Уроков. Домашнее задание




Скачать 129.07 Kb.
НазваниеУроков. Домашнее задание
Дата30.01.2013
Размер129.07 Kb.
ТипУрок
Д. И. Фонвизин «Недоросль». Изучение комедии. Система уроков.

Домашнее задание:

1. Прочитать стр. 37-39 учебника. Составить тезисный план «Биография Фонвизина» (индивидуальное домашнее задание: 1. Рассказ о Цифиркине. 2. Рассказ о Кутейкине. 3. Рассказ о Вральмане 4. Тематика монологов Стародума – выписать цитаты, афоризмы Стародума, распределив их по темам)

2. Прочитать комедию «Недоросль». Ответьте на вопросы стр. 73 (1, 2)

Урок 1. «Недоросль» как сатирическая комедия. Сюжет и конфликт комедии.

1. Фонвизин и его комедия

Реализация домашнего задания

  • Какие основные этапы жизни Фонвизина вы отметили при выполнении домашнего задания? (Родился в Москве в семье обрусевших немцев, учился в гимназии при Московском университете прекрасно, переехал в Петербург, был знаком с Ломоносовым, увлёкся театром. Начал свою литературную деятельность с переводов басен и пьес. Потом работал переводчиком в Коллегии иностранных дел. Первая пьеса Фонвизина «Бригадир». Был приближённым Панина, которого ненавидела Екатерина 2. «Недоросль» впервые была поставлена 24 сентября 1782 года. Но Фонвизину после этого пришлось выйти в отставку. Написал сатиру «Всеобщая придворная грамматика», после которой его запретили к печати. Потом тяжело заболел и умер в возрасте 47 лет.)

  • Посмотрим видеосюжеты и ответим на вопросы (слайды 2-4)

ПК:

Слайд 2. Родословная. Детство

  • Какова по происхождению фамилия Фонвизиных? (немецкого происхождения).

  • Когда они появились в России? (Предки Фонвизина оказались в России во времена правления Ивана Грозного, во время Ливонской войны)

  • Где родился Фонвизин? (в Москве)

  • В честь кого он назван? (в честь своего предка Дениса)

  • Где и как он учился? (учился в гимназии при Московском университете прекрасно)

Слайд 3. Комедия «Недоросль»

  • Какие недостатки обличает Фонвизин? (лесть, низкопоклонство, дикость и жестокость крепостничества)

  • В чьи уста вложил он свои сокровенные мысли? (В уста Правдина и Стародума)

Слайд 4. Постановка комедии

  • Где впервые была поставлена комедия? (В старом театре на Царицыном лугу)

  • Что сказал князь Потёмкин Фонвизину после выхода комедии? («Умри, Денис, лучше не напишешь!»)

  • Что осудил писатель в комедии? («злонравия достойные плоды»)

  • Что раньше обозначало слово «недоросль»? (так называли дворян, не достигших совершеннолетия)

2. Объявление темы урока, цели, проблемы.

Предметом нашего сегодняшнего разговора будет комедия Д.И. Фонвизина “Недоросль”,

А целью - разрешение проблемы “Каким должен быть истинный дворянин и соответствует ли русское дворянство своему назначению”.

3. Викторина на знание комедии.

  • Где происходит действие комедии? (в имении Простаковой)

  • Кто по социальному происхождению Простакова? (дворянка, помещица)

  • Кем Простаковой приходится Скотинин? (братом)

  • Кем Простаковой приходится Софья? (воспитанницей, дальней родственницей)

  • Кем Софье приходится Стародум? (дядей)

  • Как зовут учителей Митрофана? (Цифиркин, Вральман, Кутейкин)

  • Кто такая Еремеевна? (няня Митрофана)

  • Как зовут жениха Софьи? (Милон)

  • Кто такой Правдин? (представитель закона, который приехал, чтобы навести порядок в имении Простаковой)

  • Какое любимое занятие Митрофана? (гонять голубей на голубятне)

  • Сколько женихов у Софьи и кто они? (Милон, Скотинин, Митрофан)

  • Кому принадлежат эти слова:

  • «А ты, скот, подойди поближе.» (Простакова)

  • «Ночью то и дело испить просил. Квасу целый кувшин выкушать изволил». (Еремеевна)

  • «Люблю свиней…, а у нас в околотке такие крупные свиньи, что нет из них ни одной, котора, став на задни ноги, не была бы выше каждого из нас целой головой». (Скотинин)

  • «Прочтите его сами! … Я могу письма получать, а читать их всегда велю другому». (Простакова)

  • «Невежда без души – зверь. Самый мелкий подвиг ведёт его во всякое преступление». (Стародум)

4. Анализ комедии.

Слайд 5. Вспомним теорию!

  • Что такое сатира?

  • Это одно из видов комического, высмеивающее и обличающее общественные пороки

  • Что такое комедия?

  • Это жанр драмы, в котором высмеиваются человеческие или нравственные пороки

Каковы же проблемы комедии Фонвизина?

1. Каким должен быть истинный дворянин - и отвечает ли русское дворянство своему назначению?

2. Необходимость просвещения, образования - отсутствие их..

3. Бесправие крестьян и произвол помещиков.

У.: В комедии две сюжетные линии. Одна разрешает любовный конфликт, другая – социальный, нравственный. Нарисуем события двух этих конфликтов.

(*Далее идёт беседа по 6-7 слайдам)

Т.П. Макогоненко: “Художественное новаторство Фонвизина проявилось в “Недоросле”… в сюжете, раскрывающем главный исторический конфликт…”

  • Есть в пьесе любовная интрига? (Есть. И внешне действие строится на любовном конфликте.)

Разрешение любовного конфликта происходит как бы со стороны, Стародумом: он соединяет Софью и Милона. Побеждает добродетельный герой.



Но у Фонвизина любовный конфликт не главный. История злоключений Софьи составляет лишь фон, на котором разыгрывается главный конфликт пьесы - общественно- политический.

  • Между кем же происходят серьезные разногласия? Какие?

Между крепостниками и просвещенными дворянами (мир зла – разума, злонравия- добродетели, произвола- закона). Чтобы проследить развитие этого конфликта, нужно снова обратиться к сюжету, который Фонвизин выстраивает мастерски. Он получается многоуровневый, многоструктурный, отсюда несколько сюжетных линий:



Итак, одной из проблем, поднятых Фонвизиным, была проблема – как воспитать настоящего гражданина. Фонвизин показывает нам учителей Митрофана. Расскажите о них.

Проверка индивидуального домашнего задания

1. Рассказ о Цифиркине

2. Рассказ о Кутейкине

3. Рассказ о Вральмане

  • Одним из способов создания комического было использование «говорящих» фамилий. О чём говорят фамилии учителей? (Цифиркин – эта фамилия намекает на специальность учителя математики. Кутейкин – от устаревшего слова «кутья» - церковное кушанье, намёк на то, что Кутейкин – выходец из церковных служителей. Вральман – резко отрицательная характеристика, намекающая на то, что носитель такой фамилии – лгун)

Слайд 7.

  • Про «экзамен» Митрофана сказано, что в этой сцене происходит столкновение истинного просвещения и воинствующего невежества. Согласны ли вы с этим? Почему?

  • Кого могут воспитать такие невежественные учителя? Могут они воспитать истинного гражданина, хорошего дворянина, образованного человека?

  • Как относится Простакова к обучению и воспитанию своего сынка? (Безумно любя своего сынка, она старается оградить его от учения, чтобы Митрофанушка не перетрудился. Стремясь произвести выгодное впечатление на Стародума, она говорит своему дитяти: “ Ты хоть для виду поучись, чтобы дошло до ушей его, как ты трудишься, Митрофанушка…” Математика для нее - “пустота”,”дурацкая наука”; география тоже не нужна- “кучер куда надо и так отвезет…”. Она искренне убеждена, что науки не нужны, так как “и без наук люди живут и жили…”)

  • Сама она образованная или нет?

  • Почему истинный дворянин должен быть образованным?

Другая проблема, поднятая автором, - это проблема крепостного права и дворянства

Слайд 8.

  • Как вы думаете, почему комедия начинается сценой с портным Тришкой?

  • Что мы узнаём о жизни в доме Простаковых при внимательном прочтении 1-ого действия?

Слайд 9.

  • Что мы узнаем от Простаковой и Скотинина об их родственниках?

  • Каковы взаимоотношения между членами семьи? (с позиции силы).

  • Каковы отношения дворян к крепостным? (д.5 явл.4,5; д.1 явл.4), интересы помещиков?

Слайд 10.

  • Какое назначение отрицательных героев? Показать, какими и как не должно быть.

  • К какому выводу приходит автор по проблеме дворянства и крепостного права?( Русское дворянство не отвечает своему назначению, дворяне нравственно вырождаются.)

Проблема истинного дворянина демонстрируется и в монологах Стародума. Стародум – это персонаж, высказывающий авторскую позицию. Такой персонаж назывался резонёром.

Проверка индивидуального домашнего задания:

Слайд 11.

  • Расскажите, о чём говорит Стародум, какие пороки он обличает в своих монологах?

Домашнее задание:

1. Заполнить таблицу речевой характеристики Простаковой. (*Слайд 12) (Индивидуальное задание: инсценировка 1-4 явлений 1 действия)

2. Выучить определения сатиры и комедии

Урок 2. «Недоросль» как комедия классицизма

1. Проверка домашнего задания

  • Речевая характеристика – основное средство создания образа в драматическом произведении. Почему?

  • Какие слова преобладают в речи госпожи Простаковой?

  • Со всеми она одинаково говорит? С кем и как?

  • Зачитайте, какие слова преобладают в её разговоре с разными людьми

  • В зависимости от ситуации она и с одним человеком может говорить по-разному. Докажите это

  • Какой вывод из речевой характеристики Простаковой мы можем сделать о качествах её характера?

  • А какой вывод о Фонвизине как драматурге мы можем сделать?

2. Слово учителя. Запись лекции.

“С момента первого представления “Недоросля” прошло уже более двухсот лет, однако комедия Фонвизина с успехом идёт на сцене современного театра, значит, не поглотила “река времён в своём стремленье” пьесу восемнадцатого века. И этот феномен мы объясняем тем, что пьеса, созданная в эпоху классицизма, вобравшая его черты, благодаря таланту автора, вышла за рамки классицизма, заняв совершенно особое место в русской драматургии. Сегодня мы выявим в ней черты классицизма, а также найдём те черты, которые отличают комедию от классицистических произведений.

Слайд 15.

Но сначала надо познакомиться с классицизмом как с направлением литературы.

В литературе и искусстве существуют такие направления:

  1. Классицизм

  2. Сентиментализм

  3. Романтизм

  4. Реализм

  5. Модернизм

Слайд 16.

Классицизм – это художественная система, которая сложилась не только в литературе, а и в живописи, скульптуре, архитектуре, садово-парковом искусстве, музыке. Об этом мы сегодня и поговорим.

Слайд 17.

(* постановка задачи: заполнить таблицу ответами)

Слайд 18.

Классицизм сложился в XVII веке во Франции, отразив подъем абсолютизма, или абсолютной монархии.

Само название классицизм (от лат. Сlassicus – образцовый) подчеркивало тот факт, что художники этого направления наследовали античную “классику”. Но классицисты взяли у греков и римлян не все, а только то, что считали воплощением порядка, логики, гармонии. Как известно, в основе античной архитектуры лежит принцип прямых линий или идеального круга. Классицисты воспринимали его как выражение приоритета разума, логики над чувствами. Античное искусство импонировало классицистам еще и тем, что в нем широко была представлена патриотическая, гражданская тематика.

Слайд 19.

Принципы классицизма

  1. Основа всего – разум. Прекрасно лишь то, что разумно.

  2. Главная задача – укрепление абсолютной монархии, монарх – воплощение разумного.

  3. Главная тема – конфликт личных и гражданских интересов, чувства и долга

  4. Высшее достоинство человека – исполнение долга, служение государственной идее

  5. Наследование античности как образцу
    (Устное пояснение: действие переносилось в другое время не только с целью подражания античным образцам, но и для того, чтобы знакомая жизнь не мешала зрителю, читателю воспринимать идеи)

  6. Подражание “украшенной” природе

  7. Главная категория – красота

Слайд 20.

Версаль – резиденция французских королей – гордился своим парком, созданным по проекту Андре Ленотра. Природа приняла в нем рациональные, подчас строго геометрические формы, предписанные ей разумом человека. Парк отличался четкой симметрией аллей и прудов, строго выверенными рядами подстриженных деревьев и цветников, торжественным достоинством расположенных в нем статуй.

Слайд 21.

Замечательным образцом садово-паркового искусства является и российский Петродворец. Хотя он создавался почти на столетие позже, в нем, как и в Версале, воплотились многие сильные стороны классицизма. Замысел и исполнение проекта принадлежат Андреасу Шлютеру и Варфоломею Растрелли. Прежде всего это строгая внутренняя соразмерность грандиозного ансамбля в целом, в котором сочетаются архитектурные строения, огромные фонтанные каскады, скульптурные группы и строгая разбивка парка, поражающая своими просторами и чистотой пропорций.

Слайд 22.

Перед вами самый крупный петергофский фонтан “Самсон, разрывающий пасть льва”, созданный скульптором Михаилом Козловским.

  • Как вы думаете, почему это классицистическое произведение? (Античный герой, его красота, патриотическая тематика, прославление монарха)

Слайд 23.

Живописцы классицизма были не в меньшей степени, чем зодчие, верны принципам этого направления.

  • Найдите здесь черты классицизма

Слайд 24.

Теоретик французского классицизма Никола Буало-Депрео в своем труде “Поэтическое искусство” изложил принципы классицизма в литературе.

Основные требования классицизма в литературе

1. Герои - “образы без лиц”. Они не меняются, являясь выразителями общих истин.

2. Исключалось использование простонародного языка

3. Требование композиционной строгости

4. Соблюдение в произведении трех единств: времени, места и действия .

5. Строгое деление на жанры.

6. Система амплуа

Слайд 25.

“Высокие”: трагедии, эпические поэмы, оды, гимны

“Низкие”: комедии, сатиры, басни

Смешивать жанры считалось недопустимым!

Слайд 26.

А вот мнение Мольера: “Задача комедии состоит в том, чтобы бичевать пороки”.

Слайд 27.

3. Аналитическая работа

  • Давайте вспомним, каким жанром классицисты считали комедию? (Низким.)

  • Почему? (Низкие герои, живая жизнь (“низкая”), будничные, низкие страсти.)

  • Действительно ли произведение Фонвизина – комедия? Что она высмеивает?

  • - Каков идеал человека для классицистов? (Добродетельный, законопослушный, просвещенный, образованный, воспитанный гражданин, служащий на благо Родины.)

  • Есть ли такой герой в комедии Фонвизина? (Есть, это Стародум, Правдин)

  • Какие идеи они исповедуют?

  • Есть ли в комедии единство времени?

  • Соблюдается ли единство места?

  • Соблюдается ли единство действия? (Нет, здесь два конфликта, две сюжетных линии)

  • Есть ли деление на положительных и отрицательных героев?

  • Во что верит Фонвизин как писатель эпохи просвещения? (Вера в разум, что закон и просвещение могут исправить нравы общества- прямое выражение авторского идеала.)

  • А от каких канонов классицизма отходит писатель?

  • 1. Герой-схема, носитель одного качества (у Фонвизина - индивидуальные черты, типы). Примеры? (У положительных героев Фонвизин создаёт биографию, как, например, у Стародума)

  • 2. Внешний комизм, построенный на фарсовых сценах - комические сцены, вплетающиеся в действие, составляющие его основу, смех имеет силу отрицания. Примеры?

  • 3. Чистота жанра- смешение жанров (сатира и юмор). Примеры?

  • 4. Образы положительных героев- черты реально новых людей. Примеры?

  • 5. Условность места действия, выдуманные картины жизни - конкретное место действия, правдивые картины быта. Примеры?

  • 6. Условнее характеры - обусловленность характеров средой, воспитанием. Примеры?

Слайд 28.

Обратимся теперь к вопросу создания комического

Вопрос. Какими способами автор раскрывает характер тех, кто оказывается предметом “ его беспощадной иронии”, чьи недостатки, говоря словами Н.Гоголя, “выставлены в очевидности беспощадной”?

Ответ. Фонвизин использует “говорящие” фамилии, фразы-саморазоблачения.

Вопрос. Это традиционные приёмы для комедии классицизма. Обратите внимание на появление внесюжетных сцен, т.е. сцен, не связанных с сюжетом, что было совершенно новым в русской драматургии. Назовите такие сцены. Как вы думаете, что это давало автору?

Ответ. Внесюжетные сцены – это, например, сцена с примеркой кафтана, разговор Простаковой с братом, с Еремеевной. Они позволили автору углубить представление о некультурной помещичьей семье, о низости её запросов и стремлений, отсутствии высоких идеалов, о неразумности такого внутрисемейного устройства. Всё это убеждало зрителя в правдоподобности и жизненности происходящего на сцене.

*Далее предлагаем посмотреть одну инсценировку. (1-4 явления 1 действия).

  • “Почему эти сцены смотрятся с неподдельным интересом?” (характеры героев отрицательных оказались жизненнее, глубже, интереснее.)

Это произошло по ряду причин: драматург пытался объяснить характеры героев условиями их жизни, воспитанием.

  • Докажите это примерами из комедии.

Речь отрицательных героев оттеняет индивидуальные особенности героев, это мы уже отметили на примере речевой характеристики Простаковой.

  • Определите ещё одну особенность комедии "Недоросль", оттолкнувшись от слов Вяземского о Простаковой: “Её образ стоит на меже трагедии и комедии.”

Вопрос. Какую важнейшую особенность подметил П.Вяземский?

Ответ. В комедии соединились печальное и смешное, возвышенное и обыденное. И это было новым для классицизма.

  • “В чём вы увидели особенности финала комедии?” (порок наказан, добродетель торжествует. По сути этого не произошло, ведь герои не вступили на путь добродетели, что противоречило бы их нравственной сути.)

“ Конечно, комедия “Недоросль” - произведение русского классицизма. Но она находится у истоков русской реалистической литературы. В пьесе Фонвизина – всё русское, национальное: тема, сюжет, конфликт, характеры. Великая заслуга Фонвизина в том, что он, находясь в рамках классицистических правил и условностей, сумел разрушить многие из них, создав произведение глубоко новаторское как по содержанию, так и по художественной форме.

  • Завершая наш разговор, попробуем ответить ещё на несколько вопросов: “Как вы думаете, для нашего времени, очень непростого, проникнутого жаждой денег, власти, жизнеспособными ли оказываются столь дорогие Фонвизину идеи?

  • Устарели ли сегодня идеи гражданственности, служения Отечеству, столь любимые классицистами?

Домашнее задание:

  1. Выучить лекцию


Похожие:

Уроков. Домашнее задание iconДомашнее задание на период карантина по гриппу
Ответить на вопросы в конце § 3 письменно. Задание 4, стр. 19 выполнить на контурной карте
Уроков. Домашнее задание iconКалендарно-тематическое планирование разработано в соответствии учебной программой по химии для 7-11-х класс
Министерством образования Республики Беларусь в 2009 году. В планировании реализуются требования образовательного стандарта образовательной...
Уроков. Домашнее задание iconЗадание 1 Задание 2 Задание 3 Задание 4 Задание 5 Задание 6 Задание 7 Задание 8 Задание 9 Задание 10 Задание 11 Задание 12 Задание 13 Задание 14
Д. Кэмпбелл описал 16 основных схем (планов) эксперимента (3 доэкспериментальных, 3 экспериментальных, 10 квазиэкспериментальных...
Уроков. Домашнее задание iconДомашнее задание

Уроков. Домашнее задание iconДомашнее задание

Уроков. Домашнее задание iconДомашнее задание для учащихся 9 «Б» класса Классный Петина Н. А

Уроков. Домашнее задание iconДомашнее задание Используемый материал Раздел Что изучает история 10 часов Введение

Уроков. Домашнее задание iconДомашнее задание Используемый материал Раздел Что изучает история 10 часов Введение

Уроков. Домашнее задание iconДомашнее задание для 9Б класса
И. В. Баринова и др. География России. Природа. Население. Хозяйство. М.: Дрофа 2007
Уроков. Домашнее задание iconПрограмма финального этапа фестиваля
Турнир ораторов (домашнее задание исследовательская работа на заданную тематику)
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница