Формирование профессиональных умений и навыков у будущих бакалавров социальной работы в процессе добровольческой практики




Скачать 442.83 Kb.
НазваниеФормирование профессиональных умений и навыков у будущих бакалавров социальной работы в процессе добровольческой практики
страница1/4
Дата02.02.2013
Размер442.83 Kb.
ТипАвтореферат
  1   2   3   4



На правах рукописи


КИРИЛЛОВА ЛЮБОВЬ СЕРГЕЕВНА


ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ У БУДУЩИХ БАКАЛАВРОВ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ В ПРОЦЕССЕ ДОБРОВОЛЬЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ


13.00.08 – теория и методика профессионального образования


АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

кандидата педагогических наук


Ставрополь 2010


Работа выполнена на кафедре психологии и педагогики ГОУ ВПО Северо-Кавказский государственный технический университет




Научный руководитель:

доктор педагогических наук, профессор Клушина Надежда Павловна


Официальные оппоненты:

доктор педагогических наук, профессор Бобрышов Сергей Викторович

доктор педагогических наук, профессор

Остапенко Андрей Александрович


Ведущая организация:

ГОУ ВПО Российский государственный социальный университет



Защита состоится «28» мая 2010 г. в 1200 на заседании диссертационного совета Д 212.101.06 по присуждению ученой степени кандидата педагогических наук при ГОУ ВПО Кубанский государственный университет (350040, г. Краснодар, ул. Ставропольская, 149).


С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Кубанского государственного университета.


Автореферат разослан «28» апреля 2010 г.


Ученый секретарь

диссертационного совета



О. В. Засядко



ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ


Актуальность и постановка проблемы исследования. Новые социально-экономические реалии потребовали пересмотра системы высшего профессионального образования в сторону усиления его практической и личностной ориентированности.

Вследствие этого актуализируется необходимость в подготовке бакалавра социальной работы, который умеет практически действовать и адекватно оценивать результаты своей деятельности.

В этой связи в педагогической теории и практике активно дискутируется вопрос о том, что многоуровневая система подготовки должна осуществляться на новой методологической основе в рамках личностно-деятельностного подхода (Б. Г. Ананьев, Е. В. Бондаревская, В. П. Бедерханова, Б. С. Гершунский, С. И. Григорьев, Н. В. Кузьмина, А. Н. Леонтьев, В. В. Сериков, В. А. Слатенин, Е. Н. Шиянов и др.).

В настоящее время в проекте стандартов третьего поколения подготовки бакалавров социальной работы в качестве методологической основы подготовки рассматривается компетентностный подход (А. А. Вербицкий, С. И. Григорьев, Л. Г. Гуслякова, И. А. Зимняя, А. К. Маркова, Н. В. Кузьмина, А. В. Хуторской, В. Д. Шадриков и др.).

Подготовка бакалавров социальной работы в вузе и формирование их профессиональных знаний, умений и навыков имеет свои особенности, так как социальная работа, как социально-помогающая деятельность, является новой отраслью профессионального труда и рассматривается не только как национальная система помощи, но и как система мер по осуществлению социальных изменений и обеспечению социального благополучия человека и общества в целом.

Проблема социального образования или подготовки социальных работников в отечественной науке является относительно молодой отраслью социально-гуманитарного знания. Раскрытию сущности социального образования посвящены работы С. И. Григорьева, Л. Г. Гусляковой, Н. П. Клушиной, Л. В. Топчего, В. И. Сластенина, А. В. Фирсова, Е. И. Холостовой и др.

Профессиональное становление бакалавров социальной работы рассмотрено в научных исследованиях Н. Ю. Келасьева, Р. М. Куличенко, В. А. Никитина, В. А. Сластёнина, С. В. Тетерского, В. А. Фокина, Н. Б. Шмелевой и др.

В последнее десятилетие появились работы (Л. Г. Гусляковой, Т. Ф. Золотаревой, Н. П. Клушиной, А. М. Панова, В. С. Ткаченко, Е. Р. Смирновой-Ярской, Е. И. Холостовой, Б. Ю. Шапиро и др.), отражающие проблемы организации практической подготовки, формы и методы проведения различных видов практики (ознакомительная, учебная, производственная, преддипломная и др.), проблемы развития системы непрерывного практического обучения будущих специалистов социальной работы.

Однако, многие российские исследователи в области подготовки специалистов, а в последнее время и бакалавров социальной работы, отмечают, что практическое обучение будущих социальных работников остается мало изученным. В настоящее время в нашей стране идет процесс формирования самой системы социальной работы и ещё недостаточно четко разграничены функции и области деятельности между специалистами и бакалаврами социальной работы. Более того, профессиональное сообщество социальных работников отмечает недостаточный уровень практической подготовки бакалавров социальной работы.

Анализ зарубежного опыта подготовки бакалавров социальной работы (Б. Андерсон, Д. Гардинер, Р. Рамзей, Р. Сибеон, Л. Сайсон, Р. Харрис и др.),

показал, что в качестве обязательного элемента практической подготовки социальных работников в вузе используется добровольческая деятельность студентов.

В отечественной практике подготовки специалистов социальной сферы добровольческая практика студентов используется недостаточно, а в педагогической науке появились первые работы, раскрывающие потенциал добровольческой деятельности студентов (Г. П. Бодренковой, В. В. Митрофаненко, Е. А. Пановой, С. В. Полатайко и др.).

Многие исследователи в области подготовки социальных работников отмечают, что накопленный теоретический и практический опыт использования добровольческой практики недостаточно отражает проблему практико-ориентированной подготовки бакалавров социальной работы. Это обстоятельство позволяет констатировать наличие следующих противоречий:

- между потребностями профессионального сообщества в выпускниках, обладающих высоким уровнем сформированности профессиональных умений и навыков в области социальной работы и существующими недостатками в системе практического обучения бакалавров социальной работы в вузе;

- между необходимостью разработки содержания, форм и методов организации добровольческой практики как компонента практического обучения бакалавров социальной работы, позволяющих успешно формировать профессиональные умения и навыки и недостаточной разработанностью данной проблемы на научно-прикладном и практико-образовательном уровне.

Сложившиеся противоречия определяют проблему исследования, которая может быть сформулирована следующим образом: каковы педагогические условия формирования профессиональных умений и навыков у бакалавров социальной работы в процессе добровольческой практики?

Цель исследования – обоснование и практическая реализация педагогических условий формирования профессиональных умений и навыков у бакалавров социальной работы в процессе добровольческой практики.

Объект исследования: практико-ориентированная подготовка бакалавров социальной работы в вузе.

Предмет исследования: педагогические условия формирования профессиональных умений и навыков у бакалавров социальной работы в процессе добровольческой практики.

Гипотеза исследования заключалась в следующем предположении: добровольческая практика, являясь одной из форм профессиональной подготовки бакалавров социальной работы, обладает выраженным образовательным потенциалом. Актуализация данного потенциала при выполнении ряда педагогических условий (оптимальный подбор содержания добровольческой деятельности, соответствующий выбор и систематизация форм и методов практического обучения в рамках инновационных добровольческих программ, формирование необходимой мотивации студентов на оказание безвозмездной помощи клиентам) позволяет использовать добровольческую практику в качестве эффективного средства формирования профессиональных умений и навыков у будущих социальных работников.

В соответствии с целью, объектом, предметом и гипотезой исследования были поставлены следующие задачи исследования:

1) обосновать методологические подходы к практической подготовке бакалавров социальной работы;

2) на основе анализа понятия «умения и навыки», раскрыть содержательную характеристику профессиональных умений и навыков бакалавра социальной работы и разработать критерии и уровни их сформированности;

3) на теоретическом и экспериментальном уровнях выявить возможности добровольческой практики как составной части непрерывного практического обучения в формировании профессиональных умений и навыков бакалавров социальной работы;

4) разработать и реализовать педагогические условия эффективного формирования профессиональных умений и навыков у бакалавров социальной работы в процессе прохождения практики в добровольческих программах и экспериментальным путем доказать их эффективность.

Методологической основой работы послужили: аксиологический подход, определяющий человеческую личность в качестве высшей ценности и рассматривающий человека как самоцель процесса социального развития (М. С. Каган, А. Н. Леонтьев, В. А. Сластёнин, Е. Н. Шиянов и др.); научные теории развития личности как субъекта деятельности в образовательном процессе (К. А. Абульханова-Славская, В. А. Петровский, А. В. Петровский, С. Л. Рубинштейн, В. И. Слободчиков и др.), системно-структурный подход (Б. Г. Ананьев, В. И. Загвязинский, В. С. Ильин, Н. В. Кузьмина и др.), методологические принципы педагогического исследования (Ю. К. Бабанский, А. И. Кочетов, Н. В. Кузьмина, Э. Г. Юдин и др.).

Теоретической основой исследования явились:

- работы, исследующие проблемы профессионализма и профессионально-личностного развития (И. Г. Агапов, А. А. Деркач, Н. В. Кузьмина, А. К. Маркова, Л. М. Митина, В. А. Сластёнин, Е. Н. Шиянов и др.);

- теоретические положения о развитии личности как субъекта деятельности (К. А. Абульханова-Славская, Б. Г. Ананьев, А. В. Брушлинский, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн и др.);

- теории учебной деятельности и ее видов (П. Я. Гальперин, В. В. Давыдов, М. В. Кларин, А. Н. Леонтьев, И. Я. Лернер, А. М. Новиков и др.);

- теории в области личностно-ориентированного образования (Е. В. Бондаревская, В. П. Бедерханова, А. М. Новиков, В. В. Сериков, В. А. Сластёнин, Е. Н. Шиянов, И. С. Якиманская и др.);

- работы по теории и практике активного обучения (И. Г. Абрамова, Ю. С. Арутюнов, М. М. Бирштейн, А. А. Вербицкий, Д. Н. Кавтарадзе, В. И. Кузнецов, Т. С. Панина, В. В. Петрусинский, Г. П. Щедровицкий и др.);

- исследования социального образования и профессиональной подготовки социальных работников в России (С. А. Беличева, С. И. Григорьев, М. А. Галагузова, Л. В. Гуслякова, Е. И. Зритнева, И. А. Зимняя, Н. П. Клушина, В. С. Ткаченко, А. М. Панов, В. А. Сластёнин, Е. И. Холостова и др.);

- работы по организации непрерывной практической подготовки специалистов социальной работы (Л. Г. Гуслякова, Т. Ф. Золотарева, Н. П. Клушина, В. С. Ткаченко, Е. И. Холостова и др.);

- исследования, посвященные организации добровольческой деятельности студентов (А. С. Автономов, Г. П. Бодренкова, И. Н. Гаврилова, В. В. Митрофаненко, С. В. Полатайко и др.).

Методы исследования. В процессе исследования на разных его этапах использовался комплекс методов, среди которых:

- теоретические методы: анализ философской, социологической и психолого-педагогической литературы, учебно-программной документации по проблеме исследования; изучение и обобщение опыта подготовки социальных работников; теоретическое обобщение результатов исследования;

- эмпирические методы: анкетирование, тестирование, экспертная оценка, устный опрос, констатирующий и формирующий эксперимент и др.;

- методы математической обработки информации: методы определения количественных показателей исследования, статистические методы определения репрезентативности полученных данных, формы квалиметрического тестирования (таблицы, диаграммы).

Опытно-экспериментальной базой исследования выступали: Северо-Кавказский государственный технический университет и его филиал – Георгиевский технологический институт. Отдельные аспекты исследования прошли экспериментальную проверку на базе Дагестанского государственного университета и Армавирского государственного педагогического университета. Общее количество участников эксперимента составило 108 человек. Исследование проведено в период с 2006 по 2009 годы.

Этапы исследования

На первом этапе (2006–2007 гг.) изучались и анализировались государственные образовательные стандарты подготовки социальных работников в вузе, отечественные и зарубежные публикации по социальной работе и подготовке кадров для социальной сферы, уточнялись тема, цели и задачи исследования.

На втором этапе (2007–2008гг.) отрабатывались методологические и теоретические аспекты исследования. Была определена система добровольческой деятельности студентов, разработана программа практики студентов в добровольческих программах, осуществлялась экспериментальная апробация работы, проводились констатирующий и формирующий эксперименты с целью подтверждения выдвинутой гипотезы.

На третьем этапе (2008–2009 гг.) проводилась корректировка отдельных положений эксперимента, проводилась обработка и анализ полученных в ходе эксперимента данных, оформление содержания и выводов исследования в виде диссертации.

Научная новизна исследования заключается в том, что:

- обоснован личностно-деятельностный подход к практической подготовке бакалавров социальной работы, реализация которого позволяет развивать у студентов профессиональные умения и навыки целесообразно действовать на основе полученных знаний в области социальной работы, самостоятельно решать профессиональные задачи в области социально-помогающей деятельности и оценивать результаты своей деятельности;

- уточнено понятие «профессиональные умения и навыки бакалавра социальной работы», которые раскрыты как совокупность последовательно развертывающихся действий, часть из которых автоматизирована (навык), основанных на теоретических знаниях в области социальной работы и ценностях социальной работы, представлена их классификация (когнитивные и действенно-практические), разработаны критерии и уровни их сформированности;

- экспериментально доказана возможность добровольческой практики, как профессионально ориентированной безвозмездной работы студентов, направленной на помощь людям, семьям, сообществу в решении их социальных проблем, в эффективном формировании профессиональных умений и навыков бакалавров социальной работы;

- выявлены три группы педагогических условий эффективного формирования профессиональных умений и навыков в процессе добровольческой практики:

а) условия, связанные с содержанием добровольческой практики, которое должно быть разработано в тесной взаимосвязи с теоретическим и практическим обучением бакалавров социальной работы, а также в соответствии с основными функциями и направлениями их будущей профессиональной деятельности в области социальной работы;

б) условия, связанные с использованием интерактивных форм и методов практического обучения в добровольческих программах, позволяющих поставить студента в активную позицию в процессе овладения профессиональными умениями и навыками;

в) условия, связанные с требованиями к студентам: активность и включенность в добровольческую деятельность через добровольческие программы, мотивация на оказание безвозмездной помощи людям, нуждающимся в помощи и приобретение профессиональных умений и навыков.

  1   2   3   4

Похожие:

Формирование профессиональных умений и навыков у будущих бакалавров социальной работы в процессе добровольческой практики iconРазвитие навыков технического творчества будущих инженеров-педагогов дизайнерского профиля в процессе производственной практики постановка проблемы
Мы. Инженерно-педагогическое образование ставит перед собой задачи не только развитие профессиональных качеств личности будущих инженеров-педагогов,...
Формирование профессиональных умений и навыков у будущих бакалавров социальной работы в процессе добровольческой практики iconЦели и задачи практики
Целью производственной практики является закрепление теоретических знаний, полученных студентами в процессе обучения, на основе глубокого...
Формирование профессиональных умений и навыков у будущих бакалавров социальной работы в процессе добровольческой практики iconАрхивная практика программа и
Целью учебной практики является формирование у студентов целостного представления о теории и практике документационного обеспечения...
Формирование профессиональных умений и навыков у будущих бакалавров социальной работы в процессе добровольческой практики iconКурсовой работы
Целью курсовой работы является: закрепление, углубление и совершенствования знаний и профессиональных умений; формирование навыков...
Формирование профессиональных умений и навыков у будущих бакалавров социальной работы в процессе добровольческой практики iconОсновная образовательная программа подготовки специалиста по специальности
Цель преддипломной практики: совершенствование профессиональных умений и навыков в процессе самостоятельной организации деятельности...
Формирование профессиональных умений и навыков у будущих бакалавров социальной работы в процессе добровольческой практики iconПрограмма учебной практики Направление подготовки 080100. 62 «Экономика»
Являясь обязательной частью подготовки бакалавров экономики, учебная практика предназначена для общей ориентации студентов в реальных...
Формирование профессиональных умений и навыков у будущих бакалавров социальной работы в процессе добровольческой практики iconВыездная на базе животноводческих хозяйств рмэ. Планируемое место и время проведения практики
Задачами учебной практики являются: получение первичных профессиональных умений и навыков участие в работе по кормлению и уходу за...
Формирование профессиональных умений и навыков у будущих бакалавров социальной работы в процессе добровольческой практики iconХолодильные машины и установки программа
Цель изучения дисциплины: формирование у будущих специалистов систематизированных знаний, умений и навыков в части проектирования,...
Формирование профессиональных умений и навыков у будущих бакалавров социальной работы в процессе добровольческой практики iconТемы вашего учебного проекта
Предлагают меры по их охране. В процессе работы над проектом происходит развитие познавательного интереса к предмету, навыков работы...
Формирование профессиональных умений и навыков у будущих бакалавров социальной работы в процессе добровольческой практики iconРабочая программа по дисциплине дс 06. 01, дс 06. 02 «Холодильные машины и установки»
Цель преподавания дисциплины: формирование у будущих специалистов систематизированных знаний, умений и навыков в части проектирования,...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница