Программа дисциплины «Национальная идентичность» для направления 030200. 62 «Политология»




Скачать 205.66 Kb.
НазваниеПрограмма дисциплины «Национальная идентичность» для направления 030200. 62 «Политология»
Дата30.01.2013
Размер205.66 Kb.
ТипПрограмма дисциплины


Правительство Российской Федерации


Федеральное государственное автономное образовательное учреждение

высшего профессионального образования
"Национальный исследовательский университет
"Высшая школа экономики"



Санкт-Петербургский филиал НИУ ВШЭ


Факультет менеджмента

Отделение прикладной политологии


Программа дисциплины

«Национальная идентичность»


для направления 030200.62 «Политология» подготовки бакалавра


3 курс


Автор программы: Галеткина Наталья Геннадьевна, к.и.н., ngaletkina@eu.spb.ru


Одобрена на заседании кафедры « 30 » октября 2012 г.

Зав. кафедрой А.Ю. Сунгуров _____________________


Согласована УМО «__» ___________ 2012 г.

Начальник В.В. Шереметова ______________________


Утверждена УМК «__»____________ 2012 г.

Председатель Г.Л.тульчинский ______________________


Санкт-Петербург, 2012


Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы.

1. Область применения и нормативные ссылки

Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности.

Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 030200.62 «Политология» подготовки бакалавра.

    Программа разработана в соответствии с:

  • Требованиями государственного стандарта высшего профессионального образования к содержанию и уровню подготовки выпускников по специальности 030200.62 «Политология»;

  • Образовательной программой по специальности 030200.62 «Политология»;

  • Рабочим учебным планом Национального Исследовательского университета – Высшей школы экономики Санкт-Петербургского филиала по специальности 030200.62 «Политология».



2. Цели освоения дисциплины

Целями освоения дисциплины «Национальная идентичность» являются:

  • формирование у студентов научных представлений о феномене национальной идентичности, о его роли и значении в современных политических процессах;

  • знакомство с основными теоретическими и методологическими подходами к изучению национальной идентичности

  • способствовать расширению политологического и общегуманитарного кругозора студентов за счет использования концепций и навыков из области социальной/культурной антропологии и социологии.




3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

В результате освоения дисциплины студент должен:

  • знать основные понятия, категории, концепции, необходимые для понимания и анализа феномена национальной идентичности;

  • понимать комплексный и динамичный характер национальной идентичности, различать основания, на которых происходит ее формирование в современном российском контексте, и инструменты ее конструирования;

  • уметь сравнивать различные концепции национальной идентичности;

  • обладать навыками анализа современных политических процессов через использование концепции социальной идентичности;

  • иметь навыки работы с научной и учебной литературой по тематике курса

    В результате изучения дисциплины «Национальная идентичность» студент осваивает следующие компетенции:

  • культура критического мышления и навыки аргументированного построения устной и письменной речи (ОК-1, ОК-2)

  • навыки коллективной работы и кооперации (ОК-3)

  • готовность понимать ценность исторического наследия (ОК-4)

  • воспитание толерантности к иной культуре (ОК-9)

  • навыки анализа научной литературы, а также устной и письменной презентации результатов такого анализа, в том числе на иностранном языке (ОК-22)

  • навыки научного анализа политических процессов, знание основных методик социологического и политологического анализа (ПК-1, ПК-14)

  • владение методологией анализа современных политологических доктрин и подходов (ПК-4)



4. Место дисциплины в структуре образовательной программы

Настоящая дисциплина относится к профильной части профессионального цикла подготовки бакалавра по направлению 030200.62 «Политология».

Изучение данной дисциплины опирается на предшествующее изучение следующих дисциплин:

  • Введение в специальность

  • Английский язык

  • Политическая история России и зарубежных стран

  • Социология

  • История политических учений

  • Основы политической культуры


Основные положения дисциплины должны быть использованы в дальнейшем при изучении следующих дисциплин:

  • Политическая теория

  • Этнополитология и политическая конфликтология

  • Политическая антропология и персонология

  • Современная российская политика

  • Теория политического участия

  • Социальная идентичность и ее формы в современной России



5. Тематический план учебной дисциплины



Название раздела

Всего часов

Аудиторные часы

Сам. Работа

Лекции

Семи-нары

1

Введение в курс


12

2

2

8

2

Нации и национализм – основные подходы


12

2

2

8

3

Соотношение гражданской, этнической, религиозной и территориальной составляющей в национальной идентичности


12

2

2

8

4

Инструменты конструирования национальной идентичности


18

4

2

12

5

Становление национальной идентичности в постсоветской России


18

4

2

12

6

Проблемы национальной идентичности на постсоветском пространстве


26

6

4

16

7.

Коллоквиум: презентация и обсуждение исследовательских проектов

10

0

2

8





Итого:


108


20


16


72



6. Формы контроля знаний студентов


Тип контроля

Форма контроля

Модуль

Параметры

1

2

3

4

Текущий

(неделя)

Посещаемость




*

*




Еженедельно

Аудиторная работа




*

*




Еженедельно: участие в групповых дискуссиях, выступления с отдельными сообщениями, обсуждение выступлений других студентов

Коллоквиум







*




Представление и защита проекта

Итоговый

Зачет







*




Собеседование по предложенным вопросам



    1. Критерии оценки знаний, навыков


Оценки по всем формам текущего контроля выставляются по 10-ти балльной шкале. При необходимости осуществляется дистанционная поддержка контроля (выдача заданий, проверка работ и др.) с помощью электронных ресурсов кафедры и филиала.

При оценивании аудиторной работы учитывается активность участия в групповых обсуждениях, качество подготовленных сообщений.

При выставлении оценки за коллоквиум учитывается содержание представленного проекта и форма его презентации.


7. Содержание дисциплины

Раздел 1. Введение в курс

Понятия: «идентичность», «социальная идентичность», «национальная идентичность». Различные подходы и методы исследования. Характеристика курса, организация работы, требования к слушателям.

Аудиторная работа - 4 часа, в т.ч. 2 часа – семинар

Самостоятельная работа – 8 часов


Литература по разделу:

  • Kidd W. Culture and Identity. New York, 2002. Pp. 198-209

  • Smith A. D. National identity (Ethnonationalism in Comparative Perspective). University of Nevada Press. Pp.4-30

  • Малинова О. Ю. Исследование политики и дискурс об идентичности // Политическая наука. 2005. №3. С.8-20

  • Семененко И.С. Образы и имиджи в дискурсе национальной идентичности // Политические исследования, 2008. № 5. С. 7-19



Раздел 2. Нации и национализм – основные подходы

Примордиалистская и конструктивисткая парадигмы. Гражданская нация и этнонация. Нации как «воображаемые сообщества». Национализм как идеология и как политическое движение. Исторические разновидности национализма.


Аудиторная работа - 4 часа, в т.ч. 2 часа – семинар

Самостоятельная работа – 8 часов


Литература по разделу:

  • Anderson B. Imagined Communities. Reflections on the Origin and Spread of Nationalism. London: Verso. 2006

  • Nationalism / ed. by J. Hutchinson and A.D. Smith. Oxford: Oxford University Press, 1994.

  • Smith A. D. National identity (Ethnonationalism in Comparative Perspective). University of Nevada Press.

  • Здравомыслов А. Г. Релятивистская теория нации и динамика идентичности // Российская идентичность в условиях трансформации: опыт социологического анализа / отв. ред. М. К. Горшков, Н. Е. Тихонова. М.: Наука, 2005. – С. 341-356.

  • Хобсбаум Э. Нации и национализм после 1780 года. СПб., 1998.



Раздел 3. Соотношение гражданской, этнической, религиозной и территориальной составляющей в национальной идентичности

Соотношение и взаимовлияние этнической и национальной форм идентичности. Религиозность и ее роль в формировании национальной идентичности. Соотношение локальной, региональной и национальной идентичности.


Аудиторная работа - 4 часа, в т.ч. 2 часа – семинар

Самостоятельная работа – 8 часов


Литература по разделу:

  • Guibernau M. The Identity of Nations. Polity Press. 2009

  • Kidd W. Culture and Identity. New York, 2002

  • Smith A. D. Ethno-symbolism and Nationalism. A Cultural Approach. London, New York: Routledge. 2009

  • Graney K. “Russian Islam” and the Politics of Religious Multiculturalism in Russia // Rebounding Identities. The Politics of Identity in Russia and Ukraine. Edited by D. Arel and B. A. Ruble. Woodrow Wilson Center Press, Washington, D.C. 2006. Pp. 89-115

  • Туровский Р. Региональная идентичность в современной России // Российское общество: становление демократических ценностей? / под ред. М. Макдолфа и А. Рябова. М.: Гендальф, 1999. С.87-136

  • Филатов С. Традиционные религии, "русская цивилизация" и суверенная демократия // Религия и конфликт / Московский Центр Карнеги ; ред.: А. Малашенко, С. Филатов. - М. : Росспэн, 2007.



Раздел 4. Инструменты конструирования национальной идентичности

Понятия социальной (коллективной, исторической) памяти. Концепция «изобретения традиций» Э. Хобсбаума. «Активисты» и «рядовые» участники процессов конструирования национальной идентичности. Роль СМИ в формировании национальной идентичности. Государственное образование как инструмент конструирования национальной идентичности

Аудиторная работа - 6 часов, в т.ч. 2 часа – семинар

Самостоятельная работа – 12 часов


Литература по разделу:

  • Brubaker R. 1848 in 1998: The Politics of Commemoration in Hungary, Romania, and Slovalia // Brubaker R. Ethnicity without Groups. Harvard, 2006. Pp. 133-146

  • Hobsbawm E. and Ranger T. (eds.), The Invention of Tradition. Cambridge: Cambridge University Press, 1983.

  • Todorova M. (editor) Balkan Identities. Nation and Memory. Hurst & Company, London. 2004

  • Хобсбаум Э. Изобретение традиций // Вестник Евразии, 2000, № 1 (8), Pp. 47 – 62.

  • Хальбвакс М. Коллективная и историческая память // Неприкосновенный запас, 2005, №2-3 (http://magazines.russ.ru/nz/2005/2)

  • Память о войне 60 лет спустя: Россия, Германия, Европа. М.: Новое литературное обозрение, 2005.

  • Свешников А. В. Борьба вокруг школьных учебников истории в постсоветской России: основные тенденции и результаты // Неприкосновенный запас: Дебаты о политике и культуре. 2004. №4 (36). С. 70-77



Раздел 5. Становление национальной идентичности в постсоветской России

«Позитивная» и «негативная» направленность российской идентичности. Основные образы, ценности, герои и сюжеты. Отношение к прошлому, позиционирование в настоящем, устремленность в будущее. Политика памяти в современной России с точки зрения формирования социальной идентичности. Нацио­нально-этнические стереотипы и установки в современном российском обществе.


Аудиторная работа - 6 часов, в т.ч. 2 часа – семинар

Самостоятельная работа – 12 часов


Литература по разделу:

  • Arel D. Introduction: Theorizing the Politics of Cultural Identities in Russia and Ukraine // Rebounding Identities. The Politics of Identity in Russia and Ukraine. Edited by D. Arel and B. A. Ruble. Woodrow Wilson Center Press, Washington, D.C. 2006. Pp. 1-30

  • Graham Smith et al. Nation-building in the Post-Soviet Borderlands: The Politics of National Identities. Cambridge: University of Cambridge Press, 1998.

  • Берелович В. Современные учебники истории. Многоликая истина или очередная национальная идея? // Неприкосновенный запас, 2002, №24 (4).

  • Гудков Л. Негативная идентичность: статьи 1997-2002 гг. М., 2004.

  • Тешендорф П. Зачем нужно заниматься вопросом идентичности? // В поисках России: серия публикаций к дискуссии об идентичности / Под общей ред. П. Тешендорфа, Е. Белокуровой, М. Унрау. СПб: Интерсоцис, 2008. Т.1. – С. 5-11

  • Евгеньева Т.В., Титов В.В. Формирование национально-государственной идентичности российской молодежи // ПОЛИС, 2010, №4.



Раздел 6. Проблемы национальной идентичности на постсоветском пространстве

Образование новых независимых государств и проблема национальной идентичности. Общенациональное единство и национальные меньшинства. Проблема русских/русскоязычных в национализирующихся государствах постсоветского пространства. Специфика формирования национальной идентичности в Украине. Специфика формирования национальной идентичности в странах Балтии.


Аудиторная работа - 10 часов, в т.ч. 4 часа – семинар

Самостоятельная работа – 16 часов


Литература по разделу:

  • Graham Smith et al. Nation-building in the Post-Soviet Borderlands: The Politics of National Identities. Cambridge: University of Cambridge Press, 1998.

  • Rebounding Identities. The Politics of Identity in Russia and Ukraine. Edited by D. Arel and B. A. Ruble. Woodrow Wilson Center Press, Washington, D.C. 2006

  • Политическая идентичность и политика идентичности: в 2 т. - М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2011.

  • Попова О.В. Политическая идентификация в условиях трансформации общества. - СПб: Изд-во СПбГУ, 2002.



Раздел 7. Коллоквиум: презентация и обсуждение исследовательских проектов


Аудиторная работа - 2 часа

Самостоятельная работа – 8 часов


8. Образовательные технологии

В рамках изучения данной дисциплины используются различные образовательные технологии:

  • интерактивные лекции, предполагающие помимо монолога преподавателя вовлечение в диалог слушателей, коллективное рассмотрение исследовательских ситуаций

  • практические занятия, нацеленные на разбор научных публикаций по тем или иным аспектам социальной идентичности, на анализ исследовательской методики авторов предлагаемых к обсуждению работ

  • семинары, нацеленные на развитие навыков критического анализа источников (газетных публикаций, выступлений политиков) с использованием методов контент-анализа и дискурс-анализа.

  • работа в малых группах – рассмотрение кейсов, выработка и презентация коллективного решения при выполнении специальных заданий и подготовки исследовательского проекта

  • самостоятельная работа студентов – проработка научных текстов, поиск необходимых материалов для исследовательского проекта

  • работа с наглядными пособиями (презентации, схемы, таблицы, фотографии, рисунки и т.п.).

  • выработка навыков ведения научной дискуссии и публичных выступлений на английском языке

  • коллоквиум в форме мини-конференции с презентацией и обсуждением исследовательских проектов слушателей.


9. Оценочные средства для текущего контроля и аттестации студента

9.1. Тематика заданий текущего контроля

На каждом семинаре происходит коллективное обсуждение научного и/или публицистического текста, который заранее высылается на электронный ящик группы, а также размещается в специальном ридере. Вместе с текстом высылаются и основные вопросы для обсуждения.

Кроме того, во время заключительного коллоквиума каждая мини-группа должна представить свой исследовательский проект.

Примерные темы исследовательского проекта

  1. Национализм в современной России

  2. Представление о национальной идентичности в программе политической партии

  3. Поиски национальной идеи через обращение к православию

  4. Государственная символика России: истоки, образы, идеи

  5. Представления о прошлом как часть национальной идентичности

  6. Специфика формирования национальной идентичности в Украине

  7. Анализ процессов формирования национальной идентичности в странах Балтии

  8. Рецензия на книгу Rebounding Identities. The Politics of Identity in Russia and Ukraine. Edited by D. Arel and B. A. Ruble. Woodrow Wilson Center Press, Washington, D.C. 2006

  9. Рецензия на книгу Hobsbawm E. and Ranger T. (eds.), The Invention of Tradition. Cambridge: Cambridge University Press, 1983.

  10. Рецензия на книгу Brubaker R. Ethnicity without Groups. Cambridge: Harvard University Press. 2006

  11. Рецензия на книгу Graham Smith et al. Nation-building in the Post-Soviet Borderlands: The Politics of National Identities. Cambridge: University of Cambridge Press, 1998.

  12. Рецензия на книгу Anderson B. Imagined Communities. Reflections on the Origin and Spread of Nationalism. London: Verso. 2006

  13. Рецензия на книгу Guibernau M. The Identity of Nations. Polity Press. 2009


9.2. Вопросы для оценки качества освоения дисциплины

Примерные вопросы к зачету:

  1. Понятия: «идентичность», «социальная идентичность», «национальная идентичность».

  2. Основные подходы и методы изучения национальной идентичности

  3. Гражданская нация и этнонация.

  4. Национализм как идеология и как политическое движение.

  5. Соотношение и взаимовлияние этнической и национальной форм идентичности.

  6. Религиозность и ее роль в формировании национальной идентичности.

  7. Соотношение локальной, региональной и национальной идентичности.

  8. Факторы формирования национальной идентичности

  9. Понятия социальной (коллективной, исторической) памяти. Концепция «изобретения традиций» Э. Хобсбаума.

  10. Роль СМИ в формировании национальной идентичности.

  11. Государственное образование как инструмент конструирования национальной идентичности

  12. Нацио­нально-этнические стереотипы и установки в современном российском обществе.

  13. Понятие и проблема национального характера.

  14. «Позитивная» и «негативная» направленность российской идентичности.

  15. Российская идентичность: основные образы, ценности, герои и сюжеты.

  16. Политика памяти в современной России с точки зрения формирования социальной идентичности

  17. Проблема русских/русскоязычных в национализирующихся государствах постсоветского пространства.

  18. Специфика формирования национальной идентичности в Украине.

  19. Специфика формирования национальной идентичности в странах Балтии.



10. Порядок формирования оценок по дисциплине

Результирующая оценка по дисциплине, выставляемая в зачетную ведомость и диплом, формируется по формуле:

Орезульт = k1·Онакопл + k2·Оитог,

где k1= 0,7 k2= 0,3

При этом используется арифметический способ округления результирующей оценки.

Оитог - итоговая оценка, которую студент получает во время зачета. Зачет проводится в виде собеседования по вопросам с предъявлением конспекта подготовленного ответа.

Онакопл – накопленная оценка, которая рассчитывается как взвешенная сумма всех форм текущего контроля, (он складывается из оценки за посещаемость занятий Опосещ, оценки за аудиторную работу Оаудит, оценки за коллоквиум Околлокв).

Выставляя оценку за работу на семинарах по 10-ти балльной шкале, преподаватель опирается на оценки в рабочей ведомости, которые он выставляет на протяжении всего курса за активное участие студента в семинарских дискуссиях и выступления с отдельными сообщениями.

Работа во время коллоквиума также оценивается по 10-ти бальной шкале.

Каждая из перечисленных оценок имеет свой «вес» в накопленной оценке, который выражается определенным коэффициентом. Таким образом, накопленная оценка формируется по формуле:

Онакопл = n1· Опосещ + n2·Осеминар + n3· Околлокв

где n1= 0,2 n2 = 0,4 n3 = 0,4

Соответствие 10-бальной системы оценки пятибалльной:

• 8 - 10 баллов – отлично;

• 6 - 7 баллов – хорошо;

• 4 - 5 баллов – удовлетворительно

• 1 - 3 балла – неудовлетворительно (не аттестация предмета).


11. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

11.1. Основная литература

  • Anderson B. Imagined Communities. Reflections on the Origin and Spread of Nationalism. London: Verso. 2006

  • Brubaker R. Ethnicity without Groups. Cambridge: Harvard University Press. 2006

  • Graham Smith et al. Nation-building in the Post-Soviet Borderlands: The Politics of National Identities. Cambridge: University of Cambridge Press, 1998.

  • Guibernau M. The Identity of Nations. Polity Press. 2009

  • Hobsbawm E. and Ranger T. (eds.), The Invention of Tradition. Cambridge: Cambridge University Press, 1983.

  • Kidd W. Culture and Identity. New York, 2002

  • Nationalism / ed. by J. Hutchinson and A.D. Smith. Oxford: Oxford University Press, 1994.

  • Rebounding Identities. The Politics of Identity in Russia and Ukraine. Edited by D. Arel and B. A. Ruble. Woodrow Wilson Center Press, Washington, D.C. 2006

  • Smith A. D. Ethno-symbolism and Nationalism. A Cultural Approach. London, New York: Routledge. 2009

  • Smith A. D. National identity (Ethnonationalism in Comparative Perspective). University of Nevada Press.

  • Todorova M. (editor) Balkan Identities. Nation and Memory. Hurst & Company, London. 2004


11.2. Дополнительная литература

  • Jenkins R. Social identity. L.: Routledge, 1996.

  • Stereotypes and prejudice: essential readings / Stangor, Ch. - Philadelphia, PA: Psychology Press, 2000.

  • Андерсон Б. Воображаемые сообщества. Размышления об истоках и распространении национализма. М.: Канон-Пресс-Ц, Кучково Поле, 2001

  • Берелович В. Современные учебники истории. Многоликая истина или очередная национальная идея? // Неприкосновенный запас, 2002, №24 (4).

  • Галеткина Н.Г. Социальная идентичность и ее формы в современной России //Мигранты и принимающее сообщество: ценности толерантности через университет: Сборник программ учебных курсов / Гл.ред. В.И.Дятлов. – Иркутск: изд-во «Оттиск», 2009. – С.98-114

  • Геллнер Э. Нации и национализм. М., 1991.

  • Гудков Л. Негативная идентичность: статьи 1997-2002 гг. М., 2004.

  • Ассман Я. Культурная память: Письмо, память о прошлом и политическая идентичность в высоких культурах древности. М., 2004

  • Евгеньева Т.В., Титов В.В. Формирование национально-государственной идентичности российской молодежи // ПОЛИС, 2010, №4.

  • Евгеньева Т.В., Селезнева А.В. Образ «врага» как фактор формирования национальной идентичности современной российской молодежи // Полития. Вестник Фонда «Российский общественно-политический центр». М.: РОПЦ, №3, 2007.

  • Малинова О.Ю. Исследование политики и дискурс об идентичности // Политическая наука: Идентичность как фактор политики и предмет политической науки. 2005. №3. С. 8-20.

  • Малинова О.Ю. Конструирование макрополитической идентичности в постсоветской России // ПОЛИТЭКС, 2010, №1

  • Мигунов Н.И., Сухов В.Е. Кризис коллективных идентификаций в контексте постсоветской политической культуры // Советская культура в контексте истории ХХ века. - СПб, 2000.

  • Миронцева С.А. Социально-психологические аспекты кризиса идентичности в постсоветском обществе // Идентичность как предмет политического анализа. Сб. статей по итогам Всероссийской науч.-теорет. конференции (ИМЭМО РАН 21-22 окт. 2010 г.) / Под ред. И.С.Семененко, Л.А.Фадеева и др. М.: ИМЭМО РАН, 2011.- с.173-176

  • Память о войне 60 лет спустя: Россия, Германия, Европа. М.: Новое литературное обозрение, 2005.

  • Политическая идентичность и политика идентичности: в 2 т. - М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2011.

  • Попова О.В. Политическая идентификация в условиях трансформации общества. - СПб: Изд-во СПбГУ, 2002.

  • Попова О.В. Особенности политической идентичности в России и странах Европы // ПОЛИС. 2009. 1. С. 143-157.

  • Семененко И.С. Образы и имиджи в дискурсе национальной идентичности // Политические исследования, 2008. № 5. С. 7-19

  • Смит Э. Национализм и модернизм: Критический обзор теорий современных наций и национализма. М.: Праксис, 2004.

  • Хобсбаум Э. Изобретение традиций // Вестник Евразии, 2000, № 1 (8), С. 47 – 62.

  • Хобсбаум Э. Нации и национализм после 1780 года. СПб., 1998.

  • Свешников А. В. Борьба вокруг школьных учебников истории в постсоветской России: основные тенденции и результаты // Неприкосновенный запас: Дебаты о политике и культуре. 2004. №4 (36). С. 70-77

  • Тишков В. А. Очерки теории и политики этничности в России. М., 1997

  • Туровский Р. Региональная идентичность в современной России // Российское общество: становление демократических ценностей? / под ред. М. Макдолфа и А. Рябова. М.: Гендальф, 1999. С.87-136

  • Филатов С. Традиционные религии, "русская цивилизация" и суверенная демократия // Религия и конфликт / Московский Центр Карнеги ; ред.: А. Малашенко, С. Филатов. - М. : Росспэн, 2007.

  • Хальбвакс М. Коллективная и историческая память // Неприкосновенный запас, 2005, №2-3

  • Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. - М.: Флинта: МПСИ: Прогресс, 2006.



11. Дистанционная поддержка дисциплины

Дистанционная поддержка курса осуществляется через электронную почту. К каждому семинару присылаются темы, вопросы, план семинарского занятия. Если требуется – электронные версии части лекции или литературного источника.

Кроме того, используются электронные ресурсы ГУ-ВШЭ (hse.ru), СПб филиала (hse.spb.ru), эл. ресурс кафедры (politpriklad.net.ru)


12. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Для семинарских и лекционных занятий используется ноутбук, мультимедийный проектор, экран. Материально-техническое обеспечение дисциплины включает в себя также наличие доступного для самостоятельной работы студента выхода в Интернет в компьютерном классе, учебном кабинете кафедры, а также (по возможности) по месту проживания.


Автор программы: __________________ /Галеткина Н.Г./


Похожие:

Программа дисциплины «Национальная идентичность» для направления 030200. 62 «Политология» iconПрограмма дисциплины национальная, региональная и глобальная безопасность для направления 030200. 62 «Политология» подготовки магистра Автор: доктор исторических наук, профессор
Национальная, региональная и глобальная безопасность для направления 030200. 62 «Политология» подготовки магистра
Программа дисциплины «Национальная идентичность» для направления 030200. 62 «Политология» iconПрограмма дисциплины национальная, региональная и глобальная безопасность для направления 030200. 62 «Политология» подготовки магистра Автор: доктор исторических наук, профессор
Национальная, региональная и глобальная безопасность для направления 030200. 62 «Политология» подготовки магистра
Программа дисциплины «Национальная идентичность» для направления 030200. 62 «Политология» iconПрограмма дисциплины Введение в коммуникативистику  для направления подготовки 030200. 62 «Политология»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки магистра...
Программа дисциплины «Национальная идентичность» для направления 030200. 62 «Политология» iconПрограмма дисциплины «Культура и политика» для направления 030200. 62 «Политология»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 030200. 62 «Политология»...
Программа дисциплины «Национальная идентичность» для направления 030200. 62 «Политология» iconПрограмма дисциплины «Аудит политической системы Российской Федерации» для направления 030200. 62 «Политология»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 030200. 62 «Политология»...
Программа дисциплины «Национальная идентичность» для направления 030200. 62 «Политология» iconПрограмма дисциплины «Аудит политической системы Российской Федерации» для направления 030200. 62 «Политология»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 030200. 62 «Политология»...
Программа дисциплины «Национальная идентичность» для направления 030200. 62 «Политология» iconПрограмма дисциплины «Аудит политической системы Российской Федерации» для направления 030200. 62 «Политология»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 030200. 62 «Политология»...
Программа дисциплины «Национальная идентичность» для направления 030200. 62 «Политология» iconПрограмма дисциплины «Экономика» для направления 030200. 62 «Политология»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 030200....
Программа дисциплины «Национальная идентичность» для направления 030200. 62 «Политология» iconПрограмма дисциплины Политическая социология для направления 030200. 62 «Политология» подготовки бакалавра
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 030200....
Программа дисциплины «Национальная идентичность» для направления 030200. 62 «Политология» iconПрограмма дисциплины «Политический менеджмент»  для направления 030200. 62 «Политология»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 030200. 62 «Политология»...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница