Российской Федерации Государственный университет Высшая школа экономики факультет мировой экономики и мировой политики




Скачать 114.85 Kb.
НазваниеРоссийской Федерации Государственный университет Высшая школа экономики факультет мировой экономики и мировой политики
Дата30.01.2013
Размер114.85 Kb.
ТипДокументы
Министерство экономического развития и торговли

Российской Федерации


Государственный университет - Высшая школа экономики


ФАКУЛЬТЕТ МИРОВОЙ ЭКОНОМИКИ

И МИРОВОЙ ПОЛИТИКИ


Программа дисциплины


КРЕАТИВНОЕ ПИСЬМО


для направления 080102.65 – «Мировая экономика» подготовки специалиста,


для направления 032301.65 – «Регионоведение» подготовки специалиста,


для направления 080100.62 – «Экономика: МЭиМП» подготовки бакалавра




Автор Прокофьев Вячеслав Александрович


Рекомендована секцией УМС Одобрена на заседании кафедры


_____________________________ прагматики культуры

протокол №7 от 16.04.07

_______________________

Председатель Зав. кафедрой

_____________________________ ________________________________

«_____» __________________ 200 г. «____»_____________________ 200 г


Утверждена УС факультета

_________________________________

Ученый секретарь

_________________________________

« ____» ___________________200 г.

Москва


I. Пояснительная записка


Аннотация:

«Креативное письмо» - универсальная разновозрастная технология для развития письменной речи.

Авторский курс-тренинг, построенный на основе этой технологии, призван помочь студентам преодолеть психологический барьер перед процессом письма (снять «страх перед чистым листом бумаги»), обучить приемам фасилитации воображения и мышления для создания текстов, а также помочь освоить некоторые риторические приемы письменной речи и правила письменной коммуникации.

Технология основана на модели письменной речи Дональда Маррея (Donald Murray) и Дональда Грейвза (Donald Graves). Используются адаптированные и оригинальные интерактивные упражнения, групповые формы работы, кино и видеоматериалы и пр.

Курс специально разработан для студенческой аудитории, с успехом реализуется как в ВУЗах, так и в сфере профессиональной переподготовки.

Курс-тренинг носит прикладной и практикоориентированный характер и призван создать условия для развития одной из важнейших способностей обучающегося - навыков письменной коммуникации.

Основные умения и навыки, которые должен формировать курс (см. раздел Учебная задача дисциплины) рассчитаны на использовании в написании учебных и научных работ, при написании деловых текстов (докладов, служебных записок, отчетов и пр.), а также в деятельности журналиста, специалиста по связям с общественностью, специалиста по рекламе.

Одним из важных результатов курса является повышение педагогической компетентности студентов, т.е. приобретение знаний и освоение некоторых техник, которые могут быть использованы в педагогической деятельности, в том числе техник организации групповой и консультативной работы (возможные позиции: учитель, тренер, тьютор, консультант, коуч, менеджер).

Предполагается, что весь курс носит характер тренинга и целиком состоит из практических занятий, в которые инкорпорированы небольшие фрагменты теоретических материалов.

Так как курс строится как вспомогательный (прикладной), в его рамках не предусматривается проведение курсовых работ.

В самостоятельную работу студента входит разработка собственных тем для письма, написание коротких текстов в разных жанрах, разработка большой собственной темы, написание итоговой аналитической статьи и освоение небольших фрагментов теоретического материала (риторика, теория коммуникации, правила письменной коммуникации, поэтика).


Учебная задача дисциплины:

В результате изучения дисциплины студент должен:

  • знать:

  • техники и виды подготовки к написанию текстов;

  • виды и жанры научных (аналитических) текстов;

  • основные понятия семиотической теории коммуникации;

  • основные понятия редакторской культуры;

  • уметь:

  • формулировать собственную тему, в т.ч. в рамках заданного информационного повода;

  • составлять/ разрабатывают содержательную схему (кластер) темы;

  • выявлять ресурсы (информационные, инновационные) развития темы;

  • редактировать свой и чужой текст в соответствии с заданным форматом текста;

  • использовать паремии и скрытые цитаты в своем тексте;

  • моделировать коммуникативную ситуацию текста;

  • варьировать составляющие коммуникативной ситуации текста (модель R.A.F.T. – роль / автор, аудитория, формат / жанр, тема);

  • осуществлять анализ текста отвечая на вопросы о цели, авторстве и направленности текста, его фактических и интерпретационных составляющих, особенностях его структуры, позиционной модели текста, ожиданиях автора относительно реакции читателя и т.д.;

  • анализировать жанровую природу, структуру и давать оценку системе авторских приемов журнального и научного (аналитического) текста;




  • иметь представление:

  • о содержании понятия «формат текста / издания»;

  • о содержании понятия «адресная группа текста (издания)»;

  • о содержании понятия «коммуникативная ситуация»;

  • о жанрах научной речи;

  • об интонационной модели текста;

  • о содержании понятия «структура текста»;




  • предполагается также, что структура и форма проведения занятий способствует выработке важных коммуникативных умений, а именно некоторых навыков в рамках:

  • командной работы (работы в группе);

  • публичного выступления (представления собственных тем и текстов);

  • интервьюирования.


Форма контроля:


  • текущий и промежуточный контроль: написание эссе или текста определенного жанра в конце каждого занятия.

Оценка за текущий контроль Отекущий = средней оценке в десятибалльной шкале за портфолио студента, состоящего из работ, написанных студентом в течение модуля.


  • итоговый контроль - представление итогового эссе.

Оценка за итоговое эссе Оитоговое эссе в десятибалльной шкале.

Расчет накопленной оценки:

Онакопленная= 0,6 · Оитоговое эссе + 0,4 · Отекущий

Зачёт автоматом получают студенты, набравшие накопленную оценку шесть и более баллов.


  • зачет

Оценка за ответ на зачете Оитог.контроль в десятибалльной шкале.


Результирующая оценка в десятибалльной шкале:

Орезульт = 0,4 · Оитог.контроль + 0,6 · Онакопленная

Способ округления арифметический.


II. Тематический расчет часов.


№ п.п.

Наименование темы

Всего часов по дисциплине

Аудиторные часы

Самостоятельная работа


лекции


семинары




Виды коммуникативных практик. Приемы подготовки к написанию текста: кластер, тематическая выборка, интервью и др. Способы редактирования текста.


12

2




10



Информационный повод. Способы разработки темы.

12

2




10



Структура текста. Лексика. Ритм текста. Интонация.

12

2




10



Адресная группа. Микро-эссе.

12

2




10



Понятие формата. R.A.F.T. Жанры. Стиль.

12

2




10



Использование паремий. Скрытые цитаты как способ социокультурной маркировки текста.

12

2




10



Коммуникативная ситуация. Коммуникативные тактики.

12

2




10



Полемическая структура текста (модель «Дебаты»)

12

1




11



Научные жанры. Риторика научной речи.

12

1




11



Итого

108

16




92



III. Содержание программы


Часть I.«Свободное письмо»


Освоение техник подготовки к написанию текста.


Часть II. «Письменный текст как коммуникация»


Понятие формата текста и освоение умения работать в рамках заданного формата.


Тематика занятий:

Виды коммуникативных практик. Приемы подготовки к написанию текста: кластер, тематическая выборка, интервью и др. Информационный повод. Понятие формата. R.A.F.T. Адресная группа. Жанры. Стиль. Структура текста. Лексика. Ритм текста. Интонационная модель текста. Использование паремий. Скрытые цитаты как способ социокультурной маркировки текста. Способы редактирования текста. Коммуникативная ситуация. Коммуникативные тактики. Полемическая структура текста (модель «Дебаты»). Научные жанры (библиографический обзор, курсовая работа, реферат и автореферат, рецензия, тезисы доклада, сообщение и пр.). Риторика научной речи. Аналитические тексты.


IY. Учебно-методическое обеспечение дисциплины:


1. Раздаточный материал (общий объем не более 0,5 п.л. за весь курс) каждый студент получает непосредственно на занятиях.


  1. Литература




  1. Аверинцев С.С. Риторика как подход к обобщению действительности // Поэтика древнегреческой литературы. М.,1981.

  2. Албитов А. E-mail: технологии успеха. // Original article: http://www.e-xecutive.ru/publications/specialization/public/article_910/

  3. Алексеев Н.С., Макарова З.Ф. Ораторское искусство в суде. Л.,1985.

  4. Андреев В.И. Деловая риторика: Практический курс для творческого саморазвития делового общения, полемического и ораторского мастерства. Казань, 1993.

  5. Античные риторики / Под ред. А.М. Тахо-Годи. М.,1978.

  6. Аристотель и античная литература / Под ред. М.Л. Гаспарова. М.,1978.

  7. Баранов А.Н. Парламентские дебаты: Традиции и новации. М.,1991.

  8. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М., 1979. С. 241-242.

  9. Бахтызин А.М. Ораторское мастерство Ф.Н. Плевако // Русская речь. М, 1989. № 6. С.50-55.

  10. Безменова Н.А. Очерки по теории и истории риторики. М.,1991.

  11. Безменова Н.А. Теория и практика риторики массовой коммуникации. М.,1989.

  12. Боно, Эдвард де. Шесть шляп мышления. М., 1992.

  13. Бояринцева Г.С. Культура речи юриста. Саранск, 1987.

  14. Виноградов В.В. Поэтика и риторика // Избранные труды: О языке художественной прозы. М.,1980.

  15. Виноградов В.В. Стилистика. Теория поэтической речи. Поэтика. М., 1963. С. 14-29, 201-203.

  16. Граудина Л.К., Миськевич Г.И. Теория и практика русского красноречия. М.,1989.

  17. Дебаты: Учебно-методический комплект. – М.: Изд-во «Бонфи», 2001.

  18. Дейк, Т., ван. Язык. Познание. Коммуникация. М., 1989.

  19. Диалог: теоретические проблемы и методы исследования / Под ред. Н.А. Безменовой. М.,1991.

  20. Дискурс: коммуникация, образование, культура. Новосибирск, 1996- … .

  21. Дюбуа Ж. и др. Общая риторика / Пер. с фр. Е.Э. Разлоговой и Б.П. Нарумова. Под ред. А.К. Авеличева. М., 1986.

  22. Иванова С.Ф. Искусство диалога или беседы о риторике. Пермь, 1992.

  23. Игнатьев Д., Бекетов А., Сарокваша Ф. Настольная энциклопедия Public Relations. М., 2002.

  24. Каган М.С. Мир общения. М.,1988.

  25. Каган М.С. Логика: Логические основы общения. М.,1994.

  26. Колтунова М. Деловое письмо. Что нужно знать составителю. М., 1996.

  27. Ломовский В.Д. О судебной речи. Калинин, 1990.

  28. Макаров М.Л. Прагматика, стилистика и риторика: Язык парламента // Языковое общение. Калинин, 1987. С.46-51.

  29. Макарова С.К. Техника речи: Учебное пособие для дикторов телевидения и радиовещания. М.,1993.

  30. Михальская А.К. Русский Сократ: Лекции по сравнительно-исторической риторике. М.,1996.

  31. Налимов В.В. Вероятностная модель языка: О соотношении естественных и искусственных языков. М., 1979;

  32. Неориторика: Генезис, проблемы, перспективы. М., 1987.

  33. Никитин А.А., Притчин И.А., Силантьев И.В. Принцип речевого дерева // Проблемы многоуровневой подготовки в вузе. Кемерово, 1994. С. 52-55.

  34. Никитин М.В. Лексическое значение слова (структура и комбинаторика). М.,1983;

  35. Никитин М.В. Основы лингвистической теории значения. М.,1988.

  36. Проблемы эффективности речевой коммуникации / Под ред. Ф.М. Березина. М.,1989.

  37. Ребрик С.Б. Деловое общение: Психологические аспекты. М.,1990.

  38. Речевое воздействие в сфере массовой коммуникации. М.,1990.

  39. Риторика и стиль / Под ред. Ю.В. Рождественского. М.,1984.

  40. Рождественский Ю.В. Риторика публичной лекции. М.,1986.

  41. Розеншток-Хюсси О. Речь и действительность. М.,1994.

  42. Светенко Т.В. Путеводитель по дебатам. // Дебаты: Учебно-методический комплект. – М.: Изд-во «Бонфи», 2001, с. 3-134.

  43. Силантьев И.В. Ансамбли текстов в словесной культуре Средневековья и Нового времени // Дискурс. Новосибирск, 1996. № 1. С.61-66.

  44. Силантьев И.В. От грамматики языка к стилистике речи // Дискурс. Новосибирск, 1998. № 5-6. С.130-134.

  45. Силантьев И.В. Теория речевых жанров М.М. Бахтина и проблема построения курса жанровой стилистики научной речи // М. Бахтин и гуманитарная наука XX века. Вильнюс, 1995. С. 47-49.

  46. Сопер П.Л. Основы искусства речи. М.,1995.

  47. Стайн, Гертруда. Лекции в Америке. // Стайн Гертруда. Автобиография Элис Б. Токлас. Пикассо. Лекции в Америке / Пер. с англ.; Составление и послесловие Е. Петровской. – М.: Б.С.Г.-ПРЕСС, 2001., с. 391-582.

  48. Стернин И.А. Коммуникативные ситуации. Воронеж, 1993.

  49. Стернин И.А. Лексическое значение слова в речи. Воронеж, 1985;

  50. Стернин И.А. Проблемы анализа структуры значения слова. Воронеж, 1979;

  51. Тюпа В.И. Онтология коммуникации // Дискурс. Новосибирск, 1998. № 5-6. С.5-17.

  52. Формановская Н.И. Речевой этикет и культура общения. М.,1989.

  53. Цицерон. Три трактата об ораторском искусстве. М.,1972.

  54. Шатин Ю.В. Живая риторика. Жуковский, 2000.

  55. Язык и моделирование социального взаимодействия: Переводы / Сост. В.М. Сергеев, П.Б. Паршин. Под ред. В.В. Петрова. М.,1987.

  56. D’Arcy, Pat. Making Sense, Shaping Meaning. Boynton/Cook.

  57. Atwell, Nancie. In The Middle. Boynton/Cook.

  58. Atwell, Nancie. Side by Side. Boynton/Cook.

  59. Brand and Graves, Donald. Presence of Mind. NCTE.

  60. Brannon, L., M. Knight & V. Neverow-Turk. Writers Writing. Boynton/Cook

  61. Calkins, Lucy (with Shelly Harwayne). Living Between the Lines. Portsmouth, NH: Heinemann Educational Books.

  62. Elbow, Peter. Writing Without Teachers. Oxford.

  63. Emig, Janet. The Web of Meaning. Boynton/Cook.

  64. Fletcher, Ralph. What a Writer Needs. Heinemann.

  65. Fulwiler, Toby. Teaching With Writing. Boynton/Cook.

  66. Gill, Kent. ed. Process and Portfolios in Writing Instruction. NCTE.

  67. Goldberg, Natalie. Wild Mind. Bantam.

  68. Goldberg, Natalie. Writing Down the Bones. Shambhala.

  69. Graves, Donald. A Fresh Look at Writing. Heinemann.

  70. Graves, Donald. Build a Literate Classroom. Heinemann.

  71. Graves, Donald. Explore Poetry. Heinemann.

  72. Graves, Donald. Investigate Nonfiction. Boynton/Cook.

  73. Graves, Donald. Portfolio Portraits. Heinemann.

  74. Hansen, Jane. When Writers Read. Heinemann.

  75. Hawisher, and Selfe. Evolving Perspectives on Computers and Composition Studies. NCTE

  76. Kirby, Dan and Tom Liner. Inside Out. Boynton/Cook.

  77. Lamont, Anne. Bird by Bird. Anchor.

  78. Lane, Barry. After the End. Heinemann.

  79. LeGuin, Ursula. Steering the Craft. Eighth Mountain Press.

  80. Macrorie, Ken. The I-Search Paper: Searching Writing. Boynton/Cook.

  81. Macrorie, Ken. Searching Writing: A Content Book. Upper Montclair, NJ: Boynton/Cook.

  82. Macrorie, Ken. Writing to Be Read. Boynton/Cook.

  83. Moffett, James. Active Voice. Boynton/Cook.

  84. Mohr, Marian. Revision: The Rhythm of Meaning. Boynton/Cook.

  85. Monroe, Rick. Writing and Thinking With Computers. NCTE.

  86. Murray, Donald. A Writer Teaches Writing. Houghton.

  87. Murray, Donald. Write to Learn. 6th edition. Harcourt Brace.

  88. Neeld, E.C. Writing. Glenview, IL: Scott, Foresman.

  89. Rief, Linda and Atwell, Nancie. Seeking Diversity. Heinemann

  90. Romano, Tom. Clearing the Way: Working with Teenage Writers. Heinemann.

  91. Rosenwasser, David and Jill Stephen. Writing Analytically. Harcourt, Brace.

  92. Routman, Reggie. Invitations: Changing as Teachers and Learners K-12. Heinemann.

  93. Routman, Reggie. Transitions.

  94. Schulman, Mary and Payne, Carleen. Getting the Most Out of Morning Message and Other Shared Writings. Scholastic.

  95. Stillman, Peter. Families Writing. Calendar Islands.

  96. Stillman, Peter. Writing Your Way. Boynton/Cook.

  97. Tsujimoto, Joseph. Teaching Poetry Writing to Adolescents. NCTE.

  98. White, Edward M. Teaching and Assessing Writing. Calendar Islands.

  99. Wortring, Anne and Tierney, Bob. Two Studies of Writing in High School Science.

  100. Writing Across the Curriculum.




  1. Тематика заданий по различным формам текущего контроля:


Тематика текущих эссе и итоговой статьи определяется студентом самостоятельно.


  1. Рекомендации по использованию информационных технологий


Поощряется предоставление студентами итогов собственной работы в электронной форме.



  1. Методические рекомендации (материалы) преподавателю:


Рекомендуется:

Семинар по развитию письменной речи: от самовыражения к письменным аргументам. Руководство №7. М., ИОО, 2000 г. (на правах рукописи).

См. также:

Calkins, Lucy. The Art of Teaching Writing. Heinemann.

Graves, Donald. Writing: Teachers and Children at Work. Heinemann;

Heilker, Paul. The Essay: Theory and Pedagogy for an Active Form. NCTE.

Murray, Donald. A Writer Teaches Writing. Houghton:

Tomkins, Gail. Teaching Writing: Balancing Process and Product. Colombus, OH: Merrill.

Yancey, Kathleen, ed. Portfolios in the Writing Classroom. NCTE

Боно, Эдвард де. Шесть шляп мышления. М., 1992.

Дебаты: Учебно-методический комплект. – М.: Изд-во «Бонфи», 2001.

Колтунова М. Деловое письмо. Что нужно знать составителю. М., 1996.

Перемена / Thinking Classroom. Международный журнал о развитии мышления через чтение и письмо. М., 2000-2002 гг.

Силантьев И.В, Тазиева Е.М., Шерешевская Е.Б. Комплексная программа по русскому языку для студентов негуманитарных факультетов НГУ. Новосибирск, 1996.

Силантьев И.В. От грамматики языка к стилистике речи // Дискурс. Новосибирск, 1998. № 5-6. С.130-134.

Силантьев И.В. Риторика научной речи в практике образования // Дискурс. Новосибирск, 1996. № 2. С.55-59.


Автор программы: _______________________________ Прокофьев В.А.

Похожие:

Российской Федерации Государственный университет Высшая школа экономики факультет мировой экономики и мировой политики iconРоссийской Федерации Государственный университет Высшая школа экономики факультет мировой экономики и мировой политики
Однако в интернете, наряду с перечисленными возможностями, существуют субъекты, бизнесы тенденции и явления, которые специфичны только...
Российской Федерации Государственный университет Высшая школа экономики факультет мировой экономики и мировой политики iconРоссийской Федерации Государственный университет Высшая школа экономики факультет мировой экономики и мировой политики
Однако в интернете, наряду с перечисленными возможностями, существуют субъекты, бизнесы тенденции и явления, которые специфичны только...
Российской Федерации Государственный университет Высшая школа экономики факультет мировой экономики и мировой политики iconРоссийской Федерации Государственный университет Высшая школа экономики Факультет экономики Программа дисциплины
Магистерские программы «Экономическая моделирование и экономическая политика» и «Математические методы анализа экономики»
Российской Федерации Государственный университет Высшая школа экономики факультет мировой экономики и мировой политики iconRastoltcev Sergey; 1-year master student of the World Economy and World Policy department of the National Research University Higher School of Economics
С. В. Растольцев, студент 1 курса магистратуры факультета мировой экономики и мировой политики Национального Исследовательского Университета...
Российской Федерации Государственный университет Высшая школа экономики факультет мировой экономики и мировой политики iconС. В. Кортунов национальные интересы россии в мире
Научный рецензент – профессор кафедры мировой политики факультета мировой экономики и мировой политики гу-вшэ м. З. Шкундин
Российской Федерации Государственный университет Высшая школа экономики факультет мировой экономики и мировой политики iconФакультет мировой экономики и мировой политики Программа дисциплины
«Европейский союз: теория и практика управления (Институты и учреждения Европейского союза)»
Российской Федерации Государственный университет Высшая школа экономики факультет мировой экономики и мировой политики iconРоссийской Федерации Государственный университет Высшая школа экономики Факультет экономики, кафедра макроэкономического анализа
Студенты должны иметь базовое экономическое образование на уровне 3его курса бакалавриата гу-вшэ. Необходимый набор знаний по макроэкономике...
Российской Федерации Государственный университет Высшая школа экономики факультет мировой экономики и мировой политики iconРоссийской Федерации Государственный университет Высшая Школа Экономики Факультет социологии
Радаев В. В. Социология рынков: к формированию нового направления. М.: Гу-вшэ, 2003
Российской Федерации Государственный университет Высшая школа экономики факультет мировой экономики и мировой политики iconРоссийской Федерации Государственный университет Высшая школа экономики Факультет Социологии
Курс «Социологические методы в маркетинговых исследованиях» состоит из следующих элементов
Российской Федерации Государственный университет Высшая школа экономики факультет мировой экономики и мировой политики iconРоссийской Федерации Государственный университет Высшая Школа Экономики Факультет социологии
Радаев В. В. Социология рынков: к формированию нового направления. М.: Гу-вшэ, 2003
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница