Диссертационных советов в 2010 году




НазваниеДиссертационных советов в 2010 году
страница1/35
Дата27.01.2013
Размер4.16 Mb.
ТипДиссертация
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   35

  1. АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОБЗОР РАБОТ
    ДИССЕРТАЦИОННЫХ СОВЕТОВ
    В 2010 ГОДУ



Диссертационный совет ДМ 212.261.01


АННОТАЦИИ ДИССЕРТАЦИЙ НА СОИСКАНИЕ УЧЕНОЙ СТЕПЕНИ ДОКТОРА ЭКОНОМИЧЕСКИХ НАУК


Соседов Геннадий Анатольевич. «Экономические отношения системы образования: модернизация в условиях формирования информационной экономики».

Работа выполнена на кафедре экономической теории и истории Академии экономики и предпринимательства Тамбовского государственного университета имени Г.Р. Державина.

Специальность: 08.00.01 – Экономическая теория.

Научный руководитель: доктор экономических наук, профессор Кацук Ольга Анатольевна.

Диссертация защищена: 29 мая 2010 г.

Основные положения научной новизны, выносимые на защиту.

Научная новизна исследования состоит в решении научной проблемы разработки интегрированной концепции модернизации экономических отношений, детерминирующих конфигурацию и специфику системы образования, обеспечивающей создание условий для формирования информационной экономики на основе разработки и реализации комплекса направлений, включающих: трансформацию структуры экономических отношений системы образования; совершенствование ее организационной и функциональной составляющей экономических отношений российской системы образования.

1.Раскрыт взаимообуславливающий характер развития системы образования и становления информационного типа общества: с одной стороны система образования обеспечивает увеличение интеллектуального потенциала общества (что является необходимым условием перехода к информационному типу экономики), с другой стороны экономическая среда информационного общества создает условия для увеличения производимых системой образования услуг и усиления создаваемых внешних эффектов: синергического эффекта для предприятия от каждого работающего; мобильности рабочей силы, производительных сил (обеспечение дополнительной производительности труда); эффект НИОКР, предполагающий аккумуляцию знаний, получающих практическое применение, и выступающих как способ производства товара или оказания услуги; эффект экономии, обеспеченный повышением качества и увеличением объема знаний; эффект качества принимаемых органами власти решений.

2.Выявлены противоречия между потребностями системы образования в развитии и внешней средой ее функционирования в современной России (уменьшение объемов НИОКР при необходимости модернизации экономики; сокращение бюджетного финансирования при необходимости развития системы образования; низкие показатели трудоустройства и нехватка специалистов в определенных сферах при увеличении количества выпускников; увеличение числа учебных заведений при снижении численности обучаемых и снижении признания российского образования в мире), наличие которых привело к деформации системы экономических отношений, определяющих конфигурацию и специфику системы образования, и их несоответствию этапу перехода к информационному типу общества, характеризующемуся следующими тенденциями: изменение мотивов интернационализации в сторону усиления экономических; развитие международного рынка образовательных услуг; усиление глобализации экономики, что увеличивает мобильность специалистов; обеспечение непрерывности сопровождения профессионального роста.

3.Определено, что на современном этапе хозяйствования отражением несовершенства экономических отношений системы образования является преобладание сопутствующих интересов субъектов системы «государсто-образование-общество-бизнес» над системообразующими: у государства – включение в международную систему образования над обеспечением ее опережающего развития, необходимого для перехода к информационному обществу; у учреждений образования – создание условий для достаточного уровня финансово-материального обеспечения над реализацией потенциала в приращении знаний; у индивидов – получение определенного статуса над получением знаний; у предприятий (организаций) – обеспечение краткосрочной прибыльности деятельности над привлечением и «воспитанием» высококлассных перспективных специалистов.

4.Разработаны ключевые направления реализации интегральной концепции модернизации экономических отношений системы образования (предполагающей изменение структурных элементов данной системы отношений): корректировка национальной доктрины образования в соответствии с принципами междисциплинарности и полипрофессиональности; трансформация структуры системы образования в контексте учета тенденции усиления самостоятельности учреждений образования; совершенствование экономических отношений системы образования в соответствии с трансформацией принципов финансирования в связи с массовым переходом к автономной форме хозяйствования; совершенствование функциональной составляющей экономических отношений, включающее развитие социального партнерства и рационализацию системы экономического стимулирования сотрудников.

5.Предложены направления корректировки экономической составляющей национальной доктрины развития образования: обеспечение перехода в самих учреждениях к реализации экономической политики, позволяющей привлекать больше внебюджетных средств; разработка мер по обеспечению реализации экономических интересов интеллектуальной элиты с целью снижения утечки интеллектуального капитала из страны; увеличение суммарной доли затрат на образование и науку при усилении самостоятельности вузов; переход к системе долевого участия государства в деятельности учебных учреждений; введение государственного образовательного кредита, право на который имеет каждый гражданин России и каждое автономное образовательное учреждение (в соответствии с его значимостью для страны). Обосновано, что модернизация экономических отношений российской системы образования должна осуществляться в соответствии со следующими принципами: интеграции (формирование реально возможной модели формирования образовательной системы страны); комплексности (учет всех сопутствующих доктрине условий ее реализации); соответствия (уровня общеобразовательных и профессиональных знаний потенциально возможному); доступности (обеспечение возможности получения образования всем социальным слоям); преемственности (в построении национальной образовательной системы); альтернативности и непрерывности образования; сохранности (дополнение лучших достижений высшей школы современными достижениями науки зарубежных стран на основе умеренного патернализма).

6.Обосновано, что в контексте модернизации отношений собственности в системе образования целесообразен массовый переход к автономным образовательным учреждениям (так как учреждения данной формы обладают высокой хозяйственной самостоятельностью; имеют обширные возможности взаимодействия с предпринимательскими структурами; их функционирование предполагает рациональную схему ответственности) с сохранением государственных (функционирование которых позволяет реализовать национально-государственные интересы) и частных учреждений. Реализация предложенного направления даст возможность тем учреждениям, которые имеют существенные источники внебюджетных доходов, действовать более свободно, что может привести к дальнейшему росту их благосостояния, следовательно, и к лучшему финансовому обеспечению образовательной деятельности в Российской Федерации, в конечном итоге такой массовый переход катализирует процесс инвестирования средств в образование.

7.Предложен механизм оптимизации системы экономических отношений по поводу финансового обеспечения автономных некоммерческих учреждений образования (разработанный на примере учреждений высшего профессионального образования): 1) определение типа вуза в соответствии с функциональным назначением и «значимостью» для национального хозяйства (уникальные, образовательно-методические, территориальные, национально-исследовательские, инновационные, базовые, образовательные); 2) проведение рейтинговой оценки по каждой группе вузов в соответствии с принципами: минимизации государственного участия в процессе оценки; отсутствия монополизации формирования рейтингов и появления заказных рейтингов; объективности оценок; разнообразия, предполагающего использование данных государственной и отраслевой статистики, а также экспертных опросов и мнений целевых групп; структурирования индикаторов рейтинга по группам факторов и отбор показателей каждой из групп; 3) определение типа финансирования (государственный заказ, субсидирование, кредитование) в соответствии с местом вуза в рейтинге и учетом национально-государственных интересов.

8.В качестве направления корректировки экономических отношений в системе «государство-образование-общество» предложен смешанный принцип государственного участия в финансировании учебных учреждений, сочетающий одновременно фактор затрат и результатов: финансовые ресурсы, предназначенные для финансирования делятся на две части, первая часть гарантирует учреждению необходимый уровень финансовых средств для функционирования, а вторая – распределяется по результатам приема обучаемых. Реализация данного принципа обеспечит: частичную бесплатность образования; дополнительное финансирование за счет привлечения обучаемых, возможность для развития; постепенную санацию учреждений образования не пользующихся спросом на рынке образовательных услуг.

9.В рамках гармонизации экономических интересов субъектов в системе «образование-общество-бизнес» предложено развитие социального партнерства экономических субъектов и учреждений системы образования, ориентированного на создание условий для последующего увеличения интеллектуального потенциала общества в соответствии с принципами междисциплинарности и полипрофессиональности. Реализация данного направления в учреждениях общего образования обеспечит создание условий для возникновения потребности скорейшего включения индивида в трудовую деятельность; на уровне профессионального образования позволит создать условия для наиболее полного получения знаний и их реализации на практике, а со стороны партнеров – удовлетворить потребности территории и работодателей в подготовке высококвалифицированных кадров.

10.Поскольку экономическое стимулирование сотрудников системы образования выступает ключевым фактором оптимизации экономических отношений в системе образования, обоснована необходимость достижения достаточного уровня заработной платы в сфере образования, что должно осуществляться на основе принципа дифференциации и путем введения премий, дополнительных компенсаций за особые условия труда, постоянных или единовременных выплат за выполнение особых заданий и т.п. Источником выплат стимулирующего характера должны стать как традиционные источники финансирования (бюджетные средства, целевое финансирование, плата за обучение, гранты, оплата за профильную деятельность), так и новые (плата за непрофильную деятельность, сформированные венчурные фонды, иностранные инвестиции, эндаумент-фонд, государственные субсидии и кредиты). Переход к рекомендованному механизму стимулирования позволит обеспечить реализацию системообразующих интересов субъектов экономических отношений: государства (за счет обеспечения притока талантливой молодежи в сферу образования); учреждений образования (за счет преодоления нехватки квалифицированных преподавательских кадров); индивидов (за счет сохранения и передачи накопленного опыта подготовки специалистов).

Теоретическая значимость диссертации состоит:

- в развитии теории информационной экономики в части обоснования необходимости развития системы образования как компонента обеспечивающего повышение интеллектуального потенциала общества и приращения в хозяйствующей системе информации и знаний;

- в формулировании теоретических и методологических положений (включающих тенденции, противоречия, принципы и целевые ориентиры) обеспечения модернизации экономических отношений российской системы образования;

- в расширении теории государственного регулирования путем развития теоретических и методологических аспектов участия государства в финансировании, регулировании и создании институциональных условий для развития системы образования;

- в обосновании целесообразности перехода учреждений системы образования на многомерную иерархичную систему;

Теоретические выводы, полученные в исследовании, могут быть реализованы при разработке методических пособий по исследуемой проблематике и в преподавании курсов: «Экономическая теория», «Экономика образования», «Государственное управление» в вузах России.

Практическая значимость исследования состоит в возможности применения полученных выводов и рекомендаций:

- в деятельности федеральных и региональных органов власти (при разработке концепций, стратегий и программ развития системы образования на среднесрочную и долгосрочную перспективу);

- в работе управлений образования при совершенствовании экономических отношений системы образования путем формирования ее разветвленной структуры (в т.ч. могут быть использованы критерии и параметры отнесения учреждений системы образования к различным подсистемам);

- в функционировании учреждений системы образования в контексте совершенствования их функциональной составляющей экономических отношений (при разработке программ и стратегий развития с учетом степени государственного участия).

Ведущая организация: Московский государственный институт электроники и математики (технический университет).

Официальные оппоненты: доктор экономических наук, профессор Валиев Шамиль Зуфарович; доктор экономических наук, профессор Герасимов Борис Иванович; доктор экономических наук, профессор Рудакова Ольга Викторовна.


АННОТАЦИИ ДИССЕРТАЦИЙ НА СОИСКАНИЕ УЧЕНОЙ СТЕПЕНИ КАНДИДАТА ЭКОНОМИЧЕСКИХ НАУК


Астафьев Владимир Анатольевич. «Коррупция как особая форма экономических отношений в обществе».

Работа выполнена на кафедре экономической теории и истории Академии экономики и предпринимательства Тамбовского государственного университета им. Г. Р. Державина.

Специальность: 08.00.01 – Экономическая теория.

Научный руководитель: кандидат экономических наук, доцент Юхачев Сергей Петрович.

Диссертация защищена: 13 марта 2010 г.

Основные положения научной новизны, выносимые на защиту.

Научная новизна исследования заключается в формировании теоретических представлений о коррупции как особой форме экономических отношений национального хозяйства и разработке соответствующего комплекса направлений и экономических мер по снижению коррупционной экономической активности.

1. Дано определение коррупции как особой формы экономических отношений, развивающихся в обществе посредством взимания одним субъектом статусной ренты (обусловленной наличием дискреционных полномочий) в форме получения любого вознаграждения за действие или бездействие, которое приводит к получению материальной или нематериальной выгоды другим субъектом. Особенность экономических отношений коррупции состоит в том, что в латентном состоянии они сопровождают жизнедеятельность в любом цивилизованном обществе, выходя из этого состояния в условиях ослабления или несовершенства институционального обеспечения его развития.

2. Систематизированы причины возникновения коррупционных экономических отношений с участием представителей государственной власти (как инициированных корруптером, так и коррупционером) по критерию выделения приоритетных экономических интересов, на реализацию которых они направлены, и выделены соответствующие им формы проявления (в зависимости от степени институционализации).

3. Выделены специфические факторы, определяющие характер развития коррупционных экономических отношений в современной России, с одной, стороны предопределенные историческими условиями (терпимое отношение в обществе к коррупции в сочетании с низким уровнем правовой грамотности населения; существование в России неформального «стихийного» гражданского общества, имеющего более значительное влияние, чем внедряемые в российскую практику западные модели гражданских институтов; широкий спектр дискреционных полномочий чиновников) а, с другой, обусловленные социально-экономическими реалиями российского общества (масштабность теневой экономики; неэффективность формальных институтов; высокий уровень социального неравенства; низкий уровень распространения безналичных форм расчета; неудовлетворительные условия для реализации экономических интересов государственных служащих различного уровня).

4. В рамках формирования системного подхода к ограничению коррупции в России выделены основные направления совершенствования взаимодействия государства и институтов гражданского общества, реализация которых позволит последним выполнять контролирующую и превентивную функции в борьбе с развитием коррупционных экономических отношений: формирование законодательной базы, регламентирующей права и функции общественных организаций в данной сфере; формирование экономической базы для развития общественных институтов, создание которой будет препятствовать развитию коррупции в самих общественных организациях; развитие системы обучения основам гражданского самоопределения; активизация роли независимых СМИ; усиление роли общественных палат, особенно на региональном уровне.

5. Предложена система экономических мер по снижению коррупционной активности: прямых (переход на безналичную систему расчетов между юридическими лицами; повышение заработной платы чиновников среднего и низшего звена, в сочетании с совершенствованием механизмов финансового мониторинга результатов деятельности государственных служащих; совершенствование системы контроля за соблюдением принципа разделения собственности и власти) и косвенных (совершенствование системы налогообложения и пенсионного обеспечения; снижение уровня дифференциации заработной платы государственных служащих высшего и низшего звена; преодоление избыточности государственного регулирования экономической деятельности).

Теоретическая и практическая значимость работы. Теоретическая значимость диссертационного исследования заключается в том, что коррупция представлена как особая форма экономических отношений, что позволяет обосновать необходимость выработки экономических мер по ее ограничению, а также по нейтрализации отрицательных последствий ее развития для национального хозяйства страны.

Разработанные в диссертационном исследовании рекомендации по совершенствованию организационно-экономического инструментария борьбы с коррупцией могут найти применение в деятельности органов законодательной и исполнительной власти федерального и регионального уровней.

Самостоятельное практическое значение имеют следующие результаты работы:

Для органов государственной власти, разработанные теоретические положения по формированию организационно-экономического инструментария борьбы с коррупцией, при совершенствовании законодательной базы антикоррупционной деятельности.

Для научной и педагогической деятельности в вузах России, разработанные положения, направленные на уточнение сущности коррупции как экономической категории, исследование генезиса коррупционных экономических отношений, анализ современной динамики коррупции в РФ.

Теоретические положения и выводы диссертационного исследования могут найти применение при разработке и преподавании курсов дисциплин «Экономическая теория» и «Макроэкономика» и спецкурса «Теневая экономика».

Ведущая организация: Саратовский государственный социально-экономический университет.

Официальные оппоненты: доктор экономических наук, профессор Смагина Валентина Викторовна; кандидат экономических наук, доцент Чернова Вероника Валериевна.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   35

Похожие:

Диссертационных советов в 2010 году iconРешение №496 от 16. 03. 2006 г. "О работе диссертационных советов в 2005г."
Заслушав информацию о работе диссертационных советов в 2005 году, ученый совет решил
Диссертационных советов в 2010 году iconСписок диссертационных советов утвержденных (продленных) приказами Рособрнадзора в 2010 году

Диссертационных советов в 2010 году iconРешение №378 от 17. 02. 2005г. "Об отчете о работе диссертационных советов в 2004 году"
Предложить ректору выделить помещения для защиты диссертаций и предоставить свои предложения на ученом совете в марте
Диссертационных советов в 2010 году iconАнализ работы школы за 2010-2011 учебный год
На основе решений педагогических советов реализация задач по возможности выполняется (см протоколы педагогических советов 2010-2011...
Диссертационных советов в 2010 году iconПрактическое пособие: "Управление диссертационным советом"
Издательский Дом инфра-м подготовил и издал практическое пособие для председателей и ученых секретарей диссертационных советов
Диссертационных советов в 2010 году iconСамарский государственный технический университет научно исследовательскаячаст ь
В целях осуществления контроля соответствия деятельности диссертационных советов Положению о порядке присуждения ученых степеней...
Диссертационных советов в 2010 году iconФормирование рынка сотовой связи забайкальского края
Защита состоится 18 мая 2009г в 14-00 часов на заседании диссертационного совета д 513. 003. 01 при Сибирском университете потребительской...
Диссертационных советов в 2010 году iconЛексика и фразеология компьютерного подъязыка
Защита состоится «25» мая 2012 г в 10. 30 на заседании диссертационного совета д 212. 261. 04 при Тамбовском государственном университете...
Диссертационных советов в 2010 году iconФормирование комплекса маркетинговых коммуникаций для сферы библиотечных услуг
Защита состоится 8 ноября 2007 г в 10 часов на заседании диссертационного совета д 513. 003. 01 при Сибирском университете потребительской...
Диссертационных советов в 2010 году iconСовершенствование государственной молодежной политики в современном казахстанском обществе
Дм 521. 003. 01 по философским и социологическим наукам по присуждению ученых степеней доктора и кандидата философских и социологических...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница