Изучение биологии на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей




Скачать 102.81 Kb.
НазваниеИзучение биологии на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей
Дата11.09.2012
Размер102.81 Kb.
ТипДокументы
СТАНДАРТ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО БИОЛОГИИ

Изучение биологии на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

  • освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; человеке как биосоциальном существе; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания живой природы;

  • овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма, биологические эксперименты;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;

  • воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;

  • использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за растениями, домашними животными, заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции.

Обязательный минимум содержания основных образовательных программ

Биология как наука. Методы биологии

Роль биологии в формировании современной естественнона­учной картины мира, в практической деятельности: людей. Методы изучения живых объектов. Биологический эксперимент. Наблюдение, описание и измерение биологических объектов. Соблюдение правил поведения в окружающей среде, бережного отношения к биологическим объектам, их охраны.

Признаки живых организмов

Клеточное строение организмов как доказательство их род­ства, единства живой природы. Деление клетки основа размно­жения, роста и развития организмов. Гены и хромосомы. Нару­шения в строении и функционировании клеток - одна из при­чин заболеваний организмов. Одноклеточные и многоклеточные организмы. Ткани, органы, системы органов, их взаимосвязь как основа целостности многоклеточного организма.

Признаки живых организмов, их проявление у растений, животных, грибов и бактерий. Поведение животных (рефлексы, инстинкты, элементы рассудочного поведения). Наследственность и изменчивость — свойства организмов. Генетика — наука о за­кономерностях наследственности и изменчивости. Наследственная и ненаследственная изменчивость. Применение знаний о наслед­ственности и изменчивости, искусственном отборе при выведении новых пород и сортов. Приемы выращивания и размножения растений и домашних животных, ухода за ними.

Проведение простых биологических исследований: наблюдения за ростом и развитием растений и животных; опыты по изуче­нию состава почвы, процессов жизнедеятельности растений и животных, поведения животных; клеток и тканей на готовых микропрепаратах и их описание; приготовление микропрепаратов растительных клеток и рассматривание их под микроскопом; срав­нение строений клеток растений, животных, грибов и бактерий; распознавание органов, систем органов растений и животных; выявление изменчивости организмов.

Система, многообразие и эволюция живой природы

Система органического мира. Основные систематические ка­тегории, их соподчиненность. Царства бактерий, грибов, расте­ний и животных; Роль растений, животных, бактерий, грибов и лишайников в природе, жизни человека и собственной деятель­ности. Вирусы — неклеточные формы. Возбудители и перенос­чики заболеваний растений, животных и человека. Меры профилактики заболеваний, вызываемых животными, растениями, бактериями, грибами и вирусами. Оказание первой помощи при отравлении грибами. Значение работ Р. Коха и Л. Пастера. Ис­пользование бактерий и грибов в биотехнологии.

Учение об эволюции органического мира. Ч. Дарвин — осно­воположник учения об эволюции. Движущие силы и результаты эволюции. Усложнение растений и животных в процессе эволю­ции. Биологическое разнообразие как основа устойчивости био­сферы и как результат эволюции.

Проведение простых биологических исследований: распознава­ние растений разных отделов, животных разных типов, наибо­лее распространенных растений своей местности, съедобных и ядовитых грибов, важнейших сельскохозяйственных культур и домашних животных; определение принадлежности биологичес­ких объектов к определенной систематической группе с исполь­зованием справочников и определителей (классификация).

Человек и его здоровье

Значение знаний об особенностях строения и жизнедеятельно­сти организма человека для самопознания и сохранения здоровья. Методы изучения организма человека, их значение и использование в собственной жизни.

Место и роль человека в системе органического мира, его сход­ство с животными и отличие от них.

Строение и процессы жизнедеятельности организма челове­ка.

Питание. Пищеварительная система. Роль ферментов в пи­щеварении. Исследования И. П. Павлова в области пищеварения. Пища как биологическая основа жизни. Профилактика гепатита и кишечных инфекций.

Дыхание. Дыхательная система. Заболевания органов дыха­ния и их профилактика. Предупреждение распространения ин­фекционных заболеваний и соблюдение мер профилактики для защиты собственного организма. Чистота атмосферного воздуха как фактор здоровья. Приемы оказания первой помощи при отравлении угарным газом, спасении утопающего.

Транспорт веществ. Внутренняя среда организма. Кровенос­ная и лимфатическая системы. Значение постоянства внутренней среды организма. Кровь. Группы крови. Переливание крови. Иммунитет. Факторы, влияющие на иммунитет. Значение работ Л. Пастера и И. И. Мечникова в области иммунитета. Артериальное и венозное кровотечения. Приемы оказания первой по­мощи при кровотечениях.

Обмен веществ и превращения энергии. Витамины. Проявле­ние авитаминозов и меры их предупреждения.

Выделение. Мочеполовая система. Мочеполовые инфекции, меры их предупреждения для сохранения здоровья.

Опора и движение. Опорно-двигательная система. Про­филактика травматизма. Приемы оказания первой помощи себе и окружающим при травмах опорно-двигательной сис­темы.

Покровы тела. Уход за кожей, волосами, ногтями. Приемы оказания первой помощи себе и окружающим при травмах, ожогах, обморожениях и их профилактика.

Размножение и развитие. Наследование признаков у челове­ка. Наследственные болезни, их причины и предупреждение. Роль генетических знаний в планировании семьи. Забота о репродуктив­ном здоровье. Инфекции, передающиеся половым путем, их про­филактика. ВИЧ-инфекция и ее профилактика.

Органы чувств, их роль в жизни человека. Нарушения зре­ния и слуха, их профилактика.

Нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности
организма. Нервная система. Эндокринная система. Железы
внутренней и внешней секреции. Гормоны. и

Психология и поведение человека. Исследования И. М. Сече­нова и И. И Павлова, А. А. Ухтомского, И К. Анохина. Высшая нервная деятельность. Условные и безусловные рефлексы. По­знавательная деятельность мозга. Сон, его значение.

Биологическая природа и социальная сущность человека. Сознание человека. Память, эмоции, речь, мышление. Особен­ности психики человека: осмысленность восприятия, словесно-логическое мышление, способность к накоплению и передаче из поколения в поколение информации. Значение интеллектуаль­ных, творческих и эстетических потребностей. Цели и мотивы деятельности. Индивидуальные, особенности личности: способ­ности, темперамент, характер. Роль обучения и воспитания в развитии психики и поведения человека. Рациональная органи­зация труда и отдыха.

Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здоро­вого образа жизни. Укрепление здоровья: аутотренинг, закалива­ние, двигательная активность. Влияние физических упражнений на органы и системы органов. Факторы риска; стрессы, гиподинамия, переутомление, переохлаждение. Вредные и полезные привычки, их влияние на состояние здоровья.

Человек и окружающая среда. Социальная и природная сре­да, адаптация к ней человека. Значение окружающей среды как источника веществ и энергии. Зависимость здоровья человека от состояния окружающей среды. Соблюдение правил поведения в ок­ружающей среде, в опасных и чрезвычайных ситуациях как основа безопасности собственной жизни. Культура отношения к собствен­ному здоровью и здоровью окружающих.

Проведение простых биологических исследований: наблюдения за состоянием своего организма (измерение температуры тела, кровяного давления, массы и роста, частоты пульса и дыхания); распознавание на таблицах органов и систем органов человека; определение норм рационального питания; анализ и оценка вли­яния факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье.

Взаимосвязи организмов и окружающей среды

Среда — источник веществ, энергии и информации. Экология как наука. Влияние экологических факторов на организмы. При­способления организмов к различным экологическим факторам. Популяция. Взаимодействия разных видов (конкуренция, хищ­ничество, симбиоз, паразитизм).

Экосистемная организация живой природы. Экосистемы. Роль производителей, потребителей и разрушителей органичес­ких веществ в экосистемах и круговороте веществ в природе. Пищевые связи в экосистеме. Особенности агроэкосистем.

Биосфера — глобальная экосистема. В. И. Вернадский — осно­воположник учения о биосфере. Роль человека в биосфере. Эколо­гические проблемы, их влияние на собственную жизнь и жизнь других людей. Последствия деятельности человека в экосисте­мах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы.

Проведение простых биологических исследований: наблюдения за сезонными изменениями в живой природе; составление схем передачи веществ и энергии (цепей питания); выявление при­способлений организмов к среде обитания (на конкретных при­мерах), типов взаимодействия популяций разных видов в конк­ретной экосистеме; анализ и оценка воздействия факторов ок­ружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных по­ступков на живые организмы и экосистемы.

Требования к уровню подготовки выпускников

В результате изучения биологии ученик должен знать/понимать:

  • признаки биологических объектов: живых организмов; генов и хромосом; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; популяций; экосистем и агроэкосистем; биосферы; растений, животных и грибов своего региона;

  • сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах;

  • особенности организма человека, его строения, жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения;

уметь:

  • объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды; родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды; причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний, иммунитета у человека; роль гормонов и витаминов в организме;

  • изучат биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений и животных, поведением животных, сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;

  • распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, органы и системы органов человека; на живых объектах и таблицах органы цветкового растения, органы и системы органов животных, растения разных отделов, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенные растения и животных своей местности, куль­турные растения и домашних животных, съедобные и ядови­тые грибы, опасные для человека растения и животные;

  • выявлять изменчивость организмов, приспособления организмов к среде обитания, типы взаимодействия разных видов в экосистеме;

  • сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;

  • определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);

  • анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы;

  • проводить самостоятельный поиск биологической информации:

находить в тексте учебника отличительные признаки основ­ных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различ­ных источниках необходимую информацию о живых орга­низмах (в том числе с использованием информационных технологий);

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами; травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек
    (курение, алкоголизм, наркомания); нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;

  • оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных; при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего;

  • рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде;

  • выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними;

  • проведения наблюдений за состоянием собственного организма.

Похожие:

Изучение биологии на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей iconСтандарт основного общего образования по биологии
Изучение биологии на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей
Изучение биологии на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей iconСтандарт основного общего образования (2004 г.) По искусству
Изучение искусства на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей
Изучение биологии на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей iconСтандарт основного общего образования по основам
Изучение основ безопасности жизнедеятельности на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей
Изучение биологии на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей iconСтандарт основного общего образования по русскому языку
Изучение русского языка на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей
Изучение биологии на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей iconСтандарт основного общего образования по русскому языку
Изучение русского языка на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей
Изучение биологии на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей iconСтандарт основного общего образования по русскому языку
Изучение русского языка на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей
Изучение биологии на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей iconСтандарт основного общего образования по литературе
Изучение литературы на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей
Изучение биологии на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей iconСтандарт основного общего образования по информатике и икт
Изучение информатики и информационно-коммуникацион-ных технологий на ступени основного общего образования направлено на достижение...
Изучение биологии на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей iconСтандарт основного общего образования по информатике и икт
Изучение информатики и информационно-коммуникацион-ных технологий на ступени основного общего образования направлено на достижение...
Изучение биологии на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей iconИзучение информатики и информационно-коммуникацион-ных технологий на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей[1]

Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница