Практические работы по физиологии поведения учебно




НазваниеПрактические работы по физиологии поведения учебно
страница1/4
Дата11.09.2012
Размер0.59 Mb.
ТипУчебно-методические указания
  1   2   3   4



Учреждение образования

«Брестский государственный университет имени А.С. Пушкина»


Кафедра анатомии, физиологии

и безопасности человека


Н. К. Саваневский, Г. Е. Хомич


ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ ПО ФИЗИОЛОГИИ ПОВЕДЕНИЯ


Учебно-методические указания для студентов

1-го курса психолого-педагогического факультета

специальности «Психология»


Брест 2009


Составители:

кандидат биологических наук, доцент Н. К. Саваневский

кандидат биологических наук, доцент Г. Е. Хомич


Практические работы по физиологии поведения : Учебно-методические указания для студентов 1-го курса психолого-педагогического факультета специальности «Психология» / Сост. Н. К. Саваневский, Г. Е. Хомич. – Брест: «БрГУ им. А.С. Пушкина», 2009. – Электронное издание. – 2,96 МБ.


Изложены описание и методика проведения практических работ по разделам «Управление движением», «Сенсорные системы», «Центральная нервная система», «Поведение и высшая нервная деятельность человека» учебной дисциплины «Физиология поведения». В указания подобраны практические работы, не требующие сложного оборудования.

Адресуются студентам специальности «Психология».


УДК 612

ББК 28.707.3


УПРАВЛЕНИЕ ДВИЖЕНИЕМ

1. Наблюдение режимов мышечных сокращений

Работа 1. Регистрация одиночных сокращений икроножной мышцы лягушки.

Оборудование: миограф, электростимулятор, кимограф, препаровальный набор, вата, физиологический раствор.

Ход работы. Путем препаровки готовят нервно-мышечный препарат, состоящий из седалищного нерва и икроножной мышцы лягушки. Мышцу фиксируют в миографе, а нерв помещают на электроды, соединенные с клеммами электростимулятора. Раздражают нерв электрическим током от электростимулятора с частотой 1 импульс в секунду (1 Гц). Силу раздражения постепенно увеличивают, начиная с нуля. Находят минимальную силу раздражения, при которой возникают минимальные по амплитуде сокращения мышцы – порог раздражения. Далее продолжают увеличивать силу раздражения до тех пор, пока сокращения мышцы не станут почти максимальные. Убеждаются в том, что мышца при частоте раздражения 1 Гц успевает полностью расслабиться до нанесения следующего раздражения, т.е. наблюдаются одиночные сокращения.

Работа 2. Наблюдение зубчатого и гладкого тетануса, оптимума и пессимума частоты раздражения.

Оборудование: миограф, кимограф, электростимулятор, препаровальный набор, физиологический раствор, вата, объект исследования – лягушка.

Ход работы. Готовят нервно-мышечный препарат, состоящий из икроножной мышцы и седалищного нерва лягушки, и закрепляют его в миографе. Включают электростимулятор и находят силу раздражения, вызывающую сокращение мышцы, записанное на кимографе, по величине близкое к максимальной. Затем, не меняя силу раздражения, раздражают нерв одиночными стимулами с частотой 1 Гц. Наблюдают одиночные сокращения мышцы (рисунок 1, 1). Увеличивают частоту раздражения до величины, когда каждый следующий импульс поступает по нерву к мышце в момент, когда она продолжает расслабляться после предыдущего сокращения. Наблюдают зубчатый тетанус (2). Еще увеличивают частоту раздражения и регистрируют гладкий тетанус (3). После этого продолжают увеличивать частоту раздражения и записывают наибольшую величину тетануса – оптимум (4), а затем снижение его амплитуды и длительности – пессимум (5). Полученные в опыте виды сокращений зарисовывают в тетрадь, аналогично рисунку 1.

2. Определение силы мышц

Работа 3. Динамометрия.

Оборудование: кистевой динамометр, секундомер.

Ход работы. Испытуемый в положении стоя отводит вытянутую руку с динамометром в сторону под прямым углом к туловищу. Затем он дважды выполняет максимальное усилие на динамометре. Лучший результат из его двух попыток является показателем силы (F) мышц кисти.

Для определения уровня работоспособности (Р) испытуемый по команде экспериментатора через каждые 5 с выполняет одно максимальное усилие на динамометре, делая подряд 10 попыток. Экспериментатор записывает каждый результат испытуемого. Уровень работоспособности мышц определяют по формуле:

Р = (f1 + f2 + f3 + · · · + fn) / n,

где Р – уровень работоспособности; f1, f2, f3 и т.д. – показатели динамометра при отдельных мышечных усилиях; n – количество попыток (10 попыток).

Результаты этих же попыток используют для определения показателя снижения работоспособности мышц по формуле:

S = [(f1 – f min) / fmax] · 100,

Где S – показатель снижения работоспособности мышц; f1 – величина начального мышечного усилия; f min – минимальная величина усилия среди 10 попыток; f max – максимальная величина усилия среди 10 попыток.

Сравнивают результаты у нескольких испытуемых. Показатели силы мышц кисти тела выше, чем больше F и ниже S.

Работа 4. Измерение взрывной силы.

Оборудование: градуированная вертикальная шкала.

Ход работы: Испытуемый, стоя боком к стене рядом с вертикально градуированной (в см) шкалой, поднимаясь на носки, касается рукой шкалы как можно выше. Затем отходит на 20–30 см от стены и выполняет прыжок вверх, касаясь рукой шкалы в верхней точке прыжка с обязательным приземлением в месте отталкивания. Разница между двумя касаниями является искомой величиной (в см). Регистрируется лучший результат из трех попыток.

Нормы: для мужчин 16–18 лет – 44 см (удовлетворительно), 52 см (хорошо), 60 см (отлично);

для женщин 16–18 лет – 30 см (удовлетворительно), 35 см (хорошо), 40 см (отлично).

Для мужчин 19–28 лет – 40 см (удовлетворительно), 45 см (хорошо), 50 см (отлично);

для женщин 19–28 лет – 28 см (удовлетворительно), 33 см (хорошо), 38 см (отлично).

3. Исследование работы мышц

Работа 5. Зависимость величины выполненной работы от массы груза.

Оборудование: эргограф, метроном, набор грузов (1, 2, 3, 5 кг).

Ход работы. Испытуемый в положении сидя закрепляет руку в эргографе. К тросу эргографа подвешивают груз массой 3 кг. Включают метроном с частотой 60 сигналов/мин и предлагают испытуемому поднимать груз, сгибая палец в ритме метронома. Работу продолжают до утомления, т.е. до момента, когда высота подъема груза начнет уменьшаться или испытуемый не будет успевать сгибать палец в ритме метронома. По формуле А = Р · Н вычисляют величину работы (в кгсм), где Р – масса груза, Н – суммарная высота всех подъемов груза, определенная по эргограмме.

После 10–минутного отдыха тот же испытуемый выполняет аналогичную работу, но с грузом 5 кг, а еще после 10–минутного отдыха – работу с грузом 1 кг.

Во всех трех повторностях определяют величину выполненной работы и делают вывод о зависимости работы от массы груза.

Работа 6. Зависимость величины выполненной работы от частоты мышечных сокращений.

Оборудование: эргограф, метроном, груз массой 3 кг.

Ход работы. Испытуемый в положении сидя закрепляет руку в эргографе, к тросу которого подвешивают груз массой 3 кг. Опыт осуществляют в два этапа: сначала при частоте 60 подъемов в минуту, затем, после 10–минутного отдыха, 120 подъемов в минуту. Работу продолжают до момента, когда высота подъема груза начнет уменьшаться или испытуемый не будет успевать сгибать палец в ритме метронома. В обоих вариантах опыта вычисляют величину выполненной работы по формуле А = Р · Н, где Р – масса груза, Н – суммарная высота всех подъемов груза, определенная по эргограмме. Делают вывод о зависимости выполненной работы от частоты мышечных сокращений.

4. Исследование быстроты движений человека

Работа 7. Измерение скорости одиночного движения.

Оборудование: линейка.

Ход работы. В положении стоя, правая рука ребром ладони вниз, с разогнутыми пальцами вытянута вперед. На расстоянии 1–2 см от ладони экспериментатор удерживает 40-сантиметровую линейку так, чтобы нулевая отметка находилась на уровне нижнего края ладони. В течение 5 с после предварительной команды экспериментатор отпускает линейку. Задача испытуемого быстро сжать пальцы и задержать линейку. Оценивается лучшая из трех попыток.

Нормы: для мужчин 19–28 лет – 15 см (удовлетворительно), 12 см (хорошо), 9 см (отлично);

для женщин 19–28 лет – 18 см (удовлетворительно), 16 см (хорошо), 14 см (отлично).

Работа 8. Теппинг-тест (отражает способность к максимальной частоте движений в лучезапястном суставе).

Испытуемый в положении сидя, предплечье прижато к столу, в течение 5 с в максимальном темпе наносит карандашом точки на бумаге. За результат принимается количество точек в лучшей из двух попыток.

Нормы: для мужчин 16–18 лет – 34 (удовлетворительно), 40 (хорошо), 46 (отлично);

для женщин 16–18 лет – 30 (удовлетворительно), 36 (хорошо), 42 (отлично).

Для мужчин 19–28 лет – 37 (удовлетворительно), 42 (хорошо), 47 (отлично);

для женщин 19–28 лет – 33 (удовлетворительно), 38 (хорошо), 43 (отлично).

5. Исследование тонкой координации движений

Работа 9. Тремометрия.

Оборудование: тремометр (измеритель тремора), секундомер.

Ход работы. Испытуемый должен возможно быстрее (примерно за 5 с) провести иглу посреди извилистой прорези, стараясь не касаться краев пластинки. Каждое касание фиксируется электросчетчиком. Задание испытуемый повторяет 5 раз.

Оценку результатов проводят по среднему количеству касаний, которые делает обследуемый, и среднему времени выполнения работы. Сравнив показатели нескольких испытуемых, сделать выводы об уровне развития координации движений. Высокая точность движений свидетельствует о высокой уравновешенности нервных процессов и координации движений (среднее количество касаний не более 3-х); более 6 касаний – о низкой уравновешенности и координации.

6. Условия выработки двигательных навыков

Работа 10. Исследование влияния знания результатов для выработки двигательного навыка.

Оборудование: линейка со специальными точками.

Ход работы. На линейке наносятся три яркие точки (черточки) на делениях 1, 8, 15 см. В первой серии опытов испытуемый с открытыми глазами ведет тупым концом карандаша по линейке от первого намеченного деления (1 см) до второго намеченного деления (8 см), стараясь при этом запомнить величину двигательного ощущения. Затем, закрыв глаза, он продолжает вести карандашом до тех пор, пока ему не покажется, что длина отрезка, проведенного им с закрытыми глазами, равен длине отрезка, проведенного им с открытыми глазами. Экспериментатор регистрирует ошибку (со знаком «+» или «–»), не сообщая о ней испытуемому. Опыт повторяется 15 раз.

Во второй серии (также из 15 попыток) испытуемый всякий раз проверяет свой результат.

На основании полученных результатов строится график. На оси ординат откладывается величина ошибки (в мм), не принимая во внимание знак отклонения, на оси абсцисс – порядковые номера опытов в серии. Пунктирной линией вычеркивается кривая, соответствующая результатам первой серии эксперимента, сплошной линией – кривая, соответствующая результатам второй серии.

Сравнивая кривые первой и второй серии, делается вывод о том, как повлияло на формирование двигательного навыка знание результатов упражнений.

Сравниваются показатели нескольких испытуемых. Чем быстрее и чем ближе вычерченные кривые устойчиво приближаются к оси абсцисс, тем успешнее вырабатывается двигательный навык.


СЕНСОРНЫЕ СИСТЕМЫ

7. Светопроведение в глазу человека

Работа 11. Наблюдения за рефлекторными реакциями зрачка.

Оборудование: секундомер.

Ход работы. Испытуемый неотрывно смотрит на яркий свет (лампу дневного света). Экспериментатор обращает внимание на величину зрачков глаз испытуемого. Затем на 10–15 с испытуемый быстро и плотно закрывает от света ладонью один глаз (глаз под ладонью должен быть открыт). В момент закрывания глаза ладонью экспериментатор замечает кратковременное расширение зрачка другого глаза (содружественная реакция). Через 20–30 с испытуемый быстро отнимает руку от глаза. В этот момент экспериментатор наблюдает быстрое сужение зрачка не только открываемого глаза, но и зрачка второго глаза, находившегося на свету (содружественная реакция). Вслед за сужением зрачков наблюдается их незначительное последующее расширение как следствие поступившей световой адаптации.


Работа 12. Опыт Шейнера.

Оборудование: ширма с отверстиями, штатив, булавка, линейка.

Ход работы. Через ширму с двумя отверстиями, расстояние между которыми меньше диаметра зрачка, испытуемый фиксирует стержень штатива, находящийся на расстоянии 2–4 м от глаза. На расстоянии 20–30 см от глаза точно напротив штатива испытуемый помещает булавку. При фиксации глазом стержня штатива отмечается двоение булавки. При закрытии одного из отверстий ширмы наблюдается выпадение разноименного образа булавки.

Опыт повторяют, фиксируя глазом булавку. Отмечают двоение штатива и выпадение одноименного образа при закрывании одного из отверстий.

Объясняют наблюдаемые явления и зарисовывают соответствующие схемы хода лучей согласно рисунку 2.

8. Аккомодационные способности глаза

Работа 13. Определение ближней точки ясного видения.

Оборудование: ширма с отверстиями, штатив, булавка, линейка.

Ход работы. Испытуемый закрывает один глаз, а перед другим на минимальном расстоянии помещает ширму с двумя отверстиями, расстояние между которыми меньше диаметра зрачка. Затем он, держа в вытянутой руке булавку, располагает ее в центре пространства, видимого через отверстия в ширме.

После этого испытуемый, фиксируя глазом булавку, постепенно приближает ее к ширме. На определенном расстоянии булавки от глаза, когда образ ее только начинает раздваиваться, испытуемый фиксирует руку и положение головы. Экспериментатор измеряет расстояние от булавки до глаза, которое будет являться расстоянием до ближней точки ясного видения. Результат сравнивают с нормой, зависящей от возраста и приведенной в таблице 1.

Для близорукого глаза после определения ближней точки ясного видения определяют дальнюю точку ясного видения. Для этого булавку постепенно удаляют от глаза и от ближней точки ясного видения. На определенном расстоянии образ булавки опять начинает раздваиваться. Экспериментатор измеряет расстояние до дальней точки ясного видения и диапазон, в пределах которого близорукий глаз четко видит образ предмета.


Таблица 1 – Возрастные изменения силы аккомодации и расстояния до ближней точки ясного видения


Возраст (в годах)

Сила аккомодации (в диоптриях)

Расстояние от глаза до ближней точки ясного видения (в см)

До 10

14,0–14,6

7

15

12,0–12,3

8

20

10,6–12,0

10

25

9,2

12

30

7,7

14

40

4,9

22

50

2,1

40

70

0,25

400

  1   2   3   4

Похожие:

Практические работы по физиологии поведения учебно iconВопросы к экзамену по дисциплине «Физиология поведения» для студентов 1 курса заочной формы получения образования
Основные достижения физиологии поведения XVII, XVIII, XIX веков (от Рене Декарта до Чарльза Дарвина)
Практические работы по физиологии поведения учебно iconВопросы к экзамену по физиологии
Виды физиологии. Значение физиологии для других специальных дисциплин: кормления, животноводства, зоогигиены, патологической физиологии,...
Практические работы по физиологии поведения учебно iconОбщие указания по выполнению практических работ по дисцплине «теория массового обслуживания»
Практические работы с 1 по 2 предназначены для уяснения студентом приемов работы по составлению и расчету моделей. Практические работы...
Практические работы по физиологии поведения учебно iconЛекция по анатомии и физиологии органы чувств (глаза, уши, нос) Практическое упражнение №7 (1-А)
Цель данной работы: ознакомление слушателей с основами анатомии и физиологии человека и развитие практических навыков более осознанной...
Практические работы по физиологии поведения учебно iconТематический план лекций по нормальной физиологии для студентов 2-го курса
Физиология как научная основа медицины, оценки состояния здоровья и работоспособности человека. Краткая история развития физиологии,...
Практические работы по физиологии поведения учебно iconУчебно-тематический план по информатике и икт
Плановые контрольные уроки: всего- 2, практические работы 14, проверочных практических работ- 2, тест- административные контрольные...
Практические работы по физиологии поведения учебно iconПрограмма открытие конференции. Пленарное заседание 1Секция «Центральные и периферические механизмы вегетативного обеспечения адаптационных реакций организма»
Секция «Интегративные механизмы организации поведения в норме и при патологии»16–19Секция «Участие сенсорных систем в формировании...
Практические работы по физиологии поведения учебно iconУчебно-методический комплекс дисциплины «Зоопсихология и сравнительная психология» для студентов, обучающихся по специальности
Предметом зоопсихологии является формирование поведения и психических процессов у животных, развитие поведения в онтогенезе, роль...
Практические работы по физиологии поведения учебно iconУчебно-методическое пособие для самостоятельной работы студентов вуза по дисциплине «Культурология»
Учебно-методическое пособие предназначено для самостоятельной работы студентов в процессе изучения культурологии в вузе. Содержит...
Практические работы по физиологии поведения учебно iconФизиология растений учебно
Учебно-методическое пособие предназначено для студентов заочного отделения факультета экологии и биологии. Данное пособие включает...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница