Программа кружка школы экспедиции




Скачать 324.89 Kb.
НазваниеПрограмма кружка школы экспедиции
страница1/2
Дата31.01.2013
Размер324.89 Kb.
ТипПрограмма
  1   2





Программа кружка школы экспедиции

«Экстремальные путешествия»




Автор-составитель:

Мухля А. М., руководитель проекта «Школа экспеди

ции» МГТЭЦДиМ г. Минск


Пояснительная записка


Школа экологической экспедиции является формой учебно-воспитательной работы в процессе реализации учебно-исследовательской деятельности учащихся.


Все это позволяет нам рассматривать предлагаемое направление в сис­теме внешкольного воспитания и обучения как перспективное в целях реализа­ции программы практической экологии, воспитания любви и бережного отно­шения к природе, понимания роли каждой личности в сохранении окружающей среды.

Данная программа составлена на основе научных, научно-популярных трудов, прикладных методических разработок для охотников и сотрудников МЧС, собственных разработок составителя программы кружка.

Предлагаемая образовательная программа имеет экологическую направ­ленность, она является экспериментальной, углубленной, комплексно-интегри­рованной, долгосрочной, общей.

Программа кружка «Экстремальные путешествия» не имеет аналогов в системе учреждений внешкольного воспитания и обучения Республики Беларусь.


Цель программы - формирование экологической культуры кружковцев через обучение прикладным методам жизни в природной среде, развитие специфических умений выживания в экстремальной обстановке и ценностных ориентаций, направленных на правильное понимание экологических проблем.

Данная программа призвана решать следующие задачи:


1. Образовательные:

  • научить кружковцев проводить анализ среды своего обитания посредством методов экстремального туризма, выявлять причины возникновения экстремальных ситуаций, предлагать способы их ре­шения;

  • заложить основы экспедиционной жизни;

  • углубить знания в смежных дисциплинах: биологии, географии, ОБЖ;

  • получить первоначальные сведения о прикладных дисциплинах: охоте, ботанике, кулинарии, топографии.


2. Воспитательные:

  • формировать в сознании кружковцев понятие о необходимости про­фессионального изучения окружающей природной среды, осмысленного потребления природных ресурсов;

  • воспитывать экологически культурную личность;

  • воспитывать чувство коллективизма при решении общих проблем.


3. Развивающие:

  • определить профессиональную ориентацию кружковцев в эколого-биологическом, в некоторых других, сопутствующих экстремальному туризму, направле­ниях;

  • способствовать развитию наблюдательности, воображения, логиче­ского мышления, хорошей памяти;

  • создать условия для приобретения кружковцами профессиональ­ных навыков, необходимых для изучения природы.



В основе программы лежит идея экологического просвещения подростков и молодежи. Естественно, что наи­более полное понимание экологических проблем возможно при непосредствен­ном участии кружковца в их решении.

Реализации целевого назначения программы содействует использование следующих принципов обучения:

  • доступности;

  • научности;

  • преемственности, последовательности и системности в ра­боте;

  • личностно-ориентированный подход.


В процессе воспитания предпочтение отдается комплексному подходу, кото­рый реализуется через организацию педагогически целесообразной среды вос­питания кружковцев и использование воспитательных возможностей социаль­ной и культурной среды.


В ходе занятий кружка «Экстремальные путешествия» у кружковцев развиваются следующие качества:

  • наблюдательность;

  • самостоятельность;

  • трудолюбие;

  • чуткость;

  • отзывчивость;

  • требовательность к себе и товарищу;

  • любовь к Природе.


Ключевые понятия, используемые в программе:

  • экстремальное путешествие – мероприятие, обучающее участников обеспечить себя предметами первой необходимости при отсутствии привычной бытовой ситуации;

  • экспедиция – плановое мероприятие по сбору изучае­мого материала;


Руководителю кружка во время занятий необходимо делать акцент на знания, по­лученные на уроках биологии, географии и ОБЖ.

Образовательная программа кружка «Экстремальное путешествие» рассчитана на 2 года обучения и состоит из 648 часов (200 теоретических и 448 практических); программа и первого, и второго года обучения рассчитана на 324 часа в год.


Программа ориентирована на кружковцев 14-16 лет имеющих предварительную подготовку в туристических кружках. Занятия проводятся 3 раза в неделю по 3 академических часа. Количественный состав группы первого года обучения - 15 человек, второго года обучения – 12 человек.


Основные организационные формы проведения занятий кружка являются: экспедиции в живую природу, практикумы в лесничестве, лекции по ОБЖ; презентации новых блюд, защита разработанных меню.


В процессе реализации цели и задач программы используются такие интерактивные методы как, практическая работа, лабораторная работа, беседа, демонстрация.


Программа предусматривает следующие организационные особенно­сти.


В связи с тем, что экстремальное путешествие требует от круж­ковцев наличия определенных физических данных (отсутствие хронических за­болеваний опорно-двигательной системы, не позволяющих переносить груз свыше 6 кг, желудочно-кишечного тракта, не позволяющих принимать пищу с общего стола), рекомендуется:

  • формировать группы первого года обучения с учетом состояния здоровья кружковцев;

  • осуществлять первоначальный набор в группу 20-30 человек с уче­том последующего отбора;

  • один раз в полугодие обновлять справки от врача о состоянии здоровья круж­ковцев;

  • соблюдать оптимальное для проведения экспедиций количество кружковцев - 8 (восемь) человек.

В первый год обучения происходит отбор кружковцев с учетом устойчивости интересов и уровня мотивации к обучению в кружке, а также их состояния здоровья, что по­зволяет в течение года формировать экспедиционную группу из 15-16 человек.

Особое внимание уделяется технике безопасности при проведении практических занятий и экспедиций:

  • технике перемещения по маршруту;

  • обеспечению личной и групповой безопасности;

  • обеспечению личной и групповой гигиены в экспедиции;

  • обеспечению личной и групповой безопасности при преодоле­нии естественных преград, разведении костров, переохлаж­дении, перемещении на транспорте.

Видами контроля за усвоением знаний являются текущий контроль (по ходу изучения темы), тематиче­ский контроль (после прохождения каждой темы), итоговый контроль (в конце учеб­ного года).


Ресурсное обеспечение.


Руководитель кружка экстремального путешествия должен иметь опыт прове­дения многодневных походов (экспедиций) обладать знаниями биологии на уровне вуза.

Проведение экспедиции при количестве кружковцев более 14 требует второго взрослого человека с опытом проведения походов (экспедиций).

Для организации кружка «экстремальное путешествие» учреждение должно иметь возмож­ности предоставления кружковцам минимума экспедиционного снаряжения (па­латки, рюкзаки, спальные мешки, туристические коврики, котелки для приго­товления пищи, компасы, карты местности).

Для полноценного проведения наблюдений за животными в полевых и стационарных условиях и анализа результатов работы желательно иметь:

  • саперные лопатки,

  • фотоаппараты,

  • видеокамеру в экспедициях (одну на группу),

  • видеомагнитофон,

  • полевые дневники,

  • сумки.



Программа первого года обучения предусматривает освоение кружков­цами теоретических знаний из области выживания в экстремальных условиях дикой природы и самообеспечения жизнедеятельно­сти в полевых условиях.


Задачи

  • Развивать устойчивый интерес к изучению ес­тествознания.

  • Дать первичные знания по теории и практике следопытства.

  • Углубить знания в смежных дисциплинах: ботаники, топографии, ориентирования, ОБЖ.

  • Научить кружковцев проводить исследования фауны и флоры посредством технологии выживания.

  • Сформировать основные навыки экспедиционной жизни.

  • Способствовать развитию наблюдательности, воображения, логиче­ского мышления, хорошей памяти.

  • Формировать в сознании кружковцев понятие о необходимости про­фессионального изучения окружающей природной среды, осмысленного потребления природных ресурсов.

  • Воспитывать любовь и уважение к природе, животным и человеку как члену биологического сообщества.


За время занятий кружковцы должны приобрести необходимые знания, навыки для изучения поведения животных в дикой природе посредством технологии выживания, получить необходимые знания по прикладным дисциплинам: спор­тивному ориентированию, туризму.


УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

1-го года обучения







Разделы, темы

Организация занятий

Всего

В том числе

Теоретических

Практических

1

Вводные занятия

2

2

-

1.1.

Введение в экстремальное путешествие

1

1

-

1.2.

Факторы выживания

1

1

-

2.

Общее понятие о экстремальном состоянии

3

3

-

2.1.

Психологическая и физическая подготовка к действиям в экстремальных условиях

2

2

-

2.2.

Психология выживания

1

1

-

3

Знания действий в условиях автономного существования

55

15

40

3.1.

Человек в условиях автономного существования в Арктике.

1

1

-

3.2.

Человек в условиях автономного существования в тайге.

2

2

-

3.3.

Человек в условиях автономного существования в пустыне.

1

1

-

3.4.

Человек в условиях автономного существования в джунглях.

2

2

-

3.5.

Человек в условиях автономного плавания на спасательных плавсредствах

1

1

-

3.6.

Переход в тайге

9

1

8

3.7.

Переход в пустыне

9

1

8

3.8.

Переход в Арктике

9

1

8

3.9.

Переход в джунглях

9

1

8

3.10.

Общая стратегия выживания в горах.

9

1

8

3.11.

Выживание в естественных условиях. Полезные советы

3

3

-

4

Убежище в экстремальной ситуации и костер

82

18

64

4.1.

Сооружение укрытий и устройство лагеря.

10

2

8

4.2.

Простейшие укрытия в безлесьи и малолесьи.

10

2

8

4.3.

Простейшие укрытия в тайге и густолесье.

10

2

8

4.4.

Простейшие укрытия из плащ-палатки или тента.

2

2

-

4.5.

Простейшие укрытия на болоте и сильно увлажненной почве

10

2

8

4.6.

Зимнее убежище закрытого типа при выживании

10

2

8

4.7.

Добыча и разведение огня разными способами

10

2

8

4.8.

Способы разведения огня под дождем

10

2

8

4.9.

Заготовка топлива (дров) в разных условиях

10

2

8

5

Обеспечение водой в экстремальных ситуациях

13

7

6

5.1

Водообеспечение в аварийной ситуации

1

1

-

5.2.

Водообеспечение в джунглях и пустыне

1

1

-

5.3.

Обеззараживание и дезинфекция воды, создание запасов.

1

1

-

5.4.

Очистка, фильтрация, перегонка и дисциляция воды.

5

2

3

5.5.

Использование и поиск воды в экстремальных ситуациях

5

2

3

6

Медицинская помощь в экстремальной ситуации

8

8

-

6.1.

Походная аптечка. Травматический набор. Использование лекарств.

2

2

-

6.2.

Первая медицинская помощь в походе, и экстремальных ситуациях

3

3

-

6.3.

Медицинская помощь в условиях автономного существования

1

1

-

6.4.

Профилактика и лечение заболеваний в джунглях, пустыне, тайге и Арктике

2

2

-

6.5.

Ядовитые животные, симптомы отравления, первая помощь, терапия.

2

2

-

7

Ориентирование

15

6

9

7.1.

Определение сторон света ориентирование в условиях автономного существования

5

2

3

7.2.

Ориентирование на местности различными способами, ориентирование с помощью карты

5

2

3

7.3.

Ориентирование по солнцу, звездам, определение географической долготы и широты

5

2

3

8

Сигнальные средства

4

4

-

8.1.

Звуковая и световая сигнализация

1

1

-

8.2.

Кодовая таблица и международная авиационная жестовая сигнализация

1

1

-

8.3.

Пиротехнические сигнальные средства. Сигнальное зеркало.

1

1

-

8.4.

Сигнальный костер, способы подачи сигналов.

1

1

-

9

Снаряжение

4

2

2

9.1.

Снаряжение личное, общее, специальное

2

2

-

9.2.

Ознакомление со снаряжением

2

-

2

10

Безопасность человека в условиях природы. Меры безопасности.

6

6

0

10.1.

Характеристика опасностей, подстерегающих

Человека в природе

3

3

-

10.2.

Средства безопасности

3

3

-

11

Техника перемещения по местности в экспедиции

8

2

6

11.1.

Освоение технических приемов передвижения

2

2

-

11.2.

Отработка приемов преодоления препятствий

6

-

6

12

Особенности питания в экстремальных экспедициях

22

14

8

12.1.

Неприкосновенный и аварийный запас продуктов.

1

1

-

12.2.

Особенности приготовления пищи в экстремальном путешествии.

2

2

-

12.3.

Нетрадиционные продукты питания

2

2

-

12.4.

Питание в условиях автономного существования

10

2

8

12.5.

Рецепты приготовления пищи. способы приготовления нетрадиционных продуктов питания

2

2

-

12.6.

Организация питания в туристическом походе.

2

2

-

12.7.

Источники растительных продуктов.

1

1

-

12.8.

Источники животных продуктов.

1

1

-

12.9.

Источники ядовитых продуктов.

1

1

-

13

Проведение сезонных подготови­тельных экспедиций

88

-

88

13.1.

Проведение осеннего экстремального путешествия


16

-

16

13.2.

Проведение зимнего экстремального путешествия

24

-

24

13.3.

Проведение весеннего экстремального путешествия

16

-

16

13.4.

Проведение итогового экстремального путешествия

32

-

32

14

Составление отчетов

12

3

9

14.1.

Оформление собранного материала

6

3

3

14.2.

Написание кружковцами индивидуальных отчетов

6

-

6




Итого часов:

324

92

232



Содержание занятий
(1-й год обучения)



1. Вводное занятие



    1. Введение в экстремальное путешествие;

Неотложные задачи возникающие перед людьми, оказавшимися в условиях автономного существования.

- преодоление стрессового состояния, вызванного аварийной ситуацией;
- оказание первой медицинской помощи пострадавшим;
- защита от неблагоприятного воздействия факторов окружающей природной среды (низких или высоких температур, прямой солнечной радиации, ветра и т. д.);
- обеспечение водой и пищей;
- определение своего местонахождения;
- установление связи и подготовка средств сигнализации.


    1. Факторы выживания.

Причины объективного и субъективного характера, обусловливающие исход автономного существования:

  • Холод, жара, жажда, голод, переутомление, страх.


2. Общее понятие о экстремальном состоянии

2.1. Психологическая и физическая подготовка к действиям в экстремальных условиях;

2.2. Психология выживания

  • Как сконцентрировать свой разум на выживании;

  • Не стоит хоронить себя раньше времени

  • Победа над врагами выживания;

  • Как вести себя в экстренных ситуациях;

  • Формирование плана выживания.
  1   2

Похожие:

Программа кружка школы экспедиции iconПояснительная записка к рабочее программе кружка
Введение кружка «Основы православной культуры» во внеурочную работу школы. – Директор школы О. О. Кульчманова
Программа кружка школы экспедиции iconОбразовательная программа дополнительного образования краеведческого кружка «Журавлинка»
Образовательная программа дополнительного образования краеведческого кружка «Журавлинка» действует на базе Эстонской основной общеобразовательной...
Программа кружка школы экспедиции iconОбразовательная программа модифицированного типа хореографического кружка "Ручеёк"
Программа дополнительного образования хореографического кружка "Ручеёк" модифицирована учителем хореографии Брасалиной Н. Н. в соответствии...
Программа кружка школы экспедиции iconПрограмма математического кружка
Таким образом, расширяется круг школьников, для которых математика становится профессионально значимым предметом. Актуальность кружка...
Программа кружка школы экспедиции iconПрограмма творческого объединения учащихся «Байтик»
В современном мире умение представить себя и свою работу очень важно, поэтому программа данного кружка отражает потребности учащихся...
Программа кружка школы экспедиции iconПрограмма кружка «роспись по дереву»
Автор: учитель изо и черчения моу шолоховской средней общеобразовательной школы Красносельского района Костромской области
Программа кружка школы экспедиции iconПрограмма кружка «Столяров конструкторов» Для детей с 12 лет
Цель занятий данного кружка развитие конструкторско­технологического творчества y детей. Приобретение навыков в работе c технологической...
Программа кружка школы экспедиции iconПрограмма кружка «мото» Для детей с 14 лет Рассчитана на 2 года обучения
Цель работы кружка организация досуга ребят, развитие спортивно­технических видов спорта, помощь в практическом освоении правил эксплуатации...
Программа кружка школы экспедиции iconПриказ №53-к-2-от 09. 2009 г. Программа кружка Номинация: эколого-биологическая Для учащихся 7-10 классов. Срок реализации 1 год
Программа кружка «Юный лесовод» разработана с учетом Законов Российской Федерации: «Об образовании», «Об охране окружающей природной...
Программа кружка школы экспедиции iconАстахова И. С. Археологические исследования Якутской экспедиции
Сибиряковская историко-этнографическая экспедиция 1894–1896 гг. Данная экспедиция – одна из первых попыток проведения комплексной...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница