Рабочая программа по дисциплине «Моделирование систем»




Скачать 193.05 Kb.
НазваниеРабочая программа по дисциплине «Моделирование систем»
Дата03.02.2013
Размер193.05 Kb.
ТипРабочая программа


Министерство образования РФ

Пермский государственный технический университет

Утверждаю

Проректор по учебной работе

_________________________

“____”_____________ 200__г.


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


по дисциплине «Моделирование систем»


Направление (специальность):

220200 – Автоматизированные системы обработки информации и управления


Факультет: электротехнический

Кафедра: Автоматизированные системы управления

Курс: 3

Семестры: 6

Трудоёмкость: 113 часов

Аудиторные занятия: 59 часов

В том числе:

лекции 34 часа

лабораторные занятия - часов

практические занятия 25 часов

Самостоятельная работа: 54_____ часа

Курсовая работа (6 семестр): 16 часов

Виды контроля: экзамен, 6 семестр


Пермь, 2002 г.

Программа разработана в соответствии с государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по направлениям подготовки дипломированных специалистов 654600 – Информатика и вычислительная техника

и на основе «Примерной программы дисциплины» СД.03. «Моделирование систем» для направления 654600 – Информатика и вычислительная техника специальность 220200 - Автоматизированные системы обработки информации и управления.


Программу составил:


к.т.н., доцент Мухин О.И.


1 экземпляр

Рабочая программа рассмотрена и утверждена на заседании кафедры «______________________________________ » “_____” _________________ 2002 г.


Заведующий кафедрой ____________________,

д.т.н., профессор Низамутдинов О.Б.


Требования ГОСа высшего профессионального образования к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы по направлению подготовки дипломированного специалиста «654600 – Информатика и вычислительная техника» (для специальности «220200 - Автоматизированные системы обработки информации и управления».

Основные понятия теории моделирования сложных систем; классификация видов моделирования; имитационные модели систем; математические схемы моделирования систем; планирование имитационных экспериментов с моделями систем; формализация и алгоритмизация процессов функционирования систем; концептуальные модели систем; принципы построения моделирующих алгоритмов; статистическое моделирование систем на ЭВМ; оценка точности и достоверности результатов моделирования; инструментальные средства реализации моделей; языки и системы моделирования; анализ и интерпретация результатов моделирования систем на ЭВМ; моделирование при исследованиях и проектировании; перспективы развития машинного моделирования сложных систем.


1. Цели и задачи дисциплины, её место в учебном процессе


1.1. Цель преподавания дисциплины

получить представление о современных методах (информационных, математических и алгоритмических) моделирования систем, способах построения моделей и их программирования, а также методах повышения точности моделей, научиться проектировать модели и моделирующие системы и использовать их в задачах и системах АСУ.


1.2. Задачи изучения дисциплины

Предметом изучения данной дисциплины являются следующие объекты:

  • математический и алгоритмический аппарат представления и манипулирования информацией, отражающей моделируемый объект, способы отображения;

  • представление объектов и их свойств в компьютерной форме;

  • методы повышения точности представления объектов предметной области;

  • современные технологии моделирования.


Задачей дисциплины "Моделирование систем" является освоение методологии и технологии моделирования (в первую очередь компьютерного) при исследовании, проектировании и эксплуатации систем обработки информации и управления (АСОИУ).


Программа изучения дисциплины должна обеспечить приобретение следующих знаний, умений и навыков в соответствии с государственным образовательным стандартом:

  • способность студента провести системный анализ объекта (модели) проектирования (элементов, их свойств, взаимосвязей в системе);

  • выбор исходных данных для проектирования модели и моделирующей системы;

  • разработка и исследование теоретических и экспериментальных моделей;

  • нахождение компромисса между различными требованиями (времени моделирования и точности, стоимости проектирования модели и моделирующей среды и ее функциональных возможностей);

  • оценка производственных и непроизводственных затрат на проектирование модели и интерфейса системы моделирования и проектирования, качества получающихся объектов моделирования и результатов моделирования;

  • разработка вариантов решения проблемы и анализ этих вариантов;

  • знание технологий методов и средств разработки моделей и моделирующих систем, включая знание перспектив и тенденции развития информационных технологий, их классификации, знание технических характеристик и экономических показателей лучших отечественных и зарубежных образцов моделирующих систем;

  • поддержание существующих стандартов и технических условий.


В результате изучения дисциплины студент должен:

  • знать принципы моделирования, классификацию способов представления моделей систем, достоинства и недостатки различных способов представления моделей;

  • знать приемы, методы, способы формализации объектов, процессов, явлений и реализации их на компьютере;

  • знать способы представления информации о моделируемых объектах и их свойствах в компьютере и методы манипулирования (преобразования) объектами и их свойствами;

  • освоить методы и приёмы повышения точности моделирования;

  • получить представление об основах программирования базовых моделей и систем из них, проектирования интерфейсов к моделям, основных методах формирования входных данных и обработки результатов;

  • иметь навыки работы с языком моделирования (Stratum или подобным ему), языком программирования Pascal, СИ++ (или аналогичным по выбору), современными информационными технологиями и программными продуктами для поддержки проектирования моделей и математического, имитационного, графического, информационного моделирования;


После изучения курса студент должен:

  • владеть технологией моделирования,

  • уметь составить модель по словесному описанию,

  • уметь настроить модель,

  • уметь представить модель в алгоритмическом и математическом виде (объекты и процессы),

  • уметь оперировать с элементами модели,

  • уметь оценить качество модели,

  • уметь показать теоретические основания модели.



2. Содержание дисциплины


2.1. Наименование тем, их содержание, объём в часах лекционных занятий (общий объем 34 часа)

2.1.1 Введение. Предмет курса, его цели и задачи. Моделирование как метод научного познания. Использование моделирования при исследовании, проектировании и эксплуатации систем обработки информации и управления. Понятие о технологии. Возможности формализации больших систем. Адекватность и эффективность модели. (2 часа)

2.1.2. Регрессионные модели. Гипотезы о функционировании черного ящика. Статические регрессионные модели. Линейная модель. Множественная модель. Полиномиальная и мультипликативная модели. Обратная и экспоненциальная модели. (2 часа)

2.1.3. Динамические регрессионные модели 1 и 2 порядка. Общий случай динамической регрессионной модели в виде дифференциального уравнения. Динамическая регрессионная модель в виде фильтра Каллмана. Модель сигнала и устройства в представлении Фурье. Компьютерная реализация регрессионных моделей. (2 часа)

2.1.4. Численные методы интегрирования систем дифференциальных уравнений. Метод Эйлера. Уточненный метод Эйлера. Метод Рунге-Кутта 4 порядка. Метод Адамса. Итерационные методы. Синтаксический метод с разложением в ряды. Точность и затраты. Компьютерные схемы реализации в технических приложениях. (2 часа)

2.1.5. Проект. Система. Элемент. Объект - свойства и процесс. Связи. Структура. Переменные. Параметры. Состояние. Память и поведение. Показатели. Цель. Ограничения и ресурсы. Возмущения. Системные характеристики. Зависимость. Случайность. Детерминированность и стохастичность. Типы объектов и возможности формализации. Иерархия. Число. Мера. Шкала. Размерность. Законы баланса и движения. Система законов. Нелинейность. Гипотезы и допущения. Подобие. Адекватность. Точность. Отражение. Информация. Исчисление информации. Понятие и измерение сложности системы. Искусственная среда. Формализм. Задача. Обратная задача. Разрешимость и сложность. Алгоритм. (2часа)

2.1.6. Модели систем с сосредоточенными параметрами. Модели структурно перестраиваемых систем. Моделирование систем с распределенными параметрами при перемещающихся массах. Моделирование систем в частных производных. (2 часа)

2.1.7. Статистическое моделирование систем. Метод Монте-Карло. Датчики и генераторы случайных чисел. Равномерный закон распределения случайных чисел. Оценка качества датчика случайных чисел. Возможности метода статистического моделирования и его точность. (4 часа)

2.1.8. Моделирование случайных событий. Моделирование случайных величин с заданным законом распределения. Моделирование нормально распределенных случайных чисел. Моделирование системы случайных величин. (2 часа)

2.1.9. Потоки случайных событий. Распределение Пуассона. Пуассоновский поток случайных событий. Потоки случайных событий с последействием. Моделирование систем массового обслуживания. Моделирование марковских случайных процессов с дискретным временем. Моделирование марковских случайных процессов с непрерывным временем. (2 часа)

2.1.10. Принципы построения моделирующих алгоритмов. Принцип "Дельта t". Принцип "Особых состояний". Принцип "Последовательной проводки заявок" (2 часа).

2.1.11. Имитационное моделирование. Объектный принцип. Инструментальные средства моделирования. Вычислительная среда модели. Аналоговые, натурные, гибридные среды. Моделирование при исследованиях и проектировании; перспективы развития машинного моделирования сложных систем. (2 часа)

2.1.12. Обработка статистических результатов. Оценка связности параметров модели. Планирование эксперимента. (2 часа)

2.1.13. Неформальный синтез. Концептуальное моделирование. Интервью. Методы генерации идей. Методы экспертизы. Интерпретация результатов моделирования. (2 часа)

2.1.14. Технологическая схема моделирования. Информационное, функциональное, формализованное моделирование. Этапы моделирования. Типы моделей. (2 часа)

2.1.15. Моделирование и проектирование. Операции процесса проектирования. Виды и типы проектов. Системы проектирования. Критерии при проектировании систем. Моделирование на основе операций Коллера. (2 часа)

2.1.16. Морфологические модели (таблица, дерево, требования, алгоритм). Эволюционное моделирование. Генетические алгоритмы. Геометрическое моделирование. (2 часа)


2.2. Перечень практических занятий (25 часов)

2.2.1. Разработка модели типа черный ящик. Статические регрессионные модели. Задача синтеза. Задача прогноза. (2 часа)

2.2. Динамические регрессионные модели. Задача синтеза. Задача прогноза. (2 часа)

2.3. Динамические детерминированные модели в виде системы дифференциальных уравнений. Расчет динамической модели. Задача анализа. (2 часа)

2.4. Нелинейные динамические модели в виде системы дифференциальных уравнений. Задача управления технологическим процессом. Моделирование систем с распределенными параметрами. Управление системой с распределенными параметрами. (2 часа)

2.5. Логические модели и модели представления функций. Моделирование производственных и экономических систем. (2 часа)

2.6. Датчики и генераторы случайных величин. Моделирование систем с вероятностным исходом. Моделирование случайных событий и законов распределения. Моделирование процесса производства. (2 часа)

2.7. Моделирование схем расчета надежности систем. (2 часа)

2.8. Моделирование системы массового обслуживания. Расчет статистических характеристик. Моделирование производственных и экономических систем. (2 часа)

2.9. Моделирование марковской цепи. Моделирование игр. (2 часа)

2.10. Неформальный синтез моделей. Экспертиза. (2 часа)

2.11. Инструментальные системы моделирования. Проект. Информационные и функциональные модели. (2 часа)

2.12. Инструментальные системы моделирования. Постановка вычислительного эксперимента. Проектирование интерфейса. (3 часа)


2.4. Курсовая работа (16 часов)


Курсовая работа предназначена для знакомства студента с основными техниками и технологиями моделирования систем.

Цель курсовой работы научить студента осуществлять декомпозицию сложных систем, проектировать модели элементов систем, собирать их в единый проект, ставить задачу моделирования (прямую, обратную, структурную) настраивать модель, рассчитывать траекторию движения системы, управлять системой и составляющими ее объектами, строить интерфейс системы управления, оценивать точность моделирования и интерпретировать результаты, оформлять отчет о проекте и проведенном исследовании.

Для выполнения курсовой работы студент обязан освоить язык или среду моделирования, включая технологию проектирования, систему оформления документов.

Затраты времени студента на выполнение проекта составляют 16 часов в течение семестра, по 2 часа в неделю.

  1. Проанализировать техническую систему. Определить механизм ее действия. Определить свойства системы, поведение, свойства и поведение составляющих элементов. Определить разбиение на объекты. Определить группы объектов. (2 часа)

  2. Используя технологию проектирования создать элементы, группы и систему объектов выбранного объекта. Рекомендуется среда Stratum. (2 часа)

  3. Спроектировать модель свойств или поведения каждого из элементов. Поставить задачу моделирования. Спроектировать модель системы (или задачи) в целом. Произвести настройку коэффициентов моделей. (4 часов)

  4. Спроектировать интерфейс системы управления. Обеспечить наглядность процесса управления, отражения результатов. Обеспечить расчет характеристики точности моделирования. (2 часа)

  5. Спроектировать гиперссылочную систему описания модели и помощи к системе управления. (2 часа)

  6. Произвести отладку системы в целом. Определить основные наборы данных для экспериментов. Спланировать и провести компьютерный эксперимент. Проинтерпретировать результаты. (2 часа)

  7. Оформить документацию на интерфейс, систему управления в твердой копии с использованием пакета MSWord. Представить отчет и дискету с файлом программы, графических файлов поведения системы и документации. (2 часа)



Контроль за работой производится четырьмя этапами.

1. Объекты и их формулы, структура системы с описанием связей (1 месяц)
2. Отлаженная система (1 месяц)
3. Интерфейс пользователя (1 месяц)
4. Результаты компьютерных экспериментов над моделью и написание отчета (1 месяц)
(Возможна перестановка местами 2 и 3 этапов)


Результатом работы и содержанием отчета является:

  • проект (след процесса проектирования), он же является документацией и частью отчета;

  • конструктор предметной области, позволяющий изменять систему;

  • собранная работоспособная демонстрационная схема;

  • наборы данных для демонстрации исследованных режимов работы схемы (задачи);

  • исследования и выводы.

Работа должна продемонстрировать умение студента: проектировать модели в современной среде, формализовать предметную область, строить структурные модели, связывать их с графическими (двух или трехмерными) образами, реализовывать эффективный интерфейс с моделью, планировать компьютерный эксперимент и исследовать систему.

Отчет и модель должны четко фиксировать:

  • перечень элементов системы и базовый состав системы, подробную схему системы;

  • структуру элемента (переменные - входные, выходные, внутренние, параметры, диапазон изменения, кодирование, функция, графический образ, перечисление механизмов, ограничений, целей, законов);

  • описание связей (кто с кем по каким переменным; постоянные, виртуальные, структурные, полевые);

  • описание интерфейса, системы визуализации (связь элементов образов с переменными);

  • описание задач, решаемых на модели, критерии функционирования системы, метод исследования, фактографические результаты исследования, выводы.

Предпочтителен отчет, подготовленный компьютерным способом. При подготовке отчета следует учитывать требования ГОСТ на техническую документацию.

Для математических моделей исследование включает:

- определение связи эффективного времени моделирования и точности результата;
- оценку дисперсии выхода модели по входным воздействиям;
- оценку области устойчивости модели.

Для моделей управления исследование включает:

- определение связи "результат - уровень управления - уровень помех";
- нахождение рациональных решений.

Для обучающихся моделей исследование включает:

- связь времени обучения и объем предъявляемого материала;
- оценку разброса результатов.


2.5. Самостоятельная работа студентов (54 часа)

Задача самостоятельной работы студента состоит в освоении теоретического материала, полученного на лекции, и закреплении его на практических примерах.

Теоретический материал изложен в электронном учебнике, установленном в Интернете на сайте кафедры АСУ и лаборатории моделирования stratum.pstu.ac.ru, а также на компьютерах лаборатории кафедры АСУ.

В электронном учебнике содержится 40 фрагментов лекций и необходимая для усвоения материала литература. Там же находятся активные демонстрации, которые студент может запустить на компьютере. Демонстрации представляют собой расчет объекта (формулы, устройства, операции) с пультом управления им и системой отображения. Управляя параметрами объекта, студент должен внимательно наблюдать за изменением отображения и параметров расчета, чтобы лучше понять механизм их действия.

Рекомендации к самостоятельной работе.

Студенту рекомендуется:

  • внимательно на примерах освоить основные типы моделей, понаблюдать за их поведением, провести эксперименты над ними,

  • решить различные задачи (прогноза, настройки, управления) на каждой из моделей;

  • самостоятельно освоить на практике любой из методов моделирования, доведя его самостоятельно до работающей программы;

  • продумать состав интерфейса к произвольной воображаемой технологической системе, соединить с моделью системы, поставить и решить задачу управления.



3. Учебно-методические материалы


Литература основная

  1. Советов Б.Я., Яковлев С.А. Моделирование систем. Учебник для ВУЗов -М.: Высшая школа, 2001 г. –343 с.

  2. Советов Б.Я., Яковлев С.А. "Моделирование систем" Лабораторный практикум -М.: Высшая школа, 1999 г. –224 с.

  3. Мышкис А. Д. Элементы теории математических моделей. –М.: Наука, 1994. –191с.


Литература дополнительная

  1. Г.Н. Калянов "CASE структурный системный анализ" -М.: Лори, 1996 г. –242 с.

  2. О.И. Мухин Компьютерная инструментальная среда «Слоистая машина» - Пермь: ПермПИ, 1991 г.

  3. А.П. Гловацкая Методы и алгоритмы вычислительной математики. Учеб. пособие для вузов. - М., Радио и связь, 1999. – 408с.

  4. М.Г. Бояршинов Численные методы. Ч.1. Учеб. пособие. –Пермь, ПГТУ, 1998. – 175с.

  5. М.Г. Бояршинов Численные методы. Ч.2. Учеб. пособие. –Пермь, ПГТУ, 1998. – 200с.

  6. Д.А. Марка и К. Мак Гоуен "SADT - методология структурного анализа и проектирования" - М.: Метатехнология, 1993 г.

  7. С.Шлеер, С. Мейлор "Объектно-ориентированный анализ: моделирование мира в состояниях" - Киев: Диалектика, 1993 г.

  8. Г. Буч "Объектно-ориентированное проектирование с примерами применения" - Киев : Диалектика, 1992 г. – 519 c.

  9. Г. Хакен Информация и самоорганизация: макроскопический подход к слож. Системам. –М., Мир, 1991 – 240 с.

  10. М.И. Седов Об основных моделях в механике. –М., МГУ, 1992. –152 с.

  11. А.А. Вавилов и др. "Имитационное моделирование производственных систем" - М.: Техника, 1983 г.

  12. А.Ю. Закгейм "Введение в моделирование химико-технологических процессов" -М.: Химия, 1982 г.

  13. Н.Н. Моисеев "Математические задачи системного анализа" - М.: Наука, 1981 г.

  14. Е.А. Волков "Численные методы" - М.: Наука, 1987.

  15. И.И. Блехман, А.Д. Мышкис, Я.Г. Пановко "Механика и прикладная математика. Логика и особенности приложения математики" - М.; Наука, 1983 г.

  16. В.В. Амелькин "Дифференциальные уравнения в приложениях" - М.: Наука, 1987 г. Техника и методы моделирования. Имитационное моделирование.

  17. Дж. Форрестер "Основы кибернетики предприятия" - М.: Прогресс, 1971 г.

  18. Ю. Нивергельт, Дж. Фаррар, Э.Рейнголд "Машинный подход к решению математических задач" -М.: Мир, 1977 г.

  19. Т. Дж. Шрайбер "Моделирование на GPSS" -М.: Машиностроение, 1980 г.

  20. А.Прицкер "Введение в имитационное моделирование и язык СЛАМ" - М.: Мир, 1987 г. Техника и методы моделирования. Приемы моделирования.

  21. А.И.Островский, Б.А.Кордемский "Геометрия помогает арифметике"-М:Столетие,1994 г.

  22. И.Г.Венецкий, В.И.Венецкая "Основные математико-статистические понятия и формулы в экономическом анализе" - М : Статистика, 1979 г.

  23. Д.А.Поспелов "Большие системы (ситуационное моделирование)" -М: Знание, 1975

  24. Л.Е.Садовский, А.Л.Садовский "Математика и спорт" - М : Наука, 1985 г.

  25. В.А.Гордин "Математика. Компьютер. Прогноз погоды" - Л: Гидрометеоиздат, 1991 г.

  26. В.А, Трудоношина, Н.В.Пивоварова "Математические модели технических объектов" - Минск : Вышэйшая школа, 1988 г.

  27. А.И.Половинкин "Основы инженерного творчества" -М.: Машиностроение, 1988 г.

  28. М. Сигх, А. Титли "Системы: декомпозиция, оптимизация и управление" - М : Машиностроение, 1986 г.

  29. Г. Николис, И. Пригожин "Познание сложного. Введение" - М : Мир, 1990 г.

  30. Дж. Касти "Большие системы. Связность, сложность и катастрофы" - М : Мир, 1982 г.

  31. И.Н. Таганов, Г.А. Тургумбаев "Причинный анализ сложных систем" - Алма-ата: Мектеп, 1984 г.

Дополнительные информационные источники

  1. Мухин О.И. Моделирование систем; Электронный учебник – Пермь: ПГТУ, stratum.pstu.ac.ru, 2001.

  2. Мухин О.И., Казенкин Д.Г. Компьютерная инструментальная система конечного пользователя Stratum 2000 for Windows для проектирования и моделирования. –Пермь, Электронно-издательские системы, 2001. – 72 с.


Приложение к рабочей программе

КАРТА ОБЕСПЕЧЕННОСТИ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРОЙ


Дисциплины Моделирование систем Кафедра Автоматизированные системы управления

Факультет Электротехнический

специальность

семестры

Количество студентов


Библиографическое описание издания

(автор, заглавие, вид, место, изд-во, год издания, кол-во страниц)


Количество экземпляров в библиотеке


Основной лектор

АСУ

6

50

Основная литература

  1. Советов Б.Я., Яковлев С.А. Моделирование систем. Учебник для ВУЗов –М.: Высшая школа, 2001 г. –343 с.

  2. Советов Б.Я., Яковлев С.А. "Моделирование систем" Лабораторный практикум –М.: Высшая школа, 1999 г. –224 с.

  3. А.П. Гловацкая Методы и алгоритмы вычислительной математики. Учеб. пособие для вузов. - М., Радио и связь, 1999. – 408с.

  4. М.Г. Бояршинов Численные методы. Ч.1. Учеб. Пособие. –Пермь, ПГТУ, 1998. – 175с.

  5. М.Г. Бояршинов Численные методы. Ч.2. Учеб. Пособие. –Пермь, ПГТУ, 1998. – 200с.


Дополнительная литература

  1. Мышкис А. Д. Элементы теории математических моделей. –М.: Наука, 1994. – 191 с.

  2. Г.Н. Калянов "CASE структурный системный анализ" -М.: Лори, 1996 г. –242 с.

  3. О.И. Мухин Компьютерная инструментальная среда «Слоистая машина» - Пермь: ПермПИ, 1991 г.

  4. Д.А. Марка и К. Мак Гоуен "SADT - методология структурного анализа и проектирования" - М.: Метатехнология, 1993 г.

  5. С.Шлеер, С. Мейлор "Объектно-ориентированный анализ: моделирование мира в состояниях" - Киев: Диалектика, 1993 г.

  6. Г. Буч "Объектно-ориентированное проектирование с примерами применения" - Киев : Диалектика, 1998 г. – 519 c.

  7. Г. Хакен Информация и самоорганизация: макроскопический подход к сложным системам. –М., Мир, 1991 – 240 с.

  8. Л.И. Седов Об основных моделях в механике. –М., МГУ, 1992. –152 с.





40


30


120


110


170


4


3


4

на каф. 20

-


-


6


2


Мухин Олег Игоревич


Тел.

198-308


Утверждаю: зав.кафедрой АСУ ______________________________ Низамутдинов О.Б.

на _____________ - ____________________

на _____________ - ____________________



Похожие:

Рабочая программа по дисциплине «Моделирование систем» iconПримерная рабочая программа по дисциплине «Моделирование систем»
Моделирование – одно из наиболее эффективных средств исследования сложных систем и процессов, позволяющее анализировать организационные...
Рабочая программа по дисциплине «Моделирование систем» iconМетодические указания к лабораторной работе по дисциплине «Моделирование систем»
Моделирование простых непрерывных систем с помощью MatLab : Методические указания к лабораторной работе по дисциплине «Моделирование...
Рабочая программа по дисциплине «Моделирование систем» iconМетодические указания к домашней работе №3 по дисциплине «Моделирование систем»
Моделирование непрерывных систем с помощью пакета VisSim : Методические указания к домашней работе №3 по дисциплине «Моделирование...
Рабочая программа по дисциплине «Моделирование систем» iconРабочая программа По дисциплине «Моделирование систем»
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Рабочая программа по дисциплине «Моделирование систем» iconРабочая программа по дисциплине Анализ, синтез и моделирование систем
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Рабочая программа по дисциплине «Моделирование систем» iconРабочая программа по дисциплине «Имитационное моделирование социально-экономических процессов»
Рабочая программа по дисциплине «Имитационное моделирование социально-экономических процессов» рассмотрена и утверждена (протокол...
Рабочая программа по дисциплине «Моделирование систем» iconИмитационное моделирование автоматических систем с помощью пакета программ vissim
Методические указания к лабораторным работам по дисциплине “Моделирование систем”
Рабочая программа по дисциплине «Моделирование систем» iconУчебный план дисциплины «Моделирование систем и процессов» Основные сведения о дисциплине «Моделирование систем и процессов»
Основные сведения о дисциплине «Моделирование систем и процессов»
Рабочая программа по дисциплине «Моделирование систем» iconРабочая программа учебной дисциплины «моделирование биологических процессов и систем» для специальности
«Биотехнические и медицинские аппараты и системы» на основании примерной программы дисциплины «Моделирование биологических процессов...
Рабочая программа по дисциплине «Моделирование систем» iconКонтрольные работы по дисциплине «моделирование систем»
Для ответов на контрольные вопросы можно использовать книгу «моделирование систем» Б. Я. Советов, С. А. Яковлев. Там есть ответы...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница