Физического или психического развития и вследствие этого нуждающиеся в воспитании и обучении в специальных условиях, обеспечивающих им коррекцию и компенсацию недостатков развития.

Наличие у ребенка того или иного нарушения (например, потеря слуха на одно ухо) еще не предопределяет аномального развития. В ряде таких случаев физическое и психическое развитие детей может не нарушиться, и поэтому они не относятся к категории аномальных.

Изучение общих закономерностей развития А.д., разработка методов их обучения и воспитания составляют предмет дефектологии, или коррекционной педагогики.

Лежащие в основе отклонений дефекты могут быть врожденными и приобретенными. В возникновении врожденных дефектов важную роль играют наследственные факторы, вредные воздействия на плод в период беременности (интоксикация, в т.ч. алкогольная, внутриутробная инфекция, травма), а также асфиксия и родовая травма. Приобретен-ные аномалии в основном являются последствиями перенесенных в раннем детском возрасте инфекционных заболеваний (менингит, полиомиелит и др.), травм, интоксикаций и т.д.

Первичное нарушение - снижение слуха, зрения, интеллекта и т.д. - влечет за собой вторичные отклонения в развитии. Например, первичное поражение слуха искажает развитие устной речи, что в свою очередь приводит к нарушениям познавательного и личностного развития. При любом характере первичного нарушения наблюдается отставание в сроках формирования психических функций, процессов и замед-ленный темп их развития. Не образуется своевременно ни один вид детской деятельности - предметная, игровая, продуктивная. Существенные отклонения наблюдаются в познании. Нарушается процесс общения; А.д. плохо овладевают средствами усвоения общественного опыта: пониманием речи, содержательным подражанием, действиями по образцу и по словесной инструкции.

Аномия - состояние общества, при котором отсутствует четкая, непротиворечивая регуляция поведения индивидов, образуется норма-тивный вакуум, когда старые нормы и ценности уже не соответствуют реальным отношениям, а новые еще не утвердились. А. часто происходит в быстро меняющемся обществе, общинах или группах, подвержен-ных катастрофическим стрессам. В подобных обществах люди становят-ся отчужденными, апатичными, лишенными целей, которые ставились ранее.

Антисоциальная личность - личность, общественное поведение которой не совпадает с общепринятыми в данном обществе социальными нормами, сложившимися традициями. Человек, не соответствующий стандартам поведения, одобряемым обществом. Социальная норма оп-ределяет исторически сложившийся в синкретном обществе предел, меру, интервал допустимого (дозволенного или обязательного) поведения, деятельности людей, социальных групп, социальных организа-ций.

На уровне индивидуального поведения наиболее общей причиной антисоциальных проявлений является "социальная неустроенность" как результат несоответствия объективных свойств индивида (вклю-чая его задатки, способности, а также свойства, приобретенные в процессе социализации) требованиям занимаемой позиции в системе общественных отношений. В качестве А.л. может выступать "бродяга", "тунеядец", "бомж", уголовно наказуемая личность.
  1   2   3   4   5   6

Похожие:

Учебное пособие для студентов заочного отделения \"Теория социальнойработы\" iconМетодическое пособие по курсу «отечественная история» для студентов заочного отделения
Методическое пособие составлено для студентов заочного отделения пгсха доцентом кафедры истории и социологии Шкалябиной Надеждой...
Учебное пособие для студентов заочного отделения \"Теория социальнойработы\" iconМетодическое пособие по выполнению контрольных заданий для студентов заочного отделения
Методическое пособие предназначено для студентов заочного отделения члк и составлено в соответствии с действующей программой. Цель...
Учебное пособие для студентов заочного отделения \"Теория социальнойработы\" iconУчебное пособие для студентов очного и заочного обучения специальности 180404 «Эксплуатация судового электрооборудования и средств автоматики»
Учебное пособие предназначено для студентов очного и заочного обучения специальности «Эксплуатация судового электрооборудования и...
Учебное пособие для студентов заочного отделения \"Теория социальнойработы\" iconУчебное пособие для студентов технического отделения по дисциплине «Немецкий язык»
Учебное пособие предназначено для студентов Омгкпт технического отделения специальностей 1705, 1706
Учебное пособие для студентов заочного отделения \"Теория социальнойработы\" iconУчебно-методическое пособие по английскому языку для студентов заочного отделения высших учебных заведений
М31 New Highway : учебно-методическое пособие по английскому языку для студентов заочного отделения высших учебных заведений / Ж....
Учебное пособие для студентов заочного отделения \"Теория социальнойработы\" iconУчебное пособие предназначено для студентов очного, заочного и вечернего обучения специальности 200101 «Приборостроение»
Учебное пособие предназначено для студентов очного, заочного и вечернего обучения специальности 200101 «Приборостроение» при изучении...
Учебное пособие для студентов заочного отделения \"Теория социальнойработы\" iconМетодическое пособие для студентов четвертого курса дневного и заочного отделения специальности «Историко-архивоведение» Петрозаводск 2004
Вопросы к зачету, задачи и практические задания, список источников и литературы для студентов четвертого курса дневного и заочного...
Учебное пособие для студентов заочного отделения \"Теория социальнойработы\" iconМетодическое пособие для студентов третьего курса очного и заочного отделения специальности «Историко-архивоведение» Петрозаводск 2004
Вопросы к экзамену, практические задания, список источников и литературы для студентов третьего курса очного и заочного отделения...
Учебное пособие для студентов заочного отделения \"Теория социальнойработы\" iconУчебно-методическое пособие по курсу «отечественная история» (для студентов заочного отделения) пенза 2007
Учебно-методическое пособие по курсу «Отечественная история» для студентов заочного отделения
Учебное пособие для студентов заочного отделения \"Теория социальнойработы\" iconМетодическое пособие для студентов четвертого курса дневного и заочного отделения специальности «Историко-архивоведение»
Методическое пособие для студентов четвертого курса дневного и заочного отделения специальности
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница