Е. А. Афанасьева > Е. В. Бондаренко, научный учитель истории и обществознания высшей квалификационной категории. Моу «Средняя общеобразовательная школа №9 с углубленным изучением предметов»




Скачать 203.33 Kb.
НазваниеЕ. А. Афанасьева > Е. В. Бондаренко, научный учитель истории и обществознания высшей квалификационной категории. Моу «Средняя общеобразовательная школа №9 с углубленным изучением предметов»
Дата02.02.2013
Размер203.33 Kb.
ТипДокументы
ДЕЛОВОЙ ТУРИЗМ В Г. ЧЕРЕПОВЦЕ: НАСТОЯЩЕЕ И БУДУЩЕЕ

Е.А. Афанасьева

Е.В.Бондаренко, научный руководитель, учитель истории и обществознания высшей квалификационной категории.

МОУ «Средняя общеобразовательная школа №9 с углубленным изучением предметов»

г. Череповец.


Современное общество- результат воздействия социального прогресса. Отчетливо прослеживается прогресс нашей страны в экономической и политической сфере, однако, социальная и духовная сфера недостаточно развиты в контексте совершенствования морально-нравственных качеств личности. Так что же может стать катализатором прогресса социальной и духовной сферы жизни общества? Туризм. Именно этот социально-экономический и культурологический институт может стать эффективным средством получения общественно значимых знаний , подразумевающий знакомство с другими культурами, типами и видами мировоззрения, людьми разных интересов и профессий. Это дает человеку возможность анализировать, сравнивать особенности социального развития стран, позволяет совершенствоваться самому. Развитие многоуровневого туризма способствует становлению духовно-нравственных качеств членов общества, толерантно принимающих культуры всех народов планеты .Эффективный обмен достижениями всех уровней сфер общественной жизни конечном счете будет способствовать улучшению уровня жизни как отдельных стран, так и общества в целом.

Гипотеза нашего исследования предполагает, что если развить и усовершенствовать уже существующие туристические ресурсы , и именно в контексте становления делового туризма, т.к. наш город развитый промышленный центр, то сфера досуга и туризм в г.Череповце станет дополнительной статьей дохода местного бюджета . Примером может служить представленная программа[см.приложение№5] цикла экскурсий с привлечением различных элементов инфраструктуры: водных, автомобильных, и др. Появятся возможности часть доходов использовать на развитие социально-духовных институтов. Это будет способствовать более успешному морально-нравственному развитию личности и общества в целом. Поэтому цель исследования -выявление условий, способствующих развитию делового туризма в г. Череповце и позитивно влияющих на морально-нравственное совершенствование качеств личности. Для решения поставленных задач и проверки сформулированной гипотезы был использован комплекс взаимодополняющих друг друга методов: теоретических - анализ научной литературы, документации, моделирование; эмпирических - наблюдение, социологический опрос в форме анкетирования и интервьюирования; экспериментальных - опытно-экспериментальная работа; статистических - количественный и качественный анализ данных, полученный в ходе исследования, и их обработка.

В ходе нашего исследования мы определили, что направления развития туризма в нашем городе наиболее целесообразно отнести ко второму сегменту[см.приложение№4] туристского рынка, где мы можем привлечь людей, которые обозначают лица с уровнем доходов выше среднего. Эти туристы чаще всего имеют высшее образование, иногда среднее специальное. Основной целью для них является отдых в сочетании с по­знавательным процессом. Поскольку у этих туристов преоб­ладает познавательный мотив, то они могут примириться с отсутствием комфорта при посещении интересующего их региона в том случае, если иной возможности посетить дан­ный регион нет.


Полученные знания, исследования помогли в разработке проекта, соответствующего поставленным задачам. Практическая значимость: разработка социальной программы «Череповец на ладони» [см.приложение№5] с привлечением различных элементов инфраструктуры.


ПРИЛОЖЕНИЯ


Приложение№1

Контроллинговые функции туризма

Фактор производства

Вид туризма

Сфера контроллинга

Земля


Экологический

Спортивный

Аграрный

Добывающая промышлен­ность Энергетика

Спорт, туризм Сельское хозяйство

Капитал

Деловой

Транспортный Стационарный

Машиностроительный комплекс

Транспортный комплекс

Гостинично-ресторанное хозяйство

Труд

Культурно-позна­вательный

Религиозно-па­ломнический

Лечебно-бальнео­логический

Культура Религия Здравоохранение

Информатика

Деловой (кон-грессный, образо­вательный)

Наука, образование


Предпринима­тельство

Деловой, между- , народный

Международные отношения



Приложение№2

Формы туризма.

Признак

Форма

В зависимости от его органи­зации (организационной формы)

Паушальный тур — это стандартизирован­ный, предварительно организованный комплекс туристских услуг; индивидуальный тур отличается тем, что турист организует и осуществляет его само­стоятельно

В зависимости от происхож­дения туристов

Внутренний; международный

В зависимости от длительно­сти пребывания

Продолжительные поездки; непродолжительные поездки: - транзитные поездки; - однодневные поездки; - кратковременный туризм (1-3 дня)

В зависимости от возраста путешествующих

Дети, путешествующие со своими родителями; молодежь (туристы в возрасте 15-24 лет); относительно молодые экономически актив­ные люди в возрасте 25-44 лет; экономически активные люди среднего (45-64 года) возраста (путешествуют, как правило, без детей); пенсионеры (65 лет и старше)

В зависимости от транспорт­ных средств

Авиатуризм; автобусный; железнодорожный; автомобильный; морской

В зависимости от времени года

Сезон; межсезонье



Приложение№3

Классификация и процентное соотношение потребителей туристских услуг по уровню их дохода



1-я группа (до 100 долл.)

2-я группа (до 300 долл.)

3-я группа (до 500 долл.)

4-я группа (до 1000 долл.)


5-я группа (1000 долл. и выше)

Экскурсии по Москве

Отдых в пансио

Автобус­ные туры

Водные маршруты

Морские круизы

Экскурсии по Подмос-

нате, сана­тории

(Чехия, Польша, Венгрия)

Комбини­рованные

Деловые туры

ковью


Спортив-

Оздорови­тельный комплекс

Шоп-туры (Италия)

туры Оздорови-

Горнолыж­ные туры

ные туры

(3-5 дней)

Отдых

тельные туры

Экзотиче-

Ведомст-

Золотое

(Турция,




ские туры

венные

кольцо

Кипр,







санатории

России

Болгария,







для пен-

(автобус-

Венгрия)







сионеров

ные туры, 3-5 дней)

Мертвое













море










Санкт-Пе-













тербург













(3 дня)










7%

13%

20%

50%

10%



Приложение№4

Сегментация туристского рынка.











Приложение№5

Программа максимального использования туристических ресурсов г. Череповца.

1 Теоретическое обоснование программы.

Туристические ресурсы Вологодской области и г.Череповца.

Туризм в первую очередь зависит от привлекательности территории, ее первичных или так называемых туристических ресурсов:

  • Природные ресурсы (климат, ландшафт, экосистемы);

  • Культурные ресурсы (архитектурное наследие, произведения искусства, археологические и научные ценности, традиции, субкультурные образования)

  • Социальные ресурсы (люди или организации, которые способствуют быстрому развитию туризма в регионе и обладают финансовым капиталом, способностями, знаниями; система охраны здоровья, окружающей среды и собственности; интересы местного населения и т.д.)

Кроме того, необходимо наличие на территории вторичных ресурсов:

  • Жилищный сектор (гостиницы, мотели, лагеря для автотуристов, пансионы и т.д.);

  • Сектор общественного питания (кафе, рестораны, закусочные и т.д.);

  • Сектор организации путешествий (агентства, организаторы экскурсий и т.д.);

  • Транспортный сектор (воздушный и водный транспорт, поезда, автобусы и т.д.);

  • Сектор развлечений;

  • Информационный сектор (информационная туристическая сеть);

  • Дополнительные услуги и сервисная система

Опираясь на существующие критерии туристических ресурсов, можно сказать, что г. Череповец и Вологодская область располагают возможностью развития туризма и некоторые регионы области успешно этим занимаются (Кириллов, Белозерск, Великий Устюг и др.)

Уникальными климатическими ресурсами, которые могли бы стать основой туризма, наша область не располагает, однако, в нашей области очень много культурно-исторических ресурсов, а сама Вологда позиционируется как старинный древнерусский город. Череповец же, в силу своего возраста, своеобразной истории развития и образа жизни не отличается изобилием культурно-исторических ресурсов, но имеет несколько важных, представляющих культурно-историческую ценность объектов.

Череповец хорошо известен как крупный промышленный центр европейской части России. Его называют "Северной Магниткой". "Северсталь" - один из самых крупных и прибыльных холдингов в России. Но город примечателен и памятниками культуры и искусства.

Череповец связан с именами многих исторических личностей. В Череповецком уезде провела несколько месяцев ссылки княгиня Е.Р.Дашкова, здесь жил К.Н.Батюшков, уроженцем города является художник-баталист В.В.Верещагин.

В годы руководства Череповцом И.А. Милютина город превратился в крупный центр Новгородской губернии. Обилие учебных заведений дало повод журналистам называть Череповец "Русским Оксфордом", "Северными Афинами".

В Череповце учился летчик Валерий Чкалов, провел отроческие годы поэт Игорь Северянин.

В середине 80-х годов 20 века Череповец стал одним из центров рок-культуры страны. Здесь начинался творческий путь Юрия Шевчука, Николая Носкова, Александра Башлачева.

Череповце расположено десять музеев; работает множество
ярких творческих коллективов, располагается дом-музей В.В.Верещагина, И.А.Милютина, усадьба Гальских, в Череповецком районе находится Дарвинский заповедник, дом-музей И.Северянина.

Многие исторические места Вологодской области связаны с именами Ивана Грозного, Петра Первого, великих праведников Кирилла Белозерского, Ферапонта, Павла Обнорского, Игнатия Брянчанинова, писателей и поэтов: К.Батюшкова, В.Гиляровского, И.Северянина, Н.Рубцова.

Природа Вологодской земли чиста и живительна, насыщена множеством рек, озер, изобилует, ягодами, грибами, богата особо-охраняемыми территориями, среди них - Дарвинский государственный заповедник, национальный парк "Русский Север".

Самобытность края - в большом разнообразии исконно вологодских народных промыслов - "Северная чернь", "Шемогодская резьба по бересте", "Мороз по жести", "Вологодское кружево", "Великоустюгская финифть".

15 населенных пунктов региона имеют высокохудожественные градостроительные ансамбли и комплексы. Среди них: Вологда, Белозерск, Кириллов, Ферапонтово, Тотьма, Устюжна. Сюда проложены самые популярные туристские маршруты.

Почти все культурно-исторические туры традиционно начинаются в Вологде - старинном древнерусском городе, расположенном на живописных берегах реки Вологды. Судьба Вологды, ровесницы Москвы, тесно связана с важнейшими событиями Русского государства.

В Белозерске - самом древнем городе области, упомянутом в 862 году в "Повести временных лет", сохранилась земляная крепость тридцатиметровой высоты, возведенная в ХУ веке по велению Великого Московского Князя Ивана III.

Белое озеро - природная достопримечательность местности. Красота его запечатлена В. Шукшиным в фильме "Калина красная".

Тотьма - город-музей, посвященный памяти "русских Колумбов". 20 экспедиций в Америку - пятую часть всех известных - снарядили тотьмичи. Один из галиотов, плававших в Аляску, так и назывался - "Тотьма". Символом открытий тотемских мореходов стало изображение черной лисицы на гербе города и "картушей" на его храмах.

Великий Устюг - ровесник Вологды и Москвы. В 16 веке получил титул Великий за заметную роль в развитии торговли русского государства. Это центр редкостных ремесел, интересных музеев, с 1999 года - родина российского Деда Мороза.

"Великий Устюг - родина Деда Мороза" новый туристский проект Вологодчины. В Великий Устюг идут туристские поезда из Москвы, Санкт-Петербурга, Вологды.

Есть в Вологодской области и своя "Швейцария" - весь Вытегорский район, который связывает с соседней Ленинградской областью пограничное Онежское озеро - один из крупнейших и глубочайших в Европе пресных водоемов.

На территории Вологодской области хорошо сохранились усадебно-парковые комплексы, что дает возможность развивать усадебный туризм.

Психолого-культурные особенности населения региона.

Города Череповец и Вологда имеют неплохие культурно-исторические ресурсы для того чтобы успешно развивать туризм, но этого не происходит. Почему?

Причиной тому являются несколько факторов, и наиболее важный – сама история городов.

Вологда была основана в 1147 г., ровесница Москве. Город связан с именами Ивана Грозного, который хотел сделать его столицей, Петра Первого, когда Вологда стала одной из самых главных военных баз страны. Здесь хранилось военное и техническое снаряжение для строящихся крепостей, военных кораблей. Позднее, указом Екатерины II Вологда в 1780 г. становится центром Вологодского наместничества и Вологодской губернии. И по сей день Вологда является областным центром.

Череповец в свою очередь, был основан в 1777г., что на 630 лет позже основания Вологды, соответственно, Череповец пока не может сравниться культурно-историческими ресурсами с Вологдой. Череповец все время считался уездным городом, более того, он был в составе Новгородской Губернии, затем Ленинградской области и потом уже Вологодской области, что безусловно повлияло на культурное самосознание череповчан. У людей не сложилось единства, чувства ценности собственной культуры, что сегодня и является проблемой, в сознании людей не возникает мыслей о возрождении, сохранении и чувства гордости культуры нашего города.

Вторым важным фактором может являться происхождение населения двух городов. Не секрет, что население Вологды – это потомки сельских жителей, что свидетельствует о том, что стремление к искусству у этих людей изначально стоит далеко не на первом месте. Возможно это играет важную роль в том что туризм в Вологде оставляет желать лучшего, не является таким, каким может быть на самом деле.

Череповец в этом аспекте преуспел не больше. Для строительства крупного холдинга «Северсталь» в город в большом количестве были направлены заключенные, которые после окончания строительства и сроков заключения так и остались здесь, обзавелись семьями, продолжили род. На сегодняшний день в городе есть и эти люди и их потомки, которые не отличаются высоким культурным уровнем, а соответственно и мотивацией к восстановлению и сохранению культурного наследия.

Экономически Череповец ориентирован на промышленность и сейчас он является крупным промышленным центром европейской части России. «Северсталь» - один из самых крупных и прибыльных холдингов в России. Поэтому туризму всегда уделялось мало внимания, т. к. он не является основной статьей дохода, но мог бы приносить хорошую прибыль независимо от циклов металлургической и химической промышленности. Об этом говорит и сам мэр города О.Кувшинников.

2. Программа по развитию туризма в г. Череповце «Череповец на ладони».

Учитывая то, что Череповец город промышленный, сюда совершаются многочисленные деловые поездки. Поэтому необходимо развивать деловой туризм, а именно сервис. А для этого нужно привлечение людей и организаций, которые способствуют быстрому развитию туризма, обладают капиталом, способностями, знаниями. Очень важным и требующим много сил является информационный сектор.

Необходимо развивать жилищный фонд – гостиничный бизнес и учреждения общественного питания. В городе явный недостаток номерного фонда. Турфирмы являются скорей просителями, чем а не партнерами гостиниц, поэтому и не горят желанием заниматься приемом туристов.

В плане исторического туризма город может с гордостью показать гостям дом музей В.В.Верещагина, усадьбу Гальских. Для того, чтобы сделать это красиво и интересно, я предлагаю задействовать водный транспорт. Например, начало экскурсии будет проходить в доме музее В.В.Верещагина, затем туристы пересаживаются на небольшой катер и по р. Шексне отправляются на противоположный берег к усадьбе Гальских, в это время экскурсовод рассказывает легенду о купце, кот. попал в бурю, но нашел спасение здесь, на Соборной горке. В усадьбе Гальских их ожидает экскурсия, затем обед на свежем воздухе(возможно, в дворянском стиле), гости могут прокатиться на лошадях. Затем они пребывают обратно и совершают пешую прогулку по Соборной горке, Воскресенскому проспекту.



Необходимо и наличие обзорной экскурсии по городу: посещение мемориалов, Соборной горки, пешая прогулка по старому городу, посещение магазинов с сувенирами.

Череповец – порт пяти морей – имеет выход в Северное, Балтийское, Черное, Азовское, Средиземное моря. Но обслуживанием туристов речных(морских) круизов у нас никто не занимается. Речной вокзал не действует, есть один причал для прогулочных теплоходов, и тот ржавый, крайне непрезентабельного вида, рядом находится только летнее кафе, а окружающие «красоты» не дают туристам сформировать впечатление о крупном промышленном городе с хорошей экономикой.

Череповец – самый прогрессивный, экономически развитый город Вологодской области. Вологодской молодежи очень нравится проводить время в нашем городе. Поэтому стоит развивать именно развлекательный туризм, ориентированный на молодежь и людей среднего возраста. Для этого необходимо строительство развлекательных центров, таких, например, как аквапарк, такого масштаба, чтобы все жители Вологодской области съезжались к нам в город, разумеется, необходимо представительство этих объектов и фирм, занимающихся такими турами в других городах области.

На уровне нашего города осуществляют свою деятельность несколько баз отдыха, например, «Рощино», «Торово», «Городище», но это не представляет действительного выбора для горожан, т.к. люди привыкли отдыхать на базах своих предприятий, потому что «так удобней», «так дешевле». Когда все базы отдыха будут представлены горожанам на выбор, это будет туризм, люди смогут выбирать.

И, наконец, стоит сказать о воспитании у нового поколения чувства культурно-исторического наследия, необходимости восстановления, сохранения и гордости своей культуры. Это можно сделать в виде игр и лекций в школах, для детей всех возрастов. А для взрослых имеет смысл проведение каких-либо общественных акций и информационных стендов на предприятиях. Все это будет способствовать привлечению гражданского общества для формирования, развития, сохранения и реализации туризма в нашем городе.


Список литературы.

  1. Агеев В.С. Межгрупповое взаимодействие: социально-психологические проблемы. М., 1990.

  2. Актуальные проблемы развития малого и среднего бизнеса: материалы IV межрегиональной научно-практической конференции. Научный редактор – д.п.н., профессор Т.В.Лодкина. – Вологда, ВИБ,2004.-83с.

  3. Александрова А.Ю. Структура туристского рынка.- М.: Пресс-Соло, 2002.

  4. Ананьев Б.г. Человек как предмет познания. Л., 1968.

  5. Асмолов А.Г. Культурно-историческая психология и конструирование миров. М.: Воронеж, 1996.

  6. Белинская Е.П., Тихомандрицкая О.А. Социальная психология личности: Учебное пособие для вузов. – М.: Аспект пресс, 2001.-301с.

  7. Биржаков М.Б. Введение в туризм. – М.: СПб., 2001.

  8. Вахмистров В.П., Вахмистрова С.И. Правовое обеспечение туризма: Учеб.пособие. – СПб.:Изд-во Михайлова В.А., 2005

  9. Взаимодействие науки, образования, экономики и права – фундамент подготовки конкурентоспособного специалиста: Материалы V межрегиональной научно-практической конференции/Под редакцией д.п.н., профессора Т.В. Лодкиной. – Вологда :НЦВГМХА, 2005 – 162с.

  10. Волков Ю.Г. Епифанцев С.Н., Гумилев М.А. Социология: Учебное пособие.- Москва: ИКЦ «МарТ», Ростов н/Д:Издательский центр «МарТ», 2007. – 288с. (Серия «Учебный курс»).

  11. Геллнер Э. Нации и национализм. –М.: Прогресс, 1991

  12. Гостиничный и туристский бизнес//Под ред. А.Д. Чудковского.-М.: ЭКМОС, 1998

  13. Гумилев В.Г. Организация туристской деятельности6 учеб. пособие. – М., 1996.

  14. Дарендорер Р. Современный социальный конфликт//Иностранная литература. 1993, №4

  15. Донцов А.И., Стефаненко Т.Г., Уталиева Ж.Т. Язык как фактор этнической идентичнгости//Вопросы психологии, 1997.

  16. Зайцева Н.А. Менеджмент в социально-культурном сервисе и туризме: Учебник. – М.: Академия, 2003.

  17. Здоров А.Б. Экономика туризма: Учебник. – М.: Финансы и статистика, 2007. – 2272с:ил.

  18. Квартальнов В.а.- Теория и практика туризма: Учебник. – М.: Финансы и статистика, 2003

  19. Козырева Т.В. Учет издержек в туризме: Учеб .пособие. -М.: Финансы и статистика, 2000

  20. Культурология. Шпаргалка. – М.: издательство РИОР, 2007.- 25с.

  21. Курбатов В.И. Конфликтология/В.И.Курбатов.-Изд.2-е – Ростов н/Д:Феникс, 2007 – 445с.- (Высшее образование)

  22. Левин К.М. Разрешение социальных конфликтов. СПб, 2000.

  23. Леонтьев А.А. Развитие личностных ценностей в общественном контексте//Вестн.Моск.Серия 104 Психология. 1997.№1.

  24. Лосич Л.Н. Основы этики и эстетики. Учебное пособие, 2-е изд., стереотип.-М.: МГИУ, 2007. – 64с.

  25. Менеджмент туризма: Экономика туризма: Учебник. - М.: Финансы и статистика, 2001.

  26. Моисеева Н.К. Стратегическое управление туристской фирмой: Учебник. – М.: Финансы и статистика, 2001

  27. Немов Р.С. Психология. В 3-х кН.Кн.3: Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики: учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений./Р.С. Немов.-4-е изд. – М.: Гуманитар. изд. Центр ВЛАДОС, 2007- 631с.

  28. Немов Р.С. Психология. В 3-х кН.Кн.1:Общие основы психологии: учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений.) Р.С.Немов. – 5-е изд. – М.: Гуманитар. изд. Центр ВЛАДОС, 2008 – 687 с.

  29. Новикова М.В. Универсальный справочник начинающего туриста/М.В. Новикова, А.А. Литвиненко. – Ростов н/Д Феникс, 2007.-315с.
  30. Обществознание: учеб. Пособие / М.Н. Глазунов [ и др.]; под ред. М.Н. Марченко. - 2-е изд. , перераб. И доп. – М.: Проспект, 2009 -432 с.


  31. Огородников Ю.А. особенности воздействия искусства на человека: Уч. пособие. – М, 1992.
  32. Основы государства и права: Учеб. пособие для поступающих в юридические вузы/Под ред. академика РАН О.Е. Кутафина. – 13-е изд., перераб. И доп.


  33. Постановление Правительства РФ от 11 февраля 2002г.№95 « О лицензировании туроператорской и турагентской деятельности».

  34. Постановление Правительства РФ от 31 декабря 2004г. № 901 «Об утверждении положения о федеральном агентстве по туризму» (с изменениями, внесенными постановлением Правительства РФ от 14 марта 2005№127).

  35. Празаускас А.а. Этнонационализм, многонациональное государство и процессы глобализации//Полис.- 1997. №2

  36. Приданов С.А., Щерба С.п. Преступленя, посягающие на культурные ценности России: квалификация и расследование. М.: ООО Издательство «Юрлитинформ», 2002,- 520с.

  37. Профессиональное становление специалиста в вузе. Материалы межвузовской конференции / Под общей редакцией д.п.н., профессора В.А.Ситарова, д.п.н., профессора Т.В. Лодкиной. – Москва – Вологда, 2004 – 196 с.

  38. Саак А.Э., Пшеничных Ю.А. Менеджмент в социально-культурном сервисе и туризме: Учебное пособие. – СПб.: Питрер, 2007.-512с.:ил.(Серия «Учебное пособие»)

  39. Стефваненко Т.Г. Этнопсихология. М., 1999.

  40. Тихомандрицкая О.А.Особенности социально-психологического изучения ценностей как элементов когнитивной и мотивационно-потребительской сферы // Мир психологии.1999.№3

  41. Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в РФ» от 24 ноября 1996г. №132-ФЗ.(в ред.Федеральных законов от 10 января 2003г №15- ФЗ, от 22 августа 2004г «122.-ФЗ).

  42. Фран В. Человек в поисках смысла.М., 1990.

  43. Фрейд З. Психология бессознательного. М., 1989
  44. Шестова Т.Л. Пособие по обществознанию для поступающих в вузы. – М.: Простор, 2005 – 320 с.


  45. Юркина Н.А. Введение в специальность: социально-культурный сервис и туризм .-М.: ГИНФО, 2002.

Интернет - источники:

  1. http://www.locman.net/page_3973.htm

  2. http://cultinfo.ru/tour/vologda/russian/page25.html

  3. http://www.hott.ru/office_info.htm/office=198

  4. http://youth.minstm.gov.ru/

  5. http://www.travelgroup.ru/bustuorism

  6. http://www.cherinfo.ru/?pid=551

  7. http://www.travelforlife.ru/p16/l3781/index.html

  8. http://hotels.turizm.ru/cat/curort_482.html

  9. http://ru.wikipedia.org/wiki/Вологодская_область

  10. http://ru.wikipedia.org/wiki/Череповец

  11. http://vologdatourinfo.ru/

  12. http://vologda-oblast.ru/main.asp?V=330

  13. http://www.5ka.ru/85/19161/1.html

  14. http://www.unwto.org/index_r.php

  15. http://ru.wikipedia.org/wiki/Всемирная_туристская_организация

  16. http://www.rustourunion.ru/

Похожие:

Е. А. Афанасьева > Е. В. Бондаренко, научный учитель истории и обществознания высшей квалификационной категории. Моу «Средняя общеобразовательная школа №9 с углубленным изучением предметов» iconРазработка урока Автор: учитель истории и обществознания высшей квалификационной категории моу «Средняя общеобразовательная школа с. Тальменка»
Автор: учитель истории и обществознания высшей квалификационной категории моу «Средняя общеобразовательная школа с. Тальменка», Искитимского...
Е. А. Афанасьева > Е. В. Бондаренко, научный учитель истории и обществознания высшей квалификационной категории. Моу «Средняя общеобразовательная школа №9 с углубленным изучением предметов» iconРабочая программа Панковой Ирины Ивановны, учителя математики высшей квалификационной категории, по элективному курсу «Решение математических задач по подготовке к егэ»
«Средняя общеобразовательная школа №20 с углубленным изучением отдельных предметов»
Е. А. Афанасьева > Е. В. Бондаренко, научный учитель истории и обществознания высшей квалификационной категории. Моу «Средняя общеобразовательная школа №9 с углубленным изучением предметов» iconПрограмма элективного курса «Основы политических знаний»
Ринчинова Елена Николаевна, учитель истории и обществознания высшей квалификационной категории мкоу «Туринская средняя общеобразовательная...
Е. А. Афанасьева > Е. В. Бондаренко, научный учитель истории и обществознания высшей квалификационной категории. Моу «Средняя общеобразовательная школа №9 с углубленным изучением предметов» icon«Средняя общеобразовательная школа №90 с углубленным изучением отдельных предметов»
Льной школы продленного дня с углубленным изучением предметов гуманитарно-эстетического цикла. Сначала в школе обучались дети с 5...
Е. А. Афанасьева > Е. В. Бондаренко, научный учитель истории и обществознания высшей квалификационной категории. Моу «Средняя общеобразовательная школа №9 с углубленным изучением предметов» iconПубличный доклад директора моу "Средняя общеобразовательная школа №9 с углубленным изучением отдельных предметов" г о. Нальчик Коротких О. А. по итогам 2010-2011 учебного года
Моу "Средняя общеобразовательная школа №9 с углубленным изучением отдельных предметов" г о. Нальчик
Е. А. Афанасьева > Е. В. Бондаренко, научный учитель истории и обществознания высшей квалификационной категории. Моу «Средняя общеобразовательная школа №9 с углубленным изучением предметов» iconПрограмма внеурочной деятельности Пояснительная записка Образовательная программа начального общего образования моу «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов №7»
Моу средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов №7
Е. А. Афанасьева > Е. В. Бондаренко, научный учитель истории и обществознания высшей квалификационной категории. Моу «Средняя общеобразовательная школа №9 с углубленным изучением предметов» iconРабочая программа Обществознание 6 класс на 2011-2012 учебный год Автор программы: Литвинова Ю. С., учитель истории и обществознания высшей квалификационной категории
Автор программы: Литвинова Ю. С., учитель истории и обществознания высшей квалификационной категории
Е. А. Афанасьева > Е. В. Бондаренко, научный учитель истории и обществознания высшей квалификационной категории. Моу «Средняя общеобразовательная школа №9 с углубленным изучением предметов» iconПубличный доклад моу «Средняя общеобразовательная школа №13 с углубленным изучением отдельных предметов»
«Средняя общеобразовательная школа №13 с углубленным изучением отдельных предметов» г. Губкина Белгородской области
Е. А. Афанасьева > Е. В. Бондаренко, научный учитель истории и обществознания высшей квалификационной категории. Моу «Средняя общеобразовательная школа №9 с углубленным изучением предметов» iconПубличный отчет директора «Итоги 2010-2011учебного года в моу «Средняя общеобразовательная школа №37 с углубленным изучением отдельных предметов города Чебоксары» Соснова Р. А
Моу «Средняя общеобразовательная школа №37 с углубленным изучением отдельных предметов города Чебоксары»
Е. А. Афанасьева > Е. В. Бондаренко, научный учитель истории и обществознания высшей квалификационной категории. Моу «Средняя общеобразовательная школа №9 с углубленным изучением предметов» icon«Неорганическая химия»
Учитель химии, биологии моу «Средняя общеобразовательная школа №2» высшей квалификационной категории
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница