Е. А. Бондаренко Экранный образ в контексте применения цифровых технологий




Скачать 277.37 Kb.
НазваниеЕ. А. Бондаренко Экранный образ в контексте применения цифровых технологий
страница1/2
Дата29.01.2013
Размер277.37 Kb.
ТипДокументы
  1   2




Бондаренко Е.А. Экранный образ в контексте применения цифровых технологий // Вопросы интернет-образования. 2008. № 63.

http://vio.fio.ru/vio_63/cd_site/Articles/art_4_7.htm

Е.А.Бондаренко

Экранный образ в контексте применения цифровых технологий

 

  • Общая характеристика изменений информационной среды образования

  • Экранный образ как тип массовой коммуникации в ЭИР

  • Возрастные особенности восприятия экранного образа.

  • Особенности восприятия  экранных медиатекстов младшими школьниками.

  • Особенности восприятия  экранных медиатекстов подростками и старшими школьниками.

  • Показатели качества электронных ЭИР, связанные с природой экранного образа

 Общая характеристика изменений информационной среды образования


В ближайшее десятилетие мир ожидает новый этап «цифровой революции». По многим оценкам, в это время в фазу коммерческой зрелости и массового распространения вступят такие технологии, как:

  • Телевидение высокой четкости

  • Плоские ЖК-экраны

  • Видео по запросу

  • Широкополосный стационарный и мобильный доступ к Интернету.

Возможно также тотальное распространение иных технологий, уже существующих сегодня в виде прототипов или разработок, в частности, трехмерных экранов.

Количество же комбинаций этих технологий будет на порядок большим. Перекрестно опыляя друг друга, возникнут десятки еще неизвестных устройств.

Технологическая основа образования будет меняться еще более стремительно, нежели в предыдущие годы.

Рассмотрим влияние этих процессов  с точки зрения медиаобразования на примере телевидения. Возникновение «видео по запросу» максимально сблизит телевидение и Интернет. Первое станет более децентрализованным, появится возможность активного выбора контента со стороны пользователей, интерактивность станет нормой.

Одновременно объем передаваемой видеоинформации резко возрастет, включая такие технологии, как интернет-камеры и видеоконференции. Встанет и  проблема восприятия новых средств – в особенности видеотелефонии, которая в своем мобильном варианте оказалась (на примере Японии) более быстрорастущей, нежели стационарный вариант.   Здесь каждый пользователь становится оператором, режиссером и даже монтажером. С учетом возможностей наложения фильтров и использования спецэффектов понятие «цифровая личность» уже не выглядит преувеличением. Дальнейшее расширение  каналов получения информации может быть связано с виртуальной реальностью, включая и элементы тактильного восприятия. Человек получает возможность выстраивать себе виртуальную индивидуальность и через нее вести общение в электронных сетях.

Но, чем больше информации доступно, тем важнее ее отбор, тем эффективнее должны быть  фильтры, находящиеся в распоряжении как взрослого, так и ребенка.

Медиаобразование – оптимальная с этой точки зрения дисциплина, позволяющая «просеивать» аудиовизуальный контент. Само по себе медиаобразование не является отдельным учебным предметом или образовательной областью. Это целенаправленная работа по формированию навыков и умений работать с информацией, поступающей по каналам массовой коммуникации – масс-медиа. Любой текст, изложенный на языке медиа и несущий на себе специфику коммуникативного канала, является медиатекстом.

Технический прогресс в области электронных средств обучения должен рассматриваться в интеракции с прогнозами развития образования.

На сколько же лет надо планировать в образовании? Существует аргументированное мнение, что прямое влияние решения в области образования просматривается минимум на 60-70 лет, включая отработку программ для подготовки будущих педагогов в вузах (5 лет), их подготовку (5 лет), и будущую активную трудовую жизнь детей (для шестилеток – еще около 60 лет). А для того, чтобы внести устойчивые изменения в методики преподавания, необходимо не менее 10-15 лет; именно такой срок необходим для реализации комплексной программы обучения и переподготовки учителей, в том числе и через систему повышения квалификации, и подготовки нового поколения педагогов, которое уже не сможет жить и работать по-старому.

В последние десятилетия кардинальным образом изменилась информационно-образовательная среда. Объемы информации, получаемые каждым человеком, значительно расширились. Произошло это не только за счет снятия запретов со средств массовой информации, повлекших за собой расширение получаемых сведений из разных сфер жизни, а прежде всего за счет расширения электронных средств и расширения доступа к самым разным средствам информации.

По мере развития и становления информационного общества возрастает потребность в грамотных и компетентных пользователях информации, возникает необходимость использовать и тот образовательный потенциал, который представляет  изучение средств массовой информации и каналов массовой коммуникации, что помогает найти истинное место и наиболее эффективные способы использования СМИ в учебном процессе.

Это определяет многоплановость видения и похода к проблемам, свободу выбора уровней восприятия и анализа, умение находить выход практически из любой ситуации, потому что кроме формального объема знаний оказываются задействованными такие сферы, как интуиция, фантазия, воображение; различные типы логической обработки информации, поиск аналоговых ситуаций в бытии и динамике культурного опыта личности. Именно поэтому изучение не только проблем, связанных с развитием электронных информационных технологий, но и образной системы искусств (особенно искусств синтетических, таких, как кинематограф и телевидение, сама природа которых дает основания рассматривать  их как способ отражения взаимодействия современного человека с информационной средой) представляет собой насущную необходимость времен развитых высоких технологий. Для ориентации в сложных информационных системах и эффективной работы в высокотехнологичных структурах типа компьютерных сетей просто необходимы освоение практических навыков диалога через средства массовой коммуникации и развитое образное мышление.

По сравнению с ранее существующим образовательным пространством, где источником знаний традиционно были учитель, учебник, учебное кино и телевидение, спектр образовательных средств (средств- носителей образования) сегодня значительно расширился, он пополнился наличием новых образовательных технологий - мультимедиа.

Экранный образ как тип массовой коммуникации в ЭИР

С момента  появления новых информационных технологий стал стихийно складываться рынок образовательной продукции, представленной на разных носителях (CD-ROM,  DVD). Следует отметить, что в этом случае мы имеем коммуникативный канал, в плане восприятия во многих аспектах идентичный телевидению и видео. Потребитель этой продукции воспринимает информацию через экран, т.е.имеет дело с особой формой экранного образа. Вполне естественным в условиях школьной реформы является стремление восполнить недостаток учебной информации через обращение к электронным ресурсам. Школы и учащиеся получили для работы массу мультимедиа продукции,  предлагаемую разными производителями, и далеко не всегда эта продукция отвечает требованиям современного учебного процесса.

Пример возникновения и развития в нашей стране видеорынка наглядно показывает, какие приоритеты складывались (особенно первоначально) в области восприятия экранного образа: на прилавки попали самые низкопробные фильмы с примитивными идеалами и мыслями, они во многом отучили зрителя думать, размышлять над экранным произведением, поставив во главу угла лишь развлекательный аспект общения зрителя с экраном. Нашему тогдашнему рынку было проще пускать в продажу фильмы уровня «ширпотреба», не имеющими никаких художественных достоинств. Исчезли из обихода учебные и научно-популярные фильмы, были закрыты образовательные каналы и циклы телевизионных передач. И такая продукция сформировала  спрос на долгие годы, в связи с этим в стране так остро стоит проблема кинообразования и образования в области экранных искусств в целом. Появление самобытных, интересных, по-настоящему авторских фильмов в нашей стране  во многом было блокировано тем, что вкусы зрителей уже были сформированы фильмами совсем другого уровня.

На рынке информационных технологий в настоящее время происходят подобные явления: социальными заказчиками и потребителями являются, в большинстве своем, не учреждения образования, а частные покупатели. Именно на них ориентируется рынок при формировании своей продукции. Вполне объяснимо, что продукция эта очень разнородна, как по качеству, так и по содержанию, в ней трудно ориентироваться. Тот же самый развлекательный аспект доминирует в ней,  даже взрослые потребители гораздо чаще ориентируются на «несерьезное» отношение к таким технологиям, отводя им место в сфере досуга. Большинство родителей и педагогов не представляют себе, как и что они могут выбрать своим детям для образования. Те же из них, кто действительно хочет включить новые технологии в образовательный процесс, часто сталкивается с продукцией такого качества, которое не может удовлетворять запросы, связанные с образованием и развитием.

Единственным регулятором выпуска продукции в области информационных технологий стал спрос. Этот естественный, казалось бы, в рамках рыночных отношений регулятор, в вопросах образования приобретает несколько иной оттенок. Не являясь заказчиками производства, не финансируя его, органы образования вынуждены иметь дело с той продукцией, которую поставляет рынок. Рынок же автоматически подстраивается под того массового потребителя, которого он имеет – с определенным кругозором, запросами и интересами, а иногда и пытается сформировать потребителя под собственную продукцию. Это наиболее существенно в случае монопольного производства либо малого количества производителей. Во многом это определяет картину на рынке мультимедийных пособий, где производители зачастую оторваны от процесса образования, не имеют представления о методическом аппарате предмета и даже используя в качестве авторов текста специалистов – опытных преподавателей и методистов, ради своих представлений о новшествах способны исказить смысл материалов  или просто сделать собственную продукцию непригодной для использования в учебных целях. Проблемой здесь становится даже авторское право, поскольку бесспорно определяющее значение четко разработанного учебного курса и методики его использования в электронном виде часто оспаривается менеджерами, которые в силу своей педагогической неграмотности не способны оценить ущерб, наносимый образовательной ценности продукта, который может возникнуть в результате  «технологических поправок». Экранный образ требует нового мышления, и здесь роль автора пособия (или коллективного автора) является весьма серьезным аспектом обеспечения качества мультимедиапродукции.

Новые электронные технологии в своем совершенствовании и развитии, очевидно, должны в чем-то повторить путь других технических средств, ставших теперь традиционными в отечественной школе и педагогике. Несколько десятилетий назад так же непросто приживались в школе экранные искусства: кино и телевидение. Тогда также было очевидно, что новые экранные средства обладают большими возможностями, их образовательный потенциал очень велик, но процесс адаптации их к реальным условиям школы и образования был очень непростым. Методом проб и ошибок шло внедрение экранных искусств в живую ткань урока и процесс общения учителя и ученика.

Традиционно обучение строится на взаимодействии учителя и учащегося, обучающего и обучаемого. Педагогика и методика образования накопили значительный багаж форм и методов обучения – то есть способов передачи знаний учащимся. Содержание образования и конкретно – программы каждого из предметов – остаются почти неизменными в исторически обозреваемом отрезке времени. Стало быть, то,  что является задачей учителя – это найти оптимальные формы и методы обучения в конкретной группе учащихся с учетом  возрастных и психологических особенностей и возможностей каждого учащегося. В зависимости от того, насколько адекватно будут найдены и применены эти формы и методы, зависит результат обучения.

В шестидесятые годы ХХ века понятия «формы и методы обучения» обогатились еще одним существенным дополнением -  средства обучения. Именно этот компонент образовательного процесса в последнее время привлекает, пожалуй, самое большое внимание педагогов. Раньше, когда использование технических средств (например, диапозитивов или фильма) диктовалось лишь желанием учителя, все однозначно оценивали положительно такое включение в урок различных ТСО. Попытки же глобального охвата школ этими техническими средствами преподавания  успеха не имели. Речь идет о том, что трансляция учебных телевизионных уроков по разным предметам, проводимая еще в Советском Союзе, широкого использования  в школе не получила, хотя расписание учебных предметов выстраивалось таким образом, чтобы они совпадали со временем выхода в эфир образовательной программы по соответствующему предмету. Негативное отношение учителей объяснялось такими моментами: они не всегда успевали «подогнать» темпы изучаемого материала к ритму, задаваемому телевидением; им было заметно, что не все учащиеся понимают то, о чем говорится в телеуроке, в результате чего приходилось еще раз объяснять один и тот же материал; роль учителя на таком уроке часто сводилась лишь к тому, чтобы следить за дисциплиной в классе, не позволяя ученикам отвлекаться во время просмотра и т.д. Учащихся так же часто не устраивал такой урок, поскольку им было тяжело сидеть и смотреть целый  урок на экран, ведь в традиционном преподавании учитель использует разные виды деятельности, что снимает усталость, обеспечивает активную работу на протяжении всего урока. Кроме того, учащимся было неинтересно слушать «говорящую голову», то же самое им мог бы в живом общении рассказать свой учитель. Таким образом были выявлены основные недостатки введения в структуру урока образовательной информации, зафиксированной на специальном носителе.

Телеуроки можно рассматривать и как первую попытку коллективного использования в образовании сетевых ресурсов. Здесь сразу следует отметить, что появление компьютерных и интернет-технологий избавило ЭИР от двух недостатков подобного способа работы: заданного темпа работы для всех обучаемых и невозможности в случае, если это необходимо, повторить часть учебной информации. Если прибавить к этому многократно возросшие возможности функций самоконтроля и обратной связи, становится понятным, почему внедрение нового типа ТСО на урок производит впечатление настоящей информационной революции. Однако здесь не мешает помнить, что ничто не возникает на пустом месте, и образовательные и воспитательные возможности ЭИР являются продолжением и развитием работы с комплексом ТСО на уроке и вне урока. Революция в технологии записи, воспроизведения, возможностей использования информации далеко не всегда ведет к кардинальным изменениям характера учебного процесса. Для этого нужны изменения в самой структуре знаний, умений, навыков работы с информацией в образовании, изменение требований к выпускникам, иная структура стандартов образования, реальная интеграция предметных областей. Иными словами, для революции в образовании прежде всего необходим переход от школы знаний к школе умений. Именно это откроет широкие перспективы для полноценного  использования возможностей ЭИР в учебном процессе.
Однако для этого необходимы рассмотрение и учет всго накопленного опыта использования ТСО в образовании, чтобы не совершать заново наиболее очевидных ошибок.

Возвращаясь к истории использования экранных ТСО в образовании, неправомерно было бы утверждать, что новое техническое средство – телевидение – не имело ничего положительного. Учителя отмечали, что благодаря телевидению они могут обогатить свой урок уникальным аудиовизуальным материалом, помогающим создать определенную атмосферу на уроке. Если бы тогда была распространена видеозапись, очевидно, учителя стали бы просто записывать эти телеуроки, чтобы использовать фрагменты из них на своих занятиях, как и произошло несколько позже. Но эти события не совпали во времени: тогда не было видеозаписи, а сейчас не транслируют телеуроки. Уже в то время создатели учебных телепередач искали разные формы подачи материала, совершенствовали композицию таких передач, искали оптимальную их форму. Но в связи с низкой практической эффективностью и общественными катаклизмами учебное телевидение прекратило свое существование. В настоящее время существуют коллекции видеозаписей в Медиацентрах и медиатеках, которые и восполняют эту информационную нишу. 

Рассмотрение приведенного примера наглядно показывает, что в процессе образования прежде всего должен быть учтен так называемый человеческий фактор: наличие одного лишь технического средства, основанного на самых передовых технологиях, хотя и необходимый, но еще не достаточный аргумент в пользу того, что передовые технологии однозначно лучше и должны занять ведущее место в образовании. Учет человеческого фактора столь же необходим, как и создание нового средства обучения. Более того, наилучшие, перспективные начинания могут быть обречены на неудачу, если не  учитывается человеческий фактор и менталитет, не берется во внимание характер функционирования этого средства обучения в конкретно-исторической обстановке и социально-психологической среде.

В настоящее время наблюдается очевидная недооценка человеческого фактора в использовании электронных ресурсов. Здесь оказывается недостаточным дать только методику использования мультимедиа на уроке или  проектной деятельности с подключением Интернет-технологий. Необходимо изменить сам образ мышления учителя, сделать его «открытым» для общения, использования новой информации.

Все сказанное вполне относится и к новым электронным технологиям. Их место в образовании,  содержание и эффективность требуют тщательной научной проверки не с целью выявления лишь  их негативных сторон, а с целью определения оптимальных способов их применения, отработки их содержания и качества исполнения.  Нужно изучить и экспериментально проверить оптимальные формы таких пособий, учитывающих не только содержательную, но и методическую стороны подачи учебного материала.

В  российской педагогике еще нет достаточного материала для всестороннего анализа опыта использования  электронных технологий  в широкой школьной и вузовской образовательной практике. Имеется лишь опыт работы отдельных педагогов и образовательных учреждений в этом направлении. Однако современный уровень научных педагогических знаний позволяет с достоверностью предполагать о том, каким требованиям должны соответствовать электронные образовательные ресурсы.

Основанием для такого утверждения служит прежде всего многолетний опыт работы по изучению взаимодействия учащихся с экранными видами искусства (кино, телевидение, видео), в том числе и с  экранными учебными пособиями. Этот опыт с полным основанием может быть использован в разработке, анализе и оценке электронных пособий, потому что по способу своего функционирования эти пособия – экранные, способ подачи информации и ее преобразование связаны с экранным образом. Все содержание раскрывается посредством аудиовизуального «текста» - движущегося и озвученного изображения на плоскости экрана. Поэтому данные о восприятии, усвоении информации, понимании авторской концепции экранного медиатекста могут быть с успехом применены в производстве мультимедийных ЭИР, а медиаобразовательные методики должны быть использованы для повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров.

  1   2

Похожие:

Е. А. Бондаренко Экранный образ в контексте применения цифровых технологий iconСтатья опубликована журнале Физическое образование в вузах, 2011, Т. 17, N 1, с. 59-67
Серия научных статей, отражающих новые подходы к преподаванию физики на базе цифровых технологий в контексте реализации национальной...
Е. А. Бондаренко Экранный образ в контексте применения цифровых технологий iconПедагогические аспекты формирования коллекций цифровых образовательных ресурсов
...
Е. А. Бондаренко Экранный образ в контексте применения цифровых технологий iconТ ехнология применения цифровых образовательных ресурсов в изучении элементов комбинаторики и теории вероятностей
Технология применения цифровых образовательных ресурсов в изучении элементов комбинаторики
Е. А. Бондаренко Экранный образ в контексте применения цифровых технологий iconУчебный курс «цифровые сети связи. Основы проектирования и построения»
Интернет, а также на усвоение основ выбора архитектуры, разработки топологии, применения оптических кабелей, аппаратуры цифровых...
Е. А. Бондаренко Экранный образ в контексте применения цифровых технологий iconЭффективность применения цифровых изображений в компьютерной стеганографии
Реферат на тему: «Эффективность применения цифровых изображений в компьютерной стеганографии» 4
Е. А. Бондаренко Экранный образ в контексте применения цифровых технологий iconКурсовая работа по дискретной математике и прикладной теории цифровых автоматов предназначена для выработки у студентов умений и навыков применения основных теоретических положений курса в практической работе по синтезу цифровых управляющих устройств
Ять цифровое управляющее устройство на операционный и управляющий автоматы
Е. А. Бондаренко Экранный образ в контексте применения цифровых технологий iconПрименение интегрированной среды ieeds-2000 для сквозной совместной разработки программного и аппаратного обеспечения встроенных цифровых систем
Глобальной тенденцией в 90-х годах стало взрывное расширение сферы применения встроенных цифровых систем (вцс). Потребительская электроника,...
Е. А. Бондаренко Экранный образ в контексте применения цифровых технологий icon«Использование специализированных программных средств для создания цифровых образовательных ресурсов сложной структуры»
А, формирование технологической компетентности в области разработки цифровых образовательных ресурсов, а также обеспечение современного...
Е. А. Бондаренко Экранный образ в контексте применения цифровых технологий iconКраткий обзор методов исследования спектра выходных колебаний цифровых вычислительных синтезаторов
Тегральных технологий привели к появлению и интенсивному развитию цифровых вычислительных синтезаторов (цвс), которые, обладая рядом...
Е. А. Бондаренко Экранный образ в контексте применения цифровых технологий iconБібліографічний покажчик нової літератури
Бондаренко, М. Ф. Алгоритмічні мови та програмування : конспект лекцій. Частина Основи програмування мовою C++ / М. Ф. Бондаренко,...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница