Рабочая программа модуля «Кандидатский экзамен по общей педагогике, истории педагогики и образования»




Скачать 280.08 Kb.
НазваниеРабочая программа модуля «Кандидатский экзамен по общей педагогике, истории педагогики и образования»
страница1/2
Дата01.02.2013
Размер280.08 Kb.
ТипРабочая программа
  1   2


 


Министерство образования и науки РФ

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Тобольская государственная социально-педагогическая академия им. Д.И.Менделеева»

Социально-психологический факультет


Кафедра педагогики


Утверждаю

Проректор по научной и

инновационной работе

__________________Н.Л.Бельская


«____»________________20____г.


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА МОДУЛЯ



«Кандидатский экзамен по общей педагогике, истории педагогики и образования»


Индекс: КЭ.А.03;

Раздел: КЭ.А.00 «Кандидатские экзамены»


Наименование основной образовательной программы послевузовского профессионального образования по научной специальности:

«13.00.01 – «Общая педагогика, история педагогики и образования»


Очная форма обучения

Заочная форма обучения



СОГЛАСОВАНО:

Декан социально-психологического факультета

_____________А.А.Ниязова

«__» ______________20___г.


Программа утверждена на заседании кафедры педагогики

протокол № 10 от 28.06.2011 г.

зав. кафедрой ________ Т.А.Яркова










Тобольск 2011

Рецензент: доктор педагогических наук, профессор Н.Н.Суртаева

Программа кандидатского экзамена /сост. Т.А.Яркова. – Тобольск: ТГСПА им. Д.И. Менделеева, 2011. - 14 с.


Рабочая программа предназначена для аспирантов третьего, четвертого курса обучения по основной образовательной программе послевузовского профессионального образования по научной специальности «13.00.01 – Общая педагогика, история педагогики и образования».


Рабочая программа составлена на основании паспорта научной специальности «13.00.01 – Общая педагогика, история педагогики и образования», основной образовательной программы послевузовского профессионального образования по научной специальности «13.00.01 – Общая педагогика, история педагогики и образования», учебного плана ТГСПА им. Д.И.Менделеева по данной основной образовательной программе и рекомендаций по формированию основных образовательных программ послевузовского профессионального образования для обучающихся в аспирантуре, утвержденных приказом Министерства образования и науки Российской Федерации N ИБ-733/12 от 22 июня 2011 г.

Составитель ____________________ Т.А.Яркова







ã Яркова Т.А., 2011




ã ТГСПА им. Д.И. Менделеева, 2011



Введение

Экзамен кандидатского минимума по специальности «13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования» является одной из традиционных форм аттестации уровня научно-исследовательской подготовки аспирантов педагогических учебных заведений. Вместе с тем на современном этапе развития многоуровневого педагогического образования, который связан с поиском путей обеспечения высокого уровня научно-исследовательских работ аспирантов на расширяющемся рынке образовательных услуг, его значимость в процессе целенаправленной профессиональной подготовки специалистов высшей квалификации существенно возрастает.

Проведение экзамена позволяет выявить уровень подготовленности обучающихся в аспирантуре к научно-исследовательской и опытно-экспериментальной деятельности, раскрыть мировоззренческое видение ими насущных педагогических и образовательных проблем, сущность современных подходов к их разрешению, определения путей и способов организации собственного научного исследования.

  1. Подготовка к экзамену

При подготовке к экзамену по истории педагогики и образования необходимо использовать следующие группы источников:

1. Базовые учебные пособия.

2. Произведения педагогов прошлого, представленные в собраниях их сочинений.

3. Монографии и статьи, в которых дается научный анализ и оценка деятельности, мировоззрения, педагогических взглядов, научно-теоретических трудов того или иного педагога.

4. Монографии и научные труды, посвященные развитию образования и научно-педагогической мысли в тот или иной исторический период.

5. Источники историко-педагогического знания (документы, педагогические журналы, воспоминания и пр.).

Последнюю группу источников должны особенно хорошо знать те аспиранты и соискатели, которые избрали темой своего исследования одну из историко-педагогических проблем.

При подготовке к экзамену по теории педагогики необходимо использовать следующие источники:

1. Учебные пособия по педагогике. При этом не следует ограничиваться только современными пособиями. Целесообразно обратиться и к учебникам прошлого - это даст возможность представить, как менялись научные взгляды на ту или иную проблему в процессе становления педагогической науки, как актуализировались те или иные проблемы в различные периоды истории.

2. Монографии по актуальным проблемам педагогической науки и образования.

3. Монографии по проблемам методологии педагогического исследования.

4. Книги, описывающие осуществление педагогических идей на практике.

5. Современные педагогические журналы, материалы научных конференций, симпозиумов.

6. «Педагогическую энциклопедию» и «Российскую педагогическую энциклопедию».

7. Литературу, определенную программой ВАК.

8. Источники, которые стали основой теоретической главы исследования, т.е. отвечают избранной проблеме, цели, задачам, логике работы.

II. Требования к освоению программы

В области истории педагогики и истории образования

Знать:

  • понятийно-терминологический аппарат историко-педагогической науки. Понимать историческое и современное значение педагогических понятий;

  • основные периоды и события педагогической истории (российской и зарубежной); содержательную характеристику этих периодов (события, процессы, явления педагогической действительности, педагогическое сознание общества, деятельность выдающихся педагогов, развитие педагогической науки и практики, зарождение новых процессов);

  • основные теоретические идеи, концепции, теории в их взаимосвязь в историческом развитии.

Уметь:

  • использовать при характеристике историко-педагогических событий, явлений, процессов различные научные подходы (формационный, цивилизационный, культурологический, аксиологический);

  • давать теоретико-методологическую оценку тем или иным идеям, концепциям, теориям, открытиям, явлениям на основе сопоставления различных источников;

  • выявлять причинно-следственные связи и зависимости между явлениями педагогической истории;

  • сравнивать конкретно-исторический и современный смысл того или иного явления педагогической истории;

  • обобщать материал из разных групп источников и оценивать их эвристическую ценность и достоверность;

  • интегрировать знания из разных областей гуманитарного знания с целью наиболее полной характеристики историко-педагогических явлений;

  • формулировать и обосновывать собственную точку зрения, мнение, оценку, суждение по поводу рассматриваемой в ответе проблемы;

  • строить связный, логичный, обоснованный ответ, свободно и кратко его излагать.

В области теоретической педагогики

Знать:

  • систему педагогических терминов; понимать структурные, иерархические, парадигмальные отношения между понятиями и терминами; исторический и актуальный смысл тех или иных понятий;

  • основные источники педагогического знания и понимать их эвристические возможности;

  • основы методологии педагогического исследования и различные группы исследовательских методов и диагностических методик;

  • основные теоретические конструкты: понятия, идеи, гипотезы, правила, принципы, закономерности, концепции, теории, парадигмы, методологические подходы (системно-структурный, деятельностный, личностный, аксиологический и др.).

Уметь:

  • характеризовать, описывать, раскрывать сущность педагогических явлений, пользуясь принятой научной терминологией, и зная историческую изменчивость смысла целого ряда педагогических понятий;

  • описывать педагогические факты, эмпирическую действительность, используя научную лексику, общепринятые научные понятия;

  • оценивать с методологических позиций идеи, концепции, теории, выделять в концепциях и теориях ведущие идеи, определять их значение для развития науки и практики;

  • сравнивать и оценивать различные научные подходы к решению проблем и задач разных типов (фундаментальных, прикладных, исследовательских, методических, технологических);

  • выявлять в идеях, концепциях, теориях, исследованиях новизну обоснований и решений, по сравнению с прежними представлениями и знаниями;

  • объяснять сущность теоретических систем, давать им целостную характеристику;

  • формулировать и обосновывать собственную научную позицию в той или иной теоретической и проблемной области;

  • сравнивать разные методологические, теоретические позиции, выявлять в них сходство и различие;

  • применять на практике все функции педагогической науки: описательную, объяснительную, прогностическую;

  • строить адекватный вопросу обоснованный ответ, который свидетельствует о теоретико-методологической компетентности в области педагогической науки, об умении логично соединить общетеоретические знания со специальными знаниями, связанными с направлением исследования.

III. Процедура проведения экзамена

Экзаменующиеся по программе кандидатского минимума сдают экзамен специально назначенной комиссии, которая утверждается приказом ректора. На экзамене присутствуют научные руководители аспирантов (соискателей).

Экзамен проводится по билетам, в которых сформулированы вопросы по программе кандидатского минимума. Экзамен проводится в сроки, утвержденные Ученым Советом института.

На экзамене разрешается пользоваться конспектами изученных монографий, научных публикаций, самостоятельно составленными схемами, таблицами, переводами, списками литературы, реферативными обзорами.

На экзамене аспирант (соискатель) должен быть готов вступить в диалог-собеседование с членами комиссии по вопросам билета. Кроме того, члены комиссии имеют право задать дополнительные вопросы по программе кандидатского минимума с целью объективной оценки знаний и умений экзаменующихся.

После окончания экзамена комиссия обсуждает все ответы и коллегиально принимает решение о выставлении той или иной отметки. Отметки выставляются в экзаменационные листы.

После этого члены комиссии публично объявляют об итогах экзамена, сообщая каждому полученную отметку. Ответы, отвечающие самым высоким критериям, отмечаются особо.

IY. Критерии оценки ответа аспиранта (соискателя) по программе кандидатского минимума

1. Экзаменующийся должен четко представлять структуру и логику курса, по которому сдает экзамен, что, проявляется в знании содержания основных разделов и тем, в умении устанавливать проблемно-смысловые, пространственно-временные и логические связи между событиями, явлениями, процессами, проблемами.

2. Экзаменующийся должен проявить знание базисных понятий сдаваемого на экзамене курса, владение педагогической терминологией на уровне ее активного использования в ответе, научной трактовки понятий и категорий, умения устанавливать и объяснять многообразные отношения между понятиями и терминами, понимания их исторического генезиса.

3. Экзаменующийся должен обнаружить методологическую компетентность, которая проявляется в умении обосновать специфику исторического и научно-теоретического познания педагогической деятельности, в умении использовать различные источники историко-педагогического и научно-теоретического познания педагогической реальности, в понимании различных парадигм, подходов, принципов и установок при рассмотрении истории и теории педагогики.

4. На экзамене оценивается знание и понимание вопроса, умение рассматривать его в общем контексте истории и теории педагогики, умение определить проблемность этого вопроса (степень его изученности, его историческая и современная значимость, наличие разных подходов к его рассмотрению, неизученные аспекты, связь с практикой и.д.).

5. На экзамене оценивается умение аспиранта (соискателя) давать сущностную характеристику явлений, событий, процессов, идей, концепций, взглядов, теорий, умение сравнивать их научные оценки и трактовки разными исследователями и делать на этой основе собственные выводы и оценки.

6. Аспирант (соискатель) должен осознавать все функции педагогической науки и при ответе на вопрос билета должен обнаружить умение их показать на материале излагаемого вопроса.

7. В ответе на вопрос билета, экзаменующийся должен обнаружить умение интегрировать знания из разных областей гуманитарного знания, из разных источников педагогического знания.

8. Экзаменующийся должен обнаружить владение формой публичного ответа:

четким видением и постановкой заключенной в вопросе проблемы, обоснованной логикой изложения ключевых положений ответа, свободой изложения, культурой устной речи, лаконизмом, умением свободной ориентировки в материале своего вопроса.

V. Содержание программы

1. Теоретико-методологические основы педагогики

Сущностная и функциональная характеристика педагогики как науки. Характеристика терминологии (языка, категориального аппарата) педагогической науки.

Проблема единства и целостности мирового образовательного пространства. Общемировые тенденции развития современной педагогической науки: плюрализм подходов к научному осмыслению и обоснованию практики содержания образования, воспитания; расширение и качественная трансформация проблематики истории педагогики и сравнительной педагогики; расширение функций педагоги как науки; выделение новых областей педагогической науки и др.

Система антропологических наук и место в ней педагогики. Проблема диалектической взаимосвязи педагогики и психологии. Педагогическая антропология как методологическая основа современной педагогики.

Личность, развитие личности. Исходные, необходимые и определяющие факторы развития личности. Социологизаторское, биологизаторское и материалистическое направления в теориях развития личности. Характеристика традиционных и инновационных подходов к проблеме развития личности. Ребенок как объект воспитательно-образовательного процесса и как субъект деятельности.

Педагогическая деятельность, ее объективный и субъективный характер. Сущностная характеристика педагогической деятельности. Основные виды педагогической деятельности. Структура и содержание педагогической деятельности. Педагогический труд как специфическое общественное явление. Коллективный характер педагогической деятельности. Творческая природа деятельности учителя.

Методологические основания научно-исследовательской педагогической деятельности. Системность и структурированность научно-педагогического знания. Проблема внедрения достижений педагогической науки в практику работы образовательных учреждений различного уровня.

Современная система образования: демократические преобразования, модели образования, основные тенденции развития (стремление к демократической системе образования, обеспечение права на образование всем желающим, значительное влияние социально-экономических фак­торов на получение образования, разрастание рынка образовательных услуг, постоянное обновление и корректировка образовательных программ и др.). Основные характеристики современного образования: гуманизация, гуманитаризация, дифференциация, диверсификация, стандартизация, многовариантность, многоуровневость, фундаментализация, информатизация, индивидуализация, непрерыв­ность.

Сущность целостного педагогического процесса и его характеристика: основные компоненты, функции. Движущие силы, противоречия (внешние и внутренние) и логика целостного педагогического процесса. Закономерности и принципы целостного педагогического процесса.
  1   2

Похожие:

Рабочая программа модуля «Кандидатский экзамен по общей педагогике, истории педагогики и образования» iconРабочая программа модуля «Кандидатский экзамен по теории и методике профессионального образования»
Рабочая программа предназначена для аспирантов первого, второго курса обучения по основной образовательной программе послевузовского...
Рабочая программа модуля «Кандидатский экзамен по общей педагогике, истории педагогики и образования» iconПрограмма минимум кандидатского экзамена по специальности
Кандидатский экзамен ставит целью выяснить степень овладения сдающим экзамен материалом этнологической теории, истории этнологии,...
Рабочая программа модуля «Кандидатский экзамен по общей педагогике, истории педагогики и образования» iconМетодические рекомендации для аспирантов (соискателей), сдающих кандидатский экзамен по английскому языку кандидатский экзамен проводится в два этапа
Методические рекомендации для аспирантов (соискателей), сдающих кандидатский экзамен по английскому языку
Рабочая программа модуля «Кандидатский экзамен по общей педагогике, истории педагогики и образования» iconМетодические рекомендации для аспирантов (соискателей), сдающих кандидатский экзамен по английскому языку кандидатский экзамен проводится в два этапа
Методические рекомендации для аспирантов (соискателей), сдающих кандидатский экзамен по английскому языку
Рабочая программа модуля «Кандидатский экзамен по общей педагогике, истории педагогики и образования» iconПрограмма минимум кандидатского экзамена по специальности
Кандидатский экзамен ставит целью выяснить степень овладения соискателем материалом этнологической теории, истории этнологии, а также...
Рабочая программа модуля «Кандидатский экзамен по общей педагогике, истории педагогики и образования» iconС. А. Чернов Кандидатский экзамен по истории и философии науки (учебно-методическое пособие)
Российской Федерации приказами от 17 февраля 2004 года №696 и №697 утвердило новый перечень кандидатских экзаменов для соискателей...
Рабочая программа модуля «Кандидатский экзамен по общей педагогике, истории педагогики и образования» iconПрограмма подготовки к государственному экзамену по профилю «психология и социальная педагогика» (направление бакалавриата 050400. 62 Психолого-педагогическое образование)
Данный экзамен носит междисциплинарный характер, включает в себя вопросы психологии (общей и социальной), педагогики (общей и социальной),...
Рабочая программа модуля «Кандидатский экзамен по общей педагогике, истории педагогики и образования» iconПримерные вопросы к государственному экзамену по Общей и социальной педагогике для студентов 5 курса очного отделения
Основоположник педагогики Я. А. Коменский (1592-1670 гг.) как автор принципов обучения: открытость и последовательность
Рабочая программа модуля «Кандидатский экзамен по общей педагогике, истории педагогики и образования» iconРабочая программа профессионального модуля
Рабочая программа профессионального модуля разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по профессиям...
Рабочая программа модуля «Кандидатский экзамен по общей педагогике, истории педагогики и образования» iconРабочая программа профессионального модуля (наименование дисциплины (модуля))
Примерная программа профессионального модуля разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальностям...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница