Учебно-методический комплекс «Управление персоналом» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования,




Скачать 194.16 Kb.
НазваниеУчебно-методический комплекс «Управление персоналом» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования,
Дата02.02.2013
Размер194.16 Kb.
ТипУчебно-методический комплекс
МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФГОУ ВПО «Пермский государственный институт

искусства и культуры»

Факультет документально-информационных коммуникаций

Кафедра документоведения, библиотековедения и

библиографии


Одобрено НМС ПГИИК

пРОТОКОЛ №___

«__» _______________ 2009 г.

Председатель_____________


Колчанова О.В.


МИРОВЫЕ КЛАССИФИКАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ


УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

для студентов очного и заочного отделения,

обучающихся по специальности

071201 Библиотечно-информационная деятельность

квалификация – Менеджер информационных ресурсов


Рекомендовано кафедрой:

Протокол №_______

«__»___________200_ г.

Зав. кафедрой______________


Пермь 2009

Автор - составитель:

Колчанова Ольга Викторовна,

старший преподаватель кафедры документоведения, библиотековедения и библиографии




Учебно-методический комплекс «Управление персоналом» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования, Профессиональной образовательной программой по специальности 071201 «Библиотечно-информационная деятельность».


Дисциплина входит в цикл дисциплин по выбору


Согласовано с библиотекой ПГИИК


Зав. библиотекой И.М. Журавлева


СОДЕРЖАНИЕ


Часть 1. Рабочая учебная программа дисциплины

1.1. Цели, задачи и предмет дисциплины

1.2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины

1.3. Объем дисциплины

1.3.1. Объем дисциплины и виды учебной работы

1.3.2. Распределение часов по темам и видам учебной работы

1.4. Содержание дисциплины

1.5. Тема практических и /или семинарских занятий. Тематических дискуссий и деловых игр

1.6. лабораторные работы (лабораторный практикум)

1.7. Список литературы

Часть 2. Материалы, устанавливающие содержание и порядок проведения промежуточной и итоговой аттестации

2.1. Занятия для самостоятельной работы студентов

2.2. Темы курсовых (контрольных) работ, рефератов и методические рекомендации по их выполнению

2.3. Вопросы для подготовки к экзамену и / или зачету

2.4. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

2.4.1. Методические указания для преподавателей

2.4.2. Методические указания для студентов

2.4.3. Методическое обеспечение дисциплины

2.4.4. Материально-техническое и информационное обеспечение дисциплины


Часть 1. Рабочая учебная программа дисциплины

1.1. Цель, задачи и предмет дисциплины

Цель данного курса по выбору – подробно изучить историю, структуру, методику систематизации крупнейших международных классификационных систем современности. В условиях глобализации экономической, научной, культурной сфер деятельности и обмена информацией знание особенностей каждой из существующих классификационных документных систем крайне необходимо.

Задачами данного курса являются:

  • Изучение истории международных классификационных систем

  • Изучение структуры каждой из крупнейших классификационных документных систем

  • Изучение общей и частной методики систематизации документов по каждой из изучаемых классификационных систем современности


1.2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины

В результате изучения данного спецкурса студент должен:

  • Знать историю появления каждой из крупнейших международных классификационных документных систем; разбираться в особенностях структуры каждой из них

  • Владеть общей и частной методикой систематизации по данным классификационным документным системам

  • уметь использовать в практической деятельности полученные знания

1.3. Объем учебной работы

1. 3.1. Объем дисциплины и виды учебной работы



Вид учебной работы

№ семестра

Количество часов

Дневное отделение

Заочное отделение (4 г.)

Заочное отделение

(5,5 лет)

Аудиторные занятия

4,5, 6, 7,8

32

12

12

Лекции

4,5, 6, 7, 8

24

10

10

Практические и семинарские занятия

4, 5, 6, 7, 8

8

2

2

Самостоятельная работа

4, 5, 6, 7, 8

34

60

60

Всего часов

4, 5, 6, 7, 8

66

72

72

Текущий контроль

-

-

-

-

Виды итогового контроля




Зачет (4 сем)

Зачет

(6 сем)

Зачет

(8 сем.)



      1. Распределение часов по темам и видам

учебной работы

Форма обучения – очная



п/п

Наименование разделов и тем курса

Всего

Аудиторные

СРС

Всего

Лекции

Сем.

/Практ.

Раздел 1

Крупнейшие универсальные классификационные системы современности
















Тема 1

Десятичная классификация Дьюи (ДКД) как одна из ведущих документных классификаций современности: история, структура, общая методика систематизации документов

12

4

4




8

Тема 2

Универсальная десятичная классификация (УДК) ведущая документная классификация современности: история, структура, общая методика систематизации документов

30

16

8

8

14

Тема 3

Фасетная классификация документов (на примере Классификации двоеточием Ш. Р. Ранганатана)

4

4

4







Тема 4

Государственный рубрикатор научно-технической информации (ГРНТИ): история, структура, общая методика систематизации

10

2

2




8

Тема 5

Международная патентная классификация : история, структура, общая методика систематизации

2

2

2







Тема 6

Межгосударственный классификатор стандартов: история, структура, общая методика систематизации

2

2

2







Тема 7

Классификатор правовых актов: история, структура, общая методика систематизации

6

2

2




4

Всего




66

32

24

8

34

Форма обучения – заочная (4 г.)





п/п

Наименование разделов и тем курса

Всего

Аудиторные

СРС

Всего

Лекции

Сем./Практ.

Раздел 1

Крупнейшие универсальные классификационные системы современности
















Тема 1

Десятичная классификация Дьюи (ДКД) как одна из ведущих документных классификаций современности: история, структура, общая методика систематизации документов

24

4

4




20

Тема 2

УДК ведущая документная классификация современности: история, структура, общая методика систематизации документов

26

6

4

2

20

Тема 3

Государственный рубрикатор научно-технической информации: история, структура, общая методика систематизации

22

2

2




20

Всего




72




10

2

60



Форма обучения – заочная (5,5 лет)





п/п

Наименование разделов и тем курса

Всего

Аудиторные

СРС

Всего

Лекции

Сем./Практ.

Раздел 1

Крупнейшие универсальные классификационные системы современности
















Тема 1

Десятичная классификация Дьюи (ДКД) как одна из ведущих документных классификаций современности: история, структура, общая методика систематизации документов

24

4

4




20

Тема 2

УДК ведущая документная классификация современности: история, структура, общая методика систематизации документов

26

6

4

2

20

Тема 3

Государственный рубрикатор научно-технической информации: история, структура, общая методика систематизации

22

2

2




20

Всего




72




10

2

60



1.4. Содержание дисциплины


Раздел 1. Крупнейшие универсальные классификационные системы современности.

Тема 1. Десятичная классификация Дьюи (ДКД) как одна из ведущих классификаций современности.

История ДКД. Структура ДКД. Методика систематизации по таблицам ДКД. Направления совершенствования ДКД.


Тема 2. Универсальная десятичная классификация УДК – ведущая документная классификация современности: история создания, структура, общая и частная методика систематизации документов.

УДК как иерархическая комбинационная классификация с элементами фасетизации. История появления. Особенности структуры. База индексации УДК. Общая и частная методики систематизации документов с использованием УДК. УДК в России. Направления развития УДК.

Практические занятия 1-4. Общая и частная методики систематизации документов с использованием таблиц УДК.


Тема 3. Фасетная классификация документов (на примере «Классификации двоеточием» Ш.Р. Ранганатана)

Фасетная классификация – разновидность систематической классификации документов. История появления. Особенности структуры. Терминология фасетизации. Методика построения фасетной формулы. Сфера применения.


Тема 4. Государственный рубрикатор научно-технической информации (ГРНТИ) – история, структура, методика систематизации.

ГРНТИ – универсальная комбинационная классификационная система, предназначенная для систематизации документов в органах НТИ. История создания. Функции. Структура, правила использования и ведения.


Тема 5. Международная патентная классификация: история, структура, методика систематизации.

История создания, сфера применения. Структура. редакция классификации.


Тема 6. Межгосударственный классификатор стандартов: история, структура, современное состояние. История создания. Сфера применения. Структура.


Тема 7. Классификатор правовых актов: история, структура, методика систематизации.

Классификатор правовых актов – универсальная перечислительная классификационная система специального назначения. . История создания. Сфера применения. Структура классификатора.

1.5. Темы практических и семинарских занятий


Практические занятия 1-4 (8 часов)


Тема занятия: Общая и частная методики систематизации документов с использованием таблиц УДК.

Цель занятия: обеспечить усвоение студентами навыков общей и частной методики индексирования документов с помощью таблиц УДК.

Содержание и методика выполнения работы:

Используя правила общей и частной методики систематизации документов, сформулировать классификационные решения.


Литература:

  1. Единая информационная платформа в книжном деле. Сб.1. Универсальная десятичная классификация. Рабочие таблицы книжного дела. – М., 2002. – 277 с.

  2. Соловьева, Л.С. Некоторые общие принципы в организации классификации Дьюи и УДК / Л.С. Соловьева // Науч. и техн. б-ки. – 1998. - №1. – С. 104-106.

..6. Список литературы


Основная литература:

1. Блюменау, Д. И. Информационный анализ/синтез формирование вторичного потока документов: учеб. практ. пособие / Д. И. Блюменау. - М.: Профессия, 2002. - 240 с.

2. Зупарова, Л. Б. Аналитико-синтеетическая переработка информации: учебник / Л. Б. Зупарова, Т. А. Зайцева, под. ред. Ю. Н. Столярова. – М.: ФАИР, 2007. – 400 с.

3. Вершинин, М. И. Электронный каталог: проблемы и решение: учеб. практ. пособие / М. И. Вершинин. - СПб.: Профессия, 2007. - 232 с. - (Библиотека)

4. Гиляровский, Р. С. Рубрикатор как инструмент информационной навигации / Р. С. Гиляровский, А. В. Шапкин, В. Н. Белоозеров. - СПб.: Профессия, 2008. - 352 с.

5. Каталогизация. Современные технологии. Тенденции и перспективы развития: курс лекций: учеб. - метод, пособие / Ю. Г. Селиванова, Т. Л. Мосхулия, О. Н. Жлобинская, М. В. Стегаева. - НИБЦ. Либнет., РНБ РБА. -М.: Фаир., Либнет, 2007. - 216 с. - (спец. издат. проект для библиотек)

6. Кисловская, Г. А. Ретроспективная конверсия карточных каталогов: практ. пособие / Г. А. Кисловская. - М.: Либерия-Бибинформ, 2009. - 144 са.

7. Сукиасян, Э. Р. Каталогизация и классификация. Электронные каталоги и автоматизированные библиотечные системы: избр. ст. / Э. Р. Сукиасян. -СПб.: Профессия, 2009. - 536 с.

8. Сукиасян, Э. Р. Школа индексирования: практ. пособие / Э. Р. Сукиасян. – М.: Либерия-Бибинформ, 2005. – 144 с.


Часть 2 Материалы, устанавливающие содержание и порядок проведения промежуточной и итоговой

аттестации.

2.1. Занятия для самостоятельной работы студентов

Самостоятельная работа студентов предполагает тщательную проработку учебного материала по конспектам, учебной и научной литературе, справочникам, а также систематическую работу с изучаемыми классификационными системами .

С этой целью в задании по самостоятельной работе студентов входит систематизация документов различной тематики согласно методике, принятой для соответствующих таблиц классификации, изучаемых в данном курсе.

2.2. Вопросы для подготовки к зачету

1. ДКД: история возникновения, современное использование.

2. Особенности структуры «Десятичной классификации» М. Дьюи.

3. УДК: история, возникновение, современное использование.

4. Структура УДК

5. Система определений УДК

6. Методика систематизации документов по УДК

7. УДК в России: история и современное состояние

8. «Классификация двоеточием» Ранганатана: история и современное состояние.

9. Структура фасетной классификации (на примере классификации Ранганатана)

10. ГРНТИ: история и современное состояние.

11. Структура ГРНТИ

12. Международный классификатор стандартов: история, функции, сфера применения.

13. Международный классификатор стандартов: структура, развитие.

14. Международная патентная классификация: история, функции, сфера применения.

15. Международная патентная классификация: структура

16. Классификатор правовых актов: история, функции, сфера применения.

17. Классификатор правовых актов: структура.

18. Анализ современного состояния классификационной практики в библиотечно-информационных учреждениях РФ.


2.4. Учебно-методическое обеспечение дисциплины.

2.4.1. Методические указания для преподавателей.

Изучение курса предполагает, прежде всего, овладение материалами лекций. В ходе лекционных занятий внимание студентов акцентируется на наиболее важных моментах в истории развития той или иной классификационной системы и особенностей методики систематизации документов по изучаемой классификации.

По курсу предусмотрены также практически е занятия. Данный вид занятий позволяет закрепить навыки систематизации документов по таблицам ведущих классификационных систем современности. Изучение курса завершается зачетом.


2.4.2. Методические указания для студентов

Раздел 1.

Крупнейшие универсальные классификационные документные системы современности.


Тема 1. Десятичная классификация Дьюи как одна из ведущих документных классификаций современности: история, структура, общая методика систематизации документов.

При изучении темы следует обратить внимание, что ДКД – это универсальная комбинационная система, предназначенная для систематической расстановки книг в публичных библиотеках США. В современный период данная классификация широко распространена в различных типах библиотек США и многих других зарубежных странах.

В организационном плане следует изучить перечень основных делений, их наполнение. Проанализировать базу индексации. ДКД так же можно рассматривать как систему организации электронных ресурсов.


Тема 2. УДК – ведущая документная классификация современности: история, структура, общая и частная методика систематизирования документов.

При изучении темы следует усвоить, что появление УДК, как и любой классификации, было обусловлено дальнейшим расширением и развитием системы документов, потребностями специалистов, общества в целом.

Изучая организационное построение УДК, следует остановится на основном перечне классов, системе определителей (общих и специальных), их назначении, использовании, АПУ, обратиться к базе индексации. Проанализировать степень распространенности УДК в мире. Оптимизация УДК является показателем ее развития.

УДК в России: история и современное состояние.


Тема 3. Фасетная классификация документов (на примере «Классификации двоеточием» Ш. Р. Ранганатана).

В рамках темы следует усвоить, что фасетная классификация является одной из разновидностей систематической классификации. Автором фасетной классификации стал известный индийский ученый Ранганатан. «Классификация двоеточием» явилась новым явлением в теории и практике документной классификации.

При изучении данного вопроса, следует познакомится с понятийным аппаратом ФК (терминами «фасет, «изолата», «фасетная формула» и др.), ее основами, методикой построения фасетной формулы, организационным построением классификации.

ФК не получила столь широкого распространения. Однако в последние годы достаточно активно ведутся разработки в данном направлении.


Тема 4. Государственный рубрикатор научно-технической информации: история, структура, общая методика систематизации.

В рамках темы следует обратить внимание на функции данной классификационной системы. Прежде всего это функция языка – посредника между другими классификациями, используемыми в автоматизированных информационных системах. Структура, правила использования ГРНТИ.


Тема 5. Международная патентная классификация: история, структура, методика систематизации.

В рамках темы следует обратить внимание на то, что данная классификация применяется в сфере охраны объектов промышленной собственности. Особенностью структуры является то, что она построена по функционально-отраслевому признаку.

Применение МПК организовывается фондами патентных документов в организациях и библиотечно-информационных учреждениях. Изменения в классификацию вносятся раз в 5 лет.


Тема 6. Межгосударственный классификатор стандартов: история, структура, общая методика систематизации.

В рамках темы следует уяснить, что это универсальная классификационная система специального назначения.

Сфера применения классификатора распространяется на организации и библиотеки, имеющие фонды стандартов и технических условий.

Ведение МКС осуществляют ФГУП Стандартинформ с 2005 года.


Тема 7. Классификатор правовых актов: история, структура, методика систематизации.

В рамках темы следует обратить внимание на то, что классификатор правовых актов относится к универсальным перечислительным классификационным системам.

Его использование направлено на формирование банков данных правовой информации и при автоматизированном обмене правовой информацией. В библиотеках России по нему выстроены фонды нормативно-правовых документов. Его используют центры правовой информации.


2.4.3. Методическое обеспечение дисциплины.


Для методического обеспечения данного курса используются:

  1. Конкретные педагогические материалы (тестовые материалы)

  2. Конспекты лекций

  3. Раздаточный материал из специализированного фонда кабинета кафедры документоведения, библиотековедения и библиографии ПГИИК.



2.4.4. Информационное обеспечение дисциплины


Для информационного обеспечения данного курса используются сайты документных и информационных учреждений в глобальной компьютерной сети Интернет (РГБ, РНБ, ГПНТБ).

Похожие:

Учебно-методический комплекс «Управление персоналом» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования, iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Информационные технологии управления персоналом» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 080505 Управление персоналом.
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Информационные технологии управления персоналом» составлен в соответствии с требованиями...
Учебно-методический комплекс «Управление персоналом» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования, iconУчебно-методический комплекс Для специальности: 080505 «Управление персоналом» Для направления
Учебно-методический комплекс «Связи с общественностью» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного...
Учебно-методический комплекс «Управление персоналом» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования, iconУчебно-методический комплекс «Управление персоналом» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования,
Дисциплина входит в федеральный компонент цикла специальных дисциплин и является обязательной для изучения
Учебно-методический комплекс «Управление персоналом» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования, iconУчебно-методический комплекс Архитектурные решения зданий и сооружений составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего
Архитектурные решения зданий и сооружений составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего...
Учебно-методический комплекс «Управление персоналом» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования, iconРоссийский государственный торгово-экономический университет
Учебно-методический комплекс Основы безопасности труда составлен в соответствии с требованиями Государственного стандарта высшего...
Учебно-методический комплекс «Управление персоналом» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования, iconУчебно-методический комплекс по дисциплине риторика
Учебно-методический комплекс по риторике составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего...
Учебно-методический комплекс «Управление персоналом» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования, iconУчебно-методический комплекс по дисциплине опд. Ф. 02. 1 “Физиология растений” составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности Шифр 020200. 62. “ Бакалавр”
Учебно-методический комплекс по дисциплине опд. Ф. 02. 1 “Физиология растений” составлен в соответствии с требованиями Государственного...
Учебно-методический комплекс «Управление персоналом» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования, iconОдобрено учебно-методическим советом факультета управления Философия Учебно-методический комплекс Для всех специальностей Москва 2007
Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального...
Учебно-методический комплекс «Управление персоналом» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования, iconУчебно-методическим советом факультета коммерции и маркетинга управление маркетингом учебно-методический комплекс Для специальности 080111 Маркетинг м осква 2008
Учебно-методический комплекс «Управление маркетингом» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта...
Учебно-методический комплекс «Управление персоналом» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования, iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Информационное обеспечение предпринимательской деятельности» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования,
Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования, Профессиональной образовательной программой по...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница