Мифы о мироздании: вселенная в религ миф представлениях




Скачать 408.27 Kb.
НазваниеМифы о мироздании: вселенная в религ миф представлениях
страница1/3
Дата03.02.2013
Размер408.27 Kb.
ТипДокументы
  1   2   3
[вернуться к содержанию сайта]


Евсюков В. В.

Мифы о мироздании: вселенная в религ.-миф. представлениях.

(М.: Политиздат, 1986, – начальные главы, стр. 1–41)


Аннотация

Автор книги — кандидат исторических наук, научный сотрудник Института истории, филологии и философии Сибирского отделения АН СССР В. В. Евсюков, — используя богатый этнографический и филологический материал, анализирует мифы древних народов о возникновении и строении мира, показывает, что многое из этих мифов было унаследовано разными религиями: иудаизмом, христианством, исламом и др.

Рассчитана на массового читателя.


ВВЕДЕНИЕ

В этой книге речь пойдёт о мироздании, но не о том, каким его видит и понимает современная наука, а о том, каким оно представлялось человеку в далёком прошлом. С самой глубокой древности люди задумывались над окружающим их миром, пытались постичь его устройство и закономерности. Не обладая научным знанием, они не были в состоянии верно решить проблемы происхождения и строения вселенной, но, несмотря на это, всё же не отказывались от таких попыток. Их мировоззрение заслуживает самого пристального и внимательного изучения.

Вполне уместен вопрос: а зачем всё это надо?

Дело не только в том, что мы должны отдать дань уважения безвестным мыслителям, ещё на заре человеческой истории ломавшим головы над загадками бытия. Существует ещё много причин, в силу которых изучение древних представлений о мире имеет особую важность, прежде всего с точки зрения истории науки. Да, да, читатель, это не оговорка — именно науки. Но какая, спросите вы, может быть связь между наукой и мифами, основанными по большей части на фантазии? Оказывается, весьма непосредственная. Появление собственно науки обычно принято связывать с эпохой ранней античности. Но вот парадокс: уже наиболее ранние натурфилософские и космологические концепции античности предстают перед нами в достаточно сложном и разработанном виде. Наглядно такая ситуация представлена в иллюстрации одной из книг по ранней истории науки: из расколотого яйца показывается голова бородатого, умудрённого знаниями мыслителя. Но ведь, по логике вещей, такого быть не может. Научное знание должно иметь свою предысторию.

Если речь заходит о космологических концепциях, то предшественником науки является мифопоэтическое миросозерцание. Возьмём, к примеру, развивавшиеся первыми философами учения о небесных сферах и первоэлементах бытия, ранние географические представления. Мы увидим, что аналоги им обнаруживаются не где-нибудь, а в мифах, в самых ранних, ещё донаучных концепциях мироздания. Лишь постепенно, путём долгой и сложной эволюции творческая мысль человека освобождается от предрассудков и суеверий, становясь на путь подлинно научного поиска. Мифологические представления о мире консервируются в религии, И это ещё одна причина, почему следует внимательно изучать их.

Анализ архаичных представлений о вселенной со всей убедительностью показывает, что картина мироздания, предлагаемая мировыми религиями, в своих главных чертах буквально совпадает с представлениями о вселенной тех религий, которые принято относить к числу примитивных и первобытных. Исследование архаичного миропонимания, таким образом, — свидетельство того, что всякая религия представляет собой продукт определённой исторической эпохи.

Обращение к древним представлениям о мире имеет и значение чисто познавательное. Ведь далеко не всё бесследно кануло в Лету. Немало отзвуков давно минувших времён, пережив века, сохраняется и по сей день в виде устаревших выражений и оборотов речи, символов, образов, примет и суеверий. Знакомство с ними позволит лучше и полнее понять исторические корни нашей современной культуры. Наконец, изучение религиозно-мифологической картины мироздания имеет и самостоятельную ценность. При всей своей наивности, она вовсе не столь примитивна, как может показаться на первый взгляд. Было бы ошибочно считать, что религиозно-мифологическая картина вселенной есть плод одного лишь незнания и неспособности древнего человека правильно объяснить мир. Всё это, безусловно, имеет место, но важно подчеркнуть и другое: мировоззрение формируется не произвольно, а в соответствии со сложными закономерностями. Постижение смысла этих закономерностей даёт возможность наглядно представить один из ранних этапов познания человеком окружающего мира.

Остаётся сказать о том, что религиозно-мифологические воззрения на природу и вселенную отличаются необычайным многообразием и пестротой. Целый калейдоскоп сюжетов, образов, понятий возникает перед приступающим к изучению этой проблемы. В то же время из, казалось бы, необъятной и разнородной массы фактов достаточно отчётливо выделяется некоторое число основополагающих и универсальных космологических идей, в той или иной мере присущих большинству народов и культур. Изложение и анализ наиболее значительных из них автор и предлагает вниманию читателя.


МНОГОЭТАЖНАЯ ВСЕЛЕННАЯ

В современной разговорной речи нередко можно встретить выражение «быть на седьмом небе», означающее крайнюю степень восторга, счастья, радости, и никто из нас, вероятно, не задумывается над его первоначальным смыслом. Точно так же, употребляя привычное с детства слово «небеса», мало кто обращает внимание на то, что оно представляет собой форму множественного числа от слова «небо». Никому не приходит в голову удивиться, почему небо вдруг представляется множественным. Между тем вопрос этот вовсе не праздный: в далёком прошлом названное выражение понималось не в переносном смысле, как сейчас, а совершенно буквально. Люди верили в то, что существует несколько лежащих одно над другим небес; язык же сохранил для нас эти свидетельства.

Сказанное относится не только к небу. В религиозно-мифологической картине мира самых разных народов множественной мыслилась и сама земля, и подземные пространства преисподней. Такую вселенную образно можно сравнить с многоэтажным зданием, верхние этажи которого соответствуют небесам, населённым богами, средние — земле, обиталищу людей, а нижние отданы всевозможным демонам и злым духам. Такое сравнение, кстати сказать, находит себе подтверждение в многочисленных мифологических текстах, где сотворение вселенной приравнивается я строительству царского дворца или храма, а сам творец рисуется в облике ремесленника, вооружённого циркулем, угольником, молотком и иными плотницкими инструментами. Следы подобных представлений обнаруживаются в античной Греции, на Ближнем Востоке, в Индии, Китае, Центральной Азии, а также в религиозных традициях других регионов.


Библия и ислам

Концепция «многоэтажной» вселенной уходит корнями в глубокую древность, в наиболее архаичные пласты религиозно-мифологического сознания. В то же время она отчётливо видна и в таких развитых религиях, как христианство, ислам, буддизм. Начнём с библейской картины мира. Связного описания вселенной мы в Библии не найдём. Его можно лишь реконструировать, собрав и сравнив разбросанные там и сям упоминания, намёки и косвенные свидетельства. Поскольку Библия составлялась долгое время и разными лицами, она вобрала в себя различные, часто противоречивые, воззрения. Соответственно, в ней обнаруживаются следы космологических схем, отличающихся одна от другой важными деталями. В общих же чертах библейская космология имеет следующий вид.

Прежде всего, выясняется, что авторы Библии представляли себе мироздание состоящим из трёх главных подразделений — неба, земли и преисподней. Указания на это неоднократно встречаются в библейских текстах. Так, в книге Исход (20:4) говорится о «небе вверху», «земле внизу» и «воде ниже земли». Первобытные воды здесь отождествляются с нижним миром, об этом же сообщается в Псалтири (135:6): «Утвердил (бог. — В. Е.) землю на водах». Представление о тройственной вселенной характерно и для Нового завета. В послании апостола Павла к филилпийцам (2:10) читаем: «...пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних». Понимать это надо так, что Христос владычествует над всем миром. В Апокалипсисе же (5:13), когда говорится обо всех созданиях, перечисляются существа, находящиеся «на небе и на земле, и под землею, и на море». На этих примерах видно, что три Сферы мироздания для новозаветных авторов являются главными структурными элементами космоса.

Средний мир, земля, мыслится круглым диском, плавающим в Мировом океане: бог, согласно пророку Исайе (40:22), «восседает над кругом земли». В мифологии многих народов изначальные хаотические воды, из которых творится мир, олицетворяются в облике космического дракона, в процессе миротворения побеждаемого богом. Отзвуки этого обнаруживаются в Апокалипсисе (20:1 — 3): «И увидел я ангела, сходящего с неба, который имел ключ от бездны и большую цепь в руке своей. Он взял дракона, змия древнего, который есть диавол и сатана, и сковал его на тысячу лет, и низверг его в бездну, и заключил его, и положил над ним печать». Мотив преисподней в образе ужасного змея пользовался широкой популярностью в христианской иконографии на множестве икон и картин ад рисуется как разверстая пасть дракона, пожирающего души грешников. Эти представления примечательны тем, что находят большое число параллелей и аналогий в мифах различных народов, согласно которым земля покоится на спине змея или иного подобного ему чудовища.

Наряду с этим в Библии содержится и другое представление о преисподней. В некоторых ветхозаветных текстах она изображается наподобие города (или дома), имеющего ворота, именуемые «вратами смерти» (Пс., 9:14). Сообщается и о "столпах", поддерживающих землю и помещающихся, надо думать, в преисподней (Пс., 74:4).

Библейская картина мира, как уже говорилось, не отличается чёткостью. В частности, для обозначения преисподней в Библии используются различные термины, имеющие, соответственно, разное содержание. Чаще всего в этом смысле употребляются древнееврейские слова «шеол» и «геенна», а также греческое1 «гадес» (другое чтение — «аид»; отсюда, кстати, русское «ад»). Шеол — это подземное обиталище мёртвых, отождествляемое с глубиной и мраком. Туда после смерти попадают все без исключения люди. Видимо, представления о шеоле ещё не подверглись воздействию идеи о посмертном воздаянии, поэтому их следует считать наиболее древними. По мере развития социальных отношений и самой религии картина усложняется, соответственно, начинается различаться и посмертная судьба праведников и грешников. Так, например, согласно Евангелию от Луки (16:19 — 31), преисподняя разделена глубокой пропастью на две части: в одной из них, в аду, мучаются души неправедных, в другой же, именуемой «лоно Авраамово»2, нищие и униженные, бедствовавшие при жизни, получают отдохновение за свои страдания в земной юдоли.

Ещё более отчётливо идея о посмертных карах за грехи выражена в понятии «геенны огненной». Буквально слово «геенна» переводится как «долина Хинном», так в древности, ещё задолго до новой эры, именовалась долина, располагавшаяся к юго-западу от Иерусалима, Иудейские цари, как о том свидетельствует сама Библия, время от времени совершали здесь, в святилище Молоха, обряды со сжиганием людей, вызывая тем праведный гнев бога Яхве. С течением времени долина Хинном превратилась в место, куда стаскивали и сжигали всевозможные отбросы. Позднее это нечистое и проклятое место стало представляться как один из входов в преисподнюю и даже стало её синонимом.

Небо в Библии изображается в виде железного купола, опрокинутого над землёй. В книге Иова (37:18) сказано:

«Распростёр небеса, твёрдые, как литое зеркало». Края небес соприкасаются с краями земли. Подобно тому как преисподняя часто отождествляется с первозданными водами, так же и над сводом небес помещается небесный океан, воды которого в виде дождя время от времени изливаются через специальные окна, имеющиеся в небосводе. В качестве опор неба выступают горы, уподобляемые в Библии столпам, поддерживающим землю. По новозаветным представлениям небеса — место пребывания ангелов и бога-отца, восседающего на особом троне. По правую руку от него находится Христос, вознесшийся на небо после казни на кресте и воскресения. Если подземный мир — это место безрадостного существования или даже мучений, то небо в противоположность ему мыслится как прибежище для особо отличившихся перед богом праведников, именно там помещается христианский рай.

В описании небес Библия столь же непоследовательна, как и в вопросе о преисподней. По крайней мере, ясно одно: небес несколько, как минимум — два. Здесь интересно отметить буквальное совпадение с аналогичными древнеегипетскими представлениями, согласно которым также существует два неба — верхнее и нижнее. На религиозных изображениях они представлялись в виде двух богинь Нут (Нут — древнеегипетское олицетворение неба), склонившихся одна над другой.

В Новом завете совершенно недвусмысленно заявляется, что небес три. Во втором послании к коринфянам апостола Павла (12:2—5) приводится любопытный рассказ. Апостол сообщает, что знаком с неким «человеком во Христе»3, который за четырнадцать лет до момента повествования будто бы был вознесён (надо полагать, ангелами) до третьего неба. Исходя из общей картины, рисуемой евангелиями, можно предположить, что первое небо — это металлический небосвод, а второе — небесный океан. Эта традиция получила развитие во внеканонической христианской литературе. Так, например, в славянском апокрифе «Хождение богородицы по мукам» говорится уже о семи небесах, библейские представления о структуре вселенной перекликаются с космологическими воззрениями других древних народов Ближнего Востока. Так, имеются черты сходства с ханаанейской мифологией, созданной исконными обитателями Палестины, населявшими этот край до прихода туда древних евреев. Но ещё больше совпадений обнаруживается при сравнении библейской картины мира с вавилонской космологией. И это неудивительно, ибо самобытная и чрезвычайно богатая духовная культура Вавилона оказала мощное воздействие на все народы этой части земного шара. По представлениям вавилонян, весь мир окружён безбрежным космическим океаном (сравним с этим библейские первозданные воды, охватывающие землю и небо снизу и сверху). Кроме него существует и земной океан, в центре которого помещается населённая людьми земля, имеющая вид круглой горы с семью уступами. Под земным океаном располагаются два подземных царства. В первом из них владычествует бог Эа, а второе, нижнее, представляет собой преисподнюю, куда после смерти отправляются умершие. Здесь, в огромном дворце, окружённом семью толстыми стенами, правит царица Эрешкигаль, возглавляющая сонм подземных богов Ануннаков. Наконец, небеса, густо населённые богами и всевозможными духами, простираются над землёй людей наподобие свода и состоят из трёх (по другому варианту — из семи) слоёв.

Так же как в вавилонской и библейской космологиях, на три части — небо, землю и преисподнюю — делят мироздание и мусульманские богословы. Коран сообщает, что небо было создано Аллахом в течение двух дней. Более поздние сочинения добавляют фантастические подробности; первоначальная материя под взглядом бога будто бы превратилась в воду, которая, закипев, стала паром. По всевышнему повелению сгустившийся пар образовал семь небес, каждое толщиной в пятьсот пятьдесят лет пути и располагающееся одно над другим. Все семь небес имеют своё предназначение, свой цвет и качества, населены ангелами соответствующих разрядов.

Однако только этим небесная топография верхних этажей вселенной не исчерпывается. Согласно мусульманской традиции, над верхним, седьмым, небом простирается океан, над которым помещается рай. Сотворенный Аллахом из света, он в свою очередь делится на восемь ярусов. Подобно небесам, каждый из ярусов рая имеет своё наименование и отличается присущими ему особенностями. В Коране одно из обозначений рая — "джанна", то есть буквально «сад», но, согласно более поздним источникам, он имеет черты, сближающие его с небесным городом: в раю есть дома и улицы, в него ведут несколько ворот. Удовольствия, ожидающие там праведников, носят полностью чувственный характер; это — наслаждение райской пищей и питьём, любовью небесных красавиц гурий. Высшее блаженство ожидает удостоенных попасть на самый верхний этаж рая, ибо непосредственно над ним располагается трон самого Творца вселенной.

Подобно семи небесам, земля также делится на семь этажей, каждый из которых отделён от другого воздушным пространством. На верхнем из них, обращённом своей поверхностью к нижнему небу, обитают люди. Чем ниже располагается ярус земли, тем больше он походит на ад. Но собственно мусульманский ад, именуемый в Коране словом «джаханнам» (арабизированная форма древнееврейского «геенна»), находится ещё ниже. Он также разделён на семь этажей, промежутки между которыми составляют сто двадцать лет пути. Первое из отделений ада предназначено для лицемеров, во втором подвергаются мучениям египетский фараон и его приближённые4, в третье помещены безбожники, четвёртое отведено для колдунов и чародеев, в пятом мучаются христиане, в шестом — звездопоклонники. Наконец, седьмое, самое нижнее отделение ада предназначено для последователей Аллаха, сбившихся с пути и совершивших те или иные грехи. Для шести верхних этажей ада наказания в основном связаны с огнём, тогда как самый нижний ярус отличается необычайным холодом. Кроме того, сообщается, что муки нижнего ада самые лёгкие, видимо, потому, что в нём заключены мусульмане, которым, несмотря ни на что, все же не отказано окончательно в надежде рано или поздно попасть в рай, после того как они искупят свои прегрешения в адских муках.

Итак, мусульманская космология, как она изложена в поздних источниках (в самом Коране её основы только намечены), делит мироздание на двадцать девять этажей. Столь сложная система, безусловно, результат искусственной разработки изначально более простой трёхчленной схемы. Более того, в значительной части мусульманская картина мира попросту заимствована из позднего иудаизма. Вместе с тем, вероятно, нельзя отрицать и того факта, что заимствованные элементы органично наложились на принципиально сходные представления о многоэтажной вселенной, искони известные арабам.

  1   2   3

Похожие:

Мифы о мироздании: вселенная в религ миф представлениях icon2009 г. Содержание Общие вопросы
Мифология древнего мира. ●Славянская мифология. ●Мифология народов Башкортостана. ●Литература и миф. ●Педагогические мифы. ●Исторические...
Мифы о мироздании: вселенная в религ миф представлениях iconНовая космологическая концепция
Косная материя представлена в Мироздании в формах разнообразных соединений: от космического вакуума до планет, звезд, галактик и...
Мифы о мироздании: вселенная в религ миф представлениях iconМиф сегодня
Что такое миф в наше время? Для начала я отвечу на этот вопрос очень просто и в полном соответствия с этимологией: миф
Мифы о мироздании: вселенная в религ миф представлениях iconМиф сегодня
Что такое миф в наше время? Для начала я отвечу на этот вопрос очень просто и в полном соответствия с этимологией: миф­это слово,...
Мифы о мироздании: вселенная в религ миф представлениях iconГолографическая вселенная
Талбот Майкл. Голографическая Вселенная / Перев с англ. – М.: Издательский дом «София», 2004. – 368 с. Isbn 5-9550-0482-3
Мифы о мироздании: вселенная в религ миф представлениях iconГолографическая вселенная
Талбот Майкл. Голографическая Вселенная / Перев с англ. – М.: Издательский дом «София», 2004. – 368 с. Isbn 5-9550-0482-3
Мифы о мироздании: вселенная в религ миф представлениях iconСодержание Введение Прививочный миф №1: прививки абсолютно безопасны Прививочный миф №2: прививки очень эффективны
Прививочный миф №3: прививки — главная причина нынешней низкой заболеваемости в США
Мифы о мироздании: вселенная в религ миф представлениях iconРеферат наука и миф. От мифа к логосу
Со временем сначала ученым, а потом и более широкой публике оказались доступны и мифы народов Австралии, Океании и Африки. Выяснилось,...
Мифы о мироздании: вселенная в религ миф представлениях iconВселенная и образование изотопов химических элементов
Вселенная осознавалась как пространство, в которое механически включены те или иные образования. За все время существования человека,...
Мифы о мироздании: вселенная в религ миф представлениях iconПодвиги геракла – миф или психотренинг? Вступление
...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница