Идея трансцендентного: концептуальные версии в культуре




НазваниеИдея трансцендентного: концептуальные версии в культуре
страница1/6
Дата29.01.2013
Размер0.72 Mb.
ТипАвтореферат
  1   2   3   4   5   6

На правах рукописи




Лаврухина

Ирина Михайловна


ИДЕЯ ТРАНСЦЕНДЕНТНОГО:

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ВЕРСИИ

В КУЛЬТУРЕ


09.00.13 – религиоведение, философская антропология, философия культуры


АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

доктора философских наук


Ростов-на-Дону

2008


Работа выполнена на кафедре теории культуры, этики и эстетики

факультета философии и культурологии Южного Федерального

университета


Научный консультант: доктор философских наук, профессор

Давидович Всеволод Евгеньевич


Официальные оппоненты: - доктор философских наук, профессор

Кочергин Альберт Николаевич

- доктор философских наук, профессор

Тахтамышев Владимир Георгиевич

- доктор философских наук, профессор

Грачев Василий Дмитриевич


Ведущая организация – Российский институт культурологии


Защита состоится 1 апреля 2009 года в 15.00 ч. на заседании диссертацион­ного совета Д.212.208.13 в Южном федеральном университете по адресу: 344006, г. Ростов-на-Дону, ул. Пушкинская 140, конференц-зал.


С диссертацией можно ознакомиться в зональной научной библиотеке Южного федерального университета по адресу: 344006, г. Ростов-на-Дону, ул. Пушкинская 148.


Автореферат разослан «……» ………………..200


Ученый секретарь

Диссертационного совета Шульман М.М.


Общая характеристика диссертационной работы


Актуальность темы исследования. Проблема трансцендентного является одной из основных философских метафизических проблем, в рамках которой ставится вопрос о некоторой находящейся за пределами материального мира имматериальной реальности. Актуальной проблему трансцендентного делают, прежде всего, наши экзистенциальные потребности. Сверхсущее и древними греками, и современным человеком рассматривается как цементирующее начало всего существующего, не дающее распасться на части мировому целому. Длительное время трансцендентная сфера, понимаемая как Абсолют, являлась своего рода «якорем» мироздания, придающая миру сначала осмысленность, а затем устойчивость. Имея Абсолют, человек был уверен в том, что мир гармоничен, а сам человек – закономерный космический феномен с высшим, чем обыденность, смыслом существования. Абсолют в этом отношении являлся ведущим смысложизненно образующим фактором.

Современный мир характеризуется усложнением социальных связей, предельной индивидуацией человеческого существования, размыванием устоявшихся систем ценностей. В таких условиях человек нуждается в некоторой поддерживающей его силе. Интерес к идее трансцендентного как сверхчеловеческого лежит как раз в этой плоскости, а само трансцендентное часто рассматривается в качестве именно такой опоры существованию человека.

Идея трансцендентного на определенных этапах развития культуры оказалась в фокусе разных форм познания: философии, религии и теологии, эзотерического знания, а сегодня и фундаментального естествознания. Разные формы культуры предлагают разные варианты осмысления этой идеи. Религия рассматривает в качестве «партнера» человека Бога, паранаука – внеземную цивилизацию. Теоретические формы мировоззрения (философия и, отчасти, богословие) предлагают в качестве над- и сверх-человеческой основы трансцендентальные формы человеческой деятельности, которые являются трансцендентными в отношении эмпирических индивидов (М.К. Мамардашвили).

В Новое время после критики Кантом метафизики и богословия наука как рациональное знание, описывающее наблюдаемую пространственно-временную реальность, и формы знания в культуре, которые претендовали на постижение существующей в вечности сверх- и запредельной сферы, оказались разорванными. Однако в современном информационном обществе, в котором проблематика знания стала центральной, радикально меняется само понимание знания, механизмов его производства и функционирования в обществе. Эпистемология как общефилософская теория познания предполагает комплексный анализ как научного, так и иных типов познания, основные тенденции их дифференциации и интеграции. Проблема трансцендентного оказалась как раз той «лакмусовой бумагой», которая позволяет выявить специфику и уточнить преимущества той или иной формы знания в культуре.

История мысли демонстрирует стремительную динамику изменения картин мира и эпистемологических парадигм. Познавательные стратегии, включающие в себя принципы познания, образцы исследовательской деятельности, критерии достоверности знания, являются ценностно и социально нагруженными и меняются вместе с изменением стиля общения, социальных практик, идеалами и нормами общества. Идея трансцендентного и способы ее выражения являются в такой же мере культурно-исторически обусловленными. В силу этого интерес вызывает и культурологическая заданность: предпосылки и следствия, - существования этой идеи в самосознании культуры.

Помимо экзистенциальных потребностей актуальность проблемы трансцендентного задается особенностями самого познавательного процесса. Понятие трансцендентного как предельное понятие, указывающее на границы имманентного мира, чрезвычайно важна для эпистемологической проблематики в целом. Для создания целостной картины мира и очерчивания ее границ требуются максимально общие понятия, такие как всеобщее, сущее, бытие, универсум. Но, дойдя до границ целого, человеческий разум стремится заглянуть в запредельное. Тогда формируется понятие трансцендентного и предполагается трансцендентная сфера. Если она рассматривается как первоначало, то проблема трансцендентного превращается в вопрос о природе и статусе Абсолюта-Первоосновы.

Кант указывал на то, что человек – это существо принципиально самотрансцендентное. Пытаясь найти отличие себя как сущего от других сущих, человек неизбежно будет подниматься над своим бытием. Сознанию вообще присуща эта способность трансцендировать себя за любые границы, а разуму – стремление представить то, что лежит за пределами наличного опыта. Самотрансцендирование в логически завершенной форме как раз и порождает проблему запредельной сферы.

И, наконец, отметим также внутри философскую познавательную плодотворность исследований проблемы трансцендентного. При определении природы трансцендентной сферы или познании «высших сущностей» вроде Абсолюта мы, во-первых, пытаемся уточнить смысл уже существующих понятий. Тогда становится возможным различение категорий бытия и сущего, трансцендентного и трансцендентального, смысла-сущности и существования. Во-вторых, появляются возможности интересных интерпретаций и даже создания новых категорий. Вертикаль трансцендентности позволяет по-новому взглянуть на соотношение понятий добра и зла, свободы и необходимости, долга и блага, ответственности и вины. В этом случае можно говорить уже и об опосредованной практической значимости проблемы трансцендентного.

Таким образом, отказ от размышлений о природе трансцендентного затрудняет решение таких основных мировоззренческих вопросов, которые связаны с устройством мира, определением того, что лежит в его начале. Но, гораздо более важным является то, что, отказавшись от рассмотрения проблемы трансцендентного, мы лишаем себя мощной мировоззренческой опоры, оставляем человека один на один с миром и с самим собой. Обоснованный отказ от содержательного рассмотрения идеи трансцендентного предполагает готовность принять человеком свое «подвешенное» состояние в мире как экзистенциальный статус.

Степень разработанности проблемы. В истории культуры многие мыслители предпринимали попытки осмысления проблемы трансцендентного. Характер и результаты этих попыток были обусловлены особенностями той формы культуры, в рамках которой они проводились. Специфика той или иной формы культурного освоения мира определяла цели и способы исследования, а так же тот уровень осмысления трансцендентности, который считался предельным.

Смысл и содержание понятий «сверхъествественное» и «сверхчеловеческое» в первобытной культуре выясняют Л. Леви-Брюль, К. Леви-Стросс. Они указывают на нетождественность этих понятий понятию трансцендентного. Культурологические предпосылки формирования проблемы трансцендентного рассматриваются И.Г. Гердером, В.С. Библером, М.К. Мамардашвили, К. Ясперсом, П.А. Сапроновым и др.

Характеру и механизмам влияния представлений о трансцендентной сфере на мировоззрение человека уделяют внимание Б. Берман, А.А. Ермичев, С.Л. Франк, В. Франкл.

Выделение типов культур по влиянию на них онтологически зафиксированной трансцендентной сферы, а также связанная с этим интересная переинтерпретация основных этических проблем: добро - зло, свобода – ответственность, благо – долг, ответственность – вина, - осуществлены Н. Бердяевым, А.А. Ицхокиным.

Особенностью религиозного знания является онтологизация трансцендентной сферы, которая каким-то образом должна получить свое вещественное воплощение. Процесс нисхождения Бога в бытие подробно описан в русской софиологии, представителями которой являются С.Н. Булгаков, Е.Н. Трубецкой, В.С. Соловьев, Н.О. Лосский, П.А. Флоренский. Необходимость онтологизации трансцендентной сферы анализируется в работах С.Л. Франка, В.В. Зеньковского.

Исследованием истории древней Индии, ее религиозно-философских учений занимались К.А. Антонова, Г.М. Бонгард-Левин, А.В. Герасимова, И.Д. Серебряков, Ф.И. Щербатской. Перевод текстов Шанкары и анализ адвайты осуществлен Н.В. Исаевой. Работы В.С. Костюченко посвящены исследованию учений джайнизма и веданты. Указанными выше авторами проведен анализ статуса Брахмана в древнеиндийской философии.

Многоконфессиональное эзотерическое направление представлено такими мыслителями, как Р. Бах, М. Бубер, Г.Ш. Ауробиндо, Г. Гуржиев, Д. Форчун, К. Кастанеда, Д. Кришнамурти, Судзуки, Ч. Трунгпа, А. Уотс. Эзотеризм предлагает особенное понимание трансцендизма. Онтологический статус Абсолюта не является предметом эзотерического исследования. Основной является проблема возможности и средств его постижения. Эзотерические мыслители предлагают многочисленные способы трансцендирования. Акты трансцендирования рассматриваются вне проблемы определения статуса трансцендентной сферы.

Представления об онтологически оформленной трансцендентной сфере характерны для традиционалиста Р. Генона и христианского теолога П. Тейяра де Шардена. Р. Генон трактует ее как Вселенскую возможность, единство Бытия и Небытия. Тейяр де Шарден описывает процесс слияния человечества с Богом до состояния единения мира и Бога в точке Омега.

В истории эзотеризма существует традиция визионерства, представителями которой являются Д. Андреев, Р. Штейнер. Они предлагают опыт «видения» запредельной сферы.

В целом эзотерическая традиция исследует гносеологический и аксиологический трансцендизм и условия его преодоления.

Философские системы имеют в качестве основной цели промысливание объектов бытия. Поэтому философия исследует, прежде всего, трансцендентальные основания осваиваемого человеком мира, а за пределами категориального анализа постулируется трансцендентная сфера. В рамках трансцендентальной философии лежат системы Р. Декарта, И. Канта, Г. В. Лейбница, И. Г Фихте, Ф. Шеллинга, Г. Гегеля, Э. Гуссерля. Эти философы понятийно-логическими средствами исследуют универсальные предпосылки человеческого способа существования. В рамках той же трансцендентальной философии предпринимается попытка критически осмыслить необходимость самих этих трансцендентальных оснований и даже их разрушить. Таковы системы С. Кьеркегора, Ф. Ницше, Н. Бердяева. Обстоятельный анализ трансцендентальной философии дан в работах П.П. Гайденко, которая показала, в чем, собственно, состоит философский «прорыв к трансцендентному».

В рамках философии определяется и многоплановый статус трансцендентного. Онто- и онтотеологические подходы, выясняющие онтологический статус трансцендентной сферы, осуществлены в религиозно-философских системах Плотина, Ф. Аквинского, Н. Кузанского, Вл. Соловьева. Определение категориального статуса понятия трансцендентное предпринял А.Ф. Лосев. Интересное литературно-философское исследование концепции Плотина предложил Ш.З. Султанов.

Экзистенциалисты Н. Бердяев, К. Ясперс, А. Камю, Ж.-П. Сартр, М. Хайдеггер анализируют предельные основания бытия эмпирического человека. В качестве основного рассматривается свобода человека. Ее противоречивость и сложность заставили Э. Фромма обратиться к исследованию механизмов бегства от свободы.

Проблемы соотношения категорий «бытие - сущее», «чистое бытие - ничто», «потенциальное - актуальное» анализируются А.Н. Чанышевым, А.В. Ивановым, В.В. Мироновым, Ю. Боргошем, А.Л. Доброхотовым, Н. Лобковицем, В.Г. Пушкиным, А.А. Пелипенко, И.Г. Яковенко. Выделение уровней осмысления трансцендентности осуществлено в работах С.Н. Булгакова, А. Дугина, Вл. Соловьева. Систематизация подходов к исследованию идеи трансцендентного представлена Г.Г. Майоровым, В.В. Соколовым, О.В. Суворовым и др.

Несмотря на значительный интерес в культуре к проблеме трансцендентного, необходимо отметить некоторую предзаданность исследований целями и средствами соответствующих форм культуры. Часто анализ предпринимается в отношении отдельных аспектов проблемы, что приводит к противоположным познавательным позициям. Иногда речь идет об интуитивном признании или непризнании сферы трансцендентного без определения ее статусов. Многочисленность предпринятых попыток в исследовании проблемы трансцендентного поставила на повестку дня вопрос не столько систематизации, сколько сравнительного анализа различных подходов. Кроме того, необходима систематизация возможных статусов понятия трансцендентного, выявление уровней осмысления проблемы трансцендентного и уточнение необходимого для этих целей категориального аппарата. Эти проблемы еще не выступали предметом целостного философско-культурологического исследования.

Объектом исследования является идея трансцендентного в той мере, в какой она доступна исследованию концептуальными средствами.

Предметом исследования выступают возможности и особенности выражения идеи трансцендентного в разных формах культуры.

Цель и задачи диссертационной работы. Основной целью диссертационной работы является создание концепции трансцендирования на основе философско-культурологического анализа попыток выражения идеи трансцендентной сферы в философских, религиозных и эзотерических учениях.

Для реализации данной цели необходимо решение следующих задач:

- определить понятийный ресурс культуры, задействованный в осмыслении идеи трансцендентного, выявить связи понятия трансцендентного с другими философскими понятиями и принципами;

- выделить собственно трансцендентный и трансценденталистский исследовательские подходы к культуре и миру в целом на основе различения объема и смысла понятий «трансцендентное» и «трансцендентальное»;

- рассмотреть концептуальные уровни в постижении идеи трансцендентности как способы определения культурой границ и сущности мира, определить характер философской и религиозной апофатичности в выражении идеи трансцендентного;

- выявить возможности философско-культурологического оборачивания идеи трансцендентного, определить статус понятия свободы в этом контексте;

- проанализировать культурологические предпосылки формирования понятия трансцендентного;

- определить характер и степень влияния факта признания трансцендентной сферы на формирование мировоззрения человека и культуры в целом;

- осуществить анализ религиозного и эзотерического подходов в осмыслении проблемы трансцендентного;

- выявить особенности философского подхода в концептуальном выражения идеи трансцендентного.

Методологическая и теоретическая основы исследования.

Исследование осуществлялось на основе принципов объективности рассмотрения, логической последовательности, системности, противоречивости, дополнительности, историзма, детерминизма, социокультурной обусловленности явлений и культурного релятивизма. Многомерность объекта исследования потребовала использования широкого набора методологических установок и принципов феноменологического, системно-структурного, функционального и сравнительного анализа социальных явлений и познавательных результатов.

В ходе работы использовался весь комплекс общенаучных методов: абстрагирования, конкретизации, анализа и синтеза, аналогии, индукции и дедукции и т.д.

Диссертационное исследование проводилось на основе фундаментальных положений, полученных мировой и отечественной философией по этой проблеме. В работе использованы теоретические идеи, высказанные такими мыслителями прошлого и современности, как Плотин, Фома Аквинский, Н. Кузанский, И. Кант, Ф. Шеллинг, Г. Фихте, Г. Гегель, Вл. Соловьев, А. Лосев, С. Булгаков, С. Кьеркегор, Ф. Ницше, М. Хайдеггер, К. Ясперс, Н. Бердяев, Л. Леви-Брюль, К. Леви-Стросс, П. Гайденко, Г. Майоров, М. Мамардашвили, П. Сапронов и др. Сложность и многоплановость избранной проблемы потребовали привлечения материала религиозных и эзотерических учений.

  1   2   3   4   5   6

Похожие:

Идея трансцендентного: концептуальные версии в культуре iconКнига избранных очерков
Образ Простеца и идея личности в культуре средних веков (Человек и культура. М., 1990)
Идея трансцендентного: концептуальные версии в культуре iconИдея преображения в русской духовной культуре
Работа выполнена на кафедре теории и истории культуры Государственной академии славянской культуры
Идея трансцендентного: концептуальные версии в культуре iconРуководство по установке внимание!
Для установки версии 29 не требуется наличие установленной более ранней версии
Идея трансцендентного: концептуальные версии в культуре iconСценарий проекта «Москва центр культуры России»
Главная идея: расширить знания учащихся по истории и культуре Москвы, научить применять знания в творческой деятельности
Идея трансцендентного: концептуальные версии в культуре iconКурсовая работа «Русская идея»
«Национальная идея»: смысловое наполнение понятия, её составляющие
Идея трансцендентного: концептуальные версии в культуре iconИдея Логоса в русской и западноевропейской культуре (по работам С. Н. Трубецкого и В. Ф. Эрна)
Работа выполнена на кафедре «Философия и история» Федерального бюджетного государственного образовательного учреждения высшего профессионального...
Идея трансцендентного: концептуальные версии в культуре iconГипертекстовые и мультимедийные проекты по традиционной культуре коми
Вместе с тем, для максимального расширения круга пользователей, предусмотрена возможность текстовой версии (так же предназначенной...
Идея трансцендентного: концептуальные версии в культуре iconС. Г. Паречина концептуальные основы идеологии белорусского государства
П 18 Концептуальные основы идеологии белорусского государства: Методическое пособие – 2-е изд., доп. – Минск: Академия управления...
Идея трансцендентного: концептуальные версии в культуре iconБаркалова Н. В.; Левакова И. В. Изд. 3-е, перераб и доп
Парадоксы "ледниковой теории"?; Нострдамус предсказывал на 100 лет вперед?; Потомки Ноя на Таймыре?; Национальная идея в культуре,...
Идея трансцендентного: концептуальные версии в культуре iconКурсовая работа
Естественно, что языковой барьер не должен быть преградой. В новой версии будут добавлены ссылки на ресурсы с данными о прошлогодних...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница