«Томский государственный педагогический университет» (тгпу) программа дисциплины




Скачать 230.23 Kb.
Название«Томский государственный педагогический университет» (тгпу) программа дисциплины
Дата31.01.2013
Размер230.23 Kb.
ТипПрограмма дисциплины
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Томский государственный педагогический университет»

(ТГПУ)


ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ


ДПП.Ф.12 Русская литература и культура


1. Цели и задачи дисциплины.


В истории русской литературы особую эстетическую и этическую значимость имеет литература начала и середины ХIХ века. При ее изучении в вузе необходимо:

- осмысление русской литературы в культурной ситуации России начала и середины ХIХ века, выявление ее контактов с западноевропейской культурой;

- формирование понятия о логике литературного процесса данной эпохи, его вершинных явлениях и достижениях;

- выработка представления о выдающихся русских поэтах и писателях (В. Жуковский, К. Батюшков, А. Пушкин, М. Лермонтов, Н. Гоголь, А. Герцен, И. Гончаров, Ф. Тютчев, А. Фет, Н. Чернышевский) как о творческих индивидуальностях с их неповторимым образным мировидением, специфическим стилем;

- осознание органичного восприятия и творческого развития в русской литературе ХIХ века основных достижений русской литературы ХVIII века (формирование литературного языка, становление русского стихосложения, первых литературных направлений, жанровое и стилевое развитие).

Изучение дисциплины предполагает:

- продолжение работы над выработкой системного подхода при осмыслении фактов литературной жизни определенной исторической эпохи;

- закрепление и усовершенствование навыков литературоведческого анализа художественных произведений;

- развитие навыков самостоятельной работы с монографической и критической литературой.


2. Требование к уровню освоения содержания дисциплины.


В результате изучения дисциплины студент должен:

- усвоить своеобразие романтизма и критического реализма как творческих методов;

- уметь понять и обосновать особенности русского романтизма;

- усвоить жанровую и стилевую динамику в связи со сменяемостью творческих методов;

- иметь четкое представление о личности и творчестве писателя не только с точки зрения типологии творчества, но и как явлении глубоко индивидуальном и самобытном;

- осознать высочайшую эстетическую и нравственную ценность классической русской литературы;

- закрепить навыки работы с текстом художественного произведения, его литературоведческого анализа;

- уметь соотнести оценку того или иного явления литературы, содержащуюся в нескольких литературоведческих источниках (монографии, критические статьи), владеть навыком рефлексивного восприятия;

- знать на память отрывки из произведений выдающихся русских художников слова ХIХ века (В.А. Жуковский, К.Н. Батюшков, К.Ф. Рылеев, А.С. Пушкин, И.А. Крылов, М.Ю. Лермонтов, А.В. Кольцов, Н.А. Некрасов, Ф.И. Тютчев, А.А. Фет).


3. Объем дисциплины и виды учебной работы.


Виды учебной работы

Всего часов

Семестры

Общая трудоемкость дисциплины.

108

III










Аудиторные занятия.

54













Лекции.

36













Практические занятия (ПЗ).

18













Самостоятельная работа.

54













Вид итогового контроля (зачет, экзамен).

Экзамен














4. Содержание дисциплины

4.1. Разделы дисциплины



п/п

Раздел дисциплины

Лекции

Практические занятия или семинары

1.

Литературный процесс в России начала ХIХ века.

2




2.

Романтизм как общеевропейское направление в литературе и искусстве конца ХVIII-ХIХ вв. Особенности русского романтизма.

4

2

3.

Многоаспектность литературной жизни первых десятилетий ХIХ века. Движение от романтизма к реализму. Становление критического реализма.

4

2

4.

Идеологические дискуссии, эстетические концепции и литературный процесс второй трети ХIХ века.

4




5.

Творчество И.С. Тургенева.

4

2

6.

Драматургия А.Н. Островского.

2

2

7.

Творчество М.Е. Салтыкова-Щедрина.

2

2

8.

Творчество Л.Н. Толстого.

4

2

9.

Творчество Ф.М. Достоевского.

4

2

10.

Творчество Н.С. Лескова.

2




11.

Творчество В.М. Гаршина.




2

12.

Творчество А.П. Чехова.

4

2


5. Лабораторный практикум (не предусмотрен).

6. Учебно-методическое обеспечение дисциплины.


6.1. Рекомендуемая литература.

а). Основная литература.

  1. Фортунатов, Николай Михайлович. Русская литература XIX века [Текст]:учебное пособие для вузов/Н. М. Фортунатов, М. Г. Уртминцева, И. С. Юхнова ; под ред. Н. М. Фортунатова. -М.: Высшая школа,2008.-670, [1] с.

  2. История и культура Отечества [Текст]: учебное пособие для вузов/[В. В. Гуляева, Л. Р. Горланов, А. Ф. Батраков и др.] ; под ред. В. В. Гуляевой. - М.: Академический проект [и др.],2007.-749, [1] с.:


1


б). Дополнительная литература.

  1. История русской литературы XIX в. (40-60-е годы): Учебное пособие для вузов. / Под ред. В.Н. Аношкиной, Л.Д. Громовой. – 3-е изд. - М.: «Оникс», 2006.

  2. История русской литературы XIX века. 70-90-е годы / под ред. В.Н. Аношкиной. М., 2001.

  3. Кулешов В.И. Русская литература 19 века. М., 2000 г.

  4. Минералов Ю.И. История русской литературы 19 века (40-60 гг.). М., 2003.

  5. Якушин Н.И. Русская литература 19 века (первая половина). М., 2001.


6.2. Средства обеспечения освоения дисциплины

Книжный фонд библиотеки ТГПУ. Книжный фонд областной библиотеки им. А.С. Пушкина. Копии отрывков из программных текстов для анализа. Тематические сборники, монографии, критические статьи.

  1. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Портреты и другие видеоматериалы к творческой биографии писателей

Иллюстрации к художественным произведениям

Аудиоматериалы (изучаемые произведения в чтении артистов)

Фильмы по изучаемым произведениям


  1. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины

Наряду с лекционным способом подачи материала предполагается деятельность студентов в формах чтения программных художественных текстов и учебно-справочной литературы, конспектирования теоретических источников, написания рефератов, заучивания наизусть стихотворений, подбора иллюстративного материала о биографии и творчестве изучаемых авторов и о культуре эпохи.


8.1. Перечень заданий и контрольных вопросов для самостоятельной работы.

Изучение разделов курса, не освещаемых на аудиторных занятиях

Анализ художественного текста

Заучивание наизусть лирических стихотворений и фрагментов произведений крупной формы

Конспектирование критических и литературоведческих работ

Чтение дополнительной учебной и научной литературы



  1. Основные мотивы лирики Н.А. Некрасова.

  2. Поэма Н.А. Некрасова „Кому на Руси жить хорошо“. Жанровое и стилистическое своеобразие.

  3. Натурфилософская лирика Ф.И. Тютчева.

  4. Любовная лирика Ф.И. Тютчева (денисьевский цикл).

  5. Лирика А.А. Фета (проблематика, особенности поэтики).


8.2. Примерная тематика рефератов.

  1. Судьба классицизма, сентиментализма в России начала ХIХ века.

  2. Полемика вокруг языковой реформы Н.М. Карамзина.

  3. Проблема искусства и художника в романтической эстетике.

  4. Принцип контрастного изображения в романтическом искусстве, его природа и сфера проявления.

  5. Мир природы в творчестве романтиков.

  6. Поэтический мир баллад В.А. Жуковского.

  7. Лирический герой поэзии В.А. Жуковского и К.Ф. Рылеева.

  8. Полемика А.С. Пушкина с В.А. Жуковским в поэме «Руслан и Людмила».

  9. Проблематика и поэтическое своеобразие лирики А.С. Пушкина петербургского периода.

  10. «Бахчисарайский фонтан» А.С. Пушкина как романтическая поэма.

  11. Что сближает и что различает героев произведений А.С. Пушкина «Кавказский пленник», «Цыганы», «Евгений Онегин».

  12. Влияние романтической эстетики в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин».

  13. Образ повествователя в повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка».

  14. Лирика М.Ю. Лермонтова в обосновании В.Г. Белинского и А.И. Герцена.

  15. Мастерство психологического анализа М.Ю. Лермонтова в романе «Герой нашего времени».

  16. Суть дискуссии о творческом методе М.Ю. Лермонтова в современном литературоведении.

  17. Диалогический конфликт в романах «натуральной школы» («Обыкновенная история» Гончарова, «Кто виноват?» Герцена).

  18. «Сон Обломова» как художественное целое.

  19. Мир природы в творчестве Ф.И. Тютчева.

  20. Тема поэта и поэзии в лирике Некрасова.


8.3. Примерный перечень вопросов к экзамену (зачету).


  1. Литературный процесс в России первой половины ХIХ века.

  2. Эстетические признаки романтизма. Особенности русского романтизма начала ХIХ века.

  3. Романтизм В.А. Жуковского. Жанр элегии и баллады в творчестве В.А. Жуковского.

  4. Основные этапы развития творчества А.С. Пушкина. Лирика А.С. Пушкина лицейского периода.

  5. Лирика А.С. Пушкина петербургского периода. В.Г. Белинский о лирике А.С. Пушкина.

  6. Поэма А.С. Пушкина „Кавказский пленник“.

  7. „Бахчисарайский фонтан“ А.С. Пушкина как романтическая поэма.

  8. Поэма А.С. Пушкина „Цыганы“ (движение от романтизма к реализму).

  9. Тема творца и творчества в лирике А.С. Пушкина 1830-х гг.

  10. Роман А.С. Пушкина „Евгений Онегин“ (жанрово-стилевое своеобразие, метатекстовая структура романа).

  11. „Капитанская дочка“ А.С. Пушкина (принципы историзма А.С. Пушкина, образ повествователя).

  12. Роман М.Ю. Лермонтова „Герой нашего времени“ (особенности метода, тип героя, мастерство психологического анализа). В.Г. Белинский и С.П. Шевырев о романе.

  13. Становление реализма в русской литературе ХIХ века. Западничество и славянофильство как общественно-литературная проблема 40-60-х годов ХIХ века.

  14. Натуральная школа: история возникновения, органы издания, особенности творческого метода, тематики, жанровая динамика в творчестве писателей „натуральной школы“.

  15. Роман И.А. Гончарова „Обломов“. Проблематика и художественное своеобразие. Обломов как национальный тип. Н.А. Добролюбов об Обломове и „обломовщине“.

  16. Основные мотивы лирики Н.А. Некрасова.

  17. Поэма Н.А. Некрасова „Кому на Руси жить хорошо“. Жанровое и стилистическое своеобразие.

  18. Натурфилософская лирика Ф.И. Тютчева.

  19. Любовная лирика Ф.И. Тютчева.

  20. Лирика А.А. Фета (проблематика, особенности поэтики).

  21. «Записки охотника» И.С. Тургенева – «книга о народе».

  22. «Дворянское гнездо» И.С. Тургенева. Конфликт романа. Образы Лаврецкого и Лизы Калитиной.

  23. Проблема общественного деятеля в романе И.С. Тургенева «Рудин».

  24. Роман И.С. Тургенева «Отцы и дети». Конфликт, система персонажей.

  25. Начало творческого пути А.Н. Островского. Славянофильский период.

  26. «Гроза» А.Н. Островского как «пьеса жизни». Жанр, конфликт, особенности драматического действия.

  27. Народно-поэтическая основа характера Катерины в пьесе А.Н. Островского «Гроза». Добролюбов об Островском.

  28. Островский в оценке критиков (Н. Добролюбов, Д. Писарев).

  29. «История одного города» как шедевр политической сатиры М.Е. Салтыкова-Щедрина.

  30. «Господа Головлевы» М.Е. Салтыкова-Щедрина как новый тип социального романа.

  31. Образ Иудушки как художественное открытие М.Е. Салтыкова-Щедрина. Принципы создания образа.

  32. «Бедные люди» Ф.М. Достоевского. Жанр, стиль, структура повествования, новый принцип изображения «маленького человека». Белинский о романе.

  33. Роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». Особенности жанра. Полифония в романе. М.М. Бахтин о творчестве Достоевского.

  34. Личность и теория Раскольникова в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».

  35. Соня Мармеладова и ее роль в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».

  36. Автобиографическая трилогия Л.Н. Толстого: тематика, основные идеи и образы, особенности повествования. Образ Николеньки Иртеньева. Чернышевский о Толстом.

  37. «Севастопольские рассказы» Л.Н. Толстого. Новаторство в изображении войны.

  38. Творческая история, жанр, проблематика романа-эпопеи «Война и мир».

  39. «Мысль народная» и способы ее раскрытия в романе «Война и мир».

  40. «Война и мир» как народно-героическая эпопея. Философия истории в романе.

  41. Кутузов и Наполеон: особенности изображения, смысл противопоставления.

  42. Нравственно-философские искания Пьера Безухова в романе Л.Н. Толстого «Война и мир».

  43. Духовные искания Андрея Болконского в романе-эпопее Л.Н. Толстого «Война и мир».

  44. Женские образы в романе-эпопее Л.Н. Толстого «Война и мир». Их роль в художественной системе романа. Средства раскрытия характеров.

  45. «Леди Макбет Мценского уезда» и проблема страсти в трактовке Н.С. Лескова.

  46. Рассказы Н.С. Лескова о талантливых русских людях («Очарованный странник», «Запечатленный ангел», «Тупейный художник», «Левша» и др.).

  47. Маленькая трилогия А.П. Чехова («Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви»).

  48. Юмористические рассказы А.П. Чехова. Проблематика. Приемы создания комического эффекта.

  49. Творчество А.П. Чехова 1886-1895 гг. («Степь», «Дуэль», «Палата №6», «Скучная история», «Попрыгунья», «Учитель словесности» и др.).

  50. Творчество А.П. Чехова 1896-1904 гг. («Дом с мезонином», «Ионыч», «Душечка», «Дама с собачкой», «Невеста»).

  51. Новаторство драматургии А.П. Чехова.

  52. Пьеса А.П. Чехова «Вишневый сад». Жанровое своеобразие Особенности развития драматического действия.



Программа составлена в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности 032900 «Русский язык и литература».


Программу составила:

к.ф.н., доцент кафедры литературы ТГПУ С.В. Бурмистрова


Приложение


I Художественные тексты (минимум)


В.А. Жуковский. Сельское кладбище. Вечер. Людмила. Светлана. Певец во стане русских воинов. Теон и Эсхин. Эолова арфа. Певец во Кремле. Мотылек. Славянка. Кольцо души-девицы. Узник. Лесной царь. Граф Габсбургский. Невыразимое. Шильонский узник. Таинственный посетитель. Море. Мотылек и цветы. Кубок. Перчатка. Покаяние. Сказки.

А.С. Пушкин. Воспоминания в Царском селе. К Лицинию. Товарищам. Вольность. Ответ на вызов написать стихи. Деревня. Чёрная шаль. Редеет облаков летучая гряда. К Чаадаеву. Кинжал. Песня о вещем Олеге. Узник. Послание цензору. Простишь ли мне. К морю. Ненастный день потух. Ночной зефир. К А.П. Керн. Вакхическая песня. 19 октября 1825 г. Пророк. Стансы. Зимняя дорога. В Сибирь. Арион. Поэт. 19 октября 1827 г. Сцена из «Фауста». Няне. Утопленник. Анчар. Чернь. Кавказ. Обвал. Зимнее утро. Я вас любил. Брожу ли я. Поэту. Бесы. Элегия. Моя родословная. Для берегов отчизны дальной. Клеветникам России. Эхо. Осень. Вновь я посетил. Туча. На выздоровление Лукулла. Пир Петра Великого. Я памятник себе воздвиг. Руслан и Людмила. Кавказский пленник. Братья-разбойники. Бахчисарайский фонтан. Цыганы. Евгений Онегин. Капитанская дочка. Русалка. Сцены из рыцарских времен.

М.Ю. Лермонтов. Герой нашего времени.

И.А. Гончаров. Обломов.

Н.А. Некрасов. В дороге. Огородник. Тройка. Родина. Псовая охота. Еду ли ночью. Нравственный человек. Вчерашний день часу в шестом. Блажен незлобивый поэт. В деревне. Несжатая полоса. Влас. Саша. Внимая ужасам Размышления у парадного подъезда. Песня Еремушки. Бунт. Рыцарь на час. Деревенские новости. Плач детей. Крестьянские дети. Коробейники. Свобода. Зеленый шум. В полном разгаре страда деревенская. Орина, мать солдатская. Мороз, Красный нос. Памяти Добролюбова. Железная дорога. Катерина. Дедушка Мазай и зайцы. Русские женщины. Смолкли честные. Элегия. Из поэмы «Современники». Сеятелям. Кому на Руси жить хорошо.

Ф.И. Тютчев. Сумерки. Весенняя гроза. Mal’aria. О чем ты воешь… Silentium! Не то, что мните вы, природа. Фонтан. Душа моя – элизнум теней. Поэзия. Слезы. О, как убийственно мы любим. Эти бедные селенья. О, вещая душа моя. Смотри, как роща зеленеет. Есть в осени первоначальной. Я встретил Вас. Славянам.Умом Россию не понять.

А.А. Фет. Ласточки. Ночь и я. Люби меня. Как беден наш язык. Туманное утро. Музе. А.А. Фет. Ласточки. Ночь и я. Люби меня. Как беден наш язык. Туманное цутро. Муза. Музе. Смерть. Смерти. Какое счастие. Лес. Бабочка. Первый ландыш. Я пришел к тебе с приветом. Шепот… Это утро. Весенний дождь. На заре ты её не буди. Уснуло озеро. Я тебе ничего не скажу.

Смерти. Какое счастие. Лес. Бабочка. Первый ландыш. Я пришел к тебе с приветом. Шепот… Это утро. Весенний дождь. На заре ты её не буди. Уснуло озеро. Я тебе ничего не скажу.

Тургенев И.С. Записки охотника. Рудин. Отцы и дети. Дворянское гнездо.

Островский А.Н. Гроза.

Салтыков-Щедрин М.Е. История одного города. Господа Головлевы.

Достоевского Ф.М. Бедные люди. Преступление и наказание.

Толстой Л.Н. Детство. Отрочество. Юность. Севастопольские рассказы. Казаки. Три смерти. Война и мир.

Лесков Н.С. Левша. Соборяне. Несмертельный голован. Очарованный странник. Запечатленный ангел. Тупейный художник. Леди Макбет Мценского уезда.

Гаршин В.М. Художники. Трус. Происшествие. Четыре дня. Денщик и офицер. Сказание о гордом Агее. Сигнал. Надежда Николаевна. Красный цветок. Сказание о жабе и розе. Из записок рядового Иванова.

Чехов А.П. Смерть чиновника. Толстый и тонкий. Дочь Альбиона. Хирургия. Хамелеон. Злоумышленник. Унтер Пришибеев. Кухарка женится. Тоска. Огни. Скучная история. Дуэль. Попрыгунья. Палата №6. Черный монах. Учитель словесности. Анна на шее. Дом с мезонином. Студент. Моя жизнь. Мужики. В овраге. Ионыч. Человек в футляре. Крыжовник. О любви. Душечка. Дама с собачкой. Архиерей. Степь. Невеста. Чайка. Три сестры. Дядя Ваня. Вишневый сад.


II Критические статьи, рекомендуемые для конспектирования


Пушкин А. С. О прозе; о романе; «Драма родилась на площади…».

Гоголь Н. В. Несколько слов о Пушкине

Белинский В. Г.

Цикл статей о Пушкине. Статьи 5, 8, 9.

Стихотворения Лермонтова

Герой нашего времени

Статьи о «Мертвых душах»(2) Н. В. Гоголя

И. А. Крылов

О жизни и сочинениях А. Кольцова

Взгляд на русскую литературу 1846 года

Взгляд на русскую литературу 1847 года

Герцен А. И. О развитии революционных идей в России ( гл.5)

Гончаров И. А. Мильон терзаний

Добролюбов Н. А. Что такое обломовщина?


IV Практические занятия и семинары


Семинарское занятие № 1

Тема: Романтическая картина мира. Философско-эстетические категории романтизма. Романтизм в русской литературе ½ XIX века.


  1. Особенности мировосприятия романтиков. Категория универсальности. Идея мировой души. Метафора мира как живого организма. Идея бесконечного развития. Идея органической целостности мира внешнего и внутреннего. Тождество человека и вселенной. Специфика картины мира романтиков по сравнению с мировосприятием классицистов.

  2. Эволюция мировоззренческой системы романтизма: концепция личности и мира на раннем и позднем этапах развития романтизма.

  3. Эстетическая система романтизма:

- принцип аналогии и принцип контраста;

- особенности романтического конфликта;

- концептуальный уровень романтического произведения (тематика, проблематика);

-пространственная поэтика (двоемирие, онейрическое пространство, пространственная вертикаль, изображение природного мира, идея зависимости пространства от нравственно-этической ориентированности личности);

- типология романтических героев;

- феномен двойничества;

- принцип «alter ego»;

- позиция автора и позиция читателя в романтическом тексте;

- романтическая ирония;

- функции фантастики в романтическом произведении;

- феномен открытого финала в романтическом произведении;

- жанровые особенности фрагмента;

- проблема национального колорита.

  1. Русский романтизм начала XIX века. Причины возникновения романтизма в русской литературе (социально-исторические, собственно литературные).

  2. Эстетическая многоликость русского романтизма (эпикурейский романтизм, элегический романтизм, декабристский романтизм).

  3. Идея содружества, «совместной активности» в романтизме. Литературные общества и кружки в русской культуре ½ XIX века.



Литература

  1. Литературные манифесты западноевропейских романтиков. – М., 1980.

  2. Ванслов В.В. Эстетика романтизма (любое издание).

  3. Берковский Н.Я. Романтизм в Германии. – Л., 1973.

  4. Гуляев Н.А., Карташова И.В. Введение в теорию романтизма. Пособие по спецкурсу. – Тверь, 1991

  5. Карташова И.В. Этюды о романтизме. – Тверь, 2002.

  6. Гаврилов И.Б, Иванов И.А. Философия природы немецкого романтизма // Мир романтизма: Материалы международной научной конференции «Мир романтизма» (XII Гуляевских чтений. Тверь, 26-29 мая 2004 г. – Тверь, 2004. – Т. 10 (34). – С. 4–6.

  7. К истории русского романтизма. – М., 1973.

  8. Русский романтизм. – М., 1984.

  9. Манн Ю.В. Русская литература XIX века. Эпоха романтизма. – М.,2000.

  10. Сахаров В.И. Романтизм в России. Эпоха, школы, стили. – М., 2004.

  11. Русский романтизм XIX века: лирика и лирики. – М. 2004.

  12. Полемические выступления А.С. Шишкова против «нового слова» Н.М. Карамзина // Лучшая вузовская лекция. Академическая филология. Литературоведения. Лингвистика. / Под ред. Прохорова Ю.Е. – М., 2004.



Практическое занятие № 2

Тема:


Литература:


Практическое занятие № 2


Тема: Философия искусства в творчестве А.С. Пушкина 1830-х гг.


  1. Романтическая парадигма о творце и творчестве (Новалис, В. Вакенродер, Э. Гофман):

а) Феномен «универсального» романтического искусства;

б) Мистическая природа искусства;

в) Семантика образа поэта-пророка, поэта-мага;

г) Природа творческого вдохновения в представлении романтиков: связь между вдохновением художника и чужой внешней волей; сознательное и бессознательное в творческом акте;

д) Двойное бытие художника; семантика оппозиции поэт и толпа.

2. Тема творца и творчества в лирике А.С. Пушкина 1830-х гг.:

а) Образ поэта-пророка в стихотворении Пушкина «Пророк»:

- семантика слова «пророк» в христианстве и образ поэта-пророка в стихотворении Пушкина (мотивы самопожертвования и истинного видения);

- особенности поэтического видения окружающего мира (аудиальное и визуальное восприятие, расширение сознания художника, тема духовного преображения);

- пространственная организация: внешнее и внутреннее пространство: образ «пустыни мрачной», мотивы пути и духовной жажды, ситуация встречи в пути;

- назначение поэзии.

б) Диалектика образа поэта в стихотворении Пушкина «Поэт»:

- композиция стихотворения;

- двойное бытие художника («хладность» души поэта, его «ничтожность» в состоянии праздности и суеты, духовное горение и величие в процессе творческого акта);

- античная образность в раскрытии темы творца и творчества.

в) Размышления о природе творческого вдохновения в стихотворении Пушкина «Осень»:

- феномен фрагмента в романтическом искусстве;

- соотношение сознательного и бессознательного в процессе творческого акта;

- поэзия как отражение энергии души поэта, преображение человека в момент творческого созидания.

3. Эстетические представления Пушкина в повести «Египетские ночи»:

а) Феномен сотворчества в романтизме. Пушкинское представление о «подражании» в искусстве;

б) превращение «чужого» в «свое» в процессе творчества.


Литература:

  1. Карташова И.В. Этюды о романтизме. – Тверь, 2002.

  2. Вайнштейн О. Язык романтической мысли. – М., 1994.

  3. Чавчанидзе Д.Л. Искусство и правда жизни в концепции немецких романтиков // Известия АН. Серия литература и язык. Т. 55. 1996. № 5.

  4. Непомнящий В.С. Пушкин: Русская картина мира. – М., 1999.

  5. Дунаев М.М. Православие и русская литература: В V ч. – М., 1996. Ч. I.



Практическое занятие №3

Тема: «Записки охотника» И.С. Тургенева

1. Изображение народа в «Записках охотника» («Хорь и Калиныч», «Ермолай и Мельничиха», «Касья с Красивой Мечи», «Бежин Луг», «Бирюк», «Певцы» и др. рассказы).

2. Образ рассказчика в «Записках охотника».

3. Особенности изображения образованного сословия («Гамлет Щигровского уезда», «Татьяна Борисовна и ее племянник» и др.).

4. Жанр «Записок охотника». Традиции и новаторство.


Литература:

1. Кулешов В.И. История русской литературы XIX в.: Учебное пособие для вузов. - М.: «Академпроект», 2004.

2. Жук А.А. Русская проза второй половины XIX в. М., 1989.

3. Лебедев Ю. Русская литература XIX века: 2-я половина. М., 1990.

4. Батюто А.И. Творчество И.С. Тургенева и критико-эстетическая мысль его времени. – Л., 1990.

5. Лебедев Ю.В. «Записки охотника» И.С. Тургенева. М., 1977.


Практическое занятие №4


Тема: Драма А.Н. Островского «Гроза»

1. Драматургия Островского в 1860–1880-е гг.: общая характеристика.

2. Группировка образов в драме «Гроза»:

а. отцы города;

б. калиновская молодежь;

в. образ Катерины.

3. Своеобразие конфликта в драме «Гроза».

4. Особенности развития драматического действия.


Литература:

1. Аникст А.А. Теория драмы в России от Пушкина до Чехова. – М., 1972.

2. Журавлева А.И. Драматургия Островского. – М., 1980.

3. Журавлева А.И. «Гроза» А.Н. Островского // Анализ драматического произведения. – Л., 1988. – С. 196–212.

4. Лакшин В.Я. Театр А.Н. Островского. – М., 1985.

5. Ревякин А.И. Искусство драматургии Островского. - М., 1974.


Практическое занятие №5

Тема: «Господа Головлевы» М.Е. Салтыкова-Щедрина как новый тип социально-психологического романа

1. Роман-хроника М.Е. Салтыкова-Щедрина «Господа Головлевы»: история замысла, особенности исторического времени.

2. Сюжет и композиция романа «Господа Головлевы»:

а. смена трех поколений как сюжетообразующее начало и композиционный прием;

б. Арина Петровна как глава семейства;

в. среднее поколение, образ Порфирия;

г. «головлята» и их роль в раскрытии темы.

3. Новаторский характер произведения как социально-психологического романа нового типа, общественного романа.


Литература:

1. Ауэр А.П. Салтыков-Щедрин и поэтика русской литературы второй половины XIX века. – Коломна, 1993.

2. Билинкис Я.С. Сатира и психологический анализ Салтыкова-Щедрина // Билинкис Я.С. Русская классика. – М., 1986.

3. Бушмин А.С. Художественный мир Салтыкова-Щедрина: Избр. тр. – Л., 1987.

4. Бушмин А.С. Эволюция сатиры Салтыкова-Щедрина. – Л., 1984.

5. Григорьян К.Н. Роман М.Е. Салтыкова-Щедрина «Господа Головлевы». – М.; Л., 1962.

6. Макашин С.А. Салтыков-Щедрин. Последние годы, 1875–1889. – М., 1989.

7. Николаев Д.П. Смех Щедрина: Очерки сатирической поэтики. – М., 1988.

8. М.Е. Салтыков-Щедрин и русская сатира XVIII–XX вв. –М., 1998.

9. Николаев Д.П. Смех Щедрина: Очерки сатирической поэтики. – М., 1988.

10. Салтыков-Щедрин и русская литература: Сб. ст. – Л., 1991.




Практическое занятие №6

Тема: Автобиографическая трилогия Л.Н. Толстого

1. Творческая история автобиографической трилогии.

2. Жанровая специфика. Структура повествования.

3. Динамика образа Николеньки в трилогии:

а. детство;

б. отрочество;

в. юность.

4. Мир и человек в трилогии:

а. социум;

б. природа;

в. культура (усадьба, дворянский быт, атрибуты культуры и т.д.).

5. Взаимодействие двух сюжетов – линейного (становление личности) и «ретро-сюжета» (воспоминание-припоминание прошлого).

6. «Диалектика души» как психологический метод Л.Н. Толстого.


Литература:

1. Чернышевский Н.Г. Детство и отрочество. Сочинение графа Л. Толстого. Военные рассказы графа Л. Толстого // Чернышевский Н.Г. Литературная критика. – М., 1981. – Т.2. – С. 32-45.

2. Храпченко М.Б. Л. Толстой как художник. - М., 1978.

3. Ковалев В.А. Поэтика Л. Толстого. Истоки. Традиции. - М., 1983.

4. Билинкис Я.С. Новаторство Л. Толстого в трилогии. – М., 1973.

5. Одиноков В.Г. Поэтика романов Толстого. – Новосибирск, 1978.

6. Лотман Л.М. Реализм русской литературы 60-х годов XIX в. – Л., 1974. – С. 142-147, 150, 167, 176-178, 270-274, 281.

7. Бочаров С.Г. Л. Толстой и новое понимание человека. «Диалектика души» // Литература и новый человек. – М., 1963. – С. 224–309.


Практическое занятие №7

Тема: Роман Ф.М. Достоевского «Бедные люди»

1. Достоевский и «натуральная школа». Новая художественная система Ф.М. Достоевского.

2. Новаторство в трактовке темы «маленького человека», смысл сопоставления с Пушкиным и Гоголем.

3. Особенности жанра романа и структура повествования.

4. Диалогизация в романе «Бедные люди» («отраженное чужое слово», соотнесение слова героя и «чужого слова»).


Литература:

1. Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. – М., 1972. – Гл. II. С. 97-100, Гл. V, С. 350-361.

2. Ветловская В.Е. Роман Ф.М. Достоевского «Бедные люди». – Л., 1988.

3. Нечаева В.С. Ранний Достоевский. – М., 1979.

4. Чирков Н.М. О стиле Достоевского: Проблематика, идеи, образы. – М., 1967. – С. 3-15.

5. Щенников Г.К. Достоевский и русский реализм. – Свердловск, 1987. – С. 26-50.


Практическое занятие №8


Тема: Творчество В.М. Гаршина.

1. Идейно-художественное своеобразие прозы Гаршина:

а. эстетика «болевого» искусства («Художники»);

б. «Красный цветок»: синтез психологической новеллы, притчи и аллегорической сказки.


Литература:

1. Бялый Г.А. Всеволод Гаршин. – Л., 1969.

2. Бялый Г.А. Русский реализм. От Тургенева к Чехову. – Л., 1990. – С. 537–592, 593–631.

3. Латынина Л.Н. В. Гаршин: творчество и судьба. – М., 1968.

4. Русская литература рубежа веков (1890-е – начало 1920-х гг.): В 2 кн. – М., 2001. – Кн. 1. – С. 457–504.


Практическое занятие №9

Тема: Рассказы А.П. Чехова

1. Эстетические принципы А.П. Чехова.

2. Сюжетно-композиционное своеобразие ранних произведений А.П. Чехова («Смерть чиновника», «Толстый и тонкий», «Попрыгунья», «Душечка», «Дом с мезонином», «Студент» и др.). Мастерство психологической детали. Речевая характеристика персонажей. Новое осмысление темы «маленького человека».

3. Эволюция новеллы (рассказа) Чехова от 1880-х к 1890-м годам.


Литература:

1. Берковский Н.Я. Чехов-повествователь и драматург // Берковский Н. О русской литературе. – Л., 1985.

2. Катаев В.Б. Проза Чехова: проблемы интерпретации. – М., 1979.

3. Чудаков А.П. Поэтика Чехова. – М., 1986.

4. Линков В.Я. Художественный мир прозы А.П. Чехова. – М., 1982.

5. Линков В.Я. Скептицизм и вера Чехова. – М., 1995.

6. Чехов и его время. – М., 1977.

7. Эйхенбаум Б.М. О Чехове // Эйхенбаум Б.М. О прозе. О поэзии. – Л., 1986. – С. 224–236.

Похожие:

«Томский государственный педагогический университет» (тгпу) программа дисциплины iconФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «томский государственный педагогический университет» (тгпу) программа дисциплины

«Томский государственный педагогический университет» (тгпу) программа дисциплины icon«томский государственный педагогический университет» (тгпу) рабочая программа дисциплины
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Томский государственный педагогический университет» (тгпу) программа дисциплины iconГосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «томский государственный педагогический университет» (тгпу) утверждаю директор ипп тгпу

«Томский государственный педагогический университет» (тгпу) программа дисциплины iconФедеральное государственное бюджетное учреждение высшего профессионального образования «томский государственный педагогический университет» (тгпу) «утверждаю» Ректор тгпу
Программа вступительных испытаний по истории составлена в соответствии с образовательным стандартом среднего (полного) общего образования,...
«Томский государственный педагогический университет» (тгпу) программа дисциплины icon«Томский государственный педагогический университет» (тгпу) «утверждаю»
Цель дисциплины – сформировать у студентов представление о физиологических механизмах психических функций
«Томский государственный педагогический университет» (тгпу) программа дисциплины icon«Томский государственный педагогический университет» (тгпу) программа дисциплины
Цель курса – представить движение зарубежной и отечественной литературоведческой мысли ХХ века в его основных направлениях и наиболее...
«Томский государственный педагогический университет» (тгпу) программа дисциплины icon«Томский государственный педагогический университет» (тгпу) программа дисциплины
В истории русской литературы особую эстетическую и этическую значимость имеет литература начала и середины ХIХ века. При ее изучении...
«Томский государственный педагогический университет» (тгпу) программа дисциплины icon«Томский государственный педагогический университет» (тгпу) программа дисциплины
В истории русской литературы особую эстетическую и этическую значимость имеет литература начала и середины ХIХ века. При ее изучении...
«Томский государственный педагогический университет» (тгпу) программа дисциплины iconФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «томский государственный педагогический университет» (тгпу) программа дисциплины
Драма в творческой практике русских авторов и их рефлексии первой половины XIX в
«Томский государственный педагогический университет» (тгпу) программа дисциплины icon«Томский государственный педагогический университет» (тгпу) утверждаю
Профиль подготовки (магистерская программа): Русская традиционная художественная культура
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница