О преподавании учебного предмета «Русский язык» в 2008-2009 учебном году




НазваниеО преподавании учебного предмета «Русский язык» в 2008-2009 учебном году
страница1/15
Дата30.08.2012
Размер2.11 Mb.
ТипМетодическое письмо
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15
Составитель: Никифорова Любовь Геннадьевна, методист кафедры гуманитарных дисциплин


Методическое письмо

о преподавании учебного предмета «Русский язык» в 2008-2009 учебном году в общеобразовательных учреждениях Ярославской области


Федеральный компонент государственного стандарта общего образования по русскому языку приоритетной задачей обучения в основной школе определяет "развитие речевой и мыслительной деятельности учащихся, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях общения; готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности в речевом самосовершенствовании.

Основное содержание обучения на этом этапе составляет освоение знаний о родном языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах, основных нормах русского литературного языка и речевого этикета.

На старшей ступени обучения (X-XI классы) подростки проявляют интерес к выбору профессии, профессиональной ориентации, строят планы на будущее. В связи с этим задачей обучения на данном этапе является развитие и совершенствование способности учащихся к речевому взаимодействию и социальной адаптации. На базовом уровне предусматривается углубление и расширение знаний о языковой норме и ее разновидностях, нормах речевого поведения в различных сферах общения, совершенствование умений моделировать свое поведение в соответствии с условиями и задачами общения. На профильном уровне, помимо указанного, происходит углубление лингвистических знаний, а также совершенствование речевых умений в профессионально ориентированной сфере общения».


Особенности преподавания русского языка в 7 классе


С 1 сентября 2008 года переход на новые учебные планы, разработанные на основе федерального базисного учебного плана 2004 года, а также на государственный образовательный стандарт по русскому языку осуществляют 7-е классы. В письме «О некоторых вопросах организации образовательного процесса в общеобразовательных учреждениях Ярославской области в 2008-2009 учебном году» от 07.05.2008 № 1892/01-10 Департамент образования информирует, что при составлении учебных планов общеобразовательных учреждений на 2008-2009 учебный год следует руководствоваться:

-в 9 классах – региональным учебным планом, утвержденным приказом от 12.05.2006 № 01-03/318 «Об утверждении регионального учебного плана»;

-в 1-3 и 5-7 классах – приказом Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004 № 1312 «Об утверждении базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;

- в 4 и 8 классах – приказом Минобразования России от 09.02.1998 №322 «Об утверждении базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации».

Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений РФ предусматривает обязательное изучение русского языка в 7 классе в объеме 140 часов (из расчета 4 часа в неделю). Содержание школьного курса определяется стандартом, примерными программами, авторскими программами.


Основные умения и навыки, которыми должны овладеть учащиеся 7 класса к концу учебного года.

Речевая деятельность.

Аудирование. Адекватно понимать содержание научно-учебного, публицистического и художественного текста, воспринимаемого на слух; выделять основную и дополнительную информацию текста, определять его принадлежность к типу и стилю речи; составлять план текста, полный или сжатый пересказ (устный или письменный); обнаруживать ошибки в содержании и речевом оформлении устного высказывания одноклассника.

Чтение. Дифференцировать известную и неизвестную информацию прочитанного текста; находить в тексте ключевые словосочетания, слова, предложения и объяснять их значение; проводить маркировку текста (подчеркивать основную информацию, выделять непонятные слова и фрагменты текста, делить текст на части и т. п.);

составлять тезисный план исходного текста; владеть ознакомительным, изучающим и просмотровым видами чтения; прогнозировать содержание текста по данному началу; с помощью интонации передавать авторское отношение к предмету речи при чтении текста вслух.

Говорение. Сохранять при устном изложении, близком к тексту, типологическую структуру текста и выразительные языковые и речевые средства; создавать собственные высказывания, соответствующие требованию точности, логичности и выразительности речи; строить небольшое по объему устное высказывание на основе данного плана; формулировать выводы (резюме) по итогам урока, по результатам проведенного языкового анализа, после выполнения упражнения и т. п.; размышлять о содержании прочитанного или прослушанного текста лингвистического содержания, соблюдать основные лексические и грамматические нормы современного русского литературного языка, нормы устной речи (орфоэпические, интонационные); уместно использовать этикетные формулы, жесты, мимику в устном общении с учетом речевой ситуации.

Письмо. Сохранять при письменном изложении типологическую структуру исходного текста и его выразительные языковые и речевые средства; создавать собственные высказывания, соответствующие требованию точности, логичности и выразительности речи; писать тексты-размышления на лингвистические, а также морально-этические темы дискуссионного характера; соблюдать основные лексические и грамматические нормы современного русского литературного языка, а также нормы письменной речи (орфографические, пунктуационные); уместно употреблять пословицы, поговорки, крылатые выражения, фразеологизмы в связном тексте; использовать лингвистические словари при подготовке к сочинению и при редактировании текста; редактировать текст с использованием богатых возможностей лексической, словообразовательной, грамматической синонимии.

Текстоведение. Анализировать тексты с точки зрения их темы, основной мысли, проблематики, соответствия их требованию точности и логичности речи; рецензировать чужие тексты и редактировать собственные с учетом требований к построению связного текста; устанавливать в тексте ведущий тип речи, находить в нем фрагменты с иным типовым значением; определять стиль речи, прямой и обратный порядок слов в предложениях текста, способы и средства связи предложений в тексте.

Морфология. Различать постоянные и непостоянные морфологические признаки частей речи и проводить морфологический разбор слов всех частей речи; правильно, уместно и выразительно употреблять слова изученных частей речи; использовать знания и умения по морфологии в практике правописания и проведении синтаксического анализа предложения.

Орфография. Владеть правильным способом применения изученных правил орфографии; учитывать значение, морфемное строение и грамматическую характеристику слова при выборе правильного написания.

Синтаксис и пунктуация. Устно объяснять пунктуацию предложений изученных конструкций, использовать на письме специальные графические обозначения, строить пунктуационные схемы предложений; самостоятельно подбирать примеры на изученные пунктуационные правила.

Если учитель работает по учебникам, не переработанным в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта, то раздел «Коммуникативная компетенция» рекомендуется дополнить темами:

-виды чтения (ознакомительное, изучающее, просмотровое),

-приемы работы с учебной книгой и другими информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернет.

В раздел «Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции» рекомендуется включить темы:

-основные морфологические нормы русского литературного языка,

-основные выразительные средства морфологии.

На изучение раздела «Культуроведческая компетенция» можно выделить 2 часа. Рекомендуются темы:

-русский язык-национальный язык русского народа, основные формы существования национального русского языка,

-русский речевой этикет.

Учителя русского языка области работают по УМК В.В.Бабайцевой, М.М.Разумовской, Т.А.Ладыженской, С.И.Львовой. Учебники указанных авторов рекомендованы (допущены) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2008/2009 учебный год (см. приложение 1).

Примеры рабочих учебных программ по УМК Т.А.Ладыженской и В.В. Бабайцевой для 7 класса, разработанные педагогами, даны в приложении 3.


Особенности преподавания русского языка в связи с подготовкой учащихся к государственной итоговой аттестации в 9 классе


Государственная итоговая аттестация по русскому языку в 9-х классах (за курс основной школы) проводилась все предыдущие годы в школах Российской Федерации по нескольким моделям. Тексты для изложения брались из сборника Л.М.Рыбченковой и В.Л.Скляровой. В 2007 году экзаменационная работа состояла из трех частей:

1.подробное изложение прослушанного текста,

2.чтение и анализ печатного текста, сопоставление его содержания с текстом изложения, выполнение тестовых заданий по всем темам школьного курса русского языка,

3.написание небольшого по объему сочинения-рассуждения на основе прослушанного и прочитанного текстов.

Тестовые задания представляют собой определенный набор из 10 вопросов, каждый из которых направлен на определение языковой компетентности учащегося:

1) понимание основной мысли, объединяющей прочитанный и прослушанный тексты;

2) понимание основного содержания текста;

3) стили и типы текста;

4) средства связи предложений в тексте;

5) лексика, фразеология;

6) фонетика;

7) морфемика и словообразование;

8) морфологический анализ;

9) простое предложение;

10) сложное предложение.

Учителю необходимо знакомить детей с различными видами тестов в течение всего периода обучения языку, давать необходимые рекомендации по выполнению заданий.

Третья часть – написание небольшого по объему (100 слов) сочинения – рассуждения – предполагает ответ на проблемный вопрос, который связан с содержанием представленных отрывков. Сочинение по двум текстам – новый для учащихся вид деятельности, которому также необходимо обучать.

Экзаменационная работа в новой форме в соответствии со спецификацией Министерства образования РФ 2008 года состоит из 3 частей. Часть 1 включает 1 задание (С 1) и представляет собой небольшую письменную работу по прослушанному тексту (сжатое изложение текста). Часть 2 состоит из 9 заданий с выбором ответа (А1-А9), 14 заданий с кратким ответом (В1-В14) и задания С2 с развернутым ответом. К каждому заданию с выбором ответа (А1-А9) даны 4 варианта ответа. Ответы к заданиям В1-В14 учащиеся формулируют самостоятельно. Задание С2 представляет собой небольшое сочинение-рассуждение на лингвистическую тему: «Зачем нужна пунктуация?»

Задания А9 и С2 относятся к повышенному уровню сложности.

Правильный ответ в зависимости от сложности каждого задания оценивается одним или несколькими баллами.

Перечень вопросов, которые могут контролироваться в процессе государственной итоговой аттестации в 2008 году, приведен в Кодификаторе элементов содержания экзаменационной работы для выпускников 9 классов общеобразовательных учреждений 2008 года по русскому языку, помещенном на сайте www.fipi.ru.

В 2007 году по новой форме сдавали экзамен выпускники 9 классов г.Переславля-Залесского, в 2008 году в эксперименте участвуют также учащиеся 9 классов г.Переславля-Залесского.

При составлении рабочих учебных программ педагогам рекомендуется включить в план уроки развития речи по подготовке к написанию сжатого изложения, сочинения по прослушанному и прочитанному текстам, сочинения на лингвистическую тему; чаще использовать тестовую форму контроля на уроках русского языка.


Особенности преподавания русского языка в связи с подготовкой к ЕГЭ в 11 классе.


В заключении предметной комиссии «О результатах проведения ЕГЭ по русскому языку в Ярославской области» отмечается, что с целью повышения эффективности подготовки выпускников к сдаче экзаменов требуют повышенного контроля задания А9 (грамматическая (предикативная) основа предложения), А11 (морфологический анализ),А14 ( правописание н и нн в причастиях и отглагольных прилагательных); А26 и А27(знаки препинания в сложноподчиненном и сложном предложении с союзной и бессоюзной связью; сложное предложение с разными видами связи). В1 (основные способы словообразования), В2 (морфологический анализ слова); В4,В5,В6 (умение анализировать грамматическую структуру предложения и соотносить морфологические и синтаксические функции частей речи); В8 (анализ средств выразительности).

При проверке знаний учащихся по материалам части С обнаруживаются типичные недочеты: отсутствие на уроках русского языка «систематической работы с текстовой информацией (критерии К1,К2,К3), недостаточное внимание практике аргументированного пересказа и реферирования (критерии К3,К4), работе над речевыми и грамматическими ошибками в устном и письменном высказывании (критерии К9 и К10), решению проблем интегрированного образования (К3 и К4), выполнению единых требований орфографического и пунктуационного режима (К7 и К8)».

В методическом письме «Об использовании результатов единого государственного экзамена 2007 года в преподавании русского языка в средней школе», подготовленном членом федеральной предметной комиссии по русскому языку, к.п.н. И.П.Цыбулько и размещенном на сайте ФИПИ (http://www.fipi.ru) приводится краткое описание трудностей, с которыми сталкиваются экзаменуемые при выполнении заданий по каждой из содержательных линий школьного курса русского языка, даются рекомендации по совершенствованию методики обучения русскому языку.


Рекомендации по организации профильного обучения


Согласно концепции профильного обучения, принятой в 2002 году, основная идея обновления «старшей школы заключается в том, что образование должно быть более индивидуализированным, функциональным и эффективным».

Элективные учебные предметы должны удовлетворять разнообразные познавательные интересы старшеклассников. В приложении 2 дается перечень программ элективных курсов. Всякую программу элективного курса правильно рассматривать как примерную. Учитель, беря ее за основу, становится соавтором курса, дорабатывая ее с учетом запросов и возможностей своих учеников. Он сам определяет объем изучаемого материала, темп его изучения, формы проверки и оценки результатов.


Список рекомендуемой литературы.

1. Русский язык. Содержание образования. Сборник нормативно-правовых документов и методических материалов. М.: Издательский центр «Вентана - Граф».2007)

2. Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях образовательные программы общего образования, на 2008-2009 учебный год. (Приказ Минобрнауки России № 349 от 13 декабря 2007 г. (http:// www.mon.gov.ru/dok/prik/4371)

3. Кодификатор элементов содержания экзаменационной работы для проведения государственной итоговой аттестации выпускников IX классов общеобразовательных учреждений 2008 года по русскому языку.
Спецификация экзаменационной работы для проведения государственной итоговой аттестации выпускников IX классов общеобразовательных учреждений 2008 года (по новой форме) по русскому языку.

Экзаменационная работа для проведения государственной итоговой аттестации выпускников 9 классов общеобразовательных учреждений 2008 года ( по новой форме) по русскому языку. Демонстрационный вариант 2008 года (http://www.fipi.ru).

4. Н.А.Сенина, С.В.Гармаш, С.А.Диденко, Г.Н.Кобякова. Русский язык. 9 класс. Подготовка к итоговой аттестации-2008:Учебно-методическое пособие для подготовки к итоговой аттестации/Под ред.Н.А.Сениной.-Ростов н/Д : Легион,2007.-335,[1] с.- (Итоговая аттестация.)

5. О.М.Александрова, С.И.Львова, Л.М.Рыбченкова. Русский язык: материалы для подготовки к экзамену по русскому языку за курс основной школы (новая форма).9 кл./ авт.-сост.О.М.Александрова, С.И.Львова, Л.М.Рыбченкова.-2-е изд., стереотип.- М.:Дрофа, 2008.-122, [6] с.



Приложение № 1


УТВЕРЖДЕН

приказом Минобрнауки России

от 13 декабря 2007 г. № 349


ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНИКОВ, РЕКОМЕНДОВАННЫХ МИНИСТЕРСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ, НА 2008/2009 УЧЕБНЫЙ ГОД

п/п

Авторы, название учебника

класс

Издательство
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15

Похожие:

О преподавании учебного предмета «Русский язык» в 2008-2009 учебном году iconО преподавании учебного предмета «История» в 2008-2009 учебном году в общеобразовательных учреждениях Ярославской области в 2008-2009 учебном году
Составитель: Харитонова Людмила Алексеевна, старший преподаватель кафедры гуманитарных дисциплин
О преподавании учебного предмета «Русский язык» в 2008-2009 учебном году iconО преподавании учебного предмета «Иностранный язык» в общеобразовательных учреждениях Тверской области в 2009/2010 учебном году
...
О преподавании учебного предмета «Русский язык» в 2008-2009 учебном году iconО преподавании учебного предмета «Технология» в 2008/2009 учебном году в общеобразовательных учреждениях Ярославской области в 2008-2009 учебном году
В 2008-2009 учебном году общеобразовательные учреждения области будут работать в 1-3х, 5-7х, 10-11х классах по базисному учебному...
О преподавании учебного предмета «Русский язык» в 2008-2009 учебном году iconО преподавании учебного предмета «Химия» в 2008-2009 учебном году
«Химия» в 2008-2009 учебном году в общеобразовательных учреждениях Ярославской области
О преподавании учебного предмета «Русский язык» в 2008-2009 учебном году iconО преподавании учебного предмета «Обществознание» в 2008-2009 учебном году
«Обществознание» в 2008-2009 учебном году в общеобразовательных учреждениях Ярославской области
О преподавании учебного предмета «Русский язык» в 2008-2009 учебном году iconО преподавании учебного предмета «Математика» в 2008-2009 учебном году
«Математика» в 2008-2009 учебном году в общеобразовательных учреждениях Ярославской области
О преподавании учебного предмета «Русский язык» в 2008-2009 учебном году iconО преподавании учебного предмета «Музыка» в 2008-2009 учебном году
«Музыка» в 2008-2009 учебном году в общеобразовательных учреждениях Ярославской области
О преподавании учебного предмета «Русский язык» в 2008-2009 учебном году iconМетодическое письмо о преподавании учебного предмета «Обществознание» в 2008-2009 учебном
«Обществознание» в 2008-2009 учебном году в общеобразовательных учреждениях Ярославской области
О преподавании учебного предмета «Русский язык» в 2008-2009 учебном году iconМетодическое письмо «О преподавании учебного предмета «Русский язык»
В 2011/2012 учебном году cохраняют силу основные положения о преподавании русского языка на основе федерального компонента государственного...
О преподавании учебного предмета «Русский язык» в 2008-2009 учебном году iconО преподавании учебного предмета «Химия» в общеобразовательных учреждениях Челябинской области в 2008/2009 учебном году
Реализация вышеуказанных направлений модернизации российского образования определяет место и роль химии как учебного предмета в образовательной...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница