Лабораторные практикумы по использованию информационных ресурсов как компонент формирования профессионально-культурных компетенций студента




Скачать 60.27 Kb.
НазваниеЛабораторные практикумы по использованию информационных ресурсов как компонент формирования профессионально-культурных компетенций студента
Дата03.02.2013
Размер60.27 Kb.
ТипДокументы


О.Л. ГОЛИЦЫНА, Н.В. МАКСИМОВ, И.И. ПОПОВ1

Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ»

1 Российский экономический университет им. Г.В.Плеханова


ЛАБОРАТОРНЫЕ ПРАКТИКУМЫ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ИНФОРМАЦИОННЫХ РЕСУРСОВ КАК КОМПОНЕНТ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТА


Предлагается внедрять в учебный процесс лабораторные практикумы, ориентированные на формирование у студентов умения и навыков использования информационных ресурсов при решении задач основной деятельности.


Глобальная информатизация общества – это в первую очередь глобальное объединение информационных ресурсов и потоков, выражающееся в унификации способов представления информации и методов доступа к ней. Это создает реальные условия для «централизованного», а по существу, монопольного управления и уже не только и даже не столько информационными ресурсами. Кроме того, унификация приводит к уменьшению разнообразия форм и, как следствие, к деградации системы в целом.

Высокие темпы информатизации, к тому же сводящейся зачастую в основном к внедрению вычислительной техники и сетевых технологий, значительно увеличили вероятность возникновения ситуации «машинопоклонства» [1]. Типичны случаи переноса ответственности человека за результат на средство, с помощью которого он получен, или принятие результата как не подлежащей сомнению истины без анализа состоятельности исходных данных и адекватности средств обработки. С точки зрения информационных технологий, определение тех или иных прагматических (внешних) свойств информации (таких как, актуальность, достоверность, полезность) на этапах получения, обработки и использования, является типичной задачей информатики. Образовательный процесс – это формирование знаний в предметной области, развитие умственных способностей, умений и навыков работы со знаниями и информацией, а также развитие личностных качеств, инициирующих и регулирующих познавательный процесс: когнитивных, творческих, рефлексивных, оценочных, организационных. Образовательный процесс – это не столько передача знаний обучающего обучаемому, сколько управляемый синтез знаний обучающимся.

В этом смысле образовательный процесс вполне соответствует понятию «информационная технология», где результативность процесса определяется не только «данными», представляющими обобществленное знание, обрабатываемое «мыслительным процессором», но и наличными методами – накопленными личными знаниями учащегося и такими факторами, как мотивация, познавательные потребности, способность к целеполаганию и обнаружению проблемной ситуации и т.д. Обучение должно быть системно-функциональным. Овладение функциями того, что уже сделано, в сочетании с пониманием цели и направления развития ориентирует мышление специалиста на видение функций того, что следует создать.

В целом общие компетенции профессиональной культуры исследователя/ разработчика (инженера) включают:

  1. Способность и готовность видеть и «локализовывать» (выявлять) проблемную ситуацию.

  2. Системно формализовывать проблему и конструктивно формировать комплекс задач. Вариантно выделять и связывать подпроблемы, задачи, методы исходя из принципа целостности («непрерывности») объекта и вариантности («дискретных») решений.

  3. Способность и навыки оценивать перспективность направления (путей решения) на основе анализа научной, технической, экономической и др. информации, а также формировать выводы (принимать решение) в условиях многокритериальности.

  4. Обоснованно выбирать или разрабатывать методы решения и организовывать их реализацию, оценивать их эффективность.

  5. Адекватно ситуации (задачам и условиям) представлять результаты - структурировать материал, адаптировать форму и язык, оформлять сообщение.

Необходимость формирования системной точки зрения на работу с информационными источниками обусловлена не только тем, что информационное сопровождение является неотъемлемой частью любой научной и учебной работы, но и тем, что интенсивно пополняющиеся массивы информации становятся все более доступными все большему числу и категориям пользователей для решения все более широкого круга задач. Однако появление компьютерных систем, способных в считанные доли секунды «просматривать» картотеки крупнейших библиотек мира или отыскивать тексты по минимальному фрагменту из нескольких слов (или даже букв) не изменило принципиально ни способов организации массивов, ни методов, применяемых человеком при поиске информации. При этом кажущаяся легкость получения результата часто (и почти всегда – ошибочно!) отождествляется с совершенством и эффективностью поиска, в том числе с полнотой и достоверностью результата.

Авторы на протяжении более чем 10 лет активно создают, поддерживают и внедряют в учебный процесс лабораторный практикум [2], ориентированный на формирование у студентов умения и навыков использования информационных ресурсов и документальных баз данных при решении задач основной деятельности. Работы практикума охватывают различные этапы жизненного цикла информационного ресурса – от создания до формирования на его основе новых фрагментов информации и знания.

Лабораторные работы сгруппированы в следующие блоки:

1. Статистические исследования документальных информационных потоков (исследование законов Ципфа и Бредфорда, анализ корреляций лексических единиц, исследование различительной силы терминов, построение экспериментальных рабочих характеристик).

2. Промышленные технологии создания, ведения, издания документальных ИР (изучение способов представления информации в коммуникативных форматах на основе стандарта ISO 2709, загрузка реферативной информации и построение проблемно-ориентированной БД, создание XML-документов, использование метаданных для представления ресурсов в Internet, осуществление доступа к ресурсам Internet по протоколу Z39.50).

3. Технологии анализа документальных ИР (тематико-статистические исследования потоков вторичной информации, библиометрические исследования публикаций).

4. Тезаурусы и их использование в информационном поиске (исследование стратегий расширения поискового запроса с использованием тезауруса, изучение распределения терминов тезауруса в профильных потоках).

5. Изучение поисковых средств и технологий (исследование средств и технологий информационного поиска в документальных реферативно-библиографических БД, сравнительное изучение информативности документальных Internet-ресурсов).

Все задания лабораторного практикума индивидуализированы и выполняются с привлечением промышленных специализированных документальных БД, доступных как в локальном режиме, так и через Internet:

  • реферативной БД INIS, тезауруса INIS;

  • реферативной БД ВИНИТИ РАН «Информатика»;

  • БД ИНИОН РАН «Государство и право», «Тезаурус по праву», «Экономика и демография», «Тезаурус по экономике».

Документальные БД функционируют в среде информационно-аналитической системы Irbis [3] (Windows- и Web-версии).

Информационно-поисковые системы и базы данных строго формализовано реализуют обычный процесс поиска сходства, где в качестве операндов выступают представления – образы некоторых оригиналов: конкретных идей, сообщений, предметов, процессов. Поэтому получение навыков эффективной работы с информационными ресурсами стимулирует развитие и определяется:

  • знаниями и умением систематизировать представления об объекте поиска (исследования) в рамках конкретной области знаний, включая видение возможных ассоциативных связей;

  • знаниями способов систематизации и организации информации, в том числе о назначении и организации справочных информационных массивов, систем классификации, лингвистического обеспечения;

  • способностями распознавать и умением реконструировать цели и задачи, которые ставит автор полученного сообщения, как в процессе исследования, так и при подготовке информационных сообщений;

  • знанием принципов организации информационных массивов и архитектуры информационных систем, что позволяет нивелировать особенности конкретных реализаций ИПС.

Причем изучение и использование формальных языков для выражения семантики объектов не только обеспечивает строгую выводимость и доказуемость решений, но и формирует навыки абстрактного мышления. Специальные языки и инструментарий, позволяющие описывать объекты и взаимодействовать с ними, становятся средствами выражения существующего знания.


Список литературы


  1. Н. Винер. Бог и Голем. / В кн. Кибернетика. Второе издание. – М.: Наука, 1983.

  2. Васина Е.Н., Голицына О.Л., Максимов Н.В., Попов И.И. Информационные ресурсы и документальные базы данных. Создание, использование, анализ: Лабораторный практикум. - М.РГГУ, – 1997., 178 с.

  3. Максимов Н.В. Документальная информационно-аналитическая система xIRBIS: программа для ЭВМ. / Максимов Н.В., Васина Е.Н., Голицына О.Л. и др. // Свидетельство о гос.регистрации №2008611511 от 25.03.2008.



Похожие:

Лабораторные практикумы по использованию информационных ресурсов как компонент формирования профессионально-культурных компетенций студента iconСтатья посвящена поиску оптимальных путей совершенствования работы вуза в этом направлении, в т ч. и разработки модели системы формирования готовности студентов к использованию информационных технологий и определения педагогических условий успешного ее функционирования.
Педагогические условия формирования готовности студентов автомобильно-дорожного института к использованию информационных технологий...
Лабораторные практикумы по использованию информационных ресурсов как компонент формирования профессионально-культурных компетенций студента icon421 группа блок 1 Содержание блока
Область формирования информационных ресурсов, подготовки информационных продуктов, предоставления информационных услуг
Лабораторные практикумы по использованию информационных ресурсов как компонент формирования профессионально-культурных компетенций студента icon«Калининградский государственный технический университет»
Оба аспекта необходимы для успешного формирования компетенций студента в результате освоения дисциплины
Лабораторные практикумы по использованию информационных ресурсов как компонент формирования профессионально-культурных компетенций студента iconВоспитательный компонент математических компетенций как основа социализации учащихся

Лабораторные практикумы по использованию информационных ресурсов как компонент формирования профессионально-культурных компетенций студента iconИнтеграция учебных дисциплин как способ формирования компетенций учащихся на уроках химии и географии
Жизни. И подготовка эта происходит через формирование у него необходимых компетенций. 0дним из способов их формирования является...
Лабораторные практикумы по использованию информационных ресурсов как компонент формирования профессионально-культурных компетенций студента iconУрок экологии в 6 классе на тему: Современные образовательные технологии как средство формирования ключевых компетенций учащихся
Современные образовательные технологии как средство формирования ключевых компетенций учащихся
Лабораторные практикумы по использованию информационных ресурсов как компонент формирования профессионально-культурных компетенций студента iconЭлектронная библиотека научных информационных ресурсов Карнц ран
Эб карнц ран) предназначена для формирования, хранения и многоцелевого использования коллекций электронных научных информационных...
Лабораторные практикумы по использованию информационных ресурсов как компонент формирования профессионально-культурных компетенций студента iconПояснительная записка к дипломной работе На тему: «Разработка системы автоматизации функций формирования scorm совместимых метаданных для информационных ресурсов»
На тему: «Разработка системы автоматизации функций формирования scorm совместимых метаданных для информационных ресурсов»
Лабораторные практикумы по использованию информационных ресурсов как компонент формирования профессионально-культурных компетенций студента iconМеждисциплинарная парадигма как основа формирования интегративных компетенций студентов многопрофильного вуза (на примере дисциплины иностранный язык )
Охватывают всей многообразной тематики мдс на базе дисциплины иностранный язык на современном этапе, их необходимо продолжить в полном...
Лабораторные практикумы по использованию информационных ресурсов как компонент формирования профессионально-культурных компетенций студента iconМетодические рекомендации по использованию новых информационных технологий на уроках английского языка Учитель
Для достижения всех перечисленных целей, безусловно, эффективную помощь учителю оказывает использование новых информационных технологий...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница