Программа факультативного курса 11 класс (профильная) Учитель биологии Фалынская Ирина Геннадьевна г. Арсеньев 2005 г. Пояснительная записка программа факультативного курса «Основные положения общей генетики»




Скачать 124.07 Kb.
НазваниеПрограмма факультативного курса 11 класс (профильная) Учитель биологии Фалынская Ирина Геннадьевна г. Арсеньев 2005 г. Пояснительная записка программа факультативного курса «Основные положения общей генетики»
Дата29.01.2013
Размер124.07 Kb.
ТипПрограмма
РАССМОТРЕНО: СОГЛАСОВАНО: УТВЕРЖДЕНО:

На заседании ШМО Руководитель ГМО Директор с ш №10

Казмирюк Н.Н. Смелая Н.Ю. Коржевская Н.А.


_________________ ___________________ ____________________


«___»_______2005 г. «_____»_______2005 г. «_____»________2005 г.


Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 10»


ПРОГРАММА

ФАКУЛЬТАТИВНОГО КУРСА





11 КЛАСС

(профильная)


Учитель биологии

Фалынская Ирина Геннадьевна


г. Арсеньев

2005 г.


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Программа факультативного курса «Основные положения общей генетики» составлена на основе программы углубленного курса общей биологии для классов, школ и лицеев с углубленным изучением биологических дисциплин, утвержденной МО РФ, автор В.Б. Захаров, (Сборник программ для общеобразовательных школ, гимназий и лицеев. Москва, «Дрофа», 2000), а также программы среднего (полного) образования по биологии, уровень В, авторы Т.В. Иванова, Г.С. Калинова, В.С. Кучменко и др.,(Сборник нормативных документов, методических рекомендаций и справочных материалов для организации работы учителя биологии. Москва, «Астрель», 2003 г.).

Программа предназначена для углубленного изучения основных положений раздела «Основы генетики и селекции» курса «Общая биология» учащимися 11 профильного психолого-педагогического класса, рассчитана на 1 час групповых занятий в неделю; всего 34 часа.

Цель программы: углубить и расширить знания учащихся по данному разделу, подготовить их к вступительным экзаменам в ВУЗ и трудовой деятельности в области медицины, сельского хозяйства и биотехнологии.

Задачи программы:

  • Усилить практическую направленность курса, в соответствии с прикладной, что позволит учащимся овладеть научными знаниями о генетике, усвоить генетические понятия, законы и условия действия этих законов, овладеть генетической символикой, основами селекции с применением знаний о закономерностях наследственности и изменчивости для обоснования задач и методов селекции и биотехнологии, перспектив их развития;

  • Развить творческие способности учащихся с учетом их интересов и склонностей;

  • Воспитать и укрепить интерес к биологическим наукам, выработать положительную мотивацию к обучению биологии у учащихся.

Предложенная программа предусматривает изучение учащимися прикладных и

практических основ общей генетики и имеет следующую структуру:

I. Введение. Генетика-наука о сущности жизни. 1 час

II. Молекулярная генетика. 6 часов

III. Законы Менделя. 8 часов

IV. Основные положения генетики. 10 часов

V. Анализ родословных. 4 часа

VI. Популяционная генетика. 5 часов.

Всего: 34 часа.

При отборе содержания программы учитывались следующие принципы: научность, систематичность и последовательность, доступность информации, связь обучения с жизнью.

Для реализации данной программы предусматривается индивидуальная и групповая формы работы с учащимися. К каждому разделу подобраны задачи, большое число однотипных задач позволяет предложить одновременно каждому учащемуся группы свою задачу. Метод научного поиска путей решения генетических задач позволяет повысить познавательную активность учащихся, их самостоятельность в приобретении знаний. В программе предусмотрен тематический контроль в виде самостоятельных работ с использованием заданий-измерителей с выбором ответа (тесты) и заданий, выясняющих умения учащихся применять полученные знания для решения генетических задач, составления родословных и вариационных кривых.

В программе сформулированы требования к знаниям и умениям учащихся, которыми они должны овладеть после реализации предложенной программы.

По программе к использованию предлагается следующая литература:

  1. Общая биология 10-11 классы под редакцией В.Б. Захарова, «Дрофа», 2002 г.

  2. Задачник по общей и медицинской генетике, Н.В. Хелевин, А.М. Лобанов, О.Ф. Колесова, «Высшая школа», 1994 г.



СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ



  1. Введение. Генетика - наука о сущности жизни. – 1 час.


Представления древних о родстве и характере передачи признаков из поколения в поколение. Взгляды средневековых ученых на процессы наследования признаков. История развития генетики. Передача наследственной информации из поколения в поколение – половое размножение. Генетика – наука о наследственности и изменчивости – свойствах организмов, их проявление в онтогенезе. Методы изучения наследственности и изменчивости организмов, генетики человека.


  1. Молекулярная генетика. – 6 часов.


Молекулярная структура гена. Гены структурные и регуляторные. Регуляция экспрессии генов на уровне транскрипции, процессинга и-РНК и трансляции. Хромосомная (ядерная) и нехромосомная (цитоплазматическая) наследственность. Функции гена. Связь между генами и признаками.

ДНК – молекулы наследственности, история изучения. Уровни структурной организации; структура полинуклеотидных цепей, правило комплементарности (правило Чаргаффа), двойная спираль (Уотсон и Крик); биологическая роль ДНК; РНК, структура и функции. Информационные (матричные), транспортные, рибосомальные и регуляторные РНК.

Генетический код, свойства кода. Редупликация ДНК, передача наследственной информации из ядра в цитоплазму; транскрипция. Реализация наследственной информации. Биологический синтез белков в клетке. Трансляция; сущность и механизм.

Решение задач по молекулярной генетике.


  1. Законы Менделя. – 8 часов.


Генетическая терминология и символика. Закономерности наследования признаков, выявленные Г. Менделем. Гибридологический метод изучения наследственности. Моногибридное скрещивание. Первый закон Менделя – закон доминирования. Второй закон Менделя – закон расщепления. Решение задач на моногибридное скрещивание.

Третий закон Менделя – закон независимого комбинирования. Решение задач на дигибридное и полигибридное скрещивание.


  1. Основные положения генетики. – 10 часов.


Полное и неполное доминирование. Закон чистоты гамет и его цитологическое обоснование. Множественные аллели. Анализирующее скрещивание. Генетическое определение пола; гомогаметный и гетерогаметный пол. Генетическая структура половых хромосом. Наследование признаков, сцепленных с полом. Решение генетических задач.

Хромосомная теория наследственности. Хромосомы; структура хромосом; кариотип. Группы сцепления генов. Сцепленное наследование признаков. Закон Т. Моргана. Полное и неполное сцепление генов, роль перекреста хромосом; расстояние между генами, расположенными в одной хромосоме; генетические карты хромосом. Решение генетических задач.


Генотип как целостная система. Взаимодействие аллельных (доминирование, неполное доминирование, кодоминирование, сверхдоминирование) и неаллельных (комплементарность, эпистаз, полимерия) генов в определении признаков. Плейотропия. Экспрессивность и пенетрантность генов. Решение генетических задач.


  1. Анализ родословных. – 4 часа.


Генетика человека. Методы изучения наследственности человека: генеалогический, близнецовый, цитогенетический и др. Генетические карты хромосом человека. Характер наследования признаков у человека. Хромосомные аномалии и вызываемые ими заболевания. Генетическое родство человеческих рас, их биологическая равноценность. Анализ предложенных родословных таблиц, построение собственных родословных таблиц.


  1. Популяционная генетика. – 5 часов.


Закономерности распределения генов и генотипов в популяциях. Закон Харди – Вайнберга.

Закономерности и основные формы изменчивости. Генотипическая (наследственная) изменчивость. Мутации, их причины, частота встречаемости; мутагенные факторы. Закон гомологических рядов в наследственной изменчивости (Н.И. Вавилов).

Фенотипическая (ненаследственная), или модификационная изменчивость. Роль генотипа и среды в формировании фенотипа. Норма реакции. Статистические закономерности модификационной изменчивости. Вариационный ряд и вариационная кривая изменчивости признаков. Управление доминированием.


РАССМОТРЕНО: СОГЛАСОВАНО: УТВЕРЖДЕНО:

На заседании ШМО Руководитель ГМО Директор с ш №10

Казмирюк Н.Н. Смелая Н.Ю. Коржевская Н.А.


_________________ ___________________ ____________________


«___»_______2005 г. «_____»_______2005 г. «_____»________2005 г.


Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 10»


Календарно-тематическое

планирование


«Основные положения общей генетики»


Класс:11 «П»

Учитель: Фалынская Ирина Геннадьевна.

Количество часов в год: 34, 1 час в неделю.


Планирование составлено на основе программы углубленного курса общей биологии для классов, школ и лицеев с углубленным изучением биологических дисциплин, автор В. Б. Захаров, «Дрофа», 2000 г., а также программы среднего (полного) образования по биологии, уровень В, авторы Т.В. Иванова,

Г. С. Калинова, В.С. Кучменко, «Астрель», 2003 г.


г. Арсеньев

2005 г.

КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ




Содержание

Кол-во часов, дата

Работа с учебником


1.

    1. Введение.

Генетика – наука о сущности жизни.

1


Конспект, повт. с. 159-163.


2.

3.

4.

5.

6.

7.

    1. Молекулярная генетика.

Ген – участок молекулы ДНК. Функции гена.

Строение и функции ДНК и РНК.

Генетический код и его реализация.

Синтез полипептидной цепи.

Решение задач по молекулярной генетике.

Самостоятельная работа № 1.

6


Конспект-схема.

Повт. §3.2.4., рис. 3.7.

Повт.с.110-112, задан. в тетр.

Повт. §4.1., схема.

Задачи.


8.


9.

10.

11.

12.


13.


14.


15.

    1. Законы Менделя.

Основные понятия генетики. Первый и второй законы Менделя.

Моногибридное скрещивание.

Решение задач на моногибридное скрещивание.

Решение задач на моногибридное скрещивание.

Дигибридное и полигибридное скрещивание. Третий закон Менделя.

Решение задач на дигибридное и полигибридное скрещивание.

Решение задач на дигибридное и полигибридное скрещивание.

Самостоятельная работа № 2.

8


С. 253-255, повт.

Повт. §9.2.1.,9.2.2., тест.

Повт. §9.2.3., задачи.

Задачи.

Задачи.

Повт. §9.2.4., задачи.


Задачи.


Задачи.




16.


17.


18.


19.


20.


21.


22.


23.

24.

25.

    1. Основные положения генетики.

Полное и неполное доминирование. Решение генетических задач.

Множественные аллели. Решение генетических задач.

Наследование групп крови человека. Решение генетических задач.

Наследование признаков, сцепленных с полом. Решение генетических задач.

Сцепление признаков. Закон Т. Моргана. Решение генетических задач.

Сцепление признаков. Решение генетических задач.

Взаимодействие генов. Решение генетических задач.

Плейотропия. Решение генетических задач.

Пенетрантность. Решение генетических задач.

Самостоятельная работа № 3.

10


Повт. с.266, задачи.


Повт. с. 266, задачи.


Схема, задачи.


Повт. §9.4., задачи.


Повт. §9.3., задачи.


Задачи.


Повт. §9.5., задачи.


Конспект, задача.

Конспект, задача.


26.

27.

28.

29.

    1. Анализ родословных.

Генетика человека.

Хромосомные аномалии.

Анализ родословных таблиц.

Самостоятельная работа № 4 «Составление родословных таблиц».


4


Конспект, сообщения.

Конспект.

Узнать родосл. своей семьи.



Содержание

Кол-во часов, дата

Работа с учебником


30.

31.

32.


33.

34.

    1. Популяционная генетика.

Закон Харди – Вайнберга.

Решение задач по популяционной генетике.

Закономерности и основные формы изменчивости. Мутации.

Построение вариационных кривых.

Обобщающий урок по курсу «Основные положения общей генетики». С/р №5.

5


Повт. §12.4.3., задачи.

Задачи.

Повт. §10.1., индив. задания.


Повт.§10.2., повт.осн. понят.



ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ.


В результате изучения факультативного курса «Основные положения общей генетики» учащиеся 11 класса психологического профиля должны:


Характеризовать (описывать):


  • Строение и функции гена, генетический код;

  • Бесполое и половое размножение организмов; хромосомы, их роль в хранении и передаче наследственной информации; значение видового постоянства числа, формы и размеров хромосом;

  • Митоз, мейоз, оплодотворение и их значение;

  • Онтогенез, зародышевое и послезародышевое развитие;

  • Основную генетическую терминологию и символику; методы генетики, особенности методов изучения генетики человека;

  • Законы наследственности; модификационную, мутационную и комбинативную изменчивость, их причины; норму реакции; значение генотипа и условий среды в формировании фенотипа, мутаций в эволюции, генетики для селекции и здравоохранения.


Сравнивать (распознавать, узнавать, определять):


  • Митоз и мейоз;

  • Способы размножения организмов;

  • Фенотипы и генотипы, гомо- и гетерозиготы, мутационную и модификационную изменчивость организмов.


Обосновывать (объяснять, составлять, делать выводы):


  • Значение мутаций для эволюции, законов генетики для селекции;

  • Использование достижений биотехнологии в народном хозяйстве, для охраны природы.


Применять знания:


  • Генетической терминологии и символики при составлении схем скрещивания, решении задач.


Овладеть умениями:


  • Составлять развернутый план – тезис, конспектировать текст, готовить рефераты;

  • Составлять схемы, таблицы на основе работы с текстом учебника;

  • Работать с научной и популярной литературой.



ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА


1. Общая биология: Для гимназий и лицеев/ Под редакцией акад. В.К. Шумного, проф.

Г.М. Дымшица и проф. А.О. Рувинского. 2-е изд. М.: Просвещение, 1995.


2. Мамонтов С.Г., Захаров В.Б., Козлова Т.А. Основы биологии: Книга для самообразования. М.: Просвещение, 1992.


3. Мамонтов С. Г. Биология: Пособие для поступающих в вузы. М.: Высшая школа, 1992.


4. Биология: Для учащихся медицинских училищ/ Под ред. В.Н. Ярыгина.

М.: Медицина, 1987.


5. Инге – Вечтомов С.Г. Генетика с основами селекции. М.: Высшая школа, 1989.


6. Лаптев Ю. П. Занимательная генетика. М.: Колос, 1992.


7. Фросин В. Н. Готовимся к единому государственному экзамену: Общая биология.

М.: Дрофа, 2003.


8. Дмитриева Т.А., Гуленков С.И., Суматохин С.В. Биология: 1600 задач, тестов и проверочных работ для школьников и поступающих в вузы. М.: Дрофа, 2001.

Похожие:

Программа факультативного курса 11 класс (профильная) Учитель биологии Фалынская Ирина Геннадьевна г. Арсеньев 2005 г. Пояснительная записка программа факультативного курса «Основные положения общей генетики» iconПрограмма факультативного курса «Решение задач по общей биологии» для 11 класса
Составила учитель высшей категории моу сош №4г. Минеральные Воды Ковшова Ирина Анатольевна
Программа факультативного курса 11 класс (профильная) Учитель биологии Фалынская Ирина Геннадьевна г. Арсеньев 2005 г. Пояснительная записка программа факультативного курса «Основные положения общей генетики» iconРабочая программа факультативного курса «Биология: подготовка к егэ»
Программа факультативного курса предусматривает 17 учебных часов (0,5 часа в неделю)
Программа факультативного курса 11 класс (профильная) Учитель биологии Фалынская Ирина Геннадьевна г. Арсеньев 2005 г. Пояснительная записка программа факультативного курса «Основные положения общей генетики» iconПрограмма факультативного курса по математике «Геометрические задачи в заданиях егэ»
Программа факультативного курса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего...
Программа факультативного курса 11 класс (профильная) Учитель биологии Фалынская Ирина Геннадьевна г. Арсеньев 2005 г. Пояснительная записка программа факультативного курса «Основные положения общей генетики» iconПояснительная записка. «Вдохновение нужно в геометрии, как и в поэзии»
«Наглядная геометрия». 1 -4 кл. Белошистой А. В., программа факультативного курса «Элементы геометрии в начальных классах». 1-4 кл....
Программа факультативного курса 11 класс (профильная) Учитель биологии Фалынская Ирина Геннадьевна г. Арсеньев 2005 г. Пояснительная записка программа факультативного курса «Основные положения общей генетики» iconРабочая программа факультативного курса по биологии «Систематизация знаний по биологии в рамках подготовки к егэ»
Содержание программы составлено на основе умк по биологии, учебника Общая биология 10 – 11 класс, авторы: Д. К. Беляев и другие,...
Программа факультативного курса 11 класс (профильная) Учитель биологии Фалынская Ирина Геннадьевна г. Арсеньев 2005 г. Пояснительная записка программа факультативного курса «Основные положения общей генетики» iconПояснительная записка рабочая программа факультативного курса «История религии»
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа села Новогромово
Программа факультативного курса 11 класс (профильная) Учитель биологии Фалынская Ирина Геннадьевна г. Арсеньев 2005 г. Пояснительная записка программа факультативного курса «Основные положения общей генетики» icon«Утверждаю» Зам директора школы по увр
Планирование составлено на основе авторской программы факультативного курса «Решение задач по общей биологии». И. А. Ковшова. Учебник:...
Программа факультативного курса 11 класс (профильная) Учитель биологии Фалынская Ирина Геннадьевна г. Арсеньев 2005 г. Пояснительная записка программа факультативного курса «Основные положения общей генетики» iconУчебного курса биологии 11 класс Пояснительная записка рабочая программа учебного курса по биологии для 11 класса
Программы курса биологии для 10 класса общеобразовательных учреждений (базовый и профильный уровни) по учебнику «Общая биология....
Программа факультативного курса 11 класс (профильная) Учитель биологии Фалынская Ирина Геннадьевна г. Арсеньев 2005 г. Пояснительная записка программа факультативного курса «Основные положения общей генетики» iconПрограмма факультативного курса «Кисточка»
Романенко Анастасия Вячеславовна учитель технологии и изобразительного искусства, вторая категория
Программа факультативного курса 11 класс (профильная) Учитель биологии Фалынская Ирина Геннадьевна г. Арсеньев 2005 г. Пояснительная записка программа факультативного курса «Основные положения общей генетики» iconСодержание программы факультативного курса по алгебре и началам анализа 10 класс «Тригонометрия». Преобразование тригонометрических выражений (17 часов)
Содержание программы факультативного курса по алгебре и началам анализа 10 класс «Тригонометрия»
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница