Решение задач с помощью систем уравнений




Скачать 93.05 Kb.
НазваниеРешение задач с помощью систем уравнений
Дата27.01.2013
Размер93.05 Kb.
ТипРешение
Пояснительная записка

Решение математических задач часто вызывает затруднения у учащихся. Это связано с тем, что редко какая задача может быть решена только с использованием конкретно определенной формулой. Для успешного решения математических задач необходимо свободно владеть всем теоретическим материалом. Но и при хорошем знании теории приобрести навык в решении задач можно лишь решив достаточно много задач, начиная с простых и переходя к более сложным.

При обучении решению задач важно показать учащимся различные методы решения одной и той же задачи. Только при сопоставлении можно выбрать красивый и рациональный путь решения. Этот курс систематизирует и углубляет ранее изученные знания и приобретенные умения и навыки.

Цели и задачи программы:

  • развитие степени логического мышления учащихся;

  • ознакомить учащихся с разными методами решения текстовых задач;

  • формирование умений решения задач методом полного перебора всех возможных случаев;

  • развитие интереса к предмету;

В результате изучения курса программы учащийся должен знать:

  • решения разнообразных задач из математики, смежных областей знаний, практики;

  • алгоритмы решения задач;

  • основные определения и свойства отношений, пропорций;

  • решение задач с помощью систем уравнений;

  • решение задач на процентное соотношение величин.

В результате изучения курса программы учащийся должен уметь:

  • составить уравнения к текстам задач;

  • комментировать ход решения задачи, составлять задачи, решаемые с помощью уравнений и систем уравнений;

  • решать текстовые задачи методом уравнений и систем уравнений;

  • составлять и решать пропорции, решать задачи на проценты, отношения;

  • владеть основными алгебраическими приемами и методами и применять  их при решении задач;

  • проводить полные обоснования при решении задач.

Ожидаемые результаты:

По окончании изучения курса учащиеся должны уметь:

  • составлять этапы решения задач;

  • уметь решать комбинированные задачи;

  • полученные знания и умения помогут успешно сдать ЕГЭ.



Содержание курса

1. Текстовые задачи с целыми числами - 2 ч.

Логика и алгебра. Наибольший общий делитель и наименьшее общее кратное.

Основная цель – систематизировать представления о нахождении наибольшего общего делителя и наименьшего общего кратного чисел, сформировать умения решения логических задач.

При изучении данной темы повторяются правила нахождения наибольшего общего делителя и наименьшего общего кратного чисел. Рассматриваются задачи на нахождение НОД И НОК нескольких чисел и логические задачи.

2. Математическое моделирование. Уравнения - 3 ч.

Основные определения. Корни уравнения. Линейное уравнение. Квадратное уравнение. Формулы корней квадратного уравнения. Теорема Виета. Следствие уравнения. Равносильные уравнения. Задачи на движение.

Основная цель – сформировать умения решать задачи, сводящиеся к линейным квадратным и рациональным уравнениям.

При изучении данной темы рассматриваются текстовые задачи, которые решаются с помощью составления рациональных, квадратных и линейных уравнений.

Рассматриваются задачи на движение.

3. Контрольная работа – 1 ч.

4. Отношения, проценты - 5 ч.

Определение процента. Нахождение процента от числа, числа по проценту. Задачи на процентный прирост. Задачи на смеси и сплавы.

Основная цель – сформировать умения решать задачи на отношения и пропорции.

Повторить основное свойство пропорции, понятия о прямой и обратной пропорциональных величинах. Понятия о прямой и обратной пропорциональностях величин можно сформировать как обобщение нескольких конкретных примеров, подчеркнув при этом практическую значимость этих понятий, возможность их применения для упрощения решения соответствующих задач.

5. Системы уравнений - 3 ч.

Уравнение с двумя переменными. Системы уравнений с двумя неизвестными. Методы решения задач с помощью систем уравнений. Задачи на работу и производительность труда.

Основная цель – систематизировать представления о системах уравнений и развить навыки решения текстовых задач составлением систем уравнений. Тема начинается с повторения решений систем уравнений.

Решаются текстовые задачи с помощью составления систем линейных уравнений. Идейное продвижение здесь состоит не только в использовании нового алгебраического аппарата, но также и в том, что в явном виде формулируется следующая мысль: при переводе текстовой задачи на математический язык часто бывает удобно вводить столько переменных, сколько неизвестных содержится в условии.

6. Последовательности - 3 ч.

Определение и свойства последовательностей. Арифметическая и геометрическая прогрессии: формулы n-го члена, формулы суммы n членов. Комбинированные задачи на арифметическую и геометрическую прогрессии.

Основная цель – повторить необходимые термины и символику (последовательность, член последовательности, индексное обозначение, реккурентная n – го члена и др.), развить умение решать задачи на арифметическую и геометрическую прогрессии.

Изучение данной темы начинается с повторения понятий арифметической и геометрической прогрессий. С этими определениями учащиеся знакомы из курса основной программы по математике. Поэтому новый материал надо излагать после повторения формул n-го члена и суммы первых n-членов арифметической и геометрической прогрессий. Эти формулы применяются для решения большого числа разнообразных содержательных задач. Рассматриваются комбинированные задачи на арифметическую и геометрическую прогрессии.

7. Итоговая контрольная работа - 1 ч.


Учебно-тематический план

урока

Тема урока

Сроки


1

Текстовые задачи с целыми числами. Логика и алгебра.




2

Наибольший общий делитель и наименьшее общее кратное.




3

Математическое моделирование. Основные определения. Задачи на движение.




4

Решение задачи на движение с помощью квадратных уравнений.




5

Решение задач на движение с помощью рациональных уравнений.




6

Контрольная работа.




7

Определение процента. Нахождение процента от числа.




8

Нахождение числа по проценту.




9

Задачи на процентный прирост.




10

Задачи на смеси и сплавы.




11

Системы уравнений двумя неизвестными. Методы решения задач с помощью систем уравнений.




12

Решение задач с помощью систем уравнений.




13

Задачи на работу и производительность труда.




14

Последовательности. Определение и свойства последовательностей. Арифметическая и геометрическая прогрессии.




15

Задачи на арифметическую и геометрическую прогрессии.




16

Комбинированные задачи на арифметическую и геометрическую прогрессии.




17

Итоговая контрольная работа.






Задачи для контрольной работы

I группа

  1. Найдите наибольший общий делитель чисел 121212 и 121212121212.

  2. Из села в город выехал велосипедист со скоростью 11,5 км/ч. Через 2,4 ч вслед за ним выехал мотоциклист со скоростью 46 км/ч. Через сколько часов и на каком расстоянии от города мотоциклист догонит велосипедиста, если от села до города 40 км?

  3. Имеются два сплава золота и серебра. В одном сплаве количество этих металлов находится в отношении 1:2, в другом 2:3. Сколько граммов нужно взять от каждого сплава, чтобы получить 19 г сплава, в котором золото и серебро находятся в отношении 7:12?

II группа

  1. На какое число и при каких натуральных значениях а сократима дробь (2а + 5) : (За + 4)? Найдите все решения.

  2. Кот Том гонится за мышонком Джерри. Сейчас расстояние между ними 15 м, а расстояние от Джерри до норы 10 м. Успеет ли мышонок добежать до убежища прежде чем его догонит кот, если скорость Тома 5 м/с, и это в 2,5 раза больше, чем скорость Джерри?

  3. Сплав меди с серебром содержит серебра на 1845 г больше, чем меди. Если бы к нему добавить некоторое количество чистого серебра, то по массе равное – массы чистого серебра, первоначально содержавшегося в сплаве, то получился бы новый сплав, содержащий 83,5 % серебра. Какова масса сплава?

Итоговая контрольная работа

I группа

  1. Среди первых 2000 натуральных чисел найдите три различных числа, наибольший общий делитель которых является наибольшим из всех возможных.

  2. Две пчелы одновременно взлетели с одного и того же цветка и разлетелись в противоположных направлениях. Скорость первой пчелы 3,3 м/с, что в 1,2 раза меньше, чем скорость второй пчелы. Через 9 с они сели на цветы, растущие на противоположных сторонах лужайки. Какова протяженность лужайки?

  3. (Старинный задачник по арифметике Войтяховского.) Собака усмотрела в 150 саженях зайца, который перебегает в 2 минуты по 500 сажень, а собака в 5 минут 1300 сажень; спрашивается, в какое время собака догонит зайца.

  4. К 15 л 10%-ного раствора соли добавили 5%-ный раствор соли и получили 8%-ный раствор. Какое количество литров 5%-ного раствора добавили?

II группа

  1. Найдите все пары натуральных чисел, произведение которых равно 8400, а наибольший общий делитель - 20.

  2. Первая черепаха догоняет вторую. Скорость первой черепахи 130 см/мин, скорость второй - 97 см/мин. Сейчас расстояние между ними 198 см. Чему будет равно расстояние между черепахами через t мин? Какой смысл имеет число 33 в полученной при решении формуле? Через сколько минут первая черепаха догонит вторую

  3. (Старинная английская задача XVII в.) Собака погналась за зайцем, когда между ними было 150 футов (в переводе с английского фут - это “стопа”, равная 0,3048 м). Собака делает в один прыжок 9 футов, а заяц - только 7. Сколько прыжков должна сделать собака, чтобы догнать зайца?

  4. Кусок сплава меди и олова весом 12 кг содержит 45% меди. Сколько олова надо добавить к этому куску, чтобы в новом сплаве было 40% меди?

Литература, использованная при подготовки программы.

  1. Гнеденко Б.В. Математика в современном мире.

  2. Терешин Н.А., Терешина Т.Н. Сборник задач и примеров по алгебре, 1998.

  3. Цыпкин А.Г., Пинский А.И. Справочное пособие по методам решения задач по математике, 1983.

  4. Крамор В.С. Повторяем и систематизируем школьный курс математики.

  5. Никольская И.Л. Факультативный курс по математике.

  6. “ Математика”, приложение к газете “Первое сентября”, №18, 2000.

  7. “ Математика”, приложение к газете “Первое сентября”, №19, 2000.

  8. “ Математика в школе”, №2, 1989.

  9. “ Математика в школе”, №3, 1990.

  10. “ Математика в школе”, №2, №3, 1993.

  11. “ Математика в школе”, №4, 2001.

  12. “ Математика в школе”, №1, 2006.

  13. Сборник заданий ЕГЭ.

  14. Никольский С.М. и др. Арифметика. Пособие для самообразования. - М., Наука, 1988.

  15. Нагибин Ф.Ф. Математическая шкатулка. - М.

  16. Математика в экзаменационных задачах. Справочник для учителей и школьников.

Похожие:

Решение задач с помощью систем уравнений iconМетодическая разработка урока по алгебре в 7 классе тема «Решение текстовых задач при помощи составления систем уравнений»
Решение текстовых задач при помощи составления систем уравнений (№2 и 3 урок из 4 по теме)
Решение задач с помощью систем уравнений iconТики в 5-м классе по теме: «Решение уравнений и задач с помощью уравнений»(Обобщение материала)
Учебник: Математика: учеб для 5 кл общеобразоват учреждений / Н. Я. Виленкин, В. И. Жохов, А. С. Чесноков, С. И. Шварцбурд. М.: Мнемозина,...
Решение задач с помощью систем уравнений iconВопросы к вступительному экзамену в аспирантуру по специальности
Однородные системы линейных алгебраических уравнений. Решение систем линейных уравнений с помощью метода Гаусса
Решение задач с помощью систем уравнений iconПлан проекта Щелкните по тексту описания и внесите свой текст
«Математика в литературе» охватывает следующие учебные темы: Составление математической модели. Решение задач с помощью систем уравнений...
Решение задач с помощью систем уравнений icon«Нестандартные методы решения уравнений» Заяц Светлана Александровна
Решение некоторых уравнений сведением их к решению систем уравнений относительно новых неизвестных
Решение задач с помощью систем уравнений iconУрок по алгебре в 10 классе на тему «Решение показательных уравнений, неравенств и систем уравнений»
Цель : рассмотреть способы решения показательных уравнений, неравенств и их систем
Решение задач с помощью систем уравнений iconРешение задач повышенной сложности (1 час в неделю, 34 часа)
Решение физических задач – один из методов обучения физике с помощью решения задач
Решение задач с помощью систем уравнений iconРешение задач повышенной сложности по теме: «Уравнения и системы уравнений»
«Уравнения и системы уравнений» положены материалы учебных изданий: «Математика. Решение задач повышенной сложности». /автор: Клейменов...
Решение задач с помощью систем уравнений iconПлан-конспект урока «Решение систем уравнений методом алгебраического сложения»
Тема и номер урока в теме: «Решение систем уравнений методом алгебраического сложения» №2
Решение задач с помощью систем уравнений iconМинистерство образования и науки РФ московский энергетический институт (технический университет)
Слау), нелинейных уравнений и их систем, задач безусловной оптимизации, интерполяции и приближения функций, приближённого вычисления...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница