Название работы: Программа «Основы самопознания и культура общения»




НазваниеНазвание работы: Программа «Основы самопознания и культура общения»
страница1/11
Дата30.01.2013
Размер1.32 Mb.
ТипПрограмма
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11
Название работы: Программа «Основы самопознания и культура общения»

Данные автора: Чистова Татьяна Викторовна, заместитель директора по НМР

Название ОУ: Педагогический лицей – муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение (МБОУ педагогический лицей)

город: Димитровград, Ульяновской области

Программа
«Основы самопознания и культура общения»


(10 и 11 классы, 112 часов)

Пояснительная записка.

Современное общество подошло к пониманию того, что главной ценностью является человек, с его богатым внутренним миром, с его противоречиями, потребностями, возможностями, собственной неповторимостью.

Каждый из нас вовлечен во взаимоотношения с другими людьми, в общение с самого раннего детства. Французский писатель А. Экзюпери называл общение единственной в жизни человека роскошью, но без нее люди не могут жить. Прекратить общение – то же самое, что перестать дышать. Несмотря на это, не все способны строить гармоничные отношения с другими.

Известно, что способность к общению включает в себя, во-первых, желание вступать в контакт с окружающими, во-вторых, умение организовать общение, включающее умение слушать собеседника, умение эмоционально сопереживать, умение решать конфликтные ситуации, в-третьих, знание норм и правил, которым необходимо следовать при общении с окружающими.

Взаимоотношения – благо, но одновременно и ответственный труд, доступный каждому, кто стремиться жить в согласии с собой и другими. Он требует времени, энергии, усилия души и тела.

Для этого человеку необходимо осознать свою неповторимость и индивидуальность, понять свои возможности, способности, научиться активно слушать, чувствовать собеседника и уметь с ним общаться. И учиться этому необходимо с детства: ребенок, у которого есть проблемы в общении со сверстниками, чувствует себя уязвленным, отвергнутым. Это может привести к резкому понижению самооценки, возрастанию робости в контактах, замкнутости, а впоследствии к сложности вхождения во взрослый мир и определению своего места в нем.

Стремление к самопознанию, саморазвитию свойственно учащимся старшего школьного возраста. В это время расширяется круг общения школьников. Для старшеклассников характерны стремление к самоутверждению и философскому осмыслению жизни. Учащиеся выпускных классов находятся в ситуациях выбора дальнейшего пути, обдумывают цель своей жизни, размышляют над смыслом бытия, стремятся познать себя, осознать свои возможности и способности и пытаются соотнести их с требованиями, предъявляемыми к человеку. Поэтому введение спецкурса «Основы самопознания и культура общения» как элективного является возможным не только в классах педагогического профиля, но и на старшей ступени любых общеобразовательных учебных заведений.

Задачи курса:

  • сформировать у учащихся знания об основах самопознания и психологии общения, коммуникативной компетентности личности и ее составляющих;

  • сформировать готовность учащихся к осознанию своих возможностей и способностей, проявляющихся в общении, определению путей и способов их развития;

  • осуществить коррекцию личностных свойств и качеств учащихся, значимых для общения;

  • осуществить коррекцию межличностных отношений в группе;

  • освободить от эмоциональной закрепощенности;

  • научить осознавать трудности в процессе взаимодействия.

Программа курса рассчитана на 112 часов. Программа прошла апробацию в условиях МБОУ педагогический лицей г. Димитровграда и непосредственно связана с программами «Основы психологии», «Основы педагогики», «Практическая педагогика и психология», «Культура семьи и семейных отношений», но может быть использована в других школах как самостоятельный курс.

Программа включает как теоретические занятия, на которых учащиеся получают знания по основам самопознания и культуре общения, так и практические занятия, представляющие собой коммуникативный тренинг.

Спецкурс начинается с вводного занятия, цель которого создание условий для тесного знакомства участников друг с другом и установление эмоциональных контактов. На занятии вырабатываются общие нормы работы в группе, происходит вхождение в игровой стиль взаимодействия.

Первый раздел программы – «Формирование «Я» концепции» - раскрывает философские концепции о смысле жизни человека. Дается представление о процессе самопознания, саморазвития, самореализации, раскрывает понятие «Я»- концепция», «образ Я». Учащиеся знакомятся с методами изучения личности и способами осознания и осмысления внутреннего мира личности.

Занятия второго раздела – «Эмоциональная культура личности» - позволяет учащимся осознать свой мир эмоций и чувств, развить эмоциональную культуру. Особое внимание уделяется развитию эмпатийных тенденций личности.

В разделе «Общение» раскрываются функции общения, дается представление о видах, стиле и культуре общения. Отдельным вопросом рассматривается понятие «психологическая защита» и основные виды психологических защит. Ряд занятий посвящен изучению средств и способов передачи информации в общении. Учащиеся знакомятся с причинами конфликтов, способами их предупреждения и преодоления, механизмами взаимопонимания и взаимодействия друг с другом, с признаками малой группы, особенностями ее формирования, системой взаимоотношений в группе.

Последний раздел программы – «Искусство слушать» - раскрывает роль и значение умения эффективного «слушания» в межличностном общении. В ходе занятий учащиеся включаются в выполнение системы упражнений, направленных на формирование умений активного «слушания», на осознание и преодоление барьеров, возникающих между говорящими и слушателями.

Занятия спецкурса проводятся во внеурочное время. Группа формируется на добровольных началах.

Основное внимание педагога должно быть направлено на создание и поддержание в группе отношений доброжелательности, психологической комфортности, доверия и заинтересованности в общении друг с другом. Спецификой занятий является погружение в такие виды деятельности (игры и упражнения), которые помогают человеку через осознание и рефлексию своих личных переживаний и ощущений прийти к формированию выводов, обобщений. Причем в группе происходит обогащение каждого эмоциональным опытом других.

Игры и упражнения представляют собой целостную систему, это психологическая среда, действо, в котором одно упражнение готовит другое и дает материал для размышления о себе, своих особенностях, о стиле общения.

Учитель, выступая в роли организатора группового взаимодействия, является в то же время его равноправным участником – включается как в игры и упражнения, так и в анализ своих чувств, переживаний. Это создает условие для более близких личностных контактов с учащимися, формирует отношения доверия, взаимопонимания, сотрудничества.

Требуется осторожный подход к организации занятий, избираемым ситуациям и упражнениям, выводам и обобщениям. Ведущий способ взаимодействия в группе – диалог с собой и с другими. Поэтому располагать участников тренинговых занятий нужно по кругу, чтобы все видели друг друга.

На занятиях чередуется работа в общем кругу, в парах и микрогруппах, ролевые игры и обсуждения. В начале занятий проводится диагностика эмоционального состояния участников, включены упражнение «Здравствуйте!», творческие разминки. В конце занятий происходит их рефлексия. В качестве домашних заданий нередко рекомендуется участникам выполнение упражнений, направленных на самораскрытие и саморазвитие свойств и качеств, необходимых для общения, а также чтение литературы по теме занятия, помогающей углубить и осмыслить сделанные на занятии выводы.

Учащиеся пишут сочинения, ставят эксперименты, ведут «Дневники наблюдений», размышляют над философскими высказываниями великих людей.

Контроль осуществляется в форме зачетов, анализа результатов проведенных методик, «Дневников наблюдений», письменных работ учащихся.

В результате изучения спецкурса учащиеся должны:

  • владеть системой знаний по основам самопознания и культуре общения;

  • уметь выбирать продуктивный стиль общения;

  • понимать важность создания благоприятного психологического климата в группе;

  • уметь анализировать причину возникновения конфликта и находить способы их преодоления;

  • владеть способами самопознания, саморазвития и самореализации;

  • владеть системой приемов эффективного «слушания».

Данная программа была разработана в рамках областной программы поисковой, исследовательской и экспериментальной работы.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА



Вводное занятие.

Знакомство с группой. Создание условий для более близкого знакомства и установление эмоциональных контактов. Определение задач практических занятий. Выработка норм работы в группе. Вхождение в игровой стиль взаимодействия.

  1. Формирование «Я» - концепции.

Культура жизненного самопознания личности. Философские концепции о смысле жизни человека, о самопознании: Философия «долженствования», философия существования (экзистенциализм), концепция этической духовности, философия космизма. Понятие «самопознание». Процессы самопознания, саморазвития и самореализации. Углубление представлений учащихся о себе. Понятие «образ «Я», «Я» концепция». Философские и психологические концепции образа «Я». Формирование «Я» концепции в течение жизни человека. Строение психической реальности личности. Способы осознания и осмысления внутреннего мира личности. Самооценка личности. Пути самораскрытия личности. Формирование положительной «Я»– концепции учащихся. Методы изучения личности.

  1. Эмоциональная культура личности.

Понятия «эмоция», «чувство», «эмоциональное состояние». Эмоциональность как свойство личности. Эмпатия. Гнев. Агрессия. Культура эмоций и чувств. Пути саморегуляции. Способы взаимодействия с отрицательными эмоциями. Ознакомление с методикой изучения эмоциональных состояний. Развитие эмоциональной культуры учащихся. Развитие эмпатийных тенденций личности.

  1. Общение.

Общение и его функции. Коммуникативная культура личности. Виды общения. Стили общения. Нормы этикета. Культура общения. Конфликты: их причины и последствия. Основные виды психологических защит. Сознательное и бессознательное. Их роль в общении. Теории сновидений З. Фрейда. Сны и сновидения как психологическая защита личности. Анализ сновидений. Средства и способы передачи информации в общении. Механизмы взаимопонимания. Осознание способов взаимодействия людей друг с другом. Группа и ее законы. Конфликты в группе и пути их преодоления.



  1. Искусство слушать.

Роль умения слушать в личностном общении. «Эффективные» слушатели. Умение слушать как метод восприятия информации. Три уровня «слушания». Факторы «слушания». Осознание своего умения слушать эффективно. Барьеры между говорящими и слушателями. Речь говорящего и слушателя. Язык «поддержки» и язык «подавления». Преодоление барьеров в общении. Совершенствование навыков «слушания».


Литература:


  1. Абрамова Г.С. Практикум по возрастной психологии. – М., 1998.

  2. Абрамова Г.С. Практическая психология. – Екатеринбург, 1998.

  3. Айванхов О.М. Человек, владеющий судьбой. – М., 1993.

  4. Алберти Р.Е., Эммонс М.Л. Умейте постоять за себя! – М.,1992.

  5. Алиев Х. Ключ к себе: Этюды о саморегуляции. – М., 1990.

  6. Аникеева Н.П. Воспитание игрой. – М., 1986.

  7. Барлас Т.В. Популярная психология. – М., 1997.

  8. Бахур В. Это неповторимое «Я» - М., 1986.

  9. Безант А. Изучение сознания. – М., 1996.

  10. Белый А. Пути культуры//Вопросы философии. –1991. – №11.

  11. Бердяев Н. Самопознание. – М., 1990.

  12. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. – М., 1998.

  13. Бернс Р. Развитие «Я» - концепции и воспитание – М., 1986.

  14. Биркенбил В. Язык интонации, мимики и жестов. – С.-Пб., 1997.

  15. Бодалев А.А. Личность и общение. – М., 1983.

  16. Бринкман Р., Кершнер Р. Гений общения. - С.-Пб., 1997.

  17. Букалов А.В., Бойко А.Г. Соционика: Тайна человеческих отношений и биоэнергетика. – Киев, 1992.

  18. Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. – С.-Пб., 1997.

  19. Вайнцвайнг П. Десять заповедей творческой личности. – М., 1990.

  20. Вернадский В. Начало и вечность жизни. – М., 1989.

  21. Водейко Р., Мазо Г. Как управлять собой. – Минск, 1983.

  22. Востриков А.А. Культура эмоций. – Одесса, 1989.

  23. Выготский Л.Г. Педагогическая психология. – М., 1991.

  24. Гаджиева Н.М., Никитина Н.Н., Кислинская Н.В. Основы самосовершенствования. – Екатеринбург, 1996.

  25. Гинсбург М. – Путь к себе – М., 1991.

  26. Грани Агни Йоги – Новосибирск, 1996.

  27. Гримак Л.П. Общение с собой. – М., 1991.

  28. Гримак Л.П. Резервы человеческой психики. – М., 1991.

  29. Данилова В. Как стать собой. – Харьков, 1994.

  30. Джампольски Дж. Д. Любовь побеждает страх. М.,1991.

  31. Джемс У. Психология. – М., 1991.

  32. Добрович А.Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения. – М., 1987.

  33. Добрович А.Б. Общение: наука и искусство. – М., 1980.

  34. Игры: обучение, тренинг, досуг /Под ред. В.В. Петрусинского.– Кн. 1-5. – М., 1994.

  35. Кан-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении. – М., 1987.

  36. Каппони В., Новак Т. Сам себе психолог. – С.-Пб., 1997.

  37. Козлов Н. Лучшие психологические игры и упражнения. – Екатеринбург, 1997.

  38. Курс практической психологии, или как научиться работать и добиваться успеха /Автор-составитель Кашапов Р.Р. – Ижевск, 1996.

  39. Леви В. Искусство быть другим. – М., 1991.

  40. Леви В. Искусство быть собой. – М., 1991.

  41. Леви В. Травматология страха. – М., 2002.

  42. Леви В. Травматология любви. – М., 2002.

  43. Леонтьев А.А. Педагогическое общение. – М., 1979.

  44. Ликсон Ч. Конфликт: семь шагов к миру. – С.-Пб., 1997.

  45. Львова Ю.Л. Творческая лаборатория учителя. – М., 1980.

  46. Мадэлин Баркли-Ален. Забытое искусство слушать. – С.-Пб., 1997.

  47. Мелибруда Е. Я – Ты – Мы. Психологические возможности улучшения общения. – М., 1986.

  48. Миарс А. Подчинять или подчиняться. - С.-Пб., 1997.

  49. Миллер. Сонник. – М., 1998.

  50. Мудрик А.В. Учитель: мастерство и вдохновение. – М., 1986.

  51. Никитина Н.Н. Приемы нравственной активизации личности. - Ульяновск, 1997.

  52. Ниренберг Дж., Калеро Г. Читать человека – как книгу. – М., 1990.

  53. Орлов Ю. Восхождение к индивидуальности. – М., 1991.

  54. Основы педагогического мастерства /Под ред. Зазюна И.А. - М., 1989.

  55. Пезешкян Н. Торговец и попугай: Восточные истории и психотерапия. – М., 1992.

  56. Петров В. Самовнушение в древности и сегодня. – М., 1986.

  57. Пиз А. Язык телодвижений.

  58. Прутченков А.С. Видеть человека в другом… - М., 1992.

  59. Прутченков А.С. Свет мой, зеркальце, скажи… - М., 1996.

  60. Прутченков А.С. Социально-психологический тренинг межличностного общения. – М., 1991.

  61. Прутченков А.С. Тренинг личностного роста. – М., 1993.

  62. Рахматшаева В.А. Психология взаимоотношений. – М., 1996.

  63. Рейнуотер Дж. Это в ваших силах. – М., 1993.

  64. Рерих Н. О вечном. – М., 1994.

  65. Робер М.-А., Тильман Ф. Психология индивида и группы. – М., 1988.

  66. Розанов В. Сумерки просвещения. – М., 1990.

  67. Рубинштейн Л.С. Основы общей психологии. В 2-х т. Т. 2 – М., 1990.

  68. Рудестам Н. Групповая психотерапия. – М., 1990.

  69. Скотт Джини Г. Способы разрешения конфликтов. – Киев, 1991.

  70. Соловьев В. Сочинения. Т. 2. – М., 1990.

  71. Станиславский К.С. Работа актера над собой. – М., 1989.

  72. Сумерки богов. – М., 1990.

  73. Тартанг Тулку. Основы релаксации. – Киев, 1994.

  74. Толстой Л. Н. Педагогические сочинения. – М., 1989.

  75. Уайтсайд Р. О чем говорят лица. - С.-Пб., 1996.

  76. Умеете ли вы общаться? /Под ред. Горелова И.Н. и др. – М., 1991.

  77. Уотсон Д. Путь к здоровью и творческой активности. – М., 1990.

  78. Учение живой Этики. В 3-х томах. – С.-Пб., 1993.

  79. Философский словарь. – М., 1986.

  80. Франкл В. В поисках смысла. – М., 1990.

  81. Фрейд З. «Я» и «Оно». – Тбилиси, 1991.

  82. Фрейд З. Психология бессознательного. - М., 1989.

  83. Фресс П., Пиаже Ж. Экспериментальная психология. – М., 1975.

  84. Фромм Э. Психоанализ и этика. – М., 1993.

  85. Фромм.Э. Бегство от свободы. - М., 1990.

  86. Харрис Т. Я хороший, ты хороший. – М., 1993.

  87. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. – С.-Пб., 1997.

  88. Чижевский А. Земное эхо солнечных бурь. – М., 1976.

  89. Юнг К. Г. Конфликты детской души. – М., 1995.

  90. Юнг К.Г. Психологические типы. – М., 1992.

Учебно-тематический план
(112 часов)




Тема

Кол-во

часов

1.

I.

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

12.

13.


Вводное занятие. Знакомство с группой.

Формирование «Я» - концепции.

Культура жизненного самоопределения.

Философские истоки личностного самосовершенствования.

Мое жизненное кредо.

«Я»– концепция.

Методы изучения личности.

Самопознание.

Способы осознания и осмысления внутреннего мира личности.

Релаксация и концентрация.

Визуализация.

Самооценка.

Самораскрытие.

Принятие себя.

Зачет.

2


1

2

2

1

2

3

2

2

2

3

3

4

2

II

1.

2.

3.

4.

Эмоциональная культура.

Культура эмоций и чувств.

Мир наших эмоций и чувств.

Эмпатия.

К гневу – с уважением.


2

4

8

2

III


1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

12.

Общение.

Общение.

Психологическая защита.

Бессознательное.

Сны и сновидения.

Средства передачи информации в общении.

Невербальные средства в общении.

Тайны портрета человека.

Позиции в общении.

Механизмы взаимопонимания.

Взаимодействие с другими людьми.

Группа и ее законы.

Зачет



2

4

1

2

2

4

2

4

4

6

8

2

IV


1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.


Искусство слушать.

Забытое умение слушать.

Уровни «слушания».

Манера слушать.

Факторы «слушания»

Барьеры между говорящими и слушателями.

Преодоление барьеров в общении.

Совершенствование навыков «слушания».

Зачет.



4

2

2

4

2

2

4

2




Заключительное занятие.

2
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11

Похожие:

Название работы: Программа «Основы самопознания и культура общения» iconУчебно-методический комплекс дисциплины «Культура общения»
Курс «Культура общения» идет в параллели с «Психологией общения», что в целом оказывает положительное влияние на развитие студентов....
Название работы: Программа «Основы самопознания и культура общения» iconРабочая программа учебной дисциплины «культура общения»
Целью изучения дисциплины «Культура общения» является подготовка выпускников в области универсальной культуры общения и профессиональной...
Название работы: Программа «Основы самопознания и культура общения» iconПрограмма элективного курса по русскому языку для учащихся 8-11 классов Название курса «Пером и словом»
Дополнительная литература: Альманах «Журналистика и культура речи», Виноградов С. И. Язык газеты в аспекте культуры речи // Культура...
Название работы: Программа «Основы самопознания и культура общения» iconДеловой этикет в телефонном разговоре
По материалам книг: "Социальная психология и этика делового общения" (М.: Культура и спорт, 1995) и "Кузин Ф. Культура делового общения"...
Название работы: Программа «Основы самопознания и культура общения» iconЭкономики и финансов
Дисциплина «Культура делового общения» является курсом по выбору. Для успешного освоения учебного курса «Культура делового общения»...
Название работы: Программа «Основы самопознания и культура общения» iconКурсовая подготовка учителей № п/п Название Категория слушателей Кол-во часов «Теоретические основы и методика преподавания предмета «Физическая культура»
«Теоретические основы и методика преподавания предмета «Физическая культура» на начальной ступени образования»
Название работы: Программа «Основы самопознания и культура общения» iconРабочая программа по дисциплине «Русский язык для профессионального общения»
Культура общения рассматривается как совокупность знаний, умений и навыков, обеспечивающих целесообразное и незатрудненное речевое...
Название работы: Программа «Основы самопознания и культура общения» iconС углубленным изучением отдельных предметов «полифорум» речь и культура общения (практическая риторика) жёлтышева анжела владимировна
Архарова Д. И., Долинина Т. А., Чудинов А. П. Речь и культура общения / Практическая риторика: 5-9- классы. Книга для учителя. Часть...
Название работы: Программа «Основы самопознания и культура общения» iconПрограмма для учащихся I iv классов «искусство общения школьника»
«Культура общения» продиктовано самой жизнью. Школе необходим педагогически инструментированный процесс активного этического воспитания,...
Название работы: Программа «Основы самопознания и культура общения» iconРабочая программа дисциплины Федеральное государственное образовательное
Физическая культура в общекультурной и профессиональной подготовке студентов, ее социально-биологические основы. Физическая культура...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница