Программа курсов повышения квалификации профессорско-преподавательского состава по направлению «Современные технологии в образовании. Преподаватель дистанционного обучения»




НазваниеПрограмма курсов повышения квалификации профессорско-преподавательского состава по направлению «Современные технологии в образовании. Преподаватель дистанционного обучения»
Дата29.01.2013
Размер113 Kb.
ТипПрограмма
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

ТОМСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Институт инженерной педагогики




УТВЕРЖДАЮ:

Проректор по УР

______________ И.Е. Никулина

«____» _____________ 2009 г.


ПРОГРАММА


курсов повышения квалификации профессорско-преподавательского состава

по направлению «Современные технологии в образовании.

Преподаватель дистанционного обучения»

(в рамках приказа МОиН от 01.12.2008 г. № 1780)


ОБЪЁМ УЧЕБНОЙ НАГРУЗКИ


Виды занятий


Количество

учебных часов

Лекции

26

Практические занятия

46

ВСЕГО:

72

Итоговая аттестация

2



г. Томск

2009

1. Цели и задачи

Основной целью повышения квалификации по направлению «Информационно-коммуникационные технологии» (специализация Преподаватель дистанционного обучения) является формирование у преподавателей вузов системных представлений об основных дидактических моделях, организационных формах, методах и средствах дистанционного образования, овладение ими приемов, средств и методов разработки электронных дидактических материалов, а также активное их применение в образовательном процессе вуза.

В соответствие с основной целью, обучение на курсах повышения квалификации по данной специализации ориентировано на решение следующих задач:

  • расширение представлений слушателей курсов о возможностях совершенствования содержания, форм и методов обучения в вузе с помощью ИКТ;

  • ознакомление с историческими факторами возникновения и этапов развития ДО, с отечественным и зарубежным опытом использования систем ДО;

  • знакомство с современными программными средствами, обеспечивающими дистанционное обучение и используемыми в учебном процессе в российских и зарубежных высших учебных заведениях,

  • знакомство с электронными дидактическими средствами, разработанными в ИДО ТПУ, предназначенными для организации учебного процесса по заочной форме обучения с использованием дистанционных технологий;

  • обучение преподавателей проектированию и внедрению в учебный процесс электронных дидактических средств и инновационных методов обучения;

  • развитие и совершенствование методических приемов чтения лекций с использованием спутникового телевизионного канала;

Категория слушателей — профессорско-преподавательский состав образовательных учреждений высшего профессионального образования.

Формы и методы организации обучения построены на основе интенсивных технологий обучения и позволяют преподавателям познакомиться с новыми методами и технологиями обучения, а также приобрести соответствующие практические навыки.



  1. ПЕРЕЧЕНЬ ДИСЦИПЛИН И РАЗДЕЛЫ (НАИМЕНОВАНИЯ ТЕМ)

      1. Содержание программы



      2. 2.1.1. Основные понятия дистанционного обучения.

      3. Понятия дистанционного образования (ДО) и дистанционного обучения. ДО – как прообраз образовательной технологии ХХI века. Исторические факторы возникновения, этапы развития ДО. Корреспондентная и трансляционная модели ДО. Отечественный и зарубежный опыт разработки и использования систем ДО. Заочное образование – как разновидность ДО.

      4. 2.1.2. Технологии дистанционного обучения.

      5. Основные технологии: кейсовые, телекоммуникационные и сетевые (Интернет). Специфика применения дистанционных технологий по сравнению с традиционными технологиями обучения. Цели и задачи деятельности преподавателей и тьюторов. Международные стандарты дистанционного образования.

      6. 2.1.3. Интернет как средство дистанционного обучения.

      7. Дидактические свойства сети Интернет: публикация учебно–методической информации в гипермедийном варианте, педагогическое общение между субъектами и объектами учебного процесса в реальном и отложенном времени, открытый во времени и пространстве дистанционный доступ к информационным ресурсам. Преимущества и особенности использования Интернет в образовании.





      8. 2.1.4. Организация обучения через Интернет.

      9. Воздействие применяемых Интернет-приложений на успеваемость обучающихся, ориентированность процесса преподавания на обучающегося, выбор обучающимся темпа прохождения курса, изменение роли преподавателя и изменение модели поведения обучающегося, повышение степени интеллектуальной автономии обучающихся, повышении мотивации к обучению и уверенности в себе.

      10. 2.1.5. Методы обучения и совместной деятельности.

      11. Информационно-рецептивный, репродуктивный, проблемное изложение, эвристический и исследовательский методы обучения. Возможности для взаимодействия друг с другом и с преподавателем, выравнивание прав участников коллективного проекта вне зависимости от их статуса, оперативное реагирование на нужды обучающихся, особое внимание индивидуальным особенностям студентов и их сферам интересов, развитие навыков коллективной работы, эффективное проведение форумов. Психолого-педагогические проблемы специфической деятельности преподавателей в виртуальной образовательной среде.

      12. 2.1.6. Методология проектирования и реализации в учебном процессе мультимедийных дидактических средств.

      13. Концепция мультимедийного учебно-методического комплекса: состав, структура, назначение. Вариативное использование в очном, заочном и дистанционном обучении. Электронный конспект лекций: принципы конструирования и применения. Основы восприятия экранной информации. Роль мультимедийности и интерактивности. Анимация, «живые» графики, видеофрагменты.

      14. 2.1.7. Электронные учебные материалы: учебники, учебные пособия, репетиторы и тренажеры: назначение, основные компоненты, проблемы интерфейса и навигации. Интерактивность и открытость электронных учебных форм. Примеры построения ЭУП. Возможности среды Tool-book в создании электронных учебников.

      15. 2.1.8. Компьютерные лабораторные практикумы: назначение, преимущества и ограничения виртуальных работ, средства создания. Примеры используемых комплексов. Видеолекции и телекурсы: типология, преимущества и ограничения. Методология подготовки видеолекции. Спутниковое учебное телевидение и телепорталы.

      16. 2.1.9. Программные средства поддержки учебного процесса с использованием дистанционных технологий. Компоненты программных комплексов поддержки учебного процесса. Обзор Российских и зарубежных средств. Основные возможности системы «Электронный институт». Обзор сайта преподавателя ИДО. Использование сайта преподавателя ИДО при проведении консультаций со студентами, обучающимися в обособленных структурных подразделениях ТПУ. Технические аспекты организации и проведения телелекций.

      17. 2.1.10. Организация и функционирование диспетчерской службы поддержки дистанционного обучения. Технология стимулирования активности студентов при дистанционном обучении. Проведение чат-консультации. Этапы работы и проведение лабораторно-экзаменационной сессии студентов-инвалидов. Анализ проблем и пути их решения.

      18. 2.1.11.Анализ качества дистанционного образования и система контроля знаний. Формальные подходы к оценке качества дистанционного образования. Педагогический контроль. Предмет и объект контроля. Основные термины и понятия педагогического контроля. Современное понимание педагогических тестов учебных достижений, как измерительных инструментов. Тестирование, как метод педагогического измерения.



2.2. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ВРЕМЕНИ ПО ТЕМАМ

Темы


Количество часов

2.1.1.

6

2.1.2.

4

2.1.3.

6

2.1.4.

4

2.1.5.

6

2.1.6.

8

2.1.7.

4

2.1.8.

6

2.1.9.

10

2.1.10.

10

2.1.11.

8


2.3. ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ




Темы практических занятий

Количество часов



Знакомство с системами ДО

4



Нормативно-правовая база системы ДО. Требования к преподавателю дистанционного обучения.

2



Основы работы в системе дистанционного образования. Подготовка учебно-методических материалов.

4



Использование сайта ИДО для размещения учебно-методических материалов. Практика структурирования модулей.

4



Практическое освоение компонентов мультимедийного учебно-методического комплекса учебной дисциплины

4



Методика создания электронного конспекта лекции средствами

MS Power Point

6



Системы проведения видеоконференций и чтения телелекций

2



Администрирование персональным сайтом преподавателя. Назначение и проведение чат-консультаций.

6



Проведение чат-консультаций со студентами филиалов и представительств

4



Организация процесса обучения студентов с ограниченными возможностями по здоровью. Подготовка семестровых заданий.

2



Анализ проблем и трудностей с внедрением дистанционного образования. Проведение промежуточного тестирования и возникающие проблемы.

8



2.4. ТЕМАТИКА И ФОРМЫ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ РАБОТЫ


2.4.1. Знакомство с системами ДО (по выданному списку ссылок);

2.4.2. Работа с нормативно-правовой базой системы ДО.

2.4.3. Знакомство с учебно-методической литературой и монографиями по проектированию и использованию компьютерных дидактических средств в педагогическом процессе вуза. Индивидуальные консультации с преподавателем.


2.5. ТЕМАТИКА ИТОГОВЫХ РАБОТ


2.5.1. Применение дистанционных технологий в учебной деятельности Вашего вуза.

2.5.2. Подготовка и применение электронного конспекта лекции по преподаваемому слушателем курсу на принципах эргономики и дидактики (структурирование, оформление, наглядность, гиперссылки) средствами Microsoft PowerPoint.

2.5.3. Применение технологии тестирования в дистанционном обучении.


3. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ


3.1. Основная литература

Дистанционное образование в России: постановка проблемы и опыт организации / Дайджест. – М., 2001.

Овсянников В.И., Густырь А.В. Введение в дистанционное образование / Учебное пособие для системы повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов. – М., 2001.

Овсянников В.И., Гури-Розенблит С. Технологизация дистанционного образования / Учебное пособие для системы повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов. М., 2002.

Открытое образование: предпосылки, проблемы, тенденции развития/ Под.ред.В.П.Тихомирова. – М., МЭСИ, 2000.

Стародубцев В.А. Компьютерные и мультимедийные технологии в естественнонаучном образовании: Монография. – Томск: Дельтаплан, 2003. – 224 с.

Виленский В.Я., Образцов П.И., Уман А. И. Технологии профессионально–ориентированного обучения в высшей школе: Учебное пособие / Под. ред. В.А. Сластенина. – М.: Педагогическое общество России, 2004. – 192 с.

Доманова С.Р. Новые информационные технологии в образовании. – Ростов-на-Дону: РГПУ, 1995. – 112 с.

Андреев А.А. Дидактические основы дистанционного обучения http://aqua.iefb.agtu.ru/dist/Biblio/Dissert/dissert_Andreev/nav_2_3.htm

Капустин В. А. Инструментальные средства технологического обеспечения и платформы дистанционного обучения // Открытое образование.-2003.-№1.- С. 23-38

Тихомиров В. П., Кондратьев В. К., Филинов Е.Н., Бойченко А. В. Открытые информационные системы дистанционного обучения – основа открытого образования // Открытое образование.- 2001.-№3.-C. 9 –15


3.2. Дополнительная литература

Методика применения дистанционных образовательных технологий (дистанционного обучения) в образовательных учреждениях высшего, среднего и дополнительного профессионального образования Российской Федерации. Приказ Минобрнауки России № 4452 от 18 декабря 2002 г

Временные требования, предъявляемые к образовательным учреждениям среднего, высшего и дополнительного профессионального образования при проведении лицензионной экспертизы. Подписаны 04 декабря 2003 г.

О порядке разработки и использования дистанционных образовательных технологий. Приказ Минобрнауки России № 63 от 01 марта 2005 г

Об использовании дистанционных образовательных технологий. Приказ Минобрнауки России № 137 от 06 мая 2005 г

Новые педагогические и информационные технологии в системе образования/ Под ред. Е.С.Полат / - М. , 2000.

Дистанционное обучение. Учебное пособие для вузов /Под ред. Е.С.Полат – М., 1998.

Монахов В.М. и др. Новая дидактика: технология проектирования современной модели дистанционного образования / Под ред. В.И.Овсянникова. - Учебное пособие для системы повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов. М., 2002

Андреев А.А, Солдаткин В.И Дистанционное обучение: -М.: МЭСИ,1999.

Российский портал открытого образования: обучение, опыт, организация / Отв. ред. В.И. Солдаткин. – М.: МГИУ, 2003. – 508 с.

Троян Г.М. Универсальные информационные и телекоммуникационные технологии в дистанционном образовании / Учебное пособие для системы повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов. – М., 2002.

Троян Г.М. Технология стимулирования активности и поддержки обратной связи в сетевом обучении. // Материалы Всерроссийск. конф. Москва, 23-24 апр. 2003 — М.: Изд-во МЭСИ, 2003 — 402 с., С. 293-300.

Учебно-методический комплекс для системы дистанционного образования. Методические рекомендации преподавателям / Отв. ред. Ю.Г.Круглов. М.: РИЦ «Альфа» МГОПУ им. М.А.Шолохова, 2003

Майоров А. Н. Теория и практика создания тестов для системы образования. (Как выбирать, создавать и использовать тесты для целей образования). — М., 2000. - 352 с.

Челышкова М. Б., Савельев Б. А. Методические рекомендации по разработке педагогических тестов для комплексной оценки подготовленности студентов в вузе. М.: ИЦ, 1995.


3.3. Пособия и методические указания

Стародубцев В.А. Компьютерные и мультимедийные технологии в естественнонаучном образовании. – http://www.lib.tpu/fulltext/m/2003/m15.pdf

Стародубцев В.А., Федоров А.Ф. Подготовка и чтение лекций с использованием спутникового телевизионного канала: Учеб.-метод. пособие. – Томск: Изд-во ТПУ, 2005. – 56 с.

Стародубцев В.А. Электронная физическая лаборатория. – Компакт-диск. – Томск: ИДО ТПУ, 2003.

Стародубцев В.А. Концепции современного естествознания: Электронное учебное пособие. – Компакт-диск. – Томск: ИДО ТПУ, 2002.

Стародубцев В.А. Концепции современного естествознания: Видеолекция. – Томск: ИДО ТПУ, 2004.


Программу составил:


___________________ В.А. Стародубцев, зав. отделением научно-методического

и технологического обеспечения образовательной деятельности ИДО ТПУ, д.п.н., профессор


Директор ИДО ТПУ С. И. Качин


Директор ИИП ТПУ М.Г. Минин




Похожие:

Программа курсов повышения квалификации профессорско-преподавательского состава по направлению «Современные технологии в образовании. Преподаватель дистанционного обучения» iconПрограмма повышения квалификации профессорско-преподавательского состава по приоритетному направлению «Современные технологии в образовании»
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Программа курсов повышения квалификации профессорско-преподавательского состава по направлению «Современные технологии в образовании. Преподаватель дистанционного обучения» iconПрограмма курсов повышения квалификации профессорско-преподавательского состава по приоритетному направлению «Современные технологии в образовании. Электронные учебные издания: создание и использование в учебном процессе»
Цель программы: подготовить слушателей к созданию и эффективному использованию электронных учебных изданий в образовательном процессе...
Программа курсов повышения квалификации профессорско-преподавательского состава по направлению «Современные технологии в образовании. Преподаватель дистанционного обучения» iconПрограмма повышения квалификации профессорско-преподавательского состава по приоритетному направлению «Информатизация образования» («Информационные и коммуникационные технологии в образовании»)
Курс предназначен для повышения квалификации преподавателей в области новых образовательных технологий
Программа курсов повышения квалификации профессорско-преподавательского состава по направлению «Современные технологии в образовании. Преподаватель дистанционного обучения» iconПрограмма повышения квалификации профессорско-преподавательского состава по приоритетному направлению «Информатизация образования» («Информационные и коммуникационные технологии в образовании»)
Курс предназначен для повышения квалификации преподавателей в области новых образовательных технологий
Программа курсов повышения квалификации профессорско-преподавательского состава по направлению «Современные технологии в образовании. Преподаватель дистанционного обучения» iconПрограмма курсов повышения квалификации профессорско-преподавательского состава по направлению: «Современная биология»
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Пущинский государственный университет с 15 октября...
Программа курсов повышения квалификации профессорско-преподавательского состава по направлению «Современные технологии в образовании. Преподаватель дистанционного обучения» iconПрограмма повышения квалификации профессорско-преподавательского состава по направлению
«Информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности преподавателя»
Программа курсов повышения квалификации профессорско-преподавательского состава по направлению «Современные технологии в образовании. Преподаватель дистанционного обучения» iconПараллельные вычислительные технологии
...
Программа курсов повышения квалификации профессорско-преподавательского состава по направлению «Современные технологии в образовании. Преподаватель дистанционного обучения» iconПрограмма повышения квалификации профессорско-преподавательского состава высших учебных заведений, подведомственных Минсельхозу России «Современные технологии преподавания финансово-экономических дисциплин по направлению «Экономика»
Директор Департамента научно- технической политики и образования Минсельхоза России
Программа курсов повышения квалификации профессорско-преподавательского состава по направлению «Современные технологии в образовании. Преподаватель дистанционного обучения» iconПрограмма курсов повышения квалификации профессорско-преподавательского состава по приоритетному направлению «Информационная компетентность в профессиональной деятельности преподавателя вуза. Компьютерные технологии промышленного дизайна»
Основы базовых возможностей систем трехмерного моделирования Autodesk 3ds max и Autodesk Inventor
Программа курсов повышения квалификации профессорско-преподавательского состава по направлению «Современные технологии в образовании. Преподаватель дистанционного обучения» iconПрограмма повышения квалификации профессорско-преподавательского состава «Управление качеством образования»
Повышение квалификации профессорско-преподавательского состава по созданию, мониторингу, обеспечению функционирования и оптимальному...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница