Как форма учебного проектирования москва 2012 удк 372. 851 (075)




НазваниеКак форма учебного проектирования москва 2012 удк 372. 851 (075)
страница1/6
Дата01.02.2013
Размер0.69 Mb.
ТипДокументы
  1   2   3   4   5   6



Л.И. ШАТАЛОВА

Э.В. РЕДНИКИНА




КАК ФОРМА УЧЕБНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ







МОСКВА 2012


Л.И. ШАТАЛОВА

Э.В. РЕДНИКИНА




КАК ФОРМА УЧЕБНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ




МОСКВА 2012

УДК 372.851 (075)

ББК 74.262.21я79

Ш28

Авторы:

кандидат педагогических наук, доцент

Л.И.Шаталова;


учитель математики

Э.В. Редникина


Рецензенты:

доктор педагогических наук, профессор,

Заслуженный деятель Российской Федерации,

Действительный член РАО

А.М.Новиков;


кандидат физико-математических наук, доцент

доцент кафедры Математики и физики

Московского государственного гуманитарного

университета им. М.А. Шолохова,

И.А. Шилин


Ш28 Шаталова Л.И., Редникина Э.В.

Практикум в области математического образования как форма

учебного проектирования специалиста: Практ. пособие. - М.: Изд-во «Спут

ник+», 2012. - 39с.


ISBN 978-5-9973-1769-0


В пособии представлены: практикум в области математического образования как форма учебного проектирования для развития интеллектуальных способностей учащихся;

программа практикума как образовательный проект учителя (преподавателя) включает упражнения, лабораторные, лабораторно-графические и практические работы, ориентирована на повышение качества математической подготовки учащихся 9 класса социального приюта;

содержание математического практикума на факультативных занятиях.

Рекомендовано: для учащихся образовательных учреждений (школы, лицея, гимназии, колледжа), желающих самостоятельно повысить уровень математического образования с целью подготовки к Государственной итоговой аттестации;

для учителей математики, работающих с учащимися образовательных учреждений, в том числе, с учащимися компенсирующего обучения с целью повышения дидактической подготовки.


Отпечатано с готового оригинал- макета УДК 372.851 (075)

ББК 74.262.21я79

ISBN 978-5-9973-1769-0


Шаталова Л.И., Редникина Э.В., 2012


С О Д Е Р Ж А Н И Е


ПРЕДИСЛОВИЕ ………………………………………………………… 4

1. Сущность математического практикума в развитии

интеллектуальных способностей учащихся ……………………….. 8

2. Организация математического практикума ……………………….. 11

3. Программа практикума «Развитие математических

способностей учащихся 9 класса» ………………………………… 17

4. Содержание математического практикума ….……………………. 25

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ……………………………………………… 38


П Р Е Д И С Л О В И Е


На современном этапе преобразования экономической и политической жизни страны порождают изменения в социальных институтах общества, пересматриваются устоявшиеся идеалы, нравственные и духовные ценности личности.

Для развития инновационного производства и конкурентоспособности России используются наукоемкие технологии в различных сферах человеческой деятельности. В связи с этим приоритетная роль отводится информационным интеллектуальным системам, для обслуживания которых актуализируются математические знания. Создавшаяся ситуация стимулирует повышение качества математического образования нового поколения выпускников образовательных учреждений (ОУ) для будущей профессиональной подготовки.

Школьное образование в современных условиях призвано обеспечить функциональную грамотность и социальную адаптацию обучающихся на основе приобретения ими компетентностного опыта в сфере учебно-познавательной, исследовательской, проектной и самостоятельной деятельности для подготовки к жизни.

С каждым годом сокращается количество часов, выделяемых на курс математики в ОУ. Об этом свидетельствуют следующие факты. Центр педагогического тестирования ETS, проводивший в 1987 – 1989 годах первые международные исследования математической подготовки учащихся, отмечает, что Россия входила в пятёрку стран, показавших высокий результат.

Проведённое в 1995 году третье международное исследование математического образования учащихся подтверждает тот факт, что она находится на низком уровне. Участвовавшие в тестировании страны по уровню результатов были условно разделены на три группы: с результатами значительно выше международного среднего, на уровне международного среднего, существенно ниже среднего. Россия попала в третью группу [5].

По школьным учебным планам в 2001 году из расчета пять часов в неделю с 5 по 9 класс отводилось на арифметику 340 часов, на алгебру - 306 часов, всего - 646 часов.

Базисный учебный план для образовательных учреждений РФ, утвержденный в 2004 году, предусматривает изучение курса математики на ступени основного общего образования из расчета пять часов в неделю с 5 по 9 класс 520 часов (уменьшение на 20%): арифметики 250 часов (уменьшение на 26%), алгебры 270 часов (уменьшение на 12%).

Сокращение учебного времени на изучение курса математики в ОУ отрицательно влияет на развитие интеллектуальных способностей учащихся, приводит к трудностям в работе учителя, является причиной снижения уровня знаний и умений по другим школьным дисциплинам. Данное реальное состояние характеризует отсутствие конкурсов в вузы.

Также снижено число экзаменов по данному предмету. В 30-50- х годах XX века экзамен по математике сдавали за каждый класс, на аттестат зрелости проводились устные и письменные экзамены. В настоящее время учащиеся экзаменуются только по одному предмету – по алгебре в конце 9 класса, по алгебре и началам анализа - в конце 11 класса.

Им предлагаются устные экзамены на выбор. По алгебре и геометрии исключены устные экзамены. Введен экзамен по единому курсу математики, заключающийся в систематизации изученного материала.

За последние десятилетия в печати наблюдаются издания открытых текстов экзаменационных работ по алгебре. Это способствует внедрению порочного метода натаскивания на решение отдельных классов задач. В связи с этим снимается ответственность учителя за систематическую подготовку учеников по геометрии и алгебре.

Появившиеся частные вузы и платные студенческие места в государственных вузах увеличили число лиц, которые не учатся, лишь оплачивают усилия преподавателей. Это позволяет поступать в вузы и удерживаться в них недостаточно математически подготовленным абитуриентам, если у них есть деньги для оплаты на поступление и обучение. Создавшееся положение снижает требования к математической подготовке абитуриентов [3].

В этой логике школа и ученые (представители Ученого Совета математического института им. В.А.Стеклова РАН и Московского математического общества) также сетуют на сокращение количества часов, отводимых на дисциплины математического направления. Однако Министерство образования и науки РФ игнорирует эти просьбы.

Реальное состояние образовательного процесса в школах не соответствует задачам, возникшим в связи с изменяющейся социально-экономической и культурной ситуацией России. Педагогический процесс осуществляется в репродуктивном воспроизведении полученных знаний. Эта направленность образования заложена в содержании учебников и учебных пособиях, которые сохраняют прежние психолого-педагогические основы.

Учебный предмет «Математика» ОУ включает элементы арифметики, алгебры, начал математического анализа, евклидовой геометрии плоскости и пространства, аналитической геометрии и тригонометрии.

Математическое образование вносит особый вклад в формирование общей культуры человека: знакомство с методами познания действительности; представление о предмете и методах математики, об особенностях ее применения для решения научных и прикладных задач.

При изучении математики происходит овладение такими мыслительными операциями, как индукция и дедукция, обобщение и конкретизация, анализ и синтез, классификация и систематизация. Данный предмет развивает у учащихся логическое и алгоритмическое мышление, пространственное воображение, устную и письменную речь, вырабатывает инструментальные и графические навыки, развивает умения вычислений, алгебраических преобразований, решения уравнений и неравенств.

Наше исследование посвящено повышению качества математической подготовки учащихся 9 класса. Они находятся в Государственном учебно - воспитательном учреждении «Социальный приют для детей и подростков» Московской области Ступинского района деревня Радужная, которое является отделением компенсирующего обучения Северного административного округа (САО) г. Москвы ГОУ СОШ № 227.

Сложившаяся социально-экономическая и политическая ситуация в России приводит к росту числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В современных условиях распространенными явлениями стали нищета, асоциальное поведение родителей, жестокое обращение с детьми. Падение условий жизни у определенной части населения приводит к увеличению числа неблагополучных семей, а также к тому, что дети «оказываются на улице». Как следствие данной ситуации наблюдается большой рост беспризорности. В России до 95детей-сирот относятся к категории «социальные сироты». 200 тысяч детей содержатся в сиротских заведениях при живых родителях, констатируют О.Ю. Бадалина, О.А. Карпова и Б.И. Наумкин [1].

Сиротство как социальное явление присуще любому обществу на разном этапе его развития. Всегда существует определённая категория детей, которые в силу тех или иных причин остаются вне семейной заботы. Они поступают на попечение государства. В последнее время найдены различные формы замещения ребёнку семьи через организацию семейных детских домов, приёмных семей, института опеки и попечительства, системы патроната. Однако общественное воспитание и обучение в интернатных учреждениях, исторически сложившихся формах помощи детям-сиротам, является основной на данном этапе общественного развития [14].

Известно, что дети, которые растут в детских домах и сиротских приютах, часто страдают различными эмоциональными проблемами, включая неспособность устанавливать и поддерживать близкие и продолжительные отношения с окружающими. Психическое и личностное их развитие носит специфический характер. Чаще всего формируется агрессивная, очень ранимая, неуверенная в себе личность, защищающаяся от внешнего мира.

Для детей такого контингента необходимо создание благоприятной атмосферы, в которой будет царить гуманность и доброжелательность со стороны педагогического персонала.

Важными профессиональными качествами педагога являются умение разговаривать с детьми, слушать и слышать их, умение в конкретном случае с каждым отдельным ребенком находить (или разрабатывать) адекватные формы диагностической, развивающей или коррекционной работы.

Проявление педагогической этики и такта педагогом способствует развитию уверенности детей в своих действиях и поступках.

Психологические исследования уровня и особенностей интеллектуального развития воспитанников (особенно у детей среднего школьного возраста) выявляют слабо сформированную картину мира, повышенную ситуативность. Она проявляется в познавательной сфере в неспособности решения задач, требующих внутренних операций, без опоры на практические действия, снижение развития абстрактно-логического и вербально-логического мышления [15].

Результаты анализа исследований учёных выявляют, что в математическом образовании ОУ недостаточно используются активные формы обучения, способствующие качественному усвоению материала. В связи с этим возникает потребность в поиске новых форм обучения, направленных на развитие математических способностей учащихся.

В социальный приют подростки поступают в разные периоды учебного года с различным уровнем математической подготовки.

Совершенствование процесса обучения и поиска оптимальных условий для усвоения содержания математического образования учеников требуют от учителя высокой компетентности в предметной области, достаточной подготовленности к самообразованию, к проявлению творческой активности на основе профессиональной идентификации личности учителя и профессии.

В связи с этим возникают противоречия между потребностью:

- в повышении математического образования учащихся 9 класса и недостаточной систематизацией у них знаний в данной области;

- в разработке научно-методического обеспечения математического практикума и недостаточным научно-методическим сопровождением ОУ.

Систематизация знаний в области математики, полученная учащимися 9 класса социального приюта на практикуме как эффективной формы учебного проектирования, является базой для дальнейшего изучения смежных учебных предметов и решения практических задач.

Цель пособия: оказать помощь учителям ОУ в повышении качества математической подготовки учащихся 9 класса социального приюта при проведении практикума на факультативных занятиях. Реализация данной формы обучения в области математического образования может обеспечить совершенствование педагогического мастерства учителей математики.


Данное пособие имеет три раздела.

Раздел 1 рассматривает сущность математического практикума в развитии

интеллектуальных способностей учащихся.

Раздел 2 включает программу практикума «Развитие математических способностей учащихся 9 класса» как составляющую научно-методического обеспечения и как образовательный проект учителя (преподавателя).

В Разделе 3 представлено содержание математического практикума, в котором предлагаются практические задания и занимательная математика для учащихся 9 класса социального приюта по курсу математики с 5 по 9 класс с целью систематизации знаний, навыков и умений.


1. Сущность математического практикума в развитии

интеллектуальных способностей учащихся


В условиях глобализации и информатизации нового века увеличивается

разрыв между общим количеством научных знаний и той частью, которая усваивается в школе. Для разрешения данной проблемы необходимо обновить содержание школьных программ, использовать новейшие педагогические технологии, осуществлять индивидуализацию и дифференциацию обучения учащихся. Важное условие совершенствования педагогического процесса – усиление практической направленности. С этой целью мы представляем практикум как форму учебного проектирования для повышения качества математического образования.

Рассмотрим сущность математического практикума во взглядах ученых. В.А. Сластенин отмечает, что цель практикума ориентирована на решение задач политехнического образования и трудовой подготовки школьников. Практикумы или практические занятия применяются при изучении дисциплин естественнонаучного цикла, а также в трудовой и профессиональной подготовке. Они проводятся в лабораториях и мастерских, в учебных кабинетах и на учебно - опытных участках, в ученических производственных комбинатах и ученических производственных бригадах по инструкции или алгоритму, предложенному учителем. Их содержание включает измерения на местности, сборка схем, ознакомление с приборами и механизмами, проведение опытов и наблюдений [8].

В.С. Селиванов констатирует, что учебные практикумы организуются в конце учебного года по дисциплинам естественного цикла (биология, природоведение), трудового обучения, а также по предметам специализации в старших классах. Они проводятся на пришкольных участках, в школьных мастерских, цехах предприятий и учреждениях. Постоянный уход за растениями на пришкольном участке осуществляется в летние каникулы [11].

Практический контроль применяется на уроках рисования, труда, математики, физики, химии. В старших классах с этой целью проводятся лабораторные работы. На уроках математики проводятся измерительные работы, на других проверяют умения пользоваться приборами (амперметром, вольтметром, микрометром). Данный контроль необходим при выявлении сформированности навыков и умений практической работы (например, на уроках физкультуры и изобразительного искусства) [10].

Традиционные лабораторно-практические занятия и практикумы, отмечает П.И. Пидкасистый, направлены на овладение опыта самостоятельной деятельности. Они применяются для закрепления практических и учебных навыков и умений, при контроле теоретических знаний крупных разделов программы.

При проведении практикума учитель заранее готовит материальную базу и соответствующие инструкции, необходимые для проведения учащимися опытов и экспериментов, распределяет оборудование и инструменты. Цель практикума – расширить технологический кругозор учащихся в будущей профессиональной деятельности.

Учитель ведет систематическое наблюдение за успехами каждого ученика на лабораторно - практических занятиях, концентрирует внимание на текущем и тематическом контроле, проверке усвоения учебного материала, уровня сформированности навыков и умений, приемов и способов деятельности, полученных при изучении темы [9].

Далее автор констатирует, что основная дидактическая цель таких занятий – экспериментальное подтверждение изученных теоретических положений, овладение техникой эксперимента, умение решать практические задачи путем постановки опытов, формирование практических умений работы с различными приборами, аппаратурой, установками и другими техническими средствами [7].

Практические методы обучения П.И. Пидкасистый характеризует по источнику знаний. К ним относятся упражнения, лабораторные и практические работы.

Под упражнениями понимается повторное (многократное) выполнение умственного или практического действия учащихся с целью овладения им или повышения его качества. Упражнения применяются при изучении всех предметов и на различных этапах педагогического процесса. Характер и методика упражнения зависит от особенностей учебного предмета, конкретного материала, изучаемого вопроса и возраста учащихся. Они подразделяются на устные, письменные, графические и учебно-трудовые. При выполнении каждого из них учащийся осуществляет умственную и практическую работу.

По степени самостоятельности учащихся выделяются упражнения:

- по воспроизведению известного с целью закрепления (воспроизводящие упражнения);

- по применению знаний в новых условиях (тренировочные упражнения).

При выполнении действий ученик про себя или вслух проговаривает, комментирует предстоящие операции, их называют комментированными. Комментирование помогает учителю обнаружить типичные ошибки, вносить коррективы в действия учеников.

Устные упражнения способствуют развитию логического мышления, памяти, речи и внимания учащихся. Они отличаются динамичностью, не требуют затрат времени на ведение записей.

Письменные упражнения используются для закрепления знаний и выработки умений в их применении, направлены на развитие логического мышления, культуры письменной речи и самостоятельности. Они могут сочетаться с устными и графическими.

К графическим упражнениям относят работы учащихся, в которых составляются схемы, чертежи, графики и технологические карты, изготавливаются альбомы, плакаты и стенды, выполняются зарисовки при проведении лабораторно – практических работ и экскурсий. Графические упражнения выполняются одновременно с письменными. Их применение помогает учащимся лучше воспринимать, осмысливать и запоминать учебный материал, способствует развитию пространственного воображения. Графические работы носят воспроизводящий, тренировочный или творческий характер.

Учебно-трудовые упражнения используются в практической деятельности учащихся, имеющие производственно-трудовую направленность. Их целью является применение теоретических знаний в профессиональной деятельности. Они способствуют трудовому воспитанию учащихся.

Существуют определенные требования к проведению упражнений. Это – сознательный подход учащихся к их выполнению; соблюдение дидактической последовательности. Первый этап предполагает упражнение по заучиванию и запоминанию учебного материала, второй этап – воспроизведение (применение ранее усвоенного, т.е. самостоятельный перенос изученного в нестандартные ситуации), третий этап – творческое применение, обеспечивающее включение нового материала в систему усвоенных знаний, навыков и умений. Значимыми являются проблемно-поисковые упражнения для развития у учащихся способности к догадке и интуиции.

На лабораторных работах предусматривается самостоятельная деятельность учащихся по заданию учителя с использованием приборов, применением инструментов и других технических приспособлений, т.е. это изучение ими каких-либо явлений с помощью специального оборудования. Проводятся лабораторные работы в иллюстративном или исследовательском плане. Их разновидностью являются наблюдения учащихся за ростом растений и развитием животных, за погодой, ветром, поведением рек и озер в зависимости от погоды. Для достижения этой цели учитель составляет инструкцию, а ученики записывают результаты исследования в виде отчетов, числовых показателей, графиков, схем и таблиц. Лабораторная работа может быть частью урока, занимать урок и более.

Практические работы проводятся после изучения крупных разделов, имеют обобщающий характер. Они проводятся в классе и за пределами школы (измерение на местности, работа на пришкольном участке).

В процессе обучения формируются практические умения и навыки геометрического характера (конструктивно-географические и измерительные).

Одной из форм обучения математике, способствующей развитию и воспитанию ценных графических и вычислительных навыков и умений, необходимых для конструирования деятельности, являются лабораторные, лабораторно-графические и практические работы. Однако в современной школе таким работам в настоящее время не уделяется достаточного внимания. Эти работы выполняются не систематически, эпизодично. Причиной этого является недооценка учителями математики данного вида деятельности.

П. И. Пидкасистый отмечает, что данные виды работ имеют воспитательное и образовательное значение. Они позволяют выявить математические зависимости между величинами; ознакомиться с измерительными и вычислительными инструментами и их применением на практике; установить тесные связи между различными разделами предмета математики и школьными курсами.

Проведение лабораторных и практических работ с учащимися вносит разнообразие на уроках математики; повышает их активность и самостоятельность; способствуют повышению качества знаний; теоретические положения становятся понятными, доступными и наглядными.

При правильной организации работ воспитывается культура труда (умение организовать рабочее место, содержать его и инструменты в порядке), привычка к систематическому труду, уважение к работе, стремление к познанию и постоянному совершенствованию полученных знаний и навыков. Хорошо выполненная работа способствует развитию чувства красоты, удовлетворенности от нее.

Далее автор констатирует, что в методической литературе по математике нет строгой и четкой классификации лабораторных и практических работ. К лабораторным занятиям по математике относят самостоятельные работы учащихся, которые выполняются посредством наблюдений, сравнений, измерительных и вычислительных инструментов. Составление таблиц, вычерчивание графиков, исследование математических формул, чертежей и фигур является основой для теоретических выводов и обобщений, обеспечивает развитие логики доказательства учащихся [7].

Таким образом, на основе анализа нами выявлено, что практикум включает различные упражнения, лабораторные, лабораторно-графические и практические работы, обеспечивает практическую, производственно-трудовую и профессиональную направленность учащихся. Содержание практикума, представленного учеными, в котором используются практические методы обучения для развития интеллектуальных способностей личности, может являться основанием для математического практикума учащихся 9 класса социального приюта.


2. Организация математического практикума


В социальный приют поступают дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, в разные периоды учебного года. Мониторинг за такими детьми показывает, что они не имеют выраженных отклонений в развитии, но недостаточно готовы к обучению, имеют низкий уровень сформированности психических и психофизиологических предпосылок образовательной деятельности. В их основе выявляются признаки социально – педагогической запущенности и слабо выраженные симптомы органической недостаточности и соматической ослабленности.

Об этом констатирует Г.А. Волкова в своем исследовании. Автор отмечает, что у них наблюдаются симптомы психической депривации, отрицательно влияющие на познавательную деятельность и социальную адаптацию. У них выражены нарушения устной и письменной речи функционального и органического генеза, а также темповая задержка речевого развития. Недоразвитие речевой функциональной системы снижает возможности психического их становления. В связи с этим у детей-сирот недостаточно сформированы когнитивная, эмоциональная и коммуникативная функции. Основной целью воспитания и обучения детей является интеграция их в общество [2].

Для этих учащихся характерна школьная дезадаптация, низкая осведомленность в учебном материале, большие пробелы в знаниях (результат пропущенных уроков), отсутствие навыка преодоления трудностей, сла­бая мотивация познавательной деятельности, полное равнодушие к результатам учебной деятельности. На уроках математики наблюдается недостаточно развитые общеучебные навыки и умения учащихся, слабое развитие вычислительных навыков, незнание алгоритмов и правил выполнения основных математических действий. При их поступлении мы выявляем уровень подготовленности к предмету при комп­лексной или частичной диагностике.

Существенной чертой дальнейшего педагогического процесса является работа, направленная на коррекцию индивидуальных недостатков развития учащихся. Для повышения мотивации в области математического образования мы создаем условия для развития их осознанного отношения к учебному процессу, раскрытия персональных потенциальных возможностей, осуществляя индивидуальный подход.

Мы строим педагогический процесс на принципах гуманизации, дифференциации и индивидуализации, учета индивидуально - возрастных особенностей и способностей учащихся 9 класса в области математики.

На основе выше изложенного в связи с создавшейся ситуацией нами выявлены критерии математических способностей учащихся. К ним относятся: школьная мотивация; математические знания (учащихся 5 – 7 классов и учащихся 8 – 9 классов); темп усвоения информации; работоспособность; оперативная память; логическое мышления; распределение и переключение внимания; математические способности.

Далее мы определили уровни развития математических способностей учащихся социального приюта, названия которых общеизвестны, разработав их содержание.

Репродуктивный уровень развития математических способностей характеризуется репродуктивно-несамостоятельной деятельностью учащихся (усвоение внешней формы способа), стандартным мышлением; репродуктивно - алгоритмическим знанием; нейтральным отношением к предмету; личностным смыслом (выполняются задания, которые интересны); копирующими действиями по заданному образцу; идентификацией объектов и явлений; их узнаванием путем сравнения с известным образцом.

Репродуктивно-вариативный уровень развития математических способностей определяется репродуктивно-самостоятельной деятельностью (освоение сущностного отношения в способе); полусамостоятельным мышлением; репродуктивным алгоритмическим знанием; ситуативно-заинтересованным отношением к предмету; личностно-групповым смыслом (ученик выполняет задания со всем классом); деятельностью по воспроизведению информации о различных свойствах изучаемого объекта; возможным обобщением приемов и методов познавательной деятельности.

Продуктивный уровень развития математических способностей представляется продуктивно-самостоятельной деятельностью (применения в ситуации частичной неопределенности); самостоятельным творческим мышлением; продуктивно-устойчивой актуальностью к предмету (целеустремленность в решении поставленных задач); индивидуально-личностным/жизненно-практическим смыслом; деятельностью по самостоятельному применению приобретенных знаний для решения задач с помощью индуктивных и дедуктивных выводов.

Для развития критериев математических способностей учащихся социального приюта мы разработали и внедрили программу математического практикума «Развития математических способностей учащихся 9 класса» на факультативных занятиях.

Программа рассматривается учеными (А.М.Новиков и Д.А.Новиков), с одной стороны, как комплекс операций, связанных технологически, ресурсно и организационно, обеспечивающих достижение поставленной цели. С другой как проект, подразумевающий завершенный цикл продуктивной деятельности отдельного человека, коллектива организации, предприятия или совместной деятельности многих организаций и предприятий.

В современной интерпретации проект определяется как ограниченное во времени целенаправленное изменение отдельной системы с установленными требованиями к качеству результатов, возможными рамками расхода средств и ресурсов и специфической организацией [6].

Под учебным проектированием мы понимаем персональную инновационную деятельность, процессуальные компоненты которой ((цель - субъектное целеполагание), содержание, формы, методы и средства) определяет сама личность, овладевая самостоятельно теоретическими знаниями в области проблемы исследования и реализуя их в практической деятельности, решая актульные задачи, которые находят отражение в собственном проекте (целеобразовании) [12].

В нашем исследовании практикум как одна из форм учебного проектирования ориентирован на самореализацию и раскрытие субъектности и индивидуальности личности специалиста - учителя (преподавателя). Мы проектируем повысить качество математической подготовки учащихся 9 класса социального приюта, предлагая технологию разрешения данной проблемы. Основой учебного проектирования является инновационная (проектно-технологическая деятельность). Ее результатом служит образовательный проект (программа) практико ориентированной направленности, в который включены различные практические задачи.

На математическом практикуме осуществляется личностно ориентированный подход, при котором учащиеся выполняют задания самостоятельно в виде тренировочных упражнений. Им предлагаются на выбор задания трех уровней сложности (репродуктивный, репродуктивно-вариативный и продуктивный).

Учет психофизиологических особенностей учащихся в процессе практической деятельности предоставляет возможность каждому ученику в силу своих способностей систематизировать и закреплять знания, вырабатывать необходимые навыки и развивать умения, приобретать опыт познавательной деятельности.

На практикуме мы выявляем уровень математических знаний при решении задач для вновь прибывших учащихся, начиная с 1 урока по 22. Затем предлагаем различные задания для систематизации практических навыков и умений с 18 по 34 урок. Эти уроки включают упражнения на закрепление пройденного материала, на углубление и расширение математических знаний учащихся.

Для развития логического мышления, внимания и памяти мы предлагаем учащимся устные тренировочные упражнения в игровой форме, которые можно использовать на отдельных этапах урока [13].

Использование шарад, ребусов, заданий математического лото позволяет создать атмосферу соревновательности и интереса. Отгадав ребус или шараду, ученику следует обосновать угаданное слово (дать определение понятия, перечислить его свойства).

Также мы проводим тестирование, которое направлено на проверку качества усвоения практического и теоретического материала с учетом их индивидуальных особенностей.

Система математических диктантов обеспечивает усвоение необходимых знаний и умений, их проверку. С помощью диктанта повторяется материал, систематизируются знания учащихся, устанавливаются связи между изученными вопросами. В него включаются вопросы по проверке изученных определений, правил, задания на решение несложных задач и упражнений. Ученики же получают дополнительную практику в решении задач.

Математический практикум включает в себя следующие виды работ: лабораторная работа, лабораторно-графическая работа, практическая работа.

В процессе многолетнего опыта выработался определенный алгоритм проведения практикума для учащихся 9 класса социального приюта. Он заключается в следующем:

-сообщение темы, цели и задачи практикума;

- актуализация опорных знаний и умений;

- мотивация учебной деятельности учащихся; их ознакомление с инструкцией;

- подбор необходимых дидактических материалов, средств обучения и оборудования;

- выполнение работы учащимися под руководством учителя;

- составление отчета;

- обсуждение и теоретическая интерпретация полученных результатов.

Организация математического практикума включает:

- упражнения (по характеру - устные, письменные, графические и учебно-трудовые; по степени самостоятельности учащихся - воспроизводящие и тренировочные; комментированные упражнения; письменные упражнения (их можно сочетать с устными и графическими));

- лабораторные, лабораторно-графические работы (изучение учащимися явлений с применением инструментов и других технических приспособлений).

- практические работы (проводились после изучения крупных разделов, имеющих обобщающий характер), проводились в классе и за пределами школы.

Различные виды упражнений, предложенные учащимся в виде дидактических игр, обеспечивали познавательный интерес к математике, развивали самостоятельность мышления, внимание, память, способствовали преодолению трудностей в усвоении материала, появилась уверенность в себе. Характер игр определялся в соответствии с целью урока, уровня подготовки школьников.

В учебной деятельности нами использовались фронтальная, индивидуальная и групповая формы.

Фронтальная форма обучения предусматривала репродуктивные и творческие задания при систематизации и закрепления учебного материала, при проведении лабораторных и практических работ.

Индивидуальная форма обучения использовалась при выполнении упражнений по математике в измененных ситуациях при закреплении и повторении учебного материала.

Групповая форма обучения применялась при проведении практических и лабораторных работ по математике.

Эффективными методами организации учебной деятельности обучения являются:

- по источнику получения информации – словесные (объяснение, разъяснение, рассказ, беседа); работа с книгой (чтение, изучение, цитирование, беглый просмотр, конспектирование); наглядные (схемы, таблицы, чертежи, иллюстрация, демонстрация, наблюдения учащихся); практические (практические работы, лабораторные работы, лабораторно-графические работы, решение задач); видеометод (просмотр, обучение, контроль);

- по характеру дидактической цели – метод применения знаний, метод закрепления и контроля знаний, умений и навыков;

- по характеру познавательной деятельности – поисковые, объяснительно-иллюстративные, репродуктивные, проблемные методы.

С помощью проблемного метода учащиеся осуществляли поиск решения различных задач; благодаря репродуктивному методу учащиеся овладевали способами решения задач, вырабатывали алгоритм практических действий.

Эффективными с р е д с т в а м и организации учебной деятельности являлись: учебник, тетрадь с печатной основой, дидактические пособия, дидактический раздаточный материал, различные средства наглядности, учебно - технические средства, графики, таблицы, схемы, чертежи, оборудование для лабораторных и практических работ.

Большая роль отводится игровому методу обучения и воспитания, обладающему образовательной, развивающей и воспитывающей функциями, которые действуют в единстве. В процессе игры вырабатывается у учащихся привычка сосредотачиваться, мыслить самостоятельно, развивать внимание и стремление к знаниям. Увлекшись, они не замечают, что учатся: познают, ориентируются в необычных ситуациях, пополняют запас понятий и представлений. Даже пассивные ученики включаются в игру с огромным желанием, прилагая усилия, чтобы не подвести товарищей по игре.

Включение в урок дидактических игр и игровых моментов делает процесс обучения интересным, создает у них рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении материала. Разнообразные игровые действия поддерживают и усиливают интерес школьников к учебному предмету.

Дидактические игры учат школьников применять знания в новых условиях, ставят перед ними умственную задачу, решение которой требует проявления разнообразных форм умственной деятельности. Решения задач требуют внимания, активной мыслительной деятельности, выполнения сравнения и обобщения. В зависимости от содержания материала, способа организации, уровня их подготовки, цели урока дидактические игры могут быть по характеру продуктивными, репродуктивными, творческими, практическими [4].

Итак, в результате учебного процесса мы выявили, что при целенаправленном, педагогически обоснованном индивидуальном подходе возможно успешное решение проблемы развития математических способностей учащихся 9 класса социального приюта.

Изучение особенностей их условно-рефлекторной и психической деятельности способствовало выбору индивидуального темпа учебной работы, определению объёма содержания уроков, видов и форм организации познавательного труда учащихся.

Сущность математического практикума для развития математических способностей учащихся заключается в следующем.

Его ц е л ь направлена на формирование познавательного интереса к математике и всестороннего развития учащихся.

С о д е р ж а ни е математического практикума ориентировано на активизацию самостоятельной деятельности учащихся 9 класса социального приюта.

Разработанная нами программа «Развитие математических способностей учащихся 9 класса» составлена на основании действующей программы общеобразовательных учреждений по математике в соответствии с требованиями федерального компонента Государственного образовательного стандарта среднего общего образования.

Ее содержание расширяет научно-методическое обеспечение, вносит значимый вклад, дополняя теорию обучения математического образования учащихся 9 класса.

Внедрение данной программы имеет практико-ориентированную направленность, может применяться в широкой практике учителями математики, работающих в классах компенсирующего обучения, а также с учащимися, прибывшими из различных стран СНГ, с целью повышения педагогического мастерства.


3. Программа математического практикума

«Развитие математических способностей учащихся 9 класса»


  1   2   3   4   5   6

Похожие:

Как форма учебного проектирования москва 2012 удк 372. 851 (075) iconМетодические указания Николаев, 2005 удк 811. 161. 1 (075. 2) 372. 41 Ббк 81. 411. 2-920 74. 102. 12
Марусяк В. М. Спутник букваря. Совершенствование технической стороны чтения младших школьников. Учебное пособие
Как форма учебного проектирования москва 2012 удк 372. 851 (075) iconКурс лекций Москва «Альтаир» 2010 удк 502(075) ббк 20. 1 Я 7
В. Б. Устьянцева д ф н., проф.; С. Л. Аборина к э н., доцента; М. И. Персица к э н
Как форма учебного проектирования москва 2012 удк 372. 851 (075) iconТеория организаций москва Инфра-м 2006 удк 330(075. 8)
Корецкая Л. К., директор филиала Всероссийского заочного финансово-экономического института в г. Владимире, д-р экономических наук,...
Как форма учебного проектирования москва 2012 удк 372. 851 (075) iconНефтяное товароведение учебное пособие Санкт-Петербург 2008 удк 66. 0: 338(075. 8)
Утверждено редакционно-издательским советом спбгиэу в качестве учебного пособия по спец. 080502/5
Как форма учебного проектирования москва 2012 удк 372. 851 (075) iconОбучение классы d p о ф а москва 2005 удк 372. 853
Программы элективных курсов. Физика. 9—11 клас-П78 сы. Профильное обучение / сост. В. А. Коровин. — М.: Дрофа, 2005. 125, [3] с....
Как форма учебного проектирования москва 2012 удк 372. 851 (075) iconLove relations normality and Pathology Москва Независимая фирма “Класс” 2000 удк 615. 851
К 74 Отношения любви: норма и патология/Пер с англ. М. Н. Ге­ор­гиевой. — М.: Не­зави­симая фир­ма “Класс”, 2000. — 256 с. — (Библиотека...
Как форма учебного проектирования москва 2012 удк 372. 851 (075) iconИ ответах удк 008. 2(075. 8)
...
Как форма учебного проектирования москва 2012 удк 372. 851 (075) iconВведение в гипноз москва ивц «Маркетинг» 2002 удк 615. 851
Я69 Майкл Д. Япко. Введение в гипноз. Практическое руководство. Методическое пособие для слушателей курса «Психотерапия». М.: Центр...
Как форма учебного проектирования москва 2012 удк 372. 851 (075) iconМеханизмы и методы клинической гипнотерапии медицинское информационное агентство Москва 2006 удк 615. 851. 2
Рашит Джаудатович Тукаев. — М.: 000 «Медицинское информационное агентство», 2006. — 448 с: ил., табл
Как форма учебного проектирования москва 2012 удк 372. 851 (075) iconУчебное пособие Москва Киев 2009 «Рыбари» «Знання» удк 002. 2(075. 8) Ббк 73. 031+76. 110я73
С. Г. Кулешов, заведующий отделом документоведения Укра­инского научно-исследовательского института архивного дела и документоведения,...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница