Учебно-тематическое планирование (10 класс) Учебно-тематическое планирование (11 класс) Программа прикладного курса Пояснительная записка Программа прикладного курса «Решение задач повышенной сложности»




Скачать 224.45 Kb.
НазваниеУчебно-тематическое планирование (10 класс) Учебно-тематическое планирование (11 класс) Программа прикладного курса Пояснительная записка Программа прикладного курса «Решение задач повышенной сложности»
Дата28.01.2013
Размер224.45 Kb.
ТипУчебно-тематическое планирование
Қостанай облысы әкімдігі білім басқармасының «Дарынды балаларға арналған «Озат» мектеп-интернаты» мемлекеттік мекемесі


Государственное учреждение «Школа-интернат для одаренных детей «Озат» Управления образования акимата Костанайской области


Бағдарлама авторы: Мухаметов М.М., жоғары санатты, біліктілігі жоғары деңгейлі физика пәнінің мұғалімі

Автор программы: Мухаметов М.М.., учитель физики, высшей квалификации, высшей категории


«Решение задач повышенной сложности»

(программа прикладного курса по физике для 10-11 класса физико-математического профиля)


Бағдарлама Қостанай облыстық БҚБА және ҚДИ жанындағы сараптама және лицензиялау кеңесінде бекітілді.

Лицензия Серия КСТ № 1129 2010 жылдың 24 маусым.

Автор-составитель Мухаметов М.М.



Прикладной курс "Решение задач повышенной сложности" ориентирован на школьников старших классов и преподавателей физики. В курсе собраны задачи повышенной трудности, среди которых есть задания уровня «С», предлагавшиеся на ЕНТ в разные годы. Предложенный сборник задач может быть взять за основу при планировании работы физического факультатива в школе. Ознакомление с условиями и решениями задач будет полезно для школьников, готовящихся к олимпиадам разного уровня.




СОДЕРЖАНИЕ



I. ПРОГРАММА


Пояснительная записка ……………………………………

Содержание курса …………………………………………….

Учебно-тематическое планирование (10 класс)…………

Учебно-тематическое планирование (11 класс)…………





4

7

11

14


Программа прикладного курса


Пояснительная записка


Программа прикладного курса «Решение задач повышенной сложности» предлагается учащимся 10-11 классов физико-математического профиля. Курс рассчитан на 68 часов (1 час в неделю). Программа прикладного курса согласована с требова­ниями государственного образовательного стандарта и содержанием основных программ курса физики про­фильной школы. Она ориентирует учителя на дальней­шее совершенствование уже усвоенных учащимися зна­ний и умений.

Основные цели курса:

  • развитие интереса к физике и решению физических задач;

  • совершенствование полученных в основном курсе знаний и умений;

  • формирование представлений о постановке, класси­фикации, приемах и методах решения школьных физи­ческих задач.

Основная цель прикладного курса – подготовка учащихся к успешной сдаче ЕНТ по физике и дальнейшему обучению в технических и физико-математических ВУЗах.


Перед данным курсом стоят следующие задачи:

  • рассмотреть различные методы решения задач по физике;

  • провести анализ характерных ошибок учащихся при решении физических задач;

  • углубить знания учащихся по некоторым труднопонимаемым вопросам теории;

  • развить умения использовать полученные знания в практической деятельности;

  • продолжить развитие навыков самостоятельной работы учащихся.


Формы организации занятий определяются структурой и содержанием курса: лекции, практические и семинарские занятия. Вся программа делится на не­сколько разделов. Первый раздел знакомит школьников с минимальными сведениями о понятии «задача», дает представление о значении задач в жизни, науке, технике, знакомит с различными сторонами работы с задачами. В частности, они должны знать основные приемы со­ставления задач, уметь классифицировать задачу по трем-четырем основаниям. В первом разделе при реше­нии задач особое внимание уделяется последовательнос­ти действий, анализу физического явления, проговариванию вслух решения, анализу полученного ответа. Если в начале раздела для иллюстрации используются задачи из механики, молекулярной физики, электродинамики, то в дальнейшем решаются задачи из разделов курса фи­зики 10-11 класса. При повторении обобщаются, система­тизируются как теоретический материал, так и приемы решения задач, принимаются во внимание цели повто­рения при подготовке к единому государственному экза­мену. Особое внимание следует уделить задачам, связан­ным с профессиональными интересами школьников, а также задачам межпредметного содержания. При рабо­те с задачами следует обращать внимание на мировоз­зренческие и методологические обобщения: потребнос­ти общества и постановка задач, задачи из истории фи­зики, значение математики для решения задач, ознакомление с системным анализом физических явле­ний при решении задач и др.

При изучении первого раздела возможны различные формы занятий: рассказ и беседа учителя, выступление учеников, подробное объяснение примеров решения за­дач, коллективная постановка экспериментальных за­дач, индивидуальная и коллективная работа по составле­нию задач, конкурс на составление лучшей задачи, зна­комство с различными задачниками и т. д. В результате школьники должны уметь классифицировать предло­женную задачу, составлять простейшие задачи, последо­вательно выполнять и проговаривать этапы решения за­дач средней сложности.

При решении задач по механике, молекулярной фи­зике, электродинамике главное внимание обращается на формирование умений решать задачи, на накопление опыта решения задач различной трудности. Развивается самая общая точка зрения на решение задачи как на описание того или иного физического явления физиче­скими законами. Содержание тем подобрано так, чтобы формировать при решении задач основные методы дан­ной физической теории.

Содержание программных тем обычно состоит из трех компонентов. Во-первых, в ней определены задачи по содержательному признаку; во-вторых, выделены ха­рактерные задачи или задачи на отдельные приемы; в-третьих, даны указания по организации определенной деятельности с задачами. Задачи учитель подбирает ис­ходя из конкретных возможностей учащихся. Рекомен­дуется использовать, прежде всего, «Сборник задач повышенной сложности», входящий в предлагаемый УМК, задачники из предла­гаемого списка литературы, а в необходимых случаях школьные задачники. На занятиях применяют­ся коллективные и индивидуальные формы работы: постановка, решение и обсуждение решения задач, под­готовка к олимпиаде, подбор и составление задач на те­му и т. д. Предполагается также выполнение домашних заданий по решению задач. В итоге школьники могут выйти на теоретический уровень решения задач: реше­ние по определенному плану, владение основными приемами решения, осознание деятельности по реше­нию задачи, самоконтроль и самооценка, моделирова­ние физических явлений и т.д.


Планируемые результаты

В ходе учебного процесса школьники должны достигнуть следующих результатов:

  1. Развить умения и навыки решения задач более высокой, по сравнению с обязательным уровнем, сложности;

  2. Научиться грамотно мотивировать выбор метода их решения;

  3. Проводить анализ выполненной работы.



СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Тема 1. МЕХАНИКА

Кинематика (6 ч)
Равномерное прямолинейное движение: 1) выбор системы отсчёта,

2) графический метод.
Равноускоренное движение: координатный метод; переход в другую систему отсчёта; графический метод.
Кинематика и связи. Мгновенная ось вращения.
Геометрические методы в кинематике.

Динамика (6 ч)

Координатный метод решения задач по динамике.

Решение задач на основные законы движения: законы Ньютона, законы для сил тяготения, упругости, трения, сопротивления. Решение задач на движение материальной точки, системы точек, твердого тела под действием нескольких сил.

Подбор, составление и решение задач: занимательных, с бытовым, техническим, краеведческим содержанием. Учёт идеализаций в условии задачи. Оформление решения задачи. Кинематические связи в задачах динамики.


Законы сохранения (3 ч)

Решение задач по кинематике, динамике с помощью законов сохранения.

Решение задач на закон сохранения импульса и реактивное движение.

Решение задач на определение работы и мощности. Решение задач на сохранение и превращение механической энергии.

Решение задач несколькими способами. Составление задач на данные объекты или явления. Знакомство с примерами решения задач по механике республиканских и международных олимпиад. Решение конструкторских задач.


Статика (2 ч)
Устойчивость равновесия системы. Момент силы. Общие условия равновесия твердого тела. Центр тяжести. Методы определения центра масс. Метод виртуальных перемещений. Метод экстремума потенциальной энергии.


Механические колебания и волны (3).

Решение задач на описание различных свойств механических колебаний и волн: скорость, ускорение, уравнение колебаний, отражение.


Тема 2. МОЛЕКУЛЯРНАЯ ФИЗИКА

Основы МКТ (4 ч).


Решение качественных задач на основные положения и основное уравнение молекулярно-кинетической теории. Решение задач на описание поведения идеального газа: основное уравнение МКТ, определение скорости молекул, характеристики состояния газа в изопроцессах.

Определение скорости молекул, характеристики состояния газа в изопроцессах.


Термодинамика 6(ч)

Решение комбинированных задач на первый закон термодинамики. Решение задач на тепловые двигатели.


Строение и свойства газов, жидкостей, твердых тел (4 ч)

Решение задач на свойства паров: использование уравнения Менделеева-Клапейрона, характеристика критического состояния.

Решение задач на описание явлений поверхностного слоя: работа сил поверхностного натяжения, капиллярные явления, избыточное давление в мыльных пузырях.

Решение задач на определение характеристик твердого тела: абсолютное и относительное удлинение, тепловое расширение, запас прочности, сила упругости.

Решение качественных экспериментальных задач.

Тема 3. ЭЛЕКТРОДИНАМИКА

Электрическое поле (4 ч).

Задачи разных типов на описание электрического поля различными средствами: законом сохранения заряда, законом Кулона, силовыми линиями, напряженностью, разностью потенциалов, энергией.


Решение задач на описание систем конденсаторов.

Решение экспериментальных задач.

Законы постоянного тока (4 ч).


Решение задач на различные приемы расчета сопротивления сложных цепей.

Решение задач разных видов на описание электрических цепей постоянного электрического тока с помощью закона Ома для замкнутой цепи, закона Джоуля-Ленца, законов последовательного и параллельного соединений проводников.

Ознакомление с правилом Кирхгофа при решении задач.

Решение задач на расчет участка цепи, содержащей ЭДС.

Решение экспериментальных задач.


Магнитное поле (4 ч).

Задачи разных типов на описание магнитного поля различными средствами: силовыми линиями, индукцией; решение задач на действие магнитного поля на движущиеся заряды.


Решение экспериментальных задач.

Электрический ток в различных средах (4 ч).


Решение задач на описание постоянного тока в электролитах, вакууме, газах, полупроводниках: характеристика носителей, вольт-амперная характеристика, характеристика конкретных явлений.

Решение качественных, экспериментальных, занимательных задач с техническим содержанием, комбинированных задач.

Тема 4. ЭЛЕКТРОМАГНИТНАЯ ИНДУКЦИЯ (4 ч).


Решение задач различных видов на описание явления электромагнитной индукции: закон электромагнитной индукции, правило Ленца, индуктивность.

Решение задач на переменный электрический ток: характеристики переменного электрического тока, электрические машины, трансформаторы.

Решение задач на описание различных свойств электромагнитных волн: скорость, отражение, преломление, интерференция, дифракция, поляризация.


Тема 5. ОПТИКА

Геометрическая оптика (6 ч).


Решение задач по геометрической оптике: прямолинейное распространение света, отражение и преломление света, линзы, оптические приборы.

Решение задач по специальной теории относительности и знакомство с приемами их решения.

Решение экспериментальных задач.


Волновая оптика (4 ч).

Решение задач на описание различных свойств световых волн: скорость, отражение, преломление, интерференция, дифракция, поляризация.

Решение задач с применением опыта Юнга, бипризмы Френеля и т.д.


Тема 6. КВАНТОВАЯ ФИЗИКА (4 ч)


Решение задач на явление фотоэффекта, энергию и импульс фотона, фотохимические реакции, давление света. Решение экспериментальных задач.

Решение задач на естественную радиоактивность, закон полураспада, постулаты Бора, ядерные реакции и их энергетический баланс.


Учебно-тематическое планирование


10 класс


Номер занятия

Тема занятия

Количество часов





МЕХАНИКА



20




Кинематика


6

1

Решение задач на равномерное прямолинейное движение

1

2

Решение задач на равноускоренное прямолинейное движение

1

3

Расчетные задачи на применение формул, нахождение времени и места встречи, составление и анализ уравнений движения

1

4

Физические величины, характеризую­щие движение тел по окружности (линейная и угловая скорость, угол по­ворота, период, частота, центростремительное ускорение)

1

5

Решение расчетных задач на при­менение формул при движении тел по окружности

1

6

Практикум по решению задач

1




Динамика


6

7

Выполнение чертежа, применение II закона Ньютона в векторной форме, запись закона в проекциях на координатные оси, решение полученных уравнений

1

8

Решение задач на движение тела под действием нескольких сил

1

9

Решение задач на движение тел по наклонной плоскости

1

10

Задачи на движение связанных тел

1

11

Динамика движения по окружности. Динамика вращательного движения

1

12

Практикум по решению задач

1




Законы сохранения


4

13

Импульс тела и импульс силы. Закон изменения и закон сохра­нения импульса

1

14

Механическая работа и мощность

1

15

Потенциаль­ная энергия. Кинетическая энергия. Решение задач на закон сохранения механической энергии

1




Статика


2

16

Решение задач на тему: «Условия равновесия тела, не имеющего оси враще­ния». «Условие равновесия тела, имеющего ось вращения»

1

17

Решение задач на тему «Гидростатика и гидродинамика»

1




Механические колебания и волны


3

18

Решение задач по уравнению движения колеблющегося тела

1

19

Построение графика колеблющегося тела. Решение задач по графику колеблющегося тела

1

20

Решение задач на нахождение параметров волны. Построение графика волны и нахождение параметров волны по графику

1





МОЛЕКУЛЯРНАЯ ФИЗИКА



14




Основы МКТ


4

21

Решение качественных задач на основные положения и основное уравнение молекулярно-кинетической теории.

1

22

Решение задач на описание поведения идеального газа: основное уравнение МКТ, определение скорости молекул

1

23

Решение задач на характеристики состояния газа в изопроцессах

1

24

Определение скорости молекул, характеристики состояния газа в изопроцессах.

1




Термодинамика


6

25

Решение комбинированных задач на первый закон термодинамики

1

26

Решение комбинированных задач на первый закон термодинамики

1

27

Решение задач на законы идеального газа

1

28

Решение задач на тепловые двигатели.

1

29

Решение задач на уравнение теплового баланса

1

30

Практикум по решению задач

1




Строение и свойства газов, жидкостей и твердых тел


4

31

Решение задач на свойства паров с использованием уравнения Менделеева-Клапейрона

1

32

Решение задач на описание явлений поверхностного слоя: работа сил поверхностного натяжения

1

33

Решение задач на капиллярные явления, избыточное давление в мыльных пузырях

1

34

Решение задач на определение характеристик твердого тела: абсолютное и относительное удлинение, тепловое расширение, запас прочности, сила упругости

1



Учебно-тематическое планирование


11 класс



Номер занятия

Тема занятия

Количество часов





ЭЛЕКТРОДИНАМИКА



20





Электрическое поле



4

35(1)

Задачи разных типов на описание электрического поля различными средствами: законом сохранения заряда, законом Кулона, силовыми линиями

1

36(2)

Решение задач на напряженность, разность потенциалов

1

37(3)

Решение задач на теорему Гаусса

1

38(4)

Решение задач на описание систем конденсаторов

1





Законы постоянного тока



4

39(5)

Решение задач на различные приемы расчета сопротивления сложных цепей

1

40(6)

Решение задач разных видов на описание электрических цепей постоянного электрического тока с помощью закона Ома для замкнутой цепи, закона Джоуля-Ленца, законов последовательного и параллельного соединений проводников

1

41(7)

Решение задач на расчет участка цепи, содержащей ЭДС

1

42(8)

Ознакомление с правилом Кирхгофа при решении задач


1





Магнитное поле



4

43-44

(9-10)

Решение задач на применение силы Ампера, силы Лоренца

2

45-46

(11-12)

Решение задач на возникновение ЭДС в проводниках, движущихся в магнитном поле

2





Электрический ток в различных средах



4

47-48

(13-14)

Решение задач на описание постоянного тока в электролитах: характеристика носителей, вольтамперная характеристика, характеристика конкретных явлений


2

49-50

(15-16)

Решение качественных, экспериментальных, занимательных задач с техническим содержанием, комбинированных задач


2





ЭЛЕКТРОМАГНИТНАЯ ИНДУКЦИЯ



4

51(17)

Решение задач различных видов на описание явления электромагнитной индукции: закон электромагнитной индукции, правило Ленца, индуктивность

1

52(18)

Решение задач по теме: «Магнитные свойства вещества»

1

53(19)

Решение задач на переменный электрический ток: характеристики переменного электрического тока, электрические машины, трансформаторы

1

54(20)

Решение задач по теме: «Электромагнитные волны». Решение задач на описание различных свойств электромагнитных волн: скорость, отражение, преломление, интерференция, дифракция, поляризация


1





ОПТИКА



10





Геометрическая оптика



6

55(21)

Решение задач по геометрической оптике: прямолинейное распространение света, отражение света

1

56(22)

Решение задач по геометрической оптике: прямолинейное распространение света, преломление света

1

57(23)

Решение задач по геометрической оптике: сферическое зеркало

1

58(24)

Решение задач на формулу тонкой линзы

1

59(25)

Решение задач на оптические системы

1

60(26)

Решение задач по специальной теории относительности и знакомство с приемами их решения

1





Волновая оптика



4

61-62

(27-28)

Решение задач на описание интерференции, дифракции, поляризации

2

63-64

(29-30)

Решение задач на дифракционную решетку. Решение задач с применением опыта Юнга, бипризмы Френеля

2





КВАНТОВАЯ ФИЗИКА



4

65(31)

Модель атома по Бору

1

66(32)

Расчетные задачи на выделение энергии при делении атомных ядер.

1

67(33)

Решение задач по теме: «Дефект массы», «Энергия связи»

1

68(34)

Явление радиоактивности

1


Список использованной литературы


  1. гольдфарб И.И.«Сборник вопросов и задач по физике»

  2. Меледин Г.В. «Физика в задачах»

  3. Ланге В.Н. «Экспериментальные задачи на смекалку»

  4. Низамов И.М. «Задачи по физике с техническим содержанием»

  5. Бутиков Б.И. и др. «Физика в задачах»

  6. Тульчинский М.Е. «Качественные задачи по физике»

  7. Тульчинский М.Е.«Занимательные задачи–парадоксы и софизмы по физике»

  8. 8.     Кобушкин В.Н. «Методы решения задач по физике»

  9. Тарасов Л.В, Тарасова А.Н.«Вопросы и задачи по физике»

  10. Г.А.Воронина. Элективные курсы. Практическое руководство для учителя. Москва. Айрис Пресс. 2006г.

  11. А.В.Тарасов. А.Н.Тарасова. Вопросы и задачи по физике. Москва. Высшая школа. 1975 г.

  12. Физика. Учебное пособие для 10 и 11 классов с углубленным изучением физики. Под редакцией А.А.Пинского. Москва. Просвещение. 2006 г.

  13. С.С.Меркулова. С.Л.Прокофьева. Тесты по физике. 10,11 класс. Москва. Дрофа. 2003 г.

  14. Г.А.Бендриков. Б.Б.Буховцев. В.В.Керженцев. Г.Я.Мякишев. Задачи по физике для поступающих в вузы. Учебное пособие. Москва. Наука. 1985 г.

  15. С.В.Лебедянцев. С.А.Самаркин. Сборник задач по физике. Кинематика. Статика. Динамика. Учебное пособие. Москва. Новая школа. 1993 г.

  16. И.М.Гельфгат. Л.Э.Генденштейн. Л.А.Кирик. 1001 задача по физике. Москва. Илекса. 2004 г.

  17. Элементарная физика. Учебное пособие. Под редакцией А.Г.Москаленко. Воронеж. Гос. Тех. Университет. 2004 г.

Похожие:

Учебно-тематическое планирование (10 класс) Учебно-тематическое планирование (11 класс) Программа прикладного курса Пояснительная записка Программа прикладного курса «Решение задач повышенной сложности» iconРабочая программа курса «Геометрия» 9 класс Учитель математики
Рабочая программа включает следующие разделы: пояснительную записку; содержание курса; основные требования к уровню подготовки выпускников;...
Учебно-тематическое планирование (10 класс) Учебно-тематическое планирование (11 класс) Программа прикладного курса Пояснительная записка Программа прикладного курса «Решение задач повышенной сложности» iconРабочая программа курса «Алгебра и начала анализа» 11 класс (профильный уровень) Учитель математики
Рабочая программа включает следующие разделы: пояснительную записку; содержание курса; основные требования к уровню подготовки выпускников;...
Учебно-тематическое планирование (10 класс) Учебно-тематическое планирование (11 класс) Программа прикладного курса Пояснительная записка Программа прикладного курса «Решение задач повышенной сложности» iconТематическое планирование Факультативного курса по физике «Решение задач повышенной сложности»
В связи с тем, что сокращено количество часов по физике, будет введен факультативный курс «Решение задач повышенной сложности по...
Учебно-тематическое планирование (10 класс) Учебно-тематическое планирование (11 класс) Программа прикладного курса Пояснительная записка Программа прикладного курса «Решение задач повышенной сложности» iconТематическое планирование по 5 классу пояснительная записка Учебно-тематический план изучения базового курса информатики для 5 класс
Учебно-тематический план изучения базового курса информатики для 5 класса ориентирован на первую ступень школьного образовательного...
Учебно-тематическое планирование (10 класс) Учебно-тематическое планирование (11 класс) Программа прикладного курса Пояснительная записка Программа прикладного курса «Решение задач повышенной сложности» iconТематическое планирование курса «География России»
Тематическое планирование курса «География России» (хозяйство и географические районы), 9 класс по учебнику А. И. Алексеева, В. А....
Учебно-тематическое планирование (10 класс) Учебно-тематическое планирование (11 класс) Программа прикладного курса Пояснительная записка Программа прикладного курса «Решение задач повышенной сложности» iconПрограмма психолого-педагогического сопровождения Возраст учащихся 11 класс
Пояснительная записка Тематическое планирование
Учебно-тематическое планирование (10 класс) Учебно-тематическое планирование (11 класс) Программа прикладного курса Пояснительная записка Программа прикладного курса «Решение задач повышенной сложности» iconТематическое планирование по литературному чтению, 1 класс
Учебно-тематическое планирование по литературному чтению, 1 класс, автор учебника В. Г. Горецкий
Учебно-тематическое планирование (10 класс) Учебно-тематическое планирование (11 класс) Программа прикладного курса Пояснительная записка Программа прикладного курса «Решение задач повышенной сложности» iconТематическое планирование курса информатики в старшей школе на профильном уровне в объеме 70 ч. В таблице представлено тематическое планирование профильного курса информатики в 10-11 класс
Тематическое планирование курса информатики в старшей школе на профильном уровне в объеме 70 ч
Учебно-тематическое планирование (10 класс) Учебно-тематическое планирование (11 класс) Программа прикладного курса Пояснительная записка Программа прикладного курса «Решение задач повышенной сложности» iconУчебно-тематическое планирование по английскому языку Класс: 2
Планирование составлено на основе фгос ноо и приказа мо и н рт от 23. 06. 2012 №7699/12
Учебно-тематическое планирование (10 класс) Учебно-тематическое планирование (11 класс) Программа прикладного курса Пояснительная записка Программа прикладного курса «Решение задач повышенной сложности» iconТематическое планирование курса информатики в старшей школе на профильном уровне в объеме 280 ч. В таблице представлено тематическое планирование профильного курса информатики в 10-11 класс
Тематическое планирование курса информатики в старшей школе на профильном уровне в объеме 280 ч
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница