Использование игровых технологий в социально-личностном развитии дошкольников




Скачать 50.65 Kb.
НазваниеИспользование игровых технологий в социально-личностном развитии дошкольников
Дата31.01.2013
Размер50.65 Kb.
ТипДокументы
Использование игровых технологий в социально-личностном развитии дошкольников


В настоящее время основное внимание уделяется проблеме социально-личностного развития и воспитания дошкольников, являющегося одним из компонентов проекта Государственного стандарта дошкольного образования. Социально-личностное развитие дошкольника, то есть формирование отношения ребенка к себе и к окружающему, выработка им социальных мотивов и потребностей, становление его самопознания – процесс довольно сложный, требует от педагога немалых затрат труда и в плане результативности, как правило, отсрочен во времени. Социализация же происходит во взаимодействии ребенка с окружающим миром и преобразованием его индивидуальности благодаря этому взаимодействию.

Особенность социализации в дошкольном возрасте – существенное усложнение и расширение сферы социализирующих влияний уже не только во взаимодействии с взрослым, но и через игровые контакты со сверстниками. Общение, все более приобретая черты коммуникативной деятельности, оформляется в мощный социальный фактор становления личности ребенка.

Процесс социализации начинается у человека в детстве и продолжается всю жизнь.

Достаточно хорошо известно, что своевременное развитие необходимых компонентов социального поведения у детей тормозится недостаточным уровнем развития речи, что способствует появлению у него эмоционально-личностных и поведенческих трудностей.

Ребенок стремится к активной деятельности, и важно не дать этому стремлению угаснуть, важно способствовать его дальнейшему развитию. Чем полнее и разнообразнее детская деятельность, чем более она значима для ребенка и отвечает его природе, тем успешнее идет его развитие. Вот почему наиболее близки и естественны для дошкольника игры и активное общение с окружающими – со взрослыми и сверстниками.

Главным атрибутом социальной сущности человека является речь, которая развивается исключительно в социальном окружении. Развитие ее зависит от того, каково это окружение и в какой мере оно этому развитию способствует.

Хорошо развитая речь – важнейшее условие полноценного и всестороннего развития детей. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему выражать мысли, тем шире его возможности в области познания окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения с ровесниками и взрослыми. Поэтому так важно заботиться о своевременном формировании речи детей, о ее чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения.

Одним из важнейших направлений своей работы я считаю развитие речи, что имеет исключительно большое значение для полноценного социально-личностного развития дошкольников.


Работая по данной теме самообразования, я обоснованно предполагаю, что постоянное и целенаправленное руководство развитием речевой деятельностью детей, своевременная помощь им в преодолении задержки в речевом развитии неизменно дают положительный результат.

Для выявления и коррекции различных отклонений в развитии речи детей я использую разнообразные игровые технологии: игры-имитации, дидактические и сюжетно-ролевые игры, игры-эксперименты, беседы, рассматривание иллюстраций, психогимнастику, художественное слово, проблемные ситуации, опорные схемы, моделирование.

Разнообразие схем позволяет сделать для детей доступными любые знания. Детям очень нравится работать по схемам, они легко и охотно рассказывают о тех или иных предметах, явлениях. Пока мы работаем по определенной теме, схемы вывешиваются в учебном уголке, чтобы дети могли переносить получаемые знания в самостоятельную деятельность. В своей группе я организую игры по раз­витию речи. Одна из таких игр – «Говорящие рисунки». Я объясняю детям, что давным-давно люди не знали букв и не умели писать, а истории, которые им надо было сохранить в памяти, они рисовали. После чего я предлагаю детям поиграть в «нарисованные» истории, предупреждая, что рисунки должны быть простыми и в то же время понятными. Только тогда они станут «говорящими». Сначала прошу детей нарисовать начало одной из историй – допустим, такой: «Красная Шапочка пошла в лес и встретила волка». Дети рисуют то, что они представляют себе в начале этой сказочной истории и придумывают продолжение сказки.

Много внимания я уделяю приобщению детей к художественной литературе. Познакомившись с произведением, мы беседуем о прочитанном, анализируем поступки героев, разбираем непонятные слова. После этого моделируем сказку, одна из которых – сказка «Колобок».

Через беседу, рассматривание картин, игры, песенки, прибаутки, стихи и потешки я развиваю у детей память, речь, внимание, логическое мышление. Например, в групповое помещение входит Буратино и рассказывает, что он был на лыжной прогулке в лесу, встретил там зверей и зарисовал их. «А каких зверей встретил Буратино, вы должны узнать сами», – говорю я детям и, показывая им изображения животных, предлагаю определить, что это за животные. Дети узнают лесных зверей и объясняют, как они узнали, какие звери изображены (у белки – на ушках кисточки, у лисы – белый кончик хвоста, у зайца длинные ушки и короткий хвост).

Работу по развитию речи в виде бесед, словесных и пальчиковых игр я веду не только на занятиях, но и в любых других ситуациях. Обычно – в утренние часы. Особенно детям нравятся игры-интервью. Я выступаю в роли корреспондента и задаю вопросы по какой-то определенной теме. Например, такие вопросы об осени:

– Какое время года наступило?

– Как называется ранняя пора осени?

– Почему осень называют золотой?


– Как называется явление, когда с деревьев опадают листья?

– За что ты любишь осень?

С детьми я играю в игры «Додумай сказку», «Как помочь героям?», «Придумай другой конец сказки». Примером может быть иное продолжение и окончание сказок «Маша и медведь», «Колобок», «Красная Шапочка», «Волк и семеро козлят». На вопрос «В каком случае лиса не съела бы колобок?» дети могут дать такие ответы: «Колобок при встрече с лисой стал маленьким или колючим, твердым или необыкновенно большим и т.п. Работу по развитию речи я провожу также во время прогулок и подвижных игр (сначала условия объясняю я, после чего их повторяют дети). На прогулках и на экскурсиях дети рассказывают о том, что их окружает, описывают и сравнивают предметы. В индивидуальных беседах с детьми полученные ими знания закрепляются.

Все это заметно способствует развитию речи дошкольников: с каждым годом число детей, полностью усвоивших материал раздела «Развитие речи», увеличивается, а детей с проблемами в речевом развитии в старшей группе становится значительно меньше. Развитие речи воспитанника ДОУ способствует скорейшему формированию его личности и его приобщению к социальному миру.


МОУ «Начальная школа – детский сад №5 «Елочка»


Доклад на тему:

«Игры в социально-личностном развитии детей»


Подготовила:

педагог-психолог

Земцова О.В.


Моршанск

Похожие:

Использование игровых технологий в социально-личностном развитии дошкольников iconПрименение игровых технологий на урок
Применение игровых технологий на уроках биологии как средство активизации познавательной деятельности учащихся
Использование игровых технологий в социально-личностном развитии дошкольников iconПрименение игровых технологий на урок
Применение игровых технологий на уроках биологии как средство активизации познавательной деятельности учащихся
Использование игровых технологий в социально-личностном развитии дошкольников iconИспользование разнообразных методов и приемов в развитии познавательной деятельности дошкольников
Познавательная деятельность активно развивается на протяжении всего дошкольного детства и отличается разнообразием методов и приемов,...
Использование игровых технологий в социально-личностном развитии дошкольников iconИспользование компьютерных технологий в формировании мотивации дошкольников при организации логопедической работы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад компенсирующего вида второй категории №9 (мбдоу д/с №9...
Использование игровых технологий в социально-личностном развитии дошкольников iconКлассный час Марафон «Мой выбор»
Методический семинар «Использование современных технологий в развитии познавательной сферы одаренных учащихся»»// Сайт
Использование игровых технологий в социально-личностном развитии дошкольников iconИспользование в обучении информационных и коммуникационных технологий позволяет
Материал городского семинара «Использование мультимедийных технологий в выработке основных компетенций школьников»
Использование игровых технологий в социально-личностном развитии дошкольников iconИспользование информационно-коммуникационных технологий в развитии туризма Приангарья Жиляев А. С
Жиляев А. С. Национальный исследовательский Иркутский государственный технический университет
Использование игровых технологий в социально-личностном развитии дошкольников icon«Использование игровых методов в обучении иностранному языку»
Iv эксперимент по проведению учебных занятий с использованием игрового метода
Использование игровых технологий в социально-личностном развитии дошкольников iconНаучно-методическое сопровождение развития икт-компетентности педагогов общеобразовательных учреждений
Охватывает соответственно: 1 использование общедоступных сетевых сервисов и технологий для обмена информацией; 2 использование Интернет...
Использование игровых технологий в социально-личностном развитии дошкольников iconМетодические рекомендации для педагогов-психологов по использованию информационных и коммуникационных технологий и компьютерных игровых средств в дошкольном образовании Москва 2010
Ягодина Л. А. Методические рекомендации для педагогов-психологов по использованию информационных и коммуникационных технологий и...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница