Дипломная работа по предмету: «Педагогика» на тему: «Опыт православного воспитания детей Сергиево-Посадского детского дома слепоглухих»




НазваниеДипломная работа по предмету: «Педагогика» на тему: «Опыт православного воспитания детей Сергиево-Посадского детского дома слепоглухих»
страница1/10
Дата31.01.2013
Размер0.92 Mb.
ТипДиплом
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10
Московский Патриархат

НИКОЛО-УГРЕШСКАЯ ДУХОВНАЯ СЕМИНАРИЯ


Кафедра Церковного Пастырства


Дипломная работа


по предмету:

«Педагогика»


на тему:


«Опыт православного воспитания детей

Сергиево-Посадского детского дома слепоглухих»


Автор: Ажовков А.П.


Научный руководитель: Соловьев А.Ю.


Дзержинский

2011

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 4

2.Актуальность и новизна работы 9

3.Цель и задачи исследования 10

4.Методы исследования 10

5.Практическая значимость 12

6.Обзор источников и литературы 12

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ 15

1.История Сергиево-Посадского детского дома и храма пр. Сергия Радонежского, находящегося на его территории 15

1.1.История Сергиево-Посадского детского дома слепоглухих 15

1.2.История храма преподобного Сергия Радонежского 19

2.Церковное и общественное отношение к болезни и детям-инвалидам 23

2.1.Церковное отношение к болезни 23

2.2.Церковное отношение к детям-инвалидам 27

2.3.Общественное отношение к детям-инвалидам 30

4. Богослужение как основа воспитательного процесса 44

5. Опыт участия автора в воспитании и интеграции слепоглухих детей в летнем оздоровительном лагере 30 июля - 8 августа 2010 года 49

5.1.1 Пространственная ориентировка и мобильность слепых 50

5.1.2 Использование осязания, обоняния и вкуса в предметной и пространственной ориентировке слепых 52

5.2.1 Семейное воспитание 53

5.2.2 Организация утренних и вечерних молитв 54

5.2.3 Чтение житий святых 57

5.2.4 Развитие творческих способностей 57

5.2.5 Поведение детей в трапезной 58

5.2.6 О послушании и наказании 60

5.3 Адаптация детей за пределами двора 61

5.3.1 Купание на речке и на святых источниках 61

5.3.2 Посещение храмов и монастырей 62

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 67

БИБЛИОГРАФИЯ 70

Источники: 70

Литература: 71

ПРИЛОЖЕНИЯ 76



ВВЕДЕНИЕ



Воспитание имеет особое значение для человека, оно определяет его деятельность в настоящей жизни и решает участь в будущей. Поэтому так важно сегодня знать, как поступить при воспитании детей, чтобы направить их жизнь к лучшему…

Цель православных воспитателей и педагогов очень высокая – формирование будущих обитателей Царствия Небесного. А чтобы достичь этой цели, необходимо знать, что является идеалом воспитания, что служит ориентиром для человеческой жизни и поведения. Необходимо также знать, что является высшей целью, к которой должны стремиться люди, знать, для чего должен жить человек. Незнание этих ориентиров приводит к потере нравственности в людях, к потере способности различать добро и зло.

Православная Церковь дает реальный образ человека, которому нужно следовать, – образ Господа нашего Иисуса Христа. Научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем (Мф. 11:29) – вот основной принцип православного воспитания, принцип уподобления Иисусу Христу как высочайшему нравственному идеалу для подражания. Для осуществления принципа уподобления необходимо соблюдение норм или, точнее, заповедей, данных в Евангелии.

Уподобление Богу, воспитание любви к Нему невозможно достичь без освобождения человека из-под власти греха. «Основная задача нравственного воспитания — воспитание сердца, которое нужно очистить от страстей, чтобы научиться различать добро и зло, и чтобы можно было, с помощью молитвы и доброделания, зажечь в нем огонь Божественной любви»1. Поэтому одной из важных задач православного воспитания является научить сперва ребенка различать добро и зло, а затем его сердце – любить Господа и людей, прежде всего своих близких. Ведь любовь является «одной из высших способностей человека, функцией его души, той силой, которая позволяет ему из образа Божия стать Его подобием»1. Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя; на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки (Мф 22.37-40).

Православное воспитание учит ребенка любви к Богу, путь к Богу лежит через Иисуса Христа, а путь ко Христу лежит через Церковь. Для того чтобы соединить ребенка с Богом, необходимо воцерковить его – научить жить по-христиански и в то же время направить его движение к вечной жизни. «Воцерковить – научить не только жить по-христиански, но и мыслить по-христиански, то есть обращаться за руководством прежде всего к учению Церкви, а не к науке. Воцерковить – это значит преодолеть разлад между мыслью и чувством, плотью и духом, знанием и верой; обрести полноту бытия в мире материальном и мире духовном; не исправлять и формировать, а освящать и преображать личность в Духе Истины и Любви»2.

Сегодня сплотить молодежь вокруг доброго дела, воцерковить – одна из нелегких задач православного воспитания. К счастью, есть образцы для подражания, есть те, с кого можно взять пример в деле воспитания и воцерковления детей и молодежи. Сейчас Церковь тесно взаимодействует со школами, детскими домами, другими образовательными учреждениями, а также с общественными организациями: православными молодежными клубами, православными военно-патриотическими лагерями и др. В Основах социальной концепции РПЦ говорится: «Церковь призвана и стремится содействовать школе в ее воспитательной миссии, ибо от духовного и нравственного облика человека зависит его вечное спасение…»3.

Православный воспитатель, уча ребенка любви к Богу, должен и сам воспитывать детей только с любовью. А Любовь по качеству своему и есть уподобление Богу. «В основу воспитания должна закладываться любовь к ближнему. И основной принцип педагогики -это любовь к ближнему»1, – говорит отец Мелитон, духовник воспитанников Сергиево-Посадского детского дома слепоглухих. Воспитать высоконравственного человека без духовно-нравственных законов, данных человеку Богом, невозможно. Резкий упадок нравственности за последние десятилетия был подготовлен предшествовавшими десятилетиями государственного атеизма. А для атеистического воспитания единственный результат жизни – смерть, вечное небытие. А значит, никакой высшей цели в жизни нет. Единственный смысл этого бытия – «бери от жизни все». Как говорит Ф.М. Достоевский в своем романе «Братья Карамазовы», «если Бога нет, то все позволено». Призыв «бери от жизни все» означает «забудь о Боге», это призыв к безбожию.

Для того чтобы остановить этот разрушительный процесс, необходимо осознать, что без православного воспитания нет спасения. Необходимо понять на опыте истории, что дали нашему народу принципы воспитания богоборческого общества и религиозного. Если не следовать основному принципу воспитания – уподоблению Господу Иисусу Христу как высочайшему нравственному идеалу для подражания, – тогда дети будут подражать тем идеалам, которые пропагандируются сегодня через СМИ, формирующие общественное мнение. «Не секрет, что сегодня, – говорит Святейший Патриарх Кирилл, – существуют влиятельные силы, движимые идеологическими, коммерческими и политическими интересами, которым не по душе видеть нашу молодежь опамятовавшейся»2. В свое время В.В. Зеньковский писал: «Школа должна быть религиозной, чтобы противостоять религиозному одичанию и увяданию, от которого так страдает современное общество»3.

Необходимо обратить внимание общества на трудности, которые сегодня есть у молодежи и детей. Сегодня в помощи нуждается множество детей-сирот и детей-инвалидов. Проявляя любовь и внимание к ним, общество на деле может показать соблюдение второй заповеди – возлюби ближнего твоего, как самого себя (Мф. 22.37-40) и обрести надежду на хорошее будущее своего Отечества.

В советский период детей-инвалидов изолировали от общества, они были ограничены в правах. Но за последние десятилетия изменилось отношение к ним со стороны государства и общества. Согласно принятому в России закону, государство ставит целью «обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией РФ»1. Данный закон регламентирует процесс взаимодействия инвалида и общества, то есть его социализацию. «Социализация – это процесс и результат усвоения и последующего активного воспроизводства индивидом социального опыта».2В процессе социализации человек с ограниченными физическими возможностями формируется как член того общества, к которому он принадлежит. Существующее в России с 1963 года Федеральное государственное учреждение «Сергиево-Посадский детский дом слепоглухих Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию» (ФГУ «СПДДС Росздрава») также имеет своей целью социальную адаптацию и интеграцию в общество слепоглухих детей, для того чтобы они могли чувствовать себя полноценными гражданами государства и общества.

Детский дом для слепоглухих имеет статус опорно-экспериментального учреждения социальной сферы. Сергиево-Посадский детский дом слепоглухих стал принимать детей с 1 сентября 1963 года. Изначально здесь обучались 50 слепоглухих детей, а сегодня в детском доме живут, воспитываются и обучаются более 200 воспитанников. Здесь проводится большая научно-практическая и экспериментальная работа, выработана самая большая и успешная программа в мире по реабилитации слепоглухих.

Основные цели детского дома – предоставлять воспитанникам наилучшие условия для обучения, а также воспитать чувство самостоятельности и независимости в социальных и бытовых условиях. Педагоги этого учреждения стремятся вести ребёнка по пути развития, где он состоится как личность.

В данном учреждении с 2002 года действует Православный Храм, дети принимают участие в Богослужениях и в паломнических поездках. Паломнические поездки организуются Благотворительным фондом «имени Преподобного Сергия Радонежского», который был организован в 2006году, «по благословению Наместника Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, Епископа Феогноста, в целях проведения более полномасштабной миссионерской работы, осуществления паломнических проектов, издательской деятельности, проведения благотворительных акций и расширения сотрудничества с организациями по привлечению средств на строительство храмов»1. В 2010 году с 30 июля по 27 августа для 5 слепых детей Сергиево-Посадского детского дома благотворительным фондом «Имени преподобного Сергия Радонежского» был организован православный детский лагерь в деревне Воробьецово Ивановской области. Автору была предоставлена возможность увидеть, как происходит православное обучение, воспитание и интеграция слепоглухих детей в общество в условиях специально организованной среды этого лагеря.

«Православная миссия, обращенная к слепым и глухим детям, не может быть отделена от социального служения, поскольку инвалиды по слуху и зрению особо нуждаются в христианском милосердии и заботе, помощи в социальной интеграции и реабилитации».2 Поэтому автор ставит задачу показать в данной работе не только значение православного воспитания, но и социальной адаптации и интеграции детей-инвалидов в общество, надеясь на то, что исследование будет применено пастырями, педагогами и всеми, кому не безразлично будущее детей-инвалидов и детей-сирот.


  1. Структура исследования


Объект исследования.

Объектом исследования является педагогическая деятельность, организуемая с детьми Сергиево-Посадского детского дома слепоглухих.

Предмет исследования.

Предмет исследования – педагогический опыт православного воспитания детей, накопленный в условиях этого учреждения.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

Похожие:

Дипломная работа по предмету: «Педагогика» на тему: «Опыт православного воспитания детей Сергиево-Посадского детского дома слепоглухих» iconДипломная работа
Ii. Опыт деятельности моу «Детский дом №2» по патронатному устройству детей-сирот 34
Дипломная работа по предмету: «Педагогика» на тему: «Опыт православного воспитания детей Сергиево-Посадского детского дома слепоглухих» iconО. К. Дударева Целевая комплексная
Муниципального общеобразовательного учреждения Сергиево-Посадского района Московской области
Дипломная работа по предмету: «Педагогика» на тему: «Опыт православного воспитания детей Сергиево-Посадского детского дома слепоглухих» iconПояснительная записка Уже несколько лет воспитатели нашего детского дома работают в направлении воспитания чувства патриотизма и толерантного отношения воспитанников к культуре и быту коми народа.
Уже несколько лет воспитатели нашего детского дома работают в направлении воспитания чувства патриотизма и толерантного отношения...
Дипломная работа по предмету: «Педагогика» на тему: «Опыт православного воспитания детей Сергиево-Посадского детского дома слепоглухих» iconПрограмма развития
Моу для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Детского дома щмр мо на 2011 -2016 учебные годы
Дипломная работа по предмету: «Педагогика» на тему: «Опыт православного воспитания детей Сергиево-Посадского детского дома слепоглухих» iconИзвещение о проведении запроса котировок
Уполномоченный орган на осуществление функций по размещению заказа на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг для муниципальных...
Дипломная работа по предмету: «Педагогика» на тему: «Опыт православного воспитания детей Сергиево-Посадского детского дома слепоглухих» iconОбразовательная программа элективного курса художественной обработки разных материалов (предметный дизайн) методическая разработка 2009 г Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Дом детского творчества «Истоки»
Администрация муниципального общеобразовательного учреждения дополнительного образования детей Дома детского творчества «Истоки»
Дипломная работа по предмету: «Педагогика» на тему: «Опыт православного воспитания детей Сергиево-Посадского детского дома слепоглухих» iconДипломная работа Антона Кондратова на тему «Интернет-коммуникации в деятельности предприятия на примере проекта «Инфодонск»
Дипломная работа Антона Кондратова на тему Интернет-коммуникации в деятельности
Дипломная работа по предмету: «Педагогика» на тему: «Опыт православного воспитания детей Сергиево-Посадского детского дома слепоглухих» iconГ осударственное образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
Цель: проверить интеллектуальные и спортивные способности, знание этикета у воспитанников детского дома
Дипломная работа по предмету: «Педагогика» на тему: «Опыт православного воспитания детей Сергиево-Посадского детского дома слепоглухих» iconОбразования департамента образования города москвы
«Разработка и апробация инновационных функций детского дома в условиях политики деинституционализации детей-сирот и детей, оставшихся...
Дипломная работа по предмету: «Педагогика» на тему: «Опыт православного воспитания детей Сергиево-Посадского детского дома слепоглухих» icon«Шеметовская средняя общеобразовательная школа» согласовано утверждаю
«Шеметовская средняя общеобразовательная школа» Сергиево-Посадского муниципального района Московской области (Краткая информационная...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница