Литература 178 основная литература 180 дополнительная литература 181 приложение а 183 известные люди о нравственном воспитании 183 приложение б 184 тест «мотивы нравственного выбора»




НазваниеЛитература 178 основная литература 180 дополнительная литература 181 приложение а 183 известные люди о нравственном воспитании 183 приложение б 184 тест «мотивы нравственного выбора»
страница1/23
Дата28.01.2013
Размер3.08 Mb.
ТипЛитература
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   23


Содержание



Раздел I. ОСНОВЫ ОБЩЕЙ ПЕДАГОГИКИ 7

Тема 1. ПЕДАГОГИКА КАК НАУКА. ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ПЕДАГОГИКИ 7

Психологические методы: личностные опросники, социометрия, тесты интеллекта, тесты способностей, психоанализ, самонаблюдение, психотерапия и логотерапия. 14

Практические методы: педагогический эксперимент, ситуация свободной деятельности, самоорганизация времени, педагогическое проектирование, ситуация выбора.. 14

Тема 2. РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА 15

Содержание развития человека 16

Индивид 16

Индивидуальность 16

Личность 16

ТЕОРИИ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ В ПЕДАГОГИКЕ И ПСИХОЛОГИИ 18

Период 22

Ведущая деятельность 22

Тема 3. ДЕТСКИЙ КОЛЛЕКТИВ КАК ФАКТОР ВОСПИТАНИЯ ЛИЧНОСТИ 25

Тема 4. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА 35

Педагогический процесс имеет циклический характер. В развитии педагогического процесса можно обнаружить определенные этапы, демонстрирующие последовательность этого развития: подготовительный, основной, заключительный . 40

Раздел II. ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ВОСПИТАНИЯ 42

Тема 5. ВОСПИТАНИЕ КАК ОБЩЕСТВЕННОЕ ЯВЛЕНИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС 42

Тема 6.  РАЗВИТИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ И ФОРМИРОВАНИЕ НАУЧНОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ УЧАЩИХСЯ 49

Тема 7.  ФОРМИРОВАНИЕ НРАВСТВЕННОЙ И ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ УЧАЩИХСЯ 56

Тема 8. КОРРЕКЦИЯ ОТКЛОНЯЮЩЕГОСЯ ПОВЕДЕНИЯ И НЕУСПЕВАЕМОСТИ ШКОЛЬНИКОВ 64

Тема 9. ОСНОВЫ ЭСТЕТИЧЕСКОГО И ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ 75

Тема 10. ОСНОВЫ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ 85

Тема 11. ТРУДОВОЕ И ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ 94

Тема  12. ВАЛЕОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ УЧАЩИХСЯ 103

Тема 13. ФОРМИРОВАНИЕ НАЦИОНАЛЬНОГО САМОСОЗНАНИЯ УЧАЩИХСЯ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ 111

Тема 14. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЫ 120

Раздел III. ОРГАНИЗАЦИЯ СВОБОДНОГО ВРЕМЕНИ ШКОЛЬНИКОВ 131

Тема 15. СВОБОДНОЕ ВРЕМЯ КАК СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ 131

Досуг 137

Отдых 137

Тема 16. ВНЕКЛАССНАЯ И ВНЕШКОЛЬНАЯ ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ 142

Тема 17. КЛУБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ВИД СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С УЧАЩИМИСЯ 149

Тема 18. ДЕТСКИЕ И МОЛОДЕЖНЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ КАК ИНСТИТУТ ВОСПИТАНИЯ ЛИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКА 156

Тема 19. РАБОТА СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА В СФЕРЕ ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУЧЕБНОГО ВРЕМЕНИ ШКОЛЬНИКОВ 171

Литература 178

ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА 180

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА 181

ПРИЛОЖЕНИЕ А 183

ИЗВЕСТНЫЕ ЛЮДИ О НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ 183

ПРИЛОЖЕНИЕ Б 184

ТЕСТ « МОТИВЫ НРАВСТВЕННОГО ВЫБОРА» 184

ПРИЛОЖЕНИЕ В 185

ИЗ ИСТОРИИ ПРАВА 185

ПРИЛОЖЕНИЕ Г 186

КАРТА ИЗУЧЕНИЯ НЕУСПЕВАЮЩЕГО ШКОЛЬНИКА С ОТКЛОНЕНИЯМИ В ПОВЕДЕНИИ 186

ПРИЛОЖЕНИЕ Д 187

КАРТА ИЗУЧЕНИЯ УСЛОВИЙ И ПРОБЛЕМ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ 187

ПРИЛОЖЕНИЕ Е 188

ТЕСТ-АНКЕТА ФОНДА СПАСЕНИЯ ДЕТЕЙ ОТ НАРКОТИКОВ 188

ПРИЛОЖЕНИЕ Ж 190

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧАЩЕГОСЯ 190

ПРИЛОЖЕНИЕ И 191

ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ ЛИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКА 191

ПРИЛОЖЕНИЕ К 192

МЫСЛИТЕЛИ И ПЕДАГОГИ О СЕМЕЙНОМ ВОСПИТАНИИ 192

ПРИЛОЖЕНИЕ Л 193

АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «ПОРТРЕТ МОЕГО РЕБЕНКА» 193

ПРИЛОЖЕНИЕ М 194

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ 194

ПРИЛОЖЕНИЕ Н 195

ЗАПОВЕДИ-СОВЕТЫ О ЗДОРОВОМ ОБРАЗЕ ЖИЗНИ 195

ПОРФИРИЯ КОРНЕЕВИЧА ИВАНОВА 195

ПРИЛОЖЕНИЕ П 196

ЖУРНАЛ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ 196

ПРИЛОЖЕНИЕ Р 197

МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ КОЛЛЕКТИВНЫХ ТВОРЧЕСКИХ ДЕЛ ПО И.П. ИВАНОВУ 197

ПРИЛОЖЕНИЕ С 199

ПУТИ ПРЕОДОЛЕНИЯ КОНФЛИКТА МЕЖДУ РОДИТЕЛЯМИ И ПОДРОСТКОМ 199

ПРИЛОЖЕНИЕ Т 200

АНКЕТА 200

ПРИЛОЖЕНИЕ У 202

МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ 202

Организация и проведение диспута 202

ПРЕДИСЛОВИЕ………………………………………………… 204

Раздел I. ОСНОВЫ ОБЩЕЙ ПЕДАГОГИКИ 204

205

воспитании……………………………………...… 206

И.В. Журлова


ПЕДАГОГИКА





ОСНОВЫ ОБЩЕЙ ПЕДАГОГИКИ




ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ВОСПИТАНИЯ




ОРГАНИЗАЦИЯ СВОБОДНОГО ВРЕМЕНИ УЧАЩИХСЯ




КУРС ЛЕКЦИЙ




Мозырь 2007

УДК 371 (075.8)

ББК 74.20я73

Ж 91


Автор: И.В. Журлова, кандидат педагогических наук, доцент


Рецензенты:

кандидат педагогических наук, доцент, заместитель директора по научно-исследовательской работе Учреждения «Национальный институт образования Министерства образования Республики Беларусь»

Л.А. Худенко

кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики Учреждения образования «Брестский государственный университет им. А.С. Пушкина»

И.Г. Матыцина

кандидат педагогических наук, доцент, зав. кафедрой педагогики начального обучения Учреждения образования «Мозырский государственный педагогический университет им. И.П. Шамякина»

С.Н. Галенко


Журлова, И.В.

Педагогика: Основы общей педагогики. Теория и методика воспитания. Организация свободного времени учащихся: курс лекций для студентов днев. и заоч. от-ний пед. ун-та / И.В. Журлова. – Мозырь: УО «МГПУ им. И.П. Шамякина», 2008. – 202 с.


Предлагаемый курс лекций позволяет осуществлять подготовку студентов педагогического университета к воспитательной работе с учащимися на основе учета возросшей требовательности к организации коллективных дел, обучать молодых педагогов профессионально содействовать рациональной организации свободного времени подрастающего поколения. Этому способствует лекционный материал, представленный в девятнадцати темах, а также семнадцать приложений, в числе которых рекомендации по методике организации и проведения воспитательных мероприятий; анкета «Мое свободное время», карта изучения условий и проблем семейного воспитания школьников, тест «Мотивы нравственного выбора» и другие.

Курс лекций предназначен для студентов дневного и заочного отделений педагогических университетов, магистрантов, аспирантов, а также учителей, осуществляющих воспитательную работу в условиях образовательно-воспитательных учреждений.

ПРЕДИСЛОВИЕ


В настоящее время система образования Беларуси характеризуется рядом позитивных изменений, предусмотренных реформой средней и высшей школы. Создаваемые новые типы учебных заведений, новые учебные планы и воспитательные программы являются следствием реализации новой педагогической парадигмы, в центре которой – концепция всестороннего развития самобытной творческой личности в современном педагогическом процессе.

Все вышесказанное обосновывает актуальность и необходимость изучения будущими учителями вопросов общей педагогики, а также теоретических и методических основ современного процесса воспитания, ибо именно воспитание формирует человека как личность.

Круг вопросов, представленных в данном курсе лекций, определяется сегодня повышенными требованиями динамично меняющегося общества к степени образованности специалиста высшей и средней школы, уровню его психолого-педагогической культуры, личностного и профессионального развития и самосовершенствования. Среди таких требований на первый план выходят:

  • ознакомление с предпосылками возникновения педагогической теории и умение обосновывать ее роль в развитии общества;

  • усвоение сущности объекта и предмета педагогики, основополагающих признаков педагогических категорий (просвещение, образование, воспитание, развитие, обучение, педагогический процесс, педагогическая технология);

  • изучение методов педагогических исследований и умение их применять при анализе реальной действительности с педагогических позиций;

  • владение педагогическим инструментарием (формами, методами, приемами и технологиями воспитания) в ходе осуществления целостного педагогического процесса;

  • осмысление механизмов развития и совершенствования личности и умение их использовать в процессе реальной воспитательной практики.

Курс лекций «Педагогика: Основы общей педагогики. Теория и методика воспитания. Организация свободного времени учащихся» позволяет сформировать у будущих учителей систему следующих знаний и умений:

  • знание основных педагогических категорий, явлений и закономерностей, находящих отражение в современном учебно-воспитательном процессе;

  • знание педагогических основ воспитания и развития детей в условиях различных социальных институтов (семья, школа, учреждения дополнительного образования, общественные объединения и др.);

  • знание психолого-педагогических условий обеспечения здорового образа жизни учащихся, формирования у них мировоззренческих и нравственно-эстетических установок;

  • умение осуществлять педагогический анализ жизненных, семейных и школьных ситуаций, а также оценивать уровни воспитанности, обученности и развития конкретного ребенка;

  • знание и умение осуществлять педагогическое наблюдение и анализ фактов, разработку проекта педагогической деятельности, педагогический контроль и оценку результатов профессионально-педагогического взаимодействия, коррекцию, рефлексию.

Содержание представленного в пособии лекционного материала направлено на овладение студентами сущностью обозначенных выше вопросов. Наряду с традиционными для педагогических пособий темами («Педагогика как наука. Возникновение и развитие педагогики», «Развитие личности как педагогическая проблема», «Детский коллектив как фактор воспитания личности», «Общая характеристика педагогического процесса» и др.) в него включены темы, не имеющие в других пособиях и учебниках по педагогике подробного освещения, материал которых является результатом обобщения педагогического опыта автора в сфере внешкольной воспитательной деятельности, а также опыта по преподаванию курса педагогики в университете, учитывая современную школьную практику («Свободное время как социально-педагогическая категория», «Внеклассная и внешкольная воспитательная работа на современном этапе», «Коррекция отклоняющегося поведения и неуспеваемости школьников», «Детские и молодежные объединения как институт воспитания личности школьника», «Формирование национального самосознания учащихся в педагогическом процессе» и др.).

Общее количество представленных в пособии учебных тем превосходит возможное число часов, которое предусмотрено для их изучения учебными планами разных факультетов. Однако, имея в виду не только студентов, но и читателей повышенного уровня подготовки по педагогике (магистранты, аспиранты, методисты), автор посчитал возможным включить расширенный блок материала, раскрывающий проблемы организации свободного времени учащихся.

В пособии использованы современные материалы по педагогике, педагогической психологии, а также философии и социологии. Также использовались авторские публикации научного и методического характера, которые внесены в список рекомендуемой для изучения литературы.

Раздел I. ОСНОВЫ ОБЩЕЙ ПЕДАГОГИКИ


Тема 1. ПЕДАГОГИКА КАК НАУКА. ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ПЕДАГОГИКИ

«Педагогика является сложной общественной наукой, объединяющей, интегрирующей, синтезирующей в себе данные всех естественных и общественных наук о ребенке, о законах развития воспитательных общественных отношений, влияющих на социальное становление подрастающего поколения».

Б.Т. Лихачев


И
Этапы становления

педагогики
стория жизни многих поколений свидетельствует, что нет более сложных видов деятельности, чем разрешение проблем человека и воспитание личности, а

также организация совместной деятельности и общения людей. Человечество издавна пыталось обобщить и использовать успешный опыт подготовки молодого поколения к самостоятельной жизни и труду, что послужило основанием к возникновению педагогической науки. В становлении педагогики как науки принято выделять следующие этапы:

1) зарождение педагогической деятельности (2-ое тысячелетие до н. э.).

Появилась общественная функция педагога: род выделял старейшину, который передавал подрастающему юношеству опыт предыдущих поколений. До того как зародилась письменность, педагогические суждения имели устное бытование и до нашего времени дошли в виде пословиц, поговорок, афоризмов, крылатых выражений. Истоки народной педагогики как первого этапа развития педагогики в целом мы находим сегодня в сказках, былинах, песнях, частушках, заговорах, считалках, колядках, исторических преданиях, песнях-хороводах.

2) возникновение педагогической теории (5 век до н. э.).

Педагогическая теория зарождалась в недрах философии. В работах философов Древней Греции впервые рассматриваются идеи воспитания и обучения подрастающего поколения. Истоки теоретической педагогической мысли содержатся в трудах великих мыслителей – Сократа, Платона (трактаты «Государство», «Законы», «Диалоги» и др.), Аристотеля (трактаты «Никомахова этика», «Политика» и др.), Демокрита и др. В рамках становящейся философской парадигмы они сформулировали основы возрастной периодизации развития личности (Аристотель) и раскрыли цели и этапы образования и воспитания человека.

Появляются термины, дошедшие до наших дней: педагог (греч. «пайдагогос» – детоводитель), гимназия (греч. «гимнасий» – учебное заведение, дающее спортивную и военную подготовку), школа (греч. «школа» – досуг) и др.

3. Выделение педагогики как самостоятельной науки (17 век).

Английский философ Фрэнсис Бэкон в трактате «О достоинстве и увеличении наук» (1623 г.) выделил педагогику в число самостоятельных дисциплин. Сущность педагогики была определена им как «руководство чтением»

В 17 в. большой вклад в развитие педагогики как науки внес Я.А. Коменский («Великая дидактика», «Материнская школа», «Открытая дверь языков», «Открытая дверь предметов»). В своих книгах он особое внимание уделяет личности педагога. Его фраза «Никто не может сделать людей мудрыми кроме мудрого, никто красноречивыми кроме красноречивого, никто нравственными и благочестивыми кроме нравственного и благочестивого» как нельзя лучше подтверждает это. Вслед за Коменским в историю развития западноевропейской педагогики вошли имена таких виднейших педагогов как Джон Локк, Жан-Жак Руссо, Генрих Песталоцци, Иоганн Гербарт и Адольф Дистервег.

Плодотворной была теоретическая и практическая деятельность выходца из Беларуси Симеона Полоцкого. В России развитие педагогической науки связано с именами М.В. Ломоносова, Н.И. Новикова, И.И. Бецкого (ХVIII век), К.Д. Ушинского, Н.И. Пирогова, П.Ф. Лесгафта, Л.Н. Толстого (ХIХ век), П.Ф. Каптерева, С.Т. Шацкого, П.П. Блонского (начало ХХ в.) и др.

Вторая половина ХХ в. знаменательна в русской и белорусской педагогике такими именами ученых как Ю.К. Бабанский, М.А. Данилов, Б.П. Есипов, Б.Т. Лихачев, И.Я. Лернер, В.А. Сластенин, М.Н. Скаткин, М.И. Махмутов, И.Ф. Харламов, в том числе и именами педагогов-новаторов Ш.А. Амонашвили, В.Ф. Шаталова, Е.Н. Ильина и др. В своих трудах ученые и педагоги-практики разрабатывали теории активизации обучения; проблемного, развивающего и личностно-ориентированного обучения; идеи педагогики сотрудничества, технологизации образовательного процесса и т.д.

Таким образом, в качестве источников развития педагогики можно назвать многовековой практический опыт воспитания, закрепленный в образе жизни, традициях, обычаях людей, народной педагогике; философские, обществоведческие, педагогические и психологические труды; текущую мировую и отечественную практику воспитания; данные специально организованных педагогических исследований; опыт педагогов новаторов, предлагающих оригинальные идеи и системы воспитания в современных быстро изменяющихся условиях.


В
Основные направления

развития педагогики

в начале ХХ века
начале ХХ века развиваются новые педагогические направления. Одни из них были разработаны зарубежными учеными, затем успешно

адаптированы в отечественной педагогике. Другие являются результатом реализации новых педагогических идей славянских просветителей и педагогов-практиков. Так в этот период получают широкое распространение следующие направления в педагогике:

  • христианская педагогика (С.А. Рачевский, Л.Н. Толстой, Н. Бердяев и др.);

  • диагностическая педагогика (П.Ф. Лесгафт, Л.С. Выготский, Т. Симон);

  • педагогика внешкольной среды (В.П. Вахтеров, С.Т. Щацкий, В. Зеленко);

  • бихевиористская педагогика (Дж. Уотсон, Э. Торндайк);

  • семейная педагогика (П.Ф. Каптерев, В.Я. Стоюнин, А.Н. Острогорский и др.);

  • инструментально-прагматическая педагогика /педагогика мышления/ (Дж. Дьюи);

  • антропософская /самопознание и саморазвитие/ (Р. Штейнер);

  • патологическая педагогика и дефектология (В.П. Кащенко, Ж. Демор);

  • социальная педагогика /развитие личности через изменение общества/ (П. Наторп);

  • гуманистическая педагогика (М. Монтессори, К.Н. Вентцель, В. Штерн, С. Френе).

Таким образом, в педагогике начала ХХ века начинают осмысливаться сущность, пути и условия гуманного становления человеческой индивидуальности и личности в процессах воспитания и самовоспитания, образования и самообразования, в разных возрастах жизни человека, в разных культурных, социальных, религиозных, природно-общественных пространствах ее самореализации.

Н
Направления и отра-сли гуманистической педагогики

а современном этапе актуальными являются идеи гуманистической педагогики, социальное назначение которой – практическая помощь в наиболее

полном раскрытии человеком его духовно-творческого, физического, психического и социального потенциала.

Рассмотрим ее основные направления и отрасли.


Направления гуманистической педагогики

Педагогика мира

Немилитаризированное воспитание и образование в духе миролюбия и взаимопонимания людей, миротворческой деятельности, устранение конфронтационных отношений между людьми и народами.

Педагогика ненасилия

Вера в доброе начало и способности ребенка, отказ от методов принуждения и форм подавления достоинства человека, воспитание ненасильственного отношения к природе и всему живому, развитие гуманного принятия и взаимопонимания людей.

Холистическая педагогика

Осознание человека как творческой целостности объективного и субъективного мира, вера и знания, познание и самоосознание деятельности и самодеятельности, воспитания и самовоспитания, образования и самообразования, личности и индивидуальности, коллективного и индивидуального, бессознательного и сознательного, духовного и физического, земного и космического.

Отрасли гуманистической педагогики

Семейная педагогика – поддерживающая, понимающая, нерепрессивная, эгалитарная (равноответственная со стороны воспитателя и воспитанника).

Возрастная педагогика (детская ясельная, детская дошкольная, младшего школьника, подростка, юношества, взрослых) – развивающая, сотрудничества, сотворчества, самоактуализации личности.

Дефектология (педагогика здоровья физического и духовного, сурдопедагогика, тифло-педагогика, олигофренопедагогика) – специальная, адаптивная к ребенку с отклонениями в развитии, коррекционно-развивающая самосознание ребенка.

Педагогика самообразования и самовоспитания.

Социальная педагогика – филантропическая (милосердие и благотворительность по отношению к социально обездоленным и незащищенным людям), педагогика среды (изучение путей организации культурно-образовательного пространства личности), педагогика досуга (помощь развитию культуры использования свободного времени), лечебно-коррекционная (изучение путей развития и воспитательно-образовательной помощи физически и психологически неблагополучным людям), превентивная (изучение путей и условий воспитательного влияния на социально-деструктивное поведение молодежи).


Структура предмет-ной области педаго-гики. Понятийный аппарат педагогики.




Педагогика- наука о воспитании человека на всех этапах его развития.

Педагогика – область культуры, которая исторически сохраняет, а также

информационно воспроизводит опыт ценностно-смыслового и практического

влияния старших поколений на младшие в процессе воспитания, образования, просвещения и самосовершенствования человека в контексте жизни его как члена рода, семьи, нации, государства [3, с.5].

Педагогика – это наука, изучающая сущность, закономерности, принципы, методы и формы организации педагогического процесса как фактора и средства развития человека на протяжении его жизни [1, с.37].

Педагогика как наука оперирует обобщенной информацией и представляет собой систематизированное знание об опыте воспитания и образования человека. При этом педагогика как наука выполняет следующие функции: 1) описательную, 2) объяснительную, 3) прогнозо-предсказательную.

Многими исследователями педагогика рассматривается и как искусство. Обоснование этой позиции сделал в своих работах еще немецкий философ, психолог и педагог И.Ф. Гербарт (1776 –1841). Педагогика как искусство базируется на следующих положениях:

  • олицетворенный опыт созидания человеческого в человеке

  • мера мастерства и творчества в воспитании и образовании

  • практическое приложение знаний в самопостроении личности и ее самореализации.

По определению известного белорусского ученого И.Ф. Харламова, предмет педагогики это исследование сущности формирования и развития человеческой личности и разработка на этой основе теории и методики воспитания как специально организованного педагогического процесса [5, с. 26].

Московский профессор В.А. Сластенин и представители его научной школы в качестве предмета педагогики называют образование как реальный целостный педагогический процесс, целенаправленно организуемый в специальных социальных институтах (семье, образовательных и культурно-воспитательных учреждениях) [4, с.61].

Проблемы, исследуемые педагогикой:

    • изучение сущности и закономерностей развития и формирования личности и их влияние на воспитание

    • определение целей воспитания;

    • разработка содержания воспитания;

    • исследование методов воспитания.

Структура предметной области педагогики включает следующие компоненты:


История педагогики Теория образования

    • история школы – менеджмент образования

    • этнопедагогика – сравнительная педагогика

    • онтопедагогика – социология образования

– школоведение

Дидактика Теория воспитания

– прикладные методики – теория и методика воспитательной

– методика самообразования работы

– теория и методика самовоспитания


Понятийный аппарат педагогики включает основные понятия, характеризующие представленные выше структурные компоненты:


  • Воспитание ·Просвещение ·Обучение

  • Самовоспитание ·Образование ·Преподавание

  • Перевоспитание ·Самообразование ·Учение

·Научение


·Педагогическая система

·Педагогический процесс

·Педагогические технологии

Ссвязь педагогики с другими науками

Педагогика является сложной гуманитарной наукой, интегрирующей в себе данные всех естественных и общественных наук

о личности, о законах развития общественных воспитательных отношений, влияющих на социальное становление подрастающего поколения [2, с.72].

Синтез различных наук о человеке позволяет педагогике глубже и всесторонне исследовать закономерности воспитания.

Современная педагогика, как правило, тесно связана с науками разного плана, в числе которых следующие:


Этнография

Психология

Психотерапия

Педиатрия

История

Медицина

Анатомия

Нейропсихология

Физиология

Биология

Теология

Философия

Демография

Антропология

Эстетика

Социальная психология

Космология

Астрология

Экология

Искусство

Языкознание

Математика

Хронобиология

Акмеология

Право

Политика

Экономика

Менеджмент

Информатика

Кибернетика

Конфликтология

Социальная культурология
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   23

Похожие:

Литература 178 основная литература 180 дополнительная литература 181 приложение а 183 известные люди о нравственном воспитании 183 приложение б 184 тест «мотивы нравственного выбора» iconЛитература к Главе 1
Тромб Ф. Развитие крупных солнечных печей / Сб пер. Исследования по использованию солнечной энергии. – М.: Иностр. Лит. 1957.– С....
Литература 178 основная литература 180 дополнительная литература 181 приложение а 183 известные люди о нравственном воспитании 183 приложение б 184 тест «мотивы нравственного выбора» iconЛитература 24 Вопросы к квалификационному экзамену 27 Приложение 1 37 Приложение 2 38 Приложение 3 39 пояснительная записка специальность интернатуры «Детская хирургия»
«Белорусский государственный медицинский университет», доктор медицинских наук, доцент В. И. Аверин
Литература 178 основная литература 180 дополнительная литература 181 приложение а 183 известные люди о нравственном воспитании 183 приложение б 184 тест «мотивы нравственного выбора» iconПриложение 2 Литература к проекту «В стране здоровой пищи»
Аникина В. П. Старинные русские пословицы и поговорки. М., «Детская литература», 1983
Литература 178 основная литература 180 дополнительная литература 181 приложение а 183 известные люди о нравственном воспитании 183 приложение б 184 тест «мотивы нравственного выбора» iconЛитература Устное народное творчество
...
Литература 178 основная литература 180 дополнительная литература 181 приложение а 183 известные люди о нравственном воспитании 183 приложение б 184 тест «мотивы нравственного выбора» iconЛитература по эконометрике. Дополнительная литература по эконометрике, имеющаяся в библиотеке взфэи
Дополнительная учебно-методическая и научная литература по эконометрике, имеющаяся на кафедре эмм и М
Литература 178 основная литература 180 дополнительная литература 181 приложение а 183 известные люди о нравственном воспитании 183 приложение б 184 тест «мотивы нравственного выбора» iconЕстественные науки
М-вом образования Респ. Беларусь / Р. Г. Заяц, И. В. Рачковская, И. А. Карпов; м-во здравоохранения Респ. Беларусь, Минский гос мед...
Литература 178 основная литература 180 дополнительная литература 181 приложение а 183 известные люди о нравственном воспитании 183 приложение б 184 тест «мотивы нравственного выбора» iconЛитература с. 37 Приложение №1: Список примерных тем проектов Приложение №2: Проект «Нитраты в продуктах питания»
Тенденции развития мирового сообщества, в которое все в большей степени интегрируется российское образование характеризуется следующими...
Литература 178 основная литература 180 дополнительная литература 181 приложение а 183 известные люди о нравственном воспитании 183 приложение б 184 тест «мотивы нравственного выбора» iconКласс: 12 Зачёт №2 «Русская литература 1917-1941»
Советская литература и социалистический реализм (Первый съезд советских писателей, создание теории социалистического реализма). Три...
Литература 178 основная литература 180 дополнительная литература 181 приложение а 183 известные люди о нравственном воспитании 183 приложение б 184 тест «мотивы нравственного выбора» iconЛитература древнерусская литература
Русская литература родилась в первой половине XI в в среде господствующего класса. В древней Руси ведущую роль в литературном процессе...
Литература 178 основная литература 180 дополнительная литература 181 приложение а 183 известные люди о нравственном воспитании 183 приложение б 184 тест «мотивы нравственного выбора» iconЛитература Основная: Арзамасцева И. Н., Николаева С. А. Детская литература. М., 2007
Будур Н. В., Иванова Э. И., Николаева С. А., Чеснокова Т. А. Зарубежная детская литература. М., 2000
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница