«Высокоуровневые методы информатики и программирования»




Скачать 190.82 Kb.
Название«Высокоуровневые методы информатики и программирования»
Дата02.02.2013
Размер190.82 Kb.
ТипКурсовая


Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное

учреждение высшего профессионального образования

«Уральский государственный педагогический университет»

Институт физики и технологии

Кафедра общетехнических дисциплин


РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА


по дисциплине «Высокоуровневые методы информатики и
программирования»

для специальности «080801 – Прикладная информатика в образовании»

по циклу ОПД.Ф.04– общепрофессиональные
дисциплины (федеральный компонент)



Очная форма обучения

Заочная форма обучения

Курс –2

Курс –2

Семестр –3

Семестр –3







Объем в часах: всего – 74

В т.ч.: лекции – 16

лабораторные занятия –18

практические занятия – нет

самостоятельная работа – 40

Объем в часах: всего – 74

В т.ч.: лекции – 4

лабораторные занятия– 6

практические занятия– нет

самостоятельная работа – 64

Экзамен – нет

Зачет – 3

Курсовая работа – нет

Экзамен – нет

Зачет – 3

Курсовая работа – нет









Екатеринбург, 2011

Рабочая учебная программа по дисциплине

«Высокоуровневые методы информатики и программирования»


ФГБОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет»

Екатеринбург, 2011. – 14 с.


Составитель: Прибылов Тимофей Васильевич, ассистент кафедры общетехнических дисциплин.


Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры общетехнических дисциплин УрГПУ

Протокол №16 от 16.06.2011 г. Зав. кафедрой _______ Г.В. Красноперов


  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Программа учебной дисциплины «Высокоуровневые методы информатики и программирования» предназначена для реализации государственных требований к содержанию и уровню подготовки выпускников Института физики и технологии по специальности «Прикладная информатика (в образовании)».

Целью преподавания дисциплины является освоение студентами существующих методологий разработки программ с использованием объектно-ориентированного и визуального программирования, а также ознакомление их с современными средами разработки программ на языках высокого уровня.

Задачи дисциплины:

  • изучение теоретических основ современных технологий программирования;

  • получение практических навыков их реализации;

  • формирование систематизированного представления о концепциях, моделях и принципах организации, положенных в основу «классических» технологий программирования и современных семейств технологий;

  • получение практической подготовки в области выбора и применения технологии программирования для задач автоматизации обработки информации и управления;

  • выработка оценки современного состояния и перспективных направлений развития технологий программирования.




  1. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

    1. 2.1 Учебно-тематический план очной формы обучения



№ п/п

Наименование раздела, темы

Всего трудоемкость

Аудиторные занятия

Самостоятельная работа

Всего

Лекции

Практические

Лабораторные

1

Тема 1. Новейшие направления в области создания технологий программирования. Законы эволюции программного обеспечения.

14

6

4

0

2

8

2

Тема 2. Программирование в средах современных информационных систем.

8

4

2

0

2

4

3

Тема 3. Создание модульных программ, элементы теории модульного программирования. Объектно-ориентированное программирование.

8

4

2

0

2

4

4

Тема 4. Объектно-ориентированный подход к проектированию и разработке программ. Сущность объектно-ориентированного подхода, объектный тип данных, переменные объектного типа, инкапсуляция, наследование, полиморфизм. Классы и объекты.

8

4

2

0

2

4

5

Тема 5. Конструкторы и деструкторы. Особенности программирования в оконных операционных средах. Основные стандартные модули, обеспечивающие работу в оконной операционной среде.

8

4

2

0

2

4

6

Тема 6. Среда разработки, система окон разработки, система меню. Отладка и тестирование программ.

8

4

2

0

2

4

7

Тема 7. Основы визуального программирования. Размещение нового компонента. Реакция на события. Компоненты; использование компонентов.

20

8

2

0

6

12

Итого

74

34

16

0

18

40




    1. 2.2. Учебно-тематический план заочной формы обучения

№ п/п

Наименование раздела, темы

Всего трудоемкость

Аудиторные занятия

Самостоятельная работа

Всего

Лекции

Практические

Лабораторные

1

Тема 1. Новейшие направления в области создания технологий программирования. Законы эволюции программного обеспечения.

10

2

1

0

1

8

2

Тема 2. Программирование в средах современных информационных систем.

8

0

0

0

0

8

3

Тема 3. Создание модульных программ, элементы теории модульного программирования. Объектно-ориентированное программирование.

10

2

1

0

1

8

4

Тема 4. Объектно-ориентированный подход к проектированию и разработке программ. Сущность объектно-ориентированного подхода, объектный тип данных, переменные объектного типа, инкапсуляция, наследование, полиморфизм. Классы и объекты.

9

1

0

0

1

8

5

Тема 5. Конструкторы и деструкторы. Особенности программирования в оконных операционных средах. Основные стандартные модули, обеспечивающие работу в оконной операционной среде.

9

1

0

0

1

8

6

Тема 6. Среда разработки, система окон разработки, система меню. Отладка и тестирование программ.

14

2

1

0

1

12

7

Тема 7. Основы визуального программирования. Размещение нового компонента. Реакция на события. Компоненты; использование компонентов.

14

2

1

0

1

12

Итого

74

10

4

0

6

64




  1. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Темы лекционных занятий:

Тема 1. Новейшие направления в области создания технологий программирования. Законы эволюции программного обеспечения.

Цель, задачи, предмет изучения и основное содержание дисциплины. Эволюция программного обеспечения и технических средств персональных компьютеров. Основные языки программирования и области их использования.

Тема 2. Программирование в средах современных информационных систем.

Сущность, цели и классификация технологий программирования. Основы структурного программирования. Современные среды информационные системы программирования. Обзор среды Delphi , Visual Studio.

Тема 3. Создание модульных программ, элементы теории модульного программирования. Объектно-ориентированное программирование.

Понятие программного модуля. Основные характеристики программного модуля. Порядок разработки программного модуля. Методы разработки структуры программы. Контроль структуры программы. Типы модулей в DELPHI. Динамически подключаемые библиотеки (DLL).

Тема 4. Объектно-ориентированный подход к проектированию и разработке программ. Сущность объектно-ориентированного подхода, объектный тип данных, переменные объектного типа, инкапсуляция, наследование, полиморфизм. Классы и объекты.

Проблемы программного обеспечения. Сущность объектно-ориентированного подхода. Основные этапы и принципы объектно-ориентированного проектирования. Объектный тип данных, переменные объектного типа. Классы и объекты. Принципы объектно-ориентированного программирования: инкапсуляция, наследование, полиморфизм.

Тема 5. Конструкторы и деструкторы. Особенности программирования в оконных операционных средах. Основные стандартные модули, обеспечивающие работу в оконной операционной среде.

Конструкторы и деструкторы. Примеры обработки конструкторов и деструкторов. Создание и освобождение объектов. Особенности программирования в оконных операционных средах на примере среды разработки программного обеспечения – Delphi.

Тема 6. Среда разработки, система окон разработки, система меню. Отладка и тестирование программ.

Основные понятия, виды и принципы отладки программного средства. Организация тестирования в объектно-ориентированных программах. Структура управления разработкой и качеством программных средств. Документация, создаваемая и используемая в процессе разработки программных средств. Среда разработки, система окон разработки, система меню. Особенности программирования в оконных операционных средах

Тема 7. Основы визуального программирования. Размещение нового компонента. Реакция на события. Компоненты; использование компонентов.

Компоненты, использование компонентов. Размещение нового компонента. Использование компонентов. Реакция на события, свойства и методы компонента. Принципы визуального программирования. Общий порядок разработки программ. Требования к интерфейсу, некоторые стандартные рекомендации по его созданию.


Темы лабораторных занятий (для очной формы) (18 часов):

Тема 1. Введение в высокоуровневые методы в программировании. Эволюция программного обеспечения. (2 часа)

Тема 2. Новейшие направления в области создания технологий программирования. (2 часа)

Тема 3. Создание модульных программ, элементы теории модульного программирования. (2 часа)

Тема 4. Объектно-ориентированный подход к проектированию и разработке программ. (2 часа)

Тема 5. Организация разработки, отладки, тестирования и документирование программных средств. (2 часа)

Тема 6. Основы визуального программирования (на примере DELPHI 7) (2 часа)

Тема 7. Работа в оконной среде разработчика (на примере DELPHI 7) (6 часа)


Темы лабораторных занятий (для заочной формы) (6 часов):

Тема 1. Введение в высокоуровневые методы в программировании. Эволюция программного обеспечения. (1 час)

Тема 2. Новейшие направления в области создания технологий программирования. (0 часов)

Тема 3. Создание модульных программ, элементы теории модульного программирования. (1 час)

Тема 4. Объектно-ориентированный подход к проектированию и разработке программ. (1 час)

Тема 5. Организация разработки, отладки, тестирования и документирование программных средств. (1 час)

Тема 6. Основы визуального программирования (на примере DELPHI 7) (1 час)

Тема 7. Работа в оконной среде разработчика (на примере DELPHI 7) (1 час)


  1. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА И ОРГАНИЗАЦИЯ
    КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ



4.1. Организация самостоятельной работы студентов очной формы обучения



Название темы

Вид самостоятельной работы

Кол-во часов

Форма отчетности

1

Тема 1. Новейшие направления в области создания технологий программирования. Законы эволюции программного обеспечения.

Изучение рекомендованной литературы

8

Конспект

2

Тема 2. Программирование в средах современных информационных систем.

Изучение рекомендованной литературы

4

Конспект

3

Тема 3. Создание модульных программ, элементы теории модульного программирования. Объектно-ориентированное программирование.

Выполнение домашнего задания

4

Отчет о выполнении домашнего задания

4

Тема4.Объектно-ориентированный подход к проектированию и разработке программ. Сущность объектно-ориентированного подхода, объектный тип данных, переменные объектного типа, инкапсуляция, наследование, полиморфизм. Классы и объекты.

Выполнение домашнего задания

4

Отчет о выполнении домашнего задания

5

Тема 5. Конструкторы и деструкторы. Особенности программирования в оконных операционных средах. Основные стандартные модули, обеспечивающие работу в оконной операционной среде.

Выполнение индивидуального задания

4

Отчет о выполнении индивидуального задания

6

Тема 6. Среда разработки, система окон разработки, система меню. Отладка и тестирование программ.

Изучение рекомендованной литературы

4

Конспект

7

Тема 7. Основы визуального программирования. Размещение нового компонента. Реакция на события. Компоненты; использование компонентов.

Изучение рекомендованной литературы

12

Конспект




Итого




40




4.2. Организация самостоятельной работы студентов заочной формы обучения





Название темы

Вид самостоятельной работы

Кол-во часов

Форма отчетности

1

Тема 1. Новейшие направления в области создания технологий программирования. Законы эволюции программного обеспечения.

Изучение рекомендованной литературы

8

Конспект

2

Тема 2. Программирование в средах современных информационных систем.

Изучение рекомендованной литературы

8

Конспект

3

Тема 3. Создание модульных программ, элементы теории модульного программирования. Объектно-ориентированное программирование.

Выполнение домашнего задания

8

Отчет о выполнении домашнего задания

4

Тема4.Объектно-ориентированный подход к проектированию и разработке программ. Сущность объектно-ориентированного подхода, объектный тип данных, переменные объектного типа, инкапсуляция, наследование, полиморфизм. Классы и объекты.

Выполнение домашнего задания

8

Отчет о выполнении домашнего задания

5

Тема 5. Конструкторы и деструкторы. Особенности программирования в оконных операционных средах. Основные стандартные модули, обеспечивающие работу в оконной операционной среде.

Выполнение индивидуального задания

8

Отчет о выполнении индивидуального задания

6

Тема 6. Среда разработки, система окон разработки, система меню. Отладка и тестирование программ.

Изучение рекомендованной литературы

12

Конспект

7

Тема 7. Основы визуального программирования. Размещение нового компонента. Реакция на события. Компоненты; использование компонентов.

Изучение рекомендованной литературы

12

Конспект




Итого




64





Вопросы для подготовки к зачету

  1. Языки программирования. Их виды.

  2. Проект в среде Delphi. Составные части проекта.

  3. Современные методологии программирования

  4. Визуальное программирование.

  5. Проектирование интерфейса CASE-средства и среды программирования

  6. Разработка программы «Блокнот»

  7. Delphi среда программирования.

  8. Разработка программы «Графики»

  9. Понятие проекта в Delphi

  10. Оперирование графическими компонентами. Программа «Вьювер»

  11. Структура программы в Delphi

  12. Элементы выбора. Создание тестовой программы.

  13. Компоненты и их виды

  14. Манипулирование формами.

  15. Свойства объектов и события

  16. Delphi и таблицы. Создание страницы с расписанием

  17. Переменные и типы данных

  18. Взаимодействие с xls файлами

  19. Циклы на языке Pascal

  20. PARADOX как информационное хранилище

  21. Массивы и обработка массивов

  22. SQL запросы в среде Delphi

  23. Формы и свойства форм в Delphi

  24. Тестирование программного кода и интерфейса

  25. Понятие объектно-ориентированного подхода в программировании

  26. События и таймер.

  27. Средства тестирования и отладки. Трассировка.

  28. Информационная безопасность разрабатываемых программ




  1. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ
    ДИСЦИПЛИНЫ



Студент, изучивший дисциплину, должен знать:

  • основы теории модульного программирования;

  • принципы объектно-ориентированного программирования;

  • основы теории объектно-ориентированного программирования;

  • основы визуального программирования;

  • организацию процесса разработки программного обеспечения;

  • принципы создания и функционирования объектно-ориентированных программ.

Студент, изучивший дисциплину, должен уметь:

  • использовать современные технологии программирования для решения прикладных задач;

  • разрабатывать программное обеспечение с использованием современных информационных технологий;

  • писать программы в среде Delphi, на языке Object Pascal.




  1. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ
    ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ





    1. Рекомендуемая литература

Основная

  1. Истомин Е.П., Неклюдов С.Ю., Романченко В.И. Информатика и программирование [Текст] : учеб. для студентов вузов / Е. П. Истомин, С. Ю. Неклюдов, В. И. Романченко - СПб. : Андреев. изд. дом, 2006 .- 248 с. (Кол-во экз.:11)

  2. Кауфман В. III. Языки программирования. Концепции и принципы. М ДМК Пресс, 2010.-464с: ил. http://www.biblioclub.ru/book/86526/

  3. Костюкова Н. И. Знакомьтесь — Паскаль! Методические рекомендации и задачи по программированию. — Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2003. — 118 с. — (Школа - Колледж - Университет). http://www.biblioclub.ru/book/57175/

  4. Мишенин А. И. Сборник задач по программированию: учеб. пособие/ А.И. Мишенин. - М.: Финансы и статистика, 2009. - 224 с. http://www.biblioclub.ru/book/86065/

  5. Немнюгин С.А. Turbo Pascal. Программирование на языке высокого уровня : Учеб.для студентов по направлению "Информатика и вычисл.техника" / С.А.Немнюгин - СПб. : Питер, 2003 .- 544с. (Кол-во экз.:20)

  6. Павловская Т.А. Паскаль. Программирование на языке высокого уровня : Учеб.для вузов по направлению подгот.бакалавров и магистров "Информатика и вычислит.техника"... / Т.А.Павловская - СПб. : Питер, 2003 .- 393с. (Кол-во экз.:20)

  7. Сергиевский Г.М., Волченков Н.Г. Функциональное и логическое программирование [Текст] : учеб. пособие для студентов вузов по направлению "Информатика и вычисл. техника" / Г. М. Сергиевский, Н. Г. Волченков - М. : Академия, 2010 .- 320 с. (Кол-во экз.:3)

  8. Симонович С. В., Евсеев Г. А., Алексеев А. Г. Специальная информатика [Текст] : учеб. пособие. М. : АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2005 .- 480с. (Кол-во экз.:69)


Дополнительная

  1. Архангельский А.Я. - Программирование в Delphi. Учебник по классическим версиям Delphi. [текст] Издательство: Бином, 2006 г. 1152с.

  2. Бобровский С.И. - Delphi 7. Учебный курс. – СПб.: Питер, [текст] 2003. – 736 с.: ил.

  3. Иванова Г.С. Объектно-ориентированное программирование: [текст] Учебник для вузов.-2-е изд., перераб. и доп. – М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2002. – 429 с.: ил.

  4. Иванова Г.С. Основы программирования: [текст] Учебник для вузов.-2-е изд., перераб. И доп. – М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2002. – 416 с.: ил.

  5. Информатика: Учебник / Под ред. Н.В. Макаровой. –М.: [текст] Финансы и статистика, 2001. –768 с.

  6. Истомин Е.П., Новиков В.В., Новикова М.В. [текст] Высокоуровневые методы информатики и программирования: Учебник. – СПб. ООО «Андреевский издательский дом», изд. 2-е, 2008 г. – 228 с.



    1. Информационное обеспечение дисциплины

  1. Википедия. [Электронный ресурс]: Свободная энциклопедия. ru.wikipedia.org.

  2. Электронный учебник по информатике. Алгоритмизация и программирование [Электронный ресурс]: http://256bit.ru/informat/index11.htm

  3. ИКТ Портал. Библиотека [Электронный ресурс]:, http://ict.edu.ru/lib/index.php?a=elib&c=getForm&r=resNode&d=mod&id_node=218

  4. The OpenNET Project, Языки программирования [Электронный ресурс], http://www.opennet.ru/links/sml/10.shtml




  1. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ И ДИДАКТИЧЕСКОЕ
    ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ



При изучении дисциплины «Высокоуровневые методы информатики и программирования» рекомендуется использовать:

  • мультимедийный проектор,

  • экран,

  • компьютерную технику.




  1. СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ ПРОГРАММЫ

Прибылов Тимофей Васильевич

ассистент кафедры общетехнических дисциплин Института физики и технологии УрГПУ

рабочий телефон: 371-70-51




РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА


по дисциплине «Высокоуровневые методы информатики
и программирования»

для специальности «080801 – Прикладная информатика в образовании»

по циклу ОПД.Ф.04– общепрофессональные дисциплины
(федеральный компонент)


Подписано в печать Формат 60х84/16

Бумага для множительных аппаратов. Усл. печ. л. .

Тираж экз. Заказ .

Уральский государственный педагогический университет.

620017 Екатеринбург, пр. Космонавтов, 26.


Похожие:

«Высокоуровневые методы информатики и программирования» iconВысокоуровневые методы информатики и программирования
Истомин Е. П. Высокоуровневые методы информатики и программирования учебник / Е. П. Истомин, В. В. Новиков, М. В. Новикова; Рос гос...
«Высокоуровневые методы информатики и программирования» iconРабочая программа по учебной дисциплине Высокоуровневые методы информатики и программирования (вумип)
Рабочая программа предназначена для преподавания дисциплины «Высокоуровневые методы информатики и программирования» студентам очной...
«Высокоуровневые методы информатики и программирования» iconМетодические указания по дисциплине «Высокоуровневые методы информатики и программирования»
Контрольные работы и методические указания по дисциплине «Высокоуровневые методы информатики и программирования»
«Высокоуровневые методы информатики и программирования» iconЛекция 1 Высокоуровневые методы информатики и программирования
Черных И. В. Simulink. Среда создания инженерных приложений. Москва. Диалог
«Высокоуровневые методы информатики и программирования» iconМетодические указания к выполнению контрольной работы по дисциплине «Высокоуровневые методы информатики и программирования»
Для выполнения контрольной работы необходим персональный компьютер с операционной системой Windows и средой программирования Delphi...
«Высокоуровневые методы информатики и программирования» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине Высокоуровневые методы информатики и программирования
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Высокоуровневые методы информатики и программирования» iconПрограмма вступительного экзамена в магистратуру направление 050100 Педагогическое образование
Высокоуровневые методы информатики и программирования. Е. П. Истомин, В. В. Новиков, М. В. Новикова: учебник. – Спб. – Ооо «Андреевский...
«Высокоуровневые методы информатики и программирования» iconБюллетень новых поступлений
Высокоуровневые методы информатики и программирования : учебник для студентов вузов / Е. П. Истомин, В. В. Новиков, М. В. Новикова;...
«Высокоуровневые методы информатики и программирования» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине высокоуровневые методы
В курсе рассматриваются фундаментальные вопросы, связанные с современными технологиями программирования, эволюцией программного обеспечения,...
«Высокоуровневые методы информатики и программирования» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Высокоуровневые методы информатики и программирования» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного
Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования II поколения (номер государственной регистрации...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница