Рабочая программа дисциплины науки о земле




Скачать 200.29 Kb.
НазваниеРабочая программа дисциплины науки о земле
Дата01.02.2013
Размер200.29 Kb.
ТипРабочая программа
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ВОРОНЕЖСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ


УТВЕРЖДАЮ

Декан факультета ЭХТ

__________________________

"____" _______________2004 г.


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ДИСЦИПЛИНЫ

НАУКИ О ЗЕМЛЕ

(наименование дисциплины)

для специальности 320700 "Охрана окружающей среды и рациональное

(№, наименование специальности)

использование природных ресурсов"

330200 "Инженерная защита окружающей" среды

направление 656600 "Защита окружающей среды"

(№, наименование направления)

Программа рассмотрена

на заседании кафедры промышленной экологии


протокол № от “___” __________ 2004 г.


Заведующий кафедрой ____________________ Корыстин С.И.


Программа рассмотрена

на заседании методической комиссии по образованию в области экологии и химической технологии __________________


протокол № от “____” _________2004 г.


Председатель методической комиссии __________ Енютина М.В..


Воронеж

2004 г.


Согласовано с


заведующим кафедрой

МАХП Шаповалов Ю.Н.



  1. Цели и задачи дисциплины

Познакомить студента с основами почвоведения, гидрологии, гидрометрии, климатологии, метеорологии, геологии, гидрогеологии, ландшафтоведения. Дать понятие о взаимосвязи геологических, гидрологических, почвообразовательных процессов и их зависимости от климатических факторов.

  1. Требования к уровню освоения содержания дисциплины (указать в виде знаний, умений, навыков).

В результате изучения дисциплины студент должен уметь моделировать и прогнозировать гидрологические и почвенные процессы; знать методы обработки статистических данных по наблюдению за состоянием различных объектов окружающей среды.

Студент должен уметь численно оценить порядки величин, характерных для различных разделов естествознания.


  1. Объем дисциплины и виды учебной работы

Виды учебной работы

Всего часов

Семестр

Общая трудоемкость дисциплины

186

3










Аудиторные занятия

102

102










Лекции

51

51










Лабораторные работы (ЛР)

51

51










Самостоятельная работа

84

84










Курсовой проект (работа)

-

-










Реферат

1/10

1/10










Домашнее задание

1/2,5

1/2,5










Проработка материалов по конспекту лекций


25,5

25,5










Проработка материалов по учебнику


41,2

41,2










Оформление отчета по лабораторным работам


4,8

4,8










Вид итогового контроля (зачет, экзамен)

зачет, экзамен

зачет, экз.











4. Содержание дисциплины

4.1.Разделы дисциплины и виды занятий

№ п/п

Раздел дисциплины

Лекции

ПЗ (или С)

ЛР

1

Введение

2







2

Основы геологии

4







3

Основы почвоведения

8




8

4

Основы ландшафтоведения

2







5

Основы гидрологии

8




4

6

Гидрометрия

12




8

7

Основы гидрогеологии

8




16

8

Основы климатологии и метеорологии

7





15

(название раздела указывается в соответствии с обязательным минимумом содержания, изложенным в ГОС ВПО)


4.2. Содержание разделов дисциплины


Основы геологии

Строение, состояние Земли и Земной коры; химический состав Земли и земной коры. Магматические горные породы, осадочные горные породы, метаморфические горные породы. Эндогенные и экзогенные геологические процессы. Тектонические процессы, денудационные процессы. Понятие о выветривании (гипергенезе) горных пород; устойчивость минералов, слагающих горные породы; континентальные плейстоценовые отложения, их минералогический и химический состав. Геологическая работа атмосферных текучих вод, ледников, морей и озер.

Основы почвоведения

Роль почвы в биосферных процессах; факторы и условия почвообразования; основные почвенные процессы; морфологические признаки почвенного профиля; обмен энергией и веществом между литосферой, биосферой и внешней средой; закон зональности, основные типы и свойства почв по почвенно-географическим зонам; строение и состав почв; охрана почвенного покрова. Моделирование и прогнозирование почвенных процессов; изменения почвы при освоении, мелиорации и рекултьтивации; бонитировка и экономическая оценка почв; окультуривание почв; эрозия и деградация почв; источники загрязнения почв.

Основы ландшафтоведения

Классификация геосистем; функционирование, продуктивность, устойчивость ландшафтов; ландшафт и этногенетические процессы.

Основы гидрологии

Предмет гидрологии и связь ее с другими науками. Круговорот воды в природе и водный баланс земного шара. Общие закономерности гидрологических процессов: физико-географические факторы стока. Основные характеристики стока. Питание и водный режим рек.

Гидрометрия

Основы гидрометрии; гидрологические станции и посты; организация гидрологических наблюдений и государственный учет вод, наблюдения за уровнем воды: устройства, приборы организация и обработка результатов наблюдений, измерение глубин и расходов воды: распределение скоростей в потоке, модель и способы измерения расхода воды; способы определения расчетных характеристик годового стока; определение максимального и минимального стока. Расчет испарения с водной поверхности и суши; водно-балансовые расчеты при наличии, недостатке и отсутствии гидрологических наблюдений. Расчет регулирования стока и трансформации паводков водохранилищами; расчет водохранилищ; расчет потерь воды из водохранилищ.

Основы гидрогеологии

Происхождение и классификация подземных вод. Физические и органолептические свойства подземных вод (температура, цвет, прозрачность, вкус, запах, электропроводность, радиоактивность). Химический состав подземных вод. Основные процессы формирования химического состава подземных вод (растворение, гидролитическое разложение, ионный обмен, диффузионное растворение, биологические процессы). Зависимость состава подземных вод от происхождения. Накопление главных ионов в подземных водах. Минеральные и промышленные воды. Охрана подземных вод: прогноз качества подземных вод на участках водозаборов; прогноз качества подземных вод при фильтрации токсикантов из отстойников.

Основы климатологии и метеорологии

Климат и климатообразующие факторы; воздух и атмосфера; ветер, температура, атмосферная турбулентность, вода в атмосфере; испарение; облака; формирование и динамика климата; образование осадков, конденсация и коагуляция, виды осадков; антропогенное влияние на климат Земли; солнечная радиация, радиационный баланс, фотосинтетически активная радиация; микроклимат как явление приземного слоя атмосферы; фитоклимат; влияние растительности, рельефа, водоемов, зданий на микроклимат; метеорологические наблюдения и прогнозы, метеорологическая служба; приборы для измерения температуры, влажности, скорости движения ветра, атмосферного давления, устройство и принцип действия приборов, порядок замеров. Принципы медико-экологического нормирования интенсивности воздействия природно-климатических факторов окружающей среды.


  1. Лабораторный практикум




№ п/п

№ раздела дисциплины

Наименование лабораторных работ

1




Техника безопасности. Вводное занятие

2

3

Определение гигроскопичности и максимальной гигроскопичности почв

3

3

Определение механического состава почв

4

5

Определение щелочности и кислотности природных вод

5

6

Определение активного хлора в питьевой воде иодометрическим методом

6

6

Определение содержания кислорода в воде иодометрическим методом

7

7

Определение содержания железа в воде фотоколориметрическим методом

8

7

Определение содержания сульфатов в природных водах

9

7

Определение жесткости и содержания катионов в природных водах комплексометрическим методом

10

8

Определение метеорологических параметров

11

8

Составление и анализ климатологических карт

12

8

Автоматизированное картографирование климатических и метеорологических параметров на примере Воронежской области

(в случае, если лабораторный практикум не предусматривается в п.5 делается запись “не предусмотрен”)


6. Формы и содержание текущего, промежуточного и итогового контроля

Текущий контроль – по результатам защиты лабораторных работ по следующим вопросам.

1. Гигроскопичность почвы. Зависимость величины гигроскопической влаги от свойств почвы и различных параметров окружающей среды.

2. Максимальная гигроскопичность почвы и методика ее определения.

3. Определение влагоемкости почвы.

4. Свойства и формы почвенной влаги.

  1. В чем заключается роль почвы в биосферных процессах?

6. Фазовый состав почвы.

7. Классификация почвы по механическим фракциям.

8. Определение почвенного профиля и его строение.

9. Определение содержания фракций методом пипетки.

10. Перечислите состав почв.

11. Для чего обеззараживают воду?

12. Какие методы обеззараживания воды вы знаете?

13. В чем заключается хлорирование?

14. Что такое активный хлор?

15. Сущность метода иодометрии.

16. Влияние растворенного кислорода на органолептические и технологические параметры воды.

17. Зависимость растворимости кислорода от температуры.

18. Влияние кислорода на скорость биогенной очистки водоемов.

19. Понятие окисляемости воды.

20. Сущность метода иодид-иодатного метода.

21. Дать определение жесткости воды и чем она обусловлена?

22. Какие реагентные методы умягчения воды вы знаете?

23. В чем сущность метода ионного обмена?

24. Какие методы используются для обессоливания воды?

25. Какие методы умягчения воды относятся к физическим?

26. Оценка качества опресненной и обессоленной воды.

27. Программа обязательных метеорологических наблюдений. Периодичность наблюдений и единая метеорологическая сеть?

28. Климатические и метеорологические карты. Их назначение, порядок составления и анализа?

29. Климатологические и метеорологические карты. Их на
значение, порядок составления и анализа.

30. Организация метеорологических наблюдений.

31. Программа наблюдений за метеорологическими величинами на метеорологических станциях основного типа.

32. Для чего применяется статистический и физикоматематический анализ метеорологических данных?

33. Какие вы знаете приборы для определения температуры, влажности, скорости ветра? Устройство и принцип действия.

34. Что такое относительная, абсолютная и максимальная влажность.

35. Какие вы знаете приборы для измерения давления? Устройство и принцип действия.


Промежуточный контроль – по домашнему заданию и реферату. Студенты должны выполнить домашнее задание, которое состоит из решения задач по курсу, и подготовить реферат объемом 10-15 страниц машинописного текста по нижеприведенной тематике.

1. Строение, состояние и состав Земли и земной коры.

2. Эндогенные и экзогенные геологические процессы.

3. Зональность биогеохимических процессов.

  1. Биогеохимия полярного пояса.

  2. Экологические проблемы современности и биогеохимия.

5. Биогеохимия лесной зоны.

6. Биогеохимия степей и пустынь.

7. Биогеохимия тропического пояса.

8. Особенности биогеохимии морских островов.

9. Биогеохимия газовой оболочки Земли.

10.Биогеохимия педосферы.

11.Циклы элементов в биосфере.

12.Циклы массообмена тяжелых металлов.

13.Биокосная система гидросферы.

14.Значение рельефа в образовании и географии почв.

15. Климат и почвообразование.


При изучении материала по разделам дисциплины Гидрология и гидрогеология студенты должны выполнить одно домашнее задание, включающее комплекс задач по определению содержания различных ионов в поверхностных и подземных водах. Задачи по вариантам приведены в методических указаниях к лабораторным работам по этим разделам дисциплины.


Итоговым контролем является экзамен.


Вопросы к экзамену

  1. Место и роль почвы в биосферных процессах.

  2. Охрана почвенного покрова Земли.

  3. Факторы почвообразовательного процесса. Фазовый состав почв.

  4. Строение почвы. Мощность почвы. Окраска почвы. Механический состав почвы и включения.

  5. Структура почвы. Сложение почвы. Новообразования.

  6. Органическое вещество почвы. Почвенные коллоиды и включения.

  7. Химический состав почв и почвообразующих пород. Содержание химических элементов в породах.

  8. Основные типы почв и их сельскохозяйственное использование. Тундра (почвы арктической и субарктической зон).

  9. Основные типы почв и их сельскохозяйственное использование. Почвы таежно-лесной зоны.

  10. Основные типы почв и их сельскохозяйственное использование. Черноземные почвы лесостепной и степной зоны.

  11. Эрозия и деградация почв.

  12. Бонитировка почв и качественная оценка земель.

  13. Экономическая оценка земель и земельный кадастр.

  14. Экологическая устойчивость ландшафтов.

  15. Устройство ландшафтов. Проектирование элементов ландшафтов.

  16. Строение состояния Земли и земной коры.

  17. Химический состав Земли и земной коры.

  18. Магматические горные породы, осадочные горные породы, метаморфические горные породы.

  19. Эндогенные и экзогенные геологические процессы

  20. Понятие о выветривании горных пород. Устойчивость минералов, слагающих горные породы.

  21. Геологическая работа атмосферных текучих вод, ледников, морей и озер.

  22. Тектонические процессы, денудационные процессы.

  23. Континентальные отложения, их минералогический и химический состав.

  24. Водный баланс речного бассейна.

  25. Основные характеристики стока.

  26. Расчет нормы годового стока при наличии данных наблюдений.

  27. Расчет нормы годового стока при отсутствии данных наблюдений.

  28. Максимальный сток.

  29. Общие закономерности гидрологических процессов: физико-географические факторы стока.

  30. Регулирование речного стока.

  31. Расчет нормы годового стока при недостаточности данных наблюдений.

  32. Минимальный сток.

  33. Виды регулирования стока.

  34. Нормативные уровни водохранилища.

  35. Расчет водохранилищ.

  36. Основные процессы формирования химического состава подземных вод.

  37. Зависимость состава подземных вод от происхождения.

  38. Расчет потерь из водохранилища.

  39. Расчет трансформации паводков.

  40. Происхождение и классификация подземных вод.

  41. Гидрологические станции и посты.

  42. Охрана подземных вод.

  43. Прогноз качества подземных вод на участках водозаборов.

  44. Химический состав подземных вод.

  45. Прогноз качества подземных вод при фильтрации токсикантов из отстойников.

  46. Физические и органолептические свойства подземных вод.

  47. Минеральные и промышленные воды.

  48. Понятие метеорологии и климатологии.

  49. Строение и состав атмосферы.

  50. Водяной пар в атмосфере.

  51. Озон в атмосфере.

  52. Жидкие и твердые примеси в атмосферно воздухе.

  53. Дымка, облака, туманы.

  54. Ионы в атмосфере.

  55. Электрическое поле атмосферы.

  56. Погода.

  57. Наблюдение и эксперимент в метеорологии.

  58. Статистический и физико-математический анализ.

  59. Применение карт.

  60. Метеорологические наблюдения.

  61. Метеорологическая сеть.

  62. Программа наблюдений на метеорологических станциях.

  63. Метеорологические приборы. Измерение температуры воздуха.

  64. Метеорологические приборы. Измерение влажности воздуха.

  65. Определение направления ветра и скорости движения воздуха.

  66. Приборы для измерения атмосферного давления.

  67. Методы аэрологических наблюдений.

  68. Метеорологические условия переноса и рассеивания примесей в атмосфере.

  69. Принципы медико-экологического нормирования интенсивности воздействия природно-климатических факторов среды.

  70. Изменения климата, вызванные урбанизацией.


7. Учебно-методическое обеспечение дисциплины


7.1. Основная литература:

Алексеенко В.А. Геохимия ландшафта и окружающая среда. – М.: Наука, 1990. – 140 с.

Ананьев В.П. Инженерная геология и гидрогеология /В.П. Ананьев, Л.В. Передельский. – М.: Высш. шк., 1980. – 270 с.

Вернадский В.И. Химическое строение биосферы Земли и ее окружения. – М.: Наука, 1987. – 428 с.

Геохимия окружающей среды. – М.: Недра, 1990. – 335 с.

Горшков Г.П. Общая геология /Г.П. Горшков, А.Ф. Якушева. – Изд-во Моск. ун-та, 1962. – 561 с.

Добровольский В.В. Основы биогеохимии. – М.: Высш.шк., 1998. – 413 с.

Иванов В.В. Экологическая геохимия элементов /В.В. Иванов. – М.: Недра, – 1994 с.

Кац Д.М. Основы геологии и гидрогеологии /Д.М. Кац. – М.: Колос, 1981. – 350 с.

Перельман А.И. Геохимия. – М.: Высш. шк., 1989. – 528 с.

Седенко М.В. Геология, гидрогеология и инженерная геология /М.В. Седенко. – Минск: Вышэйшая школа, 1969. – 310 с.

Берникова Т.А. Лабораторный практикум по гидрологии /Т.А. Берникова, Л.П. Демидова, В.Ф. Дубравин. – М.: Легк. пром-сть, 1984. – 186 с.

Боков В.Д. Гидрометрия /В.Д. Боков, Н.В. Васильев. – Л.: Гидрометеоиздат, 1977. – 413 с.

Водный кадастр РФ. Принят Государственной Думой 18 октября 1995 г. – М.: "Ось-89", 1995. – 521 с.

Гидрохимические показатели состояния окружающей среды: справочные материалы. /Т.В. Гусева, Я.П. Молчанова, Е.А. Заика, В.Н. Виниченко, Е.М. Аверочкин; Под ред. Т.В. Гусевой. – М.: Социально-экологический Союз, 2000. – 148 с.

Гончаров В.В. Гидрология и гидрометрия. – Киев: КИСИ, 1979. – 174 с.

Гор Дж. А. Восстановление и охрана малых рек. – М.: Наука, 1989. – 342 с.

ГОСТ 17.1.1.01-77. Охрана природы. Гидросфера Использование и охрана вод. основные термины и определения.

ГОСТ 17.1.3.07-82. Охрана природы. Гидросфера. Правила контроля качества воды, водоемов и водотоков.

Железняков Г.В. Гидрология, гидрометрия и регулирование стока /Г.В. Железняков, Т.А. Неговская, Е.Е. Овчаров. – М.: Колос, 1984. – 205 с.

Зверев В.П. Гидрогеохимия осадочного процесса. – М.: Наука, 1993. – 296 с.

Лучшева А.А. Практическая гидрометрия. – Л.: Гидрометеоиздат, 1983. – 423 с.

Лучшева А.А. Основы гидравлики и гидрометрии. – М.: Колос, 1980. – 346 с.

Добровольский В.В. География почв с основами почвоведения: Учебник для вузов. – М.: Гуманит. из. центр ВЛАДОС, 1999. – 384 с.

Хромов С.П. Метеорология и климатология для географических факультетов. 3-е изд. – Л.: Гидрометеоиздат, 1983. – 455 с.


7.2. Дополнительная литература


Методические указания по принципам организации системы наблюдений и контроля за качеством воды водоемов и водотоков на сети Госкомгидромета в рамках ОГСНК. – Л.: Гидрометеоиздат, 1984.

Невский В.В. Гидравлика. Гидрология. Гидрометрия /В.В. Невский, Л.Н. Копац, Ю.С. Смирнов. – М.: Изд. Транспорт, 1988. – 287 с.

Овчаров Е.Е Гидрология и гидрометрия /Е.Е. Овчаров, Н.Н. Захаровская. – Л.: Гидрометеоиздат, 1986. – 312 с.

Практикум по инженерной гидрологии и регулированию стока /Е.Е. Овчаров, Н.Н. Захаровская, В.В. Ильич и др.: Под ред. Овчарова Е.Е. – М.: Колос, 1996. – 222 с.

Рекомендации по расчету испарения с поверхности суши. – Л.: Гидрометеоиздат, 1976. – 1976. – 94 с.

Строительные нормы и правила. Определение расчетных гидрологических характеристик. СниП 2.01.14-83. – М.: Государственный комитет по делам строительства, 1985. – 97 с.

Бир Я. Физико-математические основы фильтрации воды /Я.Бир, Д. Заславский, С. Ирмей. – М.: Мир, 1971. – 451 с.

Бочевер Ф.М. Защита подземных вод от загрязнения /Ф.М. Бочевер, Н.Н. Лопатина, А.Е. Орадовская. – М.: Недра, 1979.– 254 с. Быков А.А. Проблемы анализа безоапсности человека, общества и природы /А.А.Быков, Н.В. Мурзин. – СПб.: Наука, 1997. – 247 с.

Виженский В.А. Мониторинг фонового загрязнения природных сред /В.А. Виженский, В.А. Петрухин. – Л.: Гидрометеоиздат, 1990. Вып. 6.

Гавич И.К. Практикум по гидрогеологии /И.К. Гавич, Л.В. Жемерикина, А.М. Крысенко, Д.М. Чумакова. – М.: Недра, 1995. – 252 с. Гольдберг В.М. Гидрогеологические основы охраны подземных вод /В.М. Гольдберг, С. Газда. – М.: Недра, 1984.– 262 с.

Гольдберг В.М. Гидрологические прогнозы качества подземных вод на водозаборах. – М.: Недра, 1976.–.287 с. Гордеев П.В. Гидрогеология /П.В. Гордеев, В.А. Шемелина, О.К. Шуляков. – М.: Недра, 1990.– 322 с.

Гусейн-заде М.А. Особенности движения жидкости в неоднородном пласте. – М.: Недра, 1965. – 217 с.

Мазур И.И. Курс инженерной экологии: Учеб. для вузов / И.И. Мазур, О.И. Молдаванов; Под ред. И.И. Мазкра – М.: Высш. шк., 199. – 447 с.

Минкин Е.Л. Гидрогеологические расчеты для выделения зон санитарной охраны. – М.: Недра, 1967.– 123 с.

Мироненко В.А. Охрана подземных вод в горнодобывающих районах /В.А. Мироненко, В.Г. Румынин, В.К. Усачев. – Л.: Недра, 1980.– 320 с.

Сборник новейшего экологичсекого законодательства РФ. – М.: Ин-т межд. права и экономики, 1996. – 372 с.

Экология и безопасность жизнедеятельности: Учеб. пособие для вузов /Д.А. Кривошеин, Л.А. Муравей, н,н, Роева и др.; Под ред. Л.А. Муравья. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. – 447 с.

(указываются издания, в том числе периодические не позднее 1996 года)


7.3. Методические материалы преподавателю (должны указывать на средства, методы обучения, способы учебной деятельности, применение которых для освоения тех или иных тем наиболее эффективно)


Каждый раздел дисциплины целесообразно сопровождать лабораторными работами, дающими представление о методах определения физических и химических характеристик изучаемого объекта. Полученные навыки следует закреплять при выполнении домашнего задания по расчету содержания различных соединений в почве, поверхностных и подземных водах. Для более полного охвата материала полезно подготовить реферат по вышеперечисленной тематике. Текущий контроль знаний необходимо вести при приеме лабораторных работ и проведении итогового зачета, включающего оценку уровня выполнения лабораторных работ, правильность и полноту подготовки домашнего задания, содержательность реферата.

7.4. Обучающие, контролирующие, расчетные компьютерные программы и другие средства освоения дисциплины


  1. Автоматизированная информационно-справочная система (АИСС) "Климатические и метеорологические параметры Воронежской области" в составе:

  • базы данных;

  • управляющего программного модуля КАРТА-1 с вспомогательными процедурами и файлами данных построения карты Воронежской области.

2. Интегрированный пакет "TURBO BASIC"

Программа составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальностям подготовки дипломированного специалиста

320700 "Охрана окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов"

330200 "Инженерная защита окружающей среды"

Направление

656600 "Защита окружающей среды"

Программу составил___________________ Костылева Л.Н.


Затраты времени на выполнение СРС

по дисциплине "Науки о Земле"


Часов всего 186

аудит 102

СРС 84


  1. Проработка материалов по конспекту лекций

0,5 х 51 = 25,5ч

  1. Проработка материалов по учебнику

(550:16)1,2 = 41,2

  1. Оформление отчета по лабораторным работам

0,2 х 24 = 4,8 ч

  1. Подготовка реферата

(56:16)2 = 7 ч

  1. Оформление текста реферата

0,2 х 15 = 3 ч

  1. Выполнение расчетов для домашнего задания

0,6 х 3 = 1,9 ч

  1. Оформление домашнего задания

0,2 х 3 = 0,6 ч

Похожие:

Рабочая программа дисциплины науки о земле iconРабочая программа дисциплины история и философия науки «История науки»
Рабочая программа составлена в соответствии с Программой-минимум кандидатского экзамена по истории и философии науки «история науки»,...
Рабочая программа дисциплины науки о земле iconРабочая учебная программа по дисциплине б 2 Науки о Земле

Рабочая программа дисциплины науки о земле iconРабочая программа дисциплины «Науки о Земле»
Земли, ее строении, об основах почвоведения, гидрологии, гидрометрии, климатологии, метеорологии, гидрогеологии, ландшафтоведения....
Рабочая программа дисциплины науки о земле iconРабочая программа дисциплины од. А. 05 Когнитивная лингвистика (дисциплина по выбору) Красноярск 2012 рабочая программа дисциплины составлена в соответствии с Приказом Министерства образования и науки РФ от 16 марта 2011 г.
Целью изучения дисциплины является формирование у аспирантов и соискателей целостного, системного и углубленного знания о когнитивной...
Рабочая программа дисциплины науки о земле iconРабочая программа учебной дисциплины логика и методология науки (название дисциплины) Специальность научных работников (отрасль науки): 05. 00. 00 «Технические науки»
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Рабочая программа дисциплины науки о земле iconРабочая программа дисциплины «история и методология науки»
Рабочая программа дисциплины «История и методология науки». Фгаоу впо «Рос гос проф пед ун-т». Екатеринбург, 2012. 15 с
Рабочая программа дисциплины науки о земле iconРабочая программа дисциплины од. А. 03 Теоретическая лингвистика красноярск 2012 рабочая программа дисциплины составлена в соответствии с Приказом Министерства образования и науки РФ от 16 марта 2011 г.
Целью изучения дисциплины является формирование у аспирантов и соискателей целостного и системного научно-теоретического представления...
Рабочая программа дисциплины науки о земле iconРабочая программа дисциплины «История и философия науки (История науки)»
ОД. А. 01; цикл од. А. 00 «Обязательные дисциплины» основной образовательной программы подготовки аспиранта по отрасли Исторические...
Рабочая программа дисциплины науки о земле iconРабочая программа учебной дисциплины историография и источниковедение истории науки (название дисциплины) Специальность научных работников: 07. 00. 10 «История науки и техники»
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Рабочая программа дисциплины науки о земле iconРабочая программа дисциплины «Администрирование информационных систем»
Рабочая программа дисциплины составлена на основании фгос впо, утвержденного Министерством образования и науки РФ по направлению...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница