Национальная программа действий в области прав человека г. Ташкент 2011г




НазваниеНациональная программа действий в области прав человека г. Ташкент 2011г
страница1/5
Дата02.02.2013
Размер0.72 Mb.
ТипПрограмма
  1   2   3   4   5


ПРОЕКТ


Национальная программа действий

в области прав человека


г.Ташкент – 2011г.


Содержание


Национальная программа действий в области прав человека: цели, задачи и значение


Раздел I. Республика Узбекистан по пути демократического обновления, обеспечения верховенства Конституции и закона, надежной защиты прав, основных свобод и законных интересов личности


1.1. Защита прав и свобод человека – приоритетное направление государственной политики

1.2. Национальные институты, обеспечивающие реализацию основных прав и свобод человека

1.3. Гражданское общество и его роль в защите демократических ценностей, прав, свобод и законных интересов личности


Раздел II. Приоритетные направления дальнейшего углубления демократических преобразований, совершенствования национальной системы защиты прав и свобод человека в Республике Узбекистан


2.1. Имплементация международных стандартов прав человека в национальное законодательство и правоприменительную практику

2.2. Совершенствование организационно-правовых механизмов реализации личных, политических, экономических, социальных и культурных прав человека

2.3. Создание эффективных организационно-правовых механизмов развития парламентского и общественного контроля и мониторинга за деятельностью государственных органов в области прав человека

2.4. Формирование непрерывной системы образования по правам человека, просвещения и культуры прав человека в обществе

2.5. Развитие и совершенствование научных исследований по вопросам прав и свобод человека

2.6. Укрепление сотрудничества и взаимодействия с международными организациями по вопросам прав человека


Национальная программа действий в области прав человека: цели, задачи и значение


Национальная программа действий в области прав человека разработана по инициативе Президента Республики Узбекистан И.А. Каримова, выдвинутой в «Концепции дальнейшего углубления демократических реформ и формирования гражданского общества в стране».

Принятие Национальной программы действий в области прав и свобод человека является свидетельством приверженности Республики Узбекистан политике уважения и поощрения, поддержки и защиты прав человека, формирования сильного гражданского общества, где не на словах, а на деле реализуются положения Конституции Республики Узбекистан о том, что «высшей ценностью является человек, его жизнь, свобода, честь, достоинство и другие неотъемлемые права».

С первых лет государственной независимости Узбекистан придерживается мировой практики последовательной и всесторонней защиты государством прав и свобод человека на основе идеи разработки национальных планов действий в области прав человека, выдвинутой Всемирной конференцией ООН по правам человека, состоявшейся в Вене в 1993г.

Начиная с 1997г., который был объявлен в Узбекистане Годом интересов человека, каждый год был посвящён решению наиболее актуальных аспектов поддержки социально уязвимых слоёв населения – женщин, детей, молодёжи, престарелых. Реализация государственных программ по этим направлениям деятельности способствовала усилению поддержки населения, повышению уровня жизни граждан.

Ежегодное принятие в Узбекистане государственных программ, показало свою эффективность, как в плане совершенствования законодательства, так и в плане повышения уровня защищённости прав различных категорий населения. Законодательное обеспечение прав и свобод человека способствует укреплению и расширению сотрудничества государства и общества, активному участию граждан в управлении общественными и государственными делами.

Национальная программа действий в области прав и свобод позволит подвести итоги сделанного в сфере прав человека за 20-летний период независимого развития страны и дать новый мощный импульс дальнейшему поступательному и системному движению правозащитной деятельности государства, находящегося на этапе углубления демократических преобразований и модернизации всех сторон жизни общества.

Цели Национальной программы:

- определение приоритетных направлений политики Республики Узбекистан по дальнейшему совершенствованию национальной системы защиты прав и свобод человека, усилению гарантий реального обеспечения прав и свобод человека;

- совершенствование организационно-правовых механизмов имплементации общепризнанных норм международного права в национальное законодательство и практику деятельности государственных органов и институтов гражданского общества на основе применения передового зарубежного опыта в области прав человека;

- углубление координации деятельности между государственными, негосударственными и международными структурами в сфере прав человека;

- выявление проблем в сфере обеспечения защиты прав человека и определение путей их разрешения путём использования государственных и общественных механизмов;

- содействие формированию и развитию системы социального партнёрства государственных органов с институтами гражданского общества в сфере контроля и мониторинга исполнения законов и других законодательных актов по вопросам обеспечения прав и основных свобод человека;

- принятие эффективных мер по повышению уровня правовых знаний в обществе, улучшению образования в области прав человека в целях формирования культуры прав человека, направленной на то, чтобы каждый гражданин, представитель институтов гражданского общества знал свои права и свободы, умел ими пользоваться и защищать их;

- укрепление взаимодействия институтов гражданского общества с органами государственной власти и управления в защите прав, свобод и интересов различных слоёв населения.

Национальная программа действий в области прав и свобод человека позволит:

- обеспечить дальнейшую имплементацию международных стандартов в деятельность органов законодательной, исполнительной и судебной власти и институтов гражданского общества, входящих в национальную систему защиты прав и свобод человека;

- содействовать реализации принципов верховенства Конституции и законов, а также примата общепризнанных норм международного права в деятельности органов государства;

- расширить условия, способы и возможности вовлечения граждан и институтов гражданского общества в управление делами государства в сфере прав и свобод человека;

- совершенствовать систему национального мониторинга прав человека и укрепить её связь с международным мониторингом в правозащитной сфере;

- улучшить уровень защищённости прав и свобод социально уязвимых категорий граждан;

- создать необходимые условия для формирования в обществе культуры прав человека, уважительного отношения ко всем категориям прав и свобод человека и законопослушного поведения граждан.

РАЗДЕЛ I. РЕСПУБЛИКА УЗБЕКИСТАН ПО ПУТИ ДЕМОКРАТИЧЕСКОГО ОБНОВЛЕНИЯ, ОБЕСПЕЧЕНИЯ ВЕРХОВЕНСТВА КОНСТИТУЦИИ И ЗАКОНА, ОСНОВНЫХ СВОБОД И ЗАКОННЫХ ИНТЕРЕСОВ ЛИЧНОСТИ


    1. Защита прав и свобод человека - приоритетное направление государственной политики


Права и свободы человека – это главный приоритет деятельности всего мирового сообщества и оценки качества государственной деятельности, степени ее демократичности, приверженности правовым началам, духовно-нравственным принципам и общечеловеческим ценностям.

Во Всеобщей декларации прав человека сказано: «Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах. Они наделены разумом и совестью и должны поступать в отношении друг друга в духе братства».

Республика Узбекистан после обретения в 1991 году государственной независимости приступила к целенаправленной деятельности по поощрению, укреплению и защите прав и свобод граждан. Первым шагом в этом направлении было принятие Конституции Республики Узбекистан 1992 г. и закрепление в ней всего комплекса прав и свобод человека, признанных нормами международного права.

Провозгласив в Конституции принцип примата общепризнанных норм международного права, Республика Узбекистан присоединилась более чем к 70-ти международным документам по правам человека и приняла на себя обязательства по созданию необходимых организационно-правовых условий для поощрения и защиты прав и свобод человека.

Узбекистан, опираясь на собственную модель развития, за короткий, по историческим меркам, срок добился значительных достижений в сфере обеспечения необходимых условий и организационно-правовых механизмов реализации личных, политических, экономических, социальных и культурных прав человека.

В Республике Узбекистан получили развитие и реализуются принципы взаимоотношения человека и государства, признанные международным сообществом, которые гласят:

- права человека принадлежат ему от рождения, поэтому они являются неотъемлемыми и неотчуждаемыми;

- права человека универсальны, основаны на принципе равенства, они гарантированы каждому, кто находится под юрисдикцией государства;

- права человека - высшая ценность, а их уважение, соблюдение и защита - обязанность государства;

- права человека - средство контроля за властью, ограничитель всевластия государства, которое не должно переступать границ свободы, очерченных правами человека;

- обеспечение прав и свобод несовместимо с дискриминацией по какому-либо признаку;

- осуществление прав и свобод человека не должно нарушать права и свободы других лиц;

- личные, политические, экономические, социальные и культурные права и свободы равноценны по своей значимости, неразделимы и взаимосвязаны;

- коллективные права неотделимы от прав индивида, они не должны противоречить индивидуальным правам, ограничивать правовой статус личности;

- права человека регулируются законом;

- основные фундаментальные права человека должны соблюдаться в любой ситуации.

Права и свободы человека могут быть ограничены только законом и судом и исключительно для указанных в Конституции и в важнейших международно-правовых актах целей: защиты основ конституционного строя, здоровья, нравственности, прав и законных интересов других лиц, обеспечения общественного порядка, обороны страны и безопасности государства.

Имплементация основных международных документов по правам человека в законодательство и практику деятельности государственных органов Республики Узбекистан способствовала созданию в стране национальной системы защиты прав человека:

во-первых, создана собственная модель поэтапной и постепенной имплементации международных стандартов в национальное законодательство и правоприменительную практику;

во-вторых, сформирована прочная законодательная основа реализации прав человека. За годы независимости принято 15 кодексов и более 500 законов, относящихся к сфере защиты прав человека;

в-третьих, функционирует национальная система мониторинга соблюдения конституционных прав и свобод человека и выполнения международных норм и принципов по правам человека, которая включает в себя парламентский мониторинг и контроль за деятельностью органов исполнительной власти;

в-четвёртых, созданы национальные институты по правам человека, (Омбудсман, Национальный центр Республики Узбекистан по правам человека и др.) которые содействуют обеспечению прав и свобод человека органами законодательной, исполнительной и судебной власти на основе международных стандартов и требований;

в-пятых, в системе органов исполнительной власти, в частности, Министерства юстиции, Министерства внутренних дел, а также Генеральной прокуратуры Республики Узбекистан функционируют специальные Управления по правам человека, имеющие свои региональные структурные подразделения;

в-шестых, сформирована непрерывная система образования в области прав человека, охватывающая как детей дошкольного и школьного возраста, так и студентов средних специальных и высших учебных заведений, государственных служащих, работников правоохранительной системы и судов, педагогических, медицинских и социальных работников, повышающих уровень своих знаний в сфере прав человека в рамках соответствующих институтов, центров, курсов повышения квалификации;

в-седьмых, в целях программного обеспечения Конституции и законов Республики Узбекистан введено в практику посвящение каждого года решению важных политических, социально-экономических и культурных аспектов прав человека, в т.ч. прав женщин, детей, престарелых, предпринимателей и др.

в-восьмых, сформирована, отвечающая международным требованиям, система отчетности Узбекистана перед договорными Комитетами ООН, которая выражается в своевременной подготовке и направлении национальных докладов страны о выполнении своих международных обязательств. Важной составной частью этой системы является подготовка и принятие Национальных планов действий по выполнению Заключительных рекомендаций и замечаний Комитетов ООН по итогам рассмотрения периодических докладов. В Комитеты ООН представлено около 30-ти докладов по гражданским, политическим, экономическим, социальным и культурным правам и принято более 10-ти национальных планов действий;

в-девятых, институты гражданского общества принимают самое активное участие в совершенствовании законодательства, проведении общественного мониторинга прав социально уязвимых слоев населения, информационно-просветительской деятельности, а также в подготовке периодических докладов Республики Узбекистан по выполнению своих международных обязательств в сфере прав человека. В настоящее время в Узбекистане функционируют более 5100 ННО.

Узбекистан уважает и обеспечивает всем, находящимся в пределах его юрисдикции, лицам права и свободы без какой-либо дискриминации, уделяя внимание обеспечению всех прав, признанных международным правом: гражданских, политических, экономических, социальных и культурных.

За последние десять лет страна совершила прорыв в области политических и гражданских прав. Впервые за многовековую историю граждане Республики Узбекистан получили возможность на основе Международного пакта о гражданских и политических правах, Конституции и законов реально осуществлять такие демократические права, как право избирать и быть избранными в органы государственной власти и управления, участвовать в государственном управлении, право на свободу мысли и слова, свободу совести и вероисповедания, получение информации от государственных органов.

Республика Узбекистан предпринимает значительные усилия по формированию справедливого гражданского общества, созданию системы партнерских отношений между государством и обществом для чего:

во-первых, сформирован и эффективно функционирует двухпалатный парламент, активно сотрудничающий с политическими партиями, ННО и органами самоуправления граждан;

во-вторых, регулярно проводятся выборы в Олий Мажлис Республики Узбекистан и местные представительные органы власти, которые демонстрируют демократический характер избирательной системы и политическую активность избирателей;

в-третьих, принят Конституционный закон «Об усилении роли политических партий в обновлении и дальнейшей демократизации государственного управления и модернизации страны», который сформировал процедуры партийного контроля за назначением высших должностных лиц органов исполнительной власти, а также закон «О гарантиях деятельности негосударственных некоммерческих организаций», представивший возможность получения ННО государственной помощи в виде субсидий, социальных заказов, грантов.

в-четвёртых, Законодательная палата и Сенат Олий Мажлиса Республики Узбекистан приняли совместное Постановление «О мерах по усилению поддержки негосударственных некоммерческих организаций, других институтов гражданского общества», которым созданы Общественный фонд по поддержке ННО и других институтов гражданского общества, а также Парламентская комиссия по управлению средствами Фонда.

Заметным событием стало широкое празднование в стране 60-летия Всеобщей декларации прав человека. Этому событию был посвящен Указ Президента Республики Узбекистан от 1 мая 2008 г., который утвердил Программу мероприятий, содержащую целый комплекс законодательных, организационных и информационно-просветительских мер, направленных на совершенствование организационно-правовой базы прав и основных свобод человека.

Особое внимание в стране уделяется реализации прав человека в сфере правосудия путём реформирования судебно-правовой сферы:

во-первых, с 1 января 2008 г. отменено наказание в виде смертной казни, что позволило заменить данный вид наказания на пожизненное и длительное лишение свободы и присоединиться ко Второму факультативному протоколу к Международному пакту о гражданских и политических правах, посвященному вопросам отмены смертной казни;

во-вторых, с 1 января 2008 г. введен институт «Хабеас корпус», согласно которому право дачи санкции на заключение под стражу передана от органов прокуратуры судам, что усилило судебный контроль за соблюдением прав человека на предварительном следствии;

в-третьих, принят Закон «О противодействии торговли людьми», которым сформирована система государственных органов в сфере борьбы с торговлей людьми, в Уголовный кодекс внесена ст. 135 «Торговля людьми», которая определяет признаки этого преступления и меры наказания для лиц виновных в его совершении, принят Национальный план действий по повышению эффективности борьбы с торговлей людьми и создан Республиканский реабилитационный центр для жертв торговли людьми;

в-четвёртых, проведена реформа системы адвокатуры, которая способствовала обеспечению равенства процессуальных прав обвинения и защиты в уголовном процессе, внедрению демократического института «Правила Миранды», установлению ответственности за воспрепятствование деятельности адвокатов;

в-пятых, специализация судов общей юрисдикции, создание судов по гражданским и уголовным делам, способствовали повышению эффективности их деятельности по квалифицированному рассмотрению уголовных, гражданских дел, надежной защите прав и свобод человека;

в-шестых, либерализация уголовных наказаний содействовала тому, что Узбекистан сегодня имеет один из самых низких показателей в мире по количеству заключенных на 100 тысяч населения страны – 155 человек. За последние 10 лет в стране более чем в 2 раза уменьшилось количество заключенных, содержащихся в местах лишения свободы;

в-седьмых, с 2001 года в правоприменительную, судебную практику введен и эффективно действует институт примирения, в соответствии с которым к уголовной ответственности не привлекается лицо, совершившее преступные действия, не представляющие большой общественной опасности, полностью возместившее материальный и моральный ущерб потерпевшим.

Стратегическая цель Республики Узбекистан в соответствии со ст. 25 Всеобщей декларации прав человека и ст. 11 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах - обеспечение права каждого человека на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилье, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, и права на обеспечение на случай безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, наступления старости и иного случая утраты средств к существованию по не зависящим от него обстоятельствам.

Реализация в Узбекистане экономических, социальных и культурных прав человека является приоритетным направлениям деятельности государства и общества, оно развивается на фоне значительного продвижения страны по пути формирования демократического правового государства, совершенствования социально-экономической политики, позволившей успешно преодолеть последствия мирового финансово-экономического кризиса, обеспечить защиту, в первую очередь, экономических и социальных прав малообеспеченных граждан и социально уязвимых слоев населения.

В стране приняты последовательные меры по совершенствованию правовой базы и механизмов реализации экономических, социальных и культурных прав человека, обновлению законодательства, регулирующего права граждан на образование, медицинское обслуживание, социальное обеспечение, труд и отдых, развитие физической культуры и спорта.

Значительное внимание государством в рамках выполнения Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах человека, уделяется принятию эффективных мер по смягчению для граждан страны последствий мирового финансово-экономического кризиса, проведению своевременной и упреждающей политики по защите экономики, социальной сферы и прав граждан от негативного влияния кризиса на уровень благополучия населения, особенно его социально уязвимых групп, женщин, детей, инвалидов, пенсионеров.

Республика Узбекистан, присоединившись в 1995 году к Конвенции ООН «О ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин» приняла на себя обязательства по обеспечению равенства прав женщин и мужчин в политической, экономической, социальной и культурной областях жизни общества. Всестороннее развитие страны, благосостояние населения, построение демократического правового государства и формирование гражданского общества невозможны без максимально активного участия женщин наравне с мужчинами во всех областях. Дискриминация женщин не отвечает интересам личности, общества и государства, поскольку нарушает принципы равноправия и уважения человеческого достоинства.

Государственная политика в сфере недопущения дискриминации в отношении женщин нашла своё выражение в том, что Узбекистан присоединился к основным базовым международным документам, регламентирующим принципы и нормы защиты прав женщин на основе всестороннего учета которых сформировано национальное законодательство по обеспечению равенства женщин и мужчин, охране материнства, созданию благоприятных условий для всестороннего развития женщин.

В стране осуществляются целевые программы по развитию системы здравоохранения, обеспечению охраны здоровья будущих матерей и детей, воспитанию здорового поколения. За годы независимости была сформирована целостная система оказания государственной социальной поддержки матери и ребенка.

Благодаря изменениям, внесенным в законодательство страны, направленным на поощрение участия женщин в политической деятельности, значительно увеличилось число женщин – парламентариев. Если в 1999 году в Олий Мажлисе было всего 12 женщин-депутатов; в 2004г. -21 женщина или 17,5%, то в 2009г.-33 женщины (22%) являются депутатами Законодательной палаты. Прослеживается тенденция роста числа женщин - членов политических партий. Так, в составе членов политических партий удельный вес женщин вырос с 40,5% до 47,1%.

Женщины широко представлены в органах судебной власти. Так, в Конституционном суде работают 31,3% женщин, в Верховном суде Республики Узбекистан – 25,2%; в Верховном суде Республики Каракалпакстан, областных и Ташкентском городском суде, в районных и городских судах – 22,4%; в Высшем Хозяйственном суде – 33,3% и в хозяйственных судах Республики Каракалпакстан и областей – 26,7%.

В экономике Республики Узбекистан доля женщин и мужчин составила 44% и 56% соответственно. Традиционные для женщин сферы приложения труда – образование(40,3%), здравоохранение(37,7%), культура и искусство(28,4%), наука и научное обслуживание(26,4%).

В Узбекистане создана институциональная база координации деятельности по обеспечению прав женщин на правительственном и местном уровнях; сформированы благоприятные условия для развития женских неправительственных организаций, которые являются важным элементом национальной системы защиты прав женщин.

В Узбекистане - 40% населения составляют дети, а 64% - молодёжь до 30 лет. В связи с этим приоритетным направлением государственной политики в сфере прав и свобод человека является создание наилучших и благоприятных условий для физического, интеллектуального и духовного развития детей и молодёжи, а также всесторонняя поддержка многодетных семей, детей-сирот и детей, лишённых семейного окружения.

Впервые в истории Узбекистана разработан и принят специальный закон от 7 января 2008 г. «О гарантиях прав ребенка». В законе закреплены основные принципы и положения Конвенции о правах ребенка, он фактически является Детской Конституцией, закрепляющей весь комплекс прав ребенка, изложенный в Конвенции о правах ребенка. Закон носит базовый, рамочный характер, поскольку содержит не формальное закрепление всех прав ребенка, а конкретные направления деятельности государства и общества по их обеспечению и реализации. Принятие этого Закона способствовало усилению правового статуса ребенка в обществе, созданию четких механизмов защиты и гарантий прав ребенка.

Узбекистан достиг выполнения Цели развития тысячелетия ООН по достижению полного доступа к всеобщему образованию. Показатель уровня грамотности в стране, по данным Всемирного Банка, достиг одного из самых высоких в мире - 99,7 %.

В Республике Узбекистан созданы благоприятные условия и возможности для реализации прав граждан на участие в культурной жизни, пользование результатами научного прогресса, защиту своих авторских прав, занятие наукой и другой творческой деятельностью. Право человека на информацию обеспечивается государством путём создания необходимых условий для развития СМИ, которые, наполняя книжный и информационный рынки республики, принимают активное участие в повышении духовности, образовательного и интеллектуального уровня подрастающего поколения, создают источники объективной и оперативной информации о политической, экономической, социальной и культурной жизни республики, происходящих событиях за рубежом.

Узбекистан представляет собой национальную государственность узбеков, в которой, наряду с титульной нацией, проживает 130 других этносов. Межнациональная, межконфессиональная, межкультурная и межязыковая толерантность являются характерной особенностью исторического развития страны. За годы независимости в Узбекистане не было ни одного межнационального и межконфессионального конфликта.

Исторически на территории Узбекистана сложилась национальная политика, направленная на мирное сосуществование лиц, принадлежащих к различным этническим группам, создание равных условий и возможностей для развития проживающих в стране народов, имеющих свою богатую историю и культуру. Национальная политика основана на обеспечении уважения языка, обычаев и традиций всех наций и народностей, равенстве граждан перед законом независимо от национальной принадлежности, учете этнических особенностей на всех уровнях государственного и общественного управления.

В Узбекистане запрещено создание и деятельность партий и общественных объединений, проповедующих социальную, национальную, расовую и религиозную рознь. Конституция и законодательство Республики Узбекистан, гарантируют недопущение дискриминации независимо от какого-либо признака либо отличия, существующего между людьми. Практически во всех основополагающих законодательных актах, затрагивающих соответствующие права и свободы граждан, Семейном, Трудовом, Гражданском, Уголовном и других кодексах, закреплены положения о недопущении дискриминации человека по признаку расы и национальности и другим признакам.

1.2 Национальные институты, обеспечивающие реализацию основных прав и свобод человека


В соответствии с требованиями норм международного права в Узбекистане сформированы не только конституционно-правовые основы и гарантии защиты прав и свобод человека, но и создан организационный механизм, соответствующая инфраструктура по поощрению и защите прав человека.

Государственную систему защиты прав и свобод человека образуют органы законодательной, исполнительной и судебной власти, специальные государственные органы, обеспечивающие надзор за соблюдением прав человека, дополнительные государственные учреждения и организации, принимающие участие в обеспечении соблюдения и защиты прав человека в соответствии с Конституцией и законами Республики Узбекистан, а также международными принципами и нормами в сфере реализации прав и свобод человека.

Основные функции государственной системы защиты прав человека сводятся к следующему:

  • выявление, предупреждение и искоренение нарушений прав свобод человека со стороны государственных органов, должностных лиц, учреждений, организаций либо граждан;

  • развитие и совершенствование законодательных основ обеспечения прав человека в соответствии с принципами верховенства Конституции и закона;

  • наделение органов государственного управления, а также органов судебной власти, правоохранительных органов необходимыми организационно-правовыми механизмами обеспечения, восстановления и защиты прав человека;

  • создание необходимых условий для доступа граждан в органы, входящие в систему государственной защиты прав и свобод человека, в особенности уязвимых слоёв населения;

  • постоянное совершенствование форм и методов государственной защиты прав человека с учетом изменений, происходящих в обществе, а также зарубежного опыта, накопленного в данной сфере;

  • содействие информационно-просветительскому обеспечению населения по вопросам прав человека, воспитанию культуры реализации гражданами своих прав и свобод;

  • разработка и совершенствование форм координации правозащитной деятельности государственных органов между собой, а также механизмов взаимодействия государства, институтов гражданского общества и международных организаций по вопросам защиты прав и свобод человека.

К органам, относящимся к государственной системе защиты прав и свобод человека, относятся:

  • Палаты Олий Мажлиса Республики Узбекистан, а также представительные органы государственной власти на местах – Кенгаши областных, районных и городских народных депутатов;

  • Президент Республики Узбекистан;

  • Кабинет Министров Республики Узбекистан, министерства, ведомства, другие государственные структуры, относящиеся к органам исполнительной власти, а также органы государственного управления на местах в лице хокимиятов;

  • органы судебной власти, образующие судебную систему в составе Конституционного суда, Верховного суда, Высшего Хозяйственного суда Республики Узбекистан, судов Республики Каракалпакстан, областных, ташкентских городских судов по гражданским и уголовным делам, военных и хозяйственных судов;

  • Генеральная прокуратура Республики Узбекистан и подчиненные ей органы прокуратуры;

  • национальные институты по правам человека: Омбудсман, Национальный центр по правам человека, Институт мониторинга действующего законодательства при Президенте Республики Узбекистан и др.

Права и свободы человека в Узбекистане обеспечиваются не только республиканскими, но и местными органами государственной власти, в частности, местными исполнительными органами.

Основной формой защиты прав человека во всем мире считается судебная защита прав граждан. Судебные органы обеспечивают защиту конституционного строя Республики Узбекистан, осуществляют правосудие по делам, связанным с нарушением прав и свобод человека со стороны государственных органов и должностных лиц, обеспечивают судебный конституционный контроль за соответствием нормативно-правовых актов Конституции Республики Узбекистан и судебный административный контроль за действиями и решениями органов исполнительной власти.

При Верховном Суде Республики Узбекистан создан Исследовательский центр по демократизации и либерализации судебного законодательства и обеспечению независимости судебной системы, являющийся самостоятельным информационно-аналитическим и консультативным учреждением. Работа Исследовательского Центра имеет большое прикладное значение в процессе реформирования и модернизации судебной системы республики.

В период развития в Узбекистане демократического правового государства, создания благоприятных организационно-правовых условий для полной реализации прав человека, в полной мере используются правозащитные функции всех государственных органов, в том числе и органов прокуратуры, которые являются одним из звеньев правозащитного механизма, специальным правовым институтом, который занимает особое положение в системе органов государства.

Потенциал прокуратуры в сфере защиты прав человека широк и многообразен, потому что прокуратура, действуя в пределах своей компетенции, только ей присущими методами и средствами (не подменяя другие органы), занимает важное место в государственном механизме по укреплению законности, защите прав граждан, интересов общества и государства. От целенаправленных и четких действий прокуратуры во многом зависит уровень защиты прав человека в стране, законность деятельности государственных органов и должностных лиц.

В мировой правовой культуре в деле защиты прав и свобод человека важное место отводится институту омбудсмана. В настоящее время данный институт получил законодательное и общественное признание в 130 странах с различными формами правления: конституционных монархиях, президентских и парламентских республиках, и успешно функционирует в государствах, принадлежащих к различным правовым семьям.

Учреждение в Узбекистане должности Уполномоченного Олий Мажлиса по правам человека (Омбудсмана), как государственного правозащитного института, призванного дополнить существующие средства защиты прав и свобод человека, явилось знаменательной вехой в построении демократического правового государства с сильными институтами гражданского общества.

Омбудсман при рассмотрении жалоб, а также при проверке по собственной инициативе случаев нарушения прав, свобод и законных интересов граждан вправе: обращаться к организациям и должностным лицам за содействием, приглашать представителей организаций и должностных лиц для проведения проверки обстоятельств, подлежащих выяснению, запрашивать и получать от организаций и должностных лиц документы, материалы и другие сведения; получать объяснения от должностных лиц; поручать организациям и специалистам подготовку заключений; проводить встречи и беседы с лицом задержанным либо содержащимся под стражей; входить в соответствующие органы с ходатайством о привлечении к ответственности лиц, в действиях которых установлено нарушение прав и свобод человека. Воспрепятствование выполнению Уполномоченным Олий Мажлиса Республики Узбекистан по правам человека своих обязанностей влечет ответственность в установленном законом порядке.

Национальный центр Республики Узбекистан по правам человека выполняет широкие и масштабные задачи в сфере поощрения, соблюдения защиты прав и свобод человека в Узбекистане.

Национальный центр Республики Узбекистан по правам человека, являясь межведомственным, аналитическим, координирующим органом в сфере прав человека, подготавливает национальные доклады Узбекистана по выполнению положений международно-правовых документов по вопросам прав человека на основе развития сотрудничества с национальными организациями в области прав человека, оказывает консультативную помощь органам государственной власти и управления, а также общественным объединениям по вопросам прав человека. Центр координирует деятельность государственных органов по обучению, пропаганде, изданию учебно-методической литературы в области поощрения и защиты прав человека, создаёт информационную базу данных по осуществлению и развитию прав человека в Республике Узбекистан, подготавливает рекомендации государственным органам по совершенствованию их деятельности в области соблюдения и защиты прав человека.

Таким образом, в Узбекистане создан комплексный механизм, единая система обеспечения и защиты прав человека, которая включает в себя как судебную, так и внесудебную защиту прав граждан со стороны соответствующих государственных органов.

1.3. Гражданское общество и его роль в защите демократических ценностей, прав, свобод и законных интересов личности

Институты гражданского общества – политические партии и движения, органы самоуправления граждан (махалля), негосударственные некоммерческие организации (ННО) - образуют основу гражданского общества, определяют его содержание. Они способствуют росту гражданской активности, национального самосознания, политической культуры и высокой духовности членов общества, воспитывают в них чувство собственного достоинства, независимого мышления, желание реализовать свой потенциал, строить свое будущее своими руками.

Важнейшим направлением деятельности институтов гражданского общества является защита демократических ценностей, прав, свобод и законных интересов людей. Деятельность негосударственных и общественных организаций обеспечивает и поддерживает баланс интересов в обществе, служит политическим и социальным противовесом государственным структурам. По мере своего становления и укрепления авторитета в обществе, гражданские институты все больше становятся важным инструментом общественного контроля за деятельностью государственных структур.

Институты гражданского общества, в сотрудничестве с независимыми, свободными средствами массовой информации, не только выражают, но и формируют общественное мнение и общественное сознание.

В Узбекистане ННО своей деятельностью охватили такие важные направления и сферы, как:

- борьба за охрану окружающей среды и решение многочисленных проблем экологии, формирование экологической культуры населения;

- содействие продвижению наиболее перспективных и современных программ в области образования и обучения, в том числе ознакомление с опытом ведущих и наиболее развитых стран мира в сфере высшего и специального образования;

- содействие всестороннему и гармоничному развитию молодёжи, дальнейшему повышению их социальной активности, в деле воспитания физически здорового и духовно-богатого поколения;

- содействие достижению равенства женщин и мужчин, работа по правовому и социальному просвещению среди женщин, развитию предпринимательской деятельности женщин;

- борьба с домашним насилием, профилактика семейного насилия, особенно в отношении женщин и детей;

- оказание социальной поддержки социально уязвимым слоям населения, детям-сиротам, одиноким пожилым людям, многодетным и материально малообеспеченным семьям, одиноким матерям;

- социальная помощь и поддержка инвалидов, содействие их полноценной

социализации в обществе, в т.ч. путём предоставления возможности получения образования и постоянной работы и др.

В настоящее время государство оказывает всестороннюю поддержку различным ННО, способствует консолидации деятельности организаций "третьего сектора", развивает сотрудничество между ними, участвует в обеспечении потребностей ННО в информации о деятельности государственных органов. Государство разрабатывает стратегию эффективного взаимодействия, обеспечения участия ННО в процессе выражения и отстаивания интересов различных слоев общества, путем конструктивного диалога с государственными структурами власти и управления; поощряет общественный контроль над государственными органами и должностными лицами.

СМИ являются важнейшим элементом развития сильного гражданского общества в Узбекистане. Для успешной и активной деятельности средств массовой информации в Узбекистане создано обширное правовое поле, которое продолжает совершенствоваться с учётом международного опыта и реалий современности.

Существующая законодательная база в сфере СМИ способствует последовательному повышению качества и эффективности национальной прессы, отвечающих требованиям и стандартам развитых мировых средств массовой информации, а также расширению сети негосударственных средств массовой информации и внедрению в информационную сферу рыночных механизмов. На сегодняшний день принято более 10 законов и подзаконных актов, регулирующих деятельность СМИ.

Практика показывает, что процесс реформирования и демократизации страны приобрёл бесповоротный, необратимый и последовательный характер, меняется человек, растёт его политическая и гражданская активность, его сознание, сопричастность ко всему, что происходит вокруг него, и, наконец, его вера в будущее страны.

Однако достигнутое Республикой Узбекистан – это только часть длинного и сложного пути к уважаемому в мире обществу, где не на словах, а на деле высшей ценностью является человек, его интересы, его права и свободы.

  1   2   3   4   5

Похожие:

Национальная программа действий в области прав человека г. Ташкент 2011г iconРеферат на тему: «Всеобщая Декларация прав человека»
Второй мировой войны, точнее, после принятия Всеобщей декларации прав человека. С момента принятия этого документа начинается международное...
Национальная программа действий в области прав человека г. Ташкент 2011г iconКлассификация прав человека Международные стандарты в области прав человека и российское законодательство. Механизмы защиты прав человека
При этом, сам термин «права человека» предусматривает наличие общих основополагающих гуманистических принципов, таких как свобода,...
Национальная программа действий в области прав человека г. Ташкент 2011г iconЗанятие «Классификация прав человека» Автор Иоффе А. Н. Время занятия – от 1ч. 20 мин до 2ч. 40 мин. Ожидаемые результаты
Участники получают информацию при рассмотрении основных видов прав человека и их классификаций. В ходе обсуждения определяются проблемные...
Национальная программа действий в области прав человека г. Ташкент 2011г iconРабочая программа дисциплины «защита прав человека»
«Защита прав человека» ставит своей целью изучение понятия «права человека», их классификации; соотношение понятий «права человека»...
Национальная программа действий в области прав человека г. Ташкент 2011г iconКомплексная региональная программа действий по улучшению положения детей и охране их прав в Тюменской области на 2012-2017 годы
Паспорт комплексной региональной программы действий по улучшению положения детей и охране их прав в Тюменской области на 2012-2017...
Национальная программа действий в области прав человека г. Ташкент 2011г iconВикторина ко Дню Защиты прав человека
Образовательные проверка знаний учащихся8- 9-х классов по курсу обществознания, в частности знаний основ конституционного строя России,...
Национальная программа действий в области прав человека г. Ташкент 2011г iconО концепции защиты прав и свобод человека и гражданина
Устава Смоленской области, в целях консолидации усилий органов государственной власти Смоленской области и органов местного самоуправления...
Национальная программа действий в области прав человека г. Ташкент 2011г iconПрограмма дисциплины «Европейская система защиты прав человека (Защита прав человека и основных свобод по праву Европейского Союза)»
Настоящая программа по курсу «Европейская система защиты прав человека (Защита прав человека и основных свобод по праву Европейского...
Национальная программа действий в области прав человека г. Ташкент 2011г iconПрограмма по продвижению прав человека, социальных и гражданских прав
«Я, ты, мы вправе». Конкурс проводится среди профессиональных журналистов и внештатных корреспондентов печатных и электронных сми,...
Национальная программа действий в области прав человека г. Ташкент 2011г iconПрограмма Сессия Общая теория и философия прав человека Достоинство. Недискриминация. Права человека Система основных прав и свобод человека Марек Новицкий: Власть и личность Извлечения из Международных руководящих принципов «вич/спид и права человека»
Ю. Д. Сергеев: Информированное добровольное согласие пациента на медицинское вмешательство
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница