Комплекс ораторское искусство специальность 021100 (030501. 65) Юриспруденция москва 2006




Скачать 395.48 Kb.
НазваниеКомплекс ораторское искусство специальность 021100 (030501. 65) Юриспруденция москва 2006
страница1/4
Дата29.01.2013
Размер395.48 Kb.
ТипДокументы
  1   2   3   4


МОСКОВСКИЙ НОВЫЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ





УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ

КОМПЛЕКС


ОРАТОРСКОЕ ИСКУССТВО


СПЕЦИАЛЬНОСТЬ

021100 (030501.65) ЮРИСПРУДЕНЦИЯ


Москва 2006


Материалы учебно-методического комплекса утверждены на заседании кафедры 10 ноября 2005 год.


СОДЕРЖАНИЕ:


1. Пояснительная записка………………………………………………………………………3

2 . Тематический план (по формам обучения) ……………………………………………...6

3 . Содержание учебной дисциплины………………………………………………………….7

4 . Планы семинарских и практических занятий ……….……………………………………13

5 . Примерная тематика устных выступлений студентов на семинарском и практических занятиях………………………………………………………………………………………....16

6 . Литература (основная и дополнительная) ……………………………………..………….18


7. Набор видео и аудио материалов …………………………………………………………..20

8.Перечень вопросов для подготовки к зачету……………………………..………………...20


1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Учебная дисциплина «Ораторское искусство» предназначена как дисциплина по выбору для формирования у студентов теоретических знаний основных положений классической и современной риторики, развития у них навыков и умений общения, убеждения, подготовки и произнесения публичной речи с учетом специфики деятельности юриста.

В результате изучения учебной дисциплины студент должен

Знать:

- основополагающие положения ораторского искусства;

- требования, предъявляемые к устному выступлению, методике подготовки и произнесения публичной речи, облику оратора;

- психологические закономерности общения, взаимодействия оратора и аудитории;

Уметь:

- осуществлять подготовку материала устного выступления с учетом требований риторики;

- методически правильно с использованием различных средств выразительности и наглядности выступать с устной речью перед различными аудиториями;

- осуществлять самоконтроль устного выступления и корректировать его;

- грамотно строить речь, соблюдая правила словоупотребления, орфоэпии;

Быть ознакомленным и иметь представления:

- об истории развития ораторского искусства и его основных школ;

- о природе красноречия и путях его достижения;

- об особенностях судебной речи и ее структуре;

- об основных направлениях самосовершенствования в сфере красноречия.

«Ораторское искусство» как учебная дисциплина по выбору занимает важное место в подготовке студентов юридических вузов. Умение говорить публично издавна считается атрибутивным качеством юриста. Юриспруденция относится к числу лингвоинтенсивных

специальностей. Юридическая деятельность принадлежит к сфере повышенной речевой ответственности, так как специфика профессиональной деятельности юриста состоит в том, что он часто выступает как оратор. Владение ораторским мастерством для него - профессиональная необходимость. И, прежде всего потому, что профессия юриста требует не только глубокого знания своей специальности, но и широкого общего образования. По глубокому убеждению А.Ф. Кони, юрист должен быть человеком, у которого общее образование идет впереди специального.

Независимо от его коммуникативной роли – составляет ли он законопроект, ведет дознание, оформляет гражданские сделки, выносит приговоры, защищает права подсудимых, следит за законностью судебных решений, занимается научной работой, юрист – правовед, разъясняющий гражданам нормы права. Формулируя и оберегая их, он не может не охранять нормы родного языка. Этого требует высокий статус права.

Кроме того, большинству юристов приходится читать лекции на правовые темы или выступать в суде в качестве обвинителя или защитника, представителя гражданского истца или ответчика. А для этого важно владеть навыками публичной речи. А.Ф. Кони, Ф.Н. Плевако, П.А. Александров, П.С. Пороховщиков, К.К. Арсеньев, Н.П. Карабчевский, В.Д. Спасович, А.И. Урусов оставили нам прекрасные образы ораторского мастерства. Высокий рейтинг многих современных судебных ораторов (Г.Резник, Г.Падва, А. Кучерена и др.) определяется тем впечатлением общей культуры и интеллигентности, которое создают их выступления, безукоризненное владение литературным языком, умение точно, ясно, правильно и логично выразить мысль.

Как показывает практика, овладение ораторским искусством позволяет юристу:

а) уверенно чувствовать себя в ситуациях, когда требуется «встать» и «сказать»;

б) научиться «мыслить схемами» (Рене Декарт), выступать логично;

в) правильно работать над голосом, готовить речь, произносить её;

г) умело взаимодействовать с аудиторией, понимать ее потребности, доставлять ей

удовольствие;

д) завоевать слушателей и самому стать заинтересованным собеседником;

е) научиться высказать публично и доказать свое мнение.

В основу разработки содержания и структуры учебной дисциплины были положены идеи преемственности современного ораторского искусства с традициями классической риторики, его взаимосвязи с другими предметами института («Русский язык и культура речи», « Логика» и т.д.), учета специфики подготовки студентов как будущих юристов.

Изучение дисциплины осуществляется в соответствии с государственными требованиями, учебным планом и предполагает глубокое усвоение студентами всех разделов тематического плана.

Основными видами учебных занятий являются лекции, семинар и практические занятия.

На изучение учебной дисциплины для всех форм обучения отводится 72 часа. Из них для очной, вечерней и заочной форм обучения предусмотрено соответственно 36,16 и 8 часов аудиторных занятий, остальное время спланировано на самостоятельную работу.

Согласно учебного плана итоговый контроль по дисциплине осуществляется в ходе зачета.

Лекции нацелены на систематизацию основных научных знаний по дисциплине. Для студентов вечерней и заочной форм обучения они должны носить в значительной мере организационно-методический, установочный характер.

В целом преподавание дисциплины должно иметь четко выраженную практическую направленность. Значительная часть времени выделяется на формирование коммуникативно-речевых навыков студентов.

В этих целях на практических занятиях и семинаре заслушиваются и обсуждаются планы - конспекты публичных выступлений, решаются риторические задачи, выполняются упражнения по развитию у обучаемых ораторского голоса, навыков правильной жестикуляции и мимики, поиска оптимальной позы при произнесении ораторской речи, выбора приемлемого стиля публичного выступления.

В процессе самостоятельной работы студенты должны изучить основную и дополнительную литературу по дисциплине, решить предлагаемые по каждой теме риторические задачи, проработать тесты для самостоятельного контроля знаний. Особое внимание обучаемым следует уделить постоянной работе по развитию у себя навыков и умений устной речи. С этой целью каждым студентом должны широко использоваться выступления на семинарских и практических занятиях в институте по всем учебным дисциплинам, практические выступления перед различными аудиториями.

К семинарскому занятию (для студентов очного обучения по указанию преподавателя и к практическому занятию) каждый студент выполняет домашнее задание: разрабатывает развернутый план устного выступления по избранной им теме и готовится к его защите в студенческой аудитории. В отличие от других, студенты дневной формы обучения в обязательном порядке должны выступить с публичной речью на одном из практических занятий или семинаре (по согласованию с преподавателем) с последующим обстоятельным риторическим анализом итогов выступления в учебной группе. При этом преподаватель должен по «свежим следам» дать студенту конкретные рекомендации по совершенствованию своего ораторского мастерства, последующей самостоятельной работе над изучением дисциплины. В инициативном порядке студенты, могут подготовить реферат и выступить с ним на практическом занятии или семинаре.

В процессе преподавания и изучения дисциплины целесообразно использовать текущий, предварительный и итоговый контроль за успеваемостью студентов.

Текущий контроль присутствия студентов на лекциях и уровня усвоения их содержания может осуществляться посредством сбора и анализа сформулированных ими в письменном виде проблемных вопросов. В начале лекции ставиться задание: сформулировать не менее одного содержательного вопроса проблемного характера по поводу освещенного в ней материала, поставленных на занятии научных проблем, изложенных концепций.

Необходимость выполнить задание такого рода ставит студента в ситуацию внутреннего диалога с преподавателем, концентрирует внимание на содержательных моментах лекции и активизирует процесс усвоения учебного материала.

Уместность поставленных вопросов, научная корректность их формулировок, глубина проникновения в проблемное поле дискуссии дают достаточное основание для суждений о степени овладения содержанием учебной дисциплины и успешности продвижения студентов к намеченному результату.

В целях усиления текущего контроля за успеваемостью обучаемых целесообразно проведение контрольных летучек по пройденному материалу на практических и семинарских занятиях. Одной из дополнительных форм текущего контроля могут быть индивидуальные собеседования консультативного характера, проводимые со студентами, испытывающими затруднения в усвоении дисциплины или по инициативе преподавателя не вполне удовлетворенного участием студентов в учебном процессе.

Предварительный контроль качества усвоения дисциплины студентами осуществляется на последнем практическом занятии пред зачетом. По его итогам преподавателю необходимо дать предварительную оценку знаниям, навыкам и умениям слушателей по дисциплине.

Итоговый контроль по дисциплине осуществляется в устной форме по вопросам зачета, представленным в настоящем учебно-методическом комплексе. Зачет может проводиться в форме их обсуждения студентами по указанию преподавателя или по заранее подготовленным билетам. В исключительных случаях (при наличии большого количества студентов в аудитории) по согласованию с учебным отделом института зачет разрешается проводить в письменной форме по билетам.


2. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН.




п/п

Наименование разделов и тем

Общее количество часов

Очная форма обучения

Вечерняя форма обучения

Заочная форма обучения

Аудиторные часы

самостоятельная работа

Аудиторные часы

самостоятельная работа

Аудиторные часы

самостоятельная работа

всего

лекции

семинарские, практические занятия

всего

лекции

семинарские, практические занятия

всего

лекции

семинарские, практические занятия

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

Раздел I. Введение в ораторское искусство

1.1

Предмет ораторского искусства и его значение для профессиональной деятельности юриста.

4

2

2

-

2

2

2

-

3

4

4

-

1

1.2

История ораторского искусства. Величайшие ораторы прошлого и современности.

4

2

2

-

2

-

-

-

5

-

-

-

5

Раздел II. Основные положения ораторского искусства.

2.3

Виды и структура ораторской речи.

4

2

2

-

2

2

2

-

2

-

-

-

4

2.4

Особенности судебной речи.

4

2

2

-

2

-

-

-

5

-

-

-

5

2.5

Общие требования к ораторской речи.

4

2

2

-

2

-

-

-

4

-

-

-

4

2.6

Основные этапы работы оратора над речью.

4

2

2

-

2

-

-

-

4

-

-

-

4

2.7

Практическое занятие: Методика подготовки публичного выступления.

8

4

-

4

4

2

-

2

6

-

-

-

8

2.8

Логические основы ораторской речи.

4

2

2

-

2

-

-

-

4

-

-

-

4

2.9

Культура речи оратора.

4

2

2

-

2

2

2

-

5

-

-

-

7

2.10

Техника речи оратора.

7

4

2

2

3

2

2

-

7

-

-

-

9

2.11

Основы полемического мастерства.

4

2

2

-

2

-

-

-

4

-

-

-

4

2.12

Взаимодействие оратора с аудиторией

5

2

2

-

3

-

-

-

5

-

-

-

5

2.13

Практическое занятие: Методика произнесения публичной речи.

8

4

-

4

4

2

-

2

6

-

-

-

8

2.14

Семинар-практикум:Ораторское искусство в профессиональной деятельности юриста.

8

4

-

4

4

4

-

4

4

4

-

4

4

Зачет (для всех форм обучения недифференциальный зачет)




Всего

72

36

22

14

36

16

8

8

64

8

4

4

72


3. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ.

Раздел I. Введение в ораторское искусство.


  1   2   3   4

Похожие:

Комплекс ораторское искусство специальность 021100 (030501. 65) Юриспруденция москва 2006 iconУчебно-методический комплекс ораторское искусство высшее профессиональное образование специальность 030501. 65 Юриспруденция москвА, 2011
Учебно-методический комплекс подготовлен Дедяевым Ю. М., заведующим кафедрой Общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин,...
Комплекс ораторское искусство специальность 021100 (030501. 65) Юриспруденция москва 2006 iconУчебно-методический комплекс по специальности 030501 (021100) ю риспруденция
Отечественная история. Учебно-методический комплекс по специальности 030501 (021100) -юриспруденция. Красноярск: филиал ноу впо «СПб...
Комплекс ораторское искусство специальность 021100 (030501. 65) Юриспруденция москва 2006 iconОдобрено учебно-методическим советом юридического факультета коммерческое право учебно-методический комплекс Специальность: 030501 Юриспруденция Москва 2009
Учебно-методический комплекс «Коммерческое право» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта...
Комплекс ораторское искусство специальность 021100 (030501. 65) Юриспруденция москва 2006 iconУчебно-методический комплекс Специальность: 030501 Юриспруденция Москва 2009 Автор-составитель: д и. н., проф. Н. А. Машкин Учебно-методический комплекс «Российское предпринимательское право»
Учебно-методический комплекс «Российское предпринимательское право» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного...
Комплекс ораторское искусство специальность 021100 (030501. 65) Юриспруденция москва 2006 icon1 Ораторское искусство и его роль в деятельности
Настоящий курс лекций подготовлен для изучения дисциплины «Ораторское искусство юриста» студентами, обучающимися по специальности...
Комплекс ораторское искусство специальность 021100 (030501. 65) Юриспруденция москва 2006 iconУчебно-методический комплекс Специальность: 030501 Юриспруденция Москва 2009 Автор-составитель: Миронова Елена Анатольевна к ю. н., доцент Учебно-методический комплекс «Методика расследования отдельных видов преступлений»
Учебно-методический комплекс «Методика расследования отдельных видов преступлений» составлен в соответствии с требованиями Государственного...
Комплекс ораторское искусство специальность 021100 (030501. 65) Юриспруденция москва 2006 iconУчебно-методический комплекс дисциплины «Ораторское искусство»
I. Организационно-методическое описание учебного курса «Ораторское искусство»
Комплекс ораторское искусство специальность 021100 (030501. 65) Юриспруденция москва 2006 iconОдобрено учебно-методическим советом юридического факультета экологическое право учебно-методический комплекс Для специальности: 030501 Юриспруденция Москва 2008
Учебно-методический комплекс по экологическому праву составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта...
Комплекс ораторское искусство специальность 021100 (030501. 65) Юриспруденция москва 2006 iconУчебно-методический комплекс Для специальности: 030501 юриспруденция москва 2009 Автор-составитель: Миронова Елена Анатольевна к ю. н., доцент Учебно-методический комплекс «Судебная экспертиза»
Учебно-методический комплекс «Судебная экспертиза» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта...
Комплекс ораторское искусство специальность 021100 (030501. 65) Юриспруденция москва 2006 iconУчебно-методический комплекс для специальности 030501 Юриспруденция Москва 2007 Автор составитель: к э. н., доцент И. А. Кашина Учебно-методический комплекс «Информатика и математика»
Учебно-методический комплекс «Информатика и математика» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница