Программа семинарских занятий по курсу «Историческая психология»




Скачать 88.49 Kb.
НазваниеПрограмма семинарских занятий по курсу «Историческая психология»
Дата01.02.2013
Размер88.49 Kb.
ТипПрограмма
Программа семинарских занятий по курсу «Историческая психология»


28.09. Тема 1. Философские основы исторической психологии. Обсуждение работ В.Вундта, В. Дильтея, М. Хайдеггера, С.Л. Рубинштейна

Цель: освоить научные основания начала исторической психологии как особого направления психологических исследований.

Основные понятия: исторический и психологический вопрос, история как рассказ о событиях, история и психология, индивидуализм в предании и в истории, душа народа, психология народа (В. Вундт); наука о духе, метод историографии, внутренний опыт, опыт письменного «Я», описательная психологи, психологизация смысловых образований культуры (В. Дильтей); время и бытие, бытие как присутствие во времени, человек в пространстве времени, бытие и сущее, время и временное, эпоха, настоящее, четыре меры времени, со-бытие (М. Хайдеггер); человек и мир, становление бытия во времени и пространстве, время и бренность, время и непрерывность обновления (С.Л. Рубинштейн).

Вопросы:

Каковы философские и научные предпосылки развития исторической психологии как отдельного научного направления?

На каких основаниях происходит взаимодействие истории и психологии в рамках исторической психологии?

В чем особенности методов исследования в исторической психологии?

Какие существуют подходы к рассмотрению бытия человека во времени?

В чем выражаются основные идеи В. Вундта, В. Дильтея, М. Хайдеггера, С.Л. Рубинштейна в отношении рассмотрения человека в пространстве времени (общие позиции и различия во взглядах)?

Литература:

Вундт В. Проблемы психологии народов. – СПб.: Питер, 2001. – 160 с.

Дильтей В. Описательная психология. – СПб.: Алетейя, 1996. – 160 с.

Рубинштейн С.Л. Человек и мир // Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание. Человек и мир. – СПб.: Питер, 2003. – С. 282 – 406. Конспект раздела: «Становление бытия во времени и пространстве» (С. 322-324);

Хайдеггер М. Время и бытие: Статьи и выступления: Пер. с нем. – М.: ФОЛИО, 2003. – 512 с. (Предыдущее издание – М.: Республика, 1993. – 447 с.). Конспект главы: «Время и бытие» (по изданию 1993 года – С. 391 – 406).


09.10. Тема 2. Философские основы исторической психологии. Обсуждение работы К.Ясперса «Смысл и назначение истории» (конспект)

Цель: освоение понятия «осевое время», разделяющего сознание на «историческое» и «доисторическое».

Основные понятия: осевое время, история и доистория, схема мировой истории, настоящее и будущее, смысл и назначение истории, историческое и доисторическое сознание, границы истории, единство истории, преодоление истории.

Вопросы:

Что К. Ясперс выделяет в качестве критериев осевого времени?

Порождение каких историко-культурных и психологических феноменов К.Ясперс определяет в осевом времени?

Что такое история и историческое сознание с точки зрения К. Ясперса?

Каковы особенности развития исторического сознания с осевого времени и где сохраняется доисторическое сознание?

Что понимает К. Ясперс под преодолением истории?

Литература:

Ясперс К. Истоки истории и ее цель // Ясперс К. Смысл и назначение истории: Пер. с нем. 2-е изд. – М.: Республика, 1994. – С. 28 – 286.


23.10. Тема 3. Историогенез психического. Обсуждение работы Л.С. Выготского и А.Р. Лурия «Этюды по истории поведения. Обезьяна. Примитив. Ребенок» (конспект)

Цель: освоить основные идеи культурно-исторической психологии об историчности развития высших психических функций.

Основные понятия: три стадии в развитии подведения (инстинкт, научение, интеллект), орудийная деятельность, три плана психологического развития (филогенез, онтогенез, историогенез), историческое развитие высших психических функций (память, внимание, абстракция, речь и мышление), знак как орудие психического, развитие знакового поведения.

Вопросы:

Какие стадии выделяют в развитии поведения?

Какие выделяют планы психологического развития и в чем выражается их взаимосвязь?

Какие теории культурно-психологического развития выделяют Л.С. Выготский и А.Р. Лурия и в чем их различия?

В чем выражаются биологические предпосылки развития сознания?

Какие особенности можно выделить в особенностях психических функций первобытного человека?

Какие аналогии в развитии историогенеза и онтогенеза сознания наблюдаются у ребенка?

Что является орудием развития психического в культурно-историческом плане и как его развитие определяет развитие психических свойств и функций?

Литература:

Выготский Л.С., Лурия А.Р. Этюды по истории поведения. Обезьяна. Примитив. Ребенок. – М.: Педагогика-Пресс, 1993. – 224 с.


06.11. Тема 4. Историогенез психического. Обсуждение работы Б.Ф. Поршнева «О начале человеческой истории (проблемы палеопсихологии)» (конспект)

Цель: ознакомится с концепцией Б.Ф. Поршнева о начале и движущих силах историогенеза психического.

Основные понятия: ускорение исторического прогресса, внешнее и внутреннее определения понятия начала человеческой истории; феномен человеческой речи; тормозная доминанта; имитация и интердикция; плотоядение; появление огня; труд, общество, производство; генезис речи-мышления (суггестия и дипластия); генезис образов, значений, понятий.

Вопросы:

В чем выражается ускорение исторического прогресса?

Какие можно выделить критерии появления собственно человека?

В чем выражается феномен человеческой речи?

Что такое тормозная доминанта и в чем она проявляется?

Какова роль имитации и интердикции в развитии психики в истории?

В чем заключается роль питания и огня в антропогенезе с точки зрения Б.Ф. Поршнева?

Какова роль речи и мышления в развитии психики в антропогенезе?

Литература:

Поршнев Б.Ф. О начале человеческой истории (проблемы палеопсихологии) / Науч. ред. О.Т. Вите. – СПб.: Алетейя, 2007. – 720 с. Конспектирование глав 1, 3, 4, 5, 6, 7, 10.


20.11. Тема 5. Исследования первобытного мышления. Обсуждение работы Л. Леви-Брюля «Сверхъестественное в первобытном мышлении» (конспект)

Цель: освоить основные идеи Л. Леви-Брюля, раскрывающие закономерности первобытного мышления.

Основные понятия: коллективные представления первобытных людей и их мистический характер; закон партиципации; операции и приемы пра-логического мышления; пра-логическое мышление и счисление; религиозно-магические институты; безразличие первобытного мышления к естественным причинам; переход к высшим типам мышления.

Вопросы:

В чем выражаются коллективные представления в сознании первобытного человека и каков их характер с точки зрения Л. Леви-Брюля?

Какие основные законы первобытного сознания выделяет Л. Леви-Брюль?

Какие первичные социальные институции выделяет Л. Леви-Брюль и в чем своеобразие их проявлений?

В чем выражается взаимосвязь реального и мистического опыта первобытного человека?

Какие критерии выделяет Л. Леви-Брюль в различении первобытного и современного сознания, в чем выражается переход к высшим типам мышления?

Литература:

Леви-Брюль Л. Сверхестественное в первобытном мышлении. – М.: Педагогика-Пресс, 1999. – 608 с. Конспект части 1: «Первобытное мышление» – С. 7 – 372.


20.11. Тема 6. Исследования первобытного мышления. Обсуждение работы К. Леви-Строса «Первобытное мышление» (конспект)

Цель: освоить основные идеи К. Леви-Стросса, раскрывающие закономерности первобытного мышления.

Основные понятия: конкретность первобытного мышления, логика тотемических классификаций, системы трансформаций; сакральное и профанническое; празднование, тотемические церемонии, ритуал, социальная организация, тотемические предки; тотем и каста; эндогамия и экзогамия; категории, элементы, виды и числа; универсализация и партикуляция; индивид в качестве вида; синхрония и дисинхрония, исторические и траурные ритуалы, жизнь как постоянство и периодичность, мифологическая история; история и диалектика.

Вопросы:

Какие основные особенности первобытного мышления выделяет К. Леви-Строс?

В чем выражается особенность взаимосвязи и обособления сакрального и профанного в первобытных обществах?

Какова роль тотема и табу в первобытных культурах?

Значение ритуала в жизни первобытных обществ?

Какова роль мифа в первобытном мышлении?

В чем своеобразие понимания мира и собственной жизни у человека в первобытных культурах?

В чем заключается метод бинарных оппозиций в структуралистком анализе первобытных культур?

Литература:

Леви-Строс К. Первобытное мышление / Пер., вступ. ст. и прим. А.Б. Островского. – М.: Республика, 1994. – 384 с. Конспектирование главы «Неприрученная мысль» – С. 111 – 336.


04.12. Тема 7. Теория, философия и психология мифа


Цель: освоить основные концепции и теории о мифе и мифологическом сознании.

Основные понятия: диалектика мифа, миф как реальность, миф как личностное, мифологическая картина мира, эвристическая значимость мифологии, многозначность сущности мифа, структура мифов, магическая значимость мифов о происхождении мира, мифы и ритуалы обновления, эсхатология и космогония, мифы памяти и забвения, скрытые формы мифа, психологические функции мифа, мифологические основы обыденного сознания.

Предусматривается знакомство с избранной литературой по теории, философии и психологии мифа.

Вопросы:

Что есть миф с точки зрения А.Ф. Лосева?

В чем особенность мифологической картины мира?

Каковы основные функции мифа для сознания человека?

Какова структура мифа?

Какова роль мифа для миропонимания на разных этапах истории человечества?

В чем выражается взаимосвязь мифа с ритуалами и обрядами?

В чем выражаются и как проявляются мифологические пласты в обыденном сознании современного человека?

Литература:

Косарев А. Философия мифа: Мифология и ее эвристическая значимость. – М.: ПЕР СЭ; СПб.: Университетская книга, 2000. – 304 с.

Лосев А.Ф. Диалектика мифа / Сост., подг. текста, общ. ред. А.А. Тахо-Годи, В.П. Троицкого. – М.: Мысль, 2001. – 558 с.

Мамардашвили М. Появление философии на фоне мифа // Мамардашвили М. Мой опыт нетипичен. – СПб.: Издательство «Азбука», 2000. – С. 37 – 53.

Мелетинский Е.М. Поэтика мифа. – М.: Издательская фирма «Восточная литература» РАН, 2000. – 407 с.

Тощенко Ж.Т. Парадоксальный человек. – М.: Гардарики, 2001. – 398 с. – Ч. II. Гл. 1. Мифологическое сознание как форма проявления парадоксов. – С. 66 – 81.

Фонтенроуз Д., Бэском В., Клакхон К., Хьюман С. Обрядовая теория мифа: Сб. науч. трудов / Составл., перевод, предисловие и примечания А.Ю. Рахманина. – СПб.: Издательский дом С.-Петерб. гос. ун-та, 2003. – 216 с.

Хюбнер К. Истина мифа: Пер. с нем. – М.: Республика, 1996. – 448 с.

Элиаде М. Аспекты мифа. – М.: Академический Проект, 2001. – 240 с.

Элиаде М. Избранные сочинения: Миф о вечном возвращении; Образы и символы. – М.: Ладомир, 2000. – 414 с.


18.12. Тема 8. Культурная память и автобиографическое сознание


Цель: ознакомить с закономерностями автобиографического сознания и средствами существования культурной памяти.

Основные понятия: нарратив, культурная память, социальные рамки памяти, историческое сознание, родовое сознание, автобиографическое сознание; традиции и новации, преемственность; ностальгия, выгоды и бремя прошлого, познание прошлого, изменение прошлого; пространство, текст, предмет, образ как носители исторической памяти; психологическое время личности, переживание человеком прошлого, настоящего, будущего.

Предусматривается ознакомление с литературой по проблеме культурных форм исторической памяти и автобиографическому сознанию, в также выполнение практических работ по исследованию автобиографической памяти и нарративной психологии.

Вопросы:

Что такое нарратив и что является предметом нарративной психологии?

Каковы формы выражения и трансляции исторической памяти?

Какова взаимосвязь исторической, родовой, автобиографической памяти?

Каковы основанные закономерности автобиографической памяти и автобиографического сознания?

В чем выражаются особенности психологического времени личности и через что они проявляются?

Литература:

Ассман Я. Культурная память: Письмо, память о прошлом и политическая идентичность в высоких культурах древности / Пер. с нем. М.М. Сокольской. – М.: Языки славянской культуры, 2004. – 368 с.

Лоуэнталь Д. Прошлое – чужая страна / Пер. с англ. А.В. Говорунова. – СПб.: Издательство «Владимир Даль»; Издательство «Русский остров», 2004. – 624 с.

Лурье С.В. Метаморфозы традиционного сознания: (опыт разработки теоретических основ этнопсихологии и их применение к анализу исторического и этнографического материала). – СПб.: Тип. им. Котлякова, 1994. – 288 с.

Мухина В.С. Личность: Мифы и Реальность (Альтернативный взгляд. Системный подход. Инновационные аспекты). – Екатеринбург: ИнтелФлай, 2007. – С. 655 – 707.

Нуркова В.В. Зеркало с памятью: Феномен фотографии: Культурно-исторический анализ. – М.: Рос. гос. гуманит. ун-т, 2006. – 287 с.

Нуркова В.В. Свершенное продолжается: Психология автобиографической памяти личности. – М.: УРАО, 2000. – 320 с.

Образы прошлого и коллективная идентичность в Европе до начала Нового времени / Отв. ред. Л.П. Репина. – М.: Кругъ, 2003. – 408 с.

Хальбвакс М. Социальные рамки памяти / Пер. с фр. и ступит. статья С.Н. Зенкина. – М.: Новое издательство, 2007. – 348 с.

Похожие:

Программа семинарских занятий по курсу «Историческая психология» iconПрограмма семинарских занятий по дисциплине «Историческая психология»
Тема Философские основы исторической психологии. Обсуждение работ В. Вундта, В. Дильтея, М. Хайдеггера, С. Л. Рубинштейна
Программа семинарских занятий по курсу «Историческая психология» iconПланы семинарских занятий по курсу Философские вопросы естествознания
Планы семинарских занятий предназначены для студентов, начинающих изучать философские проблемы естествознания. Содержит в себе программу...
Программа семинарских занятий по курсу «Историческая психология» iconМетодические указания к проведению семинарских занятий по дисциплине «Психология и педагогика»
Планы семинарских занятий предназначены для студентов всех специальностей очной формы обучения
Программа семинарских занятий по курсу «Историческая психология» iconСоциологи я план семинарских занятий и
Предлагаемый план семинарских занятий по учебному курсу «Социология» и методические рекомендации к нему помогут студенту сориентироваться...
Программа семинарских занятий по курсу «Историческая психология» iconПланы семинарских занятий для студентов технического вуза Москва 2010 г. Планы семинарских занятий по базовому курсу «Культурология»
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Программа семинарских занятий по курсу «Историческая психология» iconПланы семинарских занятий по курсу «Юридическая психология» 2012г
Исторические корни её возникновения и пути формирования как науки: зарубежный и отечественный опыт и достижения
Программа семинарских занятий по курсу «Историческая психология» iconПланы семинарских занятий по курсу «Юридическая психология» для студентов дневного факультета
Предмет, структура, методы общей и юридической психологии. Общее понятие о психике. Классификация психических явлений
Программа семинарских занятий по курсу «Историческая психология» iconПланы лекций и семинарских занятий по курсу «Экономическая теория» (методические рекомендации) у фа 2007
Планы лекций и семинарских занятий по курсу «Экономическая теория» (методические рекомендации) / Уфимск гос авиац техн ун-т; Сост.:...
Программа семинарских занятий по курсу «Историческая психология» iconМетодические указания для проведения семинарских занятий по дисциплине «политология»
Содержат вопросы семинарских занятий; перечень ключевых понятий, которые должны быть освоены в каждой теме. Также даны рекомендации...
Программа семинарских занятий по курсу «Историческая психология» iconУчебно-методический комплекс для студентов дневного и заочного отделений по дисциплине «Музыкальная психология и психология музыкального образования»
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов высших учебных заведений культуры и искусства. В учебно-методическом комплексе...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница