Учебно-методическое пособие утверждено на заседании кафедры социальных технологий факультета социальной работы, педагогики и ювенологии. Протокол №2 от «10 сентября»




НазваниеУчебно-методическое пособие утверждено на заседании кафедры социальных технологий факультета социальной работы, педагогики и ювенологии. Протокол №2 от «10 сентября»
страница1/7
Дата04.02.2013
Размер0.98 Mb.
ТипУчебно-методическое пособие
  1   2   3   4   5   6   7



Р

Министерство образования и науки Российской Федерации

РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

СОЦИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ФАКУЛЬТЕТ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ, ПЕДАГОГИКИ

И ЮВЕНОЛОГИИ

кафедра социальных технологий




107150, Москва, Лосиноостровская, 24, телефон: (495) –169–96–36, факс: (495) –169 96–36


СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОЕ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ПО ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

ПО ПОДГОТОВКЕ, ОФОРМЛЕНИЮ И ЗАЩИТЕ

ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ




ДЛЯ СТУДЕНТОВ


по специальности 040101.65 «Социальная работа (специалист)»


МОСКВА 2011




УДК 371.26:36

ББК 60.561.7 74.58

П 44

Специализированное учебно-методическое пособие по организации самостоятельной работы студентов разработано авторским коллективом в составе: заведующий кафедры социальных технологий, д.и.н., профессор Т.А. Дубровская, к.п.н., доцент М.В.Брянцева, к.в.н., профессор В.Е. Макаров, к.п.н., доцент В.В.Сизиковой,., д.п.н., профессор Ю.С Моздокова., к.пс.н., доцент Н.А Тюрина.




Рецензенты:


доктор исторических, профессор, Л.И. Старовойтова

доктор философских наук, профессор, П.Д. Павленок.


Учебно-методическое пособие утверждено на заседании кафедры социальных технологий факультета социальной работы, педагогики и ювенологии.


Протокол № 2 от «10 сентября» 2010 г.


Специализированное учебно-методическое пособие по организации самостоятельной работы рекомендуется студентам, выполняющим выпускную квалификационную работу по специальности 040101.65 «социальная работа», научным руководителям, обеспечивающих их руководство, а также рецензентам, кто их рецензирует и включает необходимую информацию для квалифицированной деятельности студента по подготовке дипломной работы на факультете социальной работы, педагогики и ювенологии. Оно поможет студенту методически грамотно организовать свою деятельность по выбору темы, её разработке, оформлению, подготовке к защите и защите дипломной работы на ГАК.


СОДЕРЖАНИЕ



Введение ..................................................................................................

1. Общие положения по выполнению выпускной квалификационной работы ....

2. Этапы написания выпускной квалификационной работы…….

3.Рекомендации по выбору темы выпускной квалификационной работы ……

4. Научное руководство выполнением выпускной квалификационной работы …

5. Рекомендации по оформлению выпускной квалификационной работы ….

6. Подготовка к защите и защита выпускной квалификационной работы…..

6.1. Порядок предзащиты выпускной квалификационной работы ……..

6.2. Порядок защиты выпускной квалификационной работы ………...

7. Порядок оценки выпускной квалификационной работы ………….

8.Перечень тем выпускных квалификационных работ……………..

Приложения ..........................................................................................

Литература……………………………………………….


ВВЕДЕНИЕ


Выпускная квалификационная работа (ВКР) предназначена для определения уровня подготовленности студентов к выполнению должностных обязанностей в соответствии полученной специальностью и привития навыков решения сложных комплексных задач.

В соответствии с Положением об итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений в Российской Федерации и учебным планом специальности «Социальная работа» студенты должны выполнить и защитить выпускную квалификационную работу.

Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по специальности 040101 «Социальная работа» выдвигает следующие требования к выпускной квалификационной работе специалиста: «Выпускная квалификационная работа специалиста по социальной работе представляет собой законченную разработку, в которой анализируются актуальные проблемы в области социальной работы и раскрывается содержание и технологии разрешения этих проблем не только в теоретическом, но и практическом плане на местном, региональном или федеральном уровнях».

Написание выпускной квалификационной работы является важной итоговой частью учебного процесса по подготовке специалистов на кафедре «Социальных технологий» факультета социальной работы, педагогики и ювенологии Российского Государственного Социального Университета.

Методические рекомендации предназначены для студентов-выпускников 5 и 6 курса, обучающихся по специальности 040101.65 «Социальная работа (специалист)»

Рекомендации определяют порядок выбора темы исследования, назначение руководителя, требования по подготовке и защите выпускных квалификационных работ. Изложены правила оформления источников и литературы. Излагаются общие требования к оформлению выпускной квалификационной работы.

Методические рекомендации разработаны с учетом требований ГОСТ 7. 32–91 «Отчет по научно-исследовательской работе: структура и правила оформления» и ГОСТ Р.6.302003 «Унифицированные системы документации. Система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов».

Написание и защита выпускной квалификационной работы выпускной квалификационной работы является результатом (наряду со сдачей государственных экзаменов) всего процесса обучения и показателем уровня подготовки специалиста, владеющего не только теоретическими знаниями, но и навыками научно-исследовательской работы.

В соответствии с Положением об итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений в Российской Федерации, утверждённым приказом Минобразования РФ от 25.03.2003 г. N 1155 защита выпускной квалификационной работы является обязательной составляющей итоговой государственной аттестации выпускников вузов.
Выпускная квалификационная работа выполняется на базе теоретических знаний и исследования практических навыков, полученных выпускником в течение всего срока обучения. При этом она должна быть преимущественно ориентирована на знания, полученные в процессе дисциплин специальности и специализаций, а также в процессе прохождения студентом производственных и преддипломных практик. Защита выпускной квалификационной работы проводится на заседании Государственной аттестационной комиссии (ГАК). Результаты защиты выпускной квалификационной работы являются основанием для принятия Государственной аттестационной комиссией (ГАК) решения о присвоении соответствующей квалификации (степени) и выдачи диплома государственного образца.

Выпускная квалификационная работа является итогом всей учебной и научно-исследовательской работы выпускника вуза и выполняет ряд задач (рис. 1):





Рисунок 1. Основные задачи выпускной квалификационной работы


Выпускная квалификационная работа выполняется в виде дипломной работы или дипломного проекта (рис.2).

Дипломная работа представляет собой теоретическое и (или) экспериментальное исследование одной из актуальных проблем по специальности, выполняется студентами по специальности социальная работа и оформляется в текстуальном виде с приложением графиков, таблиц, схем.

Дипломный проект - это решение конкретной социальной или инженерной задачи по специальности; выполняется студентами по специальности «социальная работа» и оформляется в виде чертежей и пояснительной записки. К дипломному проекту могут прилагаться расчетно-графические материалы, программные продукты, рабочие макеты, материалы научных исследований и другие материалы, разработанные студентами в рамках проводимых НИР.





Рисунок 2. Формы выполнения выпускной квалификационной работы


В выпускной квалификационной работе должны быть представлены как теоретическое и методологическое обоснование, так и исследовательская, практическая работа. Она должна выявить достаточный для присвоения квалификации уровень профессиональных знаний, умений, навыков студента.

Темы выпускных квалификационных работ определяются высшим учебным заведением. Студенту предоставляется право выбора темы ВКР вплоть до предложения своей с необходимым обоснованием целесообразности ее разработки.

При подготовке выпускной квалификационной работы каждому студенту назначается научный руководитель. Данные работы могут основываться на обобщении выполненных студентом ранее курсовых работ и проектов и подготавливают к защите в завершающий период теоретического обучения. Выпускные квалификационные работы, выполненные по завершению профессиональных образовательных программ подготов­ки специалистов, подлежат обязательному рецензированию. Итоговая государственная аттестация включает защиту подготовленной студентом работы.


1. Общие положения по выполнению выпускной квалификационной работы


Выпускная квалификационная работа является одним из видов учебной деятельности студента по специальности 040101 – социальная работа. Она показывает уровень готовности специалиста социальной работы решить теоретические и практические задачи в области избранной профессиональной деятельности.

Выпускная квалификационная работа выполняется на заключительном этапе обучения, как правило, в виде дипломной работы. Это самостоятельное научное исследование по одной из актуальных тем в области истории, теории, практики, управления или администрирования социальной работы. Она призвана продемонстрировать качество и широту полученных профессиональных знаний, а также умение выпускника конструктивно решать практические проблемы.

Выпускная квалификационная работа выпускника-специалиста – это научно-исследовательская работа, являющаяся квалифицированным научным трудом, обеспечивающим решение конкретных прикладных проблем в области социальной работы. Она включает совокупность научных положений и обобщений, имеющих внутреннее единство и свидетельствующих о личном вкладе выпускника в разработку конкретной научной проблемы.

Выпускная квалификационная работа может представлять собой своего рода социальный проект, включать варианты, предложения, рекомендации решения актуальных социальных проблем. Она выполняется, как правило, на материалах конкретного региона, социального учреждения или содержит решение социальных, технологических, организационно-управленческих проблем в сфере социальной работы.

Тема выпускной квалификационной работы должна быть конкретной, но достаточно комплексной, чтобы предоставить возможность выпускнику применить знания, полученные в РГСУ по различным учебным дисциплинам общепрофессиональной и специальной подготовки, а также опыт практической деятельности, освоенный в ходе учебной, производственной и преддипломной практики. Выполнение выпускной квалификационной работы осуществляется студентом самостоятельно под руководством научного руководителя.

Выпускная квалификационная работа – высшая форма научно-исследовательской и учебно-методической работы студента по специальности «Социальная работа». Она является итоговым видом всей учебной деятельности студента в РГСУ и средством выявления уровня профессиональной подготовленности выпускника.

Подготовка и защита выпускной квалификационной работы является завершающим этапом освоения основной профессиональной образовательной программы высшего профессионального образования и имеет своей целью:

  • систематизацию, закрепление и расширение теоретических и практических знаний по специальности и применение этих знаний при решении конкретных научных, управленческих и экономических задач;

  • развитие навыков ведения самостоятельной работы и овладение методикой теоретических, компьютерных, экономических, управленческих и правовых исследований выпускной квалификационной работы;

  • приобретение опыта систематизации полученных результатов исследований, анализа, оптимизации и формулировки новых выводов и положений как результатов выполненной работы;

  • выяснение степени подготовленности студентов к профессиональной деятельности.
    Задачи выпускной квалификационной работы:

  • выявление уровня общепрофессиональной и специальной подготовки и умения применять теоретические знания в ходе решения конкретных социальных проблем;

  • демонстрация профессиональной подготовленности будущего специалиста самостоятельно решать теоретические и практические задачи в области социальной работы;

  • закрепление полученных в процессе обучения умений и навыков вести научно-исследовательский поиск, экспериментирование при решении разрабатываемых в дипломной работе проблем и вопросов.

В выпускной квалификационной работе студент должен продемонстрировать:

  • уровень теоретических знаний в области избранной для исследователя темы;

  • умение изучать и обобщать литературные источники, социологические и статистические данные, опыт и практику деятельности учреждений и организаций социальной сферы;

  • владение методами и методиками исследовательского поиска, экспериментирования, проектирования при решении рассматриваемой социальной проблемы;

  • умение разрабатывать практические предложения и рекомендации по совершенствованию деятельности социальных служб, учреждений и организаций, технологий социальной работы и т.д.;

  • умение анализировать результаты исследований, грамотно, логично оформлять их в соответствующий материал (графики, таблицы, рисунки и т.п.), литературно их излагать.

Реализация вышеизложенных задач позволит выпускнику продемонстрировать уровень готовности самостоятельно решать научно-практические задачи в области теории и практики социальной работы.

Тематика выпускных квалификационных работ разрабатывается кафедрой социальных технологий, согласовывается с заказывающими организациями. Формирование тем осуществляется исходя из научных интересов кафедры, научных школ кафедры, отдельных преподавателей, выполняющих научные исследования в рамках кафедральной тематики. Отдельные темы могут выполняться по заявкам социальных организаций, учреждений и служб. Ежегодно на кафедре пересматривается и обновляется тематика выпускных квалификационных работ. Их перечень обсуждается на заседании кафедры, рассматривается на заседании учебно-методического совета факультета, после чего списки тем доводятся до студентов.

Т
69
емы составляются таким образом, чтобы в процессе их выполнения студент использовал главным образом знания, полученные в результате изучения специальных дисциплин, самостоятельно провел теоретические и экспериментальные исследования, работу на вычислительных машинах и выполнил соответствующие графические работы.

Студенту предоставляется право выбора темы выпускной квалификационной работы. В течение установленного кафедрой срока студент должен согласовать ее окончательное название с предполагаемым руководителем и подать на кафедру заявление (в заявлении, написанном на имя заведующего кафедрой, должна содержаться просьба о закреплении названной темы, указывается научный руководитель и обязательно ставится дата подачи заявления на кафедру). Окончательное закрепление тем дипломных работ осуществляется приказом Ректора после согласования с деканом факультета социальной работы, педагогики и ювенологии РГСУ.

Изменения (или уточнения) названия выпускной квалификационной работы может быть сделано в исключительных случаях по просьбе научного руководителя (на позднее, чем за один месяц до начала прохождения студентом преддипломной практики).

Каждому студенту назначается руководитель выпускной квалификационной работы из числа преподавателей и руководящего состава кафедры, факультета или Университета. Назначение руководителя выпускной квалификационной работы осуществляется кафедрой в зависимости от избранной студентом темы исследования, а также пожеланий выпускника.

Назначение руководителей и выдача студентам заданий на разработку выпускных квалификационных работ производятся не позднее, чем за три месяца до начала их разработки.

Задание на выпускную квалификационную работу разрабатывают руководители. В задании указывается тема, целевая установка и исходные данные, перечень основных вопросов, которые подлежат разработке в процессе выполнения задания, ожидаемые результаты и предполагаемая практическая реализация, объем ВКР, консультанты, место выполнения работы и перечень основных литературных источников, привлекаемых для разработки темы. Пример оформления задания на дипломную работу представлен в Приложении 2.

Студент совместно с руководителем выпускной квалификационной работы формируют календарный план-график выполнения ВКР, где фиксируют задания, этапы работы над ВКР. Выполнение требований к выпускной квалификационной работе, рекомендаций и указаний научного руководителя в период ее подготовки является обязательным для студента.

Контроль за ходом дипломного проектирования осуществляют научный руководитель и выпускающая кафедра. По решению кафедры невыполнение требований, предъявляемых к ВКР, исключает ее допуск к защите в Государственной аттестационной комиссии.

К разработке выпускной квалификационной работы допускаются студенты, полностью выполнившие все требования учебного плана и сдавшие все экзамены и зачеты, предусмотренные учебным планом.

В специальные часы, отведенные для консультаций, руководитель проверяет выполнение плана работы и степень готовности ее по этапам. Руководитель обязан контролировать общую направленность работы, рекомендовать необходимые источники, материалы, указывать на ошибки, но не исправлять их за студента, предоставляя ему полную самостоятельность в работе.

За принятые в работе решения, правильность всех вычислений и грамотность изложения пояснительной записки несет ответственность автор работы.

Законченную и подписанную работу студент представляет руководителю. После проверки работы руководитель подписывает ВКР на титульном листе и вместе со своим письменным отзывом о работе студента представляет заведующему кафедрой для решения вопроса о допуске к защите. При проверке работы руководитель обязан также тщательно проверить грамотность изложения, владение студентом технической терминологией и соблюдение им требований по оформлению графических материалов.

Выпускные квалификационные работы подлежат рецензированию. Рецензия должна содержать оценку выполненной работы и отражать следующие основные вопросы: актуальность темы, степень и качество выполнения задания. К рецензированию работ привлекаются специалисты из числа профессорско-преподавательского и научного состава кафедры, факультета и Университета, специалисты из других учебных заведений, социальных организаций и учреждений.

Заведующий кафедрой после ознакомления с работой, отзывом руководителя и рецензией решает вопрос о допуске студента к защите, о чем делает соответствующую надпись на титульном листе, скрепляя ее своей подписью.

Если заведующий кафедрой не считает возможным допустить студента к защите работы, вопрос рассматривается на заседании кафедры, которая выносит мотивированное решение о причинах отказа в допуске. Протокол заседания кафедры представляется через декана факультета на утверждение Ректору Университета.

Студент должен быть ознакомлен с отзывом руководителя и рецензией по своей работе до защиты выпускной квалификационной работы. Внесение изменений в выпускную квалификационную работу после получения рецензии не допускается.

Выпускная квалификационная работа с письменным отзывом руководителя, рецензией и заключением заведующего кафедрой о допуске к защите представляется в ГАК в день защиты.


2. Этапы написания выпускной квалификационной работы


Весь период подготовки и оформления ВКР делиться на этапы:

  1. планирование и подготовка к выполнению ВКР;

  2. оформление комплекта документов по ВКР;

  3. подготовка к защите ВКР;

  4. защита ВКР.

Первый этап - планирование и подготовка к выполнению ВКР. На этом этапе студент уясняет тему, цель и основные вопросы, подлежащие разработке, уточняет с руководителем все неясные аспекты. В первые дни, отведенные непосредственно для проектирования, студент должен распределить время и составить календарный план выполнения и план-проспект ВКР. Данный этап является наиболее продолжительным и трудоёмким, на котором в процессе его выполняются следующие виды работ (рис. 3):



  • изучение литературы и нормативно-правовых документов по проблеме

  • определение объекта исследования

  • определение предмета исследования

  • изучение понятийного аппарата, анализ специальной методической литературы и практического опыта по теме исследования

  • формулирование гипотезы, цели и задач исследования

  • выбор методов исследования и конкретной базы для проведения научно-исследовательской работы (группа, семья, социальная служба и т. д.)

  • составление программы исследования

  • разработка методики анализа результатов исследования

  • получение консультаций у научного руководителя, практических работников в целях уточнения диагностических методик






Рисунок 3. Виды работ на этапе подготовки к исследованию в рамках ВКР


После того, как студентами будут выполнены виды работ, представленные на рисунке 3 информация о подготовке к дипломному исследованию каждого из выпускников, заслушивается на заседании кафедры. На этом заседании можно получить научные консультации и рекомендации, связанные с уточнением (если это необходимо) объекта, предмета, целей, задач и методов исследования и т.д.

Второй этап - оформление комплекта документов по ВКР. После завершения разработки всех пунктов задания оформляется текст ВКР с приложениями и иллюстрационный материал (чертежи, графики, схемы, плакаты, слайды и т.д.). По мере необходимости могут быть подготовлены демонстрационные установки, действующие модели, приборы, натурные образцы.

Третий этап - подготовка к защите ВКР. На заключительном этапе работы студент готовит доклад к защите. Структуру и содержание доклада целесообразно согласовать с руководителем ВКР. По указанию руководителя в назначенное время на кафедре проводится предзащита ВКР студента. Кроме этого обеспечивается подготовка студента к ответам на вопросы, повторение ранее пройденного материала, углубление знаний по конкретной теме.

Четвертый этап - защита ВКР. Прием защиты выпускной квалификационной работы проводится комиссией ГАК, состоящей из специалистов по профилирующей кафедре, а также преподавателей других дисциплин по специальности. Общий состав комиссий – не менее 3-х человек. На защите выпускник делает доклад, в котором освещаются вопросы и цель работы, полученные результаты, выводы и практические рекомендации. В процессе доклада могут демонстрироваться опыты и макеты. После доклада студент отвечает на вопросы. Как правило, выпускнику задаётся 8 -10 вопросов и даётся время для ответа на ответы.

Работа над ВКР является творческой и самостоятельной. Подготовка материала начинается не на выпускном курсе, а в процессе всего времени обучения, используется так называемый принцип «сквозного» проектирования, т.е. материал, берется из курсовых работ и проектов выполненных в предыдущие годы обучения.

Определённую стабилизирующую роль в самоорганизации и плановости работы студентов оказывают составленные календарный план и план-проспект дипломной работы, при этом, чем подробнее разработаны эти документы, тем легче студенту организовывать свою работу. Такая организация труда дисциплинирует студентов, конкретизирует их работу практически до дня и облегчает контроль руководителя за ходом выполнения задания.

Исходя из практики проектирования целесообразно предусматривать резерв времени необходимый для выполнения непредвиденных работ или до оформления ранее разработанных пунктов, устранения выявленных ошибок, которые неизбежны в работе. Каждый студент должен периодически докладывать руководителю о ходе проектирования. Оптимальной, является периодичность доклада 1 - 2 раза в неделю.

Эффективность работы студента во многом определяется подготовленностью рабочего места - места, где ему предстоит трудиться при проектировании. Студент может работать в классе, библиотеке, лаборатории и т.п.

Порядок на рабочем столе, чертёжной доске, в портфеле также позволяет повысить эффективность выполнения выпускной квалификационной работы, избавляет студента от излишних движений и не отвлекает его внимание на поиски того или иного предмета.


3. Рекомендации по выбору темы выпускной квалификационной работы.


Официально работа над выпускной квалификационной работой начинается после утверждения темы и назначения научного руководителя, но фактически при наличии у студента устойчивого научного интереса работу можно начинать значительно раньше. Однако и в этом случае утверждение темы – существенный рубеж, определяющий необходимость особой организации труда в последующий отрезок времени вплоть до защиты. Начать подготовку к написанию ВКР следует с составления календарного плана, регламентирующего этапы подготовки, подчиняющего ее определенным срокам. Далее следует обратиться к соответствующей научной литературе.

Изучение научной литературы на первом этапе подготовки ВКР позволит студенту приступить к формированию методологической базы научного исследования. В этих целях совместно с научным руководителем студент обосновывает актуальность избранной для исследования темы, формулирует проблему исследования, его цель и исследовательские задачи, выдвигает гипотезу исследования, определяет предмет и объект исследования, этапы работы над проблемой, обосновывает применение тех или иных методов исследования.

Эффективность дипломного проектирования во многом определяется умением студента грамотно выстроить, обосновать методологические основы исследования, что позволяет определить границы научного поиска.

Основными структурными элементами методологии дипломного исследования выступают: определение цели, задач, объекта, предмета, гипотезы исследования, методов исследовательского поиска, формирование понятийного аппарата исследования.

Решение любой исследовательской задачи начинается с выбора области исследования, определения проблемы, уточнения темы и цели исследования, формулировки научных задач.

Существуют определённые научные требования к формулированию темы. В название темы должны быть отражены проблема, объект и предмет исследования; в теме должно быть отражено движение от достигнутого и известного к неизвестному. В названии темы лучше не употреблять слова «проблема», «роль», «посредством»; желательно избегать союза «и» или запятых.

Выбор темы дипломного исследования связан, прежде всего, с осознанием студентом своих исследовательских интересов, что позволит во многом определить успех всей дальнейшей работы. Часто название темы не позволяет студенту ясно представить задачи, да и весь объем предстоящей исследовательской работы. В этом случае необходимо первоначально встретиться с предполагаемым научным руководителем, уяснить содержание работы, поднимаемые в ней вопросы и только потом принимать окончательное решение о теме исследования.

При выборе темы ВКР предпочтительно брать более узкую тему, которую можно глубоко и всесторонне разработать. Конкретизировать слишком широкую тему возможно при ее обсуждении с научным руководителем. При этом следует обратить внимание на научную и практическую значимость избранной для исследования темы, возможность ее апробации в ходе преддипломной практики.

Практика показывает, что темой ВКР может стать и проблема, разрабатываемая студентом в ходе курсового проектирования. В этом случае уточняется тема исследования, определяются отдельные ее аспекты, которые получат развитие в дипломной работе.

Технологически тема ВКР закрепляется за студентом по его личному письменному заявлению, где студент формулирует тему ВКР, указывает фамилию, имя и отчество научного руководителя, сообщает о его согласии на руководство данной дипломной работой. После этого тема ВКР и ее научный руководитель закрепляются за студентом решением кафедры и утверждаются ректором РГСУ не позднее, чем за шесть месяцев до защиты ВКР. Образец заявления на закрепление темы ВКР приведен в приложении 1.

Тема выпускной квалификационной работы должна быть выбрана студентом с учетом консультации с научным руководителем (обязательно в рамках специализации, по которой студент проходит обучение).

Студент самостоятельно с учетом консультации с научным руководителем выбирает тему исследования из имеющегося примерного перечня тем по интересующей его проблематике, либо, по согласованию с научным руководителем, предлагает интересующую его тему, обосновав ее актуальность, практическую значимость, научную новизну и степень научной разработанности проблемы.

Выбор темы выпускной квалификационной работы осуществляется студентом исходя из его собственных научных интересов и в соответствии с избранной специализацией обучения в Университете. Также на выбор темы выпускной квалификационной работы может оказать влияние место и содержание производственной практики студента. При заочной форме обучения может быть учтен личный опыт практической деятельности на основном месте работы обучающегося.

Студентам предоставляется право выбора темы выпускной квалификационной работы, не предусмотренной общефакультетской тематикой. При этом тема должна отвечать задачам и требованиям, предъявляемым к выпускной квалификационной работы. Выбор темы в этом случае должен быть аргументированно обоснован с точки зрения актуальности, новизне, практической значимости и соответствия профилю обучения в Университете. Кроме того, формулировка темы должна быть согласована с выпускающей кафедрой, на которой будет выполняться работа.

При пятилетнем обучении на дневном отделении (на базе общего среднего образования) тему ВКР следует выбирать такую, которая поможет студенту лучше подготовиться к предполагаемому направлению будущей деятельности или какой-то ее составной части. Выбор темы ВКР при заочной форме обучения во многом определяется характером практической деятельности, соответствующей избранной специальности в Университете. Обоснованием выбора той или иной темы могут служить также опыт прошлой работы студента, его творческий интерес к проблеме не только при написании дипломной работы, но и в дальнейшем, например, в процессе работы над диссертацией.

Тема должна быть сформулирована таким образом, чтобы работа представляла собой исследование конкретной проблемы и не носила слишком общий характер.

Выбрать тему студенту могут помочь следующие рекомендации:

  • определение проблемных вопросов, возникающих в ходе прохождения практики, в соответствии с запросами и потребностями социальных организаций;

  • ознакомление с новейшими результатами исследований в области науки и техники практики социальной работы;

  • ознакомление с аналитическими обзорами и статьями в специальной периодике в области социальной работы, а также беседы и консультации со специалистами.

Основные вопросы темы исследования находят отражение в содержании (плане) ВКР. Содержание (План) составляется на этапе обоснования темы ВКР, изучения литературы, отбора фактического материала. План ВКР, как правило, может состоять из отдельных разделов или двух-трех глав, разделенных на параграфы.

Первая глава (раздел) обычно содержит теоретическое обоснование проблемы. Здесь раскрываются история проблемы, формируется понятийный аппарат, анализируются теоретические позиции и подходы автора к решению исследуемой проблемы, нормативно-правовая база. Объем данной части – около 25% дипломной работы, т.е.10-20 страниц.

Вторая глава (раздел) обычно содержит аналитическую часть ВКР. Здесь дается общая характеристика организации или учреждения, проводится анализ организационной структуры управления организацией, анализируется организация деятельности конкретной службы, отделения, исследование методов, технологий, форм и способов оказания качества услуг и обслуживания населения. Объем данной части – около 50% ВКР, т.е.30-35 страниц.

Третья глава (раздел) (проектная часть ВКР) обычно содержит практические рекомендации и предложения, рекомендуемые к практическому использованию или применению, полученные в результате проведенных исследований, мероприятия по совершенствованию применяемых методов и технологий практических мероприятий, направления по повышению качества и эффективности деятельности персонала социальных организаций.

Объем данной части – около 25% дипломного проекта, т.е.10-20 страниц.

В конце каждой главы (раздела) рекомендуется делать краткие выводы.

На основании плана работы составляется будущее оглавление. Оглавление оформляется в ВКР на втором листе.


Рекомендации по изучению литературы по теме

выпускной квалификационной работы


Основной формой изучения литературы по теме ВКР является составление конспекта прочитанных книг и статей. Нужно записывать свои мысли, суждения, возникающие непосредственно при чтении того или иного источника (такого рода записи следует делать по мере их возникновения на полях или оборотной стороне конспекта).

Готовых рецептов чтения научной литературы не существует. Однако можно рекомендовать такую схему проработки источников: ознакомиться по оглавлению с общим содержанием и структурой работы, прочитать введение и заключение, чтобы определить степень важности данного литературного источника. После этого принимается решение, какие главы и разделы необходимо законспектировать. В ходе конспектирования литературных источников непонятные слова и термины следует разъяснять с помощью словарей и справочников. Составленные конспекты следует систематизировать, т.е. разложить по главам и параграфам.


Обработка полученных данных и написание текста работы


Обработка собранного первичного материала заключается в систематизации, обобщении, анализе, сравнении с литературными данными и формулировании выводов.

Основную часть первичного материала составляют статистические данные. При обработке собранных сведений целесообразно первоначально расклассифицировать их совокупности по группам, однородным по каким-либо признакам. Так как всякое явление соверша­ется в пространстве, то и группировать нужно, прежде всего, по территориальному признаку. При помощи группировок можно показать структуру совокупности, выделить основные типы и формы явлений, выявить взаимосвязи между явлениями.

Результаты обработки статистических данных, как правило, оформ­ляют в виде таблиц. Такая форма позволяет изложить материал наиболее удобно, компактно, наглядно и рационально. К тому же таблицы являются наиболее распространенным видом иллюстративного материала. Используемые в работе термины и определения понятий должны иметь единое толкование на протяжении всей работы и соответствовать общепринятым стандартам и нормам. Это же относится к условным обозначениям и сокращениям слов.





Проведение исследовательской работы


Этот этап предполагает:

- осуществление программы исследования;

- анализ результатов проведенного исследования,

- внесение возможных уточнений в гипотезу и содержание исследовательской работы, описание последней с определением возможных позитивных и негативных результатов;

- проверку выполнения целей и задач исследования.


Оформление выпускной квалификационной работы


Данный этап предполагает:

1. Завершение написания выпускной квалификационной работы:

- составление введения;

- компоновка основной части;

- написание выводов;

- составление заключения.

2. Оформление списка использованных источников, приложений, титульного листа, реферата, содержания.


4. Научное руководство выполнением выпускной квалификационной работы


Выпускная квалификационная работа, как самостоятельное научное исследование, предполагает работу студента под руководством научного руководителя. Руководителями могут быть профессора или доценты, работающие на кафедре, а также могут назначаться высококвалифицированные научные работники других учреждений, ведущие исследования в области социальной работы или смежных наук. Студент имеет право предварительного самостоятельного выбора научного руководителя ВКР, окончательно научный руководитель назначается и утверждается кафедрой.

Важная роль в обеспечении качества подготовки ВКР выпускников принадлежит научному руководителю. Его деятельность направлена на обеспечение выхода выпускника на качественно новый уровень. Уровень систематизации результата свого обучения, подготовки ВКР. Научный руководитель регулярно информирует кафедру о ходе выполнения студентами ВКР. Кафедра обсуждает результаты дипломного проектирования и направляет оформленные ВКР рецензентам, а затем, если представленная работа отвечает установленным требованиям, заведующий кафедрой допускает ее к защите в Государственной аттестационной комиссии с указанием даты принятия решения.


Научный руководитель:

  • осуществляет научное руководство по дипломному исследованию;

  • дает консультации студенту по составлению задания на выполнение выпускной квалификационной работы и утверждает его;

  • рассматривает, корректирует и утверждает представленный план дипломной работы;

  • осуществляет текущий и промежуточный контроль за ходом работы;

  • осуществляет научное редактирование отдельных частей работы по мере их написания дипломником и вычитывает дипломную работу в целом по мере ее представления;

  • дает разрешение на предзащиту и несет совместную со студентом ответственность за представленную работу на ГАК;

  • ведет работу по подбору рецензента, который по его предложению утверждается на заседании кафедры;

  • участвует в предзащите дипломной работы;

  • дает отзыв на выполненную дипломную работу и рекомендует ее к защите;

  • имеет право выступать на защите дипломной работы, высказывая свое мнение о дипломной работе и дипломнике.

Студент, выполняющий ВКР несет полную ответственность за правильность всех данных, представленных в ВКР. Он также обязан:

    • выбрать область и тему ВКР;

    • составить календарный план подготовки ВКР, согласовать его с научным руководителем;

    • составить план проведения исследования, определить исследовательский инструментарий;

    • составить список литературы по проблеме и изучить ее;

    • работать над содержанием ВКР, вести исследовательский поиск по теме, проводить эмпирическое исследование, экспериментальную работу (если это предусмотрено темой);

    • регулярно готовиться к консультациям с научным руководителем;

    • в установленные сроки представлять научному руководителю выполненные задания по теме исследования, а за месяц до защиты – окончательный вариант работы.

Студент имеет право:

  • формулировать тему ВКР на этапе ее утверждения;

  • корректировать индивидуальный график подготовки ВКР;

  • иметь высококвалифицированного научного руководителя ВКР из числа профессоров, доцентов, опытных специалистов, ведущих исследования по социальной работе или смежным наукам;

  • иметь наряду с научным руководителем ВКР тьютора (консультанта) из числа ведущих специалистов в области социальной работы;

  • пользоваться библиотечным фондом РГСУ;

  • получать рекомендательные письма для работы в диссертационных залах научных библиотек;

  • регулярно в установленные сроки получать консультации по выполнению дипломной работы;

  • проходить преддипломную практику в тех учреждениях, организациях социальной сферы, где имеются условия для проведения эмпирического исследования, экспериментальной, опытной работы в рамках дипломного исследования, изучения практики, опыт которой может найти в нем отражение;

  • получить заранее, до защиты ВКР, рецензию на нее и подготовить ответы на замечания, высказанные рецензентом;

  • выступить на защите своей дипломной работы, отстаивать научные идеи, выводы и предложения;

  • апеллировать в ГАК в случае несогласия с оценкой ВКР.



5. Рекомендации по оформлению выпускной квалификационной работы

Основными руководящими документами при выполнении ВКР являются:

  1. задание на выпускную квалификационную работу;

  2. методические рекомендации по подготовке и оформлению ВКР;

  3. календарный план выполнения работ;

  4. стандарты.

Задание на ВКР является исходным документом и включает основные вопросы, комплексное решение которых в пределах утверждённой темы должно обеспечить достижения целей, поставленных перед студентом.

В процессе уяснения задания студенту необходимо:

уточнить в устной беседе с руководителем основное содержание работы - целевую установку, отличительные особенности проектируемого исследования, задачи экспериментальных и расчётных работ, основные направления технико-экономической оценки, состав комплекта графических документов и т.д.;

оценить общий объем работы в соответствии с пунктами задания, уяснить связи между пунктами;

продумать возможные направления проведения эксперимента;

наметить структуру иллюстративного материала;

получить или узнать местонахождение необходимой литературы.

Методические рекомендации определяют общий порядок выполнения работы, написания и оформления пояснительной записки, графического материала, подготовку к защите и защиту работы.

Стандарты являются основными документами, определяющими виды, форму и содержание работы, условные обозначения и правила выполнения чертежей и схем, терминологию и определения и т.д.

  1   2   3   4   5   6   7

Похожие:

Учебно-методическое пособие утверждено на заседании кафедры социальных технологий факультета социальной работы, педагогики и ювенологии. Протокол №2 от «10 сентября» iconУчебно-методическое пособие утверждено на заседании кафедры социальных технологий факультета социальной работы, педагогики и ювенологии. Протокол №2 от «10 сентября»
Специализированное учебно-методическое пособие по организации самостоятельной работы студентов при подготовке к
Учебно-методическое пособие утверждено на заседании кафедры социальных технологий факультета социальной работы, педагогики и ювенологии. Протокол №2 от «10 сентября» iconУчебно-методическое пособие по грамматике английского языка рассмотрено и утверждено: На заседании кафедры «Экономика и гуманитарные науки»
Учебно-методическое пособие предназначено для студентов 1-2 курса очного отделения неязыковых специальностей
Учебно-методическое пособие утверждено на заседании кафедры социальных технологий факультета социальной работы, педагогики и ювенологии. Протокол №2 от «10 сентября» iconМетодические указания по выполнению контрольной работы 5
Учебно-методическое пособие утверждено и рекомендовано для печати кафедрой экономики апк (протокол № от ), методической комиссией...
Учебно-методическое пособие утверждено на заседании кафедры социальных технологий факультета социальной работы, педагогики и ювенологии. Протокол №2 от «10 сентября» iconМетодическое пособие по практике устной и письменной речи английского языка для студентов III-IV курсов отделения романо-германской филологии
Методическое пособие обсуждено и утверждено на заседании кафедры английской филологии факультета филологии и журналистики Ростовского...
Учебно-методическое пособие утверждено на заседании кафедры социальных технологий факультета социальной работы, педагогики и ювенологии. Протокол №2 от «10 сентября» iconМетодическое пособие по практике устной и письменной речи английского языка для студентов III-IV курсов отделения романо-германской филологии
Методическое пособие обсуждено и утверждено на заседании кафедры английской филологии факультета филологии и журналистики Ростовского...
Учебно-методическое пособие утверждено на заседании кафедры социальных технологий факультета социальной работы, педагогики и ювенологии. Протокол №2 от «10 сентября» iconУчебно-методическое пособие для студентов заочного отделения экономических специальностей Утверждено на заседании кафедры «Математики и математических мето дов в экономике»
...
Учебно-методическое пособие утверждено на заседании кафедры социальных технологий факультета социальной работы, педагогики и ювенологии. Протокол №2 от «10 сентября» iconУчебное пособие обсуждено и одобрено на заседании кафедры военно-социальной и воспитательной работы. Протокол №6 от 17 января 2011г
Конфликтология в социальной работе / Сост. Э. В. Лихачева. Курс лекций. – Балашиха, 2011. – 198с
Учебно-методическое пособие утверждено на заседании кафедры социальных технологий факультета социальной работы, педагогики и ювенологии. Протокол №2 от «10 сентября» iconЭтические основы социальной работы
Авторы: д-р социол наук, профессор, зав кафедрой социальных технологий И. Ф. Албегова, к пол н., ст преподаватель кафедры социальных...
Учебно-методическое пособие утверждено на заседании кафедры социальных технологий факультета социальной работы, педагогики и ювенологии. Протокол №2 от «10 сентября» iconУчебно-методическое пособие по дисциплине «Стратегическое управление»
Рассмотрено на заседании кафедры менеджмента и хозяйственного права протокол №6 от 22. 02. 2006 г
Учебно-методическое пособие утверждено на заседании кафедры социальных технологий факультета социальной работы, педагогики и ювенологии. Протокол №2 от «10 сентября» iconУчебно-методическое пособие по изучению курса «Социальная психология»
Утверждено Научно-методическим советом факультета журналистики вгу протокол № от 2008 года
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница