Теоретико-методологические основы исследования проблем пожилых людей




НазваниеТеоретико-методологические основы исследования проблем пожилых людей
страница1/6
Дата31.01.2013
Размер0.76 Mb.
ТипРеферат
  1   2   3   4   5   6
СОДЕРЖАНИЕ:


ВВЕДЕНИЕ............................................................................................................. 3


ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ

ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОБЛЕМ ПОЖИЛЫХ ЛЮДЕЙ.......... 7

1.1. Гериатрия в системе наук о человеке................................................ 7

1.2. Социально-психологическая характеристика личности

пожилого человека.............................................................................. 9

1.3. Социальные проблемы лиц пожилого возраста.............................. 17


ГЛАВА 2. СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА В

ОТНОШЕНИИ ЛИЦ ПОЖИЛОГО ВОЗРАСТА И

ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ

ПОМОЩИ ПОЖИЛЫМ ЛЮДЯМ............................................. 20

2.1. Социальное обслуживание пожилых людей. Состояние и пути

развития гериатрической службы Республики Беларусь................ 20

2.2. Особенности социально-педагогической работы с лицами

пожилого возраста............................................................................... 26


ГЛАВА 3. КОРРЕКЦИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ ЛЮДЕЙ

ПОЖИЛОГО ВОЗРАСТА.............................................................. 30

3.1. Основные стрессоры пожилых людей и пути их преодоления... 30

3.2. Сущность и особенности реабилитации пожилых людей.............. 36

3.3. Проект программы социально-педагогической коррекции

социальных проблем пожилых людей в центре социального

обслуживания...................................................................................... 38


ЗАКЛЮЧЕНИЕ..................................................................................................... 43

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ....................................... 45

ПРИЛОЖЕНИЕ.................................................................................................... 48


ВВЕДЕНИЕ


Изменение в возрастной структуре населения в сторону увеличения численности и относительной доли лиц пожилого возраста называют старением населения. Население является стареющим, когда удельный вес лиц старше 60 лет превышает 7-8% общей численности населения. Старение населения – необратимый глобальный процесс; демографы называют его феноменом XX в.

В Республике Беларусь в последние десятилетия, как и во всем мире, идет активный процесс постарения населения – в настоящее время в стране проживает более 1 млн. 751 тыс. человек в возрасте 60 лет и старше. Характерной особенностью этого процесса является значительное увеличение среди всего пожилого населения численности лиц старческого возраста; сегодня каждый четвертый пожилой человек уже перешагнул 75-летний рубеж. Удельный вес населения старше 60 лет составляет 18% [31]. Современные тенденции постарения населения носят устойчивый характер.

В последнее десятилетие, в связи с увеличением продолжительности жизни человека, заметно возрос интерес к геронтологическим проблемам. Число престарелых граждан во всем мире отличительно растет, а проблемы старости и старения становятся глобальными. Необходимость сохранения активной жизни в пожилом возрасте – одна из актуальных тем современных научных исследований.

Возрастание доли пожилых людей во всем населении страны ставит перед институтами государства и общества задачу использовать жизненный, социальный и профессиональный опыт людей старшего возраста и компенсировать их нужды. Пожилые люди зачастую испытывают состояния невостребованности и ненужности, вызванные как психофизиологическими изменениями, так и социальными трансформациями, связанными с выходом на пенсию, утратой привычного социального статуса, материально-экономическими ограничениями. Уже в раннем пенсионном возрасте резко снижается уровень социальных контактов, социальной адаптированности, профессиональная невостребованность не находит должной замены другими видами общественной деятельности, что резко изменяет психологическое состояние пожилых людей, приводя к тяжелым депрессиям, психопатиям и даже к суициду.

Неблагоприятные факторы жизнедеятельности старшего поколения предъявляют высокие требования к их адаптационным возможностям. Условия современной жизни заставляют искать новые подходы по отношению к людям третьего возраста. Выходом из сложившейся ситуации может быть комплекс консолидированных реабилитационных мероприятий с участием государства, общества и самих пожилых людей.

В настоящее время общепризнанно, что старость – это длительный период, полноценный этап развития, такой же, как молодость или зрелость, имеющий свои возрастные задачи и возможности самоактуализации (Б. Г. Ананьев, О. В. Краснова, С. Г. Максимова, Г. С. Сухобская, Е. И. Холостова, О. В. Хухлаева, и др.) Большую роль в степени полноценности личностного развития пожилого человека и его социального функционирования играют общество и его социальные институты.

Анализ философской, психологической, социологической и педагогической литературы показал, что в настоящее время накоплен определенный исследовательский материал по проблеме старости. Исследования биологических механизмов старения, профилактики преждевременного старения представлены в трудах Г. Д. Бердышева, А. А. Богомольца, В. П. Войтенко, А. В. Нагорного, В. В. Никитина и др. Медико-биологические аспекты старения изучались Н. Ф. Дементьевой, И. Н. Давыдовским, В. В. Фролькисом и др., психическое здоровье пожилых изучали В. В. Ковалев, П. Г. Сметанников, Е. А. Щербина и др. Значительный вклад в развитие социальной геронтологии внесли Б. Г. Ананьев, К. Виктор, Л. Торстон, обосновавшие необходимость комплексного подхода к вопросам старения, смены биологической акцентуации на парадигму совмещения биологического и социального подходов. Эта парадигма получила свое развитие в работах К. А. Абульхановой-Славской, В. Д. Альперовича, Л. И. Анцыферовой, М. Э. Елютиной, О. В. Красновой, Г. А. Миннигалеевой и др. Исследователи рассматривают особенности личности стареющего человека, типы старения, методологические основы изучения старения.

Цель исследования: изучить особенности и возможные пути коррекции социальных проблем пожилых людей.

Гипотеза исследования основана на предположении о том, что социально-педагогическая работа с пожилыми людьми в организациях нестационарного и полустационарного типа будет более успешной если социальный педагог будет:

учитывать социально-психологические особенности личности лиц пожилого возраста;

хорошо ориентироваться в социальных проблемах пожилых людей;

представлять себе сущность социальной политики государства;

четко понимать особенности социально-педагогической работы с лицами пожилого возраста;

хорошо разбираться в основные стрессоры пожилых людей, иметь представление о путях их преодоления и о сущности и особенностях реабилитации пожилых людей;

иметь навыки в разработке проекта программы социально-педагогической реабилитации пожилых людей в центре социального обслуживания.



  • организация деятельности основывается на реальных потребностях и возможностях пожилых людей, позволяет им участвовать (при желании) в тех же видах деятельности, что и в зрелости, расширяет межпоколенные связи, акцентирует субъектность и самостоятельность пожилого человека;

  • ведется целенаправленная работа по формированию позитивного образа пожилого человека;

  • осуществляется формирование психологического климата учреждения; используются групповые и индивидуальные формы работы для выявления и реализации личностных ресурсов пожилого человека;

  • целенаправленно организуется общение в совместной деятельности;

  • поддерживается развитие постоянных объединений и временных коллективов пожилых людей;

  • используются групповые и индивидуальные методы работы по сохранению физического здоровья пожилых людей, которые включают в себя информирование об особенностях здоровья в пожилом возрасте и обучение самостоятельной работе над своим здоровьем.

Базой исследования явился Центр социального обслуживания_____________________________________________________

Объект исследования: проблемы пожилых людей.

Предмет: особенности в возможные пути коррекции социальных проблем пожилых людей.

На защиту выносятся следующие положения:

  1. Пожилой возраст является полноценным этапом развития человека, причем пожилой человек обладает некоторыми психологическими ресурсами (мудрость, или жизненный опыт, нереализованные потребности духовно-познавательного, творческого плана, способность и желание к изменению, способность к социальным контактам и необходимость в них), которые не всегда находят себе применение в обычной жизни, но могут быть использованы при работе с пожилыми людьми; существуют различные типы старения, благополучным вариантам которого свойственны следующие черты: внутренняя потребность и внешняя возможность быть занятым; конструктивная психологическая установка, включающая доверие к другим, оптимистическое отношение к будущему, адекватное восприятие настоящего; относительно разносторонние интересы, направленные не только на себя, но и на других; психологическая независимость, способность к личностно-психологическому творчеству, потребность и возможность решения актуальных задач развития, сформированность положительных качеств предыдущих этапов.

  2. Благополучному старению способствуют следующие условия, реализуемые в процессе социально-педагогической работы с людьми старшего возраста: организация деятельности, основанная на реальных потребностях и возможностях пожилых людей, которая позволяет им участвовать (при желании) в тех же видах деятельности, что и в зрелости, расширяет межпоколенные связи, акцентирует субъектность и самостоятельность пожилого человека; целенаправленная работа по формированию позитивного образа пожилого человека; наличие традиционной групповой и индивидуальной психологической работы с акцентированием на принятии себя, своего жизненного пути, повышении общего фона настроения, обучении методам психосоматической регуляции, наряду с формированием целостного психологического климата организации, предполагающего восприятие пожилого человека как активного субъекта собственной жизнедеятельности; целенаправленная работа по организации общения в совместной деятельности, которая включает поддержание и развитие постоянных объединений и временных коллективов; информирование об особенностях здоровья в пожилом возрасте, обучение самостоятельной работе по поддержанию физического здоровья, регулярная групповая работа в этом направлении, обучение основам психосоматической регуляции; смещение основной цели функционирования учреждения с оказания материальной помощи на организацию деятельности.

  3. Социально-педагогическая реабилитация пожилых людей – это процесс актуализации их жизненно важных личностных качеств, обеспечивающих адаптацию пожилых людей к новым жизненным ситуациям, реализацию имеющегося у них потенциала в изменившихся социальных условиях жизнедеятельности, включению их в активное взаимодействие с окружающей средой.

  4. Социально-педагогическая модель реабилитации пожилых людей основывается на принципах гуманизации и демократизации реабилитационного процесса, активизации отношений содружества, сотворчества и партнерства.

  5. Социализация и адаптация пожилого человека возможна при условиях признания его субъектом реабилитационного процесса, предоставления ему права выбора моделей социального поведения, возможностей для включения в самоуправление своей жизнью, проявления инициативы, овладения способами самореализации и самоутверждения в индивидуальной и социальной средах жизнедеятельности.

  6. Социально-педагогическая работа в Беларуси на государственном уровне сегодня организована на базе сети стандартизованных центров социального обслуживания с приблизительно одинаковым во всех регионах ограниченным набором услуг, при этом характерны установка преимущественно на материальную помощь и слабая интеграция с организациями других типов, в некоторых из которых (клубы, университеты старшего возраста, благотворительные фонды) ведется довольно эффективная социально-педагогическая работа по отдельным аспектам.

  7. Реабилитационная деятельность учреждений социальной защиты ориентирована на создание условий для активного участия пожилых людей в жизни общества, включения их в различные виды деятельности на основе развития их творческого потенциала, а также формирования благоприятного микроклимата в социальной среде их обитания.

Задачи:

  1. Дать социально-психологическую характеристику личности пожилого человека.

  2. Выявить основные социальные проблемы пожилых людей.

  3. Раскрыть сущность социальной политики государства и пути развития гериатрической службы в Республики Беларусь.

  4. Определить особенности социально-педагогической работы с лицами пожилого возраста.

  5. Проанализировать основные стрессоры пожилых людей, выявить пути их преодоления и изучить сущность и особенности реабилитации пожилых людей.

  6. Разработать проект программы социально-педагогической реабилитации проблем пожилых людей в центре социального обслуживания.

Методы исследования: теоретический анализ литературных источников по проблеме исследования, обобщение, сравнение, синтез.


ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОБЛЕМ ПОЖИЛЫХ ЛЮДЕЙ


1.1. Гериатрия в системе наук о человеке


Социальные и психологические проблемы пожилых людей являются предметом изучения многих естественных и общественных наук.

Геронтология – раздел медико-биологической науки, изучающий явления старения живых организмов, в том числе и человека. Составными частями геронтологии являются: гериатрия – учение об особенностях болезней старческого организма, герогигиена – учение о гигиене людей старших возрастных групп, геронтопсихология – раздел психологии, изучающий изменения психики человека в процессе старения.

Специальная область геронтологии – социальная геронтология – изучает старение человека применительно к его социальной жизни, его месту в социальной структуре общества.

Проблема старения занимала человека уже в глубокой древности. Первые определения старения и его причины относятся еще к античной эпохе. Великий древнегреческий врач Гиппократ (V-IV в. до н. э.) считал старость результатом утечки природного тепла и высыхания организма. Философ Платон указывал, что на старение особенно влияет образ жизни в среднем возрасте [45, с.19].

В разные годы своего развития наука о старении человека вбирала в себя новые знания, создаваемые специалистами различных отраслей: врачами и физиологами, философами и биологами, психологами и социологами, историками и правоведами. В своих трудах о проблемах старости писали Цицерон, Аристотель, Роджерс, Бэкон, Ж.-А. Кондорсе. Мифы и легенды о вечной молодости, долголетии и бессмертии, создавались и поддерживались на протяжении всего развития человечества.

Начало научной геронтологии связывают с именем Ф. Бэкона. Бэкон считал, что систематического исследования процессов старения могут быть открыты причины старости. Он полагал, что самое большое влияние на процесс старения могут сказать оказать нездоровые привычки.

В России первые труды, посвященные вопросам продления активной старости, относятся к середине XVIII века, например, книга русского врача И. Фишера «О старости, ее степенях и болезнях».

Основоположником научной геронтологии в России считается выдающийся русский ученый И. И. Мечников. Геронтология в современном ее понимании сформировалась к середине XX века. Одной из задач геронтологии является изучение особенностей старения, связанных с влиянием средовых факторов, образа жизни, труда, социальных связей и взаимоотношений [45, с.24].

С начала ХХ в. было выдвинуто несколько теорий старения. По теории И. И. Мечникова (1908) старение – результат интоксикации организма продуктами обмена бактерий, обитающих в кишечном тракте, и продуктами азотистого обмена веществ самого организма (мочевая кислота). Чешский биолог В. Ружичка полагал, что в основе старения лежит процесс превращения золей в гели, процесс конденсации протоплазмы. Советские ученые В. В. Алпатов и О. К. Настюкова считали, что старение организма сводится к снижению активности ферментов.

Процесс прогрессирующего «постарения» общества вызвал повышенный интерес исследователей к психологическим проблемам стареющих людей.
В психологии прошедшего столетия сформировались представления о психологическом старении как о процессе психологической деградации. Лишь недавно, с развитием когнитивной психологии стали более глубоко исследовать умственные функции пожилых людей. Особое внимание уделяют внешним социальным факторам, влияющим на состояние человека в процессе старения.

Современная геронтология изучает механизмы и причины старения от молекулярного и клеточного уровней до целостного организма. Особое внимание уделяется роли процессов нервной регуляции. Эти работы привели к развитию исследований в области гериатрии – изучению особенностей развития, течения, предупреждения заболеваний у людей старших возрастных групп. Прогрессивно увеличивающееся обращение этих групп населения в лечебные учреждения и возникновение в связи с этим новых задач для практического здравоохранения привело к выделению в ряде клинических специальностей гериатрического раздела, что наиболее интенсивно произошло в терапии, психиатрии, хирургии, фтизиатрии и др.

Развитие геронтологии и гериатрии осуществляется в трех основных направлениях: экспериментальном, клиническом и социальном. В своих исследованиях геронтология и гериатрия используют клинические, биологические, биохимические, биофизические, физиологические и другие методы. Научные исследования в области социальных аспектов направлены на изучение причин преждевременного старения в зависимости от социальных условий, от образа жизни людей, на изыскание наиболее целесообразной организации труда людей старших возрастных групп, их питания, двигательной активности, на наиболее рациональные формы организации социальной и медицинской помощи.

Итак, область исследования геронтологии и гериатрии в настоящее время:

  1. Демографические, социологические, социально-гигиенические вопросы старости и старения. Разработка принципов и организация медико-социального обслуживания людей пожилого и старческого возраста. Статистическая отчетность и обработка статистических данных.

  2. Изучение процесса старения и старости. Основные механизмы физиологического, преждевременного, патологического старения, процессы антистарения. Разработка методов определения биологического возраста.

  3. Морфологические и функциональные возрастные особенности органов и систем. Роль различных факторов в развитии старческих изменений в организме и механизмах формирования старческой полипатии.

  4. Разработка принципов профилактической геронтологии и гериатрии, методов и средств в профилактике преждевременного старения и продления жизни. Изучение принципов физиологии и гигиены питания в пожилом и старческом возрасте и путей метаболизма нутриентов в норме и при различных патологических процессах.

  5. Исследование особенностей клинической фармакологии пожилого и старческого возраста (фармакокинетики и фармакодинамики).

  6. Особенности этиологии и патогенеза различных заболеваний, особенности клинических проявлений, методов диагностики болезней в пожилом и старческом возрасте с использование клинических, лабораторных и других методов исследования. Дифференциальная диагностика различных заболеваний в старших возрастных группах.

  7. Особенности лечения в пожилом и старческом возрасте: фармакотерапия, хирургические вмешательства, диетотерапия, альтернативные методы лечения. Разработка новых гериатрических средств.

  8. Профилактика, выявление впервые возникших заболеваний в пожилом и старческом возрасте, диспансерное наблюдение за лицами старших возрастных групп.

Таким образом, геронтология и гериатрия – область медицинской и биологической науки, включающая в себя изучение процессов старения, причин возникновения, механизмов развития и особенностей течения болезней в старших возрастных группах. Гериатрия (клиническая геронтология) направлена на изучение особенностей диагностики, лечения и профилактики заболеваний в пожилом и старческом возрасте.

  1   2   3   4   5   6

Похожие:

Теоретико-методологические основы исследования проблем пожилых людей iconТеоретико-методологические основы исследования проблем пожилых людей
Гериатрия в системе наук о человеке
Теоретико-методологические основы исследования проблем пожилых людей iconТеоретико-методологические основы исследования проблем пожилых людей
Гериатрия в системе наук о человеке
Теоретико-методологические основы исследования проблем пожилых людей iconИсследование места и роли музыки в структуре досуга студентов ПетрГУ: опыт пилотажного исследования 47
Теоретико-методологические основы исследования музыки как объекта социологического исследования 10
Теоретико-методологические основы исследования проблем пожилых людей icon«Одиночество пожилых людей как социальная проблема» Дипломная работа Исполнитель
Поэтому, для нас важно рассмотреть настоящие и прогнозируемые изменения проблем одиночества пожилых людей, что ставит нас перед необходимостью...
Теоретико-методологические основы исследования проблем пожилых людей iconОбластной целевой программы по проблемам пожилых людей на 2011-2013 годы "Активное долголетие"
Российской Федерации по итогам заседания президиума Государственного совета Российской Федерации 25 октября 2010 года от 27. 11....
Теоретико-методологические основы исследования проблем пожилых людей icon1. Теоретико-методологические основы стратегического планирования устойчивого развития города
Город как основной объект исследования в стратегии устойчивого развития
Теоретико-методологические основы исследования проблем пожилых людей iconТеоретико-методологические основы деятельности учреждений культуры и образования в развитии толерантного сознания молодежи многонационального региона
Теоретико-методологические основы деятельности учреждений культуры и образования в развитии толерантного сознания
Теоретико-методологические основы исследования проблем пожилых людей iconПроцесс профессионального самоопределения городской молодежи
Теоретико-методологические основы исследования процесса профессионального самоопределения молодежи
Теоретико-методологические основы исследования проблем пожилых людей icon1. Предмет науки «Истории Узбекистана». Теоретико-методологические основы ее изучения
Предмет науки «Истории Узбекистана». Теоретико-методологические основы ее изучения
Теоретико-методологические основы исследования проблем пожилых людей iconДоклад Социально-геронтологическая политика в современном обществе
И если проблемы пожилых и старых людей приобрели особое значение для стран Западной Европы во второй половине 20 века, то в начале...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница