Методика изучения темы: «Элементы статистики, комбинаторики и теории вероятностей в школьном курсе математики 7- 9 классов» Из опыта работы учителя математики моу сош №5




НазваниеМетодика изучения темы: «Элементы статистики, комбинаторики и теории вероятностей в школьном курсе математики 7- 9 классов» Из опыта работы учителя математики моу сош №5
страница1/5
Дата28.01.2013
Размер0.5 Mb.
ТипДокументы
  1   2   3   4   5
1 Методика изучения темы: « Элементы статистики, комбинаторики и теории вероятностей в школьном курсе математики 7- 9 классов»

Из опыта работы учителя математики МОУ – СОШ №5

Сливко Натальи Анатольевны


О необходимости изучения в школе элементов теории вероятностей и статистики речь идет очень давно. Приведу, например, цитату более чем столетней давности:

« Приходилось слышать, что теория сочетаний и бином Ньютона предлагаются иногда, как отделы, которые можно было сократить. Соглашусь на другие сокращения, выскажусь решительно против сокращения теории сочетаний. Теория эта по – особенному значению своему принадлежит к таким отделам, преподавание которых в гимназии следует непременно сохранить и поставить в лучшие условия. Теория сочетаний представляет средство для одной из важнейших способностей ума – способности представлять явления в разных комбинациях. Эта способность нужна в жизни всякому…». Так в 1899 году попечитель Московского учебного округа профессор П.А. Некрасов на совещании по вопросам средней школы описывал значение и место в школьном образовании того, что принято называть стохастической линией в преподавании математики.

По вопросам реформирования и модернизации нынешнего школьного математического образования существует множество весьма различных мнений. При этом среди вопросов о содержании школьной математики никто не подвергает сомнению необходимость включения стохастической линии в школьный курс, поскольку именно изучение и осмысление теории вероятностей и стохастических проблем развивает комбинаторное мышление, так нужное в нашем перенасыщенном информацией мире

Все мы довольно часто говорим «это невероятно», «более вероятно, что ..», « это мало вероятно», « можно утверждать со стопроцентной вероятностью, что …», когда пытаемся спрогнозировать наступление того или иного события. При этом мы опираемся на интуицию, жизненный опыт, здравый смысл и т. п. Но очень часто такие приблизительные оценки оказываются недостаточными: бывает важно знать, на сколько или во сколько раз совершение одного случайного события вероятнее другого. Иными словами, нужны точные количественные оценки, надо уметь численно характеризовать возможность наступления того или иного события. Раздел математики, посвященный исследованию количественных оценок случайных событий называется теорией вероятностей.

Её основателями считают Пьера Ферма и Блеза Паскаля. Эти французские ученые

17 века первыми нашли ключ к составлению количественной оценки вероятности события. Они использовали метод, который позже был назван комбинаторным анализом, или, проще, комбинаторикой.

Приведу пример, который иллюстрирует все вышесказанные слова.

Начальник написал 10 различных писем и поручил своему помощнику подписать 10 конвертов с нужными адресами. Тот так и сделал, но дальнейшее перепоручил секретарше. Она выполнила это ответственное задание формально, то есть разложила письма по конвертам, не обращая внимания на адреса. Какова вероятность

2

того, что ни одно письмо не попало в нужный конверт? Ответ оказывается на удивление большим: вероятность такой масштабной ошибки превышает 36%!

Раздел математики : «Элементы логики, комбинаторики, статистики и теории вероятностей» в школьный курс введен совсем недавно. Введение этих вопросов – веление времени. Для учителей этот раздел новый, все когда – то изучали эти вопросы в институте, но это было давно и учили нас, а теперь нам надо вспомнить

( можно сказать: выучить заново) и научить своих учеников.


Стохастическая линия в преподавании математики вводилась постепенно.

В 2002 - 2003 учебном году в курс алгебры 7 класса ввели тему «Элементы статистики», которая была рассчитана на 4 часа, и предлагалось ее изучать в конце учебного года за счет уроков повторения. В дальнейшем в 2003 – 2004 учебном году уже в 7 – 8 классах, а с 2004 – 2005 учебного года в 7 – 9 классах изучается тема

« Элементы статистики, комбинаторики и теории вероятностей». Рассмотрение этих вопросов также планировалось в конце учебного года, что было не очень удачным. Каждый учитель знает как трудно воспринимают дети новые темы в мае месяце.

В декабре 2007 года впервые в краевые диагностические работы были включены задачи по комбинаторике.( у меня не было тогда 9 класса).

В 2010 в апрельскую краевую диагностическую работу также включили задачи по комбинаторике ( 38% учащихся 9 «А» класса справились с решением этих задач). При проведении ГИА по алгебре в 9классах в 2010 году были включены задания по статистике и теории вероятностей. ( 84% учащихся 9 «А» верно выполнили эти задания)

В демоверсию ГИА по математике 9 класса 2011 года также входят такие задачи.

В 2010 – 2011 учебном году вопросы стохастической линии распределены следующим образом:


Касс

Количество

часов

Сроки

проведения

7

4

октябрь

8

5

апрель

9

10

март



Из таблицы видно, что сроки проведения уроков боле подходящие, чем прежде.

Когда только вводили стохастическую линию в школьный курс то в учебниках материала по этим темам не было, потом появились отдельные брощюры . как дополнение к учебникам алгебры: А.Г. Мордкович, П.В. Семенов « События. Вероятности. Статистическая обработка данных. 7 – 9 классы » издательство Мнемозина 2005г;


3

Ю.Н. Макарычев , Н.Г. Миндюк « Элементы статистики и теории вероятностей. Алгебра 7 – 9 классы» издательство Просвещение 2008 г.

Позже эту информацию поместили в новые учебники В учебниках Мордковича - в 2008 году, а в учебниках Макарычева в 2010 году.

Я предлагаю учителям района свой опыт преподавания этих вопросов. Мною разработано 13 уроков, где подробно расписана методика изучения, закрепления нового материала, а также предложены самостоятельные работы в тестовой форме для проверки полученных знаний. Представлены решения всех задач, которые даются учащимся на уроке и дома, даны ответы ко всем тестовым самостоятельным работам. Также предлагаю презентации, которые удалось отыскать в Интернете, это опыт других учителей, я его использовала при проведении своих уроков. Этот материал я собрала в одну папку, систематизировала. Каждый учитель может творчески переработать предложенные версии и применять на своих уроках

Надеюсь, что моя работа поможет учителям при подготовке и проведении уроков

стохастической линии.


Начну с 7 класса, там по плану на тему « Статистические характеристики» отводится 4 часа


1 урок. Тема « Среднее арифметическое, размах и мода»

Цель: Познакомить с этими понятиями, научить их находить

В начале урока сообщаю детям что такое статистика

Статистика наука, которая занимается получением, обработкой и анализом количественных данных о разнообразных массовых явлениях, про исходящих в природе и обществе.

( Этот термин можно дословно понимать так : статистика- состояние, положение вещей)

Сегодня мы познакомимся с некоторыми статистическими характеристиками:

1 Среднее арифметическое ряда чисел – это частное от деления суммы этих чисел на число слагаемых.


Можно в тетрадях сделать такую запись:

Среднее арифметическое = (сумма чисел : количество чисел)

Среднее арифметическое ряда чисел - результат после деления суммы чисел на их количество

Пример1. Выделили группу из семиклассников и попросили отметить в определнный день время (мин), затраченное на выполнение домашнего задания по алгебре. Получили такие данные: 23, 18, 25, 20, 25,25, 32, 37, 34 , 26, 34, 25.


4

Найдем сколько минут в среднем учащиеся затратили на выполнение домашнего задания по алгебре ( 23 + 18 + 25 + 20 + 25 + 25 + 32 + 37 + 34 + 26 + 34 + 25 ): 12 = =324 : 12 = 27 мин.

27 – среднее арифметическое рассматриваемого ряда


Где применяют среднее арифметическое: В сельском хозяйстве на фермах, если все количество молока (в литрах) , полученное за сутки делят на количество коров , то узнают среднесуточный удой от одной коровы. Среднюю урожайность пшеницы с 1га находят так: весь полученный урожай пшеницы (в центнерах) делят на площадь полей, засеянных этой культурой (в га). Средняя выработка рабочего бригады за смену = ( работа всей бригады) : (количество рабочих)

Но иногда вычисление среднего арифметического не дает полезной информации. Например: Нецелесообразно использовать такие данные как: средняя температура больных в терапевтическом отделении, средний размер обуви, который носят учащиеся школы, средняя урожайность зерновых и бахчевых культур в фермерском хозяйстве

Далее ввожу очень важное понятие

Упорядоченный ряд чисел – такой ряд, в котором каждое последующее число не меньше (или не больше) предыдущего ( другими словами расположить числа в порядке возрастания )

Если ряд упорядочен, то легко находить следующие характеристики: размах и моду


Опр. Размахом ряда чисел называется разность между наибольшим и наименьшим из этих чисел.


Пример2 В течение суток отмечали каждый час температуру воздуха в ст Старовеличковской в ноябре 2010 года

7, 7, 6, 6, 5. 5, 6, 7, 9, 11, 13, 16, 18, 20, 22, 21, 18, 15, 13, 10, 9, 9, 8, 8.

Найдите среднее арифметическое и размах этого ряда


Решение .

1) Упорядочим данный ряд, получим

5, 5, 6, 6, 6, 7, 7, 7, 8, 8, 9, 9, 9, 10, 11, 13, 13, 15, 16, 18, 20, 21, 22, 22.


2). Найдем среднее арифметическое

(2 ∙ 5 + 6 ∙3 + 7 ∙ 3 +8 ∙2 + 9 ∙ 3 + 10 +11+ 13 ∙ 2 + 15 + 18 + 20 + 12 + 22 ∙ 2) : 24 =

=248 : 24 = 10,3

3) Размах ряда чисел равен 22 – 5 = 17

Среднее арифметическое показывает какова среднесуточная температура воздуха, а размах характеризует колебание температуры в течение этих суток.

Опр. Модой ряда называется число, наиболее часто встречающееся в данном ряду.

Ряд чисел может иметь более одной моды, а может не иметь моды совсем.


Пример3. Найти моду и размах следующих числовых рядов:

5

а) 12, 14, 13, 15, 16, 17, 19.

б) 47, 46, 50, 52, 47, 52, 49, 45.

в) 69, 68, 66, 70, 74, 63, 74, 72.


Решение


Каждый из этих рядов сначала упорядочим, а затем найдем моду и размах

а) 12, 13, 14, 15, 16, 17, 19.

моды у этого ряда нет, размах равен 19 – 12= 7

стр. 3

б) 45, 46, 47, 47, 49, 50, 52, 52.

у этого ряда две моды : 47 и 52.

52 – 45 = 7 – размах ряда

в) 63, 66, 68, 69, 70, 72, 74, 74.

число 74 – мода ряда,

74 – 63 = 11 размах ряда

Примеры 1-3 разбираем вместе с учащимся, они помогают упорядочить ряд, найти среднее арифметическое , моду и размах . Все примеры записываются в тетрадь.


В оставшееся на уроке время решаем подобные задания, с целью закрепления полученных знаний

Теперь уже кто- то из уч-ся решает предложенные упражнения у доски, а остальные в тетрадях. Решаем с комментариями, ссылаясь на определения новых понятий


168 . Найдите среднее арифметическое, размах и моду ряда чисел:

а) 32, 26, 18, 26, 15, 21, 26; б) 21,18,5,25,3,18,5,17,9;

в) 67,1, 68,2, 67,1, 70,4, 68,2; г) 0,6, 0,8, 0,5, 0,9, 1,1.

Домашнее задание : Выучить определения, решить №169, №177 по учебнику Ю. Н. Макарычева


2 урок. Тема « Среднее арифметическое, размах и мода»

Цель: Закрепление знаний учащихся, проверка умений и навыков находить среднее арифметическое, размах и моду ряда.


В начале урока обязательно проверяем домашнее задание. Решение упражнений проверяем устно. Добиваюсь, чтобы каждый ученик ответил на вопросы:

1) Что такое статистика?

2) Что такое среднее арифметическое ряда чисел?

3) Что такое упорядоченный ряд?

4) Размах ряда?

5) Мода ряда?

6

Для этого применяю групповую форму работы: класс делится на 4-5 групп, в каждой группе есть эксперт, он отвечает учителю, а затем слушает своих товарищей в группе и дает оценку их ответу, таким образом, за 7 - 10 мин все отвечают

Затем решаем вместе упражнение :

1. На соревнованиях по фигурному катанию судьи поставили спортсмену

следующие оценки:

5,2, 5,4, 5,5, 5,4, 5,1, 5,1, 5,4, 5,5, 5,3.

Для полученного ряда чисел найдите среднее арифметиче­ское, размах и моду. Что характеризует каждый из этих по­казателей?

Далее предлагаю самостоятельную работу


Самостоятельная работа


ВАРИАНТ1

1. В аттестате о среднем образовании у вы­пускника школы - оказались следующие оценки: 4, 4, 5, 5, 4, 4, 4, 5, 5, 5, 4, 4, 5, 4, 4;

С каким средним баллом окончил школу этот выпускник? Укажите наиболее типичную для него оценку в аттестате. Какие статистические характерис­тики вы использовали при ответе?


2. Найти среднее арифметическое, размах, моду ряда чисел 321, 323, 321, 324, 319.


ВАРИАНТ2

1. В аттестате о среднем образовании у вы­пускника школы - оказались следующие оценки :3, 4, 3, 3, 3, 3, 4, 3, 3, 3, 3, 4, 4, 5, 4;

С каким средним баллом окончил школу этот выпускник? Укажите наиболее типичную для него оценку в аттестате. Какие статистические характерис­тики вы использовали при ответе?


2. Найти среднее арифметическое, размах, моду ряда чисел 253, 257, 254, 255, 254.


Ответы Вариант №1

Задание1

Упорядочим ряд 4,4, 4, 4 ,4, 4,4, 4, 4, 5, 5, 5, 5, 5, 5.

( 4∙9 + 5∙ 6 ) : 15 = 66: 15 = 4,4 – средний балл аттестата

4- типичная оценка

При ответе использовали : среднее арифметическое и моду ряда

Задание2

Упорядочим ряд 319, 321, 321,323, 324.

( 319 + 321 + 321 + 323 + 324 ) : 5 = 321,4 – среднее арифметическое

321 – мода ряда

324 – 319 = 5 – размах ряда

Вариант №2

7

Упорядочим ряд 3, 3, 3, 3, 3, 3, 3, 3, 3, 4, 4, 4, 4, 4, 5

( 3 ∙ 9 + 4 ∙5 + 5 ) : 15 = ( 27 + 25 ) : 15 = 52 : 15 = 3,46

3 – типичная оценка

При ответе использовали : среднее арифметическое и моду ряда

Задание2

Упорядочим ряд 253, 254, 254, 255, 257.

( 253 + 254 + 254 + 255 +257 ) : 5 = 254,6 - среднее арифметическое

254 – мода ряда

257 – 253 = 4 - размах ряда


Проверку самостоятельной работы можно провести сразу или собрать тетради для проверки . Все будет зависеть от темпа работы класса и отдельных учащихся.

Обычно кто быстро решает, тот получает оценку сразу, кто медленнее, те узнают оценку на следующий урок.


Домашнее задание №171, 172,180


3 урок. Тема: « Медиана как статистическая характеристика»

Цель: Познакомить уч-ся с медианой как статистической характеристикой, научить находить медиану


1.После проверки домашнего задания и выставления оценок за самостоятельную работу ( 10- 12 мин), приступаю к объяснению нового материала


Опр. Медианой упорядоченного ряда чисел с нечетным числом членов называется число, записанное посередине

Опр. Медианой упорядоченного ряда с четным числом членов называется среднее арифметическое двух чисел, записанных посередине.

Опр. Медианой произвольного ряда чисел называется медиана соответствующего упорядоченного ряда.


Пример 1. В таблице показан расход электроэнергии в январе жильцами 9 квартир:


Номер квартиры

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Расход электроэнергии, кВт ∙ ч

85

64

78

93

72

91

72

75

82

Найдите медиану указанного ряда чисел.


Решение. Составим из данных, приведенных в таблице, упорядоченный ряд:

8

64, 72, 72, 78,82, 85, 91,93.

В полученном упорядоченном ряду девять чисел – нечетное число членов. Посередине находится пятый член ряда – это 78. Значит, медиана данного ряда равна 78.

Ответ: 78.


Пример 2. В таблице показан расход электроэнергии в январе жильцами 10 квартир:


Номер квартиры

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Расход электроэнергии, кВт ∙ ч

85

64

78

93

72

91

72

75

82

88



Найдите медиану указанного ряда чисел.

Решение. Составим из данных, приведенных в таблице, упорядоченный ряд:

64, 72, 72, 78,82, 85, 88, 91,93.

В этом числовом ряду четное число членов и имеются два числа, расположенные в середине ряда: 78 и 82. Найдем среднее арифметическое этих чисел: . Число 80, не являясь членом ряда, разбивает этот ряд на две одинаковые по численности группы, поэтому говорят, что число 80 медиана данного упорядоченного ряда, а также исходного ряда данных, записанных в таблице.

Ответ: 80.

Для закрепления нового материала решаем подобные задания из учебника

  1   2   3   4   5

Похожие:

Методика изучения темы: «Элементы статистики, комбинаторики и теории вероятностей в школьном курсе математики 7- 9 классов» Из опыта работы учителя математики моу сош №5 iconРабочая программа по алгебре в 11 а классе учителя математики Медведевой Галины Сергеевны на 2010 2011 учебный год
«Алгебра», «Функции», «Уравнения и неравенства», «Геометрия», «Элементы комбинаторики, теории вероятностей, статистики и логики»,...
Методика изучения темы: «Элементы статистики, комбинаторики и теории вероятностей в школьном курсе математики 7- 9 классов» Из опыта работы учителя математики моу сош №5 iconМетодические подходы введения в содержание математического образования основной школы элементов комбинаторики, статистики и теории вероятностей о введении элементов комбинаторики, статистики
Российского образования в содержание школьного математического образования внесены изменения: впервые в курс основной и средней школы...
Методика изучения темы: «Элементы статистики, комбинаторики и теории вероятностей в школьном курсе математики 7- 9 классов» Из опыта работы учителя математики моу сош №5 iconПримерная программа стохастической линии в основной школе
В стандарт 2004/05 г г уже включены элементы комбинаторики, вероятности и статистики. Предлагается изучение элементов комбинаторики,...
Методика изучения темы: «Элементы статистики, комбинаторики и теории вероятностей в школьном курсе математики 7- 9 классов» Из опыта работы учителя математики моу сош №5 iconРабочая программа учебного предмета учителя моу– Старомихайловской средней общеобразовательной школы
«Алгебра», «Функции», «Уравнения и неравенства», «Геометрия», «Элементы комбинаторики, теории вероятностей, статистики и логики»,...
Методика изучения темы: «Элементы статистики, комбинаторики и теории вероятностей в школьном курсе математики 7- 9 классов» Из опыта работы учителя математики моу сош №5 iconЭлективный курс «Элементы теории множеств, логики, комбинаторики, математической статистики и теории вероятностей»
Поэтому знание основ теории множеств, логики и теории вероятностей даёт возможность учащимся определиться в профессиональной деятельности,...
Методика изучения темы: «Элементы статистики, комбинаторики и теории вероятностей в школьном курсе математики 7- 9 классов» Из опыта работы учителя математики моу сош №5 iconПояснительная записка. Общая характеристика учебного предмета При изучении курса математики на базовом уровне продолжаются и получают развитие содержательные линии
«Алгебра», «Функции», «Уравнения и неравенства», «Геометрия», «Элементы комбинаторики, теории вероятностей, статистики и логики»,...
Методика изучения темы: «Элементы статистики, комбинаторики и теории вероятностей в школьном курсе математики 7- 9 классов» Из опыта работы учителя математики моу сош №5 iconТомский государственный университет факультет прикладной математики и кибернетики утверждаю
Для изучения курса необходимо усвоение студентами теории дифференциальных уравнений, линейной алгебры, теории вероятностей, теории...
Методика изучения темы: «Элементы статистики, комбинаторики и теории вероятностей в школьном курсе математики 7- 9 классов» Из опыта работы учителя математики моу сош №5 iconМинистерство образования Республики Марий Эл
Элементы логики, комбинаторики, статистики и теории вероятностей включены в новый образовательный стандарт еще в 2004 году
Методика изучения темы: «Элементы статистики, комбинаторики и теории вероятностей в школьном курсе математики 7- 9 классов» Из опыта работы учителя математики моу сош №5 iconПлан работы гоу цо «Школа здоровья» №2000 на октябрь 2007 г
Творческая мастерская учителей математики. Теория вероятностей и элементы математической статистики
Методика изучения темы: «Элементы статистики, комбинаторики и теории вероятностей в школьном курсе математики 7- 9 классов» Из опыта работы учителя математики моу сош №5 iconКурсовая работа по самообразованию учителя математики Богдановой Светланы Вячеславовны Тема: «Логарифмы в школьном курсе математики»
Логарифмом числа с по основанию а называется показатель степени b, в которую надо возвести основание а, чтобы получить число с, т...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница