Аналитический отчёт Критерий Использование современных образовательных технологий в процессе обучения предмету и в воспитательной работе




Скачать 106.65 Kb.
НазваниеАналитический отчёт Критерий Использование современных образовательных технологий в процессе обучения предмету и в воспитательной работе
Дата18.04.2013
Размер106.65 Kb.
ТипДокументы

Аналитический отчёт

Критерий 4.

Использование современных образовательных технологий в процессе обучения предмету и в воспитательной работе


Я стараюсь познакомиться и разобраться со всем спектром педагогических технологий, так как считаю, что в арсенале учителя должен быть запас методов и приёмов на все случаи жизни. Наиболее приемлемыми для меня и моих учеников являются следующие:





Все эти технологии взаимосвязаны, применение одной из них влечёт за собой элементы другой. Технологии здоровьсбережения должны быть в основе любого урока у любого учителя. Применяю их и я


1.Здоровьесберегающие технологии

Из всех групп здоровьесберегающих технологий, применяемых в системе образования, выбрала и применяю те, которые основаны на возрастных особенностях познавательной деятельности детей, обучении их на оптимальном уровне трудности (сложности), вариативности методов и форм обучения, оптимальном сочетании двигательных и статических нагрузок, обучении в малых группах, использовании наглядности и сочетании различных форм предоставлении информации, создании эмоционально благоприятной атмосферы, формировании положительной мотивации к учебе (“педагогика успеха”), на культивировании у школьников знаний по вопросам здоровья.

На уроках используются упражнения и приёмы Игольницыной Людмилы Михайловны, гигиенические критерии рациональной организации урока (по Н. К. Смирнову). Снятие усталости с помощью двигательных упражнений, элементы арт-терапии, релаксация, упражнения для глаз – это далеко не полный перечень приёмов, укрепляющих и сохраняющих здоровье учащихся. На уроках применяется также комплекс Пола И. Денисона «Гимнастика Ума»

Соблюдаю требования к здоровьесберегающему уроку:

  1. Учёт санитарного состояния кабинета

  2. Организация предметно-пространственной среды: расстановка мебели, соответствие мебели росту детей, оформление кабинета, озеленение, рабочее место учителя, рабочее место ученика

  3. Применение способов предупреждения утомляемости на уроке

Правильно организованный, приносящий удовлетворение человеку труд издавна считается источником здоровья и творчества. При проведении урока я придерживаюсь следующих правил:

    • постоянное вхождение в работу;

    • ритмичность работы;

    • систематичность деятельности;

    • чередование труда и отдыха;

    • заинтересованное творческое отношение каждого к своему труду.

При планировании и анализе урока учитываю не только обучающий, развивающий и воспитывающие аспекты, но и здоровьесберегающий.

Результаты: 1. Положительный эмоциональный настрой учащихся.

Настроение в конце урока в 99, 2% не изменяется к худшему, в 67% - улучшение настроения. (Методика цветовыбора, «Климатическое облако»)

2. Сохранение хорошей работоспособности в течение всего урока

Работоспособность определяется с помощью темпинг-теста в начале, середине и в конце урока. Методика применяется дважды в каждой четверти.


2. Информационно-коммуникационные технологии

В отличие от обычных технических средств обучения ИКТ позволили мне на уроках биологии не только насытить обучающегося большим количеством готовых знаний, но и развивать интеллектуальные, творческие способности учащихся, их умение самостоятельно приобретать новые знания, работать с различными источниками информации в сети Интернет.


Уроки биологии провожу с разной степенью включённости компьютерной техники:

1 - информационно-коммуникационные технологии включаются в традиционный урок биологии: при подготовке к восприятию нового материала, как иллюстрацию при изучении нового материала, и закреплении изученного, решении биологических задач при формировании биологических понятий. Если возникают технические сложности, то ИКТ-составляющую урока можно заменить достаточно быстро

2 - Интернет – уроки, мультимедиа - уроки. Такие уроки требуют особой подготовки, провожу их нечасто, но результативность их очень велика.


Эффективность включения в урок биологии компьютерных моделей, при разных режимах использования компьютерных технологий, определяется, прежде всего, по результатам обучения.

В январе 2008 года в 9 классах были выделены две группы учеников: экспериментальная (обучение проводилось с использованием информационных технологий обучения) и контрольная (обучение осуществлялось традиционными методами). В результате тестирования было выявлено повышение эффективности процесса обучение на 22% в экспериментальной группе одного класса и на 35 % другого. Тема урока «Происхождение человека». Учащиеся экспериментальных групп с помощью Сети Интернет совершили виртуальное путешествие к нашим предкам и выполнили творческие работы: создали компьютерные презентации с характеристиками этапов антропогенеза. Все нормы СанПина при этом были соблюдены


Изменение процента качества знаний

в контрольной и экспериментальной группах

после тестирования по теме без применения ИКТ

и после урока с применением ИКТ



На собственном опыте убедилась, что информационные технологии позволяют:

  • обеспечить каждому школьнику собственную траекторию обучения.

  • коренным образом изменить организацию процесса обучения учащихся, формируя у них системное мышление.

  • рационально организовать познавательную деятельность школьников в ходе учебно-воспитательного процесса.

  • использовать компьютеры с целью индивидуализации учебного процесса и обратиться к принципиально новым познавательным средствам.

  • изучать явления и процессы в микро- и макромире, внутри сложных биологических систем на основе использования средств компьютерной графики и моделирования.


На уроках и факультативах по биологии и во внеурочное время использую такие электронные учебники, как «Биология.1С Репетитор», «Школьный курс биологии», «Анатомия», энциклопедия Кирилла и Мефодия .


Итак, в результате применения информационно-коммуникационных технологий на уроках биологии и во внеурочное время:

- разработаны и проведены собственные уроки с использованием ИКТ (мультимедийные, Интернет-уроки)

- проведены лабораторные работы с помощью электронных учебников в тех случаях, когда их невозможно провести с помощью наглядного материала (Строение мозга, слухового анализатора)

- созданы методические и дидактические материалы для уроков с использованием ИКТ

- создан банк творческих работ учащихся (презентации, сборники)

- учащиеся вовлечены в дистанционные олимпиады, викторины, турниры (Всероссийские: Турнир Ломоносова, эколого-биологическая викторина, конкурс имени Вернадского, дистанционная олимпиада Эйдос)

Мною изучаются и используются возможности электронного журнала (1С:Предприятие.1С:ХроноГраф. Школа 2.5 (версия 7.7)), возможности интерактивной доски.

4. Межпредметная интеграция с дифференциацией по интересам

Чем ярче проявляет себя индивидуальность, тем
больше она стремится к единению со всем сущим
Р.Тагор


Задача школьного обучения - формирование цельной гармонической личности. Выполнению этой задачи способствует межпредметная интеграция.

Интеграцию мы, учителя-единомышленники,

понимаем как переплетение

(взаимопроникновение)

различных идей, взглядов, теорий, предметов,

рассматривающих один и тот же объект

с различных точек зрения.

Интеграция (лат.) – восстановление, восполнение, объединение частей в целое, причем не механическое соединение, а взаимопроникновение, взаимовидение.

Предметы, с которыми осуществлялалась

и осуществляется интеграция биологии




Существует множество видов интеграции: по методам, приемам, способам, уровням, направлениям. С разными учителями, классами я использую разные виды интеграции. Но в системе вот уже 18 лет мы работаем одной творческой группой: географ, историк, биолог. Накоплен большой опыт. Мы точно знаем, что своим уроком мы можем «разбудить» любой пассивный класс. Форма организации работы учащихся – групповая. У каждого учителя своя группа, при делении мнения детей учитывается. И на уроке учитель находится со своей группой в постоянном взаимодействии, сотрудничестве. Чаще всего это группы биологов, географов, историков. То есть осуществляется дифференциация по интересам. Это очень привлекает детей, они с гордостью относят себя к той или иной группе. Но в некоторых классах мы проводим дифференциацию «наоборот», предлагая заняться, например биологией, тем, кто не испытывает к ней интереса. В процессе подготовке к уроку и во время урока мы видим, как меняется отношение к предмету. Это только один из результатов, который даёт межпредметная интеграция.

Что дают наши интегрированные уроки детям:

  • Выход за пределы накопленных знаний.

  • Приобретение целостных знаний.

  • Выход за пределы учебных программ.

  • Навыки групповой творческой деятельности.

  • Умения видеть проблемы и искать их решения.

  • Навыки прогнозировать будущее.

  • Навыки успешной деятельности



Что дают интегрированные уроки нам - учителям:

  • Творческие разработки

  • Творческие уроки

  • Творческие проекты

  • Команды творческих учителей

  • Педагогическое взаимодействие -сотрудничество учителей друг с другом и со своими учениками.

  • Активизацию образовательного процесса


Интеграцию мы проводим не на показ, но опыт проведения таких уроков велик и мы часто делимся им с коллегами района:

Тема урока

Класс

Предметы

Мероприятие

Перекрёсток семи дорог

10

География, биология

РМО учителей географии и биологии

Нравственные основы любви, семьи и брака


11



География, история, биология, психология

Районный семинар завучей

Познавательная деятельность


11


География, история, биология

РМО учителей биологии и школьных психологов


Чтобы выжить



6



ОБЖ, география, биология



МО классных руководителей


Линия жизни



9



Биология, география, обществознание


РМО социальных педагогов


Генетика и жизнь



11



География, история, биология, литература


РМО учителей биологии



Симметрия в природе




11


Математика, биология, география


МО учителей математики




  1. Проектная деятельность

Элементы ТРИЗ-технологии


Проектная деятельность- действие,

совершаемое от всего сердца и с определенной целью

Е.Г. Каган


Метод проектов на уроках я применяю не первый год. Но хорошо понять эту технологию мне помогло сообщество «Интернет на уроке и после него» на портале Сети творческих учителей» http://it-n.ru. Я благодарна Митрясовой Е.Н. учителю Гимназии №140 г.Омска, за её методику «погружение в ССС». Эта методика помогла мне эффективнее организовать работу учащихся в группах.

«ССС» - это: 1.Умение сотрудничать, то есть выполнять какое-то дело вместе, договариваясь о распределении обязанностей, идти друг другу на уступки.

2. Сочувствие, то есть умение отзываться на просьбы о помощи своих одноклассников, умение увидеть, что однокласснику или учителю нужна помощь.

3. Самоконтроль, то есть умение сдерживать свои желания и капризы, умение без напоминания выполнять основные требования учителя и основные нормы школы

Достигается это благодаря распределению ролей в группах:

организатор — отвечает за работу группы в целом;

спикер — выступает перед классом с готовым решением группы;

секретарь — записывает высказанные идеи и решения;

критик — высказывает противоположную точку зрения, провоцирует возражения;

контролер — проверяет, все ли поняли принятое решение.

применив эту методику в 10 классе я убедилась, что погружение в «ССС» позволяет в игровой форме научить детей организовывать свое рабочее время, контролировать поведение, учит ребят говорить, выделяя только главное. И только тогда проблемы стали решаться творчески, проектная деятельность стала хорошо получаться.

Для решения различных проблем я использую два алгоритма: 1 - традиционный




2 – шестишаговый алгоритм ТРИЗ-технологии:

1. Выделить главную мысль

2. Выделить действие

3. Выделить объект анализа

4. Определить объект воздействия

5. Описать взаимодействие между объектами анализа и воздействия

6. Сформулировать задачу

Старшеклассники сами выбирают путь решения проблемы. Так были созданы проекты: «Как проникнуть в клетку», «Избавимся от мусора», «Природосообразный дом»


5. Личностно-ориентированная технология ИСУД


Скажи мне – и я забуду.
Покажи мне – и я запомню.
Вовлеки меня – и я научусь”.

Китайская народная пословица

Основная задача личностно-ориентированного обучения, считает И. С. Якиманская, состоит не только в том, чтобы планировать общую, единую и обяза­тельную для всех линию психического развития, а в том, чтобы помогать каждому ученику с учетом имеющегося у него опыта совершенствовать свои индивидуальные способности, разви­ваться как личность.

Изучив технологию Н.Л. Галеевой ИСУД (индивидуальный стиль учебной деятельности), я составила план своей работы по внедрению этой технологии в 8б классе, где много детей с низкой учебной мотивацией

Краткое содержание этого плана таково:


  1. Диагностика личностных особенностей учащихся 8б класса (стиля деятельности)

  2. Разработка матрицы для каждого ученика

  3. Создание банка методик и дидактических материалов для использования на уроках

  1. Определить эффективность использования технологии ИСУД на основе повторной диагностики

Проведена диагностика, создан банк материалов, которыми я пользуюсь. учитывая индивидуальные особенности учащихся. Но разрабатывать матрицы для каждого ученика достаточно проблематично из-за дефицита времени. Я создала матрицы на пятерых учащихся благодаря которым могу хоть в какой-то мере прослеживать за эффективностью использования данной технологии. Качество знаний повысилось только у одного. Но для других восьмиклассников в данное время такой скачёк не возможен (низкий уровень обучаемости). Показательным является то, что у всех повысился интерес к предмету. Таким образом, я считаю, что обучение по личностно-ориентированной технологии даёт положительные результаты




Большую часть времени на личностно-ориентированном уроке отвожу этапу отработки умений и навыков, на этом этапе для каждого ученика есть своё задание

Ресурсы учебного успеха ученика

Похожие:

Аналитический отчёт Критерий Использование современных образовательных технологий в процессе обучения предмету и в воспитательной работе iconИспользование современных образовательных технологий, в том числе информационно-коммуникационных, в процессе обучения предмету и в воспитательной работе Использование икт в процессе обучения предмету
Неоценима польза для воспитательной работы в классе: создание печатных изданий, творческих проектов, презентаций, тестов для проведения...
Аналитический отчёт Критерий Использование современных образовательных технологий в процессе обучения предмету и в воспитательной работе iconИспользование современных образовательных технологий, в том числе икт, в процессе обучения предмету и воспитательной работе
Вариативность образования – один из основополагающих принципов и направление развития современной системы образования в России
Аналитический отчёт Критерий Использование современных образовательных технологий в процессе обучения предмету и в воспитательной работе iconГоу нпо «Профессиональное училище №18, пос. Ракитное Белгородской области»
Использование современных образовательных технологий в процессе обучения информатики
Аналитический отчёт Критерий Использование современных образовательных технологий в процессе обучения предмету и в воспитательной работе iconИспользование современных образовательных технологий как средство развития учебной мотивации сельских школьников
Александрова Е. П. – заместитель директора по учебно-воспитательной работе Дмитриевской средней общеобразовательной школы Даниловского...
Аналитический отчёт Критерий Использование современных образовательных технологий в процессе обучения предмету и в воспитательной работе icon«Использование программного обеспечения на платформе oс linux в деятельности учителя предметника» в объеме 72 часов
Под эффективным использованием современных образовательных технологий в образовательном процессе мы понимаем использование таких...
Аналитический отчёт Критерий Использование современных образовательных технологий в процессе обучения предмету и в воспитательной работе iconИспользование информационных технологий в воспитательной работе
Кочергина Г. Д., руководитель Регионального центра дистанционного обучения, к п н
Аналитический отчёт Критерий Использование современных образовательных технологий в процессе обучения предмету и в воспитательной работе iconКритерий Обеспечение высокого качества организации образовательного процесса на основе эффективного использования современных образовательных технологий, в том числе информационных технологий

Аналитический отчёт Критерий Использование современных образовательных технологий в процессе обучения предмету и в воспитательной работе iconИспользование информационно-коммуникационных технологий в воспитательной работе
Диапазон использования икт в воспитательном процессе очень широк. Рассмотрим области применения икт на практике
Аналитический отчёт Критерий Использование современных образовательных технологий в процессе обучения предмету и в воспитательной работе iconОтчет на тему «Использование современных педагогических и информационных технологий на уроках математики»
Технологии обучения – традиционные и личностно ориентированные
Аналитический отчёт Критерий Использование современных образовательных технологий в процессе обучения предмету и в воспитательной работе iconПостроение индивидуальных образовательных траекторий. Начальная школа
Технологии развития талантливых детей (использование современных образовательных и икт-технологий)
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница